Главная страница

Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента


Скачать 7.53 Mb.
НазваниеВопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента
Дата12.01.2023
Размер7.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMoi_otvety_1_2_3_semestr.docx
ТипДокументы
#884172
страница12 из 20
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20

ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Наблюдение


  1. Телесная активность как отражение субъективной реальности.

У меня все нормально (со скрежетом в зубах)

Диагностика – это получение ключей доступа к субъективной реальности партнера, понимание его ментальной карты по внешним проявлениям.

Телесная активность как отражение субъективной реальности. Тело реагирует не на то, что происходит, а на то, что мы об этом думаем. Например, человек, видящий в своей реальности себя «ниже» другого, старается «смотреть на него снизу вверх». Тело человека является своеобразным показателем субъективной реальности. При сильном испуге, человеческий организм выдает различные телесные проявления. Телесные реакции отражают характеристики карты, а не свойства территории. Если человеку кажется, что ему угрожают, его тело будет демонстрировать реакцию на угрозу. Телесные реакции можно рассматривать как индикатор отношения человека к окружающему, даже если сам человек не осознает это отношение или не хочет его открыто демонстрировать.
Телесная активность

  1. Человек постоянно символизирует пространство, делая его отражением своей субъективной реальности. Например, человек, видящий в своей реальности себя «выше» другого, старается «смотреть на него сверху вниз», выбирает более высокий стул (или стул с более высокой спинкой).

  2. Тело человека – часть такого же «зеркала» субъективной реальности и активно участвует в создании ее символической модели.

  3. Например, если что-то в окружающей реальности идентифицируется как угроза – организм человека реагирует адекватно – выдает реакцию испуга, выражающуюся в массе телесных проявлений.


Э
то происходит независимо от того, насколько объективную угрозу для человека представляет пугающий его объект – телесные реакции отражают характеристики карты, а не свойства территории. Если человеку кажется, что ему угрожают, его тело будет демонстрировать реакцию на угрозу.

  1. Т
    УГРОЗА
    аким образом, по телесным реакциям можно определять, как именно человек интерпретирует окружающее, какой смысл ему придает.

  2. В
    ывод: телесные реакции можно рассматривать как индикатор отношения человека к окружающему, даже если сам человек не осознает это отношение или не хочет его открыто демонстрировать.




  1. Макропризнаки. Использование поз и жестов для диагностики включенности и открытости коммуникации. Дистанция коммуникации. Ближняя и дальняя эффективные дистанции.

Направленность коммуникации. Индикаторы направленности. Виды направленности и позиции в общении.

Макропризнаки – ярко выраженные телесные реакции, по которым можно судить о состоянии его субъективной реальности. Их отличает:

    1. Заметность (их можно наблюдать без особого труда)

    2. Произвольность (их можно сознательно имитировать)

К макропризнакам относятся: поза, походка, жесты рук и ладоней.

Анализ поз и жестов собеседника.

1. Позы и жесты – это способ символического поведения человека в его субъективной реальности, знаки, которые он создает.

2. Жесты могут использоваться как осознанное средство коммуникации, когда они целенаправленно выражают согласованный с партнером, понятный ему смысл (например, понятный всем жест «окей!» или «да, я согласен!» в России).

3. С другой стороны, жесты и позы могут быть неосознанными. Такие позы и жесты – просто реакция на свою карту окружающего мира. Но по этой реакции можно судить о содержании этой карты, о том смысле, который человек придает окружающему.

4. Например, внутренняя попытка отгородиться от реальности партнера, сохранить свою реальность в неприкосновенности приводит к использованию поз и жестов закрытости. Человек создает некую условную стену, субъективную границу между своей и чужой реальностью. (Ручка в руках, «Лучшее предложение» мужик в перчатках, «Человек в футляре» - А.П.Чехов.
Варианты жестов закрытости:

    1. Отгораживание с помощью предметов (сумочка, ручка, очки, тетрадь, спинка стула, стол)

    2. Скрещенные руки и ноги

С точки зрения коммуникации наличие жестов закрытости свидетельствует о неготовности человека воспринимать точку зрения партнера, о его потребности охранять свою реальность от чужого вмешательства.

Противоположную тенденцию демонстрируют жесты открытости:

В этом случае человек демонстративно убирает все преграды между собой и партнером, между своей и его реальностью.

Другим примером могут служить жесты принадлежности, которыми человек демонстрирует связь между собой и каким-то объектом (загораживает своего ребенка, как бы невзначай берет за руку свою девушку, опирается о свой автомобиль), как бы говоря: «смотрите, это мое!».

1. Макропризнаки отличаются тем, что их легко сымитировать, «подделать». Те же жесты открытости вполне можно освоить, чтобы вызывать чувство доверия у собеседника.

2. Включенность – диагностическая категория, показывающая интерес человека к содержанию реальности партнера, готовность «войти» в эту реальность и принять ее.

3. Макропризнаки, демонстрирующие включенность:

    1. Наклон корпуса в сторону партнера (на символическом уровне - «погружение в его реальность»)

    2. Смещение на край стула в сторону партнера

    3. Постоянный глазной контакт

    4. Отзеркаливание поз и жестов партнера

    5. Присоединение к темпоритму («угу-реакция», кивки в паузы) Угу-реакция – способ отзеркаливания. (Пр.: кивок; да ты что…? ого). Когда мы разговариваем по телефону и даем партнеру понять, что мы его слышим.


По походке можно легко распознать эмоциональное состояние человека. Монтепэр с соавторами (Montepare et al., 1987) выявили, что когда человек счастлив, он «летит», у него более частые и легкие шаги, а когда страдает — он при ходьбе по­чти не размахивает руками. Самая «тяжелая» походка — при гневе, а самая боль­шая длина шага — при гордости.
Дистанция коммуникации. Ближняя и дальняя эффективные дистанции.

1. Физическое «Я» человека не ограничивается только его телом. Границы физического «Я» включают некий объем пространства вокруг тела человека, которое он «считает собой».

2. Такое пространство принято называть личным пространством человека.

3. Люди обычно охраняют свое личное пространство. Вход в это пространство воспринимается так же, как прикосновение, объятие – то есть как непосредственный физический контакт.

4. Поэтому во время общения не стоит приближаться к человеку ближе границы личного пространства – у него возникнет острое чувство дискомфорта. Это возможно только с очень близкими людьми.

5. С другой стороны, в общении не стоит увеличивать расстояние с человеком настолько, что ваши границы личных пространств перестают контактировать. В этом случае у человека появляется ощущение «разрыва», чувство, что вы не контактируете с его реальностью, не присутствуете в ней.

6. Таким образом, мы получаем две основные дистанции, на которых коммуникация эффективна. С близкими людьми это ближняя дистанция эффективного общения, когда вы физически контактируете с границей личного пространства человека. В деловом общении с малознакомыми людьми – дальняя дистанция эффективного общения, когда соприкасаются ваши границы личных пространств.
Направленность коммуникации. Индикаторы направленности.

1. Коммуникация – направленный процесс. Личное общение человека можно сравнить со светом фонаря – он освещает то, на что направлен, оставляя другое в темноте. Так и в общении, вы посылаете сообщение не вообще в пространство, а конкретному адресату, который находится «в луче вашего фонаря».

2. Телесные реакции, показывающие, на кого направлена коммуникация, называют индикаторами направленности коммуникации.

3. В наиболее общем виде о направленности коммуникации свидетельствуют:

    1. Направление взгляда

    2. Ориентация корпуса

    3. Направленность жестов

    4. Направление ступней ног

4. Взгляд и корпус говорят скорее об осознанной направленности коммуникации, а жесты и ступни – о неосознанной. При этом направление индикаторов осознанной и неосознанной направленности могут противоречить друг другу.
Виды направленности и позиции в общении

1. Направленность коммуникации обеспечивает феномен позиции в общении.

2. Позиция в общении – это соотношение направленностей коммуникации у участников общения, создающее определенный тип взаимодействия. Выделяют три такие позиции




  1. Микропризнаки. Категория микропризнака. Калибровка как инструмент диагностики

субъективной реальности личности. Отбор и использование микропризнаков при калибровке.

Калибровочный паттерн. Структура калибровочного паттерна. Примеры калибровочного паттерна. Паттерны согласия, сопротивления, зависания. Верификация калибровочного паттерна.

Микропризнак – это наблюдаемая извне объективно проявляющаяся телесная реакция. Она ничего общего не имеет с галлюцинациями наблюдателя типа «ехидная улыбка», «задумчивый взгляд» или «обиженная поза».

К микропризнакам относятся: мимика - сокращения лицевых мышц, направление взгляда; малозаметные движения пальцев.

В качестве микропризнаков состояния используют:

    1. Изменение ритма и глубины дыхания

    2. Изменение цвета лица

    3. Изменения мышечного тонуса (особенно мышцы вокруг рта и глаз)

    4. Изменения формы нижней губы

    5. Тембр/тон голоса

Калибровка.

Калибровка– распознавание внутреннего состояния человека по его минимальным соматическим сигналам.

Калибровочный паттерн.

Паттерн (шаблон) – действовать определенным образом

1.Калибровочный паттерн- совокупность поведенческих реакций (набор микропризнаков), связанных с одним внутренним состоянием человека.

Например, когда некий человек сдерживает гнев, он одновременно напрягает мышцы шеи, слегка раздувает ноздри и напрягает/расслабляет жевательные мышцы. В целом это микропризнаки его паттерна "сдерживание гнева". Когда вы видите эти проявления, вы понимаете, что он чувствует.

2. Структура калибровочного паттерна состоит из двух компонентов:

    1. Набор соматических микропризнаков, появляющихся совместно

    2. Внутренне состояние человека, проявляющееся в этих микропризнаках.

Калибровочные паттерны каждого человека уникальны, неповторимы. Сдерживаемый гнев у одного может проявляться дрожанием уголка губ, а у другого – напряжением жевательных мышц.

Врожденный паттерн — это первоначальный шаблон, на который накладываются все последующие.



Верификация паттерна.

Верификация — это проверка. Чтобы убедиться, что вы не галлюцинируете, а на самом деле обнаружили калибровочные паттерны какого-то состояния, вам нужно самим "сгенерировать" это состояние, и посмотреть, какие микропризнаки при этом появляются. Например, можно задать вопрос, на который вы наверняка знаете ответ, и проследить паттерны человека, когда он говорит правду или лжет.

Например, вы говорите: "Слушай, а есть в твоей жизни человек, которого ты по-настоящему любишь?" По мере того, как вы расспрашиваете об этом человеке, у вашего партнера появляются микропризнаки паттерна "любви". Теперь, если вы увидите такие микропризнаки у вашего партнера, вы понимаете, что он кого-то, либо что-то любит.

Паттерны «да», «нет», паттерн зависания.

    1. Паттерны согласия и сопротивления - наборы микропризнаков, отражающих реакцию партнера на ваши слова, невербальный ответ "да, согласен, продолжай" или "нет, не согласен, но жду, пока ты договоришь, чтобы поспорить".

    2. "Паттерн зависания" - набор микропризнаков, который обозначает, что человек не определился, согласен или нет. Пока вы наблюдаете этот паттерн, не стоит переходить к другой теме, пока не получите отчетливый набор микропризнаков "да, согласен".

3. Что составляет невербальные реакции «да» и «нет» для вашего партнера? Продолжайте отмечать его реакции, задавая вопросы, до тех пор, пока вы не определите разницу между невербальными реакциями для «да» и реакциями, сопровождающими «нет».

Например, некоторые люди будут непроизвольно напрягать челюстные мышцы при «нет» и расслаблять их при «да». Другие будут немного бледнеть при «нет» и немного розоветь или краснеть при «да». Некоторые будут наклонять голову чуть вперед, говоря «да», и немного назад при «нет». В процессе калибровки обязательно обратите внимание на мышечный тонус, движения глаз, жестикуляцию, расслабление/напряжение глаз, рот, дыхание и т. д.

Вербальное зондирование.

Вербальное зондирование – это ключевые фразы/идеи с отслеживанием реакции

Активное слушание


  1. Категории «активного слушания» и «игнорирования». Игнорирование непроизвольное и инструментальное. Основные формы игнорирования. Причины и мотивы игнорирования.

Категория «слушания».

Слушание – это все то, что мы делаем, когда партнер говорит.

Слушание делится на «Активное» и игнорирование


Понятие «активного слушания» и основные цели, которые оно преследует.

Активное слушание –это активная деятельность человека, направленная на прояснение содержания субъективной реальности говорящего. Преследует 2 цели:

  1. Понять, что на самом деле хотел сказать вам партнер.

  2. Показать партнеру, что ты его понимаешь.

Понятие «игнорирования».

Игнорирование - мысленное оставление без внимания, пренебрежение кем-либо или чем-либо. В зависимости от контекста может обозначать разные вещи.

Игнорирование (в психологии) — форма психологической защиты, при которой осуществляется контроль информации об источнике воздействия путём ограничения объёма такой информации или её искаженного восприятия. Такое игнорирование может сопутствовать конфликтам.

Непроизвольноеигнорирование – спонтанное, ненаправленное поведение, игнорирующее собеседника. Мы не знаем о том, что мы кого-то игнорируем. Нам кажется, что мы хорошо слушаем, но увы!

Инструментальноеигнорирование – форма манипуляции для достижения скрытых целей.
Игнорирование непроизвольное и инструментальное.

Непроизвольноеигнорирование – спонтанное, ненаправленное поведение, игнорирующее собеседника.

  1. Нам не интересно;

  2. Заняты собственными мыслями;

  3. Ждем своей очереди высказаться;

  4. Придумываем ответ или продолжение разговора;

  5. Галлюцинируем по поводу партнёра;

  6. Поглощены своими чувствами. (Какая же она умная!)


Инструментальноеигнорирование – форма манипуляции для достижения скрытых целей.

  1. Ищем противоречия и несоответствия, чтобы показать его (её) неправоту;

  2. Блокируем восприятия, потому что сказанное нас напрягает;

  3. Ищем повод обидеться, чтобы разорвать контакт.

Пример игнорирования: в ответ на требование отца убрать со стола 7-летний Миша, скроил неприятную физиономию («как меня все достали»). Отец оставил без внимания выражение лица (игнорирование), сказав, как закончишь, будем обедать.

В неудачном варианте отец мог бы перестать «видеть» и разговаривать с сыном в процессе и даже после уборки. Это было бы уже отвержением ребенка.
7 видов действий, воспринимаемых как игнорирование.

  1. Демонстрировать отсутствие:

  1. Бубним под нос;

  2. Залипаем и тупим;

  3. Смотрим на часы;

  4. Киваем часто и невпопад;

  5. Переспрашиваем только что сказанное;

  6. Отвечаем на последние слова.

  1. Разрыв контакта:

  1. Отводим взгляд;

  2. Отворачиваемся;

  3. Выходим из комнаты;

  4. «Мне срочно нужно в универ»;

  5. Заснуть;

  6. «Я устал, давай поговорим в другой раз…»

  1. Эмоционально реагируем:

  1. Обижаемся;

  2. Злимся;

  3. «Наезжаем»;

  4. Разрываем контакт.

  1. Включение в другой процесс:

  1. «Сидим в телефоне»;

  2. Слушаем музыку в наушниках, либо включаем колонки;

  3. Занимаемся хозяйственными делами;

  4. Разговариваем параллельно еще с кем-нибудь

  5. Из другой комнаты: «Я все слышу!»

  1. Переключение:

  1. Перебиваем собеседника;

  2. Переводим разговор на другую более интересную тему;

  3. Переводим на тему, незнакомую собеседнику;

  4. Вопрос не по теме;

  5. Рассказываем в ответ собственную историю.

  1. Навязываем свою реальность:

  1. Оцениваем:

    1. Критикуем;

    2. Обесцениваем – «Не мои проблемы»;

    3. Отвергаем – «Бред», «ничего не понял»;

    4. Хвалим – «Молодец!», «так держать!».

  2. Поучаем, даем советы;

  3. Настаиваем на своем.

  1. Несовпадение эмоций:

  1. Уныло «Ну классно!» в ответ на эмоциональный рассказ.

Переписка:

  1. Заблокировать в день рождения;

  2. Не читать сообщения;

  3. Прочитать и не ответить;

  4. Удалить сообщения и сказать, что не приходило;

  5. Удалить из беседы.



  1. Активное слушание. Понятие раппорта. Оптимальная плотность взаимодействия, ее параметры. Отзеркаливание партнера. Техники разрыва раппорта.

Активное слушание это – техника и одновременно процесс максимальной концентрации на другом человеке, когда происходит учет всех тонкостей и нюансов в беседе: наблюдение за голосом, интонацией, мимикой, жестами и внезапными паузами.

Создание раппорта.

Раппорт – это состояние «МЫ», если его нет, то нет активного слушания. (Присоединение (синхронизация) дыхание, сердцебиение в унисон; Ведение, проверка, установка сигнала; Разрыв (рассинхронизация)).

Раппорт – должен быть осознанным. Нужно контролировать поведение (Стул-мужчина/девочка-подвигаются-девочка падает)

Косвенное присоединение – один человек быстро дышит – другой не дышит, как он, а кивает головой в такт со сердцем.

Симметричными действиями – мы улучшаем раппорт.

Ассиметричными действиями – мы разрушаем раппорт.

Угу-реакция – способ отзеркаливания. (Пр.: кивок; да ты что…? ого). Когда мы разговариваем по телефону и даем партнеру понять, что мы его слышим.

    1. Активное слушание подразумевает молчаливое создание условий, в которых у говорящего появляется ощущение, что его слышат и понимают.

    2. В коммуникации такое состояние называют состоянием раппорта. Раппорт – состояние настроенности участвующих в диалоге людей друг на друга, ощущение их сосуществование в единой субъективной реальности.



  1. Активное слушание. Безмолвное слушание. Анализ вербальных сообщений. Паравербальная информация. Наблюдение за позами, жестами, мимикой. Калибровка микропризнаков.

См.: 85-86 вопрос

Активное слушание это – техника и одновременно процесс максимальной концентрации на другом человеке, когда происходит учет всех тонкостей и нюансов в беседе: наблюдение за голосом, интонацией, мимикой, жестами и внезапными паузами.

Безмолвное слушание — заинтересованное молчание, прерываемое короткими словами и междометиями, присоединение к темпо ритму, отзеркаливание поз и жестов. Оно направлено на поощрение вербальной активности собеседника; это также паузы, дающие возможность собеседнику встретиться со своими мыслями. Безмолвное слушание — это минимальная информационная обратная связь, по которой можно без труда определить, слышит собеседник его или просто слушает.
Безмолвное слушание подразумевает восприятие речи собеседника (сам процесс слушания)

При безмолвном слушании человек обращает внимание на ключевые фразы и слова.

Ключевое молчание – закрытая зона, защита (например уход от ответа, смена темы)

Метод структуры сообщения – сценарий текста (что именно хотел сказать собеседник.

В речи преобладают глаголыпризнак подвижности,

существительныестатичность,

прилагательныеаналитика.

Ключевые фразы

Мета-структура

«Темные зоны» («Закрытые зоны»)
Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверенности и т.д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении используются и паравербальные средства, которые представляют собой совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода может служить интонация.

Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют от импульсивности собеседника, его уверенности в своих силах. И, напротив, спокойная медленная манера речи указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность говорящего. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека.

Громкость. Большая громкость речи присуща, как правило, искренним побуждениям либо кичливости и самодовольству. В то время как малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. Заметные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника. Как показывает коммуникационная практика, усилению эмоциональности речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов.

Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов свидетельствует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, вялости воли.

Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос является признаком повышенной естественной эмоциональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения.

Режим речи. Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение показывает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отрывистая манера речи служит выражением трезвого, целесообразного мышления.

Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера те или иные эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относятся: просодика — это темп речи, тембр, высота и громкость голоса; экстралингвистика — это паузы, кашель, вздохи, смех и плач (то есть звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).
Калибровка– распознавание внутреннего состояния человека по его минимальным соматическим сигналам.


  1. Активное слушание. Рефлексивное слушание. Виды и техники пересказа. Вопросы: открытые и закрытые, расширяющие и уточняющие. Семь специальных техник вопросов. Десять моделей интервью с использованием вопросов.

Рефлексивное слушание: пересказ.

  1. Рефлексивное слушание – это вариант активного слушания, ориентированный на активное и целенаправленное выяснение содержания субъективной реальности говорящего.

Рефлексивное слушание предназначено в первую очередь для делового стиля общения, его задача - усвоить и разумно переработать передаваемую информацию. Это слушание содержательное, с вопросами типа: "где, когда, сколько, какие обоснования и что из этого следует?" Разбор, анализ, разумная критика и подсказки - в рефлексивном слушании нормальны и приветствуются.

  1. С этой целью слушающий использует две группы техник – вопросы и пересказ.

  2. Вопросы могут быть разного вида

    1. По ориентации:

      1. Открытые. Ориентированы на получение информации от партнера. Не содержат заранее сформулированных вариантов ответа («Что ты делаешь сегодня вечером?»)

существует две проблемы:

1) Поток информации неуправляемый;

2) Человек боится ответить не так

      1. Закрытые. Ориентированы на выбор партнером одного из заранее заготовленных вариантов уже известной информации («Тебе сосиски или омлет?») подразумевают какой-то ответ (анкетирование, тест)

    1. По цели:

Первый вопрос всегда расширяющий.

Не может быть мало расширяющих либо уточняющих вопросов.

      1. Уточняющие (в рамках обсуждаемой темы)

      2. Расширяющие(Развивающие) (с частичной или полной сменой темы разговора) Давайте поговорим о погоде. Неправда хорошая? – Да, действительно



    1. Классификация:

      1. Микромоделирующие (отсылаются к непосредственному опыту человека) Пр.: как прошло сегодняшнее утро? – Хорошо – А конкретнее? (Нужно докапываться и использовать паузы)

      2. Макромоделирующие (вопросы с повышенным уровнем абстрагирования (мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечения от других). По какому вопросу плачем? (вопрос соответствует заказу, сказать, что все хорошо) или, как учеба в РГСУ? – Нормально (нельзя наехать)

Пересказы.

1) Уточняющий (Пример: «то есть…» или «если я правильно понял, то…»), потом ждем невербального ответа, если вы неправильно изъяснились (неправильно поняли), то говорите: «О, а как тогда?». Пр.: Я правильно вас понял, что вы отказываетесь от ваших обязательств?

2) Продолжающий (Пример: вы договариваете фразу за человека), если нет, то говорите: «Или нет?»; Лосяш: «Это …», Крош: «… феноменально!», Лосяш: «Да!»

3) Резюмирующий (в нескольких словах резюмирует сказанное какое-то части разговора) Значит мы с вами договорились о том, что;

4) Пересказ – эхо (мы повторяем какую-то фразу);

5) Опережающий – «Да, да мама – я знаю, что звонил мне преподаватель по английскому языку», не дав сказать ни слово маме.

7 специальных вопросов.

  1. Запрос на комментарий (Что вы скажите по этому поводу?) Пр.: Что вы можете сказать по поводу новой вышедшей книги Живикиной «03»?;

  2. Гипотетический вопрос (Это особая вопросная форма, когда спрашивающий хочет получить ответ на вопрос, что произойдет, если совершится (совершается или уже совершилось) подразумеваемое. Гипотетические вопросы побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать о перспективах объекта беседы или возможных последствиях его действий:) (а что, если?..); Пр.: Если нам удастся достичь согласия, как долго займет наладка системы? Если мы договоримся по цене, сколько товара вы закажете? Если я соглашусь не ехать в выходные к маме, ты испечешь мой любимый пирог? «Господин профессор, что произойдет, если озоновая дыра увеличится еще больше?»

  3. Моделирование ситуации (представь, что…), представьте себе ситуацию... Пр.: почему тот или иной полководец поступил так, а не иначе? Мы моделируем ситуации давно минувшего, допускаем альтернативные варианты и тем самым постигаем глубины человеческой психики.

  4. Логическое следствие (следует ли из этого, что…?) Пр.: Елена, вам не нравятся шахматы?! А зачем вы ходите, чтобы не злить родителей, - ДА!

  5. Конфронтация (несоответствие), Пр.: «Меня преследует депрессия и я одинока, однако вообще все не так уж плохо». «Я думаю, что люди должны сами принимать решения, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить», «Я хотела бы слушать других, но почему — то всегда говорю больше всех»; ДОСТОЕВСКИЙ «Преступление и наказание»

  6. Интерпретация (одно и тоже объясняем другими словами). Нужно говорить именно то, что говорил сам человек, а не свои мысли. МОЖЕТ БЫТЬ ЭТО СВЯЗАНО (С)…

Клиент: Эта училка меня достала, когда сказала, что я свистнул ее часы. Я чуть в морду ей не заехал.

Интервьюер: Так ты говоришь, она тебя достала (недирективное отраже­ние чувств).

Клиент: Конкретно.

Интервьюер: Знаешь, мне кажется, что поступок учительницы вызвал у тебя еще какие-то чувства. Может, ты обиделся на то, что она тебе не доверяет (интерпретативное отражение чувств).

Клиент: (Пауза.) Дурацкая идея... я больше не обижаюсь... Если тебе не доверяют, уже и не удивляешься, что на тебя снова хотят свалить то, чего ты не делал.

Интервьюер: Когда ты разозлился на свою учительницу оттого, что она тебе не доверяет, это было очень похоже на то, как ты в свое время реа­гировал на недоверие своих родителей (интерпретация).

Пэг: Он постоянно меня задирает. По-моему, он козел.

Дэн: Это она виновата. Она думает, что она во всем права.

Консультант: Я вижу, сегодня вы опять сели рядом.

Пэг: Я бы сама с ним рядом не села.

Консультант: Мне кажется, вы друг другу нравитесь. Вы почти всегда садитесь рядом. Вы постоянно друг друга подкалываете. Наверное, вы друг от друга просто балдеете.

Другие клиенты: Да! Точно! Мы тоже так думаем.

  1. Провокация (любой ответ не выгоден для партнера). (Мои действия, направленные на то, что любой ответ не выгоден для партнера). Пр.: Ты дурак или претворяешься? (Синяя или красная? – Красная. – А синяя значит говно, понятно!) 1. Сможешь ли ты простить измену? 2. Дождалась бы ты меня из армии? 3. Что отличает тебя от других? 4. Почему вы ушли с прежнего места?

Интервью

1. «Тематическое интервью» - Отношение Героя к разным вещам (расширяющие (открытые) и углубляющие чередуются);

  1. Уточняющие вопросы (цель-уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении):

    1. То есть ты говоришь, что…?

    2. Если я правильно понял, то…?

    3. Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…?

    4. Почему? – один из лучших уточняющих вопросов.

    5. Вы имеете в виду…

  2. Расширяющие вопросы (обычно начинается с вопросов Какой? Какая? Как? Сколько? Когда? Что?)

    1. Что для вас важно при выборе мебели? (расш.) диван желтый или оранжевый? (углуб.)

2. «Звездное небо» - темы не связаны друг с другом;

Пример:

  1. Как сейчас у тебя здоровье, после перенесенной операции?

  2. Ты скрываешь свое семейное положение, почему?

  3. Ты устаешь на работе?

  4. Как ты провел отдых на Багамах?

  5. Есть ли у тебя дома, какие-нибудь животные?

  6. Сейчас родные переживают за твое здоровье?

3. «Осада крепости» - Нападение со всех сторон. Задается очень много провокационных вопросов.

Примеры:

  1. «Ты изменял своей жене?»,

  2. «Сколько ты получаешь?»,

  3. В одном из интервью вы сказали, что для вас счастье – это деньги, а как же жена и дети?

  4. При каждом удобном случае ты делаешь акцент на то, что хорошо знаешь математику, тогда сколько буде 132 (169)?

  5. Какое твое любимое ночное заведение, клуб, бар?

  6. Ты веришь в дружбу между мужчиной и женщиной?

  7. У тебя были проблемы с алкоголем, есть ли они у тебя сейчас?

  8. Ты недавно приобрел недвижимость за границей, что действительно в России так плохо жить?

  9. Получается, что вы не были руководителем для этих людей, а просто дружили с ними?

4. «Караван истории» - Куча историй из опыта героя. Герой рассказывает одни истории





  1. Активное слушание. Эмпатическое слушание. Прояснение чувств собеседника. Выражение поддерживающих чувств коммуникатора. Уместное и неуместное эмпатическое слушание.

Эмпатическое слушание.

Эмпатическое слушание – поведение, обеспечивающее присоединение слушающего к чувствам говорящего. Другими словами, поведение, создающее у говорящего убеждение, что его чувства понимают и поддерживают. Особенностью такого слушания является то, что акцент делается не на содержании беседы, а на ее эмоциональной окраске.

Эмпаты отлично понимают боль другого, жажду или голод другого, неудобства другого. Это те, кто подвинется в транспорте, предложит наперёд какую-то потребность, кто чувствует неуравновешенных и надвигающиеся конфликты. к ним часто тянутся животные

  1. На достижения этой цели используют следующие техники:

    1. Вопросы о чувствах («Представляю, как это было приятно»), (Ты любишь меня? -Да. – И я тебя!)

    2. Отзеркаливание чувств (с помощью утверждения) («Я чувствую, как тебе сейчас плохо»)

    3. Сообщение о собственных чувствах (поддерживающие чувства) («Мне так приятно, когда ты читаешь!»)

  2. Ошибки:

    1. Отвергаем (не может этого быть)

    2. Да, ты прав – да, все правильно!


Эмпатия и примеры ее проявления.

Эмпатия – это сопереживание партнеру.

Эмпатия – это не сочувствие и не сожаление, а данная свыше или развитая самостоятельно возможность погрузиться в состояние другого, понять обуреваемые его эмоции.

При этом у эмпата может вовсе не возникать желание помочь и проявить заботу. Все зависит от человека. Например, все мы «видим» нищего, но не каждый протянет ему монетку. Как видите, это совсем разные понятия.

Примеры: все мы с детства помним фразу: "Поставь себя на место того или иного человека". Этим самым наши близкие старались побудить нас взять на себя ношу другого, прочувствовав то, что он переживает. Ярким примером является игра актёров. Каждый актёр перед выступлением просто обязан "войти" в образ персонажа. Также и зритель может прочувствовать характер героя, за которым наблюдает.

Проявление эмпатии можно заметить на самых ранних этапах развития человека. Младенец может расплакаться, если слышит плач другого малыша. Это один из видов эмпатийного поведения. Приведем несколько примеров. Один из студентов не сдал экзамен, в то время, когда вся группа сдала на "отлично". Все сокурсники сопереживают и пытаются подбодрить студента, который не успел подготовиться.

Родственники, которые пришли на похороны, также сопереживают вместе с вдовой.

Семья попала в автомобильную катастрофу. Выжил, например, ребенок, а родители погибли. Не только родственники, но и абсолютно чужие люди сочувствуют дитяти, сопереживают вместе с ним его горе.

Варианты и примеры эмпатического слушания.

1. Взгляд только на собеседника. Нельзя ковыряться в разных окружающих деталях (ковыряться в ногтях, мыть посуду…).

2. На лице искренняя заинтересованность.

3. Кивание головой.

4. Больше молчать, больше слушать.

5. Местами вставлять благосклонные фразы и вопросы: «Что ты почувствовала? Ты расстроилась…? Тебе было тяжело это слышать?  Как ты пережила то, что он тебе сделал? Я тебя так понимаю! Ты такая молодец! Ты здорово справилась с этим делом» — все эти реплики выражает мягкую поддержку, душевное понимание и сочувствие.

6. Если надо прикоснуться к руке или приобнять в нужный момент времени.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20


написать администратору сайта