Главная страница

Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента


Скачать 7.53 Mb.
НазваниеВопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента
Дата12.01.2023
Размер7.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMoi_otvety_1_2_3_semestr.docx
ТипДокументы
#884172
страница1 из 20
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

ВОПРОСЫ по курсу «Психотехнологии


коммуникативного менеджмента»

3 семестр 2 курс 2020 год зимняя сессия


СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


  1. Когнитивная карта как субъективная модель реальности. Первый принцип психотехнологии и следствия из него.

Человек принимает решения и действует, реагируя не на реальный мир, а на его карту, модель, создаваемую его психикой. Такую карту\модель реальности мы будем называть субъективной реальностью личности.

Первый принцип психотехнологии – карта не есть территория. Это означает, что субъективная модель реальности отличается от самой реальности – так же, как меню отличается от пищи, в нем обозначенной.

Из этого принципа существует как минимум 2 следствия:

  1. Карты разных людей различаются между собой.

  2. Не бывает правильных и неправильных карт. Бывают более или менее эффективные.



  1. Отличия карты от «территории».

  1. Карта упрощает реальность => риск потери важной для принятия решения информации (см. «Фильтры восприятия»)

  2. Карта отражает не только территорию, но и особенности картирующего субъекта

  • Личный жизненный опыт

  • Культурную среду, в которой воспитывался человек

  • Собственные проекции

  • Эмоциональные искажения

  • Проблемы и противоречия

  1. Карта устаревает в момент ее создания

  • Мы строим отношения с прошлым, а не с настоящим (Денеб, самая яркая и красивая звезда из созвездия Лебедя. Она взорвалась полторы тысячи лет назад, но мы, несмотря на это, до сих пор видим ее свечение).

Пример:

1. Листок, который только что мы видели на дереве, оторвался после того, как мы ушли, но в нашей карте лист еще весит, хотя уже упал.

  • b. Общение с прошлым основано на механизме иллюзий восприятия.

  1. Синдромы патологии коммуникации, связанные с неразличением «карты» и «территории». Второй принцип психотехнологии.

Неразличение карты и территории приводит к синдромам патологии коммуникации:

  1. Иллюзия «карт-клонов» («все карты такие же, как у меня»)

  2. Иллюзия «правильной карты» («моя карта правильней твоей»)

  3. Иллюзия «реальности номинализаций» («Я вижу, что наши чувства ослабли», «Это все любовь», «Его нерешительность – причина всех бед», «Дисциплина Никиты – ужасная») Как чувства могут ослабиться! НОМИНАЛИЗАЦИЯ – Глагол становится существительным! То, что нельзя положить в тележку – это и есть номинализация

  4. Иллюзия «чтения мыслей» («ты меня терпеть не можешь, потому что я люблю читать романы», «Они думают, что со мной можно не считаться»)

  5. Иллюзия «внешнего контроля» ((Я не могу выучить всю таблицу умножения) «Мне смешны твои слова!», (Я поцарапал старую машину) «Мне обидно слышать это от тебя!»). Ты сам себе так накрутил.

Если Первый принцип психотехнологии звучит как «Карта не есть местность», то второй – «КАРТА НЕ ЕСТЬ Я». Каким быть, какую когнитивную карту считать своей – это такой же наш выбор, как и остальные выборы.

Другими словами, «я такой» - не является оправданием для своего выбора. «Быть собой» может быть для нас ценностью, но каждый при этом несет ответственность за свой выбор, каким ему быть. Каждый из нас может оценить свою когнитивную карту, свои ценности и убеждения и признать, что они ему не подходят.

  1. Адекватное и иллюзорное восприятие действительности. Иллюзии восприятия. Отличия

иллюзии от категоризации опыта. Структура иллюзии. Соотношение понятий «субъективная» и «иллюзорная» реальность.

Адекватное восприятие. Мы воспринимаем некую картинку и говорим себе: «исходя из моего прошлого опыта и знаний о мире, наиболее вероятно, что это…». То есть мы понимаем, что наше восприятие – это наш вывод, и что он может быть ошибочным. Мы понимаем, что люди и вещи не всегда являются тем, чем кажутся. Мы относимся к воспринимаемой реальности как к наиболее вероятной гипотезе, всегда оставляя возможность иной интерпретации при появлении новых фактов.

Иллюзорное восприятие. Мы воспринимаем некую картинку и говорим себе: «я вижу, что это…». То есть мы уверены, что наше восприятие – это настоящая реальность. Никаких гипотез, мы воспринимаем то, что есть на самом деле.

Пример: сериал «Напарницы» или «Риццоли и Айлс». Мора Айлс – патологоанатом, которая не делает поспешных выводов и Джейн Риццоли – детектив, которая хочет раскрыть побыстрее дело. Так, красная жижа, которая находится на двери может быть кровью, а может быть бутафорией. Айлс имеет адекватное восприятие и говорит, что без экспертизы она не может с уверенностью сказать, что это кровь. Риццоли же наоборот знает, что это кровь без экспертизы (Иллюзорное восприятие). Так же из этого сериала удушение или нет, изнасилование или нет…
Иллюзии восприятия – феномен восприятия человеком не реальности, а собственных выводов по поводу этой реальности.

В этом случае мы имеем дело с иллюзией восприятия, когда мы, не осознавая того, «видим» собственные выводы.

Иллюзии восприятия могут существенно искажать реальность, поскольку существующие у вас сенсорные эталоны сформировались в результате конкретного личного опыта и могут серьезно отличаться от опыта других людей (или, в конце концов, вашего нового опыта).

Иллюзии восприятия часто можно устранить серией вопросов типа: «а что конкретно вы видите (слышите, обоняете, осязаете), чтобы сделать вывод о том, что…»

Пример: Иллюзии зрительного восприятия окружают нас повсюду и ежедневно в обычной жизни. Все предметы, которые удаляются к горизонту, будут уменьшаться на сетчатке глаза своими линейными размерами. Далеко находящиеся одинаковые по своей высоте телеграфные столбы меньше, чем те, что стоят вблизи. Параллельные рельсы железной дороги вдали визуально сходятся.

Вкусовые - после соленого усиливается кислый вкус, а после сладкого — соленый

Осязание - после длительного плавания на судне людей еще долго покачивает на твердой поверхности, словно они попали в качку. Предмет меньшего объема при равном весе с другим будет воспринят мозгом как более тяжелый.

Слуховые – чем хуже мы слышим, тем больше нам кажется, что человек отдален от нас, хотя, он может говорить близко, но тихо.
У каждого из нас в памяти (в когнитивной карте) содержатся осознанные или неосознанные эталоны образов восприятия, связанных с личным опытом. Мы знаем, что округлый механизм на руке человека называется «часы» и служит для измерения времени. Другими словами, у нас есть сенсорный эталон образа «часы», и всякий раз, когда мы видим в реальности нечто подобное, мы идентифицируем его как «часы».

Примеры:

  1. Когда-то в детстве вы испугались и при этом посмотрели в зеркало. С тех пор у вас появился сенсорный эталон испуга, и всякий раз, когда вы видите чем-то похожее выражение лица, вы идентифицируете его как испуг.




  1. Когда-то я увидел ноутбук, у которого была подсветка клавиатур – он стоил очень дорого. Теперь, когда я вижу (восприятие) такие ноутбуки я идентифицирую его с высокой ценой (идентификация объекта). Хотя сейчас, могут и в простой ноутбук внедрить подсветку.





  1. Понятия, которые мы используем: субъективная реальность, иллюзорная реальность, когнитивная карта и т.п. являются почти синонимами и обозначают примерно одно и то же: знаковую систему первого рода (см. «Знаковая система»), отражение психикой человека окружающей реальности в виде когнитивной модели.

  2. Однако существует и некоторое отличие. Понятия «субъективная реальность» и «когнитивная карта» просто подчеркивают факт отличия такой модели от объективной реальности. «Иллюзорная реальность» возникает тогда, когда человек не разделяет объективный мир и свои представления о нем («не отличает карту от местности» со всеми вытекающими последствиями).

  1. Уровни сенсорной культуры личности.

  1. В зависимости от степени различения карты и местности выделяют разные уровни сенсорной культуры:

    • Закрытая когнитивная карта («closed map»). Моё восприятие = реальности, поэтому все есть так, как есть, и если новая информация не соответствует моим представлениям – эта информация неверна.

Пример: это лист дерева Платан, а не Желтого Тополя (не примет данную информацию).


    • Открытая когнитивная карта («open map»). Моё восприятие – это модель реальности, она может быть верна или не верна, и я пересматриваю ее всякий раз, когда новая информация не соответствует моим представлениям.

Пример: это лист дерева Платана, а не Желтого Тополя (примет (переосмыслит) данную информацию).

2. Открытая карта совершенно не требует отказываться от своих представлений, как только получена идущая вразрез с ними информация. Информация может быть неверна, или неправильно интерпретирована, а наша гипотеза будет верной. Важно просто помнить, что это, тем не менее, просто гипотеза, а не сама реальность.


  1. Фильтры восприятия. Виды фильтров. Формирование субъективной реальности в результате действия фильтров.

Реальность представляет собой бесконечный объем взаимно трансформирующихся материи и энергии. Чтобы описать эту бесконечность, нужно бесконечное количество информации.

  1. Человеческий мозг не может вместить бесконечность информации и вынужден фильтровать ее, оставляя для моделирования реальности только самую важную с точки зрения эволюции.

  2. Фильтры – это механизмы восприятия, позволяющие выборочно сократить количество информации до объема, который способен переработать мозг человека.

  3. Фильтры формируются в течение исторически долгого времени, и не успевают за изменениями, происходящими быстро.

Выделяются три вида фильтров:

  1. Биологические (источником являются особенности организма человека)

  2. Социальные (источником является социум и культура)

  3. Личностные (источником является уникальный личностный опыт человека)




  1. Фильтры не просто определяют, какую информацию будет, а какую не будет воспринимать человек. По сути, они определяют, что существует, а что не существует в реальности человека («не воспринимаю – следовательно, не существует»).

  2. Таким образом, правила фильтрации определяют структуру и содержание когнитивной карты человека.




  1. Биологический фильтр – аспекты и результаты действия.

Большая часть информации не воспринимается, потому что человек не имеет органов чувств для восприятия энергии такого типа (или за счет ее недосягаемости для восприятия)

Пример: 1. Не воспринимаем радиацию; 2. Не ощущает загрязнённость воздуха/воды; 3. Магнитное поле.

Энергия/материя, которую способен воспринять человек, воспринимается в определенном диапазоне. За границами диапазона энергия/материя не воспринимается.

Пример: 1. Инфразвук (20 Гц. - испуг); 2. Не четко видит/слышит в дали; 3. Не ощущает наночастицы пальцами.

Даже та энергия/материя, которую находят наши органы чувств, перекодируется мозгом посредством знаковых форм, не имеющих отношения к реальности.

Пример: 1. Цвет – феномен, порождаемый нашим мозгом и не существующий нигде, кроме нашего мозга. (Стало быть, сигналы, идущие от этих рецепторов, говорят нам, какого цвета помидор? Но здесь возникает проблема. Ведь это не цвет самого помидора. Это характеристика света, отражаемого помидором. Если осветить помидор белым светом, он отражает красный свет. Поэтому он и выглядит для нас красным. Но что, если осветить помидор синим цветом? Теперь он может отражать только синий цвет. Будет ли он теперь выглядеть синим? Нет. Мы по-прежнему воспринимаем его как красный. Судя по цветам всех видимых объектов, наш мозг решает, что они освещены синим цветом, и предсказывает “истинный” цвет, которым должен обладать каждый из этих объектов. Наше восприятие определяется этим предсказанным цветом, а не длиной волны света, попадающего в наши глаза. Учитывая, что мы видим этот предсказанный, а не “истинный” цвет, можно создать эффектные иллюзии, в которых элементы рисунка, от которых поступает цвет с одинаковой длиной волны, кажутся окрашенными по-разному);

2. (СЛУХОВЫЕ) Пациент [...] пришел ко мне домой. [...] Мы вернулись в спальню. Покрывало с кровати было снято, и верхняя простыня отогнута, как обычно. Когда пациент увидел это, он немедленно начал раздеваться [в том числе снял парик]. Он забрался в кровать, укрылся простыней до подбородка и приготовился отойти ко сну (человек слышит и думает, что хочет. Например, скрипнула кровать – значит человек на нее сел, а не лег, как на самом деле)

  1. Социальный фильтр восприятия реальности. Язык как один из механизмов «социальной фильтрации».

Социальный фильтр – механизм, определяющий восприятие человеком окружающей действительности, источником которого является культура и социум.

В социальной фильтрации участвуют множество продуктов культуры: культурные нормы, традиции, ценности, обряды. Но особое значение имеют такие механизмы, как язык и культурные тексты.

Язык – это набор знаков и правил их использования для описания реальности. Это строительный материал для создания когнитивной карты.

Язык может быть:

    1. Естественным (созданным спонтанно в процессе эволюции человеческого сообщества для коммуникации в рамках этого сообщества).

Пример: русский, английский, немецкий.

    1. Искусственным (созданным специально для описания реальности в какой-то области деятельности).

Пример: язык операционной системы, математический язык, язык глухонемых, шрифт (язык) Брайля.

      1. Язык содержит не только знаки и правила их использования, но и имплицитную (скрытую) модель реальности, которую он предназначен описывать.

      2. Все, что выходит за границы этой модели, не описывается языком, а соответственно, не существует для его носителя. Людвиг Витгенштейн: "Границы моего языка означают границы моего мира".

      3. Таким образом, язык становится фильтром, определяющим, что будет, а что не будет воспринимать человек в окружающей реальности.

      4. Разные субкультуры пользуются разными языками описания реальности => находятся в разных воспринимаемых реальностях (например, людям ортодоксально верующим и атеистам во многом поэтому сложно понимать друг друга). Или человек, который не в совершенстве знает английский язык, некоторые выражения не сможет понять, поэтому для него это останется чем-то непонятным. Или человек, которые не полностью смотрел фильм в некоторые моменты не сможет понять собеседника.

Примеры:

    1. В начале двадцатого века антрополог Franz Boas писал, что у эскимосов есть четыре корня, обозначающих снег, и, в сочетании со всякими приставками и окончаниями, это количество огромно (плюс к этому в этом языке прилагательные и существительные сливаются в цельное слово). А в 1997 году Phil James опубликовал сотню слов, которые означают «снег» в языке эскимосов.

    2. В английском языке нет разделения местоимений «ты» и «вы». Причем в английском языке до XVII века было слово ты - thou. Сегодня его можно встретить в поэзии, молитвах и другой литературе, но не в обиходном общении.

  1. Культурные тексты (сказки, мифы, продукты массовой культуры) как эталонные модели в фильтрах восприятия

  1. Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека.

  2. В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов.

  3. Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции.

  4. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

  5. Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта.

  6. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

  7. Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут, так сказать, свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной) – это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь.

  8. Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.

Примеры:Сказки 1. «Колобок»-женщина зло; 2. «Золушка»-надо быть последней; 3. «Спящая красавица»-надо ждать принца. Цветик семицветик, гуси-лебеди

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта