Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента
Скачать 7.53 Mb.
|
«Чувство недостаточности» как источник развития личности. Основная идея Адлера заключается в том, что человек в течение жизни испытывает чувство недостаточности, сравнивая себя с требованиями родителей, окружением, эталонами культуры. Это чувство, по сути, и является источником мотивации к развитию (человек, который полностью собой доволен, останавливается в своем пути). Компенсация и гиперкомпенсация как реакция на собственную недостаточность. Для преодоления чувства недостаточности используются 2 механизма: 1. Гиперкомпенсация – когда упорным трудом человек совершенствуется именно в той области, в которой он чувствует недостаточность. Так, физические недостатки зачастую стараются компенсировать усиленными тренировками. Например, Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из великих ораторов; Александр Суворов, который в детстве был слабым болезненным ребенком, стал великим полководцем, делавшим вместе со своими солдатами, казалось бы, невозможное (переход через зимние Альпы). Пример (гиперкомпенсация): ребёнок старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А.В.Суворова. Александр Суворов – родился уже офицером Не красивая – занимайся фитнесом. Не хватает сил – качайся. То, что тебе нужно, к тому ты и стремишься. Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стал первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии (очень редкое врождённое наследственное заболевание, характеризующееся отсутствием четырёх конечностей). Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий. Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость. Адлер выделил три причины, способствующие развитию негативной гиперкомпенсации в раннем детстве: Физические недостатки. При неверных установках родителей или общества ребенок начинает воспринимать физические недостатки как препятствия. Даже добившись успеха в жизни, такой человек может продолжать негативно воспринимать окружающий мир, так как считает, что общество считает его неполноценным. Излишняя опека со стороны родителей. В детстве родители могут проявлять излишне много заботы и любви к своему ребенку, вследствие чего у него может развиться завышенная самооценка. Когда такой ребенок впервые сталкивается с реальным миром, он чувствует себя «изгнанным из рая», так как общество не оказывает ему сверх внимания и почета. Жесткое воспитание. Директивное воспитание приводит к развитию бессердечности. Ребенок, воспитанный подобным образом, во всех видит врагов и брезгливо относится к людям. 2. Компенсация – когда человек совершенствуется в другой области, не там, где чувствует неполноценность (Диана Гурцкая – слепая певица и т.п.). Пример (компенсация): у человека не ладятся отношения с людьми. Он заводит себе собаку и все время проводит с ней. Наступила определенная компенсация. Собака, конечно, к нему очень хорошо относится, но, общаясь только с ней, он теряет последние навыки общения с людьми и остается одиноким. Например, хилый подросток вместо того, чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. Адлер предположил, что великие люди добивались своих результатов, в том числе в творчестве, в процессе преодоления собственного чувства недостаточности. Однако, иногда человек преодолевает чувство недостаточности с помощью патологических механизмов. Например, мнимой компенсации, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, ложившимися обстоятельствами или другими факторами, независящими от субъектов. В этом случае чувство недостаточности фиксируется и превращается в комплекс неполноценности, который становится основным мотивом его личности. «Отцовский» и «материнский» типы любви по Э.Фромму. Развитие в отсутствии чувства недостаточности. «Комплекс неполноценности». «Отцовский» и «материнский» типы любви. Это разделение ввел в психологию еще один последователь Фрейда Эрих Фромм. … Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я – ребенок своей матери. Я любим, потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или по возможности еще более точно: Я любим, потому что это я. Это переживание любимости матерью –пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым – материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, это быть – быть ее ребенком. Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать – ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно, как если бы все прекрасное ушло из жизни – и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать. …Отцовская любовь — это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание – главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля, как любовь материнская. Эрих Фромм «Искусство любить» М атеринская – любит не за что Одновременно, лучше всего. Отцовская – любит за что – то Итак, материнская любовь – вечная, ее не надо ждать, требовать или просить. Она – безусловна на подсознательном уровне. Отцовские чувства вызваны не эмоциями, а поступками, поведением и послушанием. Мужчина любит ребенка «за что‑то», а не «вопреки», до тех пор (дочери), пока не появится другой мужчина в ее жизни, который похож на отца. «Я не мать – сюсюкаться не буду» Развитие в отсутствии чувства недостаточности. Отсутствие чувства недостаточности – это отсутствие мотивации к развитию. Избыточность материнского типа любви («я прекрасен уже потому, что живу») приводит к разным вариантам выученной беспомощности при спокойном отношении к собственным неудачам («да, я ничего не достиг, но так ли это важно, если я и так себя люблю?») «Комплекс неполноценности». Когда человек фиксируется на переживании своей недостаточности, оно превращается в комплекс неполноценности. Человек постоянно погружен в свои компенсации и гиперкомпенсации, но, сколько бы ни старался, ничего не может изменить. В качестве примера – т.н. «комплекс Наполеона» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс_Наполеона) Комплекс неполноценности – невроз, без лечения не исчезает Это совокупность психоэмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности по сравнению с окружающими людьми. Понятие ввел в оборот немецкий психоаналитик Альфред Адлер. Симптомами комплекса неполноценности обычно являются постоянные попытки привлечь внимание к своим страданиям, выставление напоказ роли Мученика и Жертвы, недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение, иногда дефекты речи. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя, а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства. Психотерапевты говорят о комплексе неполноценности только в случае тяжелых, запущенных клиентов с серьезно заниженной самооценкой. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства. Карл Густав Юнг, основные вехи жизни и представления о личности человека. Юнг разработал собственное учение, которое назвал аналитической психологией, в противовес психоанализу. Суть развития личности по Юнгу – процесс индивидуализации, принятия своего внутреннего мира, идентификация с Самостью – своей истинной сущностью и получение доступа к ресурсам коллективного бессознательного, где сосредоточен творческий потенциал всего человечества Карл Юнг (https://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг,_Карл_Густав)
Трехуровневая структура личности в юнгианской традиции. Основные структурные элементы личности. Трехуровневая структура личности в юнгианской традиции. Сознание Индивидуальное бессознательное Коллективное бессознательное Основные структурные элементы личности. Айра Прогофф предложил метафору, которая описывает представления Юнга о личности. Личность – это колодец. Видимая часть (сруб) – это Персона, основное содержание сознания человека. Дальше идет сам колодец – индивидуальное бессознательное человека, которое содержит комплексы и Тень. И в конце концов – вода коллективного бессознательного, которая питает, связывает между собой все колодцы. «Персона» и «Тень», их соотношение. - Персона - социальные роли, предписанная личности обществом или внутренними потребностями, «публичное» лицо человека, маска, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности. Персона – архетип, владеющий сознанием человека и одновременно наиболее поверхностный и доступный разумной оценке, относится к социальному образу человека. Персона отражает социальное лицо человека: образ личности с точки зрения общества. Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой. (https://www.psysovet.ru/threads/3772/) - Тень (темная, животная сторона личности, то, что человек скрывает) Тень (ИБ) - архетип, представляющий собой относительно автономную часть личности, складывающуюся из личностных и коллективных психических установок, которые не могут быть принятыми личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. В сновидениях Тень проявляется в виде человека одного пола со сновидцем, вызывающего неприятие и раздражение. Тень является частью Эго, но выходит из бессознательного. Чем больше тень – тем нужно больше сил для удержания Отрезаем огромное кол-во комплексов (сексуальность, свободу, агрессию) НУЖНО ПРИНЯТЬ СВОЮ ТЕНЬ (ПРИМЕР, МАЛЬЧИК ГЕТТ И ЕГО ТЕНЬ) (https://www.psysovet.ru/threads/3773/) «Анима», «Анимус» и «Самость» в юнгианской концепции. - Анима ( внутреннего женского начала в мужской психике) и Анимус (внутреннего мужского начала – в женской) - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. (https://www.psysovet.ru/threads/3774/) - Самость – (все в себе признали. Кто мы в действительности – стало известно) Сравнил с бабочкой, которая залетела в его окно (в куколке и с расправившимися крыльями). Центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Самость включает в себя как сознательное, так и бессознательное. (https://www.psysovet.ru/threads/3781/) Пример (самости): допустим, человек попал в аварию – это ему типа подсказка, что нужно соблюдать скоростной̆ режим. Юнг считал, что если Эго не вполне слышит зов Самости, то у нас имеются и слабые поправки этого в виде «подсказок», хороших или не очень. Где-то мы потеряли ключи, где-то не завелась машина, где-то сдох планшет с важной̆ презентацией̆. Человек должен подмечать эти «пятнышки» и осознавать их глубокий̆ смысл. Проблемы, которые «подкидывает» человеку Самость необходимы для развития его Эго. Категория архетипа. Три вида архетипических структур. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых, архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. https://womanadvice.ru/arhetip-primery-arhetipov-po-yungu-i-kak-nayti-svoy-arhetip (понятие архетипов и примеры) Вот подробное (слишком) описание концепции архетипа: https://www.psysovet.ru/threads/3770/ Архетип – структура психики, которая позволяет человеку формировать ее содержание. Юнг, объясняя идею архетипа, использовал метафору магнита и железных стружек. Если рассыпать стружки по столу и поднести под столешницу магнит, стружки выстроятся по определенным линиям. Эти линии нам видны, хотя сам магнит – нет. Магнит – архетип, он не виден в глубинах коллективного бессознательного. А линии, которые выстраиваются под его структурирующим воздействием – это архетипические идеи, образы и сценарии, которые мы можем осознать. Архетипические – ИДЕИ, ОБРАЗЫ, СЦЕНАРИИ. Эти идеи, образы и сценарии повторяются у всех людей и народов: https://www.psysovet.ru/threads/3771/ Архетип – одна из основных идей в коммуникации. Вот как, например, идея архетипических образов реализуется в рекламе и маркетинге: ВАЖНО! http://art-pobeda.com/arhetipyi-brendov-segmentatsiya-biznesa А здесь без картинок, но подробно: http://nekele.ru/forum/index.php?topic=1768.0 Архетипы и сценарии жизни. Типология личностных сценариев. Влияние сценария на жизненный путь личности. Архетипы и сценарии жизни. Архетип – это структурная единица коллективного бессознательного, которая направляет психические процессы. Юнг пользуется в своей теории символами, которые являются отражением архетипов (образы героев, которые встречаются в мифах, преданиях, образы сюжетов, встречающиеся в преданиях, сказках). Архетип в теории Юнга может существовать в разных проявлениях. Архетипов вообще может быть бесконечное множество, но важнейшими из них являются архетип «Я», архетип «матери» (это не реальные образ матери, а собирательный, который складывается из образа реальной женщины и вымышленной. Пример: Родина, Дева Мария, Баба Яга, Анна Иоанновна), архетип «отца» (может иметь проявления власти. Пример: Бог, правитель). Мать – утешение, спокойствие; Отец – мощь, сила, авторитет, власть; Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение; Мудрец – знания, мудрость, опыт; Герой – спасатель, защитник, опора; Враг – опасность, тревога. Юнг выделяет символы для коллективного бессознательного (крест, звезда Давида, буддистское колесо жизни). Типология личностных сценариев. Одним из наиболее известных приверженцев теории сценариев был психолог и психиатр, создатель трансакционного анализа, Эрик Леннард Берн (1910—1970). Он изложил свои наблюдения и выводы по этому вопросу в своей книге «Люди, которые играют в игры». Пока не (Геракл) Есть огромное количество разнообразных вариантов этого сценария, но, в общем, их сценарные директивы сводятся к мысли о том, что ничто хорошее не случится, пока что-то менее хорошее не закончится. Например: «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать», «В другой жизни мне воздастся по заслугам» и прочее. Никогда (Тантал) Директиву, лежащую в основании этого сценария, можно сформулировать так: «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу» После (Дамокл) Сценарий «после» в каком-то смысле представляет собой сценарий «Пока не» наоборот. То есть, после чего-то хорошего должно обязательно приключиться что-нибудь плохое. Оно послужит своеобразной расплатой. Например: «Я могу радоваться сегодня, но завтра должен буду за это заплатить», «После женитьбы (или замужества) жизнь состоит только лишь из одних обязательств» и прочее Всегда (Арахна) Данный сценарий порождает цепь событий, которая обычно именуется «полосой неудач» или «полосой невезения». Эрик Берн приводил по поводу этого сценария такой пример: человек, который застрял посреди шоссе, из-за того, что у него внезапно закончился бензин, за несколько дней до происшествия, сам не замечая того, начинает поглядывать на указатель Почти (Сизиф) При объяснении сути этого сценария можно вспомнить миф о Сизифе. Этот знаменитый герой древнегреческих мифов прогневал богов и был обречён вкатывать на гору огромный камень. Когда Сизиф почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и катился к подножию. Нечто похожее происходит и в жизни человека, обладающего этим сценарием: он пытается что-то сделать, но редко ему удаётся довести дела до конца. Победитель - достигает своей цели. Проигравший – проходит массу мучений и при этом не достигает своей цели Влияние сценария на жизненный путь личности. Судьба – жизненный сценарий личности. Жизненный сценарий – это моя будущая когнитивная карта, это план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала. По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя (проигравшего). Формируются жизненные сценарии на основе получаемых от родителей сценарных посланий, так называемых приказания. Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем. Победитель - достигает своей цели. Проигравший – проходит массу мучений и при этом не достигает своей цели Понимание природы сценариев нужно для того, чтобы осознанно справится со связанными с ними проблемами. Но ошибочно думать, что следует исправить "плохой" сценарий, заменив какие-то его части более хорошими. Такие исправления будут лишь половинчатым решением. Истинной целью самореализации должно стать освобождение от сценария как такового, возможность стать автономной личностью, человеком, который сам (а не его сценарий) управляет собственной жизнью и судьбой. Первая и самая архаичная версия сценария — это первичный «протокол», который воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов только потому, что они намного выше и крупнее его. Гордость за предков. Пациент констатирует факт: «Мои предки были ирландскими королями» или «Мой прапрадедушка был главным раввином в Люблине». Ясно, что этот человек запрограммирован идти по стопам своих предков, т.е. желает стать выдающейся личностью. Идеализация. Она может быть романтической или парадоксальной. Так, преуспевающий в жизни человек может сказать: «Моя бабушка была прекрасной хозяйкой», или «Мой дедушка дожил до 98 лет, сохранил все зубы и не имел ни одного седого волоска». Это ясно показывает: говорящий хочет повторить судьбу своих прародителей и исходит из нее в своем сценарии. Неудачники обычно прибегают к парадоксальной идеализации: «Моя бабушка была строгой, практичной женщиной, но в старости она сильно сдала». Здесь явно предполагается: хотя она и сдала, но была все же самой бодрой старушкой в доме престарелых. Скорее всего в этом же состоит и сценарий внучки: стать среди других старых людей самой бодрой старушкой. Соперничество. Ответ: «Дедушка всю жизнь своей личностью подавлял бабушку» или «Дедушка был такой бесхарактерный, что любой человек делал с ним все, что хотел». Подобные ответы часто представляют собой невротическую реакцию, которую психотерапевты интерпретируют как выражение желания ребенка быть сильнее своих родителей. Коллективные сценарии. Концепция и этапы «пути героя» по Д. Кемпбелу. Как уже говорилось, Архетипы проявляются не только в общих для всех идеях и образах, но и в архетипических сценариях. Эти сценарии проявляются как в культурных текстах всех народов (сказках, историях, мифах), так и в форме жизненных сценариев людей. И если мы говорим, что человек реализует сценарий Золушки или Спящей Красавицы – вовсе не обязательно, что на него повлияла сказка, прочитанная в детстве. Просто он выбрал сценарий жизни, который в этой сказке представлен лучше всего. Существует огромное количество классификаций сценариев, но проще всего делить их на Победителя, Непобедителя и Неудачника (забегаем вперед, в Транзактный анализ). Подробнее здесь: http://www.transactional-analysis.ru/script/261-lifescript Концепция и этапы «пути героя» по Д. Кемпбелу. Джоозеф Джон Кэммпбелл — американский исследователь мифологии, наиболее известный благодаря своим трудам по сравнительной мифологии и религиоведению. Джозеф Кэмпбелл приобрёл большую популярность благодаря тому, что именно он со своей книгой «Герой с тысячью лицами», по словам Джорджа Лукаса, явился вдохновителем фильма «Звёздные войны». В этой книге он доказал, что среди мифов всех культур, континентов и времен есть свои мифы о героях, и все они укладываются в одну и ту же схему. В ней 17 элементов, умещающихся в трёх фазах. Выглядят эти фазы примерно так: Сепарация (отделение) — герой покидает родной дом и добирается до границы обычного и неизведанного мира; Инициация — преодолев сопротивление «привратников» на границе миров, герой путешествует по «волшебному» миру, побеждает всех врагов, отгадывает все загадки и завладевает главным сокровищем; Возвращение — герой решает вернуться в родной дом, чтобы поделиться сокровищем с родными. Интересно написано здесь: https://www.mirf.ru/book/tysyachelikij-geroj-campbell Теперь давайте рассмотрим фазы и этапы Пути Героя в подробностях. ФАЗА 1 Первая фаза путешествия героя — это разогрев, предыстория. В ней 5 элементов. 1. ЗОВ К СТРАНСТВИЯМ Тут всё просто. Герою дают понять, что пора отправиться в путешествие. 2. ОТВЕРЖЕНИЕ ЗОВА Себе и односельчанам герой кажется самым обыденным человеком, призыв к путешествию он считает явной ошибкой, так что пытается улизнуть от судьбы. Если отвержение зова — не минута слабости, а окончательное решение «героя», то он обрекает себя на прозябание в тесном мирке обыденности, скуку и мелкие страхи. В мифах такое происходит редко, в реальной жизни — намного чаще. 3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО Если герой встаёт на предначертанный путь, ему будут помогать волшебные силы. К примеру, наставник, учитель, добрые существа, наследство родителя-героя и т.д. 4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕРВОГО ПОРОГА Это момент, когда герой пересекает границу между своим безопасным мирком и «зоной действия более мощных сил», неизведанной и опасной. «Привратник» на границе миров подвергает героя испытанию, если герой справился — оказывает помощь, если нет — не просто не пускает, а ещё и пинка может дать. 5. «ВО ЧРЕВЕ КИТА» Часто мифических героев проглатывают огромные звери или рыбы. В брюхе зверя герой обнаруживает нечто ценное, например, целый мир с лесами и реками, полями и городами, либо просто полезный артефакт, после чего разрубает брюхо зверя и освобождается, к удивлению односельчан, заочно похоронивших его. Итак, в конце первой фазы герой переживает «ложную смерть», в результате наступает окончательный разрыв с обыденным прошлым. ФАЗА 2 Вторая фаза, говоря языком любителей ролевых компьютерных игр, посвящена «прокачке». Это странствия в волшебном мире, уже с действительно серьёзными опасностями, а не игрушечными в стиле «всё равно Том Бомбадил за нами присмотрит». Она содержит 6 элементов. 6. ПУТЬ ИСПЫТАНИЙ Собственно, первые испытания на пути героя. На этом этапе мы обычно узнаем, чего стоит герой сам по себе — без посторонней помощи. Здесь же он демонстрирует и слабые стороны. 7. ВСТРЕЧА С БОГИНЕЙ Кэмпбелл пишет: «Встреча с богиней (которая воплощена в каждой женщине) является последним испытанием способности героя заслужить благо любви, которая, как оболочка вечности, присуща самой жизни». 8. ЖЕНЩИНА КАК ИСКУСИТЕЛЬНИЦА На этом этапе герой встаёт лицом к лицу с тайными желаниями, которые могут помешать выполнить миссию и которые часто — но не всегда! — олицетворяются женщиной. 9. ПРИМИРЕНИЕ С ОТЦОМ Кэмпбелл был неофрейдистом и рассматривал мифы как аллегорию взросления, поэтому считал, что кульминация пути героя символизирует момент в жизни, когда сын становится равен отцу и преодолевает эдипов комплекс. Это не единственная возможная трактовка, и сам Кэмпбелл пишет, что речь идёт о приобретении контроля над самой страшной силой в жизни героя, и символизировать её может любой персонаж или предмет, обладающий властью над жизнью и смертью. 10. АПОФЕОЗ Это блаженство героя, когда все трудности уже позади, а возвращение домой ещё только предстоит. Нирвана Будды, познавшего наконец мудрость десяти тысяч миров. А на бытовом языке — пиршество на поле славной битвы. 11. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В КОНЦЕ ПУТИ Часто то, ради чего затевалось путешествие, выражено материально: меч, склянка с эликсиром, растение и так далее. ФАЗА 3 Третья фаза — это путь назад, препятствия на котором страшны для простого смертного, но почти незаметны для героя, обретшего божественную силу. И здесь есть опциональные этапы. 12. ОТКАЗ ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ Герой навсегда остается пировать с богами, лишая своих соотечественников шанса на лучшую жизнь. Соблазн велик, и даже Будда сомневался, стоит ли идти назад и показывать людям путь к Нирване, ведь этих-то даже плетью в царствие небесное не загонишь. 13. ВОЛШЕБНОЕ БЕГСТВО Этап, более всего характерный для сказок, когда герой, завладев артефактом в замке тёмного властелина, бежит обратно, чудовища преследуют его, а добрые волшебники помогают спастись. 14. СПАСЕНИЕ ИЗВНЕ Силы добра, помогавшие герою на пути к сокровищу, оставляют его в самый трудный момент — в момент решающего сражения, ведь что это был бы за подвиг, если бы за героя его совершили боги? Но как только последнее испытание состоялось, силы добра могут развернуть спасательную операцию и быстро эвакуировать героя с места событий. 15. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОРОГА В МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ Сложность здесь в том, чтобы в обыденном мире сохранить сокровище, добытое в мире «волшебном», а по-простому — не зазнаться, не отказать людям в помощи, не впасть в рутину повседневности. Для многих героев древних мифов это испытание становилось более сложным, чем собственно завоевание сокровища. 16 И 17 ЭЛЕМЕНТЫ НАЗЫВАЮТСЯ В КНИГЕ КЭМПБЕЛЛА «ВЛАСТЕЛИН ДВУХ МИРОВ» И «СВОБОДА ЖИТЬ» Речь идет о счастливой жизни «бога» среди людей. Он может в любую секунду сходить на прогулку в мир волшебный, всё равно что из дома в сад. В его жизни нет суеты и лихорадочных планов, он живёт настоящей минутой и находится в полной гармонии с собой. Это счастливый конец, классическое «и стали они жить-поживать…» Разумеется, в применении к киносценариям, эту схему нужно упрощать, а где-то, наоборот, усложнять актуальными деталями. Но большая часть всех киносценариев структурирована по схеме классического Пути Героя. Отметим также, что Путь Героини заметно отличается от Пути Героя, что нужно учитывать при написании сценария с главным персонажем-женщиной |