Главная страница

Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента


Скачать 7.53 Mb.
НазваниеВопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента
Дата12.01.2023
Размер7.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMoi_otvety_1_2_3_semestr.docx
ТипДокументы
#884172
страница2 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Личностный фильтр. Личностный опыт как источник развития. Формирование позитивных и негативных эталонов, границ «Я», базового доверия. Варианты «анального» характера.

Гендерная идентичность: «комплекс Эдипа» и «комплекс Электры».

Личностный фильтр – это механизм восприятия, источником которого является уникальный личностный опыт человека. Даже братья, растущие в одной семье, имеют принципиально разный личностный опыт: один – опыт старшего, а другой – младшего брата.


  1. Соответственно, когнитивные карты у разных людей разные еще и из-за специфики личностного опыта каждого. Например, ребенок, которого глубоко и искренне любили в семье, будет иметь в своей карте совершенно иное значение категории «любовь», чем ребенок, выросший в рамках холодных и неприязненных отношений. Или опыт взаимоотношений с собаками, как за ними ухаживать и как их дрессировать.

  2. В последнем случае ребенок может знать слово «любовь», но не иметь личностного опыта – что это такое. И, соответственно, в его когнитивной карте любовь принципиально отсутствует.

  3. На каждом этапе развития личности личностный опыт создает ключевые новообразования личности ребенка, такие как границы «Я», гендерную идентичность и т.п.


Формирование позитивных и негативных эталонов

  1. Самые первые новообразования, которые получает ребенок в результате переживания личностного опыта – это формирование позитивного и негативного эталонов. Когнитивная карта получает «+» и «-» полюса.

  2. Существование ребенка во внутриутробном периоде, когда полностью и автоматически удовлетворяются все его потребности, создает у человека «абсолютный позитивный эталон», образец спокойствия и умиротворенности.

  3. В процессе рождения ребенок получает не только физическую, но и эмоциональную травму, которая впоследствии может восприниматься как абсолютный негативный эталон, образец запредельного переживания отрицательных эмоций.

  4. В случае, если страх, возникающий во время рождения, не вытеснен в бессознательное, он может служить основой для различных невротических реакций и расстройств характера.

Формирование границ «Я»

  1. У новорожденного ребенка в картине мира еще не различаются «Я» и «не-Я». Мир для него = мама, «отдельность» от которой он осознает не сразу.

  2. Для того, чтобы произошел процесс «сепарации» (отделения), прежде всего необходим позитивный физический и эмоциональный контакт с матерью. Телесный контакт с матерью. В этом случае формируется первоначальное физическое ощущение границы собственного тела и собственной личности.

  3. Нет рядом мамы – нет позитивного телесного взаимодействия – граница «Я не формируется = склонность к симбиотическим отношениям.

Формирование базового доверия и недоверия

  1. Происходит в процессе вскармливания грудного ребенка («оральная стадия» в концепции психоанализа).

  2. Если кормление проходит нормально, формируется инвариант «Я ОТКРЫВАЮСЬ ЧЕМУ-ТО И МНЕ ОТ ЭТОГО ХОРОШО». На основе этого инварианта позже формируются ощущение доверия в отношениях.

  3. Если пища или сам процесс вызывают негативную реакцию, формируется инвариант «Я ОТКРЫВАЮСЬ ЧЕМУ-ТО И МНЕ ОТ ЭТОГО ПЛОХО». На основе этого инварианта позже формируются ощущение недоверия в отношениях.


Управление стулом, приучение ребенка к горшку – еще один ключевой этап, формирующий когнитивную карту ребенка. В зависимости от личностного опыта, связанного с этими процессами, могут формироваться два разных типа характера.

  1. Анально-удерживающий (анально-педантичный) тип формируется тогда, когда родители слишком жестко подходят к задаче приучения ребенка к туалету. Ребенок формирует инвариант «КОГДА ЧТО-ТО ИЗ МЕНЯ ВЫХОДИТ, ОСОБЕННО БЕСКОНТРОЛЬНО – ЭТО ПЛОХО». В результате доминирующими чертами становятся потребность в контроле и самоконтроле, упрямство, скупость, методичность, скрупулёзность, пунктуальность.

  2. Анально-выталкивающий (анально-компульсивный) тип представляет собой другую противоположность. Ребенок побеждает родителей в борьбе за право делать это когда и где угодно, формируя инвариант «КОГДА ЧТО-ТО ИЗ МЕНЯ ВЫХОДИТ, ОСОБЕННО БЕСКОНТРОЛЬНО – ЭТО ХОРОШО». В результате формируется личность с одной стороны – спонтанная, творческая, с другой стороны – хаотичная, бессистемная, импульсивная. В клинических случаях такой человек может испытывать радость от очернения других, удовольствие от того, что доставил другому неприятности.


Комплекс «Эдипа» Зигмунд Фрейд - (древнегреческий миф) Оракул предсказал Лаю, что умрет от руки своего сына) Эдип – загадка Сфинкс – отгадал. ВЛЕЧЕНИЕ К РОДИТЕЛЮ (СЫНА К МАТЕРИ) И РЕВНОСТЬ К ОТЦУ (3-5 ЛЕТ). Мать-Иокаста. Эдип снял серьги с матери и выколол ими глаза.

Комплекс «Электры» (брат – Орест) Карл Юнг - ВЛЕЧЕНИЕ К РОДИТЕЛЮ (ДОЧЕРИ К ОТЦУ) И РЕВНОСТЬ К МАТЕРИ (3-5 ЛЕТ).

      1. К 4-5 годам ребенок вступает в новую стадию развития. Она во многом соответствует Эдиповой стадии развития, хотя и в современном понимании. Если максимально упростить этот крайне сложный механизм, то для мальчика он выглядит так.

      2. Мальчик в этом возрасте начинает испытывать интерес к противоположному полу. Самая близкая женщина для него – мать, поэтому интерес фиксируется именно на ней. Одновременно с этим он испытывает ревность по отношению к отцу. У многих мальчиков в этот период существуют неосознанные фантазии о том, что «вырасту и женюсь на маме».

      3. Эдипова стадия – нормальная стадия развития ребенка. В процессе ее реализации ребенок получает четкую гендерную идентификацию «я – мальчик». Он стремится быть похожим на отца (ведь отец заслужил любовь матери). Он учится уважительному отношению к противоположному полу и т.д.

      4. Эдипова стадия заканчивается в момент осознания мальчиком факта, что когда он вырастет, мама уже состарится. В этот момент принимается ключевое для половой идентификации решение по отношению к отцу: «Если я не могу быть вместо него, я стану таким как он и найду себе женщину, похожую на маму».

      5. Так происходит в «нормальных» семьях, реализующих классическую структуру: мать – объект влечения, отец – объект идентификации. Однако при разрушении такой структуры Эдипова ситуация превращается в Эдипов комплекс. Например, если в это время отец умирает, мальчик начинает испытывать бессознательное чувство вины («я хотел ему зла – и вот он умер»). В этом случае он может отказаться от своей мужской идентичности. То же, хотя и в более мягкой степени происходит, если отец в это время уходит из семьи (особенно если мать запрещает ребенку видеться с отцом) – на бессознательном уровне для ребенка смерть отца и развод родителей – бесконечная разлука.

      6. Комплекс Электры – вариант Эдиповой ситуации, реализуемый для девочки.

Подробнее http://depressio.ru/slovar-terminov/672-kompleks-elektry.html


  1. Личностный фильтр. Родительские послания как источник развития. Семь базовых ограничивающих родительских посланий. Вербальные и невербальные послания.

Личностный фильтр – это механизм восприятия, источником которого является уникальный личностный опыт человека. Даже братья, растущие в одной семье, имеют принципиально разный личностный опыт: один – опыт старшего, а другой – младшего брата. (Подробно, в вопросе №10)


  1. Важным элементом личностного опыта человека являются ключевые сообщения, полученные от родителей. Психологи называют такие сообщения «родительскими посланиями».

  2. Родительские послания могут быть сформулированы как в виде целей («будь первым», «мой сын должен стать врачом»), так и в виде запретов. В этом случае они называются родительскими запретами, или базовыми родительскими ограничениями.

  3. Родительские послания либо программируют жизнь каждого из нас, либо сильно ее осложняют. Каждая семья использует свои послания, директивы в воспитании детей. Послания и директивы – это скрытые приказания, неявно сформулированные словами или действиями (указания, которые не подлежат обсуждению и обязательны для исполнения).




  1. Не делай:

  1. Ничего не делай

  2. Не делай успехов

  3. Не будь первым

  1. Не думай:

  1. Не будь умнее меня

  2. Не думай о … сексе, деньгах

  1. Не чувствуй:

  1. Не показывай чувств (мужчины не плачут)

  2. Не чувствуй… страх, печаль, влечение и т.д.

  1. Не живи (умри):

  1. Не будь слишком активным

  2. Не мешай своим существованием жить мне

  3. Не напоминай своим существованием о том, кого я ненавижу

  1. Не будь самим собой:

  1. Не будь ребенком

  2. Оставайся ребенком

  1. Не будь близким:

  1. Не доверяй

  2. Не принадлежи

  1. Не будь здоровым:

  1. Иначе тебя не заметят

  2. Иначе тебя перестанут любить


Некоторые родительские послания несут в себе не только прямой текст, но и подтекст, сообщаемый невербально: тембром голоса, интонацией, мимикой, жестами и т.п. В этом случае ребенок получает противоречивую информацию, в которой обычно склонен для формирования жизненного сценария ориентироваться именно на невербальный подтекст.

Пример: до того, как младенец начнет улавливать содержание слов, он интерпретирует послания других на основе невербальных сигналов, которыми эти послания сопровождаются. Малое дитя тонко воспринимает выражения лица, напряжения тела, движения, интонации голоса и запахи.

Если Мама нежно прижимает к себе малыша, предоставляя ему свое тело в качестве опоры, он скорее всего воспримет ее послание как "я принимаю тебя и люблю!" Если же она напряжена и жестко держит его как бы около себя, он может прочесть ее послание иначе: "Я отвергаю тебя и не хочу, чтобы ты меня касался!" Мать при этом может совершенно не сознавать ни своего напряжения, ни зазора между собой и ребенком.

Иногда младенец может извлекать сценарные послания из окружающих событий, не связанных с родителями. Громкие звуки, неожиданные движения, разлука с родителями во время пребывания в больнице, – все это может казаться ребенку угрозой его жизни. Поскольку же он считает, что происходящим управляют родители, то может прийти к выводу, что эти угрозы также исходят от них.

Позже, когда ребенок начинает понимать речь, невербальные сигналы все равно продолжают оставаться для него важными составляющими сценарных посланий. Физическое наказание или угроза такового может означать для ребенка, что этот родитель отвергает его или, возможно, желает его смерти. При разговоре родителей с ребенком, он будет интерпретировать сценарный смысл сказанного в соответствии с сопутствующими невербальными сигналами. Вспомним третье правило общения Берна: в случае скрытых транзакций значимое послание передается на психологическом уровне.

Представьте себе первоклассницу, которая приходит из школы с только что полученной от учителя новой книгой для домашнего чтения. Она начинает читать ее родителям и спотыкается на незнакомом слове. Отец говорит: "Это слово ты прочла неверно". Данная фраза может сопровождаться самыми разными наборами невербальных сигналов. Каждый из них имел бы для ребенка иное значение в плане возможных сценарных решений.

Отец может говорить грубым громким голосом, скривив губы и недовольно сморщившись. При этом он может выбить книгу из рук дочери или даже дать ей тумака. Для ребенка такое послание значит: "Не желаю тебя видеть, лучше бы ты умерла".

Он мог бы произнести упомянутую фразу безразличным голосом, не отрываясь от газеты. Считав эти невербальные сигналы, она интерпретирует его послание так: "Ты для меня не представляешь интереса".

Он может сопровождать свои слова смешком и подмигиванием. Применяя стратегию Маленького Профессора, девочка может попробовать хихикнуть в ответ. Точно, Папа улыбнулся еще шире. Она поняла его послание: "Хочешь мне понравиться, играй дурочку".

Отец мог бы произнести эту фразу ровным голосом, сидя с ней рядом и указав на соответствующее слово пальцем. Затем он дал бы ей время вернуться к этому слову и перечитать его еще раз. В данном случае "марсианин" отца сообщает ребенку: "Когда ты думаешь – это хорошо".

  1. Личностный фильтр. Точки самостоятельного выбора. Абрахам Маслоу, «пирамида потребностей» и идея самоактуализации.

Личностный фильтр – это механизм восприятия, источником которого является уникальный личностный опыт человека. Даже братья, растущие в одной семье, имеют принципиально разный личностный опыт: один – опыт старшего, а другой – младшего брата. (Подробно, в вопросе №10)
Ребенок отнюдь не является безвольным исполнителем родительских посланий. Он обладает свободой воли и принимает самостоятельные решения. Решения, принятые в ключевых точках выбора, и составляют его личностный опыт, определяя жизненный сценарий.

Пример: всем нам когда-либо приходится делать выбор. Выбор профессии, выбор человека, с которым предстоит прожить жизнь (или хотя бы часть жизни) ... Нам приходится выбирать стиль жизни, выбирать свои жизненные ориентиры, а порой - и для чего жить...
Абрахам Маслоу, американский психолог гуманистического плана (подробнее см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Маслоу,_Абрахам_Харольд), разработчик одной из первых классификаций потребностей личности, известной как «Пирамида Маслоу».

( личностный рост, развитие, самопознание…)

(любовь, радость, гармония, красота…)

(творчество, созидание, познание, открытие…)

(нужность, значимость, признание, самоуважение…)

(общение, внимание, забота, поддержка…)

(защищенность, уверенность, стабильность, комфорт…)

(Пища, вода, сон, секс…)


    1. Ключевой категорией в его теории является потребность в самоактуализации, которая понимается как «реализация потенциала, заложенного в человеке». По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это стремление стать всем тем, что возможно; желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. В дальнейшем на основе этой идеи возникла целая идеология, связанная с ценностью самовыражения, стремлением человека «быть таким, какой он есть» и «любить человека таким, какой он есть».

    2. Самоактуализация (самовыражение) — реализация собственных склонностей и способностей. Центральное понятие гуманистической психологии. Главные ценности — личная свобода, стремление к развитию

    3. Черты человека в процессе самоактуализации:

    • Принятия себя, окружающих, природы

    • Спонтанность, бесхитростность, непосредственность

    • Центрированность на цели

    • Потребность в уединённости и изолированности

    • Постоянная новизна оценки

    • Более глубокие и межличностные отношения

    • Чувство союза с другими

    • Отделение средств и задач добра и зла

  1. Ж.-П. Сартр, соотношение существования и сущности. Выбор и его последствия. Плата за выбор. Отсутствие оправданий для несвободы. «Тревога Авраама». Третий принцип психотехнологии.

Принцип был высказан Жаном Полем Сартром (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сартр,_Жан-Поль) в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» (подробнее см. Приложение 2). Существование предшествует сущности – это значит, что у человека нет исходно никакой «природы». Человек делает себя сам, своими решениями, и каждый выбор создает его как человека.

В этом смысле концепция Ж.-П. Сартра противоположна концепции А. Маслоу.

Разделяя взгляды Хайдеггера, Сартр считал, что человек существует как чистое присутствие. Основной тезис Сартра – «Существование предшествует сущности». Под этим Сартр понимает, что у человека нет природы, человеческой реальности нельзя дать определение. Человек появляется в мире и только потом определяется с тем, что он есть. 

Сартр приводит пример с ножом. Нож сделан ремесленником, понятие ножа и его цель есть еще до его изготовления. «Невозможно представить себе человека, - пишет Сартр – который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен». Следовательно, у ножа есть сущность, которая предшествует существованию. И это технический взгляд на мир. Человек не обладает сущностью, нельзя сказать, что есть какая-то идея или природа человека. 
Каждый наш выбор имеет определенные последствия, и, соответственно, определенную цену. То, что хорошо для нас, может быть плохо для других, и ценой нашего выбора становится их негативное отношение.

Нам порой сложно сделать выбор, ведь выбирая один вариант, мы автоматически теряем возможность заполучить второй. Состояние осознания, что, когда я выберу одно благо (один вариант), и никогда не узнаю, а что было бы, если бы выбрал второй, порой просто невыносим для человека. И человек может предпочесть не делать выбор.

В этой точке бифуркации, не делая выбора, он думает, что он ограждает себя от мучений после выбора, но при этом не осознает, что растрачивает очень много энергии, не принимая решение. Расплата за "не выбор" может быть болезнь, невротические расстройства, а иногда и жизнь.

Наша жизнь — это череда принятия решений, постоянный выбор. Делая выбор — мы как бы даем направление энергии, куда ей течь. Мы даем своему бессознательному некий ориентир, куда корабль будет плыть. Не делая выбор, энергия застаивается, корабль садится на мель.
Сделав выбор в сторону «налево пойдешь» (речь про русские сказки, если что!), мы отрезаем от себя все, что могли бы иметь, «пойдя направо» - и это тоже цена нашего выбора. Мы всегда платим – за каждый наш выбор. Даже если мы не выбираем – мы платим за право не выбирать.

Пример: ты можешь выбрать, что хочешь, но за это придется платить. Бизнес или семья (будут деньги, но сын – дурак; будет сын, но не будет денег; не напрягайся вообще, и не будет ничего). Или выбор между машиной и квартирой-студией (будет машина, но не будет квартиры, будет квартира, но не будет машины, не захочешь сделать выбор – не будет ничего).
Если существование предшествует сущности – то человек в своем выборе полностью и абсолютно свободен. А если он полностью свободен – он несет всю полноту ответственности за свой выбор. У него нет никаких оснований переложить эту ответственность на кого бы то ни было или на что бы то ни было. В этой игре нет внешних правил, потому что выбор правил – это тоже наше свободное решение, за которое мы несем ответственность. Ориентирами не могут быть ни родители (мы сами решаем, как отнестись к их требованиям), ни религия (мы сами выбрали, во что верить), ни требования окружающих (мы сами решаем, чьим требованиям соответствовать). Человек не просто может быть свободным, если захочет. П Сартру, «человек обречен быть свободным». Все иное – это самообман.
Убийства Авраамом сына Исаака от Сары (жены) - не убил (кинжал, нож), Ангел сказал - нет

Отсутствие возможности переложить ответственность на кого бы то ни было приводят к переживание базовой, экзистенциальной тревоги. Её источником является понимание, что никто, кроме нас самих, не может оценить правильность или неправильность наших действий.

«Тревога есть, даже если ее скрывают. Это та тревога, которую Кьеркегор называл тревогой Авраама. Вы знаете, эту историю. Ангел приказал Аврааму принести в жертву сына. Хорошо, если это на самом деле был ангел, который пришел и сказал: ты – Авраам и ты пожертвуешь своим сыном. Но каждый вправе спросить: действительно ли это ангел и действительно ли я Авраам? Где доказательства? У одной сумасшедшей были галлюцинации: с ней говорили по телефону и отдавали приказания. На вопрос врача «Кто же с вами разговаривает?» – она ответила: «Он говорит, что он бог». Но что же служило ей доказательством, что это был бог? Если мне явится ангел, то откуда я узнаю, что это и на самом деле ангел? И если я услышу голоса, то что докажет, что они доносятся с небес, а не из ада или подсознания, что это не следствие патологического состояния? Что докажет, что они обращены именно ко мне? Действительно ли я предназначен для того, чтобы навязать человечеству мою концепцию человека и мой выбор? У меня никогда не будет никакого доказательства, мне не будет дано никакого знамения, чтобы в этом убедиться. Если я услышу голос, то только мне решать, является ли он гласом ангела. Если я сочту данный поступок благим, то именно я, а не кто-то другой, решаю, что этот поступок благой, а не злой».

Тревога Авраама – реакция человека на переживание фактически собственного одиночества в мире людей.

  1. Когнитивная карта как знаковая система. Семиотика – наука о знаковых системах. Категория структурного инварианта.

Когнитивная карта (субъективная реальность), будучи своеобразной моделью реальности, состоит из знаков (слов, идей, образов) и их отношений между собой, и является знаковой системой.

Система (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

Существуют знаковые системы первого рода – модели реальности, которые мы строим в своем субъективном психическом мире, и знаковые системы второго рода – модели, которые мы создаем в объективном мире из существующих в нем материалов.

Пример: наши знания правил дорожного движения – знаковая система первого рода, а напечатанные на бумаге ПДД – знаковая система второго рода.

Знаковая система – это модель реальности. Как всякая модель, она:

  1. Проще реальности

  2. Отражает только важную для нас информацию о реальности.

Примером знаковой системы может служить простой глобус, или эскиз чертежа ноутбука.


  1. Разные аспекты знаковых систем изучает наука семиотика.

  2. Она состоит из трех основных «поднаук»:

    1. Синтактика – раздел семиотики, который изучает правила построения знаков и правила составления их комбинаций (синтаксис знаковых систем).

    2. Семантика - раздел семиотики, который изучает смысловое содержание знаков и их комбинаций.

    3. Прагматика - раздел семиотики, который изучает особенности использования знаков в процессе коммуникации, устанавливает правила действия получателя знака в той или иной знаковой ситуации.




  1. Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека.

  2. В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов.

  3. Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции.

  4. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

  5. Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта.

  6. Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

  7. Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут, так сказать, свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной) – это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь.

  8. Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.

Примеры:Сказки 1. «Колобок»-женщина зло; 2. «Золушка»-надо быть последней; 3. «Спящая красавица»-надо ждать принца.

  1. Категория знака. Виды знаков. Структура знака.

      1. Любая знаковая система состоит из знаков и отношений между ними.

      2. Знак – категория, отражающая связь между элементами субъективной реальности, когда один элемент замещает, репрезентирует другой, является его полным или частичным «представителем».

    1. Стол и слово «стол»

    2. Красный свет светофора и запрет ехать

    3. Улыбка и хорошее настроение и т.п.


1. Виды знаков (подробнее см. http://textb.net/51/18.html)

    1. Иконические. Обладают натуральным сходством с объектом, к которому он относится

Пример: рисунок льва схож с сами животным львом, план сражения является иконическим знаком сражения — они подобны. А икона святого прямо изображает лик святого (отсюда и название — иконические

    1. Индексальные. Действие основано на смежности означающего и означаемого.

Пример: стон является индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья. Индексальные знаки также могут указывать на объект пальцем, стрелкой, окриком, след на песке, дым от огня, симптомы болезни — это признаки явлений, к которым индексные знаки привязаны причинно-следственной связью, чистая тарелка – скрип.

    1. Конвенциональные (символы). Действие основано на условной, установленной «по соглашению» связи означаемого и означающего.

Пример: кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение характеризуется как ответ отрицательный. (Мужское и женское в биологии – знаки)

Структура знака:

    1. Ф. де Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее).

    2. Ч. Пирс использовал три составляющие знака:

  1. Объект (денотат)

  2. Знаковая форма (репрезентамен)

  3. Смысл (интерпретант)

  1. Семантика. Механизмы семантической связки и семантического переноса. Объекты-доноры и объекты-реципиенты.

Смысл – сущность объекта в соотношении с потребностями человека. Например, дверь может иметь смысл «защиты от грабителей» (препятствие), а может – «источника сквозняка» (угроза).

  1. Смысл знака определяется контекстом – знаковой системой (текстом), которая содержит этот знак. Так, например, окружность может восприниматься как цифра «ноль» или как буква «о» в зависимости от того, «красный» или «синий» контекст мы выбираем для интерпретации.

2




3

О

Н

Т

7




3-может быть цифрой,
3- может быть буквой.

2. Первичные, минимальные частицы смысла называются семами. Любое понятие представляет собой набор сем («семантическое облако»). В семантическом облаке выделяют:

    1. центральные семы (атомы смысла, обязательные для определения понятия). Ключевая сема, которая определяет содержание понятия, называется архисемой.

    2. периферические семы (атомы смысла, необязательные, которые могут определять, а могут и не определять понятие).




      1. Семантический перенос – один из механизмов, с помощью которых знак приобретает смысл.

      2. Это механизм формирования смысла, подразумевающий передачу смысла с известного процесса или объекта на новый.

Пример 1: в нашей культуре мы читаем и пишем слева направо. Соответственно, в этих базовых процессах левая сторона символизирует начало, а правая – окончание. Привыкнув к этому, мы бессознательно связываем смысл «начало» с левой стороной пространства, а смысл «конец» - с правой стороной. И любое изображение слева будет восприниматься как более раннее, чем справа. Таким образом, базовый процесс (письмо, чтение) связывает смысл (начало) со знаковой формой-носителем (левая сторона). Происходит процесс семантического связывания: знаковая форма как бы «заряжается», «инфицируется» этим смыслом. Теперь эта знаковая форма будет восприниматься вместе со смыслом, которым она заряжена/инфицирована. Возникает символическое значение знаковой формы («левая сторона означает начало»). Теперь на любой объект, расположенный слева, перенесётся смысл, которым заряжена/инфицирована эта область пространства, и он будет восприниматься как более ранний, чем тот, что расположен справа. Это и есть семантический перенос.

Пример 2: каждый цвет для нас прежде всего ассоциируется с неким базовым объектом. Например, красный цвет ассоциируется с кровью и огнем. Огонь для нас одновременно красный (знаковая форма) и опасный (смысл). Происходит семантическое связывание этих двух понятий. Возникает символическое значение красного цвета: опасность. И всякий раз, когда мы увидим красный цвет, объект, им окрашенный, будет восприниматься как опасный. Произойдет семантический перенос: цвет переносит связанный с ним смысл на новый объект.

  1. Семантика цвета. Базовые объекты и семы для основных цветов.

Знаковая форма

Базовые объекты

Смысл

Красный

Кровь, огонь

Опасность, энергия, агрессия, возбуждение, разрушение границ, правил, стереотипов

Желтый

Солнце, птенцы птиц

Легкость, тепло, эмоциональность, детскость

Зеленый

Растения в пору роста

Рост, развитие, эволюция

Синий

Небо, море

Безграничность, мечта, полет

Фиолетовый

Нет природных

Искусственность, творчество, альтернативность

Черный

Ночь, закрытое пространство

Темная сила, старость, порок, смерть

Белый

Свет, открытое пространство, свежий снег

Светлые силы, юность, непорочность, смерть

Серый

«Серая мышь»

Отсутствие, незаметность, непубличность



Семы – первичные, минимальные частицы смысла. Любое понятие представляет собой набор сем. (кусочек, кирпичик смысла)

  1. Семантика пространства: лево и право, верх и низ, «впереди» и «сзади». Семантика центра.

Разные зоны пространства нагружены для большинства людей примерно следующим смыслом:




ВЕРХ

Доминирование

Победа

Сила

Свет

Святое




ЛЕВО

Начало

Прошлое

Хаос

Нарушение закона

Женское


ЦЕНТР

Настоящее время

Проекция собственной личности

Фокус внимания


ПРАВО

Конец

Будущее

Порядок

Закон

Мужское




НИЗ

Подчинение

Поражение

Слабость

Тьма

Грешное




При размещении рисунка в центральной части листа можно судить о желании и определенном умении найти равновесие между своими эгоистическими потребностями и желаниями других, умении находить компромиссы, отстаивать свои интересы.

Если рисунок, расположенный в центре, занимает практически весь лист бумаги, то это свидетельствует о выраженном эгоцентризме, возможно, агрессивности и завышенной самооценке. Так же можно говорить и о человеке, размещающем свой рисунок в верхней части листа. Такое размещение изображения свидетельствует о желании доминировать, соответствовать высокому социальному стандарту.

С левой стороны размещают рисунки те, кто все хорошее в жизни связывает с прошлым. У таких людей доминирует эмоциональная сфера. В большинстве это мечтательные интроверты, склонные к бездеятельности.

Рисунки в правой части листа по большей части принадлежат тем, у кого преобладает выражение интеллектуальной сферы, устремления направлены в будущее. Такие люди деятельны, активны.

Размещенное в нижней части листа изображение выдает человека со сниженной самооценкой, который постоянно неудовлетворен собой и своей жизнью, чувствует себя зависимым, угнетенным и подавленным. У таких личностей нередко бывают депрессивные настроения, ощущения небезопасности, иногда повышенный уровень тревожности.

  1. Семантика направления: вертикаль, горизонталь, крест.

    • Определенный смысл заложен в знаковых формах вертикали и горизонтали.

    • Вертикаль (преобладания вертикальных линий) обозначает силу, энергию, доминирование, мужское начало. Горные пики, высокие волны во время шторма несут угрозу. Власть правителя манифестируется множеством «вертикальных» символов: императорский скипетр, маршальский жезл, палочка волшебника, копье вождя. Номады (кочевники) Средней Европы также использовали в своем знаковом письме вертикальный штрих как символ мужского поведения, как призыв к своим соплеменникам держаться своих убеждений, не сдаваться. Пирамиды, обелиски, кристаллы, сталагмиты обычно выступают в качестве знаков связи или стремления к сфере божественного.

    • Горизонталь (преобладание горизонтальных линий) напротив, выражает слабость, спокойствие, подчинение, умиротворение, женское начало. Море в состоянии штиля – спокойствие, умиротворенность. Лечь, перейти в горизонтальное положение – поза подчинения, слабости, состояние отдыха.

    • Пересечение горизонтали и вертикали – крест. Один из древнейших символов мировой культуры, обозначающий единство противоположностей. Крест объединяет вертикальное с горизонтальным, положительное с негативным, высшее с нижним, жизнь со смертью. Средоточие энергии, гармония альтернатив. Крест обозначает отношения между двумя мирами, небесным и земным. В античности на перекрестках дорог приносили жертвы Гермесу, чтобы он передал сообщение другим богам.

  2. Семантика формы. Психогеометрический тест: значение базовых геометрических фигур.

Круг – общение, близость, бесконечность, безмятежность, бесконфликтность, равенство

Квадрат – гибкость, стабильность, основательность

Вертикальная линия – власть, доминирование

Горизонтальная линия – спокойствие, подчинение

Треугольник – динамичность, революции, острота, конфликтность

Зигзаг – бессистемность, творчество, спонтанность, непредсказуемость.

Пять психотипов созданы Сьюзен Деллингер, американским психологом. Она назвала свою теорию – психогеометрия, так как все ее психотипы ассоциируются с одной из основных геометрических фигур. По мнению психологов, люди редко бывают ярко выраженным одним психотипом, чаще всего, это смешанные типы, с преобладанием одного основного типа. 

У психологов есть шутка, которая наглядно показывает, как ведут себя представители пяти психотипов по психогеометрии: подошло пять автобусов, в которые надо рассесться представителям всех 5 фигур. 
Круги – полезли в автобус весело, балагуря, подшучивая друг над другом, расселись по трое на сидениях, в результате, их влезло больше, чем надо. 
Треугольники – каждый пытался отодвинуть другого, и сели они по одному, стараясь занять лучшие места в начале автобуса и четко по одному на два сидения, в результате, их поместилось в два раза меньше, чем было мест в автобусе. 
Квадраты – дисциплинированно вошли, аккуратно расселись, четко выполняли указания, доставили меньше всего хлопот. 
Прямоугольники – их пришлось загонять в автобус, кто-то боялся войти, кто-то потерялся на станции, кто-то не знал, как входить и просил разъяснить ему, на их рассадку ушло больше всего времени. 
Зигзаги – полезли в автобус всеми способами, кто-то через окно, кто-то через люк в крыше, расселись тоже, кто во что горазд, стали давать советы водителю, как лучше вести автобус, начался обмен идеями, что можно в этом автобусе усовершенствовать. 

Эта шутка наглядно и быстро показывает все пять психотипов, которые созданы Сьюзен Деллингер, американским психологом. Она назвала свою теорию – психогеометрия, так как все ее психотипы ассоциируются с одной из основных геометрических фигур. 


  1. Размер предмета на изображении символизирует количество присущей ему силы, энергии.

  2. Объекты более сильные, облеченные властью, изображаются большими по размеру, чем менее сильные.

  3. Объекты более важные для потенциального зрителя изображаются большими по размеру, чем менее важные.

  4. Проективный рисунок большого размера (например, «неизвестное животное»), свидетельствует о большом количестве энергии, активности рисующего («границы листа жмут в плечах»).



  1. Любой объект изображается так, что его особенности отражают особенность реальности, в которой он находится. Например, изображение «неизвестного животного» выражает его отношение с другими объектами, возможно, не представленными на рисунке.

  2. Острые большие зубы, когтиналичие потенциальной жертвы

  3. Защитные шипы, панцирьналичие потенциального агрессора

  4. Большие ресницыналичие объекта, которому хочется понравиться

  5. Руки или лапы характеризуют коммуникативную сферу личности. Как правило, их изображают экстраверты. Отсутствие же рук или лап выражает проблемы в сфере общения, или же попросту неумение автора рисовать эти части тела.

  6. К примеру, щупальца свидетельствуют о смелости и, возможно, предприимчивости

  7. В рисунке взрослого пустые глазницы, нарисованные в виде одинаковых кружков, могут свидетельствовать о внутренней эмоциональной пустоте, тупости, иногда деградации

  8. «Точечки» или «черточки» вместо глаз говорят о внутреннем запрете на проявление эмоций, возможно параноидных чертах.

  9. Если рисунок состоит из множественных деталей, то это говорит об энергии автора, активности, инициативности

  10. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию.

  11. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам.

  12. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции ("твёрдо стоит на ногах").

  1. Текст как отражение субъективной реальности. Отражение субъективной реальности личности в лексико-грамматических категориях текста. Акценты: повторы, ключевые фразы.

    • Любой текст, как и любой продукт деятельности человека, является отражением его субъективной реальности.

    • В тесте проявляется мировоззрение, система убеждений автора и просто его представления об устройстве мира.


Одним из проявлений картины мира автора в тесте является используемый автором тезаурус (список наиболее часто используемых автором слов).

Тезаурус, например, может отражать ведущую репрезетативную систему автора теста. Ведущая репрезентативная система человека – это преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира. Выделяют четыре репрезентативных системы:

    1. Визуальная (моделирование внутренней реальности с помощью зрительных категорий)

    2. Аудиальная (моделирование внутренней реальности с помощью слуховых категорий)

    3. Кинестетическая (моделирование внутренней реальности с помощью тактильных категорий)

    4. Дискретная (моделирование внутренней реальности с помощью аналитических категорий)

Человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его репрезентативной системе

    1. Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»

    2. Аудиал: «Звучит похоже на правду»

    3. Кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»

    4. Человек с доминирующей дискретной р.с: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»)

Так, у Набокова очень часто вкус описывается цветами, а слух, как зрение

Тезаурус может отражать и систему убеждений автора текста (например, использование слов «сепаратисты» или «борцы за свободу» в отношении жителей конкретного региона.

Отражение субъективной реальности личности в грамматических категориях текста.

Картину мира автора отражается не только преобладанием определенной лексики, но и грамматическими особенностями текста.

Так, например, доминирование определенных частей речи является отражением некоторых особенностей внутренней реальности автора

    1. Существительные – статичность, основательность, стремление к наименованию всего.

    2. Глаголы – динамика, движение, действие, развитие

    3. Прилагательные – описательность, внимание к отличиям одного от другого.

Отражают ключевые критерии, которые использует человек при анализе реальности.

  1. Выделение мета-структуры текста. Использование мета-структуры для диагностики субъективной реальности.

Базовые культурные тексты (сказки, мифы, легенды) содержат информацию, определяющую жизненный сценарий человека.

В основе трансляции сценария лежит механизм структурного инварианта текстов.

Структурный инвариант – то, что объединяет структуру разных сообщений. Другими словами, это сообщение, изложенное на более высоком уровне абстракции.

Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

Дополнительно: способность выделять структурные инварианты (закономерности) и переносить их на новый материал является одной из главных способностей, на оценке которой строятся задания для тестов интеллекта.

Ребенок в детстве воспринимает структурный инвариант, который содержится в его любимых сказках и историях, и позже пытается реализовать его в своем жизненном сценарии.

Красная Шапочка! Это те девочки, которые так и не выросли, живут рядом с мамой, несут, так сказать, свои обязательства. То отнести бабушке пирожки. А волк! Волк (ассоциация с мужчиной) – это ужасно! Он однозначно съест! Лучше жить женской коммуной. Мама, бабушка, дочь. И никаких волков! Только охотники, надо полагать в нашем мире это сантехники, и все и еже с ними следующие, могут иногда приходить на помощь.

Пример структурного инварианта для мифов об Илье Муромце, сказки про Емелю и им подобных: герой мужского пола – долгая неподвижность – чудесный подарок/угроза – превращение/открывающиеся возможности – успех/победа.

Примеры:Сказки 1. «Колобок»-женщина зло; 2. «Золушка»-надо быть последней; 3. «Спящая красавица»-надо ждать принца. (Цветик-семицветик, Гуси-лебеди, Мойдодыр)

  1. Фоносемантика текста.

1. Фоносемантика – наука, которая изучает смысловую нагрузку звуков человеческого языка.

2. Основной тезис фоносемантики: звуки связаны с определенным смыслом сами по себе, независимо от того, в состав каких слов они входят.

Эффект открыт германо-американским психологом Вольфгангом Кёлером в 1929 году в результате эксперимента, проведенного на острове Тенерифе. Кёлер показывал участникам две фигуры, округлую и остроугольную, и предлагал определить, какая из них называется «такете», а какая — «балуба». Эксперимент подтвердил предположение Кёлера — большинство людей назвали округлую фигуру «балуба», а остроугольную — «такете».

В 2001 году неврологи Вилейанцр Рамачандриан и Эдвард Хаббард повторили эксперимент Кёлера в США (английский язык) и в Индии (тамильский язык), заменив названия фигур на «кики» и «буба». Вопрос звучал так: «Какая из представленных фигур — „буба“ и какая — „кики“?» 95 % опрошенных назвали «бубой» округлую фигуру, а «кики» — остроугольную. Таким образом подтвердилась гипотеза о том, что человек присваивает абстрактные значения фигурам и звукам одинаковым образом. Работа канадского ученого Дафны Маурер и её коллег показала, что даже 2-летние дети, которые не умеют читать, точно так же выводят значение слова из его звуковой оболочки и приписывают его фигуре в соответствии с её формой.

Рамачандран и Хаббард полагают, что Буба-кики эффект демонстрирует то, что названия объектов в языке отнюдь не произвольны. Округлую фигуру большинство назовёт «бубой», потому что для того, чтобы произнести это слово, необходимо вытянуть губы в трубочку. Для того, чтобы произнести «кики», необходимо «скривить» губы. К тому же, производство звука «К» требует гораздо больше усилий, чем звука «Б». Наблюдаемая синестезия звука и геометрической формы подтверждает основной тезис фоносемантики — фонемы могут нести смысл сами по себе. (Википедия, «Эффект Буба-кики)

3. Советский филолог А. П. Журавлёв высказал предположение, что каждому звуку человеческой речи соответствует определённое подсознательное значение. Есть звуки «темные» и «светлые», сильные» и «слабые», «радостные» и «печальные».

4. Преобладающий звуковой фон текста придает ему определенный смысл независимо от его содержания. Например, текст по содержанию может быть печальным, а по фоносемантике – радостным и активным.



5. Сегодня существуют компьютерные программы, позволяющие анализировать фоносемантику текстов (например, программа ВААЛ). Вот, например, результаты фоносемантической оценки слова «любовь»:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта