Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента
Скачать 7.53 Mb.
|
Психоаналитический подход в коммуникацииПсихоаналитический подход в коммуникации. З. Фрейд, основные вехи жизни и представления о личности человека. Психоанализ – одно из самых значительных направлений в развитии психологии, в том числе психологии коммуникации. Основными идеями психоанализа являются: Наличие у человека бессознательного уровня психики, на котором информация хранится и влияет на поведение человека, но не осознается Важность базовых инстинктов в психической жизни Важность формирования личности в детском возрасте Психоаналитическую концепцию поведения человека создал Зигмунд Фрейд примерно тогда же, когда в Соединенных Штатах развивался бихевиоризм. Фрейд был врачом по образованию, но, кроме этого, он интересовался когнитивным развитием — тогда это направление разрабатывалось в Европе. В некоторых отношениях его психоанализ представлял собой смесь когнитивной науки и физиологии в их варианте XIX века. Согласно основному положению фрейдовской теории, в человеческом поведении многое возникает из бессознательных процессов, под которыми Фрейд подразумевал убеждения, страхи и желания, не осознаваемые человеком и тем не менее влияющие на его поведение. Он полагал, что многие из тех побуждений, которые в детстве нам запрещаются взрослыми, обществом и являются наказуемыми, на самом деле происходят от врожденных инстинктов. Поскольку все мы рождаемся с этими побуждениями, они оказывают на нас распространяющееся влияние, с которым приходится как-то справляться. Их запрещение только переводит их из сознания в бессознательное, где они продолжают влиять на сны, оговорки речи, манеры и в конце концов проявляются в эмоциональных конфликтах, симптомах психических болезней. Скажем, если вы чувствуете сильную неприязнь к человеку, которого вы можете изолировать от себя, ваш гнев может стать бессознательным и, возможно, косвенно отразится на содержании сна об этом человеке. В частности, Фрейд полагал, что наше поведение направляют те же самые основные инстинкты, что и у животных (прежде всего сексуальность и агрессивность), и что мы постоянно боремся с обществом, заставляющим регулировать эти импульсы. Согласно Фрейду (Freud, 1905), амнезия детства возникает потому, что некоторые эмоциональные переживания первых нескольких лет жизни настолько травматичны, что если позволить им войти в сознание (т. е. вспомнить о них) в более поздние годы, то индивид пришел бы в состояние крайнего беспокойства. В случае с тучностью известно, что некоторые люди переедают при повышенном беспокойстве, с точки зрения психоанализа эти люди таким образом реагируют на ситуацию, вызывающую беспокойство: они делают то, что всегда приводит их в состояние комфорта, а именно — едят. И конечно же, психоанализу есть что сказать об агрессивности. Фрейд относил агрессивность к инстинктам, откуда следует, что она является выражением врожденной потребности. З. Фрейд, вехи жизни и представления о личности человека. Зигмунд Фрейд – врач, психолог, философ, оказавший колоссальное влияние на науку и культуру 19-20 веков. 1. Он впервые установил наличие психических процессов, не контролируемых сознанием, но влияющих на поведение человека. 2. Он предложил структурную модель личности человека, объясняющую многие феномены психической жизни. 3. Он создал учение о бессознательных защитных процессах психики. 4. Он создал психотерапевтическую школу, которая до сих пор является одной из самых влиятельных в мире. Зигмунд Фрейд (https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрейд,_Зигмунд)
Топографическая модель личности. «Барьер вытеснения». Структурная модель личности, основные элементы, их содержание и принципы функционирования. Топографическая модель личности. В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаёте в данный момент. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, в результате минимального усилия. Это своеобразный мостик между сознанием и бессознательным. Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. 1) Сознание. Все то, что мы осознаем. 2) Предсознательная: все, что находится в нашей памяти, но не актуально сейчас. (например, мы знаем, как проходить в метро, либо когда нам зададут вопрос «Столица Франции?», мы сможем на нее ответить, хотя секунду назад не думали об этом). 3) Бессознательная: огромная теневая зона, где находится все то, что мы не можем осознать «Барьер вытеснения». Барьер вытеснения – условная граница, отделяющая сознательный уровень личности от бессознательного. Все, что находится за барьером вытеснения, может влиять на поведение человека и принимаемые им решения, но не осознается. Структурная модель личности, основные элементы, их содержание и принципы функционирования. Структурная модель личности по З. Фрейду представлена тремя составляющими: ид, эго и суперэго. Ид (от лат. – «оно») – исключительно примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Ид целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид – нечто тёмное, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет своё центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Ид выражает первичный закон всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии – это есть принцип удовольствия. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению. ЛИБИДО – влечение к чему-то до полного слияния МОРТИДО – стремление от чего-то (смерти, войне, драке) Принцип удовольствия: ХОЧУ, ВСЕ И СРАЗУ Эго (от лат. – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или, будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности даёт возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Отвечает за предметную деятельность (ПРИНЦИП-РЕАЛЬНОСТИ, могу/не могу) Пример: я сел на стол, я посмотрел на тебя, я читаю книгу СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТРАНЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ Изменить внешнюю ситуацию Изменить свое отношение к ситуации Принцип реальности: МОГУ, ЕСЛИ ЕСТЬ РЕСУРСЫ Супер-эго (от лат. «сверх я») – система ценностей, норм и этики, принятых в обществе. Этот компонент личности приобретается в процессе «социализации». С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Суперэго – это морально-этическая сила личности. Оно подчиняется принципу долженствования. Формально оно появляется тогда, когда ребёнок начинает различать «что такое хорошо, а что такое плохо» (примерно в возрасте от 3 до 5 лет). Первоначально каждый поступок ребёнок учится приводить в соответствие с ограничениями общества, чтобы избежать конфликта и наказания (напряжения). По мере того, как социальный мир ребёнка начинает расширяться (благодаря школе, религии, группе сверстников), сфера суперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребёнком реальных ценностей общества может быть искажённым. |