Главная страница

Вопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента


Скачать 7.53 Mb.
НазваниеВопросы по курсу Психотехнологии коммуникативного менеджмента
Дата12.01.2023
Размер7.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMoi_otvety_1_2_3_semestr.docx
ТипДокументы
#884172
страница11 из 20
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20

Общая теория коммуникации


  1. Понятие коммуникации. Модели коммуникации Г.Лассвела и У.Шрамма.

Коммуникация в наиболее общем виде означает обмен информацией между двумя субъектами – коммуникатором и получателем. (Вербальная, невербальная, визуальная информация)

В 1948 году коммуникации известнейший американский исследователь политики и пропаганды Гарольд Д. Лассвелл предложил классическую модель коммуникации:

    • "Кто говорит" - коммуникатор

    • "Что говорит" - сообщение

    • "По какому каналу" – канал

    • "Кому" - аудитория  

    • "С каким результатом" - результат

Последователь Лассвела - Ричард Бредок добавил к этой формуле еще два параметра: с какой целью и в каких обстоятельствах происходит общение.




Одной из наиболее широко используемых моделей коммуникации является модель Шеннона – Уивера, разработанная математиком Клодом Шенноном совмест­но с У. Уивером в 1949 году по заказу лаборатории «Белл Телефон». Шеннон и Уивер акцентировали внимание на процессах кодирования и декодирования информации, а также ввели категорию информационного шума, затрудняющего прием информации получателем.

Более современную модель коммуникации предложил в 1954 году Уилбер Шрамм. Он добавил в модель идею циркуляции информации в диалоге на основе обратной связи от получателя и смысл.



Минимальная функция обратной связи – оценить, насколько адекватно адресат воспринял сообщение коммуникатора.

Адекватность восприятия сообщения, в частности, во многом зависит от характера невербального компонента этого сообщения.

Информация в сообщении может включать в себя вербальный и невербальный компоненты. Вербальный (словесный, текстовый) компонент – то, что в сообщении выражено словами. Фраза «все хорошо» (независимо от интонации, позы, жестов или тембра голоса говорящего, или способа написания) – вербальный компонент сообщения. Но эти слова можно сказать с разной интонацией (утвердительной, вопросительной, угрожающей, заискивающей) – и сообщение будет нести в себе совершенно разную информацию за счет своего невербального компонента.

Важное правило психотехнологий: суть коммуникации заключается в получении нужной реакции адресата. Неважно, какой именно смысл ты вкладывал в сообщение – важно, как оно было расшифровано адресатом и какую реакцию ты в результате получил на это сообщение. Для того, чтобы получать нужные реакции, необходимо хорошо представлять себе, как адресат декодирует информацию в сообщении.

Никто не знает какой смысл вложен в общение


  1. Процессы кодирования и декодирования в коммуникации. Значение контекста в смыслопорождении. Три основных следствия.

Декодирование смысла сообщения определяется сходством или различием контекстов в субъективной реальности отправителя и адресата. Фраза матери «приходи домой пораньше» для нее рассматривается в контексте ее одиночества и означает «мне будет скучно без тебя». Однако дочь может декодировать эту фразу в контексте собственной потребности в самостоятельности. Тогда она декодируется как «я хочу контролировать твое поведение».

Декодирование может быть: более эффективным (дошло до адресата) и менее эффективным

Декодирование смысла сообщения определяется сходством или различием контекстов в субъективной реальности отправителя и адресата.

3 Следствия:

1. Если человек ведет себя, как подлец или идиот, значит в его вселенной существует контекст, в котором он прав (Футболка негодяй)

Пр.: увести молодого человека у подруги плохо, но … (это последний шанс, я почти она, она тоже самое делала со мной и др.). Взял и специально разбил вазу, потому что в ней плохая энергетика. Что подумают люди?!

2. Если отношения не устраивают, но продолжаются, значит они устраивают

Пр.: жена и муж, который бьет. Пос. Тикси – три школы. Ученик, которому ничего не нравилась, но при этом не переводился

3. Если нормальная коммуникация вызывает неадекватные эмоции, значит присутствует пересечение контекстов

Пр.: - Давай я заплачу?

- Нет, думает, что потом будет должна. Или я тебе вообще кто?
Информационная компания (из модели Шрамма) – Аудитория, сообщение, канал и обратная связь

1. Аудитория

Целевая аудитория – это реальная (ЖУР-Б-О-Д-2018-2) или потенциальная (мы их не знаем) группа людей, на которую направлена ваша коммуникация
Сегментация ЦА (целевая аудитория)

не можем обращаться сразу и ко всем. Это не эффективно (пол, возраст, поведение, статусность)

Пример квалификации целевой аудитории: п.Тикси – 3 школы – 3 мини-газеты, физика, английский, биология с географией. Была проведена выборка

Методика 5 W

1. What? (Что?) – Товар;

2. Who? (Кто?) – Потребитель; кто приобретает товар/услугу? какой пол/возраст?

3. Why? (Почему?) – Мотивация; почему должны купить именно у вас? какова мотивация/потребность клиента? какую проблему решает товар/услуга? (сегментация по мотивации покупки и потребления) (для определения потребностей не забудьте обратиться к таблице Маслоу)

4. When? (Когда?) – Момент; когда захотят приобрести товар/услугу? (сегментация по возникновению обстоятельств потребности)

5. Where? (Где?) - Канал сбыта: где происходит решение о покупке и сама покупка? (сегментация по месту покупок) — имеются ввиду точки контакта с клиентом, где вы можете влиять на решение.

Пример:

1. ЧТО?

  • Космический песок (разных цветов)

  • Формочки+детальки

  • Песочница

  • Книжечка 

  • Весь набор в одном комплекте

2. КТО?

  • Родители (в основном это молодые мамы в возрасте 21-30 лет с детьми 1-6 лет. ГЕО – Беларусь)

  • Родственники (иногда покупают бабушки/дедушки, дяди/тети – в общем, все родные и близкие)

3. ПОЧЕМУ?

  • Когда на улице плохая погода, а без песочного бегемотика или кекса в ведерке ребенку (а значит, и родителям) жизнь не мила

  • Если во дворе нет песочницы – без домашнего песка не обойтись

  • Для детей, у которых плохо развита мелкая моторика, которые не могут долго заснуть или слишком беспокойные – то, что доктор прописал

  • Банка песка для ребенка – час покоя для родителей (за такое никаких денег не жалко)

  • Долой гаджеты и телевизор – займите ребенка творческой лепкой

  • И просто, если ребенок уже сыт по горло машинками и куклами

(на самом деле можно расписать еще много чего, но, думаю, суть вы поняли)

4. КОГДА?

  • Когда нужен подарок на праздник (день рождения, новый год, первый зуб вылез, первый зуб выпал)

  • Для тех, кто идет в гости к друзьям с ребенком, но весь ассортимент ближайшего магазина игрушек уже подарен

  • Если ребенок знакомых уже давно лепит пасочки, а у своего малыша такой супер вещи еще нет

  • Покупали раньше и хотят новый набор

5. ГДЕ?

  • В личных сообщениях/комментариях в ВК

  • На сайте

  • В оффлайн магазине

  • По телефону


И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

1. Составить контент-план

Мы выяснили, что молодые мамы — основной концентрат нашей ЦА. Соответственно, если мы хотим продавать через группу ВК, нужно создать сообществооформить должным образом (на аватарку можно добавить маму с ребенком или просто малыша, назвать как-то в стиле «Развивающая игра. Космический песок»), выбрать смешанное позиционирование (т.е. совмещать продающие посты и развлекательные в соотношении 20% и 80% соответственно) и составить контент-план.
2. Подобрать сообщества для рекламы

Молодых мам можно найти в группах следующих тематик:

магазины детских игрушек

сообщества по развитию и воспитанию малышей

сообщества детских мультиков

сообщества детских развлекательных центров

сообщества психологов, педиатров (Комаровский)
3. Составить объявления

Возьмем для примера 3 объявления из моих наработок и попробуем разобрать ход мыслей.

Объявление 1. Заголовок решает вопрос «Почему?» (если во дворе нет песочницы).

А на картинке — малыш, который играется с нашим песком. Это хороший подход, потому что показывается сам процесс, контакт ребенка с товаром, и это повышает лояльность мам.

Объявление 2. Заголовок отвечает на вопрос «Почему?» (для детей, у которых плохо развита мелкая моторика).

На картинке — ребенок с разноцветными руками, чтобы привлечь больше внимания, сделать объявление контрастным.

Объявление 3. Заголовок решает проблему вопроса «Когда?» (когда нужен подарок на праздник).

На картинке сразу показываем товар, который мы предлагаем.
В общем, не забывайте использовать цепляющие заголовки и выбирать контрастные картинки!

Методика 5W — это отличный инструмент, который поможет вам лучше понять свою ЦА, составить контент-план, настроить рекламу и получить первых клиентов.



2. Сообщение

писать, снимать, формировать мысли, чтобы было понятно

3. Канал (Телевидение, интернет, газета, радио, почта, баннеры, билборды, почтовые рассылки, публичные материалы (презентация, показы, конференция).

Показатели эффективности каналов

1. Охват (сколько человек воспримет ваше сообщение)

2. Частота (количество в единицу времени)

3. Количество предъявлений (простая математика. Частота умножается на трансляцию (время) – 15 (мин) * 30 (дней) = 450

4. Цена контента (принятие решения или не принятия)


  1. Эпоха постправды в коммуникации. Фактоиды и симулякры. Определение и психологические источники постправды.

Постправда – это механизм стирания границ между правдой и вымыслом. Ситуация постправды возникает, когда «объективные факты менее влияют на формирование общественного мнения, чем эмоции или личные убеждения» с помощью СМИ. Постправда стала универсальным оправданием любого радикального или просто безумного акта, поскольку не требовала помимо эмоциональной убежденности ее носителя какого-либо обоснования. В логике постправды истина становится культурно-историческим конструктом или зачастую симулякром.

Цель постправды – манипулировать общественным сознанием

4 из 5 человек не будут смотреть материал, что Китай ввел санкции против США

Психологические источники:

1. «Принцип Поллианны»

Принцип Поллианны — психологический феномен, согласно которому люди склонны соглашаться в первую очередь с положительными утверждениями, которые относятся к ним же самим.

История о бедной 11-летней сиротке растопила не одно черствое сердце. Роман Элинор Портер «Поллианна» давно стал классикой детской литературы. По нему даже сняли одноименный фильм. Сюжет мелодраматичен. Поллианна переезжает к тете после смерти отца. Та не рада девочке – она терпит ее лишь из чувства долга. Тяжело жить, когда тебя никто не любит. Но отец научил Поллианну необычной «игре в радость». Поэтому девочка способна радоваться тому, что другие могли бы посчитать наказанием, и даже в самых печальных событиях находит повод для благодарности судьбе. Вместо куклы прислали костыли – хорошо, что они не понадобятся… Это и есть принцип позитивного отношения к жизни, который стал краеугольным камнем американской популярной философии ХХ века.

Во что хотим – в то и верим!

2. Когнитивное (рациональное) подтверждение аффекта

Аффект - особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышку таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания

Людям свойственно формировать эмоциональное отношение к явлению, а потом находить рациональное обоснования своему отношению (реакции)

- Она нравится мне!

- Почему?

- Она красивая, умная, клевая (придумывает)

Механизмы постправды:

1. «Журналистика мнений»

а) Матанис заявила

б) Путин сказал

в) Трамп прокомментировал

г) производители ответили

д) Мелания Трамп упрекнула

2. Выборочное восприятие

Мы видим, что хотим, а что нет, то слепое пятно

То, что увидели, то и создаст нам всю картину

3. Демонизация противника

Верим всему плохому и не верим всему хорошему

4. Альтернативные факты

Не вранье, а альтернативный факт!

Для вегетарианцев и больных целиакией открытие киноа было сродни чуду. Безглютеновый злак, богатый магнием и железом, самый белковый среди всех, содержащий все важнейшие аминокислоты, которые наш организм не может продуцировать сам. NASA увидело в киноа практически идеальный баланс питательных веществ и сочло эту еду оптимальной для астронавтов.

Возделываемое в Андах, киноа связано с легендой, очаровавшей западного потребителя: будто бы инки ценили эту культуру столь высоко, что считали священной и звали матерью зерна, а весной первую горсть киноа с помощью особых золотых орудий бросал в землю сам император.

Но скоро поклонников киноа ждало неприятное открытие. Между 2006 и 2013 г. цены на киноа в Боливии и Перу выросли втрое. Сначала рост цен одобряли, поскольку одновременно с этим поднимался и уровень жизни бедных андских земледельцев. Но скоро поползли слухи, будто из-за неутолимого спроса Европы и Северной Америки местные жители уже не могут себе позволить эту традиционную еду. Газета The Independent в 2011 г. предупреждала, что потребление киноа в Боливии «упало за последние пять лет на 34%, поскольку местному населению его бывшая повседневная еда, ставшая модной, уже не по карману». The New York Times ссылалась на ученых, установивших, что в районах возделывания киноа растет число недоедающих детей. История разлетелась по миру, вызвав у адептов здорового питания муки совести.

Утверждение, что цены на киноа, взлетевшие по воле глобального спроса, ухудшили положение местного населения в Перу и Боливии, выглядело правдоподобным и многих убедило. Но оно не казалось верным экономистам Марку Бельмару, Сету Гиттеру и Джоанне Фахардо-Гонсалес. Экономисты взяли цифры хозяйственных расходов перуанских семей и разделили семьи на те, которые киноа выращивают и едят, едят, но не выращивают, и те, которые и пальцем его не касались. Оказалось, что в период 2004–2013 гг. уровень жизни вырос у всех трех групп, но быстрее всего росли доходы у фермеров, возделывающих киноа. Домохозяйства, где киноа ели, но не выращивали, были в среднем в два раза обеспеченнее фермерских, то есть несколько более платежеспособны. И это неудивительно: из домашних трат перуанцев на покупку киноа приходится лишь около 0,5%. Траты на киноа никогда не составляли у них существенной части домашнего бюджета. – Альтернативный факт

5. Уверенность без доказательств

Нам не нужны доказательства, нам и так все известно

В Сибири получают много денег, Россия – плохая, Америка – хорошая

6. Двойные стандарты

Один и тот же человек для кого-то плохой, для кого-то хороший.



Фактоид – это изначально несуществующий факт, который, будучи опубликованным в медиа, получает живую реакцию и оценку. А они, в свою очередь, влияют на картину мира и действия людей. Не так уж важна истина на самом деле, если эффект реален.

Американский писатель Норман Мейлер ввел термин «фактоид» в 1973 году и дал ему определение как «факт, который не существовал до того, как о нем написали газеты и журналы»

Это очень напоминает эпизод мультфильма про следователей-колобков, где злобный торговец животными Карбофос покупает у старьевщика фарфорового слона, получает на него справку, разбивает теперь уже ненужную побрякушку и изрекает: «Слон – плохой, справка – хороший!» После чего по этой справке проводит через границу живого слона. Простоватый пограничник тупо смотрит в справку, соотносит написанное в ней с тем, что видит, и пропускает животное через границу.

В странах Центральной Азии реализуется очень полезный проект по медиаграмотности — «Три точки». Следующая информация от них. Фактоид — это ложь, которая очень похожа на факт из-за широкого освещения в СМИ.

Ровно 80 лет назад, 30 октября в эфир вышла легендарная радиопостановка Орсона Уэллса «Война миров» по одноименному роману Герберта Уэллса. Эту историю часто приводят в качестве примера фактоида. По сюжету драмы, на Землю вторгаются марсиане и отравляют всех ядовитым газом. В постановке описывают облака газа и светящиеся летающие объекты в небе над Нью Джерси. На следующий день после трансляции американские газеты стали писать о том, что постановка создала панику в США особенно в восточных штатах, у кого-то даже случился сердечный приступ.

Спустя несколько десятилетий миф о панике из-за радиодрамы опровергли. Журналисты выяснили, что никто на улицу не выбегал, а количество слушателей было сильно преувеличено.

Откуда же тогда появился этот миф? Газеты. В те годы была жесткая конкуренция между радио и газетами: радио отобрали у печатных изданий большую часть прибыли от рекламодателей. Поэтому газеты выдумали миф о панике, вызванной радиопередачей, чтобы дискредитировать радио, как источник информации.

Симулякр – это (от лат. simulacrum < simulo — «изображение» от «делать вид, притворяться») «копия», не имеющая оригинала в реальности.

Оно впервые было введено в оборот французским философом, социологом, писателем Жоржем Батаем. Он занимался исследованием иррациональных процессов, происходивших в обществе. Но в профессиональный оборот его ввел французский философ-постмодернист и социолог Жан Бодрийяр.

Иными словами, у каждого из нас есть в сознании представления (копии) о тех или иных вещах, отношениях и т.п. которые существуют в нашем мире. Как правило, большая их часть отличается от реальности, в которой они существуют. Отличаются они потому, что эти реальные вещи и т.п., человек не видел в реальности, а узнал о них из каких-то источников.

В наш век информационных технологий, это особенно актуально, т.к. мы являемся носителями массы информации, знаний, полученных не из непосредственной реальности, а из копий этих реальностей.

То есть, мы имеем определенное мнение, считаем его правильным, но оно основано не на реальном событии, объекте, а на его копии.

Например: фотография в социальных сетях является симулякром, т.к человек на фото и в реальности может выглядеть по разному. Так случаются конфликтные ситуации при знакомстве. Люди в социальных сетях познакомились, решили встретиться, но когда увидели друг друга в реальности, поняли что этот человек им не подходит.

Симулякры используются в современном мире везде – от политики и рекламы, до социальных сетей и психотерапии.

Например: в политике, могут приукрасить факты, или их придумать, чтобы создать картинку и начать войну. Как писал Жан Бодрийяр, в своей знаменитой книге «Войны которой не было» о войне в Ираке, это война симулякр, где СМИ придумали не существующие факты о химическом оружии, чтобы общество поддержало войну. Или симулякром могут быть предвыборные обещания политика.

В рекламе может создаваться образ продукта, например колбасы где есть мясо. Хотя в большинстве колбас практически мяса нет. Но человек, покупающий колбасу, верит своему симулякру и покупает, и ест продукт, в котором он думает, что есть мясо.
Симулякр есть некая поддельная сущность, тень несуществующего предмета или события, которая приобретает качество реальности в трансляции. […] Словом, симулякр — это подтасовка перед глазами зрителя, которая заставляет его включить в реальный пейзаж некие облако, озеро или башню, которые на самом деле вырезаны из бумаги и хитро поднесены к самому его глазу.

«И пусть зритель знает — а на ином уровне он это знает всегда, — что он не непосредственно присутствует при этой сцене, которую предварительно для него засняла камера, вынудив его, в каком-то смысле, занять это место; он знает, что это изображение плоско, эти цвета не реальны, а представляют собой двухмерный симулякр, нанесённый с помощью химикатов на плёнку и проецируемый на экран». Жак Омон, Ален Баргала, Мишель Мари, Марк Верне, «Эстетика фильма».


  1. Фейк-ньюз, понятие и роль в коммуникации. История, примеры наиболее известных фейковых новостей. Психологическая структура и экзистенциальный смысл фейк-ньюз. Этапы производства. Концепция deepfake.

Происхождение выражения связывают с бельгийцем Робертом Корнелиссеном, который в 1815 году вздумал испытать степень легковерности публики и опубликовал в одном из журналов заметку о прожорливости уток. В ней он описал, как одна утка съела девятнадцать своих сородичей, предварительно порубленных на кусочки. После выхода в свет этой истории все только и говорили о невероятном феномене. Однако через некоторое время автор всё-таки рассказал о своём розыгрыше. С тех пор любую недостоверную информацию, появившуюся в печати, принято называть газетной уткой

Структура (основа недостоверной информации):

1. Приходит от людей с похожей картой реальности и используемая для ее подтверждения

2. Соответствующее ожидание

3. Элемента гиперболизации – шокирующий уровень – это маяки

4. Имеет вирусный характер (перепосчиваться должны)

Способ манифестации (проявление, публичное выражение мнения) себя в мире. Это способ само… (выражение). Мы перепосчиваем то, что нас зацепило, что нам нужно. Это способ жить в современном мире и находить единомышленников.

Как производятся?

ТЕМА – ОЖИДАНИЕ – ГИПЕРБОЛА – ПРОИЗВОДСТВО
Дипфейк

Дипфейк – глубокий фейк. Это тренд нашего дня! Фото, видео, цитаты заимствований, фейковые очевидцы)

Фейковаой средой являются нейросети (обучаемые программы). Они принимают решения и анализируют те новости, которые мы смотрим и предоставляют похожие. Нейросети создают реальность! Нужны только клики, а клики – это деньги

Дипфейк, созданный нейросетью к 115-летию со дня рождения Сальвадора Дали (Якобы он жив)

Примеры:

В ежедневной газете Китая появилась статья о том, что Ким Чен Ын – самый сексуальный мужчина в мире (2012 г.)

В соцсетях распространили новость о смерти Дуэйна «Скалы» Джонсона, якобы из-за неудачного трюка (2019 г.)

Животные из Йеллоустонского парка бегут, потому что скоро будет извержение вулкана (2014-2016,2018)

Майкл Джексон жив

Эбола – выпейте 2 литра соленой воды – не заболеете

2 июня 1897 года в "Нью-Йорк Джорнэл" под заголовком "Марк Твен умер" появилась статья под псевдонимом Фрэнк Маршалл Уайт. (Ложь – Марк Твен написал, что «Сообщение о моей смерти было преувеличением»

Весной 1917 года, когда Первая Мировая война бушевала по всей Европе, и Times, и Daily Mail в Лондоне опубликовали отчеты из "анонимных источников", которые утверждали, что они посетили фабрику "Кадавер" под названием Kadaververwertungsanstalt в Германии. Эта фабрика, как говорили, извлекала глицерин из трупов павших, чтобы сделать мыло и маргарин.

  1. Кликбейт: концепция и примеры. Признаки кликбейтной информации.

Кликбейт (англ. Clickbait, от click — щелчок и bait — наживка) — уничижительный термин, описывающий веб-контент, целью которого является получение дохода от онлайн-рекламы, особенно в ущерб качеству или точности информации.

1. Web -контент

2. Побуждает перейти на страницу

3. В ущерб качеству материалу

Заголовки не соответствуют тексту в документе
Ключевой принципы:

  • это интрига, недоговоренность

  • построение заголовка таким образом, чтобы заинтриговать читателя, но не раскрывать суть информационного повода

  • использование указательных местоимений («этот», «эта», «эти») для создания ощущения диалога с читателем

  • обращение к читателю на «ты»

  • противоречие, стремящееся вызвать недоумение или эмоциональный отклик читателя

  • использование конструкций, бросающих вызов читателю («Ты не поверишь!», «Ты ни за что не угадаешь…» и т. д.)

  • немотивированное использование многоточий, вопросительных и восклицательных знаков

  • обилие ярких эпитетов

  • гиперболизация, преувеличение значимости описанного

  • включение в заголовок фразеологизмов, выражений из повседневной речи

  • неполные предложения, обычно передающие удивление или восторг

  • повелительное наклонение

  • использование привлекательных или шокирующих фотографий в превью

  • ложные упоминания о смерти или несчастьях, якобы произошедших с известной личностью

  • обещание наживы: лёгкого заработка, бесплатных либо непривычно дешёвых товаров, крупной экономии

  • обещание поделиться неким секретом, знание которого сулит определённую выгоду

  1. Фактчекинг, концепция и конкретные приемы.

Проверка фактов или факт-чекинг (англ. fact checking) — проверка достоверности сведений, описанных в текстах научно-популярного и публицистического стиля.

Эмоции – опасный враг фактчекера (отметим в скобках, что при этом они часто лучший друг журналиста). В нашей работе часто присутствует соблазн поддаться общему настроению и выдать желаемое за действительное, идя на поводу «сенсаций». Некоторые медиа с удовольствием выпускают фактоиды, ведь они популярны у аудитории. Рядом с эмоциями часто идёт небрежность, желание побыстрее и первым поведать миру громкую новость. Здесь часто кроется опасность опубликовать ложь.

Профессионалы советуют, например, давать срочные и непроверенные сообщения сначала в соцсетях, подчеркивая их сомнительность. Таким образом, выигрывая не только внимание аудитории, но и возможность с её же помощью проверить и уточнить информацию.

Гораздо чаще люди сами поддерживают истерию, не пытаясь разобраться в ситуации, косвенно вынуждая медиа раскручивать маховик «горячей» новости. Не так давно министерство обороны Швеции искало русскую подлодку возле своих берегов, ссылаясь то на публикации в СМИ, то на размытые фотоснимки (в духе лох-несского чудовища), опять же, взятые из медиа. В итоге ничего не нашли и пришлось извиняться перед налогоплательщиками за растраты.
1. Ищем первоисточники (Кто первый)

2. Опирайтесь не на один, а на несколько независимых источников (не очень работает)

3. Спросите противоположенную сторону (Спросить не только жертву, но и виновного)

4. Опирайтесь на официальные документы (экспертизы, договоры)

5. Разделяйте факты и оценки (плохой человек не может сделать что-то хорошее – это не правда)

6. Ищите противоречия

Wan-IFRA (проверка источников)

Культурологический подход в коммуникации


  1. Культурные модели как карты реальности. Взаимоотношения носителей разных карт. Толерантность в современном мире: успехи и противоречия.

У всех вещах, есть сакральная и профанная сторона объекта!

  1. Гендерные модели в сегодняшнем мире. Трансформация гендерной идентичности.




  1. Категория сакрального. Мир сакрального и мир профанного. Категория «маны».

Сакральное – научное название для священного, духовного, чудесного, волшебного, божественного, обладающего необъяснимой силой, достойного преклонения.

Сакральное невозможно в нашем мире, и поэтом оставляет за собой отпечаток некоего иного мира, более истинного, высокого, могучего, наполненного силой и энергией. Сакральные предметы – больше, чем просто предметы, это точка связи, точка перехода в иной мир, его отражение, точка взаимодействия с духовными или божественными сущностями.
Таким образом, семантика категории сакрального включает в себя несколько ключевых сем:

1. Отличие (иное, чудесное, необычное)

2. Иной мир (идеальный мир, духовная составляющая)

3. Сила (заряженность энергией)
Сила

Сакральные предметы вызывают преклонение во многом потому, что в субъективной реальности людей они воспринимаются как «заряженные» некоей чудесной энергией. В англоязычной литературе устоялось название, принятое среди народов Меланезии и Полинезии – мана

Мана – источник любых изменений, роста, творчества.

Все яркое, сильное, превосходящее других, действенное является таковым только потому, что содержит в себе больше мана, чем все остальное.

«Лодка быстроходна, только если содержит мана, и то же относится к сети для ловли рыбы и к стреле, наносящей смертельную рану. Все, обладающее бытием в превосходной степени, все, иначе сказать, представляющееся человеку действенным, динамичным, плодотворным, совершенным, заключает в себе мана».

Мана можно накапливать, расходовать и передавать другим. Индуистские аскеты, накапливающие тапас. Старцы-столпники.

Амулеты – своего рода «аккумуляторы» для накопления и направленного использования мана.

Вливая мана в организм или предмет, человек повышает уровень содержащейся в них мана и таким образом изменяет его. Так, в средние века известность получают истории, когда будущий король должен совершить деяние, недоступное другим (выдернуть меч из скалы), доказав таким образом, что уровень его мана гораздо выше, чем у его потенциальных подданных.

«Считалось, что французские и английские короли простым прикосновением руки, совершенным в соответствии с традиционным обрядом, могут исцелять людей, больных золотухой».

Однако, если мана передается человеку с очень низким энергетическим уровнем, он может «сгореть» от ее избытка. Отсюда убеждение, что прикосновение вождя к обычному члену племени может привести к его смерти. Как следствие – убеждение, что расстояние между людьми должно соответствовать разнице их уровней мана. Рядом с вождем может стоять только его приближенный, но никак не рядовой член племени. (Сравнить с рассадкой на совещаниях и ректорате!)

  1. Этапы развития сакральной картины мира в человеческой истории.

1. Анимизм

В глубокой древности ощущение заряженности всего магической энергией трансформировалось в признание одухотворенности природы, наличия у нее единой души. Этот этап восприятия сакральности получил в науке название анимизма (лат. anima - душа и animus – дух). Анимизм подразумевает переживание единства всего сущего за счет одухотворенности, наличия у природных объектов единой души.

В свою очередь, «душа мира» ассоциировалась у древних с женским началом.

1.1. Фетишизм (слюна-плевок)

Любая вещь перезаряжена маной. Амулеты – возьмешь меч великого воина – станешь воином. Предметы – это личность

1.2. Тотемизм

Сила племени часто воспринималась персонифицированной в тотеме. Термин этот, впервые употреблённый английским путешественником Дж. Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

По сути тотем – архетип животного, с которым ассоциируется племя, сакральный первопредок всех членов племени и какого-то вида животного, с которым племя таким образом состоит в родстве.

Сегодня роль тотема в иррациональной картине мира часто выполняет БРЕНД компании для лояльных пользователей, футбольная команда для фанатов, медийная звезда для своих поклонников и т.п.

Тотемный столб – символическая антенна.

Тотем – это не предмет, это первопредок этого народа). Начало нашего племя, рода (Мы от волков. Они наши братья)

1.3. Шаманизм

Шаманизм – следующий этап развития иррациональной картины мира. На этом этапе одухотворенный мир человека раскалывается отдельных на духов. У всего – у камней, рек, растений, животных и людей есть свой дух.

Шаманы – люди, которые общаются с духами

«Шаманское путешествие» - дух выходит из шамана и идет в сакральное, мир духов.

Духи живут в мире духов, периодически появляясь в нашем мире. Контактируют с ними прежде всего шаманы, которые путешествуют по миру духов с помощью шаманского путешествия. Погружаясь в состояние транса, шаман может призвать духа-союзника на охоте, изгнать духа болезни, пообщаться с духами предков и узнать будущее (мир духов не имеет времени, поэтому будущее известно духам предков так же хорошо, как и прошлое).

2. Античность

Главный Платон (мир вещей и идей разделил)

Идеи – архетипы (коллективное бессознательное)

Красивая вещь – прекрасная вещь – самая прекрасная вещь – скачок – ИДЕИ ПРЕКРАСНОГО

3. Политеизм

Дух превращается в Бога (это дух идеи)

Битва Богов – проигравшие превращаются в демонов

Титаномахия – Титаны проиграли, Боги во главе

Черти – это фольклорные персонажи опустившие, бомжеватые фавны – которые бегали по полям и лугам . Был главный титан Пан. Если он выходил из себя, то начиналась паника)

Пр.: у войны есть свой дух, у меча есть свой дух, но есть дух всей войны (Марс, Арес)

Третий этап развития сакральной картины мира начинается тогда, когда духи предметов становятся духами понятий и превращаются в богов. Дух грома и молнии превращается в Бога Зевса. Богиня Афина воплощает в себе и дух очага, и тотем совы, и дух крепости. Афина – богиня, которая воплощается в очаге, крепости, сове, честности и надежности.

Аватары – персонажи, в которых проявляется божественная сущность.

Чудовища – боги прошлого и побежденных народов. Рефрейминг знака божественной маны. Горгона Медуза сначала заставляла каменеть юношей от любви, а после поражения в магическом поединке с Афиной стала буквально взглядом превращать людей в камень. История Горгоны Медузы:

Герои – мессии, призванные очистить землю от чудовищ. Рождены от близости бога и земной женщины. В них течет божественная кровь, что дает им ману для уничтожения негативных божественных сущностей.

4. Единобожие

Самая главная тайна Христа – таинство великой троицы (Бог-отец, Бог-сын, Бог-духа святого)

  1. Иррациональное пространство в картине мира первобытного и современного человека. Сакральное время.

Пространство:

«Гора, дерево, лабиринт» - М.Элиаде

Печь, Алтарь, столб, отверстия в юрте, дом(квартира) - порог

Должна быть точка, центр

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/hierotopy_round.htm

Время:

Профанное: линейное (раньше, позже)

Сакральное: космология (день-начинается жизнь, праздник – перерождение) Все идет по кругу (мы возвращаемся к Богам, мы хотим понимать животных – хотим в идеальный мир (до грехоподения)).

https://www.b17.ru/blog/sakralnoe_vremia_novogo_goda/

  1. Магия и магическое мышление у современного человека.

Симпатическая магия — форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия) либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта) якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.
Существует в двух формах магическое мышление:

1. Контактная магия. Влияние на целое через его часть. Символической трансформации подлежат объекты, содержащие частицы целого – объекта влияния.

a. Манипуляции с кровью, волосами, ногтями и т.п.

b. Амулеты, содержащие шерсть, кости, перья тотемного животного.

c. Поедание

2. Магия подобия. Влияние на объект реальности через его изображение или нечто, ему подобное. Пример – кукла Вуду, фотография, имя Изольда (лед), пианистка (ноты)
Заговоры и ритуалы в наше время

На рождество:

1. Специальный заговор на Рождество поможет увеличить семейный достаток. Для этого 7 января со всех домочадцев собирают монетки и кладут в один кошелек со словами заговора: «Звенят колокола, так пусть монеты звенят в кошельке у меня. Как в сундуках хранится злато под замками, за дверьми с печатями, так и мне денег не терять, без нужды кошелек не разорять. Чужого не беру, свое не отдаю. Да будет так».

2. Еще один вариант ритуала на богатство – в рождественский день нужно выбежать на улицу без верхней одежды и сказать слова заговора на деньги: «Как много мурашиков на мне, так столько же много пусть будет денег у меня».

3. Перед самым праздником Рождества в дом заносили петуха и смотрели за его поведением:

  • Если он бежал к столу, то девушке суждено выйти замуж.

  • Если пытался сбежать в двери, то в этом году ей не суждено замужество.



Ходим в церковь – очищаемся.

Освещаем (святой водой) дома, квартиры…
Современное магическое мышление

Комплексы Эдипа и Электры. Реальная вина за нереальное преступление.

  1. Приметы в структуре иррационального мышления.

Традиционно выделяется несколько типов иррациональных установок, встречающихся наиболее часто в нашей жизни. Среди них установка долженствования, катастрофизации, предсказания негативного будущего, максимализма, дихотомического мышления (разделение на белое и черное), персонализации, сверхобобщения, чтения мыслей и другие. Обнаружить их у себя вы сможете легко с помощью самонаблюдения и слов-маркеров (должен, кошмар, ужас, на все сто и т.п.). Чем больше выявляется таких установок, тем сложнее человеку адекватно воспринимать окружающую действительность.

По этому случаю есть точное высказывание Ф.Бэкона: «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». Доступней не скажешь.

Приметы на удачу

Удачу в дом привлекай подковой лошади. Нет подковы — возьми картину или уздечку повесь над дверью.

Удача дом не покинет, если в нем битой посуды не будет.

Соли щепотку через плечо брось, коли рассыпал, и удача не отвернется.

Приметы на богатство

Крошки со стола в горсть собирай да птиц прикармливай, чтобы деньги в доме водились.

Веник дома прутьями вверх держи, чтобы деньги задерживались и через порог к чужим людям не ушли.

К одежде паук прицепился — скоро и деньги появятся.

Деньги в дом пойдут, если под порогом монета спряталась, а под скатертью купюра притаилась.

Деньги счет любят. Ты их считай, да в уме прибавляй, чтобы прибыль всегда была, а от покупок сдача оставалась.

Бытовые приметы на все случаи жизни

Тапочки домашние крест-накрест не ставь, а то лихо в доме поселится, жизнь к худшему изменится.

Шапку на стол класть — деньгам из дома пропасть.

Ведро или тарелку у соседа взял — верни полными. Счастье в его дом придет, а к тебе сторицей вернется.

Мыло из рук выскальзывает — о беде предупреждает. Внимательное будь да талисман с собой носи, чтобы удача не отвернулась.

В хлебе нож не оставляй, иначе голодно в доме будет. Ломай хлеб руками, чтобы дом был полной чашей.

На столе не сиди, иначе денег не будет.

Приметы о погоде

Радуга высоко встала — жди ясной погоды. Низко висит — будет ненастье долгим.

Курица на одну ногу встает — скоро холода нагрянут.

Лягушки по берегу прыгают — дождь зовут.

В ясный день анютины глазки сорвешь — дождь накличешь.

Приметы о животных

Собака заскулила — скоро больной в доме будет.

Трехцветная кошка перебежала дорогу — смотри под ноги, клад найдешь.

Лягушка прыгнула в дом — удача будет в нем.

В чью сторону собака завоет, в том доме и ждать беды.

Лиса дорогу перебежала — жди обмана и не верь пустым словам.

Птица в окно залетела — жди денег.

Ласточка под крышей гнездо вьет — хозяева о пожаре не волнуются.

Аист на крыше угнездился — жди скорого пополнения в семье.

  1. Ритуалы в прошлом и настоящем: структура и функция.

Структура магического заклинания – это PR-техника

1. Мы хотим изменить что-то в мире (кукла Вуду)

2. Метафора изменения мира (иголка в кукле)

3. Энергетическая закачка (плата, жертва) (не буду ругаться матом в течение недели)
Примеры:

1. Чтобы женщина быстрее родила, ее всячески пугали

Считалось, что помочь женщине скорее разрешиться от бремени мог испуг. По этой причине вокруг роженицы часто скакали повитухи и члены семьи, стуча и гремя различными бытовыми приборами. Предположительно, механизм должен был работать так: женщина пугается, от страха сильно тужится, и ребенок в тот же миг из нее «вылетает».

Насколько эти практики были полезными, исследователи, к сожалению, не сообщают.

2. Свадебное одеяние невесты с фатой было одеждой мертвеца

Те наряды невесты, которыми мы все сегодня восхищаемся, наши предки считали погребальными. Женитьба представлялась им «маленькой смертью» и считалась как бы перерождением девочки в женщину, а мальчика — в мужчину. На голову девице надевали белый куколь с фатой. Фата была нужна, чтобы «мертвец» случайно не посмотрел кому-нибудь в глаза и не утащил человека с собой в царство мертвых.

Интересно, что если в деревне умирала девушка, которой не удалось выйти замуж при жизни, то ей находили жениха во время похорон. Среди населения выбирали мужчину, перевязывали ему руку платком, и в таком виде он сопровождал гроб до места захоронения. С этого времени семья умершей начинала считать его своим зятем, а все прочие — вдовцом.

3. Если ребенок рождался недоношенным или больным, его отправляли в печь

Печка в сознании древних славян была символом Вселенной и местом общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, когда требовалось спасти жизнь недоношенному или больному младенцу. Ребенок при этом уподоблялся хлебу: его покрывали тестом с головы до пят, оставляя нетронутыми только ноздри и рот, после чего клали на лопату и отправляли в теплую печку. Этот обряд называли «перепеканием».

4. Если девушка «приносила в подоле» мальчика, это не считалось позорным

Отношение к добрачным связям у наших предков было различным. Например, на Севере потерявшим невинность девицам мазали ворота дегтем. Это накладывало печать позора на всю семью, поэтому отец старался соскрести деготь с досок до того, как его кто-нибудь увидит. Виновнице задавали трепку, а парень, лишивший девушку чести, становился всеобщим героем.

В центральных и южных областях добрачные связи значили намного меньше. Если девушка рожала мальчика, его называли Богданом: так все вокруг знали, что он появился вне брака. При этом парнишку никто происхождением не попрекал, разве что соседи дразнили «крапивничком». Если на свет появлялась девочка, дела обстояли хуже, потому что женщин в семье считали лишними ртами. Мальчик же вырастал работником и помощником.

Позор на девицу если и ложился, то ненадолго: проходило время, и ее выдавали замуж. Правда, выбирать жениха не приходилось — чаще всего таких девушек отдавали за вдовцов.

5. От некоторых женщин отказывались в первую же брачную ночь из-за фигуры

Стандарты красоты у наших предков были совершенно иными. Считалось, что женщина должна быть большой, высокой и непременно с крутыми бедрами. Это означало, что дама готова к тяжелой домашней работе и сможет родить крепких малышей. Поэтому девицы, особенно худосочные, на Руси любили многослойные юбки, что порой приводило к курьезам: в первую брачную ночь жениха под слоями одежды могла ждать худенькая жена. Здесь было два варианта развития событий: или мужчина примирялся с положением дел, или же выгонял новоявленную супругу.

6. Когда-то в нашей стране процветало профессиональное нищенство

Пожары, которые пугают нас и в XXI веке, для наших предков были настоящим бедствием: порой выгорали целые деревни. К погорельцам отношение было сочувственное — им помогали чем могли. Только благодаря помощи можно было насобирать средств, чтобы начать все сначала.

Этим пользовались предприимчивые крестьяне. Молодые и здоровые мужики и бабы притворялись болезными или погорельцами, вымаливая у народа денежку-другую. Нередко профессиональные нищие еще и подворовывали в домах, куда их по доброте душевной пускали переночевать.

Кое-где этот промысел был возведен в ранг официального. Например, князь Грузинский из Нижегородской области отправлял своих мужиков нищенствовать в другие земли. Часто это ремесло приносило больше денег, чем если бы крестьяне занимались землей и хозяйством.
Ритуалы, которые дошли до наших дней (видоизменились):

1. Рукопожатие

Сложно представить себе мужской коллектив без рукопожатий несмотря на то, что никто давно уже не прячет кинжал в рукаве. Тем не менее традиция эта настолько сильна, что отказываться от ритуала никто и не думает. Сегодня рукопожатие используют при приветствии, при прощании, при поздравлениях, в знак одобрения, заключения соглашения или примирения. В христианских странах рукопожатие больше всего распространено в мужской среде. Редко рукопожатия уместны между мужчиной и женщиной. Обычно это случается в деловой среде. Но, к примеру, в исламском мире межполовые рукопожатия категорически запрещены.

2. Воинские ритуалы

Проявление ритуалов наиболее сильно заметно в современной армии. Являясь наиболее консервативной силой, армия хранит, почти не изменяя сути те ритуалы, которые применялись еще в глубокой древности. К таким ритуалам относится присяга, которая ведет свою историю от обрядов инициации в племенах, когда юноша должен был доказать свое право называться мужчиной. Также в видоизмененной форме в армии присутствует фетишизм (хранение и почитание знамени), отдача чести (признание превосходства старшего) и многие другие обряды.

3. Совместный обед

Процесс принятия пищи — одно из самых ритуализированных действий в истории. Несмотря на то, что это действие имеет явную практическую ценность, оно имеет также огромное символическое значение. Преломить хлеб с ближним — значит впустить человека в круг доверия. Таким образом, ритуальными становятся деловые обеды, празднования дня рождения и прочие совместные приемы пищи, в которых сама пища не главное.

4. Спортивные зрелища

Процесс замещения старых ритуалов новыми идет непрерывно. Признаки обряда приобретают новые действия. Так, просмотр футбольного матча с пивом в компании друзей можно назвать ритуалом нового типа, в котором есть все необходимые признаки. Точно так же утренняя зарядка может стать личным ритуалом, имеющим сакральное значение для конкретного человека.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20


написать администратору сайта