Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 4ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • ГЛАВА 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • ГЛАВА 2СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Пои. Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце Беларуская літаратура для ix класа стано агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання глава 1 тлумачальная запіска


    Скачать 1.71 Mb.
    НазваниеВучэбная праграма па вучэбным прадмеце Беларуская літаратура для ix класа стано агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання глава 1 тлумачальная запіска
    Дата24.12.2022
    Размер1.71 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаup-bel-lit-9kl-bel-rus.docx
    ТипДокументы
    #861951
    страница38 из 87
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   87
    ГЛАВА 3
    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В V КЛАССЕ


    Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, художественный, творческий) небольшого эпического произведения, в том числе с элементами описания.

    Устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос (устный и письменный). Устный рассказ о литературном герое.

    Краткий рассказ о писателе на основе прочитанной о нем статьи в учебном пособии.

    Устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, произведении изобразительного искусства, просмотренных кинофильме и телепередаче.

    Составление плана эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

    Устное словесное рисование, иллюстрирование, составление кадроплана на основе эпического произведения, сочинение сказок, рассказов.

    ГЛАВА 4
    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


    Учащиеся должны знать:

    авторов, названия и содержание изученных художественных произведений;

    сюжеты произведений, рекомендованных для изучения;

    сведения по теории литературы: роды литературы (эпос, лирика, драма); народная сказка, виды народных сказок, особенности сказочного повествования, отличие литературной сказки от народной, особенности художественного мира литературной сказки, фольклорные мотивы в литературной сказке, стихотворная форма сказки; особенности изображения событий и героев в мифах; особенности лирических произведений, пейзажная лирика, своеобразие поэтического слова; ритм, рифма, интонация, строфа; изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); рассказ (сюжет, портрет, пейзаж, рассказчик как герой произведения), юмор в рассказе; художественный очерк; роль диалога в художественном произведении, соединение разных типов речи в тексте (описание, повествование, рассуждение).

    Учащиеся должны иметь понятие:

    об устном народном творчестве и о письменной литературе, их взаимосвязи;

    об особенностях художественного изображения, о литературе как словесном искусстве.

    Учащиеся должны уметь:

    осознанно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные тексты;

    отличать литературную сказку от народной, миф от сказки;

    различать эпические, лирические, драматические произведения;

    выделять эпизоды, устанавливать связь между событиями в изучаемом произведении;

    находить в изучаемом произведении изобразительно-выразительные средства художественной речи (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение) и определять их роль;

    самостоятельно делить текст на части, фразы – на речевые звенья;

    передавать интонационно характеры персонажей при чтении по ролям;

    высказывать свое отношение к прочитанному;

    пользоваться справочным аппаратом учебного пособия, словарями.

     

     

    УТВЕРЖДЕНО

    Постановление
    Министерства образования
    Республики Беларусь
    29.07.2019 № 123

    Учебная программа по учебному предмету
    «Русская литература»
    для VI класса учреждений общего среднего образования
    с белорусским и русским языками обучения и воспитания


    ГЛАВА 1
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Целью изучения литературы является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций.

    2. Содержание литературного образования составляют четыре основных компонента: 1) знания; 2) умения; 3) опыт творческой деятельности; 4) система норм отношения к миру, людям, себе.

    Первый компонент учебного предмета «Русская литература» – знания – формируется путем освоения разнообразного историко- и теоретико-литературного материала: а) произведений русского фольклора и литературы; б) отдельных образцов словесного искусства народов мира; в) сведений об основных периодах русского и мирового художественного процесса; г) критико-биографических сведений о жизни и творчестве виднейших писателей; д) основных теоретико-литературных понятий.

    Все эти элементы содержания представлены в учебной программе по учебному предмету «Русская литература» (далее – учебная программа) комплексно, во взаимосвязи историко-функционального, проблемно-тематического, жанрово-родового аспектов, с соблюдением принципов преемственности и доступности.

    Основой учебного курса являются литературные произведения, которые отбирались с учетом их художественных достоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, места в творчестве писателя и в истории литературы, актуальности для нашего времени, доступности и интереса для учащихся.

    В аннотациях, которые носят рекомендательный характер, внимание обращается на гуманистический смысл произведения, диалектическую связь социального, конкретно-исторического и общечеловеческого в нем, художественное своеобразие, авторскую позицию.

    Предоставляется возможность дифференцировать материал в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Освоение новых теоретических понятий опирается на преемственность между этапами литературного обучения, которая обеспечивается постепенным усложнением «опорных» теоретико-литературных категорий, закреплением приобретенных знаний и развитием умений использовать их при анализе художественных текстов.

    Второй компонент содержания литературного образования – система специальных (читательских) умений – формируется на основе знаний теории, истории литературы, понимания специфики художественного произведения. Он создает базу для дальнейшего литературного самообразования учащихся.

    Учебная программа ориентирует учителя на формирование и развитие у учащихся следующих читательских умений:

    умений, связанных с художественным восприятием литературного произведения (представлять, воображать картины и образы, созданные писателем; высказывать первичные впечатления и др.);

    аналитических умений (анализ эпизода, сюжета, композиции, художественного языка и др.);

    синтезирующих умений (умений сопоставлять, обобщать, делать выводы);

    умений, связанных с оценкой художественного произведения.

    Третий компонент – опыт самостоятельной литературно-творческой деятельности. Он приобретается учащимися при условии полноценного первичного восприятия текста на эмоционально-образном уровне, самостоятельного его интерпретирования, проявления личностного отношения к произведению в процессе работы над устными и письменными сочинениями разных жанров, творческого пересоздания словесного текста в другие виды искусства (словесное рисование, иллюстрирование, мизансценирование и др.).

    Четвертый компонент содержания литературного образования – формирование системы норм отношения к миру, людям, себе – обеспечивается прежде всего отбором произведений для обязательного изучения, чтения и обсуждения, дополнительного чтения. Учебная программа ориентирует учителя не только на изучение литературы, но и на воспитание учащихся ее средствами. Эта идея реализуется в содержании и структуре, предусматривающей не только систематизацию знаний о литературе и искусстве, но и их осмысление на мировоззренческом, философском и эстетическом уровнях. Таким образом, изучение литературы призвано обеспечить понимание учащимися ее роли и значения для собственного духовного становления, для развития самосознания и нравственного самоопределения.

    3. В контексте компетентностного подхода следует стремиться к усилению практико-ориентированной направленности литературного образования, реализуемой через различные виды деятельности: сопоставление произведений разных видов искусства, выполнение творческих упражнений, подготовка проектов, проведение читательских конкурсов и конференций, литературных диспутов, постановка фрагментов произведений, подбор иллюстративного фото-, аудио- и видеоматериала.

    Формирование литературоведческой компетенции предполагает освоение теоретико-литературных (ритм и рифма в народной лирической песне; романтическое и реалистическое изображение жизни; ирония, гротеск, иносказание, антитеза и др.) и историко-литературных знаний, способность применения их в процессе анализа произведения.

    Формирование учебно-познавательной компетенции реализуется в процессе самостоятельной работы учащихся. Наиболее полно проявляется в проектной деятельности, предусматривающей длительный подготовительный этап: планирование, поиск и выбор необходимой информации в глобальной компьютерной сети Интернет, литературоведческих словарях и справочниках, отбор и структурирование учебного материала и т.д.

    Формирование ценностно-смысловой компетенции осуществляется в процессе изучения произведений, отражающих внутренний мир человека, раскрывающих мотивы его поступков и моральный выбор.

    Формирование культуротворческой компетенции происходит в процессе изучения культурного и историко-философского контекста произведения, сопоставления произведений разных видов искусства. Предполагает не только выполнение отдельных творческих упражнений, но и создание на их основе собственного творческого продукта.

    4. Принцип построения курса литературы VI класса – жанрово-хронологический: от былины и летописи до современной повести и лирической поэзии. Учащиеся получают представление о жанрах художественной литературы и фольклора, обучаются элементам сравнительного анализа. Заметно возрастает роль аналитической работы, самостоятельного литературного творчества учащихся.

    Изучение раздела «Устное литературное творчество и литература» способствует выявлению взаимодействия фольклора и художественной литературы.

    Впервые учащиеся знакомятся с таким жанром древнерусской литературы, как летопись («Повесть временных лет»).

    Особенности басни как вида эпического произведения раскрываются при изучении произведений И. А. Крылова. Для рассмотрения на уроке предлагается несколько басен. При изучении творчества И. А. Крылова рекомендуется использовать словесное рисование, иллюстрирование, театрализацию, составление кадроплана.

    Раздел «Рассказ как эпический жанр» представлен произведениями И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. И. Куприна, В. Г. Распутина.

    Раздел «Стихотворение как лирический жанр» предшествует разделу «Повесть как эпический жанр». Такой порядок расположения материала не только обеспечивает учащимся смену художественных впечатлений, но и создает условия для прочтения крупных эпических произведений до начала их изучения. Жанровые особенности повести раскрываются при изучении произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, М. Горького, В. О. Богомолова.

    Раздел «Из зарубежной литературы» представлен произведением Джека Лондона («На берегах Сакраменто»).

    5. В курсе русской литературы VI класса предусмотрено также проведение уроков внеклассного чтения, основой для которых могут стать произведения из списка для дополнительного чтения. Уроки внеклассного чтения рекомендуется проводить в форме читательской конференции, дидактической игры, литературной гостиной.

    Список для дополнительного чтения носит рекомендательный характер. В нем содержатся произведения широкого жанрово-тематического диапазона, отобранные с учетом возрастных особенностей учащихся и их читательских интересов.

    ГЛАВА 2
    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


    (70 ч, из них 6 ч на внеклассное чтение, 3 ч – резервное время)

     

    Введение (1 ч)

    Художественная литература как один из древнейших видов искусства. Особенности ее развития в связи с изменениями общества. Место и роль древнерусской литературы, литературы XIX и XX веков в истории русской словесности. Взаимосвязь литературы и устного народного творчества. Богатство и разнообразие жанров.

     

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЛИТЕРАТУРА

    Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». (2 ч)

    Русские былины как памятник славянского героического эпоса. Отражение в них общенародных представлений о героизме и народных героях. Мечты о защитнике родной земли.

    Богатырские подвиги Ильи Муромца, его справедливость и бескорыстие.

    Особенности построения и языка былины.

    Теория литературы. Былины как один из видов устного народного творчества. Понятие о гиперболе и постоянном эпитете. Былина и сказка. Былина и миф.

    Фольклор и живопись. Иллюстрации к былинам и картины на сюжеты былин (И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Е. А. Кибрик, П. Д. Корин, Н. К. Рерих, художники Палеха и др.).

     

    А. К. Толстой. «Илья Муромец». (1 ч)

    Слово об А. К. Толстом.

    Былинные мотивы в русской поэзии.

    Былинный Илья Муромец и герой стихотворения А. К. Толстого.

     

    ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Древнерусская литература

    Возникновение древнерусской литературы. Труд писца. Жанры древнерусской литературы: летописи, сказания, жития, поучения. «Повесть временных лет» («Сказание о смерти Олега»). (1 ч)

    Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством. Сказание и сказка.

     

    А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». (2 ч)

    Интерес А. С. Пушкина к истории. Летописный источник «Песни...». Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Лиризм повествования. Своеобразие поэтического языка.

    Литература и живопись. Иллюстрации В. М. Васнецова к «Песни о вещем Олеге».

     

    Для дополнительного чтения

    Сборник «На Буяне, славном острове».

    Сборник «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести».

    Былины (серия «Сокровища русского фольклора»).

    В. И. Калугин. «Струны рокотаху...».

    Владимир Мономах. «Поучение» (отрывок).

     

    Басня как эпический жанр

    Басня как вид поэзии. История басни в литературе разных времен и народов (басни Эзопа, Ж. де Лафонтена, И. И. Дмитриева, С. В. Михалкова и др.).

     

    И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет», «Демьянова уха». (4 ч)

    Слово о баснописце.

    Иносказательный и обобщающий смысл басен. Афористичность языка. Обличение в баснях И. А. Крылова человеческих пороков. Отражение народной мудрости.

    Теория литературы. Жанр басни, своеобразие построения. Аллегория. Мораль.

    Литература и искусство. Иллюстрации к басням И. А. Крылова художников А. М. Лаптева, В. М. Конашевича, В. А. Фаворского, Кукрыниксов и др.

     

    Для дополнительного чтения

    И. А. Крылов. Басни (издания для детей).

    Л. Н. Толстой. Книга «Кот с бубенцом» (басни в прозе).

    И. И. Дмитриев. «Рысь и крот», «Петух, кот и мышонок».

    С. В. Михалков. Басни.

    Ф. Д. Кривин. «Задушевный разговор», «Волк на елке», «Яблоко».

     

    Рассказ как эпический жанр

    Рассказ как эпический жанр. Особенности рассказа (сюжет, композиция, герои). Отличие от сказки, былины.

    И. С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказ «Бежин луг»). (3 ч)

    Слово о писателе.

    Богатство духовного мира мальчиков. Любознательность, впечатлительность героев. Индивидуальность характеров. Взаимоотношения человека и природы в рассказе. Образ повествователя.

    Теория литературы. Монолог.

    Литература и искусство. Иллюстрации В. Е. Маковского, К. В. Лебедева, П. П. Соколова к рассказам И. С. Тургенева. Иллюстрации А. Н. Белюкина к сборнику «Записки охотника».

     

    А. П. Чехов. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». (3 ч)

    Слово о писателе.

    Осуждение чинопочитания, угодничества и раболепства. Диалог. Смысл названий.

    Смешное и грустное в рассказах.

    Теория литературы. Композиция рассказа. Углубление представления о сюжете рассказа (экспозиция, завязка, развитие действия, развязка). Художественная деталь.

    Литература и искусство. Иллюстрации Д. Н. Кардовского, Кукрыниксов к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон».

    А. И. Куприн. «Тапер». (2 ч)

    Слово о писателе.

    Гордый, уверенный в себе маленький музыкант. Талант мальчика. Сестры-аристократки и их отношение к музыканту. Образ А. Г. Рубинштейна.

    Теория литературы. Литературный портрет.

    Литература и искусство. Исполнение «Венгерской рапсодии» Ф. Листа знаменитыми пианистами.

     

    В. Г. Распутин. «Уроки французского». (3 ч)

    Слово о писателе.

    Трудности военного времени, описанного в рассказе. Нравственная стойкость героя, чувство собственного достоинства. Развитие взаимоотношений учительницы и мальчика.

    Литература и искусство. Иллюстрации В. К. Гальдяева, Ю. П. Тризны и других художников к рассказу В. Г. Распутина. Киноповесть «Уроки французского» режиссера Е. И. Ташкова (1985 год).

     

    Для дополнительного чтения

    Л. Н. Андреев. «Ангелочек».

    А. С. Грин. «Гнев отца».

    М. М. Зощенко. «Водная феерия», «Кочерга», «Пчелы и люди» и другие рассказы.

    Л. Евгеньева. «Сестры».

    Ф. А. Искандер. «Дедушка», «Лошадь дяди Кязыма».

    Л. И. Пантелеев. «На ялике», «Главный инженер».

    А. П. Платонов. «Никита», «Корова».

    Р. П. Погодин. «Тишина», «Дубравка».

    В. А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

    Ю. П. Казаков. «Никишкины тайны».

    А. И. Куприн. «Чудесный доктор».

    А. П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Хирургия».

     

    Стихотворение как лирический жанр

    Родо-жанровая специфика лирического стихотворения.

    Стихотворная поэтическая речь и основные принципы ее организации.

    А. С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Мой первый друг, мой друг бесценный!..». (4 ч)

    Слово о поэте.

    «Няне». Образ няни в поэзии Пушкина. Задушевность стихотворения, глубина чувств, простота их выражения.

    Значение интонаций, ритма для передачи чувств и настроений.

    «Зимнее утро». Восхищение поэта красотой зимы. Радостное восприятие жизни. Мотивы единства человека и природы.

    «Мой первый друг, мой друг бесценный!..». Тема духовного, нравственного братства. Высокое предназначение поэта.

    Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Развитие понятия об эпитете.

    Литература и искусство. Картина Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском». Серия открыток «Михайловское в работах Л. Корсакова».

     

    М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи», «Утес», «На Севере диком...». (3 ч)

    Слово о поэте.

    «Парус». Стремление к свободе, жажда деятельности, одиночество – мотивы стихотворения. Контрастные образы и их символический смысл в стихотворении.

    «Тучи». Размышления поэта-изгнанника о своей судьбе.

    Интонационное богатство стихотворения.

    «Утес», «На Севере диком...». Мотив неразделенной любви. Мотив одиночества человека в мире.

    Теория литературы. Углубление представления о сравнении.

    Литература и музыка. Романс А. Е. Варламова «Белеет парус одинокий». Романс А. Г. Рубинштейна «Горные вершины». Картина И. И. Шишкина «На Севере диком...».

     

    Н. А. Некрасов. «На Волге», «Соловьи». (2 ч)

    Слово о поэте.

    «На Волге». Два плана повествования в стихотворении. Смена дум и настроений. Сочувственное отношение поэта к тяжкой доле бурлаков.

    «Соловьи». Поэтическое изображение богатства души женщины-матери. Сочувствие тяжелой доле русского крестьянства.

    Теория литературы. Антитеза. Трехсложные размеры стиха.

    Литература и живопись. Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».

     

    А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...», «Бабочка». (1 ч)

    Единство пейзажа и состояния человеческой души. Выразительность художественных образов. Передача красоты каждого мгновения.

    Теория литературы. Понятие «чистое искусство». Начальное понятие о звукописи.

    Для дополнительного чтения

    А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Обвал».

    М. Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Дары Терека».

    М. В. Ломоносов. «Кузнечик».

    А. Н. Майков. «Весна», «Пейзаж», «Ласточки».

    Н. А. Некрасов. «Орина, мать солдатская», «С работы», «Калистрат», «В полном разгаре страда деревенская...», «Размышления у парадного подъезда».

    К. Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

    А. А. Фет. «На севере дуб одинокий...», «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

    Ф. И. Тютчев. «На севере мрачном...».

     

    А. А. Блок. «Летний вечер»; Н. А. Заболоцкий. «Одинокий дуб»; Н. М. Рубцов. «Звезда полей». (3 ч)

    Природа в восприятии русских поэтов XX века.

    Единение человека и природы в стихотворениях. Поэтическое отражение нравственных воззрений поэтов.

     

    Для дополнительного чтения

    4–5 стихотворений поэтов XX века о природе: А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Б. А. Слуцкого, Р. И. Рождественского, Р. Г. Гамзатова, Д. Б. Кедрина, Л. И. Татьяничевой и др.

    Русскоязычная поэзия Беларуси: В. П. Поликанина. «Румяный день наводит глянец»; Ю. М. Сапожков. «Березка», «На озере»; Б. П. Спринчан. «С полей повеяло весной», «Малиновой зари свечение».

     

    Повесть как эпический жанр

    Повесть как эпический жанр. Жанровые особенности повести (сюжет, композиция, герои). Повесть и рассказ.

    А. С. Пушкин. «Дубровский». (6 ч)

    Осуждение произвола и деспотизма, защита чести и независимости личности. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Сочувственное отношение писателя к крестьянам. Чистота и благородство отношений Владимира Дубровского и Маши.

    Мастерство Пушкина в создании характеров героев. Изображение быта и нравов в произведении.

    Теория литературы. Литературный герой (персонаж).

    Литература и искусство. Иллюстрации Б. М. Кустодиева, Д. А. Шмаринова к повести «Дубровский». Драма «Дубровский» режиссера А. В. Ивановского (1935 год). Приключенческая мелодрама «Благородный разбойник Владимир Дубровский» режиссера В. А. Никифорова (1988 год).

     

    А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: «Станционный смотритель». (2 ч)

    Милосердие как ведущая нравственная заповедь. Точность и краткость пушкинской прозы.

    Теория литературы. Тема «маленького человека» (начальное представление)

    Литература и искусство. Картина Рембрандта Х. ван Рейна «Возвращение блудного сына». Драма «Станционный смотритель» С. А. Соловьева (1972 год).

     

    Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». (5 ч)

    Слово о писателе.

    Картины народной жизни и родной природы. Поэтизация вольности, народного быта. Роль народных сказок и легенд в произведении.

    Теория литературы. Юмор и сатира в повести.

    Литература и искусство. Кинофильм «Ночь перед Рождеством» режиссера А. А. Роу (1961 год). Опера П. И. Чайковского «Черевички» (фрагменты).

     

    Л. Н. Толстой. «Детство» (главы «Учитель Карл Иванович», «Наталья Савишна», «Приготовления к охоте», «Охота», «Ивины»). (3 ч)

    Слово о писателе.

    Автобиографичность повести. Формирование характера героя. Освоение жизни маленьким человеком. Взаимоотношения детей и взрослых.

    Способность героя к состраданию, самоанализу.

    Мастерство Толстого в изображении «жизни души» (деталь, внутренний монолог).

    Особенности сюжета повести.

    Теория литературы. Автобиографическая повесть.

     

    Максим Горький. «Детство» (главы I–IV). (3 ч)

    Слово о писателе.

    Автобиографическая основа повести. Роль бабушки в формировании нравственного мира Алеши. Сопротивление «свинцовым мерзостям жизни». Вера писателя в творческие силы человека.

    Особенности сюжета повести. Мастерство Горького в создании характеров героев.

    Теория литературы. Углубление понятия о средствах создания характера (деталь, портрет, речь).

    Литература и искусство. Иллюстрации Б. А. Дехтерева к повести «Детство».

     

    В. О. Богомолов. «Иван». (3 ч)

    Слово о писателе.

    Повесть о разрушенном войной детстве. Мечта героя о добрых человеческих отношениях. Трагический контраст света и тьмы в сознании Ивана. Своеобразие композиции повести.

    Теория литературы. Элементы документализма в повести.

    Литература и кино. Кинофильм «Иваново детство» режиссера А. А. Тарковского.

     

    Для дополнительного чтения

    А.С. Пушкин «Повести Белкина»

    Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (в издании для детей).

    В. П. Беляев. «Старая крепость».

    В. К. Железников. «Чучело».

    Л. А. Кассиль, М. Л. Поляновский. «Улица младшего сына».

    А. А. Лиханов. «Последние холода».

    Б. Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».

     

    ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Д ж. Лондон. «На берегах Сакраменто». (2 ч)

    Мужество и самообладание мальчика Джерри в столкновении с суровой правдой жизни.

     

    Для дополнительного чтения

    Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома».

    Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан».

    Г. Каттнер. «Робот-зазнайка».

    А. Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе».

    Ф. Купер. «Последний из могикан».

    Э. По. «Золотой жук».

    М. Рид. «Всадник без головы».

    М. Твен. «Принц и нищий».

    Д ж. Крюс. «Тим Талер, или Проданный смех».

     

    Повторение (2 ч)

    Систематизация знаний по теории литературы: род, жанр; сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства художественной речи, двусложные и трехсложные размеры стиха, звукопись.

     

    Для заучивания наизусть

    И. А. Крылов. Басня по выбору учащихся.

    А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (отрывок не более 7 строф), «Зимнее утро», «Няне».

    М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Утес».

    Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (отрывок по указанию учителя не более 120 слов).

    Н. А. Некрасов. «На Волге» (отрывок по выбору учащихся не более 26 строк).

    А. А. Фет. Стихотворение по выбору учащихся.

    1–2 стихотворения поэтов XX века (по выбору учащихся).

    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   87


    написать администратору сайта