диплом психология. Введение 2 глава теоретический анализ психолого педагогической литературы по проблеме самосознания подростков, употребляющих наркотики 5
Скачать 402.5 Kb.
|
1.3. Психологическая характеристика самосознания подростка, употребляющего наркотические веществаИзучению самосознания посвящено немало исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Но, несмотря на огромное количество работ в этой области, можно с уверенностью утверждать, что между различными исследователями данной проблемы существуют значительные разногласия даже по поводу самого употребления термина «самосознание» не говоря уже о его структуре. В последнее время интерес к проблеме самосознания значительно вырос. И это далеко не случайно, поскольку без учета особенностей восприятия и переживания человеком своего «Я» невозможно ни построение полноценной теории личности, ни организация эффективной психологической помощи, потребность в которой с каждым днем становится все больше и больше. В последние годы в связи с резким ростом различных психических аномалий, особенно среди подростков и молодежи (злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веществами, антисоциальное поведение, преступность, рост числа пограничных психических нарушений и суицидов) особую остроту приобретают исследования, направленные на анализ феноменов и механизмов «деформаций», «искажений» самосознания и его структурных компонентов при различных формах личностных аномалий. Этому направлению в психологии посвящен ряд работ (Завьялов В.Ю., 1986, Сосин И.К., 1991, Коган Л.Н., 1988, Титаренко Т.Н., 1989, Пономарева И.А., Бобров А.Е., 1988, Горобец Т.Н., 1995, Карцева Т.Е., 1989, Широкова Е.В., 1966), но в целом ему уделяется недостаточно внимания. Изучение самосознания, по мнению А.Н. Леонтьева, является проблемой «высокого жизненного значения, венчающей психологию личности», он расценивал ее в целом как переменную, «ускользающую от научно-психологического анализа». Изучение самосознания имеет два основных аспекта: философский и психологический. Психологический аспект исследования проблемы самосознания, предполагает раскрытие специфики самосознания, как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Психологический механизм самосознания имеет интегративную природу. В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом - система ее психологических свойств, особенностей мотивации, приобретенный опыт, и, наконец, эмоциональное состояние личности в данный момент. В психической жизни личности, в ее структуре, самосознание, наряду с сознанием, является как бы центральным образующим. Это необходимое условие целостности и преемственности формирования внутреннего мира личности. В зарубежной психологии при разных теоретических подходах к самосознанию личности используется различный понятийный аппарат, что затрудняет сравнительный анализ этих теорий. Исследователи по-разному понимают природу, структуру и функции самосознания, что приводит к отличиям в понимании того, что следует считать отклонениями в самосознании. Центральной проблемой анализа личности является проблема самосознания или «Я». «Я» - сложное образование, лежащее в центре самосознания. Оно объединяет иные психологические конструкты (ценности, смыслы, установки, мотивацию). Это наиболее человеческая часть психики и одновременно основа личности. Это стержень того, что именуется личностью. Развитие личности, и в частности ее самосознания, кумулятивно, новые стадии прирастают к предыдущим, при этом предыдущие состояния самосознания частично пересматриваются и отрицаются. Э. Эриксон считал, что различные компоненты «Я» развиваются из некоего «базисного плана». На основе этого плана вырастают и развиваются части «Я». Каждая часть имеет свой период особенной власти, пока все части в гармоничной личности не сформируются в единое целое. Для того чтобы конкретная часть «Я» проявила себя своевременно она должна быть активирована и поддержана окружением. Согласно Э. Эриксону, переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже. Таким образом, предпосылки «Я» или самосознания врожденные, но само самосознание не является врожденным. Человек идентифицирует и себя, и других по определенным, сложившимся в ходе развития его и общества образам идентификации. Изучение самосознания в отечественной психологии определяется рядом методологических принципов:
В анализе различных аспектов проблемы самосознание большое значение имеет принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип утверждает, что сознание и деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, самосознания, психических процессов и свойств; в свою очередь, последние, осуществляя регуляцию деятельности человека, являются условием его адекватного выполнения. Принцип единства сознания и деятельности учитывает, что не все переживаемое человеком адекватно осознается им, ибо не вес отношения, выражающиеся в переживании и его определяющие, сами адекватно даны в сознании как отношения. Поэтому встает важная задача объективного психологического познания, отличающегося от простого переживания. Она может быть решена только на основе раскрытия всех существенных объективных связей, опосредующих психическое. В раскрытии таких связей решающая роль принадлежит деятельности, в которой сознание и самосознание не только проявляются, но и формируются. Принцип единства сознания и деятельности дает возможность понять, что все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они возникают и развиваются в деятельности человека и в его общении с другими людьми. Принцип историзма предполагает признание того, что филогенетически самосознание обусловлено процессом исторического развития человека в обществе. Самосознание могло зародиться только на основе общественных взаимоотношений в условиях трудовой деятельности, в процессе создания продуктов труда. Объективированные в труде психические особенности не сразу стали для человека объектом восприятия и предметом анализа. Принцип развития состоит в признании положения о непрерывности изменения самосознания на протяжении всей жизни человека. Формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные стации, связанные с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень и свойственные для данного уровня своеобразные возможности познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. С.Л. Рубинштейн выделяет следующие этапы становления самосознания в онтогенезе:
Вопрос о времени возникновения самосознания в онтогенезе остается открытым. Определенно, что несовершенные формы самосознания появляются у ребенка уже в первые годы его жизни. Затем развитие и изменение самосознания совершается непрерывно вместе с физическим и духовным развитием личности. Формирование самосознания есть развернутый во времени процесс. Суть личностного подхода заключается в понимании личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, которые являются структурой ее свойств и качеств, через которые преломляются все внешние воздействия. Любой психический процесс может быть понят только через личностную обусловленность. Самосознание каждой отдельной личности, обладая общими закономерностями функционирования, индивидуально и отражает особенности ее психического развития. Процесс развития самосознания включен в генезис самой личности. «Самосознание не надстраивается над личностью, а включается в нее, самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, в нем отражающейся, а включается в этот процесс развития личности, как реального субъекта, в качестве его момента, стороны, компонента» (Рубинштейн С.Л.). В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности, центральное ее образующее. Оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах; с другой стороны - в качестве внутреннего регулятора поведения, самосознание влияет на дальнейшее развитии личности, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывного развития личности, устанавливающим равновесие между внешними влияниями, внутренними состояниями и формами се поведения. Целостная деятельность самосознания в норме основана на гностической функции - интегрирующем системном чувствовании, которое обычно не заметно. Эта функция осуществляется на автоматизированном уровне и обеспечивает чувство принадлежности психического процесса конкретному «Я», конкретной личности, включает в себя эмоциональный тон соответствующей окраски и интенсивности, и обобщает предшествующие знания и опыт. Гностическое системное чувствование обнаруживается, как правило, негативно в дезинтеграции психических функций, когда наблюдается снижение или вовсе их отсутствие. Картина этого синдрома разнообразна по своим проявлениям, но клинические критерии нарушения самосознания едины:
Таким образом, при расстройствах самосознания происходит распад целостности психической деятельности личности, ее дезинтеграция. Самосознание является важным психологическим условием тождественности личности. Именно благодаря развитию самосознания у личности формируется устойчивое и постоянное понятие о себе, о своей ценности. Самосознание в психической деятельности подростков выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единых ситуативных образов через интеграцию подобных, многочисленных образов в целостное образование - в понятие своего собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самосознания необходимо сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально - ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально - ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов. В реальной жизнедеятельности подростка самосознание проявляется в неразрывном единстве своих отдельных внутренних процессов - самопознания, эмоционально - ценностного отношения к себе и саморегулировании поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе. Таким образом, самосознание возникает как высший уровень организации, структуризации и саморегуляции жизнедеятельности подростка. Процесс развития самосознания включен в генезис самой личности. Самосознание, с одной стороны, фиксирует итог развития личности на определенном этапе, а с другой - выступает как регулятор поведения, влияет на развитие личности в дальнейшем. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние на многие важнейшие аспекты жизнедеятельности человека, играя определяющую роль в развитии межличностных отношений, в процессах мотивации и целеобразования, способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. Поэтому так важно изучить самосознание у лиц с различными психическими аномалиями особенно у злоупотребляющих наркотическими веществами. Возможно, что именно изучение развития самосознания даст ключ к более эффективному решению проблемы профилактики, лечения наркозависимых подростков. |