Главная страница
Навигация по странице:

  • Геополитический код.

  • Геоэкономический код.

  • Китайская Народная Республика

  • Цивилизационный код.

  • Великой цивилизационной политики Китая

  • Великая Китайская стена (ВКС)

  • Дергачев В. А., Вардомский Л. Б.. Введение актуальность изучения учебной дисциплины


    Скачать 8.82 Mb.
    НазваниеВведение актуальность изучения учебной дисциплины
    АнкорДергачев В. А., Вардомский Л. Б..doc
    Дата18.03.2017
    Размер8.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДергачев В. А., Вардомский Л. Б..doc
    ТипДокументы
    #3922
    страница15 из 56
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   56
    Япония

    Цивилизационный код. Страна восходящего солнца добилась благо­денствия с опорой на национальные традиции. Следует подчерк­нуть, что Япония относится к ареалу китайской цивилизации. Пер­вое раннеклассовое государство на территории Японии образова­лось в IV в. н.э. на базе племенного союза Ямато. С конца XII в. до середины XIX в. (с некоторыми промежутками) государственная власть находилась в руках военно-феодальных правителей — сёгу- нов (император оставался религиозным главой государства). С начала XVII в., с установлением сёгуната Токугава, Япония оказалась за­крытой для внешнего мира. Самоизоляция Японии была прервана в 1853 г., когда Япония подписала с США договор, открыв для аме­риканских кораблей ряд портов. Аналогичные договоры были за­ключены с некоторыми другими странами, в том числе с Россией (трактат о торговле, 1885 г.). Ликвидация режима сегуната и восста­новление власти императора после революции 1867—1868 гг. (Мэйдзи Исин) расчистили путь для капиталистического развития Японии.

    Японцы не религиозны, многие из них одновременно считают се­бя синтоистами (язычниками), буддистами и христианами. Для японца справедливо то, что целесообразно. Характерны приверженность к ста­бильности, состоянию равновесия и стремление к социальному ра­венству, усредненности и неприятию крайностей. В Японии не очень много богачей и немного нищих. В основе менеджмента лежит кол­лективизм японцев. Отношения людей в фирме строятся как отно­шения между членами одной семьи. В японской традиции домини­рует обращение внутрь своего сообщества, это страна практически одной национальности.

    Истоки национальных традиций заложены в генетическом коде японцев. Производство главной сельскохозяйственной культуры риса очень трудоемко и требует синхронной работы многих людей. Моно­тонный труд на рисовых полях выработал общую потребность в ус­редненности. Любая самостоятельность, включая попытку одного ра­ботника ускорить свою работу, была бы не только бессмысленна, но и могла нарушить слаженность всего производственного процесса. Здесь намного важнее умение каждого работника четко исполнять свои обязанности. Чиновники имеют очень большую власть и взаимоот­ношения граждан и государства определяются принципом «народ послушен властям — власти послушны народу».

    Потребность в усредненности объясняется также и другими при­чинами. Система пожизненного найма основана на различиях в оп­лате труда в зависимости от возраста, но отнюдь не по индивидуаль­ным качествам и достижениям. По своим способностям и результатам труда люди не равны. Но ведь способности — это не заслуга чело­века, а природный дар. Поэтому человек реализует себя как личность, если дисциплинирован и выкладывается на своем уровне.

    Местные социокультурные особенности в значительной степени сформировались в имманентном мире Средневековья. Японцы, ощу­щающие дыхание географически близкой китайской цивилизации, как никто другой, осознают влияние рубежной энергетики культу­ры. В отличие от устремленной вдаль Европы, средневековая Япо­ния сосредоточивалась на себе через множество пограничных со­стояний, где особое место занимает культура чайной церемонии.

    Пограничное положение чайной церемонии на рубеже реальности и искусства способствовало «программированию» определенного эмоционального состояния. Чайный ритуал становился способом временной перестройки сознания, отключения от повседневного опыта и стимуляции сферы подсознательного. «Путь чая» с его иде­ей равенства и ориентацией на демократические по своему проис­хождению идеалы способствовал приспособлению японского обще­ства к меняющейся исторической ситуации, его социальной пере­стройке, несмотря на сохранение феодальных институтов.

    Новейшая история Японии началась в 1870-х годах, когда страна вышла из феодальной изоляции, но при этом должна была избежать участи колонии Запада. Японии нужны были западные технологии и институциональные примеры, но не ценой зависимости от веду­щих на тот период стран мира. Решение задач догоняющего разви­тия требовало сохранения роли суверенного национального государ­ства в экономике и жизни государства, что вытекало из социокуль­турных особенностей этой страны.

    Геополитический код. Геополитическое положение Японии с мо­мента революции Мэйдзи претерпело принципиальные изменения. С конца XIX в. Япония встала на путь войн и территориальных за­хватов. После войны с Китаем Япония отторгла Тайвань, после русско-японской войны 1904—1905 гг. — Южный Сахалин. Япон­ская интервенция на российский Дальний Восток 1918—1922 гг. закончилась неудачей, но в 1931 г. японские войска оккупировали Маньчжурию, в 1937 г. начали войну против Китая.

    Заключив союз с Германией и Италией, Япония развернула в 1941 г. широкомасштабную войну на Тихом океане, но в конеч­ном счете потерпела поражение под натиском союзных держав, в том числе СССР. В соответствии с Ялтинским соглашением СССР, США, Великобритании после окончания войны Советскому Союзу был возвращен Южный Сахалин и переданы Курильские острова.

    В результате поражения в войне Япония утратила все колонии, потеряла 25% национального богатства, оказалась отброшенной на два-три десятилетия назад. Страна была оккупирована американ­скими войсками. Вместе с тем Япония получила возможность раз­вития по пути демилитаризации и демократизации, которая была эффективно использована.

    Конституция 1947 г. провозгласила суверенную власть народа, демо­кратические права и свободы. Император лишался властных функций. Япония отказывалась от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Эти реформы заложили основу для последующего быстрого экономического развития страны, вы­ведшего ее в число ведущих государств мира, для формирования своеобразной системы социальной и политической стабильности.

    В то же время развернувшаяся «холодная война», а также война в Корее 1950—1953 гг. на десятилетия вперед оказали воздействие на формирование внешней политики Японии, на ее деятельность на ме­ждународной арене. Одновременно с подписанным в сентябре 1951 г. Сан-францисским мирным договором был заключен Японо-Амери­канский договор о гарантии безопасности, в соответствии с которым США получили право держать на территории Японии свои воору­женные силы и создавать военные базы. В 1960 г. США и Япония заключили новый договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который с 1970 г. автоматически продлевается. Япон­ское руководство последовательно осуществляет программный курс на усиление политической роли страны в мире в соответствии с рос­том ее экономической мощи. Большое внимание придается активи­зации деятельности в ООН и участию в урегулировании региональ­ных конфликтов. В 1992 г. в соответствии с принятым законом

    о содействии миротворческим усилиям ООН японские военнослу­жащие впервые после Второй мировой войны были направлены за пределы страны.

    Союз с США продолжает оставаться стержнем внешней поли­тики Японии. Вместе с тем Япония поддерживает активные связи с Западной Европой, налаживает координацию в выработке общей стратегии Запада. Все более весомым становится участие Японии в ежегодных встречах руководителей ведущих развитых стран мира.

    Большое значение придает Япония развитию отношений с ази­атскими странами, особенно со странами АСЕАН, с которыми стре­мится укрепить как экономические, так и политические связи. В си­стеме внешнеполитических связей Японии видное место занимают отношения с КНР, ее главным политическим конкурентом в АТР. Отношения Японии с Китаем пронизаны историческими обидами, идущими от периода агрессивной политики Японии в первой поло­вине 1990-х годов.

    Геоэкономический код. Япония является второй в мире экономи­ческой сверхдержавой. ВВП в 2007 г. составил 4,3 трлн долл. по паритету покупательной способности (33,5 тыс. долл. на душу насе­ления), или 4,4 трлн долл. по обменному валютному курсу. Это первая в АТР постиндустриальная страна, вошедшая в эпоху высо­ких технологий. Обладающая ограниченными энергетическими и дру­гими природными ресурсами Япония продемонстрировала во вто­рой половине XX в. образец трудолюбия и высоких темпов разви­тия. Страна восходящего солнца находится под протекцией США и не стремится к региональному доминированию в АТР, где многие страны относятся подозрительно к японскому лидерству.

    Национальная модель догоняющего развития позволила осуще­ствлять модернизацию экономики, не теряя особенностей своей культуры. Экономический рост, как главная ценность, обеспечи­вался активным участием государства в экономике, которое опреде­ляло стратегически важные направления развития и обеспечивало на них концентрацию ограниченных ресурсов. Такая модель была неизбежна, учитывая бедность Японии минеральными ресурсами.

    В поверженной Японии администрация американского генерала Дугласа Макартура, командующего оккупационными войсками, осу­ществила модернизацию. В стране восходящего солнца была отме­нена и лишена государственного статуса официальная религия синто, а США завезли в страну 10 млн Библий и американские идеалы. В наказании своего главного военного противника американцы раз­укрупнили местные большие компании, что стало благом для Японии. Малые и средние фирмы оказались более приспособленными к ис­пользованию новых технологий.

    Главными действующими лицами японской экономической ре­формы стали предприниматель и государственный чиновник. Муд­рость последнего заключалась не в способностях командовать или заниматься бизнесом на государственных ресурсах, а в умении сти­мулировать развитие приоритетных производств с помощью нало­говых льгот и инвестиционной политики.

    Возрождение индустрии потребовало крупномасштабного им­порта нефти, угля, леса и других ресурсов, что делало экономику страны уязвимой от конъюнктуры мирового рынка. Поэтому в ре­зультате энергетического кризиса произошла глубокая переориен­тация на интеллектуально емкие высокие технологии, а трудоемкие и ресурсоэнергоемкие производства были вынесены в Южную Ко­рею и другие азиатские страны. Япония стала законодателем ми­ровой моды в ряде важнейших направлений научно-технического прогресса. В 1970-е годы ВНП Японии удвоился, а потребность в энергоресурсах возросла всего на 7—8%. На практике страна при тех же энергетических затратах стала производить примерно вдвое больше продукции и услуг.

    В 1970-е годы Япония стала второй в мире промышленной дер­жавой. На это место ее вывели крупные корпорации. Рост эконо­мики страны в этот период обеспечивал ускоренный рост экспорта. В 1980-е годы важным фактором развития страны стал экспорт капиталов. В 1985—1989 гг. зарубежные инвестиции Японии росли в среднем на 62% в год.

    Япония — первая в АТР постиндустриальная страна, вошедшая в эпоху высоких технологий. Обладающая ограниченными энерге­тическими и другими природными ресурсами Япония продемонст­рировала во второй половине ХХ в. образец трудолюбия и высоких темпов развития.

    1980-е годы стали звездным часом японской экономики, а экс­перты прогнозировали мировое лидерство. Но в 1992 г. началась экономическая рецессия. Темпы экономического роста в 1990-е годы в среднем составляли около 1%. Экономическая депрессия была связана с резким сокращением инвестиций крупными корпорация­ми при продолжении крупномасштабного вывоза капитала. Лопну­ли «мыльные пузыри» фондового рынка и рынка недвижимости, а темпы роста упали. То, что было благом для экономики в про­шлом, превратилось в преграду на пути роста. Одной из причин депрессии явился государственный патернализм, особенно в фи­нансовой сфере, что способствовало накоплению банками долгов предприятий, которые в большом числе случаев не имели шансов на возврат.

    В начале текущего десятилетия началось реформирование финан­совой сферы. Япония стала более открытой в экономическом плане страной. Вмешательство государства в экономику сократилось. Все это дало положительный результат. Темпы экономического развития Японии возросли. Сегодня Япония сохраняет свои позиции как один из крупнейших мировых экспортеров. Страна имеет самые большие в мире зарубежные активы — более 4 трлн долл. Ускорение темпов экономического развития жизненно важно для Японии, поскольку ее потерянным десятилетием активно воспользовался Китай, сильно укрепивший свои экономические позиции в Восточной Азии и АТР. В результате мирового финансового кризиса японская экономика вошла в рецессию. В частности, объем продаж автомобилей упал до минимального за последние сорок лет уровня.

    Япония традиционно настороженно воспринимается на конти­ненте в качестве регионального лидера. После финансового кризиса Япония остается самой высокоразвитой страной Восточной Азии. Она занимает второе место по объему прямых иностранных инве­стиций в страны региона после Европейского Союза. Поэтому вос­точноазиатские государства заинтересованы в стабильной японской экономике, служащей локомотивом АТР.

    Китайская Народная Республика

    Китайской цивилизации путем падений и взлетов удалось вырабо­тать модель контактов на суперэтнических рубежах, основанную на сочетании открытости материальных коммуникаций с внешним миром и ограничений для заимствований в духовной сфере. Со­временный Китай, несмотря на неоднозначные прогнозы запад­ных экспертов, демонстрирует единство геополитических и эко­номических целей.

    В Восточной Европе большую популярность приобрела модель об­щественного развития Китая, не поступившегося коммунистически­ми принципами. После вхождения во власть многие политики, как правило, посещают страну «восходящего дракона» и под впечатле­нием увиденного начинают ускоренными темпами внедрять китай­ский опыт, правда, пока безуспешно.

    Цивилизационный код. Китайская цивилизация является самой протяженной во времени, имманентно ориентированной на Вели­кий порядок, основанный на социальной гармонии и справедли­вости. Иероглифическая письменность способствовала этнической консолидации и служила доказательством превосходства над други­ми народами.

    Главная особенность последней из оставшихся древних цивили­заций — здесь границы культуры, религии и государства в основ­ном совпадают. История Китая — единственный в своем роде при­мер более или менее непрерывного развития государства-цивили­зации на протяжении четырех тысячелетий. В культурологическом аспекте понятие «китайцы» эквивалентно не «немцам» или «фран­цузам», а западноевропейцам в целом. Блистательная культура средневекового Китая возникла на развалинах древнего мира, как западноевропейская цивилизация сформировалась на фундаменте античности. Таким образом, более уместно сопоставление Китая и Западной Европы.

    Китай встретил третье тысячелетие с населением в 1,3 млрд чел., что составляет примерно 22% жителей планеты. За последние деся­тилетия улучшилось качество жизни. По индексу гуманитарного развития и продолжительности жизни страна находится на средне­мировом уровне, что является большим достижением, учитывая гигантскую численность населения.

    Китай — последняя классическая империя с этнически разно­образным населением. Китайцы (ханьцы) составляют 94% общей чис­ленности населения при сравнительно небольшом удельном весе на­родов других национальностей, среди которых уйгуры, монголы, тибетцы, маньчжуры, корейцы и группа народов, говорящих на тай­ских языках. Китайский народ сложился в долине Хуанхэ на рубежах речного, лесного и степного ландшафтов. Китайцы заселяют в ос­новном Великую Китайскую равнину. Другие народы, численность которых значительна по европейским масштабам — более 70 млн чел., расселены на западе, севере и юге. Численность населения китай­ского суперэтноса всегда являлась гарантом его сохранения. Когда Китай становился добычей иноземцев, попытка покорить страну за­канчивалась ассимиляцией победителей, их китаизацией в образе жизни и мировоззрении.

    Китайское ощущение времени незнакомо европейцам, оно здесь течет плавно и медленно. Когда человек живет под знаком ты­сячелетий государственности, связан с культом почитания предков и необходимостью иметь потомков, у него нет нужды торопить вре­мя. Куда спешить, если все равно ты принадлежишь вечности.

    Возрождение великой державы-цивилизации происходит на основе сочетания мировых достижений и местных культурно-исторических традиций, богатого философского наследия. В современном мире Ки­тай остается единственной страной-цивилизацией, обладающей бес­ценным богатством — мировоззрением и менталитетом традицион­ной китайской цивилизации. Они сложились два тысячелетия назад, когда на Земле только возникло христианство, а ислам даже еще не родился. Стратегический ресурс Китая заложен в силе и стабильно­сти исторической традиции, в имманентной ориентации на великий порядок, основанный на социальной гармонии и справедливости. Соединенные Штаты Америки с двухсотлетней историей не только не обладают таким богатством, но и выглядят наивными дилетанта­ми в своем стремлении претендовать на мировое господство. Сим­волами Великой цивилизационной политики Китая и крупнейшим материализованным памятником международным отношениям ста­ли Великая Китайская стена и Великий шелковый путь.

    Великая Китайская стена (ВКС) — материальный памятник тех­нологии властвования, закрытости цивилизации от внешнего мира. Самое длинное кладбище в мире, где закончили свой жизненный путь многие сторонники конфуцианства в Китае. В философском отноше­нии Стена разграничивала жизнь и смерть, мир хаоса (варваров) и китайского порядка. ВКС была возведена после объединения Китая (221 до н.э.) при императоре Цинь Шихуанди. Воспитанные в духе рационализма европейцы рассматривают ВКС как определенное чу­дачество китайцев и, как часто бывает у самоуверенных людей, глу­боко ошибаются. Можно оспаривать эффективность возведения ги­гантского фортификационного сооружения в географическом про­странстве. Однако Стена, выполняющая барьерные функции, в мно­гомерном коммуникационном пространстве Поднебесной служила преградой для степных «варваров» и ограничивала деятельность ки­тайцев за ее пределами, в географии являлась границей субтропиков и сухих степей, а в душе человека — символом барьера против чу­жеродных заимствований в духовной сфере.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   56


    написать администратору сайта