Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфессиональная трансформация.

  • Этнонациональная трансформация.

  • Трансильвания

  • Дергачев В. А., Вардомский Л. Б.. Введение актуальность изучения учебной дисциплины


    Скачать 8.82 Mb.
    НазваниеВведение актуальность изучения учебной дисциплины
    АнкорДергачев В. А., Вардомский Л. Б..doc
    Дата18.03.2017
    Размер8.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДергачев В. А., Вардомский Л. Б..doc
    ТипДокументы
    #3922
    страница47 из 56
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   56
    Последствия распада Югославии (балканских войн). До распада малой «империи» на Балканах — федеративной Югославии это бы­ла самая процветающая страна в регионе и предмет зависти для советских людей. Вспыхнувшие в конце ХХ в. балканские кон­фликты не только не решили местные проблемы, но превратили регион на долгие годы в зону международной политической и эко­номической нестабильности. За четыре балканские войны 1990-х го­дов было убито 250 тыс. человек и свыше 3 млн граждан стали бе­женцами. Войны нанесли огромный материальный ущерб, частично и полностью разрушили экономику Югославии, Боснии и Герцего­вины, Хорватии и Косово, на миллиарды долларов сократился их внутренний валовой продукт. Разрушена коммуникационная сеть в регионе, что нанесло огромный ущерб внешнеэкономическим связям балканских стран.

    В результате балканских войн в Европе в конце XX в. Сербская Краина в Хорватии, где столетиями жили сербы-граничары, яв­ляющиеся пограничниками христианства, была стерта с лица земли. В общей сложности к концу 1990-х годов Хорватию покинуло око­ло 500 тыс. сербов. Ущерб от войны оценивается в 19 млрд. долл. США. Последующая Боснийская война, по мнению Хантингтона, является самым кровопролитным эпизодом в продолжающемся столк­новении цивилизаций.

    Несмотря на подписанные Дейтонские соглашения (1995), линия раздела Боснии и Герцеговины на сербское и мусульмано-хорватское государство остается во многих местах спорной. Федерация Босния и Герцеговина (4,4 млн жителей), где официальные языки босний­ский, сербский и хорватский, существует преимущественно на бу­маге. В федерацию входят два государственных образования:

    • Мусульмано-Хорватская Федерация (боснийцы и хорваты), столица Сараево;

    • Республика Сербская (49% территории федерации, население более 1 млн чел.), столица Баня-Лука. После конфликтов из многонациональной территории стала моноэтнической — 95% сербы.

    На Балканах отчетливо прослеживаются последствия исламизации Западной Европы. Западные христиане стоят на стороне местных ка­толиков и мусульман. Западные инвестиции идут преимущественно в Хорватию, а гуманитарная помощь оказывается преимущественно Му сульмано-Хорватской Федерации. В 2004 г. миротворческие си­лы НАТО заменены на миротворческие силы ЕС (ЕСФОР), что многие аналитики рассматривают как данайский подарок Европей­скому Союзу.

    В феврале 2008 г. руководство сербской автономии Косово в од­ностороннем порядке объявило о независимости, что вызвало про­тесты Белграда. Этот автономный край в бывшей югославской рес­публике Сербия прежде имел статус автономной области (1945—1963), автономного края (1963—1969) Косово и Метохия (сокращенно Космет). Большую часть территории Косова занимают котловины Косово Поле и Метохия. Во время Второй мировой войны Муссо­лини присоединил Космет к Великой Албании. В социалистиче­ской Югославии последовательно проводилась политика на албани- зацию Косова в надежде расширить Югославию за счет присоеди­нения Албании. Тито не думал о судьбе святынь сербской церкви в Косово, которые для коммуниста-атеиста ничего не значили. До начала распада Югославии в автономном крае Косово проживало

    1. 3 млн албанцев, выделявшихся относительно высоким уровнем жизни. Для Югославии всегда была характерна высокая безработи­ца, поэтому косовские албанцы в отличие от Албании имеют мно­голетние традиции гастарбайтерства.

    В период распада Югославии косовары создали «Освободитель­ную армию Косова», провели многочисленные террористические операции против мирных граждан, в первую очередь сербов. Пред­ставленные сепаратистами якобы доказательства массовых расстре­лов косовских албанцев сербами послужили основой для агрессии НАТО против Сербии. При присутствии в Косово администрации ООН и воинских контингентов НАТО (сил КФОР) легализовались радикально-националистические и террористические силы, транс­формированные в местные полицейские формирования. Были уничтожены православные храмы на территориях, где в качестве миротворцев выступают западные христиане. Решение косовской проблемы будет иметь большие геополитические последствия для европейского континента, в том числе для будущего других непри­знанных республик на территории Восточной Европы.

    Конфессиональная трансформация. Огромную роль в драматиче­ских событиях на Балканах играет религия. Здесь в качестве кон­фессиональных форпостов выступают сербская православная, хор­ватская католическая церкви и ислам, борющиеся за души южным славянам. Большую роль на Балканах имеют два монашеских орде­на. Орден иезуитов, созданный для борьбы с идеями Реформации, не выдает правосудию своих членов, что позволяло в прошлом уча­стникам геноцида скрываться за монастырскими стенами. Франци­сканский орден, проповедующий аскетизм и любовь к ближнему, имеет особое влияние в Далмации и Герцеговине. Францисканцы часто являлись виновниками кровопролитья в балканских войнах и кон­фликтах. Монахи ордена выступали на стороне усташей и прини­мали участие в репрессиях против православного населения. В 1465 г. турецкий султан Магомет даровал францисканскому ордену префе­ренции, освобождающие монастыри от податей на землю, а мона­хов — от подушного налога. Таким образом, этот монашеский ор­ден был выделен среди христиан.

    Этноконфессиональные конфликты на Балканах трудно понять без истории секты «богомилов». В средневековой горной Боснии обосновалась фанатичная секта еретиков, называвшая себя богоми­лами, т.е. угодными Богу и верившими в равное могущество Бога и Дьявола. Антихристианское учение секты сыграло роковую роль в жизни региона, поддерживала сепаратизм местных феодалов и раз­жигала междоусобные конфликты. Это способствовало быстрому завоеванию Боснии турками и добровольному принятию ислама, носившему массовый характер.

    Для искоренения богомильской ереси в XIII в. в Боснию-Гер- цеговину впервые проник францисканский орден. В настоящее время Орден является форпостом хорватов в Герцеговине. Во время Второй мировой войны Босния и Герцеговина стала ареной самой кровопролитной в европейской истории религиозной резни. В Гер­цеговине протекает самая кровавая река Европы со времен Средне­вековья (Неретва).

    До конца не исследовано явление Девы Марии, произошедшее в Герцеговине через год после смерти маршала Тито, и влияние этого события на последующие балканские конфликты. В 1981 г. вблизи Междугорья молодым боснийским пастухам явилось виде­ние Девы Марии, которое «говорило» на хорватском языке. За ко­роткое время Междугорье стало местом поклонения для паломни­ков всего католического мира. А еще в этот же день через десять лет 25 июня была провозглашена независимость Хорватии. Абсо­лютно не исследовано использование технологии «Девы Марии» и роль католической церкви при осуществлении так называемой «оранжевой революции» на Украине.

    После германской и итальянской оккупации Югославия в 1941 г. была разделена по национальному признаку на православную Сер­бию и католическое Независимое Хорватское Государство. Послед­ствия оказались самыми трагическими как для балканских народов, так и для оккупантов. Хорватские фашисты (усташи) проявили себя в бесчисленных массовых зверствах, уничтожении сербов и мусульман в лагерях смерти и расстрелах мирного населения. По сравнению с великохорватским национализмом османское иго выглядело как земной рай. В результате Германия получила невиданное по мас­штабам освободительное движение, сдерживающее значительные силы вермахта.

    Победа коммунистов в Югославии являлась не результатом ос­вободительного движения против фашистской оккупации, а итогом гражданской войны. Воевали между собой не только хорваты и сер­бы, но сербы-коммунисты с сербами-четниками. Геноцид хорватов в отношении сербов гнал последних в партизанскую армию Тито. У хорватских католиков религия и национальное самосознание об­разовало взрывоопасную смесь невиданного насилия.

    Этнонациональная трансформация. На Балканах на тройной конфессиональной границе (католической, православной и мусуль­манской) Австро-Венгрии, Сербии и Османской империи вскры­лись сербско-хорватский, боснийский, греко-албанский, сербско- албанский, венгро-румынский и другие исторические «швы». Последний вызов мусульманского Востока христианскому Западу пре­кратился в 1683 г. после безуспешной осады турками Вены. В нача­ле и конце ХХ в. Балканы вновь оказались в эпицентре противо­стояния. Балканские войны 1912—1913 гг. явились предвестниками Первой мировой войны. Если водораздел Первой Балканской вой­ны проходил между православными славянами и Османской импе­рией, то Вторая Балканская война была вызвана противоречиями между Болгарией и Сербией, а также Грецией, Румынией, Черного­рией и Турцией. В июне 1914 г. в Сараеве сербскими национали­стами был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд, принимавший участие в военных маневрах в честь 525-й годовщины разгрома Сербии Турцией на Косовом Поле. Вряд ли кто мог предположить в тот летний день начало Первой миро­вой войны, унесшей 9,5 млн жизней.

    В 1918 г. Югославия унаследовала территории и культуры от двух разных империй — Габсбургов и Османской, принадлежащих к разным цивилизациям. После Второй мировой войны Балканы находились в зоне геополитического влияния Советского Союза, с распадом которого возвращается из прошлого Восточный вопрос, а также «тень» советско-германского пакта Молотова—Риббентропа. Произошла дезинтеграция Югославии, и обнажился трехсотлетний исторический реликт — конфликт между православными и мусуль­манскими сербами в Боснии и между сербами и албанцами в Косо­во. Впервые за последние столетия Запад выступил на стороне му­сульман против православных. Акцию НАТО против Югославии поддержали, например, мусульманские Турция, Азербайджан и Ал­бания, а против выступила православная Греция.

    Геополитическая трансформация на Балканах усилила этнона- циональную напряженность между венграми и сербами, румынами и венграми, венграми и словаками, македонцами и соседями. После распада Советского Союза и малой югославской «империи» на Бал­канах вновь появились сторонники Великой Сербии, Великой Хор­ватии, реставрации Великой Венгрии, Великой Албании, Великой Румынии, не говоря уже о создании Великой Турции (Турана).

    По Трианонскому мирному договору 1920 г. Венгрия лишилась двух третей своей территории. Историческая область Трансильвания со смешанным населением перешла к Румынии, где проживает бо­лее 2 млн венгров. В Воеводине, входящей на правах автономии в состав Сербии, проживает 450 тыс. венгров, в Словакии — 600 тыс. и в Украинском Закарпатье — 200 тыс. венгров.

    На протяжении первой половины двадцатого столетия Тран­сильвания трижды меняла юрисдикцию. В 1920 г. после окончания Первой мировой войны и распада Австро-Венгрии по Трианонско­му мирному договору регион был передан из Венгрии в Румынию. В 1940 г. Третий Рейх по-братски поделил Трансильванию между своими союзниками — Венгрией и Румынией. В «Великую Венг­рию» вошли также южная Словакия, части Воеводины и Подкар- патской Руси. После окончания Второй мировой войны Парижская мирная конференция 1946 г. вновь возвратила этот регион Румы­нии. Был подтвержден вердикт в отношении границ Венгрии Вер­сальской конференции, по которому Венгрия лишалась дух третей территории и населения. На отторгнутых от исторической Венгрии территориях более 30% населения составляли венгры.

    Открытые архивные документы позволяют проследить эволюцию Москвы в отношении будущего региона до конференции в Париже. Советский Союз отдал предпочтение Румынии, как более значимой в геополитическом отношении страны, включая возможность соз­дания советских военно-воздушной и военно-морской базы в Кон­станце. Советский Союз не был заинтересован в создании сильной Венгрии, выступившей на стороне Германии против Советского Союза. Румыния так же была союзницей Третьего рейха и оккупи­ровала территорию Транснистрии, включая Одессу. Однако передаче Трансильвании Румынии предшествовал полный отказ Бухареста от своих претензий на Бессарабию и Северную Буковину. Рассматри­вались варианты выделения Трансильвании в особое государство, которое может создать с Венгрией и Румынией федерацию. Имелся вариант присоединения Трансильвании к Советскому Союзу по просьбе трудящихся. Известен эпизод с попыткой провозглашения советской власти в одном из округов Трансильвании и последую­щем присоединении к Украине, который был поддержан украин­ским руководством во главе с Хрущевым.

    В Трансильвании с населенной венграми Тимишоары началась античаушесковская революция в Румынии. Однако в требованиях культурной и территориальной автономии трансильванских венгров румынские власти видят угрозу раскола страны по югославскому варианту.

    В результате Первой Балканской войны 1912 г. была провоз­глашена независимость Албании. К концу века благодаря демогра­фическому фактору албанцы составили треть населения Македо­нии. До начала распада Югославии в автономном крае Косово проживало 1,3 млн албанцев, выделявшихся относительно высоким уровнем жизни. Современный албанский вопрос связан с преодо­лением комплекса второсортной балканской нации без ущемления сербской и македонской государственности.

    Существуют проблемы в румыно-болгарских отношениях. Ис­торическая область Добруджа, расположенная между нижним тече­нием Дуная и побережьем Черного моря, часто становилась ареной международных споров. Российская империя, а затем Советский Союз на протяжении веков не оставляли попыток «броска на юг» к вратам Константинополя и создания геополитического моста на

    Балканах, неоднократно выступали за передачу Добруджи Болга­рии, которая кроме того должна была получить выход к Эгейскому морю. В частности, об этом свидетельствуют германо-советские отношения 1939—1941 гг. В Румынии имеются сторонники при­соединения Северной Буковины и Бессарабии.

    После распада Югославии на Балканах возникла потенциальная опасность болгарско-сербского конфликта. Берлинский конгресс 1878 г., признавший независимость Сербии, включил в ее границы земли, на которые претендовала Болгария. В Болгарии активизирует­ся промусульманское движение. Тюркоязычные болгары-мусульмане, или помаки, не порывавшие связи с болгарской православной общи­ной, после балканского похода российских войск и освобождения Болгарии от турецкого ига были выселены в южные районы Восточ­ной Румелии. Ныне помаки проживают преимущественно на юге в сельской местности и в Кырджали — болгарском Сараеве.

    Хотя на политической карте давно нет Османской империи, Балка­ны осознаются в турецком обществе как часть потерянной родины, что обусловливает интерес к балканским мусульманам — помакам и боснякам. В Турции популярна идея возвращения на Балканы с по­мощью расширения экономической экспансии. Турецкие товары доминируют на большинстве местных рынках, где раньше в основ­ном была представлена продукция из стран — членов СЭВ. Симво­лично, что на Международной выставке-ярмарке в Пловдиве быв­ший советский павильон заняли турецкие фирмы.

    После провозглашения независимости Черногории оказалась разделенной территория, заселенная преимущественно боснийцами- мусульманами, территория исторической области Санджак (центр Нови Пазар). В прошлом Санджак являлся коридором, соединяв­шим Османскую империю с Боснией и Герцоговиной. Он располо­жен в пограничных территориях Сербии и Черногории, граничит с Косово и Боснией и Герцеговиной. Санджак был отделен от Бос­нии в 1878 г., а в 1912 г. оккупирован Сербией и Черногорией, по­терял автономию в 1918 г. В 1945 г. он разделен между Сербией и Черногорией. Площадь региона 8,7 тыс. км2, население 530 тыс. человек, из них 53% босняки-мусульмане, остальные сербы, черно­горцы и албанцы. Местное Мусульманское собрание с 1991 г. вы­ступает за автономию Санджака.

    После распада Югославии было провозглашено новое незави­симое государство Македония, где переплетаются интересы албан­цев, болгар, сербов и греков. Македония не только новое государ­ство, но и одноименная историческая область в Греции, поэтому Афины выступают против использования этого названия государст­вом Македония. Не случайно во многих официальных международных документах пишут «Бывшая Югославская республика Македония».

    Древняя Македония Александра Македонского была сверхдер­жавой античного мира. В дальнейшем Македония со смешанным греко-фракийским населением была завоевана Римской империей. Во время Великого переселения народов здесь появились славяне, а затем тюркская орда болгар во главе с ханом Аспарухом. Болгары создали здесь государство и смешались с местным славянским на­селением и, восприняв их язык, сохранили только свое имя. Маке­донские земли в результате длительных войн были поделены между Византией и Болгарией. После христианизации Македония стала центром славянского просвещения и культуры (Кирилл и Мефо- дий, Климент Охридский и др.). Под властью турок только часть славянского населения приняла ислам и стала называться помака- ми. Славянское население, говорящее на западноболгарском диа­лекте, стало со временем называться македонцами. Поэтому впо­следствии болгарские националисты стали считать македонцев за­падными болгарами. В Македонии проживало много турок, а также болгары, сербы и греки. Языком межнационального общения был греческий язык, на котором велось богослужение в православных храмах. В 1870 г. македонская церковь вышла из-под юрисдикции Константинопольского (греческого) патриархата.

    В Юго-Восточной Европе вскрылись старые политические, этни­ческие и экономические швы. После утраты советского геополитиче­ского влияния на Балканах сюда перебросились этнонациональные и этноконфессиональные конфликты с Ближнего Востока. После рас­пада Советского Союза через Бессарабию прошли государственные границы Украины и Молдовы. Игнорирование исторических социо­культурных рубежей в Молдавии сторонниками объединения с этни­чески близкой Румынией привели к расколу страны и провозглаше­нию непризнанной Приднестровской республики. Становление мол­давской государственности осложняется внутренними этнонацио- нальными рубежами славянского, тюркского и романского народов, где молдаване тяготеют к румынам, тюрки-гагаузы — к светской Турции, а русские и украинцы— к восточнославянскому миру.

    Приднестровская республика рассматривается местной властью как геополитический форпост России на Балканах. Молдова инте­ресует некоторых западных политиков как возможный плацдарм НАТО в Юго-Восточной Европе. Гагаузская проблема, обостренная социально-экономическими, социокультурными и экологическими факторами, проявилась в борьбе за автономию. В 1989 г. на поли­тической карте Молдовы появилась самопровозглашенная Гагауз­ская республика. В декабре 1994 г. Гагаузия-Ерли получила особый статус автономии от парламента Молдовы и право на самоопреде­ление в случае, если произойдет объединение Кишинева с Румыни­ей. В перспективе в Юго-Восточной Европе вероятно создание му­сульманских мини-государств — форпостов для выхода к гагаузам Молдовы и крымским татарам. Этому способствует дезинтеграция южных и восточных славян и отсутствие их согласованной стратегии.

    В геополитическом пространстве Юго-Восточной Европы ос­лабли позиции России, сохранившей лишь геоэкономическое при­сутствие (международный газопровод), и возрастает стремление Румынии при благоприятных обстоятельствах претендовать на роль региональной державы. Во-первых, в этом заинтересована Цент­ральная и Западная Европа, рассматривающая Румынию в качестве важного звена коммуникационного моста в Черноморье. Во-вторых, впервые освободившись за последнее столетие от угрозы отторже­ния причерноморской Добруджи, через которую проходил стратеги­ческий сухопутный коридор Российской империи, а затем Совет­ского Союза на Стамбул, Румыния будет стремиться усилить свое присутствие на опасном геополитическом направлении. Поэтому создание Великой Румынии на основе воссоединения с Молдавией все­гда будет находить сторонников среди политической элиты страны.

    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   56


    написать администратору сайта