ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Игры с детьми дошкольного возраста по преодолению ФФНР
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Тишина
Цель. Автоматизация звука ш.
Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Поезд
Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.
Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется.
Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу – (быстро), товарный — шшшу-шшшу (медленно).
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Маленькие ножки бежали по дорожке
Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.
Описание игры. Дети строятся в колонну. Педагог предлагает всем показать свои ноги. Дети поднимают их. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают:
Маленькие ножки бежали по дорожке,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно:
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Мухи в паутине
Цель. Автоматизация звука ж.
Описание игры. Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж..., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.
Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», — говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…» Движения повторяются. Затем текст изменяется
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Там мы живем.
На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой, и садятся на них.
Игру можно повторить 3—4 раза.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Жуки
Цель. Автоматизация звука ж в связном тексте.
Описание игры. Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу
Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж-ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж... По сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Точильщики
Цель. Автоматизация звука ж отдельно и в словах.
Описание игры. Одна группа детей — точильщики. Они стоят у стульчика и
говорят: «Точим ножи! Точим ножи!»
К точильщикам подходят дети: «Поточите ножик (или ножницы)». Точильщики делают движения, как будто точат, и приговаривают: жжж…ж….ж…
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Пирожок
Цель. Автоматизация звука ж в предложениях.
Описание игры. Играющие встают друг за другом в один ряд, обхватив друг друга. Передний — булочник, все стоящие за ним — печь, кроме последнего, он пирожок. Подходит водящий (покупатель) и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «Он за печкой лежит». А пирожок кричит: «И бежит, и бежит!» С этими словами пирожок отрывается от общей цепи и бежит, старается встать перед булочником так, чтобы покупатель не успел его поймать. Булочник тоже старается помочь пирожку. Если пирожок успеет встать в начале цепи, он становится булочником, а если его поймают — покупателем, а покупатель — булочником.
Покупатель снова приходит за пирожком, а пирожком будет тот, кто оказался в цепи последним. Задерживать покупателя нельзя, и пирожку не разрешается убегать далеко от цепи.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Прогулка в лес
Цель. Дифференциация звуков ш - ж.
Описание игры. В одном углу комнаты стоят дети, в другом — в два или три ряда стулья, это лес. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Там посидим, отдохнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Педагог продолжает: «В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев». Дети: ш-ш-ш... «Пролетел ветерок, и опять в лесу стало тихо. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжат жуки: ж-ж-ж... Как жужжат жуки?» Дети: ж-ж-ж. Отдохнули ребята в лесу, набрали цветов и пошли домой. После прогулки педагог спрашивает: «Кто помнит, как шумели деревья?» Дети: ш-ш-ш — «А как жужжали жуки?» Дети: ж-ж-ж.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Поезд
Цель. Автоматизация звука ч в слогах.
Описание игры. Дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Дежурный (ведущий) дает свисток — поезд трогается. Дети двигаются с согнутыми в локтях руками, делают ими вращательные движения, подражая движению колес, и произносят: чу-чу-чу-чу...
Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок — поезд замедляет ход. На красный — поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает желтый флажок — машинист дает сигнал. На зеленый — поезд трогается. Игра повторяется несколько раз.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Воробушки
Цель. Автоматизация звука ч в звукоподражании.
Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова педагога «В гнезде воробушки живут. И утром рано все встают» дети раскрывают глаза, громко поют:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!
Так весело поют, Заканчивает педагог.
После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога «В гнездышко полетели!» возвращаются на свои места.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Колечко
Цель. Автоматизация звука ч во фразах.
Оборудование. Колечко.
Описание игры. Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удастся выбежать, он становится водящим.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Чай Танечке
Цель. Автоматизация звука ч в предложениях.
Оборудование. Кукольный чайный сервиз, четыре куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.
Описание игры. Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог спрашивает других детей: «Что делал Петя?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Чижик
Цель. Автоматизация звука ч и дифференциация звуков ч - ж.
Описание игры. Один ребенок кошка, остальные дети — чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог (или выбранный ребенок) говорит:
«Чижик в клеточке сидел, чижик в клетке громко пел: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, я на волю улечу».
После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу, я на волю улечу».
Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Спрячу куклу Машу
Цель. Дифференциация звуков ш - ч в тексте.
Оборудование. Кукла.
Описание игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Ведущий держит в руках куклу и говорит, что кукла Маша сейчас спрячется, а кто-нибудь один из детей – будет ее искать. Ребенка, желающего искать куклу, отправляют в другую комнату, а куклу прячут. Ребенок возвращается, дети говорят: «Спрячем куклу Машу,
Спрячем куклу нашу.
Валя к кукле подойдет,
Валя куколку возьмет.
С куклой Машей Валечка попляшет.
Хлопнем в ладошки,
Пусть попляшут ножки».
Ребенок находит куклу, пляшет с ней, остальные дети хлопают в ладоши.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) Разведчики
Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.
Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть, организована для автоматизации любого звука.)
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц) Насос
Цель. Автоматизация звука с.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.
Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц) Мяч
Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Играют в мяч. Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),
По полу беги скорей (катит мяч по полу),
Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц) Лиса
Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети — куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков.
Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась —
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела —
Разбегайтесь кто куда.
При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц) Пильщики
Цель. Автоматизация звука з.
Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц) Зина и изюм
Цель. Автоматизация звуков з, з' в словах и предложениях.
Оборудование. Резиновая кукла.
Описание игры. Педагог вносит нарядную резиновую куклу и говорит: «Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. Ножки у Зины резиновые, ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый». А затем спрашивает у ребят: «Как зовут куклу? Где ее купили? Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?» Дети отвечают. Педагог продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди, угости Зину изюмом». Выходит Лена и говорит: «Возьми, Зина, изюм». Так дети по очереди, угощая Зину изюмом, проговаривают эту фразу.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц)
Назови картинку
Цель. Автоматизация звуков з, з' в словах и предложениях.
Оборудование. Картинки на звук з, например: зайка, замок, глаза, завод, забор.
Описание игры. Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки.)
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Свистящие звуки (с, с’, з, з’, ц) Коза рогатая
Цель. Автоматизация звука з в тексте.
Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят!
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!
Ой, забодает, забодает!
Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!»
Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.
| |