Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Кто как кричит?
Цель. Автоматизация звука к в звукоподражаниях.
Оборудование. Картинки: курица, петух, кукушка, лягушка.
Описание игры. Педагог говорит: «Помните, дети, как мы на даче с вами ходили на прогулку в лес? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица и кричит: ко-ко-ко... (Дети: ко-ко-ко...) Идем мы дальше, а курица кудахчет: куд-куда?.. (Дети: куд-куда?) «В лес», — ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух и кричит: ку-ка-ре-ку!.. (Дети: ку-ка-ре-ку!) Пошли дальше по дороге мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнуха зерна клюют. Прогнали их дети. (Дети: кыш-кыш...) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует: ку-ку... (Дети: ку-ку...) Набрали много цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают: ква-ква... (Дети: ква-ква...) Погуляли мы в лесу и вернулись домой».
Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Курочка, петушок и цыплята
Цель. Автоматизация звука к в звукоподражаниях и предложениях.
Описание игры. Один ребенок — петушок, другой — курочка, остальные дети — цыплята.
Курочка (педагог или ребенок) и цыплята клюют зернышки (стучат пальцами об пол). Появляется петушок, и цыплятки прячутся за занавеску. Петушок спрашивает: «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, где маленькие цыплята?» Курочка отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». Петушок ходит, ищет цыпляток, находит и предлагает им побегать. Цыплята разбегаются, петушок догоняет их. Затем роли меняются.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Журавль и лягушки
Цель. Автоматизация звука к.
Описание игры. На земле чертится большой прямоугольник. Это река. На берегах нарисованы кочки (кружочки, начерченные на расстоянии 45—55 см от берега, чтобы нетрудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, т.е. в очерченный прямоугольник). Один ребенок — журавль, а остальные — лягушки. Журавль сидит в своем гнезде поблизости, а лягушки усаживаются на кочки и начинают свой концерт.
«Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулась лягушка.
И, надувшись, как пузырь,
Стала квакать из воды:
«Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ,
Будет дождик на реке».
| Как только лягушки произнесут последние слова, журавль вылетает из гнезда и ловит их. Лягушки прыгают в воду, где журавлю ловить их не разрешается. Пойманная лягушка остается на кочке до тех пор, пока журавль не улетит и пока не вылезут снова все лягушки. Лягушки сидят в воде до тех пор, пока не улетит журавль.
После того, как журавль поймает несколько лягушек (например, 3—4), выбирается новый журавль из числа тех детей, которые ни разу не были пойманы. Лягушки на кочках сидят на корточках, а в воде могут плавать (бегать внутри круга). Обратно на кочку можно попадать только прыжком.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й.
Гуси-гуси
Цель. Автоматизация звука г в слогах и предложениях.
Оборудование. Картина, на ней изображена девочка, которая гонит гусей.
Описание игры.Вариант 1. Педагог показывает картинку: «Гуси идут домой и гогочут: га-га-га..», Дети: «Га-га-га...» — «По пути попалась канава, стали гуся прыгать через нее гоп-гоп-гоп...» Дети: «Гоп-гоп-гоп...»
Вариант 2. В одном месте площадки птичий двор, в другом — пастбище (с обеих сторон начертить линии). Выбираются пастух и лиса. Остальные дети — гуси. В начале игры пастух с хворостиной в руке отводит гусей на пастбище, а сам возвращается обратно на птичий двор. Гуси в это время пасутся. Через некоторое время пастух зовет гусей: «Гуси, гуси!» Услышав голос пастуха, гуси кричат: «Га, га, га!» Пастух: «Ну, летите!» Гуси расправляют крылышки и, размахивая руками, летят через поле на птичий двор, а лисица их ловит.
| Пойманных она уводит в норку. Если лиса поймает пять гусей, педагог выбирает новую лисицу и нового пастуха.
Вариант 3. Выбираются пастух и волк.
Пастух. Гуси-гуси, вы откуда?
Гуси. Га-га-га. Мы из дома.
Пастух. Гуси-гуси, вы куда?
Гуси. На луга, на луга.
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Га-га-га (утвердительно).
Пастух. Ну, идите на луга.
Гуси ходят и щиплют травку.
Пастух (внезапно). Гуси белые, домой. Серый волк под горой.
Гуси гогочут и бегут домой. Волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Узнай по голосу
Цель. Дифференциация звуков в звукоподражаниях.
Описание игры. Дети садятся на стульчики, которые составлены в кружок (домик). Один ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто в домике живет?» Дети отвечают голосом какого-нибудь животного или птицы: га-га-га, ква-ква и др. Ребенок должен назвать, кто живет в домике.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Курочка, цыплята и собака
Цель. Дифференциация звуков к - х в тексте.
Описание игры. Дети изображают цыплят, один ребенок — курочку, а другой — собаку. Все цыплята сидят в курятнике (находящемся на одной из сторон площадки). На другой стороне собачья конура, в ней сидит собака. На слова педагога (или водящего)
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко!
Не ходите далеко. Курочка выбегает, оглядывается кругом, хлопает крыльями и кричит: ко-ко-ко!, созывая цыплят. На ее зов выбегают из курятника цыплята и начинают бегать, ищут корм, курочка бегает с ними. По сигналу педагога с лаем выбегает собака и бежит за цыплятами, цыплята убегают в курятник.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Погреем ручки
Цель. Постановка и автоматизация отдельного звука х.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог показывает картинку, на которой нарисованы дети, лепящие снежную бабу, и говорит: «Лепили дети снежную бабу. Хорошая вышла. Руки у них замерзли. Давайте погреем их, подышим на ручки, чтобы они согрелись. Вот так». (Показывает.) Затем дети греют руки по очереди и все вместе, произнося звук х.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Кому что нужно?
Цель. Автоматизация звука х в словах и предложениях.
Оборудование. Педагог ставит на доске картинки и говорит: «Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете какая и назовете ее».
Стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (Хлопушку.)
Пришел доктор к больному ребенку. Что он надел? (Халат.)» и т.д. Победитель тот, кто больше даст правильных ответов.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Курочка-хохлатка
Цель. Дифференциация звуков к - х в тексте.
Описание игры. Педагог выбирает из играющих курицу, остальные дети—цыплята. Один ребенок — кошка. Курочка и цыплята ходят по комнате, изображая руками взмахи крыльев, клюют корм и говорят:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко!
Не ходите далеко».
| Ведущий говорит, а кошка его слова сопровождает действиями.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка. ...
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
На последних словах кошка вскакивает, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в свой домик, к курице (маме).
Курица защищает цыпляток, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»
При повторении игры на роль кошки выбирают другого ребенка.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Петушок
Цель. Дифференциация звуков к, г, х в тексте.
Описание игры. По краям площадки стоят низенькие скамейки или доски, положенные на подставку (высота 10—15 см). Дети становятся на скамейку. Они изображают кур, а один ребенок — петуха. Дети говорят:
«Петя в желтых сапогах
Ходит по песку,
Постоит да поглядит,
А потом как закричит:
«Ку-ка-ре-ку!»
Петушок выходит и делает соответствующие движения («Ку-ка-ре-ку», — кричит петушок.) После крика петуха все куры спрыгивают со скамеек и бегут искать корм. Петушок бегает с ними. По сигналу «Цып-цып» дети возвращаются на свои места. Затем выбирается новый петушок, и игра повторяется.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Формирование звуков к, х, г, й. Охота на зайцев
Цель. Дифференциация звуков к, г, х в тексте.
Описание игры. Все ребята — зайцы и два-три охотника.
На одной стороне площадки по числу зайцев педагог рисует небольшие кружки (заячьи норки), в которых размещаются зайцы.
Охотники находятся на противоположной стороне, где для них нарисован домик. У каждого охотника мячик, сшитый из материи.
Ведущий. Никого нет на лужайке,
Выходите, братцы-зайки,
Прыгать, кувыркаться,
По снегу кататься!
Зайцы выбегают из норок, разбегаются по всей площадке и прыгают. Педагог неожиданно ударяет в барабан или бубен или хлопает в ладоши и говорит: «Охотники!»
Охотники выбегают из домика и охотятся на зайцев, а зайцы должны вовремя занять свои домики.
Охота заключается в том, что каждый охотник должен попасть в зайца мячиком до того, как он забежит в норку.
Пойманных зайцев охотники забирают к себе в дом, и игра повторяется.
Одни и те же охотники идут на охоту не более 3 раз, а затем выбирают новых охотников.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Автоматизация звуков я, ё, е, ю, й. Кубики с картинками
Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах.
Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками: яблоко, ежик, елка, вьюнок, маяк, юбка, чайник, лейка, майка, воробей, муравей, сарай, трамвай, ягода, якорь, одеяло, листья, змея, ежи, ежевика, поезд, платье, ружье, приемник, юла.
Описание игры. Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильно произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Автоматизация звуков я, ё, е, ю, й. А что там?
Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах и фразах.
Оборудование. Широкая коробка, шарик или пуговица, сюжетные картинки: мальчик пьет, мама шьет, дети поют, птица вьет гнездо, собака лает, дети купаются, мама моет дочку, мальчики копают ямку, дети сажают дерево и т.п.
Описание игры. Сюжетные картинки укладывают в коробку изображением вниз. Ребенок осторожно бросает пуговицу в коробку и открывает ту картинку, на которую упала пуговица. По этой картинке он составляет предложение. За правильный ответ засчитывается очко. Победителем считается тот, у кого к концу игры очков будет больше.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Автоматизация звуков я, ё, е, ю, й. Разноцветные фигурки
Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах и фразах.
Оборудование. Кружки, треугольники, квадратики, прямоугольники, овалы, окрашенные с одной стороны в определенный цвет.
Описание игры. Фигурки укладываются на середину стола или в коробку цветной стороной вниз. Дети сидят вокруг стола. Каждый из детей, закрыв глаза, по очереди вытаскивает фигурку, открывает глаза и называет ее цвет, например: «Я взял синий треугольник». Если слово синий произнесено правильно, ребенок берет фигурку себе. Если нет — кладет обратно в коробку. Кто больше соберет фигурок, тот выиграл.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Автоматизация звука и. Зайка
Цель. Автоматизация звука и в тексте.
Описание игры. Выбираются два ребенка: зайчик и волк. Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом зайчик, в кругу волк. Дети ведут хоровод и говорят стихотворение, а зайчик прыгает за кругом;
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Волк старается выбежать из круга и поймать зайчика. Когда зайчика поймают, игра повторяется. Но уже роли зайчика и волка исполняют другие дети.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Автоматизация звуков и, й. Чей ты, чей?
Цель. Автоматизация йотированных звуков в тексте.
Описание игры. Выбирается ведущий. Он подходит то к одному, то к другому ребенку и задает вопросы, а дети ему отвечают.
Ведущий. Чей ты, чей, Лесной ручей?
Ручей. Ничей!
Ведущий. Но откуда ж ты, ручей?
Ручей. Из ключей!
Ведущий. Ну, а чьи же те ключи?
Ручей. Ничьи!
Ведущий. Чья березка у ручья?
Ручей. Ничья.
Ведущий. А ты, девочка-лапушка?
Девочка. Я мамина, папина и бабушкина!
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Автоматизация и дифференциация разных звуков. Разные звуки
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Дети получают парные картинки или лото, например: автомобиль, трамвай, поезд, самолет, курица, петух, гусь, утка, собака, кошка, корова, барабан, дудочка, колокольчик.
Ведущий называет предмет или животное, изображенное на картинке. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, повторяет название предмета и имитирует звучание данного предмета, крик животного или птицы. Остальные дети определяют, правильно ли выполнил их товарищ задание.
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Автоматизация и дифференциация разных звуков. Переполох
Оборудование. Могут быть использованы маски.
Описание игры. Одна группа детей - курочки, другая - петушки, третья - гуси, четвертая - котята. Один из ребят изображает собаку, педагог (или ведущий) - хозяйку. В начале игры все птицы сидят на насестах, а котята - на деревьях (заборчик, трибуна, лесенка); собака спряталась в конуре.
Выходит хозяйка кормить птиц. «Цып-цып-цып!» - созывает она курочек и петушков. «Тега-тега-тега!» - зовет гусей и рассыпает им корм.
Птицы сбегаются к ней (слезают с насестов) и начинают клевать зерна (имитируют движение). «Кис-кис-кис!» - зовет хозяйка котят и дает им молоко, а сама уходит. Появляется с лаем собака. Начинается переполох.
Как только поднимается переполох (куры с кудахтаньем, петухи с кукареканьем, гуси с гоготом, котята с мяуканьем взбираются на деревья и на лесенки), прибегает хозяйка и выгоняет собаку. Игра повторяется 2-3 раза
| Игра для формирования правильного звукопроизношения
Автоматизация и дифференциация разных звуков. Магазин
Оборудование. Предметы, в названии которые есть необходимый звук или группа звуков. (Например, для автоматизации звука с: сани, самолет, лиса, стул стол, носок, сова, сумка, миска, весы, аист, бусы и т.д.)
Описание игры. Педагог ставит на стол ряд предметов, в названии которых есть звук с. Дети сидят на стульях. Педагог по очереди вызывает детей. Они приходят в магазин и, выбирая предмет который хотят купить, показывают его всем детям, громко называют и идут на свое место.
|
|
|
|
|
|
|
|
.
|
1
|