Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница124 из 135
1   ...   120   121   122   123   124   125   126   127   ...   135

244.МОЖНО ЛИ СПАТЬ ДНЕМ С ТФИЛИН НА ГОЛОВЕ



В дни праздника Суккот мужчина-еврей обязан спать в сукке\ спать вне сукки ему запрещено. Этот запрет относится лишь к долгому («регулярному») сну; на короткий («нерегулярный») сон он не рас­пространяется. Тем не менее, древние мудрецы (мудрецы Мишны) запретили и короткий сон вне сукки.

Мудрецы Талмуда объяснили это постановление древних мудре­цов тем, что «нерегулярный» сон может затянуться и превратиться в «регулярный», вследствие чего окажется нарушенным запрет на «регулярный» сон вне сукки.

Один из мудрецов, Абайе, спросил: если существует опасение, что «нерегулярный» сон превратится в «регулярный», почему древ­ние мудрецы разрешили «нерегулярный» сон с тфилин на голове, запретив при этом «регулярный» сон с тфилин на голове (исходя из того, что в ходе «регулярного» сна человек может испустить газы)?

Ему ответили: древние мудрецы разрешили спать с тфилин на голове лишь в случае, если другому человеку поручено разбудить спящего в указанное время.

Мудрецы возразили: что, если «сторож» тоже заснет (на талмуди­ческом языке — «поручителю тоже необходим поручитель»)?

Мудрец по имени рабби Йоханан ответил: разрешается «нерегу­лярный» сон с тфилин на голове, но только в определенной позе — когда спящий держит голову на коленях, ибо в таком случае нет опа­сения, что «нерегулярный» сон перейдет в «регулярный».

Мудрец по имени Рава дал другой ответ: невозможно прове­сти границу между «регулярным» и «нерегулярным» сном; иногда короткая дрема оказывает то же действие, что и продолжительный сон. Именно поэтому в сукке запрещается даже «нерегулярный» сон. Что же до сна с тфилин на голове, то он запрещен не сам по себе, а из опасения, что спящий испустит газы; между тем, в ходе «нерегуляр­ного» сна такого опасения нет.

Мудрецы попытались выяснить, какова продолжительность «нерегулярного» сна; один из мудрецов ответил, что она равна при­мерно пятидесяти секундам (буквально: времени, за которое можно пройти дистанцию в сто амот — порядка сорока метров).

Кроме того, мудрецы сказали: человек, собравшийся соснуть днем, не должен снимать тфилин, ибо «регулярного» сна в течение дня обычно не бывает, и, кроме того, нет опасения, что во время днев­ного сна он совершил половой акт с женой; однако если он собрался соснуть в ночное время, тфилин необходимо снять из опасения, что он совершить половой акт с женой и затем заснет надолго, а в ходе сна испустит газы.

Мудрец по имени рабби Йоси сказал, что если речь идет о молодом женатом человеке (буквально: аврех98), испытывающем (по возраст­ным соображениям) сильное половое влечение, он должен снимать тфилин даже днем, если намерен соснуть, из опасения, что совершит половой акт с женой с тфилин на голове.

Мудрецы сказали также, что если человек по ошибке совершил половой акт с женой, не сняв тфилин с головы, он не должен сни­мать их, пока не омоет руки, поскольку руки «весьма активны» в ходе полового акта, а касаться тфилин грязными руками не следует.
Вавилонский Талмуд,

трактат Сукка 26а—26б


245.ДЕВУШКА ЛИШИЛАСЬ ДЕВСТВЕННОСТИ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ ИСПЫТАЛА ЛИ ОНА СТРАДАНИЯ



Согласно законам Торы, мужчина, изнасиловавший юную неза­мужнюю девственницу, должен заплатить ее отцу штраф в раз­мере пятидесяти серебряных монет. Мужчина, совершивший поло­вой акт с юной незамужней девственницей по взаимному согласию (на языке Торы — соблазнивший ее), должен заплатить ее отцу штраф в размере установленного в те времена «выкупа» девственной невесты.

Вот что сказано в Торе об изнасиловании: «Если встретит кто молодую девственницу, которая не обручена, и схватит ее, и ляжет с ней, и застанут их. То пусть даст мужчина, лежавший с нею, отцу девицы пятьдесят серебряных монет» (Второзаконие 22,28-29). А о сексе по взаимному согласию (то есть о соблазнении) сказано: «И если обольстит кто девственницу, которая не обручена, и ляжет с нею, то должен веном приобрести ее в жены. Если отказывается ее отец выдать ее за него, то да отвесит тот серебра, соответственно вену девственницы» (Исход 22,15-16).

Древние мудрецы (мудрецы Мишны) установили, что указан­ные в Торе суммы являются лишь частью денег, которые должны заплатить насильник и соблазнитель. Они представляют собой плату за удовольствие, полученное мужчиной в ходе полового акта; в дополнение к ним отцу девушки причитаются выплаты, покрывающие причиненные ей ущербы. Речь идет о плате за стыд и телесный ущерб, о возмещении медицинских расходов и компенсации за физические страдания. Мудрецы установили, что в случае соблазнения отцу девушки выплачиваются те же суммы, что и в случае изнасилования, — за вычетом компенсации за физические страдания, которую насильник платит, а соблаз­нитель — нет.

Мудрецы спросили: стоимость каких именно физических страда­ний (причиненных девственнице) должен компенсировать насиль­ник?

Им ответили: насильник бросает девушку на землю, причиняя ей тем самым боль от ушибов.

Один из мудрецов возразил: значит, если насильник опрокинул девушку на мягкий матрас и изнасиловал ее там, не причинив уши­бов, он свободен от уплаты компенсации за физические страдания?

Другой мудрец ответил: насильник платит за боль, которую при­чинил девушке, когда раздвигал ей ноги. В таком случае, возраз­или мудрецы, этот штраф должен платить не только насильник, но и соблазнитель — ведь он тоже раздвигал девушке ноги!

Им ответили: согласившись на половой акт, девушка добровольно отказалась от платы за причиненную ей боль. С юридической точки зрения она как бы сказала: «Лиши меня девственности, ты свободен от платы за причиненную мне боль».

Мудрецы возразили: штраф за физические страдания в любом случае выплачивается не самой девушке, а ее отцу; как может она отказаться от денег, причитающихся другому?

Тогда им дали другой ответ: девушка, совершающая половой акт по доброй воле, не испытывает страданий.

Мудрецы возразили: разве не знаем мы из житейского опыта, что девственница испытывает страдания, даже если совершает половой акт добровольно?

Им ответили: при таких обстоятельствах ее страдания не настолько велики, чтобы влечь за собой штраф.

Вот как описывали жены и домочадцы мудрецов свои ощущения в ходе первого полового акта.

Жена Равы: «Это — как укол иглы».

Жена рава Папы: «Это — как жевать черствый хлеб».

Воспитательница Абайе: «Это — как пролить горячую воду на лысую голову».
Вавилонский Талмуд,

трактат Кетубот 39а—39б

1   ...   120   121   122   123   124   125   126   127   ...   135


написать администратору сайта