Главная страница

Типология периодической печати. З. П. Симонова Типология периодической печати


Скачать 1.1 Mb.
НазваниеЗ. П. Симонова Типология периодической печати
АнкорТипология периодической печати
Дата07.06.2021
Размер1.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТипология периодической печати.pdf
ТипДокументы
#215148
страница14 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
падение интереса молодежной
аудитории к СМИ, что рано или поздно может привести к разрушению традиционных (и необходимых) механизмов взаимодействия субъек5
тов общества, затруднениям в социализации. Между тем она как про5
цесс приобщения новых поколений к системе сложившихся в обществе знаний, ценностей и норм усвоения человеком данного социального опыта и ценностно5нравственных ориентаций, необходимых для выпол5
нения в нем определенных ролей, обеспечивает самовоспроизводство общественной жизни. Значительную роль в этом процессе играют и
СМИ, зачастую становясь для молодежи едва ли не единственным ис5
точником жизненного опыта, недостаточного в силу возраста. Они яв5
ляются также своеобразным инструментом механизма культурного на5
следования.
Молодежь по различным причинам — наиболее уязвимая социальная группа. И будучи наименее адаптированной к «взрослой» жизни, часто оказывается в затруднительных ситуациях. Если говорить о массово5ком5
муникационной сфере, то представители нового поколения живут в ситу5
ации информационного вакуума. Из5за психофизиологических особенно5
стей этой группы пробелы социализации, ведущие к отклоняющемуся по5
ведению, особенно опасны. Подобное положение вещей создает в современном обществе определенный риск, грозит социальным исклю5
чением из общества значительной его части.
Молодежь пытается заявить о себе публично, однако возможности сделать это цивилизованным способом у нее практически нет. Появле5
ние представителей нового поколения в СМИ ограничено. Информа5

180
ционное пространство существует без молодежных групп и пока не со5
зданы благоприятные условия для его формирования, чтобы предста5
вители молодого поколения могли нормально в нем существовать. Мало возможностей для активной общественной деятельности, несмотря на очевидную потребность в обмене опытом, которая ощущается на раз5
личных уровнях со стороны как самой молодежи, так и социальных институтов, объединений.
И все же, вопреки всем проблемам и трудностям, бесспорен факт,
что в последние десятилетия сегмент молодежной прессы пережил бур5
ное развитие. Современный рынок предлагает молодежи 15–24 лет боль5
шое количество разнообразных изданий. Среди них — пишущие о моде и стиле жизни журналы «ОМ» для юношей (1996), «JALOUSE» для девушек (2001, ИД «Адверсус»). Другие делают акцент на студенче5
ских буднях — «Студенческий меридиан» (1924) и «STUDENTOZ»
(2001, РБОФ «Дети Отечества»). Часть изданий пытается осветить
«все» вопросы — экономику, культуру, образование, спорт и др. (жур5
налы «Ровесник», 1962, ЗАО «Ровесник», АО «Молодая гвардия»;
«АиФ. Твой курс», 2003, ИД «Аргументы и факты»).
Выходит периодика, четко сегментирующая свою аудиторию по разным признакам. Есть журналы для юношей и молодых мужчин —
«Хулиган» (2002, ЗАО «Game land») и «ОМ»; для абитуриентов — «Про5
ходной балл» (2003, частные лица), для богемной молодежи «Птюч connection» (1994, ООО «Аксиан»). Группа изданий рассказывает о профессиях, карьере — здесь, в частности, можно назвать журнал «Гид молодого специалиста» (2002). Знакомство с научными разработками осуществляет «Техника — молодежи» (1933). В мир литературы вво5
дит читателей журнал «Новая юность» (1955).
Молодежные СМИ можно разделить на группы по ряду типофор5
мирующих признаков. Среди них выделяют:
— технологические (формат, тираж, объем, периодичность);
— экономические;
— аудиторные;
— редакционные;
— организационные;
— информационные (по типу и характеру публикуемой информа5
ции);
— функциональные.
Основным из ряда этих признаков является характер аудитории,
на которую рассчитаны издания. Возвращаясь к описанию потенциаль5
ной аудитории прессы данного типа, можно добавить следующее. В воз5
расте от 16–17 до 23–24 лет юноши и девушки выбирают профессию и стараются определиться в окружающем мире. В это время появляется

181
ясное ощущение собственного «Я». Молодые люди предпринимают попытки осознать свое положение в рамках социальной системы, вы5
бирают способы достижения желаемой позиции, получают возможно5
сти для самовыражения.
В России процесс самоопределения имеет отличительные черты.
Так, в последние 10–15 лет часть отечественной молодежи может до5
стигать престижного социального положения за короткие сроки. В со5
знании юношей и девушек доминирующими стали прагматические, а не ценностные установки. Специалисты даже утверждают: несмотря на позитивные характеристики развития, российская молодежь пережи5
вает кризис ценностей.
Специфическими проблемами нового поколения становятся невоз5
можность самостоятельно принимать жизненно важные решения, не5
востребованность в сфере производства, постоянное положение обуча5
емого и воспитываемого, «ведомого» субъекта. По характеру аудито5
рии и периодику можно разделить на следующие группы:
— общероссийские (журналы «ОМ», «Техника — молодежи»);
— межрегиональные (журнал «Птюч connection»);
— международные (журнал «Ровесник»);
— городские (данная группа в силу объективных обстоятельств со5
стоит в основном из газет, одна из них — «ВУЗовские известия»);
— для социальных групп (журналы «Student’s life», «STUDENTOZ»,
«Student» (Санкт5Петербург) — для студентов; «ОМ» и «Птюч connection» — для богемы);
— издания для студентов различных вузов (это, как правило, газе5
ты: например, «Московский университет» — МГУ им. М. В. Ломоносо5
ва; «Вышка» — ГУ5ВШЭ; «От винта» — МАИ; «Менделеевец» — РХТУ
им. Д. И. Менделеева);
— для юношей (журналы «Хулиган», «Круто», «ОМ») и девушек
(журналы «JALOUSE», «Штучка», «Маруся», «Seventeen»);
— для разных возрастных групп (для юношей — «Хулиган», для молодых мужчин — «ОМ», для выпускников школ — «Проходной балл»,
для выпускников вузов — «Гид молодого специалиста»).
По характеру информации молодежная пресса подразделяется на универсально тематическую, где освещаются разные сферы жизнедея5
тельности молодых людей, и монотематическую, материалы которой рассказывают об определенных жизненных проблемах или конкретных областях знаний. К первой группе относятся журналы «Ровесник»,
«OOPS!», «Yes!». Во вторую входят издания:
— о студенческой жизни («Студенческий меридиан», «Student’s life»,
«Студсовет.ru», «Студенческая правда»);
— о межличностных отношениях (журнал «Ромео и Джульетта»);

182
— о компьютерах («Хакер», «Игромания», «Страна игр», «Official play station») — в данном сегменте все очевиднее активный количествен5
ный рост изданий;
— о музыке и музыкальной индустрии — причем существуют как чисто развлекательные («НЕОН», «Рок оракул», «Все звезды»), так и профессиональные («DJ Культура») журналы;
— обо всем, что связано с поступлением в вузы («Проходной балл»).
Эта ниша впервые освоена издателями, выделившими целевую аудито5
рию по конкретной проблемной жизненной ситуации, хотя особого вни5
мания представителей медиаиндустрии она пока не привлекает;
— о поиске работы, об успешной карьере и образовании («Гид моло5
дого специалиста», «Иностранные языки и учеба за рубежом» и «The
Career Forum»). Эти издания призваны подготовить молодых читате5
лей к существованию в новых социальных условиях, помочь в выборе профессии и осуществлении первых карьерных шагов в обстановке до5
статочно острой конкуренции на рынке труда;
— о моде и стиле («JALOUSE», «ОМ», «STUDENTOZ» и др.);
— об экологии (альманах «Лазурь»);
— о бизнесе и экономике («Предпринимательство и занятость юных»);
— журналы комиксов («Z_INDEX», «Generation 13», «Лига спра5
ведливости»).
Выпуская универсальные по содержанию издания, редакции пыта5
ются заинтересовать как можно более широкий круг потребителей. Но в то же время на рынке наряду с универсализацией наблюдается и про5
цесс дифференциации тематики. Это объясняется стремлением создать коммерчески успешный продукт в эпоху стремительной дифференциа5
ции стилей и направлений жизни молодежи. Производство же перио5
дики для узкой молодежной аудитории сдерживается низким уровнем платежеспособного спроса и недостатком сведений об особенностях,
интересах и потребностях молодежных групп.
Молодежные издания различаются по способу производства. По5
мимо традиционных молодежных СМИ, учрежденных коллективами профессиональных журналистов, появилась «самодеятельная» перио5
дика, которая создается (или создавалась на начальных этапах) самой молодежью, без участия профессионалов. Авторы таких газет и журна5
лов по миропониманию и интересам близки читателям, владеют слен5
гом молодежных объединений, поэтому их материалы привлекают вни5
мание аудитории. Возникновение этого типа изданий стало отличитель5
ной чертой развития молодежной прессы и серьезно повлияло на существование традиционных СМИ, которые вынуждены изменяться,
чтобы сохранить конкурентоспособность. К традиционным относятся

183
журналы «Ровесник», «JALOUSE», «Студенческий меридиан», «АиФ.
Твой курс», «ОМ», газета «Speed super». Среди самодеятельных можно назвать газету «Сачок».
Важным остается распределение изданий по типам, в зависимости от выполняемых ими функций. Большинство молодежных СМИ по5
лифункциональны и выполняют социализаторское назначение (жур5
налы «АиФ. Твой курс»; «Student», Санкт5Петербург). Наиболее ярко выражены в деятельности молодежной прессы следующие функции:
— коммуникативная — одна из наиболее важных, служащая уста5
новлению межличностных связей, общению в рамках различных видов деятельности, созданию возможностей для общения (ее реализует, на5
пример, журнал «Student’s life»);
— информационная, благодаря которой создается полная и ясная картина актуальных событий и процессов; ее выполнение удовлетво5
ряет потребность читателей в необходимых сведениях для решения те5
кущих задач (наиболее отчетливо это просматривается в деятельности журналов «Проходной балл» и «Гид молодого специалиста»);
— культурно5образовательная, повышающая интеллектуальный уровень, расширяющая кругозор и развивающая мышление молодых читателей (журналы «Техника — молодежи», «Студенческий мериди5
ан», «Новая юность»);
— рекреативная, способствующая полноценному отдыху и увлека5
тельному проведению свободного времени (журналы «Ровесник»,
«JALOUSE», «Птюч connection», «OOPS!», «Cool»).
По целевому назначению молодежные издания делятся на четыре основные группы:
— информационно5публицистические, содержащие сообщения об окружающем мире, дающие определенную оценку событиям и ориен5
тирующие молодых людей в жизни (журнал «Ровесник»);
— научно5популярные, знакомящие аудиторию с областями научной деятельности, расширяющие кругозор (журнал «Техника — молодежи»);
— литературно5художественные, осуществляющие эстетическое воспитание, знакомящие читателей с образцами литературного творче5
ства российских писателей и поэтов, современной публицистикой (жур5
налы «Новая юность», «Студенческий меридиан»);
— развлекательные, способствующие отдыху и разрядке (журналы
«ОМ», «Ровесник», «JALOUSE», «Cool», «Bravo»).
В последнее десятилетие учредители и издатели молодежных СМИ
изменились. Вместо ЦК ВЛКСМ появились различные издательские организации:
— издательские дома «Аргументы и факты» («АиФ. Твой курс»),
«Адверсус» («JALOUSE»), «Ровесник» («Ровесник», «Шестнадцать»,
«Лига справедливости», «Generation 13», «Все звезды»);

184
— государственные организации — Правительство Москвы («Твоя вертикаль», «Факультет»);
— коммерческие структуры — ООО «Аксиан» («Птюч connection»),
ООО «Game land» («Хулиган»). Этот тип учредителей обнаруживает5
ся более чем у половины молодежных изданий;
— общественные организации — региональный благотворительный общественный фонд «Дети Отечества» («STUDENTOZ»). Доля этих учредителей молодежной периодики менее 10%;
— частные лица («Проходной балл»).
Молодежные СМИ неоднородны по структуре, поэтому можно выделить различные виды газет и журналов:
— дочерние предприятия (газета «Speed super»);
— приложения (журнал «АиФ. Твой курс»);
— самостоятельные издания (журналы «Ровесник», «Студенческий меридиан», «Гид молодого специалиста»; газеты «Татьянин день», «The
Career Forum»).
Существует также ряд типологических признаков, по которым ис5
следуют молодежную прессу: периодичность, тираж, формат, объем
изданий.
Обычной для молодежных СМИ стала ежемесячная периодичность
(журналы «ОМ», «JALOUSE», «Студенческий меридиан», «Ромео и
Джульетта», «Бумеранг», «Маруся», «Штучка», «Хакер»). Снижение платежеспособного спроса аудитории и финансовые трудности самих издателей обусловливают появление на рынке журналов, выходящих реже одного раза в месяц («JALOUSE», «Предпринимательство и заня5
тость юных», «Лазурь», «DJ Культура»).
В России нет ежедневных молодежных СМИ. Этот факт можно от5
части объяснить социально5экономическим состоянием ее общества.
Зато в сегменте молодежной прессы существуют еженедельные («Cool»
и «Cool girl») и журналы, выходящие два раза в месяц («Все звезды»,
«Страна игр», «НЕОН»).
Примечательно, что издания по вопросам трудоустройства, учебы и карьеры, потребность в которых велика и не подлежит сомнению, пред5
ставлены ежемесячными журналами («Иностранные языки и учеба за рубежом», «Гид молодого специалиста»), в то время как музыкально5
развлекательные, о шоу5бизнесе («Все звезды», «НЕОН» и др.) выхо5
дят чаще — раз в две недели. В данном случае можно говорить о недо5
статочной сбалансированности рынка молодежной периодики и несо5
ответствии предложения реальным потребностям аудитории.
Тиражный аспект сегодня нужно принимать во внимание с опреде5
ленными оговорками. Часто в погоне за выгодными рекламодателями издатели указывают тираж, существенно превышающий реальный. Тен5

185
денция неуклонного снижения тиражей на фоне роста общего числа изданий, присущая всему рынку российских СМИ, наблюдается и на рынке молодежных изданий.
Лидером по тиражу является газета «Speed super» (650 тыс. экз.).
Больше трети изданий имеют тиражи в пределах от 50 до 200 тыс. (жур5
налы «АиФ. Твой курс», «Птюч connection», «Техника — молодежи»,
«ОМ», «Ровесник»). Скорее всего здесь имеет место маркетинговый расчет на захват возможно более разнородной аудитории для расшире5
ния объема продаж.
Почти у двух третей изданий указанный в выходных данных тираж колеблется в пределах 5–50 тыс. (журналы «Студенческий меридиан»,
«Z_INDEX», «Лига справедливости», «Навигатор игрового мира», «Бу5
меранг», «DJ Культура»).
Узкотематические издания («Предпринимательство и занятость юных», «Лазурь»), при всей важности и актуальности обсуждаемых в них вопросов, не могут похвастать большими тиражами — их показате5
ли находятся в пределах 1–5 тыс. экз. Это касается и региональных из5
даний (журнал «Шпецл», Челябинск). А тиражи основной массы сту5
денческих газет не превышают 1,5 тыс. экз.
Большинство журналов для молодежной аудитории выходят в тради5
ционном формате А4 («JALOUSE», «Проходной балл»,«Fакел»,«АиФ.
Твой курс», «Ровесник»). Однако примечательно, что в последнее вре5
мя появляются и версии известных глянцевых изданий меньшего фор5
мата («YES мини5формат», «Elle girl»).
Объем журналов колеблется от 34–40 («АиФ. Твой курс», «Про5
ходной балл») до 130–160 страниц («OM», «JALOUSE», «Хакер»,
«Птюч connection», «Fакел»). Объем газет существенно меньше — от 8
до 32 полос.
Обращает на себя внимание обилие иллюстративного материала в большинстве изданий. Это привлекает потенциальных читателей, дела5
ет материалы более доходчивыми, а газеты и журналы — яркими и запо5
минающимися. Однако полиграфическое исполнение молодежной пе5
риодики различно. Так, самодеятельные СМИ имеют невысокое каче5
ство, а традиционные редакции предлагают читателям красочно оформленную периодику. Некоторые издания, известные многим поко5
лениям читателей, изменили свой дизайн (журналы «Студенческий ме5
ридиан», «Техника — молодежи», «Новая юность»). Другие (например,
журнал «Смена») в новых экономических условиях «переориентирова5
лись» на широкую аудиторию, что повлекло за собой изменения в их концепции и содержании. Такую периодику нельзя назвать молодежной.
В развитии молодежной прессы с последнего времени наметились
две тенденции. С одной стороны, видно явное стремление издателей

186
создавать универсальную многотиражную периодику с максимально большим охватом аудитории и учетом довольно низкой платежной спо5
собности потенциальных читателей. С другой — соответствие предло5
жения товаров на рынке специфическим запросам потребительских групп определяет активные поиски редакциями новых основ для ди5
версификации информационных продуктов. Отсюда — появление мо5
нотематических газет и журналов с небольшими тиражами.
Нельзя обойти вниманием и содержание современной молодеж
ной периодики. Первое, что бросается в глаза: в мире, представленном на страницах молодежных газет и журналов, нет единства, целостно5
сти. Здесь царит фрагментарность, хаотичность. Это заметно во всем —
в выборе предмета обсуждения и жанровых средств, изложении мате5
риала и внешнем оформлении изданий. «Скучная» верстка осталась в прошлом, и теперь полосы молодежных изданий порой похожи на при5
чудливый постмодернистский коллаж.
Желание осветить все стороны жизни приводит к появлению все большего количества массовых универсально тематических изданий,
авторы которых пытаются сказать понемногу обо всем и тем самым за5
интересовать максимально широкую аудиторию. Треть изданий на со5
временном рынке молодежной периодики — универсальны. Естествен5
но, при подобном универсально5развлекательном подходе материалы сильно теряют в качестве. На этом фоне представленность газет и жур5
налов других типов кажется незначительной.
Основное содержательное наполнение анализируемой периодики составляют сообщения из сферы шоу5бизнеса, новости индустрии раз5
влечений — в некоторых изданиях до половины публикаций посвяще5
ны именно этому. Популярны также советы и рекомендации по органи5
зации молодежного досуга, причем имеется в виду отнюдь не развива5
ющие, интеллектуальные его формы, а попросту развлечения.
Социально значимые вопросы уходят на второй план, иногда важные для молодежи проблемы авторы вообще обходят молчанием.
Со страниц молодежной прессы практически исчезла социально5
политическая жизнь. Исключение составляет лишь сектор студенческой прессы, но она малотиражна, имеет узкий ареал распространения. По5
лучается, что различные пласты реальности освещены крайне неравно5
мерно, и если учитывать, что именно СМИ в значительной степени формируют образ мира в сознании читателей, остается только догады5
ваться, как сильно расходятся действительность и ее изображение в молодежных изданиях.
Проведенные в последнее время исследования интересов молодежи и ее информационного поведения, с одной стороны, и анализ рынка моло5
дежной прессы — с другой, позволяют с уверенностью говорить о том, что:

187
— социальные интересы молодежной группы не артикулированы в
СМИ;
— информационные потребности молодежи не удовлетворены на достаточном уровне;
— нет доверия, налицо падение интереса молодежного сообщества к СМИ.
Такая ситуация опасна не только для молодежи как отдельной со5
циальной группы и в целом для общества, в котором молодые люди живут и развиваются, — подобное положение может негативно отра5
зиться и на самих СМИ. В описанных условиях аудитория медиа не воспроизводится, а значит, рано или поздно настанет момент, когда га5
зеты и журналы останутся без читателей.
Кроме того, тенденции развития новых форм коммуникации и спе5
цифика информационного поведения современной молодежи заставля5
ют обратить внимание на фигуру коммуникатора и канал распростра5
нения информации. Роль первого должна принадлежать высококвали5
фицированному специалисту, способному привлечь, заинтересовать аудиторию, готовому нести ответственность за организацию деятель5
ности, структурирование информационных потоков в рамках отдельно взятого канала. Скорее всего это должен быть человек, способный гра5
мотно участвовать в формировании осознанного восприятия мира мо5
лодыми людьми и исправлять — в случае необходимости — результаты социальной деформации.

188
ÄÅÒÑÊÀß È ÞÍÎØÅÑÊÀß ÏÐÅÑÑÀ
Детская и юношеская журналистика — самостоятельное звено об5
щей системы средств массовой информации. Она приобщает подраста5
ющее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу обще5
ства, служит важным каналом передачи информации от старшего по5
коления к младшему и одновременно средством коммуникации,
позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная ауди5
тория познает мир.
Специфика этого вида журналистики определяется четко выражен5
ной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудито5
рию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства,
формы, способы контакта с аудиторией.
Являясь важным элементом системы воспитания детей и подрост5
ков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ,
адресованными юной аудитории (теле5 и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).
По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выхо5
дило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. В 2004 г. в нашей стране издавалось 105 детских и юношеских газет и 112 журналов.
Основным типоформирующим признаком всех рассматриваемых изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны.
Психологи делят ее на четыре возрастные группы: дошкольников (3–6
лет), младших школьников (7–10), подростков (11–15), старшекласс5
ников (15–17). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и со5
циального развития.
Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение четырех ти5
пов изданий:
1
В последнее время сказки часто подаются в виде комиксов. В этом случае глав5
ную роль играет изобразительный ряд.

189
— для дошкольников (журналы «Веселые картинки», «Для самых5
самых маленьких», «Baby», «АиФ. ИКС5пилот для мальчиков», «АиФ.
ИКС5пилот для девочек» и др.; с 2000 г. выходят журналы «Воробы5
шек», развивающий речь, приобщающий к грамоте; «Спокойной ночи,
малыши», в котором известные телеперсонажи Хрюша, Филя и Карку5
ша отвечают на вопросы ребят);
— для младших школьников (журналы «Мурзилка», «Карапуз»,
«Мастерилка», «Первоклашка», «Юный навигатор», «Простоквашино»
и др.);
— для подростков ( журналы «Пионер», «Детская энциклопедия»,
«Чудеса и тайны планеты Земля», «Юный художник», «Юный эрудит»
и др. С 2001 г. Московский городской фонд поддержки школьного кни5
гоиздания выпускает журналы «Разноцветные дороги» о путешестви5
ях, «Ларец Клио» об истории и литературно5художественный журнал
«Кукумбер»);
— для старшеклассников (журналы «БУМ. Бумеранг», «Маруся»,
«Башня», «До 16 и старше». С 2002 г. издательский центр «Экспринт»
выпускает военно5исторический журнал «Армада», в котором расска5
зывается о военной технике, известных полководцах, стендовом моде5
лизме, даются обзоры настольных и компьютерных игр).
Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимо5
сти от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его со5
держание, структура, форма, объем. Учитываются и социально5психо5
логические характеристики читателей.
Издания для дошкольников и младших школьников представлены только журналами. В дошкольном возрасте преобладает интерес к ска5
зочным
1
, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, яркой, за5
поминающейся форме рассказывают малышам об окружающем мире,
учат считать, писать, развивают речь, эмоции.
Дошкольники еще не осознают разницы между миром реальным и фантастическим. Поэтому воспринимать содержание журналов им по5
могают ведущие, присутствующие в каждом номере. Обычно это пер5
сонажи из народных либо созданных классиками русской или зарубеж5
ной литературы сказок, которые выделяют в сюжете главные темы, на5
поминают, о чем рассказывалось в прошлых номерах. Например, сами буквы, из которых составлено название журнала «Веселые картинки»,
изображены в виде забавных фигурок популярных персонажей сказок:
Чипполино, Буратино, Дюймовочки, Петрушки, веселых человечков.
Они же часто появляются на страницах журнала. Дети верят в их «ре5
альное» существование, сопереживают, сочувствуют героям, стремят5

190
ся подсказать им правильное решение, помочь избежать опасности, ри5
суют их портреты.
В изданиях для этой возрастной группы, как правило, освещаются одна или две темы, поскольку восприятию дошкольников свойственны фрагментарность, отрывочность.
Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра.
Поэтому в журналах много самоделок, ребусов, загадок, настольных игр,
раскрасок, рисунков с заданиями. Некоторые издания вообще не содер5
жат тематического материала. Например, журналы «АиФ. ИКС5пилот для мальчиков» и «АиФ. ИКС5пилот для девочек» целиком посвяще5
ны конструированию и самоделкам.
Журналы для дошкольников, руководствуясь принципом «развле5
кая — поучать», подготавливают малышей к школе. А для младших школьников основная деятельность в этом возрасте — учение, хотя игра не исчезает, а лишь приобретает новое содержание и новые формы. Они отличаются тем, что здесь игровые элементы используются в «серьез5
ных» целях — организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания. Эти издания многотемны и включают в себя несколько рубрик.
Среди рубрик журнала «Мурзилка» можно выделить такие: «Для семейного чтения» (об истории нашей страны), «Поиграем в слова»
(поговорки, пословицы, потешки, прибаутки, скороговорки), «Галерея искусств» (путешествия постоянного персонажа Мурзилки по картин5
ным галереям мира), «Веселая математика» (занимательные задачи,
числовые лабиринты), «Зеленый мир», «Путешествия и открытия».
В подзаголовок журнала5пособия «Первоклашка» (1999 г., издатель5
ство «Школа Радости») вынесены слова: учеба, культура, творчество.
Учебный раздел занимает четвертую часть журнальной площади. В нем наиболее трудные правила грамматики или арифметики объясняются с помощью веселого стихотворения, забавной шутки, рисунка (рубри5
ки «Пишем грамотно всегда», «Считаем точно, быстро»). В рубрике
«Веселые переменки» содержатся сюжеты, способствующие развитию внимания, памяти, воображения, сообразительности.
Журналы для младших школьников часто включают в себя крос5
сворды, головоломки, конкурсы, помогающие лучше усваивать школь5
ную программу. Учась в игре, дети легче преодолевают трудности, об5
легчают себе те волевые усилия, которые необходимы для системати5
ческого выполнения уроков.
Журналы для дошкольников и младших школьников, дополняя друг друга, постепенно усложняют задания, правила игры, расширяют круг рассматриваемых в них тем. Здесь для этих возрастных групп часто пе5
чатаются произведения классиков русской и зарубежной литературы,
известных российских писателей и поэтов. Среди авторов К. Чуковский,

191
Б. Житков, Б. Заходер, Л. Чарская, А. Барто, С. Михалков, Э. Успен5
ский, И. Токмакова и др.
В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности в познавательных интересах. В разнообразных по те5
матике изданиях для подростков особенно заметен процесс дифферен5
циации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возни5
кает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной програм5
мы, появляется интерес к различным сферам деятельности, отраслям материального или духовного производства — науке и технике, литера5
туре, искусству, бизнесу и предпринимательству, спорту. В последнее время пользующиеся популярностью у нескольких поколений журна5
лы «Юный художник», «Юный техник» дополнились новыми научно5
популярными изданиями или приложениями к ним: «А почему?», «Лев5
ша», «Юный эрудит», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Детская эн5
циклопедия» и др. Их авторами часто становятся известные ученые,
бизнесмены, деятели культуры, искусства. С каждым годом расширя5
ется тематический диапазон изданий для подростков.
Старший школьный возраст — время непосредственной подготов5
ки юношей и девушек к взрослой жизни. В отечественной психологии его называют возрастом открытия «Я». Старшеклассники стремятся глуб5
же познать себя, сложную область человеческих отношений. В объемных изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание боль5
шое количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества. В них акцентирует5
ся внимание на межличностных и внутрисемейных отношениях (руб5
рики в журнале «Маруся»: «Помоги, Алена!», «Милый Андрей»). Стар5
шеклассники испытывают потребность и в самовыражении, проявле5
нии индивидуальности. Поэтому в журналах даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кули5
наров, стилистов и модельеров.
Большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка,
стремясь привлечь внимание аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам — дошкольникам и младшим школь5
никам (журналы «Миша», «Свирелька», «Розовый слон» и др.), млад5
шим школьникам и подросткам (альманах «Клепа», журналы «Жили5
были», «Стригунок», «С нами Бог» и др.), подросткам и старшекласс5
никам ( журналы «Мы», «Путеводная звезда» , «Божий мир» и др.).
Причем издания для старшеклассников тоже имеют условную верхнюю возрастную границу. Материалы, опубликованные в этих журналах,
представляют интерес и для молодежной аудитории.
На телевидении и радио процесс расширения возрастных рамок аудитории менее заметен. В основном развлекательные телепередачи

192
для юной аудитории, представленные в небольшом количестве (по 1–2
на разных каналах), не отличаются оригинальностью форм и жанров.
Дошкольникам адресованы передачи «Спокойной ночи, малыши!» (те5
леканал «Россия»), «Улица Сезам» (СТС); младшим школьникам —
«Перепутовы острова» («Культура»), целиком построенные в игровой форме; подросткам — «Ступеньки» (новости школьной жизни, ТВЦ);
старшеклассникам — викторина «За семью печатями» («Культура»).
Лишь некоторые телевизионные передачи рассчитаны на две возраст5
ные группы, например, младших школьников и подростков — «Отчего,
почему?» (ТВЦ).
Более разнообразные по содержанию радиопередачи, выпускаемые детской редакцией «Радио России», адресованы дошкольникам и млад5
шим школьникам: «Хочу все знать», «Как курица лапой» (о животных в мифах и преданиях разных народов), «Трям, здравствуйте!» (знаком5
ство с интересными людьми) и др.; подросткам — «Полный вперед!»
(о морских путешествиях и открытиях), «Юниор» (о спорте), «Зов»
(о животных и милосердном к ним отношении); старшеклассникам —
«Уникум, или Теория невероятности» (о новых научных открытиях и загадках истории), «Счастливый билет» (о психологических пробле5
мах), «Литературная аптека», «Любопытство — не порок», «Лицей»,
«Квадраслов» и др.
Появление в детской и юношеской журналистике изданий, которые ориентированы на разновозрастную аудиторию, обусловлено двумя причинами. С одной стороны, возрастные границы подвижны, и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действи5
тельности изменяется не сразу; с другой — отдельные издания «взрос5
леют» в силу экономических обстоятельств (детские и юношеские не5
рентабельны и не могут существовать без государственной или спон5
сорской поддержки).
В последнее время растет количество изданий, адресованных под5
росткам и старшеклассникам, копирующих взрослую бульварную прес5
су, которые быстро завоевали популярность у аудитории. В подростко5
вом возрасте появляется интерес к различным аспектам взрослой жиз5
ни, касающимся новостей из мира шоу5бизнеса, любви, секса, моды,
культуры (в особенности поп5, рок5музыки). До недавнего времени часть информации на эти темы в юношеских изданиях была под запретом, но сейчас отдельные из них модернизировали свою структуру, стали более свободно, а иногда чересчур откровенно освещать «трудные» пробле5
мы. Это журналы «Cool» (1997), «Cool girl» (1998), «Молоток» (2000),
«Круто» (2002), «Bravo» (2002) и др., во многом дублирующие друг друга по фрагментированному характеру содержания, оформлению и

193
объему. На их страницах публикуются материалы о жизни звезд музы5
ки, эстрады и кино, интервью с ними, большое место отводится моде,
печатаются фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, пред5
сказания, пикантные анекдоты. По аналогии со взрослыми изданиями в них заметна тенденция роста объема иллюстративного материала.
В каждом номере помещаются постеры с изображением кумиров моло5
дежи, рассказывается о частной их жизни. Используется и молодеж5
ный сленг.
Журналы ведут активный диалог с юношами и девушками по ин5
тимным проблемам (вопрос — ответ), пытаются оказать психологичес5
кую помощь. Они строятся на принципах интерактивного общения с целью привлечения аудитории к созданию будущих номеров. В журна5
лах регулярно помещаются анкеты для читателей, в которых задаются вопросы об увлечениях ребят и о том, что те хотели бы изменить в их содержании и оформлении.
К сожалению, нередко содержание рассматриваемых журналов сво5
дится к попыткам редакций любыми способами завоевать популярность у своей аудитории. Эти массовые периодические издания удовлетворя5
ют невысокие потребности юной аудитории (преимущественно — в раз5
влечении). Очевидно, что их издатели в первую очередь руководству5
ются коммерческими интересами, забывая о главном — воспитании морали и нравственности, расширении кругозора.
На информационном рынке появились издания с широким возраст5
ным позиционированием, ориентированные на девушек 15–25 лет. Это журналы «OOPS!» (2001, российско5немецкий издательский дом «Бур5
да»), «Yes!» (1998, российско5голландское издательство «Юнайтед пресс»), а также глянцевые лицензионные «Seventeen» (2001, издатель5
ство Hearst Magazines International, USA) и «Elle girl» (2003, издатель5
ство Hachelle Filipacchi Press, France). Эти журналы рассчитаны на пред5
ставительниц «нового поколения» — материально обеспеченных, живо интересующихся новинками моды, стремящихся найти свой стиль, вы5
брать способ проведения досуга. Их главные темы — коллекции одеж5
ды от ведущих кутюрье, косметика, путешествия, любовь, истории из жизни, фитнес, гороскопы. Часто появляется информация в форме мне5
ний и комментариев специалистов по различным поводам.
Анализируемая аудитория многослойна. Поэтому адресованные ей издания разделяются на группы по многим типоформирующим призна5
кам, зависящим от характера аудитории:
— по признакам пола: для мальчиков (журнал «АиФ. ИКС5пилот для мальчиков»), юношей (журнал «Круто») и девочек (журнал «АиФ.
ИКС5пилот для девочек»), девушек (дайджест «Саратога», журналы

194
«Штучка» — приложение к «Ровеснику», «Маруся», «Gool girl»,
«OOPS!», «Yes!», «Seventeen», «Elle girl»);
— по мировоззренческим признакам: для верующих (православные журналы «С нами Бог», «Божий мир», «Пчелка», «Зернышко»).
Особые специфические социальные группы аудитории обусловили появление изданий:
— для воспитанников детских домов и школ5интернатов (ежемесяч5
ная передача «Солнечный круг», выходящая на «Радио России»);
— для детей5инвалидов (ежемесячный универсальный по содержа5
нию журнал «Школьный вестник» печатается для незрячих и слабови5
дящих детей рельефно5точечным шрифтом Брайля; детский Орден милосердия издает ежеквартальный журнал «Время колокольчиков»
для детей с ограниченными физическими возможностями). Такие из5
дания и радиопередачи — новое направление в журналистике.
Детские и юношеские СМИ стали в большей степени соответство5
вать реальным запросам, учитывать разнообразные интересы и потребно5
сти аудитории. Почувствовав близость тематики публикаций к собствен5
ным интересам, читатель легко идет на контакт с редакцией: часто стано5
вится ее соавтором (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).
Еще одним признаком, позволяющим группировать издания в за5
висимости от характера аудитории, является масштаб распространения.
По этому признаку можно выделить следующие группы:
— распространяемые по России, государствам СНГ и ближнему за5
рубежью ( журналы «Пионер», «Мы», «Штучка», «Путеводная звез5
да», «Круто», «OOPS!», «Том и Джерри» и др.);
— распространяемые по России и государствам СНГ (журналы
«Мурзилка», «Маруся», «БУМ. Бумеранг», «Bravo», «Молоток», «Yes!»
и др.);
— распространяемые только по России (журналы «Для самых5са5
мых маленьких», «Карапуз», «С нами Бог» и др.);
— региональные на русском и национальном языках, часто двуязыч5
ные — более 90 журналов. Среди них «Танташ» («Ровесник» — Чебок5
сары, на чувашском языке); «Якстерь Тяштеня» («Красная звездочка»
— Саранск, на мокшанском языке); «Ногдзау» («Пионер» — Владикав5
каз, на осетинском языке); «Баир» («Радость» — Элиста, на калмыцком и русском языках); «Сабыйга» («Ребенку» — Казань, на татарском и русском языках) и др. Эти ежемесячные литературно5художественные журналы имеют небольшие тиражи — 2–3 тыс. экз.;
— ориентирующиеся на детское население отдельных территори5
альных единиц РФ: областная пресса (от двух до восьми изданий в каж5

195
дой области), районная и городская («Знайка», Саратовская обл.; «Но5
вая улица», Волгоградская обл. и др.);
— издания школьной прессы, выпускаемые, как правило, для уча5
щихся одного учебного заведения (школы, лицея, гимназии, колледжа,
техникума).
Немногочисленная группа международных изданий чаще имеет громкое определение в маркировке, а не реальное распространение на такой широкий регион. Лишь некоторые журналы таких преуспеваю5
щих издательских организаций, как «АиФ. ИКС5пилот для мальчиков»,
«АиФ. ИКС5пилот для девочек», «АиФ. Журнал сказок», «Миша»
(агентство «Евразия +»), альманах «Клепа» (российско5немецкая ас5
социация «Имажинария») и др., имеют своих подписчиков в дальнем зарубежье.
Детская и юношеская пресса в условиях развития рыночных отно5
шений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, старается завоевать популярность у своей ауди5
тории.
У юных читателей появилась возможность выбирать издания, ко5
торые вызывают интерес, помогают сориентироваться в сложных про5
блемах современности, определить свой путь в жизни. Однако этот вы5
бор юной аудитории ограничен высокими ценами на издания. Потому и проблема дойти до той части аудитории, на которую они рассчита5
ны, — одна из самых актуальных.
По характеру информации издания анализируемой прессы можно раз5
делить на универсально5тематические и монотематические. По способу производства они подразделяются на традиционные и юнкоровские.
Универсально5тематические издания отражают все сферы жизни общества. А монотематические отдают предпочтение отдельным те5
мам — образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике,
экологии, географии, досугу, отдыху и т.д. Их тематический диапазон достаточно широк. В дальнейшем можно предположить появление но5
вых изданий, освещающих и другие темы, еще не охваченные детской и юношеской журналистикой.
Традиционные издания в основном представляют собой продукт деятельности профессиональных журналистов, а юнкоровские — само5
деятельного детского творчества. Специфической чертой современной журналистики России является возникновение и успешное развитие самостоятельной юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях про5
изводства — от корректора, репортера до главного редактора — работа5
ют сами дети и подростки. Издания юнкоровской прессы имеют офи5
циальных учредителей, издателей (часто таковыми выступают детские информационные агентства) и печатаются типографским или компь5

196
ютерным способом. Руководят ими опытные журналисты и педагоги5
энтузиасты, стремящиеся придать содержанию и форме этих изданий профессиональный уровень. Можно отметить «До 16 и старше» (вы5
пускается с 1997 г.), имеющий маркировку — «Журнал для детей и ру5
ками детей», и «Дембель» (с 2002 г.), полностью составленные из мате5
риалов подростков и старшеклассников. Например, в журнале «До 16 и старше» множество рубрик, посвященных разным проблемам. Среди них — «В жизни есть место...», «Творчество юных читателей», «Спорт»,
«Искусство», «Путешествия» и т.д.
Тот факт, что создатели юнкоровских изданий, в силу своего возра5
ста и круга интересов, стоят ближе к читателям5сверстникам, чем взрос5
лые журналисты, позволяет им быть особо эмоциональными, интерес5
ными для юного читателя, а главное — непохожими на традиционную прессу. Сосуществование традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства влияет на многие стороны изданий обеих групп. Изменяются их структура, содержание,
периодичность, объем информации, оформление, способы взаимодей5
ствия с аудиторией и т.д.
Первое в России детское и юношеское информационное агентство
«Юнпресс» работает с 1989 г. Оно специализируется на творчестве юнкоров, поддерживает самодеятельные российские издания, выпус5
кает информационные вестники, учебные пособия, проводит фестива5
ли подростковой прессы, выступает в роли посредника между юнкоров5
ской и взрослой печатью.
В 2002 г. в деятельности агентства произошли изменения
1
. У него появился мультивидеопортал «www. Ynpress. ru.» в Интернете, в рам5
ках которого действуют несколько сайтов: «Информационная лента»,
«Пресс5клуб», «Банк судеб», «Жизнь не по учебнику», «Наши фести5
вали», «Прогулки по Москве», «Фотошкола», «Внимание, на старт!»,
«Недоросль» (литературные произведения и иллюстрации ребят), «Га5
лерея» (фотоработы ребят) и др. В 2003 г. появился сайт «Мы + этот мир» на двух языках — русском и английском, адресованный той части аудитории, которая заинтересована в общении с зарубежными сверст5
никами.
Появление портала позволило юным корреспондентам присылать оперативную информацию о событиях в своих регионах, мгновенно распространять ее по сети в режиме реального времени. У агентства есть
1
До недавнего времени агентство выпускало несколько периодических изданий:
«Юношескую газету», журналы «Недоросль», «FAX» (передававшегося с помощью фак5
симильной связи и Интернета) и дайджест «Мост» (по материалам юнкоровских газет разных городов России).

197
собкоры в Воронеже, Липецке, Череповце, Санкт5Петербурге, Влади5
мире, Южно5Сахалинске, Приморском крае, Саратовской и Самарской областях. Их круг постоянно расширяется. В настоящее время в «Юн5
прессе» разрабатывается проект создания видеоновостного детского те5
левидения в Интернете.
Агентство «Юнпресс», продолжая контактировать с местными под5
ростковыми изданиями и оказывать им информационную и методичес5
кую поддержку (командировки, стажировки корреспондентов из реги5
онов, учеба в ВДЦ «Орленок»), стало центром юнкоровского движе5
ния России.
Периодика для юной аудитории содержит произведения, принад5
лежащие к различным видам творчества. Издания разного типа исполь5
зуют произведения публицистики, науки, литературы, искусства. Это характерно для традиционных и юнкоровских изданий универсально5
го («Пионер», «До 16 и старше»), традиционных научно5популярных журналов монотематического типа («Юный техник», «Юный эрудит»
и др.), традиционных литературно5художественных журналов («Путе5
водная звезда», «Детское чтение для сердца и разума», «Мы»).
Журналистика для детей и юношества, как и журналистика в це5
лом, является особым социальным институтом и выполняет по отно5
шению к обществу определенные функции. В качестве главных высту5
пают такие, как информационная, воспитательная, образовательная,
познавательная и функция социализации. К этой группе можно отнес5
ти и специальную функцию общения, цель которой — создание особого информационного пространства для обмена мнениями между предста5
вителями юной аудитории
1
. В последнее время эта функция, реализуе5
мая в основном юнкоровской прессой, приобретает все большее значе5
ние. На страницах газет и журналов печатаются адреса ребят, желаю5
щих вступить в переписку со сверстниками, часто ведутся диспуты,
дискуссии, споры, высказываются различные точки зрения по одному и тому же вопросу. А разрешение спорной ситуации обычно происхо5
дит путем выбора наиболее убедительной аргументации, обоснованных выводов.
Юнкоровские издания предоставляют своим авторам возможность для самовыражения и самореализации, приучают к самостоятельнос5
ти. Но все более заметное место в детской и юношеской журналистике занимает группа культурно5образовательных, рекреативных и гедони5
стических функций. Это объясняется коммерческими интересами ре5
дакций, а также особенностями детской психологии, для которой ха5 1
Эту функцию традиционная журналистика выполняет, но недостаточно динамич5
но, больше ориентируясь на общение взрослых с детьми и подростками.

198
рактерна некоторая размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно5
справочная и контактная функции. Целый ряд изданий публикуют ин5
формацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал, адресные послания.
Группа организаторских функций также играет в юношеской прес5
се большую роль. Издания, адресованные разным возрастным группам,
знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приоб5
щают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбо5
ру профессии. А в последнее время многократно усилились рекламные функции рассматриваемых СМИ. Если совсем недавно рекламы в жур5
налах для подростков и старшеклассников было мало и она предназна5
чалась разным социальным слоям молодежи, то сегодня — это реклама,
адресованная юношам и девушкам из обеспеченных семей. Например,
одну треть журнала «OOPS!» (30 страниц) и две трети журналов
«Seventeen» и «Elle girl» (40 страниц) занимает реклама косметических фирм, салонов красоты, ресторанов, баров, туристических агентств, ком5
мерческих вузов, бутиков, даются их адреса.
Раньше в журналах для дошкольников и младших школьников ма5
териалы с элементами рекламы почти отсутствовали, теперь же они появляются почти в каждом номере. Естественно, что в этих изданиях она в первую очередь направлена на родителей. Например, в журнале
«Веселые картинки» — это реклама книжных новинок детских изда5
тельств, магазина «Детская мебель», компании «BIC», выпускающей ручки, карандаши, фломастеры. Редакция предполагает ее более широ5
кое использование.
В изданиях для подростков рекламируются компьютерные игры,
видеопродукция, концерты популярных музыкальных групп, молодеж5
ные клубы и т.д. Лишь в некоторых случаях можно говорить об удачном использовании рекламы. Например, в одном из номеров «Детской энци5
клопедии» гармонично сочетались познавательная информация о продук5
ции кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и ее реклама. В другом рассказывалось об искусстве фотографии и рекламировалась продукция фирмы «Кодак». В юнкоровских журналах реклама отсутствует.
Функциональная структура детских и юношеских СМИ соответ5
ствует их типологической структуре. По целевому назначению можно выделить:
— информационно5публицистические издания, цель которых состоит в том, чтобы сообщать об окружающем мире, влиять на сознательный вы5
бор средств решения проблем (журналы «Пионер», «Костер» и др.);
— издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расши5
ряющие кругозор (журналы «Юный техник», «Юный эрудит», «Юный

199
навигатор», «Юный художник», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Ар5
мада»). К научно5популярным относятся учебные и учебно5методичес5
кие издания, поскольку и они выполняют функцию распространения знаний. Однако издания в одном случае служат целям просветительс5
кого характера (научно5популярные), а в другом — обучения (учебные и учебно5методические). Необходимо отметить и носящие методический характер, предназначенные для оказания помощи в образовании подрост5
ков и старшеклассников (специальные издания по экономике, иностран5
ному языку, программы внешкольного чтения и т.д.). Это «Школьный эко5
номический журнал», журналы «Hello», «Открытый лицей» и др.;
— художественные издания, участвующие в эстетическом воспита5
нии (альманах «Лазурь», имеющий экологическую направленность,
журналы «Путеводная звезда», «Детское чтение для сердца и разума»,
«Кукумбер», «Мы», «Колобок и Два Жирафа», «Баламут» (С.5Петер5
бург), «Родничок» (Пермь) и др. В большинстве из них, наряду с лите5
ратурными произведениями, публикуются и материалы, популяризи5
рующие литературу, искусство, историю;
— развлекательные издания с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями (журналы «Детские головоломки», «Том и
Джерри», «Играем с Барби», «Ведьма» и др.). С каждым годом количе5
ство развлекательных изданий увеличивается.
Большинство изданий, предназначенных юной аудитории, вне за5
висимости от возрастной направленности и функционального назначе5
ния, занимательны. Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей, часто используются и в изданиях для старше5
классников. Элементы соревнования, состязания на право называться самым находчивым, любознательным, изобретательным, образованным и т.д. (конкурсы, викторины, тесты, лотереи, домашние задания, крос5
сворды) очень часто становятся их важной частью. Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возмож5
ность для выявления способностей в различных сферах деятельности,
приобщает ко многим областям знания.
Целевое назначение современной детской и юношеской печати во многом определяется ее учредителями, издателями, редакциями. В связи с повсеместным возникновением новых изданий произошла перестрой5
ка в сфере традиционных издателей. Сегодня выпуском детской и юно5
шеской периодики занимаются общественные структуры, информаци5
онные агентства и издательские дома, коммерческие организации и ча5
стные лица, редакционные коллективы газет и журналов. В печати есть и детские издания, представляющие собой официальные органы обще5
ственных организаций (например, издателем журналов «Путеводная звезда» и «Божий мир» является российский Детский фонд).

200
Необходимо отметить, что рассматриваемые издания не заявляют о тех или иных политических предпочтениях и в большинстве своем на5
зывают себя независимыми. На развитие детской и юношеской журна5
листики в наибольшей степени повлияли крупные издательские дома,
в которых сконцентрировалось большинство рассматриваемых изданий.
Многие из них расширили свою деятельность за счет выпуска новых журналов. Прежде всего это издательские дома «Веселые картинки»,
«Бурда», «Карапуз», «Аргументы и факты», «Лазурь», «Колобок и Два
Жирафа», «Профессионал» и др. Благодаря им значительно увеличи5
лась информационная насыщенность выпускаемой продукции, появи5
лись журналы «Филя» о природе, «Синдбад» о путешествиях, «Эскиз»
об искусстве и архитектуре, «Трамплин» о спорте и здоровом образе жизни (Издательский дом «Веселые картинки»); «Cool», «Cool girl»,
«OOPS!», «Круто» (Издательский дом «Бурда»); «Для самых5самых маленьких», «Воробышек», «Карапуз», «Мастерилка», «Поиграем в сказку», «Юный навигатор» (Издательский дом «Карапуз»); «АиФ.
ИКС5пилот для мальчиков», «АиФ. Икс5пилот для девочек», «АиФ.
Детская энциклопедия», «АиФ. Журнал сказок»
1
(Издательский дом
«АиФ»); «Свирелька», «Свирель», альманах «Лазурь», имеющие эко5
логическую направленность (Издательский дом «Лазурь»); журнал
«Колобок и Два Жирафа» (одноименный Издательский дом), журна5
лы «До 16 и старше», «Дембель» (Издательский дом «Профессионал»)
и др. Аналогичные процессы, связанные с выпуском периодики для де5
тей и юношества, происходят и в ряде других издательских организа5
ций.
Совместные предприятия, коммерческие организации и частные лица, как правило, выпускают развлекательные издания, привлекающие внимание аудитории. В последнее время в деятельности некоторых из них произошли изменения. Российско5датская компания «Эгмонт Россия
Лтд.», ранее специализировавшаяся на выпуске журналов комиксов «Дис5
ней для малышей», «Том и Джерри», «Играем с Барби», «Принцесса»,
«Винни и его друзья», «Микки Маус», «Ведьма» и др., тиражи которых нередко превышают 100 тыс. экз., с 2000 г. начала выпускать юмористи5
ческие журналы для дошкольников и младших школьников «Тошка и ком5
пания» (о животных), «Вовочка и компания» (анекдоты, приколы, при5
бамбасы), «Веселые игры» (28 тыс. экз.). Все эти издания — перевод5
ные. В 2002 г. та же компания приступила к выпуску оригинальной периодики, рассчитанной на российский менталитет. Появились лите5
ратурно5познавательный журнал для младших школьников «Просто5 1
Радиоверсию этого журнала можно услышать на каналах «Говорит Москва» и
«Общественное российское радио».

201
квашино» (45 тыс. экз.) и научно5популярные журналы для подрост5
ков «Юный эрудит», «Чудеса и тайны планеты Земля» (20 тыс. экз.).
В дальнейшем можно предположить расширение тематического диапа5
зона изданий этой компании.
В журналистике появились издания, которые наряду с печатной продукцией предлагают юной аудитории видео5 или аудиокассеты, по5
зволяющие ей легче усваивать содержание журналов с помощью визу5
альных и звуковых образов («Клепа», «Колобок и Два Жирафа»).
По аналогии с журналистикой для взрослых издаются журналы кроссвордов, сканвордов и чайнвордов для дошкольников и младших школьников «АиФка», «Внучок», «Кроссворденок», «Сканворденок»
(Издательский дом «Мир новостей»), «Золотая антилопа» (ЗАО «Ло5
гос5Медиа»), а также для подростков и старшеклассников «Старше5
классный журнал» (ЗАО «Лана») и др., в которых предусмотрены при5
зы для победителей (как правило, их тиражи превышают 100 тыс. экз.).
Некоторые детские и юношеские издания имеют онлайновые вер5
сии в Интернете, в сокращенном виде или полностью дублирующие номера одноименных печатных изданий, включая иллюстрации. Среди них журналы «Мурзилка», «Зернышко», «Юный техник», «Cool»,
«OOPS!», альманах «Клепа» и др.
Появились и электронные СМИ для юной аудитории, в которых информация обновляется по мере поступления. Это журналы сказок для младших школьников и подростков «Почитай5ка», компьютерных игр «Кот Баюн», развлекательно5познавательный «Санька — Бешеный кролик!», журнал комиксов «Мирчек». Подросткам и старшеклассни5
кам адресованы журналы «Пять с плюсом» (поколение next, психоло5
гические проблемы, музыкальные новинки, школьные новости, фото5
галерея), «Компьюложка» (компьютеры, информатика, программиро5
вание). Необходимо отметить, что за короткий промежуток времени значительно увеличилось количество онлайновых изданий для рассмат5
риваемой аудитории. В то же время некоторые быстро исчезают из Ин5
тернета, а на смену приходят новые.
Существуют также и другие типологические признаки, которые влияют на особенности изданий для юной аудитории: периодичность,
объем информации, формат, художественное оформление, тираж и т.д.
В последнее время наблюдаются изменения во всех этих параметрах.
На смену традиционной ежедневной газете для детей и подростков
«Пионерская правда» пришли разнообразные, часто многоцветные еже5
недельные, ежемесячные и ежеквартальные журналы. Обычной для детских журналов стала периодичность один выпуск в два месяца или ежемесячная. Обращает на себя внимание и тот факт, что центральные издания значительно увеличились в объеме и содержат множество ил5

202
люстрированных материалов. Объем журналов для дошкольников со5
ставляет в основном 16–28, для младших школьников — 32–50 , а для подростков и старшеклассников — 34–60 страниц. Исключение —
журналы «OOPS!», «Elle girl», «Yes!», «Seventeen» — 98–132 страницы,
одну или две трети объема которых занимает реклама.
Необходимо отметить наметившуюся в начале 1990 гг. тенденцию резкого падения тиражей традиционных изданий, обусловленную ря5
дом причин: постоянным ростом типографских расходов и услуг Рос5
печати, общим снижением интереса детей к чтению периодики, обнов5
лением рынка детской прессы и т.д. Но главной причиной стало появ5
ление районных и городских изданий, максимально приближенных к интересам и потребностям ребенка. Вместе с тем в последние три5четы5
ре года тиражи некоторых изданий стабилизировались, а в некоторых случаях даже увеличились. Тиражи журналов для дошкольников и млад5
ших школьников не превышают 30 тыс. экз. Исключение составляют журналы «Веселые картинки» — 118 тыс. экз. и «Мурзилка» — 110 тыс.
экз., тиражи которых не меняются в течение нескольких лет.
Тиражи журналов для подростков и старшеклассников колеблются от 8 («БУМ. Бумеранг») до 55 тыс. экз. («Cool», «Маруся»). Тираж журнала «Штучка» за последний год поднялся в два раза и составил
70 тыс. экз. Более высокие тиражи у новых журналов «Молоток»
(181 тыс. экз.), «Bravo» (150 тыс. экз.), «Круто» (120 тыс. экз.),
«Seventeen» (100 тыс. экз.), дальнейшую судьбу которых пока предска5
зать трудно. Наибольший тираж имеет ежемесячный журнал
«OOPS!» — 300 тыс. экз. Тираж юнкоровских журналов небольшой —
около 2 тыс. экз., и распространяются они только по подписке. Почти все анализируемые журналы многоцветные, включающие большое ко5
личество рисунков, иллюстраций, фотографий.
Сегодня группа традиционных изданий для юной аудитории пред5
ставлена различными видами периодики: в основном — журналами, аль5
манахами, дайджестами, реже — газетами и приложениями к ним. Ранее четырехполосная «Пионерская правда» выходит в формате восьмипо5
лосного или шестнадцатиполосного (с приложениями) еженедельника,
причем одну треть ее площади занимают иллюстрации. Ежемесячная познавательно5развлекательная газета «Обратная связь — XXI век»,
выпускаемая межрегиональной благотворительной организацией «Ор5
ден милосердия и социальной защиты» и комитетом общественных и региональных связей Правительства Москвы, имеет 8 полос.
Группа юнкоровских изданий включает более тысячи самостоятель5
ных, в основном городских и районных газет (редко журналов), подго5
товленных силами детей и подростков. Среди них можно выделить га5
зеты «Класс!5клуб» (Москва, досуговый клуб «Ассоль»), «Живая шля5
па» (Дубна), «Пять углов» (С.5Петербург), «Золотой ключик»,

203
«Сыроежка», «На вырост!» (Липецк), «Рост» (Новосибирск), «Калей5
доскоп» (Благовещенск), «Моя газета» (Петрозаводск), «Окно» (Ека5
теринбург), «Рыжий кот» (Жуковский, Московской обл.) и др.
К юнкоровским изданиям можно отнести и специальные подрост5
ковые странички во взрослых изданиях, своеобразные «газеты в газе5
те». Сегодня в разных городах и регионах России их готовят юнкоровс5
кие редакции, пресс5центры или агентства. Среди них «Привет» в газе5
те «Миасский рабочий», «Школяр» в газете «Вечерняя Уфа», «Я — мал»
в газете «Вестник Заполярья», «Юный эколог» в газете «Наш край»
(Красноярск), «В гостях у Рыжика» в газете «Природа Зауралья» (Кур5
ган), «Емеля» в газете «Золотое кольцо» (Ярославль). Эти странички во взрослых изданиях являются прекрасной школой для начинающих журналистов, с ранних лет вырабатывают у ребят привычку к опреде5
ленному источнику информации.
Еженедельные или ежемесячные юнкоровские газеты содержат 4–
8 полос (за исключением липецких 125полосных газет «Золотой клю5
чик» и «Сыроежка»). Новым для этой группы стало появление много5
численных приложений как к детским и подростковым, так и взрослым изданиям. Например, «Пионерская правда» выпускает четыре прило5
жения — «Привет, мальчишки и девчонки!», «Юная Москва», «Олим5
пионик» и «Светлячок» (для малышей), появившиеся в разные годы.
Газета «Комсомольская правда» имеет приложение для юной аудито5
рии «Пятнашка».
Можно отметить, что с каждым годом тематика приложений стано5
вится все более разнообразной. С помощью приложений издания пыта5
ются завоевать внимание всех поколений семьи, в том числе и детей,
предоставив им занимательную информацию.

204
ÑÏÎÐÒÈÂÍÀß ÏÅ×ÀÒÜ
ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ
(1990–2000)
Разрушение партийно5советской печати на рубеже 1980–1990 гг.
сопровождалось беспримерным расширением сдерживаемого до того государственными ограничениями рынка спортивной прессы. По сути,
лишь с этого момента она впервые начала оформляться в систему, т.е.
во «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство»
1
Если в советский период спортивная журналистика была инкорпо5
рирована в общий контент советских СМИ и по типологическим пара5
метрам фундаментально не отличалась от задач и условий существова5
ния прессы в целом, то с сущностной реконструкцией в политической,
экономической и общественной жизни страны произошла ее глубокая дифференциация по основным типологическим признакам.
Благодаря появлению экономических и юридических свобод спортивная журналистика из идеологического инструмента, «чрезвы5
чайно мобильного подразделения партийно5советской печати»
2
, превра5
тилась в мощное и эффективное средство удовлетворения разнообраз5
ных информационных интересов и потребностей аудитории, развития национального самосознания своих читателей, в своеобразный инстру5
мент интеграции социально дифференцирующегося общества.
Процесс формирования новой системы спортивной периодики про5
текал неравномерно в различные периоды 1990–2000 гг. Реформирую5
щееся во всех областях общество предопределяло нестабильность ин5
тересов, потребностей, запросов аудитории по отношению к спортив5
ной журналистике. В отдельные моменты система спортивной прессы обретала более или менее законченные очертания, однако массово5ин5
формационная ситуация менялась, и на информационном рынке появ5
лялись другие спортивные издания, рассчитанные на удовлетворение новых информационных потребностей аудитории; прекращали суще5
ствование «старые» издания; коренным образом меняли «облик» тре5 1
Большой энциклопедический словарь. 25е изд. М., 1997. С. 1102.
2
Советский спорт. 1973. № 10.

205
тьи. К середине первого десятилетия XXI в. спортивная печать прошла через все тернии формирующейся рыночной экономики и обрела те очертания, которые определят общие тенденции ее развития на ближай5
шие годы.
Ôîðìèðîâàíèå ñîâðåìåííîé ñòðóêòóðû
ñïîðòèâíîé ïå÷àòè ÐÔ
В последнее десятилетие окончательно оформилась разветвленная организационная структура спортивной печати. Спортивная инфор5
мация проявляется, во5первых, в качестве составного элемента га5
зетно5журнального пространства (на уровне разделов в универсаль5
ных изданиях). По данным СИЕПС (подкомитет ЮНЕСКО), объем информации о спорте и различных аспектах физической культуры в периодической печати развитых стран мира занимает пятое мес5
то. В целом же спортивной тематике уделяется в среднем до 20%
объема той или иной газеты либо от общего числа периодических изданий
1
Материалы о спорте в данном виде являются частью общего направ5
ления, позиции издания в системе СМИ. Например, спорт как состав5
ная часть жизнедеятельности социума (общественно5политические,
деловые медиа), как возможность держать себя в форме (мужские, жен5
ские журналы), как фактор воспитания (детские и молодежные изда5
ния) и т.д.
Вторым источником информации служит непосредственно специа5
лизированная спортивная печать. Попытки выделить основные этапы формирования структуры спортивной печати Российской Федерации имеют свои причины. Конечно, без определенной доли условности нельзя вписать сложные многообразные процессы в жестко очерчен5
ные временные рамки. Однако несколько ключевых событий, произо5
шедших в политической и экономической жизни общества, коренным образом повлияли на становление и развитие информационного рынка спортивной периодики, на процессы формирования системы спортив5
ной печати. Выделяются четыре основных этапа формирования систе5
мы спортивной печати РФ:
— 1990–1995 гг. Распад партийно5советской системы прессы и по5
явление первой негосударственной спортивной печати. Выход на ры5
нок транснациональных брендов;
— 1996–1998 гг. Стабилизация рынка. Бурный рост количества га5
зетно5журнальных наименований. Развитие региональной прессы;
1
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта