Типология периодической печати. З. П. Симонова Типология периодической печати
Скачать 1.1 Mb.
|
стилистика,которую можно от5 нести к системообразующим признакам прессы для женщин. Характер женской прессы требует мягкой тональности, доброжелательного, ду5 шевного настроя. При выборе манеры общения с читателем предпочте5 ние отдается задушевной беседе, контактным приемам, которые нахо5 дят отклик в душе, ведут к взаимопониманию, ориентируют на совмест5 ные размышления. Социологические исследования показывают, что женская аудитория выберет скорее публикацию, написанную в довери5 тельном тоне, чем деловую; предпочтет материал, адресованный к эмо5 циональной сфере, а не к рациональной (хотя, конечно, все зависит от типа конкретных аудиторных групп, например, у деловой женщины свои особенности восприятия стиля текста, в отличие от домашней хозяйки). Обобщая информацию о характере женских изданий, можно выде5 лить следующие особенности. С одной стороны, душевность, положи5 тельный настрой, эмоциональность, близость, доверительный диалог с аудиторией, ориентированность на совместные размышления о жизни, просветительские, духовные устремления женщин, а с другой — удов5 летворение их практических, прикладных интересов. Изданиям для женщин не противопоказаны никакие жанры. Но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используют5 ся диалог, интервью, беседа, публицистическая или проблемная статья, колонка редактора, портретный очерк, жанр исповеди. К числу весьма распространенных форм относятся информационная смесь, малые фор5 мы прозы и поэзии. Следует отметить популярность эпистолярных жанров, переписки с читателями. У большинства таких изданий имеется богатая почта. 167 Письма читателей публикуются на страницах журналов и газет. Но даже не будучи опубликованными, они служат источником, поводом для ак5 туальных выступлений, журналистских командировок, конструктивным основанием в разработке той или иной темы. Весьма распространена в женской прессе справочная информация: советы и консультации (пси5 хологов, врачей, сексологов, визажистов, дизайнеров, модельеров и т.п.). Нередко встречаются очерки и зарисовки, хотя они практически исчез5 ли из изданий общего направления. Популярны различные тесты, ан5 кеты, игровые формы и юмор, гороскопы, сонники и т.п. В интернет5изданиях развиваются формы интерактивного общения: дискуссии, конференции, форумы, чаты, социологические опросы; раз5 вита система анонсов; хранятся архивы текстов, опросы. Есть отличия от других типов изданий и в оформлении. Они ори5 ентируются на привлекательный, но спокойный и сдержанный дизайн, избегая излишней яркости и крикливости. Хотя, конечно, оформление данного типа изданий, предназначенных для молодежи, особенно ти5 нейджеров, ярче и выразительнее. Живой, красочный стиль женской прессы во многом определяют иллюстрации. В некоторых журналах они могут занимать до 60% общего объема. Порой иллюстрации несут боль5 шую функциональную нагрузку: расширяют знания читателей о заин5 тересовавшем их предмете, воспитывают эстетически. Но чаще выпол5 няют рекламные функции. Сформировалась группа так называемых «глянцевых журналов», которые печатаются на хорошей бумаге, с прекрасными иллюстрация5 ми, изысканным дизайном. Они предназначены для элитного потреб5 ления и, как правило, состоят из познавательной информации и рекла5 мы. Обычно это совместные с западными издательскими фирмами из5 дания. Вместе с тем в женской прессе реклама ненавязчива, часто оформ5 ляется с большим изяществом, эстетически привлекательно и тактич5 но. Рекламируются прежде всего предназначенные для использования в семье, личном хозяйстве товары, которые могут найти наибольший спрос у женщин. Много рекламы одежды, аксессуаров, украшений, кос5 метики и т.п. Можно найти сообщения биржи труда, объявления о зна5 комствах, разного рода услугах. Ценностные ориентиры, концептуальные особенности, место и роль в обществе, направленность воздействия на читателя, структурно5со5 держательные аспекты отображения действительности, отбираемые для себя современной женской прессой, и образуют ту нишу, которую она заняла как подсистема российских СМИ. Все сказанное позволяет охарактеризовать типологическую структуру женской прессы, кото5 рую можно разделить по нескольким основаниям. 168 По виду изданий она делится на: — журналы («Работница», «Крестьянка», «Cosmopolitan» и др.); — еженедельники («Лиза», «Сударушка» и др.); — газеты («Москвичка», «Женские дела», «Натали» (Санкт5Петер5 бург), «Яблоко» (Самара), «Анхен» (Калининград), «Женские игры» (Волгоград) и др.); — дайджесты («До и после 18500», «Саратога» и др.); — бюллетени («Вы и мы» и др.); — практические руководства («Бурда», «Катерина», «Валентина», «Верена» и др.); — приложения к различным изданиям (вкладки, тетрадки, «газеты в газете»: «Домашний калейдоскоп» в «Работнице»; «Хозяйка», «Пят5 нашки», «Музеи мира» в «Крестьянке»; «Вкусная жизнь» в журнале «Натали»). Среди приложений есть и выходящие в виде самостоятельных из5 даний («Обыватель» — приложение к «Крестьянке»). Часто дочерние приложения становятся самостоятельными. Например, «Сударушка» появилась как приложение к «Вечерней Москве»; «Дочки5матери» — как приложение к «АиФ», а затем стали распространяться по России и за ее пределами. По форме изданий: — традиционные печатные; — их электронные версии; — интернет5издания («Девичник», «Клео», «Шпилька», «Lita.ru», «Beautytime», «Ежевичка» и др.). По региону распространения: — всероссийские, распространяемые по всей территории страны («Kрестьянка», «Работница», «Женское счастье» и др.); — республиканские (татарстанская «Сюембике» и др.); — региональные, распространяемые в одной или нескольких облас5 тях (тюменская «Сударыня», мурманская «Северянка», якутская «Она+» и др.); — городские («Женский Петербург», саратовское «Яблоко», «Жен5 щины Нижнего Новгорода» и др.); — международные («Cosmopolitаn», «Elle» и др.). По аудиторному признаку женские издания, предназначенные либо массовой, либо специальной аудитории, образуют следующие группы, адресованные: — всем женщинам России («Работница», «Крестьянка»); — региональным или этническим женским сообществам (например, «Женщины Дагестана», кемеровская газета «Катюша»); — русским женщинам, живущим за рубежом («Журнал для русских женщин», «Невестушка», «Виктоша»); 169 — читателям различных женских организаций («ЖенСет» — элект5 ронная газета АНЖИ5Ассоциация независимых женских инициатив, мурманская «Партийная газета для женщин»); — различным возрастным группам (например, подросткам и моло5 дежи — «Маруся», «Саратога», «Cool girl», «Штучка»); — женщинам среднего активного возраста («Cosmopolitаn» , «Она»); — женщинам5матерям («Няня», «Мамина газета», «Мой малыш»); — семье («Домашний очаг»); — представительницам различных женских профессий (например, «Супермодель»); — деловым женщинам (электронное издание «Бизнес5леди»); — женщинам с высоким уровнем дохода («Harper’s Basaar», «Elle»). По целевому назначению женскую прессу можно разделить на издания: — общесоциальной направленности («Работница», «Москвичка»); — просветительские, образовательной направленности («Сударуш5 ка», «Женский клуб»); — информационно5познавательные («Венера5пресс»); — проблемно5информационные («Диалог»); — информационно5развлекательные (интернет5журнал «Девич5 ник»); — развлекательные («Маруся», «Cool girl»); — прикладные, практические (журналы мод, вязанья и т.п.); — рекламно5информационные (например, «Алиса»). По предметно тематической специализации выделяются издания широкого профиля (типа «Работницы») и по тому или иному кругу тем и проблем. Например, издания, посвященные семье и школе (газета «Мы и наши дети», выходящая в Хабаровске) или здравоохранению (жур5 нал «Здоровье женщины»); профессионально ориентированные и од5 новременно популярные («Топ5модель» и «Салон»); литературно5ху5 дожественные (журнал «Атлантида» Лиги писательниц России). Осо5 бую группу составляют журналы мод, популяризирующие технику шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художественного творчества и мастерства «Бурда», «Vogue», «Верена» и др. Издательс5 кий дом Кон5лига Пресс представляет несколько журналов приклад5 ного назначения: «Вязание — ваше хобби», «Маленькая Диана», «Susanna», «Вязание для детей», «Диана Креатив», «Диана моден», «Коллекция идей», «Растения в интерьере», «ШиК — шитье и крой». Принято еще выделять так называемые «глянцевые журналы», как правило адресованные современной обеспеченной женщине. Им при5 сущ комплексный типологический признак: и аудитория, и оформле5 ние, и стиль подачи материалов. Например, журнал «Она.She» позици5 онирует себя как глянцевый журнал для женщины, которая знает и 170 любит жизнь: «Мы создаем мир, в котором читательница свободна и удачлива. Журнал дает ей возможность увидеть себя в этом мире, а за5 одно получить ответы на вопросы из области психологии, карьеры, лю5 бовных взаимоотношений, моды, красоты и здоровья». «Cosmopolitаn» — журнал для молодых женщин во всем мире. Девуш5 ка в стиле «СOSMO» молода, независима и энергична. Она сама выби5 рает свой путь и старается стать лучше, красивее, а главное — счастли5 вее. Журнал «Гала» заявляет себя как элитное женское издание об изве5 стных российских и зарубежных актерах кино и театра, о популярных телевизионных ведущих, звездах эстрады и спорта, о новейших направ5 лениях в области моды, косметики, интересных идеях в области дизай5 на. «Vogue» рекламируется как cамый влиятельный в мире моды жур5 нал с богатой историей и уникальным доступом к лучшим в мире жур5 налистам, фотографам и стилистам, идущий в авангарде стиля. По периодичности среди изданий женской прессы больше всего на5 считывается ежемесячных журналов и еженедельников, меньше — га5 зет. И пока совсем нет ежедневных печатных изданий, хотя электрон5 ные газеты иногда обновляются ежедневно. По объему издания — «тонкие» («Лиза», «Даша», «Алина») и «толстые» («Работница», «Крестьянка», «Cosmopolitаn», «Натали»). Большинство изданий выходит на русском языке, но есть и нацио5 нальные. Некоторые издаются на двух, а порой и нескольких языках («Мир женщины», «Женщины Дагестана» и др.). Немало журналов, выходящих на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычными версиями известных западных изданий («Cosmopolitаn», «Elle», «Домашний очаг», «Cool girl», «OOPS!», «Yes!», «Elle girl» и др.) Формат журналов, как правило, А4, до 80–100 страниц (хотя есть очень толстые — до 200 страниц); формат газет А3, от 4 до 24 страниц. Печать цветная, многие журналы печатаются за границей. Тиражи разные — от нескольких тысяч до нескольких сотен экземп5 ляров. Перспективы развитияженской прессы — вопрос сложный. В зна5 чительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться стра5 на. Однако руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться прежде всего специализированные, узконаправлен5 ные издания, ориентированные на аудиторные и тематические ниши, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возраст5 ные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой). 171 ÒÈÏÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÆÓÐÍÀËΠÄËß ÌÓÆ×ÈÍ Такие сегменты рынка периодики, как «глянцевые» издания, рас5 считанные на женскую и мужскую аудиторию, появились на русском рынке в постперестроечные времена, а точнее — после принятия Зако5 на о печати, когда западные издатели обратили внимание на фактичес5 ки пустующую журнальную нишу. В СССР существовали мужские про5 фессиональные и журналы по интересам: «Охотник», «Рыболов», «За рулем» и пр. Но мужского журнала в общем смысле и так называемого «элитарного» мужского журнала в СССР не было. Только в начале 1990 гг. в Россию стала проникать иноязычная периодика. Сначала это были русскоязычные издания западных журналов. Чуть позже стали появляться и российские мужские журналы. В мае 1996 г. выходит «Ом», в марте 1998 г. — «XXL». А в проводившемся в марте 2001 г. года рос5 сийском конкурсе «Обложка года» в номинации «Мужской журнал» выступило уже шесть изданий: «Ом», «Медведь», «Андрей», «Playboy», «Вот так», «XXL». Свою ориентацию на мужскую аудиторию из них подчеркивают: «“Андрей” — русский журнал для мужчин», «“XXL” — мужской жур5 нал», «Men’s Health — правильный журнал для мужчин», «“Медведь” — настоящий мужской журнал», «“Бикини” — городской мужской еже5 месячник». У «Мужского взгляда» и GQ (аббревиатура двух слов: Gentlemen’s Quarterly, что дословно переводится как «мужской еже5 квартальник») — «говорящие» названия. Сомнений в верности избранному курсу не вызывает только долго5 житель — журнал «Андрей», небольшой по объему, в отличие от собра5 тьев, — 96 страниц на скрепке. Заслуживают интереса две фразы в вы5 ходных данных «Андрея». Первая успокаивает: «Лицам до 18 лет не продается», вторая (через 12 строк) ошарашивает: «Журнал “Андрей” не является эротическим изданием и зарегистрирован в Министерстве печати как русский журнал для мужчин». Однако как минимум 50% «неэротического» издания заполнено фотографиями женской натуры разной степени обнаженности и фривольности. Рекламы в нем почти нет (раз в 5 меньше, чем в «Playboy»), очень мало тематических разде5 172 лов, зато всегда есть несколько больших текстов, имеющих к мужской тематике отдаленное отношение. Немного моложе этого журнала русский «Playboy» и «Медведь», стартовавшие в 1995 г. В том же богатом на «глянцевые» премьеры году стали выходить «Матадор» и другие издания, которые поначалу можно было отнести к мужским, но впоследствии они сами заявили о широте ориентации. «М5Вог», «Men’s Health» и «XXL» осваивают русский ры5 нок с более поздних времен. «Андрей» побивает все рекорды среди восьмерки по количеству полу5 и совсем обнаженных девушек (от одной до десятка на полосу). Намного отстает «Playboy»: в нем примерно 30 ню5полос из 152. По срав5 нению с ними в хвосте сексуального прогресса плетутся «XXL», «Мед5 ведь» и «М5Вог». Что касается «правильного журнала для мужчин» «Men’s Health» — «Мужское здоровье», то он единственный из рассматриваемых культи5 вирует на своих обложках мужское тело, а отнюдь не девичьи прелести. Заданному курсу издание следует и далее, украшая свои страницы фо5 тографиями с легким эротическим уклоном преимущественно в рубри5 ке «Секс» в качестве иллюстраций к довольно откровенным по содер5 жанию и форме выражения текстам. Ежемесячный журнал «XXL» во многом следует модели западных изданий для мужчин, но выпускается российским издателем — ЗАО «Издательство “Апрель”». Кроме «XXL», оно издает журнал для жен5 щин «Она», телевизионный гид «TV5Парад», в проекте — спортивный журнал «Спортлайф». Лицо журнала во многом определяется системой его рубрик. Они образуют две группы. Первая — тематические рубрики, показывающие читателям характер и направление публикаций, к которым относятся. Например, «Men’s Health» отдает предпочтение именно тематическо5 му ориентиру. Основные рубрики, твердо закрепившиеся в журнале, пе5 реходят из номера в номер: «Бюллетень», «Рацион», «Самочувствие, «Карьера», «События». Они помогают лучше организовать материалы, определяют структуру номера. Тематические рубрики — путеводители для читателя, которые помогают быстро найти интересующий его раз5 дел. Блок материалов или публикации, к которым редакция стремится привлечь внимание читателя, анонсируются в самом начале под заго5 ловком «В номере». Вторую группу составляют служебные рубрики. Они помогают уточ5 нить жанр публикации — «Репортаж», «Портрет», «Обозрение», указы5 вают источник информации — «От редакции», «На связи» (письма чи5 тателей), «Постскриптум» (авторитетные люди делятся советами). 173 Предпочтение служебным рубрикам среди мужских журналов от5 дает «Playboy». Основными журналистскими жанрами издания оста5 ются интервью: по два в каждом выпуске. Одно, обязательно объемное, в подрубрике «Большое интервью»; второе, некий блиц5опрос, представ5 ляет подрубрика «Двадцать вопросов»; обзор — разнообразные «гиды» по маркам вин, часов, престижным местам Европы. Тематика мужских журналов во многом схожа: секс, спорт, вино, здоровье, развлечения, стиль. Эти разделы, в свою очередь, имеют по5 стоянную рубрикацию. В отличие от женских журналов, мужские не претендуют на практичность, не углубляются в дебри взаимоотноше5 ний полов, а рассказывают о приятных сторонах материальной жизни. В журналах для мужчин не пишут о серьезной политике, никак не реа5 гируют на отечественные реалии; нет в них ни слова о кризисе и прочих неприятных вещах. Интересы современного мужчины удовлетворяют5 ся рубриками «Успех», «Власть», «Карьера», «Спорт», «Секс», «Анту5 раж», где представлены экстремальные виды спорта, крупные полити5 ческие фигуры, предметы современного быта. В наличии имеется боль5 шой сексуальный блок. Стиль статей нивелирован, насколько это возможно, а самовыражение категорически запрещено. В каждом номере также — обзор новинок в мире кино, видео, ком5 пакт5дисков, Интернета. Часто проводятся конкурсы. Например, на са5 мое безумное желание или самое экстремальное место для занятий сек5 сом. Плюс адреса и телефоны магазинов, в которых можно купить все представленные в журнале модели одежды. Но особенности аудитории каждого журнала определяют характер оригинальных рубрик, которые нельзя найти в других изданиях для мужчин. Например, «Playboy», рассчитанный на «прожигателей жиз5 ни», своей отличительной чертой сделал, помимо знаменитой рубрики «Девушка месяца», приятную мелочь. В рубрике «Postscriptum» поме5 щены «Гороскоп», подборка забавных фотографий обнаженных и по5 луобнаженных девушек, Галерея — фото знаменитой модели и Sex5от5 ветчик — вопросы на интимные темы известным персонажам. К прият5 ной мелочи, разбросанной по номеру, относятся традиционные карикатуры, странички шуток, анекдотов с фирменным персонажем миниатюрной леди в чулках и крагах, и комиксы. «Видеть» — одно из ключевых понятий издания. Эксклюзивной разработкой издания стала и рубрика «Проза», где помещается рассказ5жанр, который не встре5 тишь на страницах других журналов. Различия в приоритетности тем и рубрик обусловлены различиями аудиторными и в целевом назначении журналов. Так, журнал «Men’s Health» отдает преимущество спортивным рубрикам, материалам, по5 174 священым физическому здоровью. «XXL» делает акцент на тематичес5 кие рубрики, обзорные статьи, большие текстовые материалы. Он во5 обще ведет политику подражательную, пытаясь вобрать в себя сразу и «Playboy», и «Men’s Health» и даже, отчасти, журнал «Медведь». Пара5 докс заключается в том, что и главным редактором этого журнала для мужчин, и основными авторами текстовых материалов, советов и реко5 мендаций являются женщины. На стиль издания это явно влияет. И мужчин, читающих «XXL», подстерегает подвох. Казалось бы, напи5 санные для них материалы содержат рекомендации, которые при бли5 жайшем рассмотрении «работают» именно в пользу женщин. Эксплуатация журналом женщин как авторов тематических мате5 риалов, на наш взгляд, является грубым нарушением жанра. Другие мужские издания печатают статьи, авторами которых являются жен5 щины, в строго отведенных для этого рубриках. Например, «Playboy» использует для этого подрубрику «Мужчины — женщины». Чтобы чи5 татель мог иметь некоторое представление о психологии противополож5 ного пола из «первых рук». Впрочем, как и женское издание «Cosmopolitan», долгое время эксплуатирующее для этих целей рубри5 ку «Его точка зрения». Этот компромисс позволяет добиться некото5 рой реальной объективности. Внешнее «лицо» периодического издания зависит от трех факто5 ров: профессионального уровня и вкуса журналистов, занимающихся версткой и оформлением журнала; материальной базы редакции, ее оформительских, полиграфических возможностей; наконец, от графи5 ческой модели издания. Последняя фиксирует — в виде описания — все основные характеристики «лица» издания, главные элементы его гра5 фической формы: основные текстовые и титульные шрифты, размер5 ные элементы полосы номера, особенности верстки, иллюстрирования, оформления, названия статей и др. Графическое моделирование обес5 печивает постоянство художественно5технического оформления изда5 ния, его привычного для читателя облика. На рынке изданий для мужчин все большей популярностью пользу5 ются различные фирменные знаки — своеобразные символы, например, кошка на фоне логотипа «XXL», аббревиатуры — буквенные сокраще5 ния их названий (GQ — Gentlemen’s Quartely). Думается, что знамени5 тый плейбоевский заяц сыграл в этом не последнюю роль. Для мужских журналов характерно использование фотографий моделей5женщин, отличающихся более откровенным содержанием от фотографий, расположенных на обложках женских изданий. Чаще все5 го это фотоанонс более полной серии фотографий модели внутри жур5 нала. Исключением являются «Men’s Health», который не изменяет вы5 175 бранной концепции даже в этом случае: мускулистое мужское тело — прерогатива журнала. По объему один материал обычно занимает 2–3 полосы. Из жанров чаще используются очерк, статья, обозрение и смешанные формы. Встречаются заметки и репортажи. Нередко самая важная информация материала выносится отдельно, классифицируется, нумеруется. Язык издания отличается иронией, здоровым цинизмом. Применяются раз5 личные методы привлечения внимания — скобки, восклицательные зна5 ки и т.п. Среди речевых фигур популярны парцелляция и эллипсис. Глянцевые журналы для мужчин отличают высокое качество поли5 графии, довольно большой объем, обилие иллюстраций. Последние иг5 рают весьма важную роль во всей их стилистике. На страницах муж5 ских журналов много качественных профессиональных фотографий, выполненных талантливыми российскими и зарубежными мастерами, а также фоторабот читательниц этих журналов. Ироничности журна5 лам добавляют иллюстрации и карикатуры. Объем рекламы по сравнению с женскими в журналах для мужчин довольно невелик. В основном это реклама одежды и обуви дорогих марок, часов, мужской косметики и парфюмерии, мобильных телефо5 нов и бытовой техники, автомобильной косметики, ресторанов и трена5 жерных залов. При бросающейся в глаза одинаковости глянцевые журналы для мужчин имеют и отличия. В принципе они классифицируются по сле5 дующим признакам. 1. Журнал «GQ» можно смело рекомендовать в дополнение к дру5 гой серьезной прессе бизнесмену. Вышедший совсем недавно на арену периодических изданий России, «GQ» обладает высоким стилем содер5 жания каждого номера: это и фото топ5моделей, звезд экрана, советы, как выглядеть солидно буквально до кончиков ногтей. Например, в за5 метке его первого номера «Из рук в руки» можно прочитать: «Когда вы подписываете контракт, протягиваете визитную карточку или просто пожимаете руку, ваши руки оказываются на виду». Главный редактор Рэм Петров, имея за плечами богатый опыт рабо5 ты в глянцевой периодике, привнес в журнал, помимо стандартного рубрикатора, идеи и находки своих предшественников. Это и заметки с шутливым тоном, и фотоэротика — порядок размещения схож с «Playboy», и заключительный блиц5опрос звезды. Привыкшему к лег5 кому чтиву подобных изданий читателю трудно оценить проделанную работу. Развлекательный аспект сочетается с акцентом на обеспеченно5 го, эрудированного, стильного, умного, успешного оппонента, желаю5 щего быть в курсе последних достижений в мире бизнеса, рассчитыва5 176 ющего на помощь журнала не только в поддержании своего стиля, но и в расширении знания, умении одеваться со вкусом, этикете и т.д. «GQ» является калькированным изданием с западного предка. Еще не успевший «обрусеть», он переживает знакомую для журналов5двой5 ников ситуацию. Статьи в основном переводные, фотографии, интер5 вью — с зарубежными звездами. Слишком много рекламы, страниц, посвященных моде. Это некоторым образом негативно сказывается на интересе к журналу покупателей. Правда, благодаря грамотной реклам5 ной кампании «GQ» успешно продается. И есть надежда, что продви5 жению издания на российском рынке периодической печати будет в немалой степени способствовать опыт редколлегии и оригинальные идеи авторов, готовящих номера к выпуску. 2. Концепция журнала «Playboy» рассчитана на визуальный эффект. И если «GQ», без сомнения, можно смело иметь среди подписных изда5 ний в офисе, то пресловутый «Playboy» также давно вышел из списка «запрещенных, неприличных» изданий, потерял ореол «аморальности» и утонченного распутства. Мужчины еще стесняются откровенно про5 сматривать постеры с «Девушкой месяца» в общественных местах, но вряд ли журнал прячется под подушкой и скрывается от подруг. Да и сами подружки все чаще являются покупательницами этих журналов. Но скорее всего именно в утрате журналом некой запретности кроется причина угасания интереса читателей к «Playboy». Насыщение эфира, периодических изданий, книг, фильмов элементами откровенной эро5 тики привело к тому, что издания типа «Playboy», делающие ставку на эффект «запретного плода», перестали быть экслюзивными носителя5 ми ню5фотопродукции. 3. «Men’s Health» ратует за здоровый образ жизни. Он подходит как любителям бицепсов, так и приверженцам правильного питания, пра5 вильных отношений с противоположным полом и с коллегами по рабо5 те. Изюминка — в остроумном тоне предлагаемого материала. Издание, казалось бы, и говорящим названием, и маркировкой — «Правильный журнал для мужчин» — подчеркивает свою ориентацию на мужскую аудиторию. Однако остроумный тон издания активно при5 влекает и женщин. Вообще прослеживается тенденция расширения целевой читатель5 ской аудитории. Женщины все активнее становятся читательницами и даже поклонницами журналов для мужчин. Разумеется, мужские журналы сторонятся явных отклонений от традиционной гетеросексуальной тематики, иначе они окончательно лишились бы своей мужской «самости». Но только в «Андрее» сексу5 альная ориентация глубоко однозначна. Не потому ли и рекламы в рус5 177 ском неэротическом издании почти нет? Зато там, где ее много, только она одна и свидетельствует о том, что читатель имеет дело с изданием для мужчин. Целевая аудитория журналов в скором времени может поменяться. Способствуют этому природная тяга женщин к яркому и красивому плюс чисто женское насыщение глянцевых изданий. В лучшем случае при неизменной ситуации журналы могут рассчитывать на семейное чтение. Тем более что, покупая одно и то же издание, читатель не риску5 ет пропустить ничего нового и интересного — содержание журналов дублируется с завидным постоянством. 178 ÌÎËÎÄÅÆÍÛÅ ÈÇÄÀÍÈß Молодежь понимается и рассматривается сегодня как социально5 демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возраст5 ных характеристик, особенностей социального положения и обуслов5 ленных этими факторами социально5психологических свойств. Часто подчеркивается, что молодость как этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, а следовательно, социальный статус и социально5психологические особенности опреде5 ляются различными факторами, среди которых можно назвать такие, как общественный строй, культура, закономерности социализации, вос5 питания и пр. Современные представления о возрастных границахмолодости и критерии социальной зрелости усложнились. В данном случае, говоря о молодежных СМИ и молодежной аудитории, автор подразумевает людей в возрасте 15–24 лет. Этот период «охватывает» две из трех «мо5 лодежных» возрастных групп, выделенных Федеральной службой го5 сударственной статистики (15–19 и 20–24 года) 1 . Схожую шкалу пред5 лагают и специалисты по возрастной психологии. В этих границах ниж5 няя означает период перехода подростка в старшие классы школы, начало подготовки к дальнейшей профессиональной специализации, выбор пути, а верхняя примерно совпадает со временем окончания вуза, началом самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Хотя названные границы в каждом конкретном случае могут оказаться весьма подвижными. Собственно молодежная пресса представляет собой специфический сегмент медиарынка. Этот тип периодики выполняет несколько иные задачи по сравнению со всеми остальными типами СМИ. В нынешних условиях модель отношений общества и человека, ра5 нее четко ориентированная на достижение общественного интереса, уступает место индивидуалистической, обслуживающей потребности отдельной личности. И новые идентификационные механизмы закреп5 ляются и воспроизводятся как раз средствами массовой коммуникации. 1 По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2004 г. в России проживали 24 520 тыс. молодых людей в возрасте 15–24 лет. http://www.gks.ru/ bgd/regl/brus05/IssWWW.exe/Stg/05502.htm 179 Поэтому, рассматривая функциональные особенности молодежных медиа, нужно отметить, что в силу возрастных и социально5психологи5 ческих особенностей молодежной аудитории доминирующей становит5 ся социализаторская функция СМИ. Ее суть заключается в представ5 лении аудитории и распространении различных моделей поведения, в оказании определенного влияния на принимаемые читателями реше5 ния и разумной, тактичной корректировке их деятельности, в широком смысле — во введении в общественную жизнь, помощи молодежи в адап5 тации к существующим условиям. Вместе с тем СМИ о молодежи и для нее выполняют целый ряд дру5 гих задач. Как и остальные медиа, молодежная периодика информиру5 ет, развлекает. Важной становится функция организации и поддержа5 ния общественного диалога (а молодежной аудитории, как никакой другой, необходима площадка для обмена мнениями). Для социума же в целом, равно как и для его взаимоотношений с молодежью, сегодня наибольшее значение приобретает функция артикуляции обществен5 ных интересов. В настоящее время наблюдается |