Типология периодической печати. З. П. Симонова Типология периодической печати
Скачать 1.1 Mb.
|
социально политические и экономические преобразования в нашей стране привели не только к возможности, но и к необходимости появле ния системы экологической прессы; — экологическая пресса включает общероссийские и региональные га зеты, журналы, бюллетени, дайджесты; многопрофильные и узкоспеци ализированные издания, адресованные различным аудиторным группам. Основанием для объединения столь разных изданий в единую ти5 пологическую группу является область информационного внимания — экологическая сфера. Основная тематика экологической прессы распределяется по ряду основных направлений: политико5правовое и социальное, биоэкономи5 ческое, нравственно5эстетическое, экологическая безопасность и защи5 та экологических прав человека. В рамках политико правового и социального направления у читате5 лей формируется представление об общепланетарном, глобальном ха5 рактере экологических проблем, о роли всех стран в их решении, влия5 нии законов и общественного устройства на систему взаимодействия человека и природы, о правовых гарантах в этой сфере. Биоэкономическое направление формирует у российских читателей представление о необходимости взаимодействия экологии и бизнеса, 137 вырабатывает у производственников и ученых отношение к природе не только как к сиюминутному сырьевому источнику, но и как к материаль5 ному условию дальнейшего социально5экономического развития страны. Нравственно эстетическое направление воспитывает и взрослую, и детскую читательскую аудиторию, используя достижения таких форм духовно5практической деятельности, как философия, мораль, искусст5 во, религия. Направление экологической безопасности способствует выработке научных и практических методик поведения человека в обычных и эк5 стремальных экологических ситуациях. Направление защиты экологических прав человека формирует актив5 ную экологическую позицию россиян как необходимый элемент созда5 ния, консолидации гражданского общества на основе соблюдения эко5 логических прав человека. Сегодня экологическая пресса состоит из изданий, в которых при5 сутствует весь спектр проблематики и которые освещают одну или не5 сколько сопредельных тем. К изданиям общей проблематики относят5 ся прежде всего региональные, в которых представлены материалы всех основных направлений. Специализированными являются издания раз5 личных экоНПО: журнал «Зов тайги» общественной организации «Центр защиты дикой природы»; бюллетень общества содействия на5 циональным паркам «Парквей»; газета экологических движений Бай5 кальского региона «ИнтерБАЙКАЛ» и др. Профилированные по тематике издания выходят и при участии го5 сударственных органов: учредителем «Бюллетеня центра общественной информации по атомной энергии» является Межведомственный коорди5 национный совет по информации и связям с общественностью по атомной энергии. Учредители журнала «Экономика и промышленность России» — РАН, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Анализ содержания как общих, так и специализированных изданий, выявление их роли в формировании и отражении общественного эко5 логического сознания дает основания сформулировать функции эко5 логической прессы в целом: информационная — предоставлять читателям информацию о реаль5 ном положении дел в экологической сфере как в планетарном, так и региональном масштабе; просветительская — распространять знания о законах функциони5 рования природной среды и человеческого общества, их оптимальном взаимодействии; воспитательная — формировать у читателей нравственное, гуман5 ное, религиозное отношение к природе, умение получать эстетическое 138 наслаждение от восприятия красоты окружающего мира (эта функция тесно связана с просветительской); организаторская — консолидировать усилия аудитории для реше5 ния экологических проблем; контролирующая — добиваться от властных структур реализации принятых решений и выработки новых, способствующих улучшению окружающей среды и ее безопасности для человека; рекреативная (восстановительная) — давать читателям возмож5 ность отдохнуть от социального, политического и экономического на5 пряжения, расслабиться, восстановить свои силы. Экологические газеты и журналы чаще всего являются полифунк5 циональными, т.е. реализуют одновременно все функции экологичес5 кой журналистики. Когда та или иная функция доминирует, определя5 ет концепцию издания, она открыто декларируется редакцией, иногда в самом названии печатного органа. Например: «Информационный бюллетень Социально5экологического союза Адыгеи» (Майкоп), «Ин5 формационный бюллетень для государственных заповедников и наци5 ональных парков» (Москва), «Новости природоохранной деятельности в мире» (Москва) и т.д. Функция оперативного информирования читательской аудитории тесно связана с функцией экологического образования. На просвеще5 ние читателей ориентированы журналы «ЭКОС» (Москва), «Экохро5 ника» (Санкт5Петербург). Комплексные задачи ставит перед собой еже5 месячная газета «Эхо природы» (Йошкар5Ола): информирование об экологической обстановке, анализ проблем, экологическое образование всех категорий населения. К изданиям, воспитывающим у подрастающего поколения береж5 ное отношение к природе, относятся журнал «Юный натуралист» (Мос5 ква) и ежемесячная газета «Юный биолог» (Санкт5Петербург). Организаторская функция характерна для многих изданий, однако некоторые заявляют о ней как об основной. «Экологический вестник» (Печора) — газета как организующий фактор для экологического дви5 жения»; вестник «Экологические вести» (Краснодар) — «активизация и координация деятельности неправительственных экологических органи5 заций Кубани и Адыгеи». Организаторская функция экопрессы реализу5 ется различным образом: организация разрозненного экологического дви5 жения; мобилизация населения на решение конкретных экологических проблем; сбор и распространение уникального практического опыта и т.д. Реализация контролирующей функции в наше время крайне за5 труднена. Однако массовым региональным изданиям иногда удается добиваться от властных структур не только исполнения ими же приня5 тых, но и отмены тех решений, которые ведут к деградации природы. 139 Рекреативная функция экологической прессы реализуется в тради5 ционных формах: зарисовки о природе, изошутки, народные приметы. Воспитание и образование через игру, юмор, сказку присуще, как пра5 вило, детским экологическим изданиям. Так, журнал «Веселые медве5 жата» (Москва) публикует сказки, кроссворды, игры. В каждом номере одна5две статьи рассказывают о животных и растениях. Аудитория из5 дания — малыши. Однако и взрослые легче воспринимают серьезные проблемы, когда они преподносятся нетрадиционно. В основном экологические издания четко представляют себе тех, на кого ориентированы. Знание потребностей и интересов аудитории по5 могает журналистам выстроить концепцию, определить характер пода5 чи информации, выбрать жанровые и наджанровые формы организа5 ции материала. Кто же читает «зеленую» прессу? Участники экологи5 ческого движения, специалисты, представители властных структур, преподаватели школ и вузов, студенты, дети, подростки и другие наши сограждане. Участники экологического движения являются аудиторией многих современных экологических изданий, в то же время часто они сами вы5 ступают как учредители, спонсоры, авторы публикаций, распространи5 тели. По такому принципу строятся, к примеру, «Вестник ДОП» (Со5 вет движения дружин по охране природы), «Вестник общества защиты Байкала», «Вести МСоЭС» (Международного социально5экологичес5 кого союза), «Вестник Тверского экологического клуба», «Вестник Уральского экологического фонда». Участники движения создают прессу, рассчитанную на достаточно широкую аудиторию. Так, Ассоциация «Экологическое образование» (Обнинск, Моск. обл.) выпускает «Вестник АСЭКО» для преподавате5 лей школ, вузов, воспитателей детских садов, студентов, методистов. Уникальный опыт по работе со СМИ накоплен старейшей неправи5 тельственной некоммерческой общественной организацией — Между5 народным социально5экологическим союзом. Сегодня он является со5 учредителем 23 изданий. Среди них такие известные региональные эко5 логические газеты, как «Берегиня» (Нижний Новгород), «Зеленый Луч» (Рязань), журналы «Волна» (Иркутск), «Экозащита» (Калининград). С 1996 г. на базе «Лесной компании МСоЭС» выходит уникальный «Лесной бюллетень» — дискуссионная площадка по проблемам эколо5 гии леса и лесного хозяйства. Различные Центры МСоЭС выпускают периодические издания: «Охрана дикой природы», «Право — Природе: российское экологичес5 кое законодательство», «Заповедники и национальные парки», «Живая Арктика» (Центр охраны дикой природы), «Энергетика и окружающая среда» (Центр ядерной экологии и энергетической политики) и др. 140 Важнейшей газетой российского экологического движения следует считать «Берегиню» и ее интернет5версию (http://www.seu.ru/members/ bereginya/). Основные рубрики газеты имеют экологическую и соци5 ально5правовую направленность: новости и акции зеленого движения («Летучка», «Действуем»), защита прав граждан на здоровую окружа5 ющую среду («Государство и мы», «Защищайся!»); охрана водных ре5 сурсов, живой природы («Охранная грамота»); химическая и атомная безопасность, альтернативы в быту, энергетике, сельском хозяйстве («Стоянка человека», «Цена энергии», «Чистое поле»); зависимость здоровья от состояния окружающей среды («Клятва Гиппократа»), эко5 образование и воспитание («Путь к детям»). По результатам опросов и анкетирования число читателей «Бере5 гини» колеблется от 50 до 70 тыс. человек при тираже 10 тыс. экз. Газе5 та используется как пособие для внеклассной и предметной работы в школах, источник объективной экологической информации в библио5 теках, вузах, природоохранных государственных органах. Она накопи5 ла большой опыт координации общественных акций зеленого движе5 ния, пользуется полным доверием специалистов и широкой «зеленой» общественности. «Берегиню» создает коллектив из четырех професси5 ональных журналистов и многочисленного авторского актива. Газета — неоднократный призер и лауреат журналистских общероссийских кон5 курсов, победитель конкурса «Экология России». Некоторые издания рассчитаны на специалистов не только в сфере экологии, но и в сопредельных с нею областях. Так, екатеринбургская газета «Вода России» публикует информацию о состоянии российско5 го водного бассейна, техническом оснащении очистных сооружений, водоохранной деятельности, следит за мировым опытом в этой области природопользования. Журнал «Экология и промышленность России (ЭКИП)» анализирует реальное состояние промышленных предприя5 тий и производства в свете экологической безопасности, демонстриру5 ет возможности экологически ориентированного менеджмента и т.д. Аудитория получает из экопрессы сведения о новейших достижениях в научной и практической областях, знания о передовой технике и техно5 логиях, а главное — учится мыслить экологически. Среди разнообразных экологических печатных СМИ есть и такие, аудиторию которых образуют работники госаппарата, министерств и ведомств, парламентарии, т.е. представители властных структур. На5 пример, аудиторией вестника «ЭКОС5информ» являются парламента5 рии, главы администраций, руководители промышленных и сельско5 хозяйственных предприятий. «Вестник экологического образования в России» (Москва) рассчитан на сотрудников отделов народного обра5 зования, комитетов охраны природы, государственных организаций. 141 Экопресса для них — не только «голос оппозиции», но часто источник компетентной информации, способствующей принятию экологически значимых решений. Издания, ориентированные на преподавателей школ, вузов, коллед5 жей, детских садов, помогают педагогам овладевать не только новыми знаниями, но и современными обучающими методиками. К примеру, информационно5методический журнал «Волна» (общественная сеть экологического образования Байкальского региона) рассчитан прежде всего на учителей предметов естественного цикла. Экопресса открыва5 ет этой аудитории возможность профессионального общения, обмена опытом, налаживания контактов. Специфической аудиторией экологической прессы являются сту5 денты. Во многих вузах России появились не только предметы эколо5 гии, но и экологические кафедры, факультеты (Московский эколого5 политологический университет, Бауманский университет, географичес5 кий факультет МГУ им. М. В. Ломоносова). С 1995 г. на факультете журналистики МГУ введен обязательный курс лекций «Основы эколо5 гических знаний». «Зеленые» СМИ — это реальная помощь студентам в подготовке к лекциям и семинарам, написании рефератов и курсовых, в получении дополнительных знаний по интересующей проблеме. Детских и подростковых газет и журналов в экологической журна5 листике немного. Журналы «Свирель», «Свирелька», «Лазурь» изда5 ются одной и той же редакцией, при содействии Московского городс5 кого экологического фонда. Они красочные, с большим количеством цветных фотографий и рисунков. «Свирелька» (ежемесячный журнал о природе) рассчитан на малышей от трех до восьми лет, «Свирель» (детский экологический журнал для чтения в кругу семьи) — на детей от 9 до 13, «Лазурь» (иллюстрированный популярный литературно5 художественный альманах экологической направленности) — на моло5 дежь. В Балашихе (Московская обл.) издается детский экологический журнал для семейного чтения «Муравейник». В Москве выходит детс5 кий журнал «Фонарик». Некоторые издания выпускают сами дети. Например, газету Кер5 женского заповедника «Рустай» (Нижний Новгород) полностью гото5 вят местные школьники. Победителями Всероссийского конкурса жур5 налистов «Экология России» в номинации «Лучшее экологическое из5 дание для детей» за последние годы стали: приложение к областной детской газете «Золотой Ключик» (г. Липецк) «Сыроежка», межрай5 онная экогазета «Природа Кулунды» Алтайского края (с. Кулунда), га5 зета «Лучик» Республики Северная Осетия—Алания (с. Камбилеевское), иркутский литературно5художественный журнал «Сибирячок». Как ви5 дим, география детской экологической прессы достаточно широка. 142 В большинстве случаев читателями экопрессы являются разные по профессии, социальному статусу и возрасту люди. Это характерно для изданий, претендующих на широкую аудиторию. Так, ежемесячная меж5 районная экологическая газета «Природа Кулунды» маркирует себя как «газета для всех, кто не потерял вкуса к жизни: учителей и школьни5 ков, руководителей и экологов, садоводов и огородников, тех, кто хочет быть здоров». Такая маркировка, естественно, расширяет читательскую аудиторию, привлекает к экологическим проблемам практически все местное население. В последние годы экологические периодические издания стремят5 ся воспользоваться новейшими достижениями научно5технического прогресса. Появились разнообразные электронные бюллетени эколо5 гических организаций: «Анти5атом Пресс» (Антиядерная кампания МСоЭС), «Проблемы химической безопасности» (движение «За хими5 ческую безопасность» МСоЭС), «Кислотный дождь» (Липецкое отде5 ление МСоЭС), «Лесные новости» (Лесной Клуб российских НПО) и др. С 1997 г. Центральным офисом МСоЭС выпускается специальный новостной электронный бюллетень для журналистов «Экосводка», с 2000 г. работает портал экологических новостей «Экопорт». Рубеж веков охарактеризовался всплеском электронной экологи5 ческой журналистики. Появились самостоятельные интернет5издания и интернет5версии печатных СМИ. Электронная версия помогает из5 даниям расширять читательскую аудиторию и оперативно определять степень читательского интереса. В дальнейшем развитии экологической прессы заинтересованы прежде всего участники экологического движения России. По некото5 рым данным, в стране насчитывается около тысячи экологических орга5 низаций: многочисленных и небольших; радеющих за решение глобаль5 ных или частных проблем; выходящих на международный уровень или действующих в рамках одного региона, города, микрорайона; организаци5 онно оформленных или стихийных, спонсируемых государственными структурами или существующих на частные пожертвования. Среди непра5 вительственных экологических организаций (экоНПО) наиболее извест5 ны: «Международный социально5экологический союз», «“Гринпис” в Рос5 сии», «Зеленый крест», «Центр охраны дикой природы», «WWF5Россия». Для осуществления связи с «внешним миром» (другими экологи5 ческими организациями, властными структурами, рядовыми граждана5 ми) НПО стремятся задействовать прессу. Публикуют материалы в об5 щих СМИ, налаживают постоянные контакты с уже существующими экологическими изданиями, создают собственные. Как признают сами участники движения, постоянный контакт со СМИ — необходимое ус5 ловие их успешной деятельности. 143 Наряду с экоНПО в развитии экологической прессы заинтересова5 ны и государственные структуры. Многие региональные администра5 ции участвуют в создании районных, городских, областных экологичес5 ких газет, журналов, вестников и бюллетеней. Перед журналистами, работающими в «зеленой» прессе, стоят не5 легкие, но достижимые задачи: сделать экологические издания более доступными, массовыми, привлекательными для разных слоев читатель5 ской аудитории; говорить с читателями о серьезных и актуальных эко5 логических проблемах, распространять местный опыт их положитель5 ного решения; стремиться к самодостаточности и самоокупаемости, что5 бы стать независимыми не на словах, а на деле. Взаимодействие государственных, общественных и журналистских организаций — одно из главных условий дальнейшего развития эко5 прессы России. 144 ÐÅËÈÃÈÎÇÍÀß ÏÅ×ÀÒÜ Современная система религиозной периодики начала формировать5 ся в 1990 гг. В 1990 г. приняты Закон СССР «О свободе совести и рели5 гиозных организациях» и Закон РФ «О свободе вероисповеданий», ко5 торые впервые после 1917 г. предоставили религиозным организациям права юридических лиц, возможность самостоятельно заниматься из5 дательской деятельностью, а также вести не зависимую от государства информационную политику. К настоящему времени сформировалась уже достаточно широкая система религиозной печати, которая вклю5 чает издания разных уровней, типов и направлений. Религиозную печать нет оснований называть массовой. Она изда5 ется небольшими тиражами, распространяется в основном среди веру5 ющих. И тем не менее большинство религиозных изданий уже имеет устойчивый круг читателей. Специфика современной религиозной печати состоит в том, что она в полной мере отражает существующий в обществе духовный плюра5 лизм. Кроме христианской периодики, которой занимаются различные церковные организации, выходят издания других традиционных для России конфессий — ислама, буддизма, иудаизма, а также нетрадици5 онных религиозных организаций, таких, как «Свидетели Иеговы», «Об5 щество Сознания Кришны», объединение тантристов «Тантра5Сангха», мормоны и многие другие. В России зарегистрировано более 40 тыс. религиозных организа5 ций, религиозных центров, управлений, местных общин, относящихся к 58 различным религиям и конфессиям. Большинство из них издает свою печатную продукцию, в том числе газеты и журналы. Самую многочисленную группу изданий имеет христианская пери5 одика. Она выделяется и по количеству изданий, и по разнообразию газет и журналов: значительное место в ней занимает православная пе5 чать, выходят издания католиков восточного и западного обрядов, еван5 гельских христиан5баптистов, адвентистов Седьмого дня и др. Помимо церковных периодических изданий, учредителями и изда5 телями которых выступают та или иная церковная организация (епар5 хии, отдельные храмы, общины, братства), газеты и журналы религиоз5 ного содержания издают различные общественные организации, поли5 тические партии и движения, частные лица. Большинство этих изданий 145 развивает православные идеи, но есть и общехристианского, экумени5 ческого характера. Особое место занимает печать Русской Православной Церкви. В ее становлении и развитии используется богатый опыт издательской дея5 тельности РПЦ XIX в. Конечно, речь не идет и не может идти о полном возрождении церковной периодической печати тех лет. Изменились условия жизни, выросли поколения людей, воспитанных в иных тради5 циях. Да и положение РПЦ коренным образом отличается от того, ка5 кое она занимала до революции, имея статус государственной. Изменились и цели церковной периодики. Если в дореволюцион5 ной православной России церковная печать ставила перед собой цель соединения богословия и мирской жизни, углубления православного ми5 ропонимания, наставления уже воцерковленных людей, то в современных условиях Русской Православной Церкви через свою периодическую пе5 чать приходится решать другие задачи. Главными среди них являются миссионерская, катехизаторская и духовно5просветительская деятель5 ность, приобщение людей к вере и возвращение их в лоно церкви. Однако богатый опыт церковной журналистики прошлого не оста5 ется неиспользованным. Это касается прежде всего формирования структуры периодической печати РПЦ. Следует отметить, что развитие периодической печати тех или иных конфессий во многом определяется положением и официальным ста5 тусом соответствующей церкви в государстве и обществе. В этом отно5 шении Русская Православная Церковь, хотя и не является государствен5 ной, все5таки обладает несомненным преимуществом перед другими религиозными организациями, действующими в стране. Россия является признанным во всем мире центром православия. В стране достаточно сильны позиции РПЦ во главе с Патриархом и уп5 равляющей структурой в лице Московского патриархата. Четко струк5 турирована ее система, которую составляют епархии, приходы, монас5 тыри, духовные образовательные учреждения. Основная часть из них находится в России, остальные — на территории СНГ и дальнего зару5 бежья. В эту систему входят многочисленные православные братства, общины, другие объединения верующих. В соответствии с такой организационной структурой в основном происходит развитие и церковной печати. Она в какой5то степени со5 храняет иерархический принцип. Но общие тенденции развития совре5 менной журналистики ее не миновали. Некоторые епархиальные и даже приходские издания расширяют свою тематику, обращаясь к общецер5 ковным проблемам, информируют о жизни других епархий и прихо5 дов, заявляя о себе как о всероссийских. Примером издания такого типа может служить газета «Православная Москва», которая выходит, как и 146 многие другие православные, «по благословению Патриарха Москов5 ского и всея Руси Алексия II». В начале 1990 гг. эта газета представляла собой двух–четырехполосное издание прихода храма Святителя Ни5 колая Мирликийского в Зеленограде (Московская обл.). В настоящее время она вышла на всероссийский уровень, распространяется по под5 писке и в розницу и по охвату аудитории, а также географии распрост5 ранения является одним из самых массовых церковных изданий. Таким можно назвать и другую газету — «Радонеж», учредителем которой является православное общество «Радонеж». Не являясь офи5 циальным изданием РПЦ, эта газета публикует официальные докумен5 ты церкви, ведет полемику с другими изданиями и общественными структурами, отстаивая позиции Московского патриархата, освещает проблемы общецерковной жизни. Вместе с тем Московский патриархат имеет собственную прессу: издательский отдел выпускает официальный орган Русской Православ5 ной Церкви — ежемесячный «Журнал Московской патриархии». Во5 зобновился выпуск газеты «Московский церковный вестник». Эти из5 дания адресуются прежде всего священнослужителям, но стараются привлечь внимание и более широкой аудитории. Еще одно ежемесяч5 ное издание Московской патриархии — цветной иллюстрированный журнал «Православное чтение» — ставит задачи духовного воспитания. В нем публикуются материалы духовно5назидательного характера и фрагменты из святоотеческих творений. Журнал рассчитан в основном на читателей, уже приобщившихся к вере, готовых к совместному раз5 мышлению о смысле бытия и поисках путей спасения, которые они на5 ходят в православии. Занимаются издательской деятельностью, в том числе и выпуском периодических изданий, различные отделы Московского патриархата. Отдел внешних церковных сношений выпускает «Информационный бюллетень ОВЦС» и ежеквартальный журнал «Церковь и время», в котором публикуются материалы по богословским, философским и об5 щественным проблемам. Под духовным попечительством его отдела религиозного образования и катехизации издается ежемесячный иллю5 стрированный журнал для семейного чтения «Православная беседа». Среди православной периодики немало теоретических изданий, призванных повышать уровень богословской культуры и образования самих священнослужителей, помочь им в работе. Этими проблемами занимается ежегодник «Богословские труды», где печатаются матери5 алы по вопросам догматического и нравственного богословия, церков5 ной истории, литургии, церковного искусства и т.д. К группе теоретичес5 ких церковных изданий относится старейший ежемесячный богословский журнал «Христианское чтение» Санкт5Петербургской Духовной акаде5 147 мии. Он начал выходить еще в первой четверти XIX в. и был возобнов5 лен в 1991 г. Выпуском теоретических православных изданий занимаются не только церковные организации. Православный богословский журнал «Альфа и Омега» издает Общество распространения Священного пи5 сания в России; Северо5Западная Библейская комиссия с 1990 г. вы5 пускает «Известия Библейских комиссий», которые выходят под гри5 фом «Духовное просвещение», а Независимое историко5богословское общество выпускает «Журнал историко5богословского общества», цель которого — «предоставить людям, занимающимся изучением Священ5 ного писания и святоотеческих творений, церковной истории и других направлений богословской мысли, возможность творческого обмена информацией, проведения совместных обсуждений и сотрудничества по взаимоинтересующим проблемам». Группу церковных изданий теоретического характера дополняют журналы, тематически приближенные к реальным нуждам священно5 служителей, работающих в приходах, а также учащихся духовных ака5 демий и семинарий. К ним относится ежеквартальный студенческий православный журнал Московской духовной академии и семинарии «Встреча», журнал воспитанников Сергиево5Троицкой семинарии «Рус5 ский пастырь» с подзаголовком «Журнал для пастырей, диаконов и пса5 ломщиков» и др. В начале 1990 гг. возобновила деятельность епархиальная печать. Многие епархии выпускают несколько изданий, учредителями которых выступают епархиальные управления. Одно из них, как правило, явля5 ется официальным органом управления и публикует центральный и местный официоз, материалы из истории церкви; проповеди, святооте5 ческие и богословские произведения; материалы, посвященные исто5 рии и традициям православия. Среди епархиальной периодики доминируют газетные издания. Однако в митрополиях и крупных епархиальных управлениях издают5 ся и журналы, что дает возможность эффективно вести широкую ин5 формационную, просветительскую, катехизаторскую работу. Такое со5 четание целевых задач характерно практически для всех епархиаль5 ных журналов и определяет типологическую группу официальных многопрофильных изданий. Этой модели придерживаются «Воронеж5 ский епархиальный вестник», «Тверские епархиальные ведомости», «Санкт5Петербургские епархиальные ведомости» и др. Ориентируясь в основном на священнослужителей и воцерковленных читателей, по5 стоянных прихожан храмов, эти издания адресуются и широкой ауди5 тории, публикуя материалы из истории религии и церкви, рассуждая об общечеловеческих проблемах, связывая их с возрождением религи5 озного самосознания современного общества. 148 Принцип многофункциональности в какой5то степени характерен для всех епархиальных изданий, включая газеты. Хотя они ограничены объемом, все5таки большинство из них, помимо информационных, выполняют задачи духовного просвещения и воспитания. По этой схе5 ме работают «Курские епархиальные ведомости», «Благодатные лучи» — вестник Псковской епархии, «Астраханский православный со5 беседник», «Православная газета» Екатеринбургского епархиального управления, «Православное слово Сибири», издание Красноярской епархии и многие другие. Они развивают общие для всех газет подоб5 ного типа проблемно5тематические направления: публикуют официаль5 ную хронику из жизни Московского патриархата и местной епархии, отрывки из святоотеческих трудов, материалы о чудотворных иконах и святынях края, духовные поучения, проповеди, молитвы и т.п. Таким образом, официальные епархиальные газеты и журналы со5 ставляют единую типологическую группу, которую можно обозначить как информационные, духовно5просветительские издания. При этом каждое из них разрабатывает свои рубрики, ищет новые подходы к тра5 диционным темам и проблемам, выбирает собственные приоритетные направления. «Ярославские епархиальные ведомости», например, ос5 новное внимание уделяют духовному просвещению через святоотечес5 кое наследие; катехизация, проповеди, молитвы, проблемы внутрицер5 ковной жизни — приоритетные темы псковских «Благодатных лучей». Церковная периодика не ограничивается официальными издания5 ми Московского патриархата и епархиальных управлений. Активно развивается приходская и обительская печать, издают свои газеты и журналы различные православные братства и общины. Некоторые епар5 хии, наряду с официальными, выпускаютиздания, которые учреждают совместно с различными общественными организациями и частными лицами. Их информационно5тематическая модель во многом отличает5 ся от официальных церковных изданий. Здесь нет официоза, поэтому приоритетными становятся вопросы духовного просвещения и религи5 озного воспитания. Среди них есть и красочные иллюстрированные журналы: «Даниловский благовестник» — московского Свято5Данило5 ва монастыря или «Троицкий благовестник» — Троице5Сергиевой лав5 ры. Но большинство представляет собой малоформатные издания, вы5 ход которых, хотя они тоже придерживаются определенной периодич5 ности, приурочен к знаменательным датам церковной жизни. Например, религиозно5нравственный журнал «Кормчий» — храма Спаса Преоб5 ражения (Москва—Тушино), «Свет Православия» — Макариев5Решем5 ской обители (Ивановская обл.); газета «Православное слово», издава5 емая Нижегородским братством во имя святого благоверного великого 149 князя Александра Невского; «Обитель» — Православный собеседник Свято5Введенского монастыря Оптиной пустыни и многие другие. Часть духовно5просветительских изданий предназначена для семей5 ного чтения. Это прежде всего журнал «Православная беседа». Он име5 ет постоянные рубрики, которые помогают читателям разных поколе5 ний определить свой круг чтения: «Верую», «Домашняя церковь», «Све5 тильники Вселенной», «Воскресная школа», «Государство и церковь» и др. Для детей «Православная беседа» выпускает специальный «жур5 нал в журнале» — «Зернышко». Под грифом «Для семейного чтения» выходят некоторые епархиальные и обительские газеты. Отличительной особенностью «семейных» изданий является то, что их тематика разрабатывается с учетом интересов всех членов семьи. В материалах, как правило, нет прямой назидательности, поучений — они рассчитаны на неспешное семейное чтение, чтобы читатели посте5 пенно приобщались к православной вере и учились воспринимать ее как естественную потребность своей духовной жизни. Другой разновидностью духовно5просветительских изданий явля5 ются газеты и журналы, предназначенные для воскресного чтения. Они занимали большое место в дореволюционной духовной периодике и относились к категории народных журналов, ориентированных на все социальные группы читателей. Сейчас такой тип изданий с душеполез5 ным воскресным чтением развивается менее активно и очень близок к изданиям «Для семейного чтения». Одно из них — цветной иллюстри5 рованный журнал «Воскресный день» — на русском и английском язы5 ках издает в Мурманске православное братство свв. Кирилла и Мефо5 дия. В нем есть постоянные рубрики: «Евангелие», «Инославие», «Со5 кровищница» (святоотеческие тексты), «Созерцание» (духовные наставления), рассчитанные на взрослую аудиторию; другие — «Вос5 питание», «Воскресная школа», «Детям» — посвящены подрастающе5 му поколению. Есть и общие разделы, например, «Встречи и знаком5 ства», где православные священники рассказывают о своем жизненном пути и высказывают мнения по самым разным общественным и обще5 человеческим проблемам. Систему православной печати представляют не только церковные га5 зеты и журналы различного уровня и типа. Многие издания этого типа выпускаются совместными усилиями церковных, общественных, иногда государственных организаций и частных лиц. Среди них есть и такие, ко5 торые много внимания уделяют не только духовным, но и общественным, политическим проблемам. Это дает основание классифицировать их как религиозно5общественные и религиозно5политические издания. Религиозно5общественный вид издания представляет информаци5 онно5аналитический вестник «Церковь и общество», который выпус5 150 кает Общественный совет по церковной благотворительности и соци5 альному служению Московского патриархата при содействии ИТАР5 ТАСС. Его рубрики «Государство и церковь», «Многоконфессиональ5 ная Россия», «Возрождение», «Мученики и исповедники Святой Руси» и другие полностью отвечают своему назначению — соединению пра5 вославия и общественной жизни. К этому же типу религиозно5общественных изданий можно отнес5 ти газеты «Радонеж» и «Православная Москва», а также «Николо5Уг5 решский вестник», который выпускает Николо5Угрешский ставропи5 гиальный монастырь и Общественный комитет возрождения Николо5 Угрешского монастыря; газету «Лампада» храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино, «Мирянин» — издание православного братства св. Иоанна Богослова, «Православный Санкт5Петербург» и др. В настоящее время подобные религиозно5общественные издания развиваются активно, играя наряду с газетами и журналами духовно5 просветительского направления все более значительную роль в право5 славной периодической печати. Общероссийское общественное движение «Россия православная» с 1997 г. издает религиозно5общественную газету «Десятина» с подза5 головком «Газета православных мирян». В одном из первых номеров основатель и главный редактор газеты А. И. Буркин в рубрике «Колон5 ка редактора» проинформировал аудиторию, что «газета видит свою задачу в том, чтобы одолеть нравственную и духовную смуту на основе религиозного возрождения». Для этого, по его мысли, необходимо ин5 формационное пространство, выстроенное «по принципам церковного симфонического единства, соборного собрания». Газета «Десятина» претендует на роль общенациональной православной общественно5по5 литической газеты. Другие религиозно5общественные издания ставят перед собой бо5 лее скромные цели и, как правило, адресуются определенной аудито5 рии. Это делает, например, православная газета для военных «Благо5 вест», которую издает Союз «За духовность армии и флота», и студен5 ческая православная газета МГУ «Татьянин день». Сложность современной политической жизни и неразрешенность мно5 гих общественных проблем вызвали появление еще одного, достаточно распространенного типа — религиозно5политических изданий, имеющих конкретную, как правило, монархическую, направленность. К такому типу изданий относится газета Тверской епархии «Православная Тверь». Наряду с традиционными для церковного издания рубриками «Цер5 ковный календарь», «Проповедь», «Святоотеческое наследие», «Осно5 вы веры» в газете регулярно появляются и такие, как «Эсхатология» (освещение пророческой и апокалиптической литературы); «Православ5 151 ная мысль», под которой публикуются материалы с резкой критикой экуменической идеи, «Монархическая государственность» и т.п. «Пра5 вославная Тверь» целенаправленно проводит мысль о монархии как единственном пути спасения российской государственности. Стремление ряда церковных изданий стать объединяющим началом вокруг той или иной политической идеи в целом для церковной перио5 дики — явление достаточно редкое. Она все5таки больше сосредоточе5 на на проблемах духовного просвещения, веропроповедничества, нрав5 ственного воспитания и на внутрицерковных делах. Политическими проблемами больше занимаются издания различных религиозно5пат5 риотических объединений, общественных движений, фондов, нацио5 нально5патриотических союзов. Так, Общественный комитет в защиту Сербии и Черногории выпускает в Санкт5Петербурге религиозно5по5 литическую газету «Сербия»; общественно5патриотическое объедине5 ние «Русский национальный собор» — газету «Русский Собор» под де5 визом «Мы — русские! С нами Бог!»; Попечительский фонд иконы Казанской Божией Матери — религиозно5политическую газету «Поло5 жение дел». Патриотические идеи, связанные с национальным возрождением на основе православия, развивает и одна из самых крупных религиозно5по5 литических газет «Русь державная», которая выходит под грифом «Пра5 вославная народная газета», а издается при участии Русского националь5 ного банка. Все религиозно5политические издания адресуются широкому кругу не только верующих, но и всех политически активных читателей. Религиозные организации не оставляют без внимания и детскую аудиторию. Московский патриархат выпускает ежемесячный журнал «Пчелка». Уфимское епархиальное управление уже несколько лет из5 дает красочный литературно5художественный журнал для детей «Ку5 пель»; православная община храма свв. бессребреников Косьмы и Да5 миана в Шубине — цветной иллюстрированный журнал для дошколь5 ников «С нами Бог». Занимаются изданием религиозных журналов для детей и общественные организации. Так, Российский детский фонд вы5 пускает детский православный журнал «Божий мир». Значительное место в системе православной периодики занимают литературно5художественные и философские журналы, которые изда5 ются различными общественными организациями. По своей сути и со5 держанию это скорее религиозные, а не светские издания, так как здесь преобладают материалы религиозной направленности. Идеи христианства развивает литературно5художественный, исто5 рико5краеведческий «Московский журнал». Это же направление явля5 ется приоритетным в ежемесячном журнале художественной литера5 туры и общественной мысли «Слово», который имеет специальную руб5 152 рику «Благовест», где публикуются материалы о церковной жизни. Больше половины объема занимают публикациина церковные и рели5 гиозные темы в литературно5художественном и общественно5полити5 ческом журнале «Радонеж». Христианско5просветительское издатель5 ство «Аслан» совместно с христианским молодежным клубом «Осан5 на» выпускает литературный альманах «Свеча». Целый ряд изданий занимается вопросами церковного искусства. Наиболее известные среди них — теоретический журнал «Хоругвь», выпускаемый Спасо5Андрониковым монастырем, и красочный иллюс5 трированный журнал «Храм», учрежденный Независимым фондом воз5 рождения церковного искусства. Религиозная печать постепенно формирует и расширяет свою ауди5 торию, предлагая читателям разнообразные издания, в зависимости от возраста, интересов. С этой же целью создаются новые по видам и фор5 мам издания, в частности различные приложения (тематические вкла5 дыши — «газета в газете», дайджесты, отдельные приложения). Газета «Православный Санкт5Петербург» выпускает сразу две «газеты в газе5 те». Одна из них — «Со5Весть» с подзаголовком «Сборник православ5 ных изданий» — является своего рода дайджестом, где публикуются наиболее интересные материалы других православных изданий (епар5 хиальных, монастырских и т.п.), которые не имеют выхода на широкую аудиторию. Другая «газета в газете» под названием «Горница» представ5 ляет собой «Собрание православных писателей» и публикует художе5 ственные произведения современных православных авторов и архивные материалы. С 1997 г. «Горница» выходит как самостоятельное издание. По мысли учредителей, в будущем она станет аналогом «Литературной газеты» для тех авторов и читателей, которые видят в православии ос5 нову и суть русской культуры. Несколько тематических приложений имеет газета «Православная Москва». Это «Миссионерское обозрение» с подзаголовком «Противо5 сектантское издание», молодежное приложение «Лествица» и «Раду5 га» — «газета для детей и про детей». Занимаются выпуском религиозных приложений и некоторые свет5 ские издания. Например, газета «Первое сентября» имеет еженедель5 ное приложение «Воскресная школа». Оно адресуется «учащимся пра5 вославных и светских школ, учителям, родителям и всем добрым лю5 дям». Как приложение к газете «Советская Россия» выходила «Русь православная», которая с 1998 г. стала самостоятельным изданием. Этот опыт развивает не только московская, но и региональная печать. В час5 тности, «Амурская правда» с мая 1998 г. выпускает еженедельный ре5 лигиозный вкладыш «Золотые купола» под грифом «Семейная право5 славная газета». В «Слове к читателям» редакция сообщает, что адре5 153 сует издание прежде всего людям неверующим — тем, «кто хотел бы узнать побольше о православии, о его истории, обычаях, обрядах и праз5 дниках, о людях, посвятивших себя служению церкви». Такого типа приложения, как правило, готовятся совместно с цер5 ковными организациями, представители которых входят в состав ре5 дакций, а нередко и возглавляют их. В издании газеты5приложения «Воскресная школа», например, деятельное участие принимает Право5 славный Свято5Тихоновский богословский институт. Газета5вкладыш «Золотые купола» выходит под духовным попечительством преосвя5 щенного Гавриила, епископа Благовещенского и Тындинского. Православную периодику представляют не только издания Русской Православной Церкви и разделяющих ее позиции общественных орга5 низаций. Со своим словом к читателям обращается старейшая в России Русская православная старообрядческая церковь. В 1991 г. она возоб5 новила выпуск официального теоретического и духовно5просветитель5 ского издания — журнала «Церковь». Другое ее издание «Старообряд5 ческий вестник» заявляет о своем статусе как всероссийской газеты, хотя имеет небольшой круг читателей5единоверцев. Одно за другим появляются издания РПЦ за рубежом, которые тоже привлекают значительную часть аудитории. В России выходят церков5 но5общественная газета «Православная Русь», информационный вест5 ник «Церковная жизнь», духовно5просветительские журналы «Русское возрождение» и «Благовестник», журнал «Русский пастырь» в помощь священнослужителям и «Трезвон» — красочный журнал для детей. Очень активно развивается экуменическая миссионерская печать, которая в основном занимается духовно5просветительской деятельно5 стью. Представитель этого направления христианской печати — иллю5 стрированный журнал «Русский паломник», учрежденный Валаамским обществом Америки. Этот старейший миссионерский журнал издавал5 ся еще в XIX в. и возобновил свою деятельность в 1991 г. Он тоже ориенти5 рован на православных христиан, но ставит перед собой более широкие цели — «сохранение и распространение древнехристианской монашеской мудрости вне всяких церковных разделений для всех 50 юрисдикций, исповедующих православную веру во всех странах мира». Большую издательскую деятельность ведут и другие церкви, заре5 гистрированные на территории России. Периодическая их печать по количеству и видам изданий уступает православной, хотя типологичес5 кие группы практически одинаковы. Официальный орган Федерации союзов евангельских христиан5 баптистов — иллюстрированный журнал «Христианское слово», в ко5 тором освещается повседневная жизнь братства и отдельных помест5 ных церквей. Издает она также научный, богословский журнал «Братс5 154 кий вестник», а ее Московская богословская семинария выпускает бо5 гословско5публицистический журнал «Путь богопознания». Если эти издания, в силу своей специфики, имеют ограниченный круг читателей, то другой орган Союза евангельских христиан5баптис5 тов — молодежная религиозно5общественная газета «Христианин и время» — рассчитан на широкую аудиторию не только единоверцев, но и на всех, кого интересуют духовные вопросы. Кроме того, церковь еван5 гельских христиан5баптистов издает христианский журнал для женщин «Мария». Небольшую, но весьма стабильную аудиторию имеют издания Цер5 кви христиан5адвентистов Седьмого дня. Ее евро5азиатское отделение совместно с журналом «Adventist Review» (США) выпускает в России информационный журнал «Адвентистский вестник» и бюллетень За5 окской духовной академии Церкви АДС «По стопам Христа». Официальный орган, духовно5просветительскую, благотворитель5 ную газету «Новый Иерусалим», выпускает Восточная Небесная Апо5 калиптическая церковь. Разнородную и в типологическом, и в содержательном плане хрис5 тианскую периодику дополняют издания католических организаций. Часть из них представляет собой информационные вестники, но есть и периодика духовно5просветительского характера. Здесь публикуются материалы о проблемах христианского единства, роли католиков вос5 точного обряда во Вселенской церкви; читателей знакомят с жизнью Римской церкви и западных христиан. Во всем мире издается более 50 католических газет и журналов на русском языке, адресованных рус5 скоязычным и российским читателям. Несколько таких изданий выхо5 дит и в России. В Москве, например, это информационный вестник «С Богом», бюллетень «Истина и жизнь». Кроме того, Апостольская администра5 тура выпускает ежедневную газету «Свет Евангелия» для католиков латинского обряда и ежедневную молодежную газету «Встреча». Но5 восибирская Апостольская администратура издает «Сибирскую като5 лическую газету» для католиков азиатской части России. Здесь же вы5 ходит информационный вестник «Вифлеемская звезда». Ежемесячный бюллетень духовно5просветительского характера «Любовь и истина» издает в Санкт5Петербурге католическая организация, объединяющая семьи Западной и Восточной Европы. Помимо католиков, в состав ре5 дакции входят и православные верующие. Система религиозной печати России включает также светские про5 филированные издания, целиком посвященные религиозной проблема5 тике. Например, ежемесячное приложение к «Независимой газете» — «НГ5Религии», качественное ежемесячное издание. В одном из первых 155 номеров газеты в «Колонке редактора» сообщалось: «Объем информа5 ции о той или иной религии на страницах нашей газеты прямо пропор5 ционален ее месту в жизни российской цивилизации». Таким образом предполагается, что основная доля публикаций газеты посвящена пра5 вославию, поскольку большая часть населения страны ассоциирует себя именно с ним. Но не остаются без внимания и другие существующие в российском обществе конфессии. Читатели могут получить информа5 цию о событиях и процессах, которые происходят в среде католиков, протестантов; узнать мнение специалистов по проблемам ислама, но5 вых религиозных организаций. Эти издания по большей части имеют экспертный характер и не являются массовыми. Появляется и другой тип светских изданий с религиозной пробле5 матикой, ориентированных на массовую аудиторию. Как определяет состав своих читателей главный редактор одного из таких новых изда5 ний «Мирская жизнь» Е. Стрельчик, это будут люди «внецерковные, но при этом интересующиеся жизнью церкви и религиозными вопроса5 ми». Светские религиозные издания не принадлежат церковным орга5 низациям, они работают по законам информационного рынка, что и определяет их специфику в подборе тематики, подаче материалов, офор5 млении номеров. Последовательность в развитии религиозной печати России, устой5 чивый интерес аудитории к религиозной проблематике служат предпо5 сылками ее дальнейшего совершенствования. 156 ÈÇÄÀÍÈß ÄËß ÆÅÍÙÈÍ Женские издания в России появились еще в ХVIII в., но регулярно стали выходить в начале ХIХ. Это «Журнал для милых дам», «Дамский журнал», «Аглая». После отмены крепостного права при активизации женского движения возникают в конце столетия три десятка новых женских журналов, в том числе «Рассвет» (универсальный, рассчитан5 ный на широкую аудиторию), «Лучи» (для девушек), «Мой журнал» (для девочек), «На помощь матерям». Издаются журналы, адресован5 ные профессиональным группам: «Вестник моды для портних», «Мод5 ный курьер», «Модистка», «Акушерка». Публикуются тематические издания: «Русская хозяйка», «Новый русский базар», «Модный свет», «Моды и рукоделия». В советский период основными женскими изданиями стали журна5 лы «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Кроме того, выходило 17 республиканских, а также иллюстрированные журналы мод. После войны к ним добавились два международных — орган Меж5 дународной федерации женщин «Женщины мира» и советско5индий5 ский журнал для женщин «Диалог». До начала 1990 гг. структура женских изданий была достаточно ста5 бильна. Интенсивное развитие этой группы произошло в связи с переме5 нами в российском обществе, ознаменовавшими последнее десятилетие ХХ в. По данным Российской книжной палаты, в 1997 г. для женщин издава5 лись уже 24 газеты с разовым тиражом около 1 млн 200 тыс. экз. и 22 журнала, имеющих разовый тираж свыше 1 млн экз. В последующие годы этот отряд российской прессы развивался весь5 ма интенсивно. В 2002 г. в России выходили 62 женские газеты с разо5 вым тиражом 2 млн 681 тыс. и 63 журнала для женщин с разовым тира5 жом 5 млн 771 тыс. экз. Таким образом, за пять лет количество женских изданий увеличилось в три, а тираж — в четыре раза, главным образом за счет журналов. Женская журнальная периодика занимает сейчас пер5 вое место среди других типов изданий по тиражам. К этому нужно при5 бавить еще несколько десятков электронных изданий — оригинальных и онлайновых версий традиционных печатных газет и журналов, чита5 тельская аудитория у которых весьма велика. Появились регулярные женские передачи на телевидении. Долгое время выходила популярная еженедельная программа «Я сама». Мно5 157 гие телеканалы создали свои, часто ежедневные, программы: «Город женщин», «Что хочет женщина», «Девичьи слезы», «Я — мама». В ра5 диоэфире также есть программы, специально адресованные женщинам. Таким образом, женские СМИ — мощное направление современной журналистики. Это не удивительно, потому что больше половины взрос5 лого населения страны составляют женщины. Потребность в женских изданиях и публикациях на женские темы в общей прессе диктуется об5 щественными потребностями, местом и ролью женщины в процессах воспроизводства и функционирования социальной системы. Роли жен5 щины в современном обществе многообразны — от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития эти роли моди5 фицируются, меняется их вес в обществе и общественном сознании. Программа типичного дореволюционного журнала (например, «Женщина», СПб., 1914) была составлена на основании ролей женщи5 ны как матери, гражданки, жены и хозяйки. — Женщина мать. Популярные статьи о воспитании. Рассказы о де5 тях. — Женщина гражданка. Обзор женской деятельности в политике, общественной и экономической жизни всего мира. Женщина и образо5 вание. — Женщина жена. Искусство нравиться своей красотой, практичес5 кие указания по уходу за телом, волосами, зубами, ногтями. — Женщина хозяйка. Практические указания приемов внутреннего домоводства, тайна разумной экономики, средства поддержания поряд5 ка и чистоты в доме, советы, как при минимальных расходах обставить жизнь своей семьи с возможным комфортом. В советские времена основными считались профессиональные фун5 кции женщины работницы (недаром даже самые популярные женские журналы назывались «Работница», «Крестьянка»), и потому именно трудовая жизнь женщин была в центре внимания средств массовой ин5 формации: женщина с кайлом и лопатой, женщина у станка и с подой5 ником, в классе и в кабинете поликлиники. Это было связано с тем, что человек воспринимался прежде всего как существо производственно5 социальное. Большое внимание уделялось также роли женщины обще ственницы, ее активному участию в работе советских, партийных, проф5 союзных и комсомольских организаций. В то же время исконные роли продолжательницы рода, воспита тельницы детей, хозяйки в доме занимали, судя по исследованиям, важ5 ное место не только в жизни, но и в общественном сознании и, следова5 тельно, в женской прессе. Этим вечным ролям женщины она всегда уде5 ляла и сейчас уделяет большое внимание. 158 Однако в период общественных перемен последнего десятилетия ХХ в. женщина стала чувствовать себя более свободной и осознавать свое равенство с мужчиной не только в производственной и обществен5 ной сферах, но также в семье и личной жизни. Это связано не в после5 днюю очередь с тем, что были сняты прежние запреты в СМИ на темы интимной жизни, секса и т.п. Поэтому стали более заметными, акцен5 тированными роли жены, подруги, спутницы мужчины, сексуального партнера. Хотя по5прежнему женщина воспринимается обществом прежде всего как мать, воспитательница детей, хозяйка в доме, храни5 тельница семейного очага. Другими словами, роли женщины и отношение к ним общественно5 го мнения (соответственно отраженного в СМИ) от советских времен к нашему качнулись по закону маятника — от производственных, обще5 ственных, как бы «бесполых» к чисто женским, даже физиологическим, сексуальным ролям. Но маятниковая ситуация крайностей постепенно ослабевает, и в будущем женщина (по мнению экспертов — руководителей женских изданий) будет исполнять все свои многообразные роли. Возрастет ее влияние в обществе в качестве носительницы норм морали, нравствен5 ности, миротворицы, противницы войн и насилия, гаранта стабильно5 сти общества, защитницы природы, экологии, самостоятельной твор5 ческой личности, активно участвующей в профессиональной, деловой, общественно5политической жизни. Одним из самых важных системообразующих признаков женской прессы являетсяаудиторный. |