Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) массовые с широким диапазоном информации («для всех и обо всем»).

  • 2) массовые с узким диапазоном информации («для всех» — «о конкретном»).

  • 3) специализированные (рассчитанные на особые читательские груп пы, «не для всех»).

  • Большой круг интересов: — социальные;— духовные запросы.Малый круг интересов

  • Массовые журналы общественнополитической направленности

  • Общественнополитические и культурологические издания с

  • Суженная тематика Журналы, отражающие общественные интересы и культурные

  • II. Профессиональные интересы

  • III. Личные (приватные) интересы.

  • Типология периодической печати. З. П. Симонова Типология периодической печати


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеЗ. П. Симонова Типология периодической печати
    АнкорТипология периодической печати
    Дата07.06.2021
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТипология периодической печати.pdf
    ТипДокументы
    #215148
    страница7 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17
    четкое позиционирова
    ние своей работы, ветвились и варьировались, обнаруживая все новые возможности в новых группах аудитории («что кому интересно; что кому нужно»). Аудиторный фактор для них (раньше, чем для других СМИ)
    стал определяющим, наряду с такими типологическими особенностя5
    ми, как характер информации, периодичность выпуска издания, пост
    раничный объем, формат.
    Õàðàêòåð è ñîäåðæàíèå èíôîðìàöèè
    Содержание поставляемой журналами социально значимой инфор5
    мации полнокровно и разнообразно.
    Аналитическая информация.
    Познавательная информация (например, журнал «Вокруг света»
    позиционирует себя как «национальный познавательный журнал»).
    Новостная информация (новые веяния и тенденции в науке, со5
    циальной, культурной жизни, ракурс «нового неизвестного» научно5
    популярных материалов, новые рекомендации профессиональных из5
    даний, новые полезные знания для «умелых рук» и пр.).
    Справочно рекомендательная информация.
    Рекламная информация.
    Õàðàêòåðèñòèêè æóðíàëîâ
    — Предметная среда (политика — культура — искусство — наука —
    производство — коммерция — досуг и приватная жизнь).
    — Аудитория (массовая, профессионально ориентированная, осо5
    бая, составляющая «группы специального интереса» (политические, ре5
    лигиозные пристрастия, социальный слой, возраст, пол, хобби и пр.).
    — Цель (назначение)(общественно5политические, научные, публи5
    цистические, литературно5художественные, популярные, познаватель5

    81
    ные, научно5практические, досуговые, справочно5рекомендательные и др.).
    Âåäóùèå òèïû æóðíàëüíîé ïåðèîäèêè
    На все изменения в обществе журналы отзываются формировани5
    ем новых типологических подгрупп; ориентация на разные интересы и потребности аудитории– это разное «целеполагание» деятельности.
    Наиболее прочные позиции на современном этапе занимают:
    — научные журналы;
    — научно5публицистические и культурологические журналы;
    — деловая пресса;
    — общественно5политические журналы и новостные еженедельники;
    — научно5популярные и познавательные издания («для семейного чтения»);
    — предметно5специализированные (профессиональные, хобби5жур5
    налы);
    — журналы с особым адресом (пресса социальных групп: журналы для женщин, молодежные журналы, национальные издания, религиоз5
    ная журнальная пресса);
    — журналы досуга;
    — справочно5рекомендательные и рекламные журналы;
    — издания смешанного типа.
    Большинство этих групп включает в себя и общенациональные, и ре5
    гиональные издания. Различаются журналы:
    1) массовые с широким диапазоном информации («для всех и обо
    всем»). Это, в основном, общеполитические (Newsweek), некоторые научно5популярные и так называемые «пестрые» издания прессы до5
    суга;
    2) массовые с узким диапазоном информации («для всех» — «о
    конкретном»). Предметно5специализированные, объединяющей тема5
    тики: спорт, здоровье, семья, очаг, авто, дом и усадьба, компьютер, до5
    машние животные и пр.;
    3) специализированные (рассчитанные на особые читательские груп
    пы, «не для всех»). Могут быть как с узким диапазоном информации (на5
    пример, профессиональные, клубные журналы, хобби5издания), так и с широким диапазоном информации (культурологические, некоторые партийные, национальные издания, молодежные, «для женщин» и др.).
    Журналы различаются и по другим параметрам, например:
    — по периодичности выхода (ежемесячники, еженедельники);
    — по особенностям «языка» и методов работы (журналы научные,
    литературные, научно5популярные, «визуализированные», дайджесты и др.).

    82
    Главные соображения при создании модели конкретного издания,
    при определении его ниши в журнальном сегменте периодики связаны с уточнением интересов потенциальной аудитории. Очевидны такие направления интересов, как социальные, профессиональные и личные
    (включая образовательные, эстетические, рекреативные, коммерческие).
    Соответственно, различаются журналы:
    — социально ориентированные (причем с разной степенью социаль5
    ной включенности: политизированные, сбалансированные, нейтральные);
    — личностно ориентированные.
    Рассмотрим подробнее, какие издания тут возможны.
    Îñîáåííîñòè ìîäåëåé èçäàíèé
    â ñâÿçè ñ èíòåðåñàìè è ïîòðåáíîñòÿìè àóäèòîðèè
    Аудитория крайне разнообразна и в возрастном, и в социальном от5
    ношении, что корректирует ее запросы, основные интересы. Уточ5
    ненные знания о «своей» аудитории основываются на мониторин5
    гах, учитывающих пол, возраст, уровень обеспеченности, соци5
    альный статус и пр.
    Большой круг интересов:
    — социальные;
    — духовные запросы.
    Малый круг интересов:
    — профессиональные;
    — приватные (здоровье, самообразование, досуг, хобби, интимная сфера, мода, кулинария и пр.);
    — частные интересы в сфере хозяйствования, повседневно5коммер5
    ческих забот.
    I.Социальные интересы и духовные запросы «человека обществен5
    ного» могут быть представлены в журналах как в широком тематичес5
    ком спектре, так и в суженном.
    Широкая тематика
    Массовые журналы общественнополитической направленности
    — Общенациональные еженедельники новостей.
    — Городские журналы.
    — Массовые журналы, посвященные проблемам духовной культуры.
    Общественнополитические и культурологические издания с
    уточненным адресом
    1. Ориентированные на «группу особого интереса»:
    — партийные;
    — молодежные;
    — для общественно5активных женщин;
    — национальные и др. журналы.

    83 2. Ориентированные на определенный (повышенный) интеллекту5
    альный уровень аудитории:
    — журналы политики (например, «Политический журнал», ежене5
    дельник «Новое время»);
    — журналы политики и экономики (например, «Власть»). Это не отраслевые, но тематически профилированные издания, ориентирую5
    щиеся на широкий круг читателей, интересующихся проблемами поли5
    тики и экономики;
    — информационно5аналитические еженедельники;
    — ряд научно5публицистических и культурологических изданий,
    вбирающих также и социально5общественную тематику.
    Суженная тематика
    Журналы, отражающие общественные интересы и культурные
    запросы социальных групп (пенсионеры, малоимущие, ветераны и т.д.);
    профсоюзные издания, пресса милосердия, экологическая журнальная периодика (сплетающаяся с общественно5политической и культуроло5
    гической).
    II. Профессиональные интересы в журнальном сегменте рынка пе5
    риодической печати представляют как издания для профессионалов,
    передающие сугубо специальные знания, так и журналы расширенной аудитории для людей, только осваивающих профессию либо связанных с ней по общей социальной ситуации (компьютерное дело, автомоби5
    лизм, садоводство), для любителей и просто интересующихся. Профес5
    сиональные интересы аудитории отражают журналы:
    — научные;
    — научно5практические (специализированная профессиональная пресса);
    — деловые (бизнес5пресса);
    — корпоративные;
    — обучающие и справочно5рекомендательные;
    — журналы полезных профессий (например, «компьютерная пресса»).
    III. Личные (приватные) интересы. Запросы человека не «в мас5
    се», но «каждого в отдельности» отражаются в журнальной периодике ярче и точнее, чем в газетах. В поисках стрежня для модели новых изда5
    ний обнаруживаются все новые и новые основания, связанные с диф5
    ференциацией приватных интересов и запросов наших современников.
    — Познавательные интересы и запросы самообразования удовлет5
    воряют научно5популярные, познавательные журналы, «семейные»
    и др.
    — Духовные запросы, связанные с проблемой самостояния лич5
    ности, отражают массовые журналы религиозно5просветительского толка, историко5просветительские, эзотерические; отчасти журналы

    84
    «стиля жизни» и некоторые массовые рекомендательные (например,
    разрабатывающие тему психотренинга).
    — Эстетические интересы — средоточие деятельности литератур5
    но5художественной журнальной периодики и массовых журналов ис5
    кусств.
    — Частные коммерческие интересы поддерживают справочно5реко5
    мендательные, рекламные журналы и некоторые издания «престиж –
    прессы».
    — Личные увлечения — стимул к деятельности все новых хобби5
    журналов, изданий фан5клубов и пр.
    — Интересы досуга представлены разными вариантами развлека5
    тельной («досуговой») прессы, включая специализированные («До5
    суг»).
    Рекреативная журнальная периодика дает, к примеру, такие ответ5
    вления:
    — «полезный досуг» (досуговые журналы «для семейного чтения»,
    пресса путешествий, журналы профессий тайн и приключений: архео5
    логия, история, океанология, этнография…);
    — «пресса для чтения на бульваре» (пресса детектива, пресса тайн и ужастиков, журналы фантастики);
    — «культурный досуг» (журналы5телегиды, киножурналы, популяр5
    ные и справочные журналы5гиды по театрам и музеям); отдельная боль5
    шая группа — музыкальные журналы для массовой или локальной ауди5
    тории;
    — спорт как досуг, модные развлечения и как образ жизни (журна5
    лы типа «Экстрим», журналы футбольных фанатов…);
    — ночные городские развлечения (журналы5гиды по ресторанам и казино, клубные журналы);
    — пресса слухов, сплетен, скандалов;
    — «интим5пресса»;
    — «пресса мечты» («глянец», «гламур»);
    — пресса «невыдуманных историй»;
    — объединенные варианты.
    Нельзя не отметить журнальные издания смешанных интересов.
    Например, тип «городской журнал» совмещает социальные и рекреа5
    тивные интересы. Так называемые «пестрые журналы» могут и забав5
    лять, и служить «гидами», и давать познавательную и социально ори5
    ентирующую информацию.

    85
    «Îáùåíèå» ÷èòàòåëÿ ñ æóðíàëîì
    Успех издания зависит и от правильного представления об особен5
    ностях потребления журнальной информации. Интересны исследо5
    вания по специфике восприятия информации в зависимости от вре5
    мени и обстановки. Есть журналы для чтения быстрого, поверхност5
    ного, а есть такие, которые рассчитаны на чтение обстоятельное;
    одни предпочтительны для чтения индивидуального, другие — для
    «семейного».
    Возможны варианты:
    — вдумчивое чтение;
    — перечитывание (возвращение к информации из5за необходимо5
    сти ее усвоить либо из5за того, что информация носит справочный ха5
    рактер, как, например, в журналах5«телегидах»);
    — «разглядывание» (повторное знакомство, удовольствие от дизай5
    на, иллюстраций, оформления «визуализированных» специальных и досуговых изданий);
    — пролистывание (чтение в парикмахерских, салонах красоты, в до5
    роге…).
    Соответственно планируемым условиям восприятия информации,
    имея в виду особенности неспешного чтения, или чтения, которое мож5
    но отложить, или рассеянного чтения (пролистывания), уточняется объем, формат, дизайн журнала.
    Ïåðèîäè÷íîñòü æóðíàëîâ â ñâåòå îñîáåííîñòåé
    èíôîðìàöèè è óñëîâèé îáùåíèÿ ñ àóäèòîðèåé
    В целом, как уже говорилось, специфика журнала как типа издания связана с замедленной периодичностью. Но характер «замедления»
    и его смысл могут быть различными.
    Ежемесячники — исторически опорный периодический вариант.
    И сегодня они остаются ведущей группой. Доля ежемесячных журна5
    лов в общежурнальном сегменте рынка велика – свыше 60 % всей рос5
    сийской журнальной продукции. Если говорить о типах журналов5еже5
    месячников, то это преимущественно:
    — научные;
    — профессиональные специализированные;
    — научно5публицистические;
    — научно5прикладные технического характера;
    — культурологические;
    — качественные журналы досуга (в основном, «стиля жизни», как
    «Карьера» или «Домовой»);

    86
    — литературно5художественные и общественно5политические;
    — «толстые» журналы по искусству;
    — некоторые научно5популярные;
    — для семейного чтения.
    Это именно те журналы, которые предлагают либо познавательную
    (внеоперативную) информацию, либо образную (вневременную, цен5
    ную саму по себе, как журналы литературно5художественные, журна5
    лы по искусству), либо информацию углубленно5аналитическую, ко5
    торая должна «отстояться» во времени.
    Как правило, еженедельники — объемные издания (свыше 100 стра5
    ниц), оформленные «книжкой» или имитирующие формат «альбома».
    Из5за большого объема возникает забота о точном ориентировании чи5
    тателя: изобретаются удобные варианты маркировки разделов («тетра5
    док»), например цветные «закладки»5маячки (когда каждый раздел высвечивается определенным цветом).
    Некоторые научные журналы5альманахи, а также издания «сезон5
    ные» и «пестрые» (например, «Мулен Руж») дают информацию такого свойства, что ее обновление вполне допустимо не чаще 6 раз в год.
    Еженедельники сохраняют связь с событийной информацией, хотя,
    в основном, препарируют ее. Самые «быстрые» журналы сильны преж5
    де всего своими обзорами, панорамой фактов и акцентом на то, что по прошествии нескольких дней стало яснее. В них сохраняется эффект
    «живого события» (в отличие от ежемесячников).
    Предполагается, что событие «отстоялось», однако не «остыло» со5
    всем. Повторное внимание к факту позволяет подчеркнуть его значе5
    ние или приблизить камеру к наиболее ярким его деталям. Событие для еженедельника — повод, толчок для более масштабного выступления в аналитическом либо образном ключе (репортаж, интервью, «портрет события», «персона недели»).
    Работа еженедельников — «селекция» новостей недели, некий рей5
    тинг (какие события оказались действительно значимыми, а какие —
    прошли почти бесследно). Факты предстают как «Симптомы» или как
    «Версия» (так или примерно так называются ведущие рубрики ежене5
    дельников). Прослеживается развитие ситуации, выявляется характер движения «от факта» и его перспективы. Оперативное комментирова5
    ние — наиболее заметная жанровая линия. Основной предмет изобра5
    жения — цикл «семь дней».
    Ведущие группы еженедельных журналов:
    — массовые еженедельники новостей;
    — политические, политико5экономические, аналитические и инфор5
    мационно5аналитические еженедельники «для интеллектуалов»;

    87
    — телегиды;
    — справочно5рекомендательные журналы;
    — досуговые глянцевые;
    — «кроссвордные».
    Все они плотно насыщены рекламой.
    Еженедельники успешно сочетают журналистскую сторону работы с рекламной (по5рекламному зазывают, по5журналистски ориентиру5
    ют в событиях и проблемах совсем свежих, в темах недели). Характер5
    но совмещение репортерской, публицистической и рекламной вырази5
    тельности текста с мощным воздействием «изожурналистики» и «ви5
    зуальной рекламы»: фотографий, рисунков, коллажей. Практически все еженедельники — это иллюстрированные журналы, поскольку важны наглядность и «личностный» оттенок в освещении событий.
    Объем еженедельников невелик. Почти «газетный» формат боль5
    ших полос удобен для сопоставления несколько материалов сразу. Из5
    дания строятся так, чтобы была сразу видна тема номера («событие не5
    дели», «лицо недели»), под которую обычно отводятся центральный разворот и красочная обложка. Необходимо осознание строгой функ5
    циональности формата издания. Очевидно, что по5разному «работают»:
    — книжный формат большинства ежемесячников;
    — альбомный формат некоторых журналов по искусству;
    — «газетная полоса» цветного еженедельника;
    — карманный формат дайджестов и пр.
    Точный выбор периодичности, формата, объема — следствие верного позиционирования потребительской ниши издания, залог его успеха.
    Æóðíàëû è ðûíîê
    Правовое закрепление частной собственности отразилось на судь5
    бах российских журналов гораздо серьезнее, чем это можно было предположить. Выжить по законам рынка удалось не всем прежде востребованным журналам, точнее, очень немногим. Сегодня мож5
    но говорить об исчезнувших типах российских журналов прошлого столетия: партийных, комсомольских, о крушении типа «толстого»
    журнала (литературно5художественного и общественно5политичес5
    кого, отступившего в скромную нишу специализированного изда5
    ния или журнала «по интересам»).
    Устоявшие типы журналов, востребованных как в советскую эпоху,
    так и сейчас, почти не изменившие своих традиционных моделей:
    — научные;
    — научно5практические;
    — научно5популярные;

    88
    — профессиональные;
    — специальные и массовые журналы по искусству.
    Новые типы периода перестройки:
    — массовые специализированные по общему интересу (например,
    первоначальный «ликбезовский» вариант журнала «Деньги»);
    — досуговые издания;
    — клубная периодика;
    — телегиды;
    — «интим5пресса»;
    — рекомендательные журналы услуг;
    — эзотерическая пресса;
    — «глосси».
    Перспективные типы изданий, продолжающие развиваться:
    — почти все вышеперечисленные, за исключением «интим5прессы»
    и эзотерики, интерес к которым заметно спал;
    — издания «новой волны»: информационно5аналитические ежене5
    дельники, журналы экономики и политики, историко5публицистичес5
    кие («Родина») и культурологические издания (среди которых есть жур5
    налы и «от философии» — научно5публицистические, и «от искусства» —
    художественно5публицистические, и «от литературы» — литературно5ху5
    дожественные); четко позиционированные журналы («для интеллектуа5
    лов», «для техно5маньяков»), в основном популярные компьютерные и другие научно5прикладные журналы технического характера;
    — журналы национальных и религиозных объединений;
    — журналы5приложения к газетам (например, «Театрал» и «Экс5
    трим», издаваемые газетой «Новые Известия», «Weekend» газеты «Ком5
    мерсантъ», «Форум» газеты «Ведомости», или оригинальный журнал
    «Домой!», издаваемый «Газетой»);
    — обновленная группа научно5популярных журналов.
    Постепенно происходит и обновление сегмента «глосси»5лицензи5
    онных глянцевых журналов. Уже не будучи привлекательным сам по себе как западная новинка, «глянец» сегодня предлагает на российском рынке новые модели. Во5первых, расчет на рекламоемкость и «раскрут5
    ку» новых журналов связан с выдвинувшимися в фокус внимания на5
    учной популяризацией («GEO», «Древо познаний»), культурологией,
    интересом к духовной жизни общества, своего окружения, собственной духовной жизни. Так появилась русская версия французского журнала с мировым именем «Psychologies» — весьма успешная попытка сделать читателями «глосси» тех, то глянец недолюбливает, — интеллектуаль5
    ную публику, предпочитающую внутреннюю жизнь формальным при5
    знакам успеха. Во5вторых, обновленный «глянец» — это новые идеи,
    прежде не предлагавшиеся (или проявлявшиеся слабо). Например,

    89
    ежемесячный журнал карманного формата «JOY» издательского дома
    Burda нашел такое основание для модели, как «радость жизни» (пози5
    ционирован как «журнал хорошего настроения» с девизом «С улыбкой обо всем», что программирует ироничный, легкий стиль и публикаций,
    и оформления). Примерно этот же ход был еще раньше опробован оте5
    чественным журналом «Домовой», достаточно престижным и отнюдь не легковесным. Его лозунг «Только хорошие новости», например, был интересно обыгран в случае вынужденной задержки выхода журнала;
    редакция обратилась к читателям, и смысл извинений был таков: в тре5
    вожные дни антидемократического путча все мы конечно же помогали своим коллегам из других изданий, а теперь, когда все обошлось, «мы снова можем сообщать только хорошие новости»….
    Все еще, несмотря на, казалось бы, чрезмерное обилие изданий кон5
    курирующих западных издательских домов, остается не до конца насы5
    щенной такая ниша глянцевых журналов, как «журналы для женщин»
    и «журналы для мужчин». Внутренняя дифференциация, новые пред5
    ложения идут по линиям как разделяющим, так и сближающим жен5
    щин и мужчин («здоровье», «любовь», «особые интересы», «однополая любовь», «карьера», «семья»). Учитываются и новые веяния. Так, в свое время женские «журналы для домохозяек» почти незаметно выделили из своей среды издания для «хозяек» (с рекомендациями, как обращать5
    ся с прислугой и как лучше организовать удовольствие от покупок). В то время как другие журналы подбадривали молодых и честолюбивых: «все в ваших руках!» («Cosmopolitan»), учили быть находчивыми, яркими,
    дерзкими вопреки не очень выгодным стартовым условиям. Затем по5
    явились журналы «для деловых женщин» с темой карьеры. Не раз воз5
    никала идея, не разделяя богатых и бедных, «домашних» и «служащих»,
    выпускать женский журнал «для всех», опираясь на такие объединяю5
    щие темы, как дом, семья. Затем в этом же качестве попробовали тему
    «интеллект»; один из проектов, осуществленных западными инвесто5
    рами в 2005 г., прошел под лозунгом: «Модно быть умной!» (Журнал
    «Madam Figaro»).
    Обновляются издания «престиж5прессы» («глянец для богатых»);
    журналы «роскошного стиля жизни», например, такие как всемирно известный «Wаllpaper». Красивые и непомерно дорогие, они стараются выглядеть качественными и в плане содержания.
    Ðàñïðîñòðàíåíèå æóðíàëüíîé ïåðèîäèêè
    Современный журнал доходит до читателя двумя традиционными путями — по подписке и в розницу. И конечно, существенно раз5
    личны системное общение (когда можно, к примеру, читать роман с

    90
    продолжением в литературно5художественном журнале или следить за разворачивающейся дискуссией в общественно5политическом еженедельнике) и вариант «киоска» — фрагментарного знакомства,
    возобновления интереса от случая к случаю.
    Как и за рубежом, в России сформировались четыре группы изда5
    ний, распространяющихся преимущественно по подписке:
    — профессиональные журналы;
    — специализированные журналы (как и газеты);
    — общественно5политические еженедельники (и журнального, и га5
    зетного типа);
    — популярные массовые журналы5ежемесячники (напимер, «Здо5
    ровье»), хотя их специфика такова, что большая половина тиража все же идет в розницу.
    В розницу распространяются в основном:
    — массовые еженедельники;
    — глянцевые журналы.
    Во всем мире распространены общенациональные издания больших тиражей и малотиражные журналы «специального интереса». В системе нашей прессы этот баланс нарушен. Следуя, в целом, общим тенденциям мировой прессы, российская периодика отличается и своеобразием, неко5
    торые черты которого — явное наследие советского прошлого. С подпис5
    кой, например, на местные журналы дело обстоит плачевно — всего 1%
    против 20% подписки на центральные журналы в регионах (тогда как, на5
    пример, в Америке городской журнал — один из самых востребованных типов изданий). У нас же нормальный баланс установился лишь в от5
    ношении газет (центральные — 24%, краевые и областные — 28%, рай5
    онные и городские — 27% в общероссийском подписном тираже).
    Особенно заметно в первые годы нового столетия увеличивалась рыночная доля (лидирующие тиражи, успешное распространение) еже5
    недельников5телегидов, журналов о кино, женских и развлекательных
    («досуговых»). В последующие годы некоторые успешные развлека5
    тельные («пестрые») издания при сохранении тиражей уменьшали свои объемы.
    В принципе журналы с их особенностями объема, дизайна, возмож5
    ностями иллюстрирования более, чем газеты (даже «толстушки»), при5
    способлены для подачи рекламной информации. Среди разнообразия жур5
    налов выделяются особо «рекламоемкие» издания (например, «глосси»,
    для семейного чтения, научно5популярные, для женщин, для мужчин, «пре5
    стиж5журналы», городской журнал). Самые прибыльные с точки зрения распространения и рекламы — солидные глянцевые журналы. Начавший5
    ся в 2001 г. интенсивный рост рекламных поступлений в прессу вызвал бум на рынке качественных глянцевых журналов, длившийся почти пять

    91
    лет. Одновременно ускорилась селекция этого рынка: на 2004 г. «гля5
    нец» — это около 600 журналов так называемого общего спроса.
    В последние годы вслед за рекламодателями издатели журналов обращают все большее внимание на подростковую аудиторию. Пока еще явно недостает изданий для молодежи. Кризис подписки, на которой держались издания для подрастающего поколения, неэффективность управления ими, неразвитость рекламного рынка для данного типа
    СМИ привели к утрате прежних позиций. Популярные в прошлом жур5
    налы не сумели составить конкуренцию новым изданиям. Как следствие,
    ведущие западные издательские дома, представленные в России свои5
    ми дочерними структурами, начали активно выводить на наш рынок издания, ориентированные на подростков и молодежь 13–18 лет («Cool»
    и пр.). Побудительной причиной стало изменение стратегии большин5
    ства крупных рекламодателей, пришедших к выводу, что эта возраст5
    ная группа оказывает очень сильное влияние на формирование приори5
    тетов потребления и семейных бюджетов.
    По сходным причинам обозначился рост числа научно5прикладных журналов технического характера (например, компьютерные издания типа
    Enter и др.), опять5таки ориентированных, преимущественно, на молодежь.
    Как следствие, на современном российском рынке детско5юноше5
    ской периодики доминирует развлекательная пресса западного стандар5
    та (75% от тиража всех юношеских изданий, выходящих в стране).
    Кроме молодежных, нестабильное положение на рынке занимают городские и юмористические журналы, для семейного чтения, для ма5
    лых социальных групп, национальные издания.
    Журналов много. На некоторых направлениях — даже слишком, есть некоторое перепроизводство с точки зрения структуры читательских интересов, реальных потребностей и возможностей потребителя. Проис5
    ходит это по разным причинам, но в основном из5за неудовлетворительно5
    го позиционирования изданий, низкого их качества и неумения приспосо5
    биться к реальным обстоятельствам рыночной экономики. В одних случа5
    ях издатели стремятся предельно расширить аудиторию. Например, если предположить, что один экземпляр каждого номера «Вокруг света» чита5
    ет как минимум три человека — семья, получается, что с учетом его сред5
    них тиражей общее количество читателей приближается к миллиону. Это дает редакции основание считать свое издание общенациональным. В дру5
    гих случаях речь может идти, напротив, о необходимости «сузить» ауди5
    торию, позиционируя свое издание более точно. Однако почти всегда встает вопрос о рекламоемкости издания. Мало создать качественный продукт, необходимо заинтересовать им потенциального читателя и рек5
    ламодателя, суметь внедрить в сети распространения, продать его.

    92
    При выводе нового издания на рынок успех возможен, если грамот5
    но выбрана потребительская ниша, продуманы стратегия и тактика ра5
    боты. И в центре общественного внимания, и в выигрыше оказываются лишь те издания, которые сумели сформировать свои целевые аудито5
    рии, предоставив читателям информацию, отвечающую их потребно5
    стям.

    93
    ÊÓËÜÒÓÐÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÆÓÐÍÀËÛ
    Спектр российских культурологических журналов расширяется ежегодно. Не только столичные проекты, блещущие новизной, находят новых читателей, но и вновь создаваемые региональные издания при5
    влекают внимание читающей аудитории как в своих регионах, так и за их пределами.
    Основной корпус культурологических изданий составляют:
     журналы, которые избрали основными темами философию куль
    туры, историю культуры, искусствознание;
     «журналы для интеллектуалов», т.е издания нового поколения,
    которые наряду с общественно5политическими, политологическими и социологическими темами большое место отводят социокультуре, по
    литической культуре, моральному дискурсу в политике, истории рус
    ской гуманитарной мысли и проблемам интеллектуальной свободы;
     журналы обозрения российских и зарубежных изданий по фило5
    софии, политологии, социологии, психологии, этнографии;
     обращенные к широкому кругу читателей, журналы культуровед
    ческого характера о кино, театре, музыке, живописи, об архитектуре и других видах искусства;
     новый тип изданий — корпоративные: журнал одного музея, куль5
    турного центра; посвященный творчеству одного писателя, философа и т.д.;
     традиционные и новые литературно художественные, публицис
    тические, литературоведческие, литературно критические и литера
    турно исторические журналы;
     историко краеведческие, просветительские журналы;
     журналы академические, научные по гуманитарным областям зна5
    ний.
    В 1990 г., на переломе эпох
    1
    , в Москве вышел первый номер журна5
    ла «Человек».
    1
    Не только для отечественной истории те годы стали переломными. Американс5
    кий социолог, автор книги «Конец знакомого мира» (М., 2002), профессор Йельского университета Иммануил Валлерстайн утверждает, что 1989 г. подвел итоги определен5
    ной политико5культурной эпохи. Этот год связывает с разрывом исторических времен —
    их политической и эстетической радикальностью — и один из ведущих французских философов Жак Рансьер. См. гл. его книги: Кризис в эстетике // Критическая масса.
    2005. № 2. С. 72.

    94
    Пятнадцать лет спустя можно вспомнить о том, что по обществен5
    ному интересу гуманитарные проблемы в начале 1990 гг. уступали раз5
    ве что публикациям о «правде отечественной истории». Появление журнала, посвященного различным проблемам человека, создание Меж5
    ведомственного центра наук о человеке, Института человека Россий5
    ской академии наук было вполне в духе того времени. С благодарно5
    стью вспомним первого главного редактора журнала «Человек», ини5
    циатора создания Института человека академика И. Т. Фролова
    (1929–1999), сумевшего услышать и ответить на этот вызов времени.
    Он думал и писал о том, что ключевым, критическим и даже дефицит5
    ным для нашей страны ресурсом остается человек, способный наращи5
    вать и реализовывать собственный потенциал.
    Множество научных центров, которые во главу угла ставили про5
    блематику человека, выросло за эти годы в разных регионах России и странах СНГ. Так же быстро возникла поросль журналов, для которых
    «Человек», несмотря на малый тираж (сейчас — 1000 экз.), проклады5
    вал дорогу и к новой проблематике, и к иному российскому читателю.
    Издания новейшего поколения называют сегодня журналами для ин
    теллектуалов,или культурологическими...
    В 2005 г., по бедности Академии наук, сам Институт человека лик5
    видирован, и эта акция в высокой степени символична, но журнал про5
    должает выходить. За минувшие годы на его страницах выступали вид5
    ные деятели гуманитарных и естественных наук и дисциплин — фило5
    софы и физики, математики и этнографы, антропологи и генетики,
    историки науки и техники, историки культуры. Это издание представ5
    ляет новую модель в системе наших печатных СМИ: междисциплинар
    ный научно популярный журнал. Учредителем издания выступает Рос5
    сийская академия наук, ее Президиум. Аудитория получает качествен5
    ную, достоверную информацию о новейших достижениях в разных отраслях научных знаний. Их популяризацией занимаются сами уче5
    ные. Читатель журнала тоже, скорее всего, так или иначе связан с нау5
    кой или иным родом творческой деятельности.
    Ориентация журнала на новую аудиторию выразилась в его стиле,
    визуальной и текстовой составляющих. «Человек» избрал современный имидж —иллюстрированное, с яркой обложкой и вкладками многоцвет
    ной печати издание. Сотрудники редакции используют весь журналист5
    ский инструментарий: броский заголовок, интересные рубрики, привле5
    кающие внимание врезы.
    «Человек» первым заговорил о необходимости гуманитарной эк5
    спертизы новейших научных достижений (расшифровка генома чело5
    века, опыты со стволовыми клетками, появление в век компьютерных технологий так называемого постчеловека и др.). Рубрика «Гуманитар5

    95
    ная экспертиза» стала постоянной на многие годы. Человек — вот мера всем новациям и переменам. Ученые предостерегают общество от опас5
    ности применения поспешных технологий; отстаивают новую точку зрения на соотношение природного и социального; говорят о том, что индивидуальное существование человека и «притязания культуры» на него нуждаются в новом понимании.
    Междисциплинарный подход к изучению природы человека в пос5
    ледние десятилетия ХХ в. помог становлению новых целостных взгля5
    дов на него и культуру. В познании культурной деятельности человека наука восходила от одного уровня к другому: от общефилософского к
    социофилософскому и, наконец, к культурологическому.
    Термин «культурология» для обозначения новой науки, восприня5
    тый от структуралистов (И. Уатт, 1917–1999), в 1990 гг. неспециали5
    стам был не слишком знаком. Сегодня чуть ли не каждый вуз считает нужным преподавать эту дисциплину. А тогда событием в Москве ста5
    новились междисциплинарные научные конференции «Этика и наука будущего», открытие философского колледжа в составе Российского открытого университета, который предлагал новые специальности: по философии науки, культуры, систематологии, социальной философии,
    глобальным проблемам современности.
    Возникали одно за другим культурологические периодические из5
    дания.
    Высшая школа экономики (государственный университет) в 1991 г.
    учредила журнал по философии и прагматике культуры «Логос». Ин5
    тересны многие его тематические номера, в том числе о демократиях в современном мире, состоянии высшего образования в России.
    В 1994–1998 гг. в Петербурге выходил философско5исторический журнал «Русское самосознание». Там же в 1990 гг. появился и один из первых частных элитарных журналов «Реальность и субъект» тиражом
    400 экз. Один из тематических номеров он посвятил «человеку погра5
    ничья» как знамению времени. «РиС» напечатал интервью с писате5
    лем, живущим в трех культурах — литовской, русской и польской, очерк об известном математике, внесшем значительный вклад в развитие фи5
    лософии, и другие эссе.
    Некоторые новые российские культурологические издания исполь5
    зовали в качестве модели западноевропейские и американские журналы
    для интеллектуалов. Они в то время впервые становились доступными научной и культурной элитам, журналистской корпорации. Вспомним созданные по тем моделям и концепциям «Новый Акрополь: филосо5
    фия, психология, наука, искусство» (учредитель Культурный центр
    «Новый Акрополь»), «Аrbоr Mundi: Международный журнал по теории и истории мировой культуры», который начал издавать Российский гу5

    96
    манитарный университет, и некоторые другие периодические издания.
    Но, как мы попытались показать на примере журнала «Человек», суще5
    ственна была эволюция взглядов самой нашей отечественной науки на запросы современного человека и культуру в ее целостности.
    В конце 1990 гг. и начале нового века осуществлены новые журналь5
    ные проекты «Антропологический форум», «Дискурс», «Со5Общение:
    технологический журнал для гуманитариев», «Вопросы культуры»,
    «Культуры в диалоге» (Екатеринбург), «Культурная жизнь Юга Рос5
    сии» (Краснодарский университет), «Синий диван» и др.
    Один из тех журналов, что создают условия для диалога между оте5
    чественными и западными интеллектуалами по широкому кругу акту5
    альных проблем, требующих неспешного, теоретически осмысленного исследования, носит эпатажное название «Синий диван» (в 1910–
    1918 гг. интересный «Синий журнал» издавался В. Кугелем, но вряд ли
    «Синий диван» имеет к нему отношение). Темы электронного издания —
    современные философия, искусство, кинематограф в особенности, про5
    блемы визуальности культуры и масс5медиа. Его сотрудники говорят,
    что это издание для тех, кто любит современность, но не любит спе5
    шить. Статьи авторов из России, Франции, Чехии, США, Германии,
    Италии публикуются здесь на языке оригинала и в переводе.
    «Антропологический форум» имеет русский и английский вариан5
    ты. В информационном обществе такой тип издания не вызывает воп5
    росов.
    У каждого из новых проектов — свое лицо. Журнал «Полигнозис»,
    который выходит с 1998 г. в издательском доме «Новый век», позицио5
    нирует себя как философский и культурологический. Подчеркивая на5
    учный характер своих публикаций, он претендует, кроме того, на «ме5
    татеоретический уровень научного рассмотрения наиболее общих и мировоззренчески значимых проблем современного мира и общества».
    Авторы, представляющие РАЕН, обращаются к неординарным иссле5
    дованиям и методикам, по утверждению журнала, «новаторским и не5
    традиционным». О гуманитарных экспертизах речь идет редко. «Поли5
    гнозис» регулярно публикует материалы на темы религии.
    Это заставляет задумываться о том, что некоторые из культурологи5
    ческих журналов предпочитают чисто информационной функцию форми5
    рования общественного и духовного сознания. Это, быть может, правомер5
    но в нынешнем мире, где категория информация давно начала вытеснять категорию знание. Насколько решение подобных задач дается каждому изданию в отдельности — другой разговор. Во всяком случае, нельзя не заметить появления в этом ряду христианских журналов о культуре.
    Ежемесячное христианское издание «Истина и жизнь», учредите5
    лем которого является частное лицо, выходит с 1990 г., тираж 2500 экз.

    97
    Жизнь за истекшие полтора десятилетия не была легкой для журнала,
    но он выстоял, имеет подписку и постоянных читателей.
    С 2005 г. «Фома: православный журнал для сомневающихся» стал выходить в полноцветном формате, тиражом 16 тыс. экз., при финансо5
    вой поддержке Федерального агентства по печати и массовым комму5
    никациям. В попечительском совете — ректор МГИМО(У,) член5кор5
    респондент РАН А. Торкунов, известные телеведущие Ю. Вяземский,
    И. Демидов, представители научного фонда «Связь поколений». Жур5
    нал одобрен Издательским советом Московского Патриархата. И все5
    таки его, как «Истину и жизнь», отнести к журналам конфессиональ5
    ным в строгом смысле слова, на наш взгляд, не просто. Тем более, если принять во внимание, что «Истина и жизнь» пишет не только о право5
    славных, но и о верующих других конфессий. Эти издания можно на5
    звать религиозно5философскими. В их проблематике значительное ме5
    сто занимают литература и искусство. Оба они хорошо иллюстрирова5
    ны в духе времени и близки к кругу культурологических.
    В России журналами для интеллектуалов называют также полито5
    логические и социологические периодические издания нового поколе5
    ния. Наряду с основными темами: общественно5политическими, поли5
    тологическими и социологическими — они отводят место на своих стра5
    ницах социокультуре, политической культуре, моральному дискурсу в
    политике, истории русской гуманитарной мысли и проблемам интеллек
    туальной свободы. К этим изданиям могут быть отнесены «Новое лите5
    ратурное обозрение: теория и история литературы, критика и библио5
    графия», «Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре»,
    «Апология: ежемесячный гуманитарный журнал», «Вестник Европы —
    ХХI: журнал европейской культуры», «Отечественные записки: жур5
    нал для медленного чтения», теоретический и публицистический жур5
    нал «Свободная мысль—ХХI», «Космополис: журнал мировой полити5
    ки», «Полития: Анализ. Хроника. Прогноз», «Вестник общественного мнения», «Россия в глобальной политике», «Pro et Contra», «Общая тетрадь», «Индекс: Досье на цензуру», «Критическая масса», «Интел5
    лектуальный форум: журнал интеллектуальной провокации», «Номер»
    (интеллектуальный журнал новых левых), «Интелрос —Интеллекту5
    альная Россия» и др.
    На страницах ежемесячного гуманитарного журнала «Апология» пред5
    ставлен широкий спектр проблем и мнений, присутствуют почти все темы,
    по которым идут сегодня наиболее оживленные дискуссии и в других рос5
    сийских журналах для интеллектуалов. Обсуждаются, к примеру, амери5
    канские гуманитарные интервенции и российские приоритеты в культуре,
    понятия свободы в современной политической философии. Многие ста5
    тьи написаны «по материалам зарубежных СМИ».

    98
    «Апология» рецензирует западные журналы, публикует статьи са5
    мих европейских интеллектуалов. «Свободная мысль — ХХI» последние годы активно публиковала интервью с известными политическими де5
    ятелями, интеллектуалами Запада.
    Между разными по характеру и направлениям журналами идут те5
    матические переклички о природе современного терроризма, милита5
    ризации средств массовой информации, об этнонационалистическом дискурсе в публичной политике и в СМИ.
    Если воспользоваться привычной типологизацией, то эти издания надо причислить к научно5публицистическим. Адресованы они читате5
    лям нового поколения: консультантам различных политологических и социологических фондов, университетской научной молодежи и отчас5
    ти тем, кого принято именовать policy planners и decision makers, т.е.
    тем, кто уверен, что делает политику и принимает решения. К властной элите обращается, к примеру, журнал «Полития» (1000 экз.) Инфор5
    мированность его экспертов действительно уникальна.
    Многие из журналов для интеллектуалов использовали современ5
    ную западную модель журналов обозрений, что, как тип издания, для нашей журналистики не так уж нова. С 1973 г. ежемесячно, в течение двух десятилетий, выходило, например, «Литературное обозрение», как литературно5критическое издание по проблемам многонациональной культуры страны. Оно было рассчитано на широкий круг читателей,
    интересующихся литературой, к чему наиболее близок по содержанию нынешний обзорный журнал Российской государственной библиотеки
    «Обсерватория культуры».
    Как первая ласточка среди изданий для новых интеллектуалов по5
    явилось «Новое литературное обозрение — НЛО» (главный редактор
    Ирина Прохорова). Дизайн и полиграфическое исполнение сразу вы5
    делили его среди отечественных журналов предыдущей эпохи. Изда5
    ние открыто заявило, что обращено к совершенно новой читательской аудитории — либерально настроенной и достаточно состоятельной (из5
    дание дорого), которая интересуется достижениями теории, истории литературы и, не в последнюю очередь, западными исследованиями в этой области. Его редакция сегодня располагает собственным издатель5
    ством, которое оперативно выпускает переводные и русские книги по политологии, философии, социологии, антропологии.
    В круг изданий «НЛО» с 2001 г. входит журнал «Неприкосновен5
    ный запас: дебаты о политике и культуре» (периодичность — 6 раз в год). Он ведет рубрики «Либеральное наследие», «Культура политики»,
    «Политика культуры», «Обзор журналов», «Новые книги». Тему «Ин5
    теллектуалы в недодемократиях»(2003. № 1/27), представленную в ста5
    тьях: «“Старая” интеллигенция и “новые” интеллектуалы. Грузинский

    99
    опыт», «Исторический тупик интеллектуалов в Турции», «Роль интел5
    лектуалов в изменении Мексиканской политики: 1994–2002», значи5
    тельно расширяют горизонты обсуждения. Интересной была дискус5
    сия об исторической памяти как особом предмете научного изучения и осмысления, возникшая в связи с 605летием Победы над фашистской
    Германией.
    Последний в 2005 г. выпуск «НЗ» (№ 6/44) был посвящен столе5
    тию революции 1905 года. Российские СМИ устроили некий заговор молчания вокруг этой даты, будто такого события и не было в отече5
    ственной истории. Редакция так объясняет читателю обращение к этой теме: «Для нас было важным попытаться извлечь события 1905–1907 гг.
    из5под глыб февральской и октябрьской революций. Попытаться взгля5
    нуть на этот опыт социальной борьбы как на опыт, незаслуженно оттес5
    ненный за кулисы истории...». Номер включил публикации российских историков, юристов, социологов о конституционных революциях в Рос5
    сии ХХ в., первой русской революции и мусульманах, об участии евре5
    ев в той революции, о высшей школе при старом и новом режимах,
    школьных учебниках по истории.
    Статьи зарубежных исследователей событий 1905 г. — Абрахама Аше5
    ра (США), Конрада Зелинского (Польша ), Ютты Шерер (Франция), Ми5
    шеля Тисье (Франция) — и рецензия на книгу английских историков
    Дж. Смеле и Энт. Хейвуда «The Russian Revolution of 1905», вышедшую в
    2005 г. в Лондоне, сделали замысел и публикацию юбилейного журнала очень убедительными, как и размышления о природе студенческих и мо5
    лодежных волнений во Франции французских журналистов.
    Первый номер «НЗ» за 2006 г. посвящен молодежной политике,
    молодежному движению в России. «Неприкосновенный запас» регу5
    лярно рецензирует книги нового издательства «Европа».
    Журнал5обозрение «Критическая масса» выходит с 2002 г. 4 раза в год. Учредил и выпускает его фонд научных исследований «Прагмати5
    ка культуры». Издание рецензирует литературные новинки, книги по философии, истории, политике, филологии. Второй номер за 2005 г.
    обозревал русскую прозу так называемого premium5класса. В нем опуб5
    ликовано интервью с писателем М. Шишкиным, получившим за роман
    «Венерин волос» премию Национальный бестселлер 2005 года. Здесь же комментарии к выходу в России дневников М. Кузмина, своеобраз5
    ные заметки о фильме А. Учителя «Космос как предчувствие», а в руб5
    рике «Феноменология современности» познакомил читателей с главой из новой книги французского философа Жака Рансьера «Кризис в эс5
    тетике». В ней автор попытался дать ответы на вопросы: что такое тер5
    рор, консенсус, права человека, авангард, понятие «другой»? И нако5
    нец, на всеобщий, не только русский, вопрос: «Что делать?».

    100
    Некоторые из новых изданий, при всех пристрастиях либерального толка, использовали традиционную для русской журналистики модель
    «учено5литературного журнала» и родословную пытаются отсчитывать от Н. М. Карамзина и А. А. Краевского. Отдающие предпочтение эко5
    номической и политической тематике «Вестник Европы: журнал евро5
    пейской культуры» и «Отечественные записки: журнал для медленно5
    го чтения» наряду с историко5экономическими очерками публикуют киносценарии, документальную прозу, стихи и литературно5критичес5
    кие обзоры.
    Так называемые «корпоративные журналы» — новый для нашей современной журналистики тип издания. Это журнал одного музея,
    университетский журнал, посвященный творчеству одного писателя, и другие в этом роде. Корпоративными их можно признать по способу финансирования и организационой деятельности.
    В конце ноября 2005 г. в Петербурге вышел первый номер «Эрми5
    тажа». Это совместное издание известного государственного музея и издательского дома Independent Media. На его страницах публикуются обзоры выставок и рецензии на книги об искусстве, интервью с извест5
    ными деятелями культуры и проблемные статьи, новости с аукционов.
    Выходит он также на английском языке («Hermitage») и распространя5
    ется в США, Великобритании, Канаде, Нидерландах. Такой проект, да еще в блестящем глянцевом исполнении, невозможно не заметить.
    Но это — не первый в череде подобных культурных проектов недав5
    него времени. «Антропологический форум» с 2004 г. издает Музей ант5
    ропологии и этнографии им. Петра Великого совместно с Европейским университетом в Петербурге и Оксфордским университетом. Журнал объединяет этнографов, фольклористов, лингвистов, историков куль5
    туры и музееведов.
    Еще ранее военно5исторический журнал «Новый часовой» (Петер5
    бург) сумел организовать представительства редакции в США, Канаде,
    Италии, Франции, Испании, Финляндии. Он поддерживает связи с ар5
    хивами Севастополя, Вологды, Екатеринбурга, Новгорода, Ростова5на5
    Дону, Мариуполя.
    С 1993 г. Благотворительный фонд сохранения и развития культур5
    ных ценностей «Дельфис» издает одноименный журнал. Темы его пуб5
    ликаций — философское, культурное и художественное наследие семьи
    Рерихов.
    Международный Центр5музей им. Н. К. Рериха обзавелся недавно собственным журналом «Культура и время».
    Московский музей современного искусства, по инициативе З. Це5
    ретели, использовал бренд журнала «Декоративное искусство». В но5
    вом формате и новом статусе музейного издания он выходит с 2003 г.

    101
    Первым в череде корпоративных культурологических журналов стал в 1992 г. «Мир Паустовского» — собственный просветительский жур5
    нал Московского литературного музея — Центра К. Г. Паустовского. То был уникальный опыт. Центр вместе с редакцией проводит конферен5
    ции, вечера, встречи, выставки, театральные премьеры в Рязани, Тарусе,
    Харькове, Севастополе, Одессе, Кабардино5Балкарии, Москве. Журнал организует литературные конкурсы молодых, ведет клуб «Золотая роза»,
    собирает все, что пишет пресса о К. Г. Паустовском и писателях его кру5
    га, об Александре Грине, Максимилиане Волошине, Льве Кривенко.
    В Костроме выходит литературно5философский журнал «Энтеле5
    хия», посвященный творчеству русских философов В. В. Розанова и
    П. А. Флоренского. Выпущено 11 номеров. Издает его Костромской го5
    сударственный педагогический университет при поддержке департамен5
    та по культуре областной администрации. Круг авторов и читателей —
    исследователи творчества этих философов из самых разных городов
    России.
    В г. Иваново с 2001 г. существует российский междисциплинарный журнал социально5гуманитарных наук «Интеллигенция и мир». Изда5
    ют его Ивановский государственный университет, Министерство на5
    уки и образования РФ, межвузовский Центр гуманитарного образова5
    ния по политологии, политической культуре и мировой политике, а так5
    же научно5исследовательский институт интеллигентоведения (есть такой!). Он исследует проблемы: интеллигенция в современном мире,
    вузовская интеллигенция, современное студенчество, интеллигенция и здравоохранение, отношение интеллигенции к религии и церкви.
    В 1993 г. Московский государственный педагогический универси5
    тет начал выпускать журнал «Развитие личности». В 1998 г. Санкт5Пе5
    тербургский государственный университет и Институт социологии
    РАН — «Журнал социологии и социальной антропологии».
    Костромской, ивановский, петербургский и краснодарский журна5
    лы не похожи на традиционные университетские «Вестники», «Труды»
    и «Записки» по гуманитарным наукам. Это именно журналы с харак5
    терными особенностями публицистических. Главная трудность — от российских академических до региональных изданий — в организации сети распространения. Из5за дороговизны подписки и почтовых отправ5
    лений журналы остаются недоступными читателям других регионов, а тиражи — минимальными.
    Почти все культурологические журналы выходят ничтожными для нашей огромной страны тиражами. Даже если их финансируют доста5
    точно богатые общественные фонды, тиражи не превышают 3–5 тыс.
    экземпляров. Правда, многие расширяют читательскую аудиторию за счет электронных версий. Однако это — не эквивалентная замена жур5

    102
    налов по искусству, да и тех, что пишут, к примеру, о философии куль5
    туры и маркируют себя как «журнал для медленного чтения».
    Но новые технологии, используемые журналами для интеллектуа5
    лов, уже оказали влияние на традиционные наши издания. Литератур5
    но5художественные и публицистические журналы «Новый мир», «Кон5
    тинент», «Знамя» все чаще используют свои страницы для разнообраз5
    ных обозрений нового типа. «Новыймир», кроме привычных рецензий и литературно5критических обзоров, публикует «WWW5обозрение», «CD5
    обозрение. Звучащая литература», «Библиографические листки», обозре5
    ния периодики, «Театральные впечатления», кинообозрения разных авто5
    ров. «Знамя» имеет раздел «Наблюдатель» с рубриками «Книжные серии»,
    «Фестивали», «Выставки», «Ни дня без книги», «Предъявите контекст!».
    «Континент» обозревает тему религии в художественной литературе. «Оте5
    чественные записки» печатают обзоры «Медиаландшафт: 1991–2003»
    (2003. № 4). Журнал прикладного киноведения «Кинограф» ведет лето5
    пись рецензий под рубрикой «Анналы», фильмографию немых, американ5
    ских фильмов определенного периода и т.п.
    В ноябре 2005 г. в продаже появился первый номер просветительс
    кого издания «Человек без границ» (тираж 7000 экз.). Этот «тонкий»
    журнал Культурного центра «Новый Акрополь» приглашает к диалогу и размышлениям «тех, кто стремится глубже понять, как устроен мир...
    кому чувства добрые важнее материальных благ... кто любит приклю5
    чения, тайны и загадки, для кого всегда горит зеленый свет на перекрест
    ках культур». На обложке обозначен тот же круг тем большого культу5
    рологического издания: философия, психология, история, наука, искус5
    ство. И это значит, что новый тип издания пришел к массовому читателю. Он отличается от привычного нам журнала с универсальной тематикой («Огонька», к примеру, или нового московского журнала
    «Человек. Культура. Город») определенной духовной направленностью.
    В последние годы, как никогда ранее, стали заметны деление рос5
    сийских СМИ на массовые и элитарные издания, а также разделение самой российской культуры на массовую и элитарную. Это разграниче5
    ние идет так активно, что поневоле задаешься вопросом: а существуют ли еще единое культурно5историческое время и единый контекст куль5
    туры нынешней России?
    Еще одна тенденция становится заметной: на рынок изданий по культуре устремился западный капитал. Об «Эрмитаже» и некоторых других музейных периодических изданиях уже упомянуто. На любом уличном развале вы можете приобрести очередной выпуск «Художе5
    ственной галереи». На русском языке появилось около 80 номеров это5
    го общедоступного издания. Его издатель и учредитель — De Agostini
    UK Ltd.,London.

    103
    Вот «Art Council. Художественный Совет» (Петербург). Ведут его акционерное общество «Гамма» с F&W Publications, inc. USA и Fostport,
    inc. USA. Это журнал о творческих технологиях и прикладного харак5
    тера публикаций о художественных материалах. Тот же издательский дом затеял выпуск журнала для родителей и педагогов «Оранжевое сол5
    нце», с девизом «Все дети — талантливы». Ниша изданий для будущих потребителей красок, кисточек, альбомов выбрана весьма удачно.
    В прошлом году появился первый в России журнал о художественном рынке «ARTDIGGER». В Москве выходит молодежный проект совре5
    менного искусства «WORLD ART Музей — WAM». Все они прекрасно изданы, интересны по содержанию. Реклама в них ненавязчива, но яв5
    ляется их серьезной составляющей.
    В Москве проходит обкатку «Аction! weekly: еженедельный жур5
    нал о кино и о тех, кто его делает». Он пишет главным образом о кино5
    прокате, рекламирует кинокамеры, американскую видеопродукцию.
    Еженедельник имеет специальных корреспондентов в Лос5Анджелесе,
    Нью5Йорке и Киеве.
    Рекламно5информационным «Афише» и «Досугу» серьезную кон5
    куренцию составил еженедельник «Time Out—Москва: лучшие развле5
    чения недели», выходящий по понедельникам. (Существует и «Time
    Out—Петербург».) На 170 страницах с цветными фотоснимками «плот5
    но утрамбованы» анонсы кинопремьер, обзор репертуара театров, рас5
    писание концертов и спортивных состязаний, анонсы новых музыкаль5
    ных альбомов, обзор книг, лекций и экскурсий, программа популярных телеканалов, реклама новых ресторанов, казино, спортклубов, саун и элитных клубов. Анонсирование событий культурной жизни столицы сопровождается интервью со «звездами». Тут же разделы «Ночная жизнь», «Гид по гей5Москве» с подробной классификацией типов лиц с нетрадиционной ориентацией, конкретные адреса клубов и уличных тусовок геев и лесбиянок, переводные, многозначительные по стилю эссе, якобы «культурно5философские», о сексуальных склонностях нар5
    команов, потребляющих тот или иной вид наркотиков.
    Издательский дом «Собака», который ведет «Time Out», явно ис5
    пользует модель «с чужого плеча». Она, надо признать, очень выигрыш5
    на по дизайну и удобна для читателя. Но под целлофановой упаковкой прорастают «дички» всеядного и агрессивного масскульта. Его настой5
    чиво прививают к традиционному стволу отечественной культуры та5
    кие издания, как «Time Out», перенимающие весьма успешные, с ком5
    мерческой точки зрения, но далеко не лучшие западные проекты.

    104
    ÄÅËÎÂÀß ÏÐÅÑÑÀ
    Ñîöèàëüíàÿ ôóíêöèÿ äåëîâîé ïðåññû
    Системная трансформация в России в 1990 гг. привела к возникно5
    вению новых социальных групп и общностей, в частности — дело5
    вого сообщества, т.е. людей, занятых в управлении общественным производством, в бизнесе. Информационные потребности новой со5
    циальной общности вызвали к жизни новый тип коммуникаций. Ме5
    ханизмом их осуществления является деловая пресса. Ответом на эти потребности стал стремительный рост целого рода прессы —
    деловых изданий. В его недрах вызревают новый тип журналисти5
    ки, новые профессиональные стандарты. Следует различать два принципиально разных вида деловых коммуникаций.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17


    написать администратору сайта