Задание к экзамену по дисциплине Русская нравственноаскетическая письменность xviii начала xx вв. Вопросы к экзамену
Скачать 242.06 Kb.
|
Святость как мученичество Особое значение свт. Димитрий придавал подвигу мученичества. По наблюдениям Павла Хонзинского, «Тема мученичества вообще является лейттемой всего богословского наследия святителя, так как неразрывно связана у него с темой народного горя и темой любви, ибо „несть истинная любовь, аще без креста, аще без страдания за любимаго“». Христос пострадал за человечество, Мать Его душой страдала, наблюдая мучения Своего Сына и Бога. Христос на кресте усыновил Своей Матери в лице апостола Иоанна всех христиан, и потому закон мученичества распространяется на всю Церковь: «несть сын Марии, иже не мученик». Страдания Церкви продолжают и дополняют страдания ее Главы… Это не обязательно должны быть страдания за Христа, но обязательно во Христе». Мученический подвиг может быть различным. Это и страдания за исповедание Христа, но это и страдания в уподобление Христу, как у Бориса и Глеба. Простой народ, страдающий от побоев и поборов, для Ростовского митрополита есть буквально «новые страдальцы, страстотерпцы и мученицы!». К ним он обращает следующие слова: «Терпите, вы есте новые последних сих времен мученики. Святость и чудеса Святые уподобляются Христу не только в страданиях, но и в способности творить чудеса. И святость для свт. Димитрия тесно связана с чудесами и чудесным. Здесь можно не приводить многочисленные случаи чудесных происшествий из «Книги житий святых», достаточно сказать, что они так или иначе встречаются почти во всех житиях. Однако описание чудес святых никогда не было центральным для житий свт. Димитрия, при необходимости подробные описания чудес прижизненных и посмертных сокращались, оставлялись только те, которые имели наставительное значение для читателя. Святой — на границе миров святой не только находится на пересечении трех миров: человеческого, божественного — Неба, и диавольского — преисподней, но активно взаимодействует с ними. Поэтому святые у свт. Димитрия постоянно встречаются с духовным миром: им являются Сам Господь, Божия Матерь, ангелы и святые, но также и являются и бесы. Вокруг них происходят чудеса, как божественной, так и демонической природы. Пахомий Великий, один из столпов египетского монашества, родился в семье идолопоклонников, но уже с детства, прежде Крещения, противостоял демонам: изблевывал идоложертвенное, а когда его ребенком привели в языческий храм, то статуя божества замолчала; разгневанный жрец объявил родителям: «Почто приведосте семо врага богов наших». Позднее, когда Пахомий, уже будучи монахом, шел по пустыне, ему был глас от Бога, чтобы он остался на месте, где сейчас находится, и основал здесь обитель. После чего иноку явился ангел в виде схимника и вручил на «дщице» устав иноческого и постнического жития. После кончины святые как бы связывают Небо и землю: они молятся о мире, посещают храмы, сооруженные в их честь, и заботятся об украшении этих храмов, не оставляют своего отечества в беде. Святым Бог поручает особо заботиться о людях: так, Иоанну Предтече был поручен Симеон Дивногорец, Иоанну Богослову — Андрей Юродивый, вмч. Георгию — Феодор Сикеот, ап. Варфоломею — Иосиф Песнописец. Примечательно, что места, подтверждающие заботу святых о мире, часто выносились в заметках на полях «Книги житий святых», т. е. именно эту идею считал особо важной для читателя преосвященный автор. Такое понимание связи святости и чудесного можно считать одной из причин того, почему свт. Димитрий включал в свои жития те описания (прежде всего из Макарьевских миней), которые более критически настроенные авторы (например, те же болландисты, чьи тома с критическими замечаниями свт. Димитрий использовал при работе над своей «Книгой житий святых») считали невероятными. Святость и внешнее самая внешне праведная жизнь может быть неугодна Богу, и это делает её бесполезной для спасения. Например, самолюбие приражается к самовольным подвигам и оставляет горделивого деятеля без плода. Наоборот, истинная духовная жизнь приводит на Небо даже тех людей, которые на поверхностный взгляд кажутся далеки от праведности. В «Книге житий святых» существует «тема тайного, скрытого от всех служения Богу», в котором внешняя жизнь человека находится в контрасте с внутренней. Это проявляется в житиях юродивых, а также суровых аскетов, удалившихся от людей и ставших похожих внешне на диких зверей, наконец — христиан, вынужденных тайно исповедовать свою веру. Как пишется в житии блаженного Исидора Твердислова, «Содевахужеся и иная от него чудеса, но в явления неприидоша, ибо якоже его добродетельное аки под спудом образом юродства таимо бе, сице и чудодеяния его таино совершахуся». Святость и «внутренний человек» Первый — они знают своего Пастыря — Христа Спасителя. Знают — значит, верят и любят. А любовь проявляется в устранении от грехов и незамедлительном покаянии. Второй признак — исполнение заповедей Господних. Третий признак: ничто не может отторгнуть истинных овец от руки Пастыря, они хранят верность Богу в скорбях и искушениях — это и есть важнейшие черты святого «внутреннего человека» для свт. Димитрия. Любовь к Богу и ближним «Внутренний человек в клети сердца своего уединен и молящеся втайне» — это общедоступное изложение учения об умной молитве. Человек двояк: внешний и внутренний, внешний молится устами, внутренний — умом. Душа, естественно, стремится к Богу как к своему Создателю, и ничто иное её не может «упокоить», соединиться с Богом можно только «крайней сердечною любовью». Чтобы возбудить в своем сердце такую любовь, нужно часто молиться, возводя ум к Богу. Святость только при условии правой веры и в лоне Церкви Святость ипокаяние Поскольку святость зависит от состояния «внутреннего человека», то раскаянный грешник, переменивший свою жизнь, не просто избавляется от грехов, он соделывается уже праведником и святым. В «Книге житий святых» есть целый ряд примеров того, как деятельное покаяние грешника превращало его в святого (св. Евдокия, св. Мария Египетская и много других). Вообще, упоминание свт. Димитрием необходимости совершения дел покаяния следует понимать именно в этом контексте, а не в тридентском. Повествование свт. Димитрия о святости одновременно сохраняло дух церковного Предания, отвечало на вопросы, которые ставило перед православными христианами Новое время, и вместе с тем было созвучно чертам характера славянских народов. Возможно, в этом и есть тайна того, почему «дух Четий-Миней», по словам Ф. М. Достоевского, столь распространен в русском народе, а свт. Димитрий Ростовский стал «писателем, имевшим громаднейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы» Свт. Димитрий Ростовский и Ф.М. Достоевский (29) Наследие свт. Димитрия Ростовского оказало ощутимое влияние на формирование богословских идей Достоевского. В письме брату Достоевский пишет, что читает в крепости «Четьи-Минеи» свт. Димитрия Ростовского. Мученичество – главный акцент Димитриевский Миней. В «Келейном летописце» Димитрия также отчетливо звучит тема народного страдания, оттененная мыслью о святости земли и крестьянского труда. Повествуя о создании Адама, святитель подробно выписывает толкование св. Амвросия Медиоланского, проводящего параллель между рождением Адама ветхого и Адама нового — Христа: «…якоже Адам от земли девы создан бысть, сице Христос от Марии Девы рожден есть». Правда, эта земля была проклята после грехопадения Адама «в делах его» и осуждена на то, чтобы «рождать тернии и волчцы» (Быт 3. 18). Однако праведный Ной уже после потопа своими молитвами и жертвами испросил у Бога для проклятой земли благословение. Тот же Ной изобрел соху, лемех и плуг и придумал, как пахать землю на волах. Свт. Иоанн Златоуст, продолжает святитель Димитрий, считал земледелие нужнейшим из всех человеческих искусств, ибо всякому человеку «хлеб в начале к препитанию требователен равне». За сим похвала земледелию окончательно переходит в похвалу земледельцам, из числа которых в древности выходили и праведные властители земли. Однако, как тогда, так и теперь не следует бежать в пустыню, ибо прославляются христиане не бегством, а мученичеством. В текстах святителя Димитрия и Достоевского общего гораздо больше, чем можно было бы объяснить случайным совпадением: * Если свт. Димитрий не мыслит любви без страдания, то, конечно, с ним согласен и Достоевский, ведь важно следование данному во Христе идеалу, заключающемуся в исполнении заповеди «возлюбить человека как самого себя». * Если безгрешно земледелие и свята земля у свт. Димитрия, то и Достоевский часто говорит нечто очень похожее о таинственной силе и святости земли, способной нравственно переродить живущего и трудящегося на ней человека. Если девственная земля в приводимом святителем толковании св. Амвросия таинственно подобна девственному чреву Преблагословенной Девы, то не так уж странны и загадочны слова старицы из «Бесов»: «Богородица — великая Мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость». * Если христианское общество — corpus christianorum — приобретает у святителя Димитрия вполне конкретные черты сословия крестьян (т.е. христиан) — мучеников, то совершенно очевидно, что это сословие мучеников вполне идентично народу-богоносцу Достоевского. Христос через крест усыновил всех мучеников и страдальцев. Вопрос о происхождении страданий и мотивации любви является пунктом расхождения между свт. Димитрием и Достоевским. Мотив страданий для свт. Димитрия - желание подражать Христу в невинности Его страданий; для Достоевского — переживание своей вины перед всеми и всем. Мотив вольного страдания ради подражания Христу у свт. Димитрия сменяется у Достоевского мотивом страдания, обусловленного виной перед тварью. Церковное учение, следственно, настаивает на том, что всякая наша вина друг перед другом и перед тварью в конечном счете восходит к вине перед Богом, Которому и должно приносить покаяние. Достоевский в свою очередь размещает акценты иначе. Мысль о всеобщей личной виновности всех перед всеми (а отсюда и о покаянии прежде всего перед людьми, а не перед Богом) — одна из самых важных для него и одна из самых настойчиво повторяемых им. Достоевский не знает печали ради Бога, но лишь печаль ради твари, и как будто именно потому, что не знает вины перед Единым Безгрешным, но лишь вину перед безгрешной тварью. Вопрос страданий Достоевский в «Карамазовых» стремится решить в рамках не столько теоцентрического, сколько антропоцентрического подхода, иными словами — в рамках гуманистических парадигм Нового времени. Основные вехи служения и духовный облик свт. Тихона Задонского (2,3,4) Тихон Задонский (Тимофей Соколов) 1724-1783. Родился в семье бедного псаломщика, Новгородской губернии, рано потерял отца, получил фамилию Соколов в семинарии Новгорода. Был назначен учителем греческого языка и риторики. В 1756 г. постригся в монашество, в следующем году стал директором Тверской семинарии. В 1761 г. был хиротонисан в епископа Ладожского, затем переведён в Воронежскую епархию. Она была крайне обширна и бедна, паства была незнакома с азами христианства и была склонна к языческим предрассудкам. Литературная деятельность свт. Тихона делиться на 2 периода: архиерейский период с 1763-1767 гг., и задонский период 1767-1783 гг. Архиерейский: Литература: проповеди, послания изречения. Он отмечал неграмотность и нравственный упадок духовенства. Первая проповедь «О сборе ставленников» призыв выбирать людей доброго поведения. Написал пособие «Должность священничества». Уделял вопросам осуществления таинств и борьбе с пьянством. Пшиет инструкцию семинаристам, где говорит, что на служение надобно смотреть как на подвиг и служение ближним. Пишет поучения для монахов: просит напоминать себе об обетах. Проповеди разделяются на нравообличительные и нравоучительные. В первом случае обличает нравственные состояния воронежского духовенства и мирян. «Увещевание к воронежцам об уничтожительном празднике «Ярило»», «Слово о сырной седмице». Во втором случае раскрывает христианское учение и воспитание христианской нравственности. Проповеди читал простые со стилистической точки зрения, и апеллирует к повседневным занятиям. По воскресеньям утвердил катехизаторские дни, где сам проповедовал и призывал к этому священство. Наиболее значительное произведение «Плоть и дух» основное содержание чего включает рассказы о тех пороках, что могут таковыми не являться на первый взгляд. Такие тяжелые труды подорвали его слабое здоровье и Синод удовлетворил его прошение об удалении на покой в задонский монастырь, где вёл простую уединённую жизнь. Посещал ежедневные службы, пел и читал на них. Приступы тоски и уныния беспричинно одолевали святителя. В монастырский период жизни он занимался написанием сочинений: «Книга об истинном христианстве» 2 ч., «Письма келейные», «Письма посланные», «Сокровища духовные из мира собираемые» Корпус сочинений свт. Тихона Задонского. Нравственно – аскетическая проблематика в письменном наследии свт. Тихона Задонского (общая характеристика) (2,3,4) 1-сочинения на архиерейской кафедре(1763-1767). Проповеди, послания, церковно-административные документы. Инструкция «Что семнаристам должно соблюдать», где ключевая идея – смотреть на служение не как на заработок, но как на служение Христу – «Грамота без страха Божия , как безумному меч». Пишет наставления для монашествующих, что нужно напоминать себе обеты об обетах, данных при постриге и проговаривать их перед трапезой. Письменно сохранились 42 проповеди, остальное делал устно. Проповеди:1-нравоболичительные(дают картину нарвов общества), 2- нравоучительные (раскрывают «соль» христианского учения, связывают его с практической жизнью). По форме проповеди различны : слова, беседы, краткие наставления. 2- сочинения на покое (1769-1783). Фундаментальный труд «Об истинном христианстве» в 2х частях. Согласно священнику Павлу Хондзинскому, цель главного труда свт. Тихона «Об истинном христианстве» — «не столько изложить вероучение, сколько дать наставление в христианской жизни. Истинность христианства… полагается прежде всего в нравственном и духовном возрождении… Объектом полемики, следственно, являются не ложные истины, но ложные христиане». Для правильного понимания призвания и соответственного поведения в жизни христианина пишет святитель фундаментальную работу «Об истинном христианстве». Причем следует указать на то, что эта работа направлена именно на такое изложение истин христианства, которое должно помочь сознательному восприятию и приятию основных положений христианского вероучения верующим человеком: работа имеет четкую логичную структуру, каждое положение, взаимосвязанное с другими положениями, раскрывается через основательную доказательную базу, снабженную многочисленными примерами, запоминающимися сравнениями и выводами. Прежде всего, он подчеркивает, что ищущий духовной мудрости, через что только и возможно спасение, должен постоянно обращаться к Слову Божьему, потому что там заключено все богатство этой мудрости. В обосновании данного утверждения святитель Тихон приводит оригинальные сопоставления: «Как идущим по пути или делающим что-либо нужен свет чувственный, так идущим к вечной жизни и пребывающим в подвиге веры и благочестия нужен светильник слова Божия, чтобы не уклониться на путь нечестивых. И как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабеть и, ослабев, не исчезнуть, так подобает каждый день укреплять душу духовной пищей слова Божия, чтобы ей, от голода истаяв, не ослабеть и не погибнуть» книга «Сокровище духовное от мира собираемое» отражает его духовный облик. В виде сборгика из 177 самостоятельных статей, где размышляет о предметах веры по поводу слов и изречений. весь окружающий мир — природный и социальный — творение Бога, поэтому он представляет из себя один большой пример Божьего действия и присутствия. Святитель предлагает внимательнее отнестись к данному факту и воспитывать душу на многочисленных примерах проявления Бога в мире. Так, в природном мире основаниями для размышлений свт. Тихона становятся такие явления как сам мир, солнце, вода, дерево, весна, животные и другие, в социальном — семья, разного рода должности, простые высказывания людей по тому или иному жизненному поводу. Обращаясь к теме получения человеком разного рода знаний и обучения его художествам и наукам, святитель подчеркивает то, что главной наукой для христианина является сама его жизнь. Основными составляющими христианской науки для человека святитель считает познание Бога, воздержание и умерщвление страстей и похотей, любовь к ближнему и упование на помощь Божью1 Письма - посланные 46 штук (ответы его духовным чадам по разным вопросам, например-утешение в печали), Письма - келейные 123 штуки. Не для определенных лиц, но рассуждения во время богомыслия. Своего рода цельное сочинение, где между отдельными письмами есть связь, письма продолжают друг друга. Главный призыв – «Спасайся!». В «Келейных письмах» святителя, написанных в духе единого произведения, он продолжает все темы, которые рассматривает в своих главных работах. Так, отвечая на вопрос, что есть вера истинная, свт. Тихон указывает, прежде всего, на два признака: вера истинная должна быть верою живою, то есть подтверждаться благими делами и укрепляться через покаяние. Он особенно подчеркивает тот момент, что лишь через истинное покаяние, «которое заключает ненавидение греховного жития, и за то истинное сокрушение и жаление очищает сердце», естество человеческое приготовляется к вере Христовой. Покаяние ведет к изменению внутреннего состояния христианина, которое святитель определяет как «мира сего презрение», то есть отказ от всего преходящего, в том числе славы, чести, богатства и обращение сердца к вечности. Чтобы произвести такое изменение состояния, святитель советует, во-первых, «познать бедное сердца состояние», во-вторых, «нужно чтение Божия слова и прочих христианских книг», и, наконец, в третьих, нужно «размышление о действиях и движениях, от сердца происходящих». К земному богатству, дарованному человеку, свт. Тихон советует относиться следующим образом: «1) Благодари Богу…2) Не прилагай к нему сердца твоего…3) Употребляй богатства не на прихоти мирския и плотския…4) Снабдевай тем нищих, убогих, храмы святые и служащих в них, училища, богадельни…5) Не гордись, не возносись богатством, понеже не твое…». Другой темой келейных писем стала тема богопознания. Здесь святитель сразу обращает внимание на неразрывность познания и веры, а также действия согласно Божьим заповедям. Все эти три элемента — познание, вера, действие — в богопознании взаимосвязаны: «Чем кто более познает Бога, — подчеркивает свт. Тихон, — тем более Его боится и любит, тем усерднее волю Его исполняет «Наствление христианское» - известное сочинение изначльно для семьи Ростовцевых, а позже сделал его общим для всех христиан.(христианин должен помнить об обетах и поступать так, как хочет Бог). «Краткие нравоучительные слова» - 27 штук. |