Главная страница
Навигация по странице:

  • Свт. Тихон Задонский о грехах клеветы и осуждения и о добродетели милосердия (на материале работы «Об истинном христианстве») (32)

  • О грехе клеветы

  • противодействия

  • О милости к ближнему

  • Задание к экзамену по дисциплине Русская нравственноаскетическая письменность xviii начала xx вв. Вопросы к экзамену


    Скачать 242.06 Kb.
    НазваниеЗадание к экзамену по дисциплине Русская нравственноаскетическая письменность xviii начала xx вв. Вопросы к экзамену
    Дата30.03.2022
    Размер242.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаZdor_ekzamen_1_semestr_magistratura.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #428991
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

    Учение свт. Тихона Задонского об истинном христианстве: общая характеристика. Библейское учение об образе Божием в человеке как основа для представлений свт. Тихона о христианской нравственности (2,3,30,31)


    Прот. Павел Хондзинский. Два труда об истинном христианстве – святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт (общая характиеристика)
    Сам Арндт определяет структуру своей книги этапами духовной жизни: покаяние – большее просвещение (размышление, молитва, крест) – соединение со Христом посредством любви – этим этапам соответственно посвящены у него I, II, и III книги, в IV же показано как Писание, Христос, человек и вся природа согласны между собой. Однако он не столько систематик, сколько проповедник, а потому во всех разделах книги возвращается не раз к любимым мыслям. Он исходит из того, что в каждом христианине уживаются два человека: ветхий (плотский) и новый (духовный). Один – по рождению от Адама, другой – от Христа. Рождение от Христа совершается верою через слово Божие. «Слово Божие есть семя нового рождения11». Из Ветхого Завета человек познает свой грех и гнев Божий на грешника, отчего приходит в страх и раскаяние. Из Евангелия познает благодать и милость Божию в прощении грехов. Покаяние же есть не только избавление от грубых пороков, но очищение сердца и начало новой внутренней жизни во Христе. Поскольку Дух Святой есть Дух Утешитель, то Он сходит только в сокрушенное сердце. «И когда взираешь в духе на славу Божию, то забываешь о красоте всех тварей... и ни о чем столько не скорбишь, как что оскорблял... такую великую бесконечною красоту и светлость нечистотою своею". Сам по себе человек, если благодать Божия не удержит его, способен только на злое, однако родившиеся во Христе суть новые твари, идущие путем Христовым, то есть во всем последующие Христу. Несмотря на то, что упражнение в добродетелях необходимо, все добродетели мертвы без любви. Не упражняющийся в любви теряет связь с духовным телом Христовым – с Церковью. Итак, истинная вера, а стало быть, и истинное христианство сказывается в страдательном последовании Христу, в подражании Кресту Его, чем достигается очищение от привязанности к миру и страстей, тогда в душе воссиявает благодатный свет, «тогда все делаемое человеком не есть уже его, но Божие дело в нас»25, «ибо только те дела наши суть свет, которые исходят из Бога; и они долженствуют светить во тьме ближнего нашего терпением, кротостию, смирением, утешением и состраданием...»

    Обратимся теперь к труду святителя Тихона.

    Первая книга открывается рассуждением о слове Божием как источнике ведения о христианской жизни. Следующий за сим раздел «О духовной мудрости» в большей своей части посвящен излюбленной теме святителя – умению отыскивать духовный смысл в явлениях и событиях видимого мира. Немощь человеческая в делании добра, грех, покаяние и плоды его составляют содержание последующих частей первой книги.

    Вторая книга в начале своем вновь обращается к вопросу о значении слова Божия как источника евангельской веры во спасение. Вместе с изложением учения о Церкви и Таинстве Крещения (его святитель уподобляет отворяемым ключом веры вратам в Церковь) эти разделы составляют вступление к описанию собственно христианской жизни и плодов ее.

    Свое учение об истинном христианстве он утверждает прежде всего на слове Писания. Слово Божие должно слушать или читать, чтобы познать волю Божию и так обрести вечное спасение.

    Человек рождается плотски и духовно. Плотское рождение ведет человека к самоугождению, а духовное – к угождению Богу. Для угождения плоти человек пользуется плотским мудрованием. Для угождения Богу нужна духовная мудрость.

    Как твари созданы для услужения человеку, так человек должен служить Богу. Отсюда следует развернутое учение о «должностях христианских» по отношению к Богу, самому себе, ближним – как носителям образа Божия и объектам Божественной любви. Христианская работа Богу состоит в истинной и живой вере и подвиге против плоти, греха и диавола. Этот подвиг предлежит всем, кто хочет спастись, независимо от чина и звания.

    Чтобы отвратиться от греха, надо помнить четыре последняя: смерть, суд, рай и ад. В свою очередь, память смертная, соединенная с памятью о крестных страданиях Сына Божия, проповедью апостольскою и пророческою и обличением совести, которая во всем согласна с Писанием, приводят нас к истинному покаянию. Плоды покаяния суть оставление грехов и сердце ново, по обетованию Господню, ибо в истинно кающемся
    Д.В. Мельников. Библейское учение об образе Божием в человеке как основа для интегрального представления о христианской нравственности
    Стержнем всего учения Св. Тихона, всего его творчества является идея восстановления, обновления, возрастания в человеке образа Божия через покаяние и веру. Все сочинения Св. Тихона Задонского посвящены теме греха, добродетели и христианских обязанностей, но стержнем всех его творений является учение о внутреннем обновлении во Христе действием Святого Духа. Образ Божий в человеке Св. Тихон рассматривает как нравственное уподобление свойствам Бога, усваиваемы Богу библейскими текстами. Мы видим, что Св. Тихон, не различая понятий «образ Божий» и «подобие Божие». Человеке, тем не менее, вкладывает в понятие образа Божия в человеке целый ряд смыслов. Христиане, по мнению св. Тихона, должны иметь богоподобные нравы, и воля должна быть «согласована» с волею Божиею». Так мы видим возникновение темы «долженствования», т. е. христианских обязанностей: долг христианина по отношению к Богу — быть Его истинными сынами, т. е. подражать нравам Отца, и развивать себе потенцию Его образа. Св. Тихон указывает на Св. Писание как на подробное описание того, в чем именно состоит образ Божий, разрушенный в грехопадении, образ нового небесного человека, который христиане имеют обязанностью в себе возобновлять, развивать из «наченшегося образа Божия», данного нам в Св. Крещении. Таким образом, Св. Писание (Библия) оказывается важнейшим средством-образцом, согласно которому человек может восстанавливать в себе с Божией помощью образ Божий. Поэтому к важнейшим обязанностям христианина Св. Тихон относит прилежное чтение Слова Божия, а также каждодневное очищении от грехов через веру, покаяние и молитву. Говоря об очищении души через покаяние, святитель делает важное замечание: чем чище душа человека (в нравственном смысле), тем яснее сияет в ней образ Божий — красота души (С. 80). Понимание образа Божия как очищенной красоты души можно объединить в один уровень с образом Божиим как восстановлением естественной способности человека богоуподоблению, это воссоздание природного образа Божия в человеке — естественных сил человеческой природы, отображающих совершенства Бога и делающих человека природой, способной соединяться со сверхприродой — Богом, Первообразом.


    1. Свт. Тихон Задонский о грехах клеветы и осуждения и о добродетели милосердия (на материале работы «Об истинном христианстве») (32)


    В своем труде «Об истинном христианстве», святитель Тихон говорит что «осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
    Далее святитель излагает причины, по которым эти пороки происходят: 1) Бывают от гордости: гордый, возносясь и не терпя, чтобы другой ему равен был, пересуживает и уничижает его, или, желая свои грехи скрыть, на других злословит и клевещет, что бы слышащие думали, что он таких грехов не имеет, в каких ближнего осуждает. 2) Иногда бывают от зависти: поскольку завистливый не хочет ближнего своего видеть в почтении и славе, то и старается честное имя его помрачить, и для того бесчестным именем его порочит. 3) Иногда бывают от злобы: злобный, не имея чем отомстить тому, на кого злится, злословием и оклеветанием славу его помрачить старается. 4) Бывают еще от злой привычки, ревности, нетерпения и прочего.

    Первый грех, который начинает подробно разбирать свт. Тихон, это грех осуждения. Он пишет: «Один Судья – Христос, Сын Божий: «Тому весь суд отдал... Отец Небесный» (Ин. 5:22); Тот всех будет судить без лицеприятия. Его праведного суда и судящие, и судимые не избегнут, и примут все по делам своим. «Всем нам до́лжно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое», – говорит святой апостол (2 Кор. 5:10). Следовательно, кто безумно судит ближнего, тот сан Христов похищает, – что также тяжко и страшно».

    И далее он говорит о том, что «несносно человеку господину, когда раб его перед ним, но без воли его кем-то иным судится и злословится. Всякий человек есть Божий раб – как досадно Богу, когда раба Его перед очами Его су́дим и злосло́вим! Перед очами Его, говорю, судим, ибо Бог везде есть и все видит. Все мы грешники перед Богом. Если в каком-то грехе не находишься, то, может быть, уже был; если не был, то можешь быть; можешь тяжелее согрешить, нежели ближний твой, которого судишь за грех. Ибо общее у всех окаянство. Внутри нас зло кроется. Враги наши в домах наших – страсти наши. Все тем же случаям подлежим. Ближний твой сегодня, а ты завтра то же сделаешь, хотя не делом, так или словом, или мыслью. Без Божией благодати ничего не можем творить, кроме одного зла. Случай и дело это показывает. Часто бывает, что многие являются перед нами грешными, но внутри праведны; для мира безумны, но для Христа мудры. Как, и напротив, многие праведными являются, но внутри грешные, и потому лицемеры. Для мира мудры, но для Христа безумны. Часто худой слух от злобных, завистливых, гордых напрасно проносится, и так осуждаемый часто напрасно терпит поношение. Кто осуждает, сам будет осужден, по слову Христову: «Не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк. 6:37)».

    Ближнему великая обида через то, не иначе, как бы от кого бит был жезлом, да еще и более. Ибо раны телесные скорее заживут, нежели язвы душевные.

    «Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, дабы ты сам не был достоин осуждения. Ибо еще большую примешь казнь, если будешь других обвинять в том, чего и сам не делаешь, и осуждать за тот грех, которому и сам ты подвержен. Если и праведным людям не дозволяется осуждать других, то тем более грешные должны воздержать себя от осуждения».

    О грехе клеветы святитель Тихон пишет следующее: «Какая польза от того, что мы воздерживаемся от птицы и рыбы, когда друг друга угрыза́ем и снеда́ем? Угрыза́ет же и снеда́ет ближнего плоть всякий клеветник и поноситель». «Кто любит клевету, тот служит дьяволу». «Как проповедник истины словом своим многих людей спасает, так, напротив, клеветник тем же словом премногих губит, произнося слова погибельные и метая речи, на погружение человеческое. Притом же не только клеветник тела, но и сами души убивает, когда льстивым своим языком ложные и беззаконные мнения вкладывает в них» (Беседа на Пс. 61). «Не только поноси́ть ближнего, но и других понося́щих его слушать не до́лжно» (Беседа 3 на отшествие епископа Флавиана).

    В качестве противодействия этим страстям свт. Тихон предлагает следующее: 1) Всякому на себя смотреть, и свои пороки и грехи перед глазами положить, и их очищать стараться: ибо за них будет истязан перед судом Божиим, если не покается. Такое рассмотрение собственных грехов не допустит чужих пороков изыскивать. Как немощный, видя свою немощь, заботится о себе, а не о других, так, кто свою душевную видит немощь, старается от нее освободиться, и сперва старается исправить себя, нежели других, сперва бревно из своего глаза вынуть, нежели сучок из глаза брата своего. 2) Помнить, что за осуждение такое сам будет суди́м. 3) Беречься от разговоров непотребных, в которых люди только пересуживаются и то одного, то другого имя и честь терзается. 4) Удаляться от тех, которые привычку эту злую имеют, как от прокаженных, которые злосмрадным своим запахом и другим вредят. 5) Брату падшему или падающему духом любви соболезновать, и от его падения самому осторожно поступать, и за него молиться милосердному Богу, чтобы падшего восставил, а тебе в тот же грех впасть не попустил. 6) Имеющим злую привычку, молиться с Псаломником (т. е. с Пророком и Псалмопевцем Давидом): «Положи, Господи, хранение устом моим» (Пс. 140), – и вышеописанные причины помнить.

    Также в утешение тем, кто терпят клевету и поношение, святитель пишет следующее: 1) Поношение и оклеветание бывает или праведное, или ложное. Праведное, когда мы подлинно в том виноваты, в чем поносят нас, и потому достойное страждем, почему должны исправляться, чтобы поношение упразднилось и ложным стало. Ложное есть поношение, когда мы не виноваты в том, в чем нас поносят: и это поношение с радостью терпеть должно и утешаться надеждой вечной Божией милости. К тому же, хотя в том и не виноваты, в чем поносят нас, но в другом согрешили и потому терпеть должны. 2) Может быть, что сами кого оклеветали и осудили, и потому, какой мерою мерили мы, нам мерится, по словам Господним (Мф. 7:2), и «чем кто согрешает, этим и мучится"  (Прем. 11:17). Язык злоречи́вый злоре́чием и наказывается. 3) Когда иссякла любовь, ненависть и злоба умножилась, друг друга озлобляют, обманывают, поносят, клевещут: чего более и тебе ожидать, кроме озлобления, в такое лютое время? 4) Злоречием и клеветой смиряемся; самомнение, высокоумие фарисе́йское и гордость, как высокий идол, в сердце нашем низлагается. Так дается нам злоречи́вый язык, как «ангел сатаны,... пакости плоти нашей делающий, чтобы не превозносилась», но покорялась духу смирения (2 Кор. 12:7). 5) Прибегай к Святому Писанию, источнику утешения, которое везде терпение ублажает и подкрепляет. 6) Злословие и бесчестие бывает тебе к искушению сердца твоего, которым показывается, что в сердце твоем кроется: кротость или гнев, – таков бывает человек, принявший досаду, каков в сердце имеется. Этот случай тебе представляет, что в сердце твоем кроется: кротость или гнев. Если кротость в сердце имеется, легко стерпишь поношение. Если в сердце имеется злость, от поношения последует огонь ярости и желание мщения, а от злословия – злословие. И так поношение и клевета учит тебя состояние сердца своего познавать и исправлять. 7) Христос, Сын Божий, безгрешный, неповинно терпел всякие поношения и нам «оставил пример, чтобы мы последовали... следам Его» (1 Петр. 2:21). Этому образу следовали все святые. На Христа и подражателей Его святых взирай и подкрепление терпению принимай. 

    О милости к ближнему святитель Тихон замечает следующее:

    «Истинная милость есть плод христианской любви. Сколь же высоко милость превозносится в Святом Писании, и как ублажаются милостивые и творящие дела милости, и тем самым как сильно к этой добродетели поощряемся, читающему Святое Писание видно, так что и Христос, Праведный Судия, этой добродетели плоды превознесе́т на всемирном Суде, и как дорогие сокровища, в избранниках Своих скрытые, и, чтобы они были я́влены всему миру, произнесет, говоря им: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34–36). Ибо какую милость во имя Христово делаем нищим, ту Христос Себе приписывает (Мф.25:40). Как человек из двух частей – тела и души – состоит, так и дела милости, которые ближнему являются, двоякие: душевные и телесные. Дела милости, которые телу оказываем, – голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть и прочее. Дела милости душевные – скорбящего утешить, заблудшего на путь истины наставить, сомневающегося вразумить и прочее. И к той и другой милости обязывает и поощряет нас святое Божие Слово.

    По мнению святителя Тихона, причины, поощряющие нас к душевной милости, следующие: 1)  Требует того от нас спасительная воля Христа, Бога нашего и как бы жажда спасения нашего, чтобы мы как своего, так и ближнего спасения искали, и друг друга к покаянию и богоугождению поощряли. Итак, если кто хочет со Христом едино мыслить, должен как о своем, так и о спасении ближнего заботиться. 2) Требует того честь Христова, чтобы мы друг друга исправляли. Брат брата по плоти увещева́ет, когда видит его бесчинствующим, дабы́ бесчестия отцу и дому их не было. Так должны и духовные братья, то есть христиане, друг друга увещева́ть и отводить от бесчинной жизни, чтобы имя Божие и христианское учение не терпело поношения от язычников. Ибо как «добрым житием христиан славится» (Мф.5:16), так житием «злым бесчестится имя Его» (Рим 2:23–24). Слушай, что апостол пишет Тимофею: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (1Тим 6:1). 3) Требует того братская любовь, дабы брат заблуждающийся не погиб, но на путь истины обратился, в покаяние пришел, и так бы спасение получил. 4) Тогда любовь ко Христу познается, когда не только о своем, но и о ближнего спасении заботимся. Когда Христос по Воскресении вопрошал святого Петра: «Си́мон Ио́нин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» – отвечал Ему Петр: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». И сказал Христос: «Паси агнцев Моих» (Ин.21:15–17). Из этого видеть может любой, как хочет Христос, чтобы друг о друге заботились и друг другу спасение искали; если хотим любить Христа, должны как себе, так и ближнему желать спасения.

    Причины, к телесной милости побуждающие: 1) Создание Божие повелением Божиим всем равно служит. Солнце, месяц, звезды для богатого и нищего одинаково сияют; облака для богатого и нищего одинаково проливают дождь; воздух жизнь богатого и нищего одинаково сохраняет; огонь богатого и нищего одинаково греет; вода богатого и нищего одинаково напаивает; земля богатому и нищему одинаково дает плод. Итак, этим научаемся, что благами мира сего одинаково богатые и нищие довольствоваться должны. Следовательно, плохо делают те, которые богатством мира сего сами довольствуются, а с нищими не делятся им; хуже того делают те, которые не только не делятся своим, но и отнимают у других и себе забирают. 2) Какое ни имеем добро, не свое имеем, но Богом данное нам имеем; оно дано нам не ради нас одних, но и ради ближних наших. Поэтому вверенное нам добро должны мы не при себе удерживать, а с верной братией нашей, требующей во славу Божию, разделять. Следовательно, воздадут Богу ответ те, которые данное Богом добро не разделяют в честь Даровавшего, но или при себе удерживают, или расточают на роскошь и прочие непотребные расходы. 3) Требует того христианская любовь, чтобы над бедным умилосердиться и брату в нужде помощь подать, нагого одеть, и голодного накормить, жаждущего напоить и прочее (Мф.25:35–36). 4) «Милостивые... помилованы будут», по Христову обещанию (Мф.5:7). «Нищий, – говорит свт. Василий Великий, – который просит у тебя, взаймы просит, представляя тебе Богатого на небесах, Который отдаст тебе долг. Ибо сказано: «Милующий нищего, взаймы дает Богу» (Беседа на Псалом 14-й). 5) «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). И немилостивые в огонь вечный отсылаются, как говорит Христос: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:41–43). 6) Требует того закон естественный, чтобы делать ближнему нашему то, чего хотим себе. Сами хотим есть, пить, одеваться, успокаиваться – должны и для братии нашей то же делать. Ибо то же естество, плоть и немощь имеют, какую и мы; так же хотят есть, пить, одеваться, как и мы, и жить без этого не могут. Итак, если кто требующему в нужде отказывает, тогда как имеет, тот и последнюю искру закона естественного потерял, ибо никакого к подобному себе естеству сожаления не имеет, и он не человек, но только внешний образ человеческий носит, а на самом же деле – как зверь, или как камень, который никому никакого плода не приносит, и ни жалостью, ни гласом плача его нельзя подвигнуть. Поскольку сами язычники, естественным законом дви́жимые, над бедными милосердствуют, то христиан не только родство естественное, то есть то, что все мы люди, но и родство духовное к сожалению и милосердию подвигнуть должно; а более всего имя Христово, которое для знающих Его должно быть великим, почтенным и сладким; это христианам не безызвестно, – имя, говорю, Христово, бедным упоминаемое и ради умилостивле́ния предлагаемое, всякую милость и помощь от христиан тому, кто просит, получить до́лжно.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта