Главная страница
Навигация по странице:

  • Институциональная цель науки состоит, по Мертону, в расширении области признанного научного знания.

  • 1. Интегральная социология П. Сорокина. П. А. Сорокин (18891968) общепризнанный классик мировой социологии. Создал социологическую теорию, которую назвали интегральной


    Скачать 0.5 Mb.
    Название1. Интегральная социология П. Сорокина. П. А. Сорокин (18891968) общепризнанный классик мировой социологии. Создал социологическую теорию, которую назвали интегральной
    Дата16.06.2019
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-66.docx
    ТипДокументы
    #81937
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    1.Интегральная социология П.Сорокина. П.А. Сорокин (1889-1968) – общепризнанный классик мировой социологии. Создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Творчество Сорокина в географическом плане подразделяется на два периода – российский до сентября 1922 года и американский. Венцом российского периода социологического творчества Сорокина является двухтомная «Система социологии» (1920). В этой работе автор излагает свое понимание метода, содержания и структуры социологии. Во-первых, он четко формулируют тезис о том, что социология должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и наук «наук о культуре» не может быть и речи. 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть, а всякого рода нормативизм должен быть из нее изгнан. 3) социология должна быть объективной дисциплиной, то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению. 4) если социология хочет быть опытной дисциплиной, она должна отказаться от философствования в смысле создания умозрительных построений. 5) разрыв философствованием означает и разрыв с идеей монизма, то есть сведением любого явления к одному какому-либо началу. Вместо монизма Сорокин провозглашает последовательный социологический плюрализм. Объектом изучения социологии, по Сорокину, является социальное поведение и деятельность людей, социальных групп и структуры общества в целом. Сорокин подразделяет социология на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию, в свою очередь, делят на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социальных явлений. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) – процессы взаимодействие людей иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Сорокин внес большой вклад в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности. Он подчеркивает естественный и неопределимый характер расслоения общества на социально неоднородные страты. На базе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляются не по воле случая, а по необходимости.Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства - миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией». П. Сорокин вводит помимо экономического, еще 2 основных параметра социальной стратификации: политический и профессиональный. Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания).теория социальной и культурной динамики видит истинным субъектом исторического развития глобальную социетальную целостность – «социокультурную суперсистему». Поскольку, по мнению П. Сорокина, фундаментом всякой культуры служит именно ценность, каждая суперсистема имеет аксиологическое (т. е. ценностное) ядро. Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняетсяцивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная (духовные ценности) цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная или чувственная (материальные ценности) цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма. В изучение социокультурного феномена Сорокин включает не только исследование культурной, но и социальной динамики. Сорокин постоянно подчеркивает, что отличия между категориями "культурный" и "социальный" очень условны и относительны. Любая культура существует и объективируется некоторыми социальными группами; и любая социальная группа имеет тот иди иной тип культуры. Теории социальной мобильности и социокультурной динамики послужили основой создания интегральной концепции, разработку которой Сорокин продолжал до конца своей жизни. В этой концепции он соединил разнообразные подходы, используемые в философии, социологии, истории, психологии, культурологии.., подчинив их изучению человеческой деятельности в целом.
    2. Ключевые идеи социологической концепции М. Вебера.

    Макс Вебер (1864-1920) — немецкий экономист, историк, крупнейший социолог. Наиболее известны его работы «Методология социальных наук» (1949) и «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Проявлял интерес к социальным и политическим делам Германии. Его взгляды были критическими, либеральными, антиавторитарными, антипозитивистскими, поэтому его социология называется «понимающей». Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям. По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание».Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.Важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера является понятие идеального типа. Согласно М. Веберу, идеальный тип есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением действительности, скорее он противостоит ей как утопическая конструкция. Он давал возможность понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом. М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий: 1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия; 2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности; 3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей; 4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы «Протестантская этика и дух капитализма». В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда. Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному. Вебер выделяет три типа легитимности: легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе); харизматический, при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать (например — в СССР — распоряжения Сталина); традиционный, при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов). М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной.

    3. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р.Мертона. Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог ТолкоттПарсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Мертон внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике, уделял большое внимание проблеме дисфункций. Основные положения: 1) Общество рассматривается как система; 2) Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей; 3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).Под системой социальных действий Т. Парсонс понимал любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных взаимодействий субъектов и объектов действия. Возникновение системы социальных действий он объяснял процессом институциализации общества. Первоначально взаимодействие субъекта и объекта социального действия происходит в соответствии с имеющимися у них потребностями и культурными образцами поведения. В результате согласования действий возникают определенные нормы поведения, которые в дальнейшем регулируют взаимодействия между индивидами или социальными группами. В качестве упорядоченных и устойчивых норм регуляции взаимодействия действующих лиц выступают социальные институты. Социальная система по Парсонсу, как подсистема общей системы действия, состоит из четырех подсистем, поскольку любая система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия: Система должна быть адаптирована к окружающей среде, то есть в случае социальной системы должна быть приспособлена к особенностям природы человека как биологического организма и как личности, к особенностям физикоорганической среды обитания людей, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает, к особенностям культуры как системы ценностей. Система должна быть саморегулируемой, то есть при изменении в окружающей среде в системе должны вырабатываться цели – направления изменений структуры и функционировать механизмы реализации этих целей. Система должна быть внутренне интегрирована, то есть между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи, и функционирование элементов должно быть скоординированным. Система должна быть структурно стабильной, то есть в состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время. Эти четыре требования обуславливают необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций, которые Парсонс назвал, соответственно, адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание латентного образца. - функция адаптации – приспособление к внешней окружающей среде; - функция целедостижения – удовлетворение личных потребностей; - функция интеграции – обеспечение бесконфликтных отношений; - функция поддержания – воспроизводство структуры и снятие напряженности.

    В соответствии с данными социальными функциями Т. Парсонс выделял в обществе четыре основных системы: социальная, органическая, личностная и культурная. В основе социального действия по Парсонсу лежит взаимная ориентация действующих лиц в соответствии с наличием у них общих ценностей. Структуру социального действия составляют:- действующее лицо («actor»); - цель действия; - условия и средства действия;- нормативные предписания. Социальную интеграцию Т. Парсонс трактовал как процесс упорядочения отношения между действующими лицами и обеспечения нормального функционирования социальной системы. Первостепенным условием социальной интеграции он признавал наличие в обществе четких и непротиворечивых норм и ценностных ориентаций.Мертон разделил функции на явные и латентные. Явная функция – это распознанный и ожидаемый результат существования структурного элемента системы. Латентная функция – это нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента. Мертон также указал на то, что структурные элементы не всегда функциональны. Результатом существования структурного элемента может быть дисфункция – вредное воздействие на систему, нарушающее ее стабильность и нормальное воспроизводство. Введенное Мертоном представление о латентных функциях и дисфункциях позволило анализировать конфликты и изменения в системе и тем самым несколько скорректировало парсонсовскую трактовку социальных систем как внутренне единых, устойчивых и упорядоченных образований. Изучая социальные и культурные источники отклоняющегося поведения, американский социолог сосредоточил внимание на типах приспособления (адаптации) к культурным целям и институционализированным средствам (нормам) людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. В результате им были предложены пять типов приспособления: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.Согласновзглядам Р. Мертона, конформизм означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания. Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. Ритуализм у Р. Мертона характеризуется принятием общественно одобряемых, институциональных средств достижения целей, но отказом от некоторых из них. В частности, это касается безудержного стремления к успеху. Как отмечал Р. Мертон, ретритизм отмечен двумя отказами: и от общественно одобряемых целей, и от подобных же средств их достижения.Ретритизм – это такой способ адаптации и одновременно тип отклоняющегося поведения, который связан с уходом или даже бегством от реальности жизни. Они создают собственную замкнутую субкультуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и открыто не направлена против общества. По существу, ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отказа от взаимодействия с ним. Мятеж – отрицание господствующих в обществе целей, средств и замену их новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мятеж – это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах своей жизни исчерпало себя.
    4.Концепция социологии науки Р. Мертона. Этос науки, его императивы.

    В своей ранней работе о развитии науки в Англии 17 века, написанной в 30-е годы XX, Мертон, рассмотрев социальные контексты институционализации науки, ответил на вопрос о социальных условиях и предпосылках формирования нормативно- этического ядра современной науки. Основным выводом стал тезис о том, что «научное знание является публичным, а не приватным». Мертон показал, что в социальном смысле институционализация науки была связана с развитием технических процедур доказательств - эмпирических свидетельств, делающих знание надежным, адекватным и универсальным. Такая трактовка истории науки показывает, что не только внешний социальный фон, но и сама специфика научного знания с его обязывающей фактуальностью позволили социальному институту выстроиться там, где место приватного знания заняла нормативно-ролевая структура научной профессии. Кроме того, Мертон показал, что рост и развитие наук (на примере Англии XVII в.) возможны только там, где общество в целом начинает высоко ценить этот вид деятельности и тип знания: в случае Англии этому способствовал пуританизм, который в отличии от предшествующего ему католицизма в большей степени способствовал становлению общественной идеи полезности и благородства научных занятий. Институциональная цель науки состоит, по Мертону, в расширении области признанного научного знания. Роберт Мертон предпринял попытку усовершенствовать и развить теорию и методологию структурного функционализма. С его точки зрения социология пока не готова к созданию всеобъемлющей теоретической системы. Парсоновская теория, по существу, представляла собой философскую систему, которую трудно сочетать с эмпирическим анализом. В этой связи Мертоном была разработана и предложена альтернативная парадигма структурного функционализма, позволяющая анализировать ограниченный и конкретный круг социальных явлений, но с включением эмпирических данных.Р. Мертону принадлежит заслуга разработка методологического инструментария для теории среднего уровня. Его суть состоит в том, чтобы обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования. В отличие от парсоновской всеобъемлющей теоретической системы, его теория пригодна для анализа определенной, конкретной группы фактов, характерных для отдельных сфер общественной жизни. Её несомненным достоинством являлась легкость

    проверок гипотез с помощью эмпирических исследований. К числу теорий среднего уровня социолог относил, например, теории социальной структуры, аномии, бюрократии, науки и др. В принципе Мертон не исключал, что в перспективе на базе теорий среднего уровня можно создать и всеобъемлющую теорию. Но для этого необходима «консолидация специальных» теорий на основе выработки взаимно согласованных понятий, а

    самое главное – использования общих подход исследования. Такие подходы он также предложил в своей стратегии функционального анализа.

    Разрабатывая модель анализа как внешней, социальной, так и внутренней, научно-рациональной истории развития науки, Мертон пришел к нормативному понятию «этос науки». «Этос науки – это аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, считающийся обязательным для человека науки». Он служит для объяснения успеха процедур обоснования научного знания и признания данного знания как блага и ценности. Первую, внутреннюю цель науки, Мертон связывал с методологической рациональностью, достигаемой при помощи процедурной эффективности метода, вторую цель – с существованием особой научной морали, где добытое по правилам знание рассматривается как правильное и хорошее. Этос имеет нормативное наполнение. Он не просто описывает, как культурные нормы и ценности влияют на деятельность ученого, он, прежде всего, схватывает ценностную основу института науки, делающую всю конструкцию достаточно устойчивой в ситуации, когда социальный и рационально-логический контексты обоснования истины оказываются подчиненными одной, не доступной прямому пониманию действующих сил, цели. Иными словами, формирование научного этоса является результатом латентной функции научного производства: в данном случае - непреднамеренным со стороны научного сообщества результатом производства и поддержания обоснованных истинных убеждений.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта