Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Взаимосвязь философии и специальных наук. Специфика философского знания.

  • 3. Становление и развитие философских идей Древней Индии и Древнего Китая.

  • 4. Наиболее значимые достижения философии Древней Греции.

  • Досократовский период

  • Классический период

  • Эллинистическая философия

  • Ответы по философии. 1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции
    Дата29.05.2019
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОтветы по философии.pdf
    ТипРешение
    #79516
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Понятие философии, круг ее проблем и социальные функции.
    Ф-форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой взгляда на мир и человека в нем.
    Ф-любовь к мудрости
    Вечные вопросы: Как устроен мир и каково в нем место человека? -В чем смысл человеческого существования? -
    Смертен человек или бессмертен? -Каковы познавательные возможности человека? -Что есть истина, как отличить ее от заблуждения и лжи? -Что такое совесть, честь, дом, ответственность и справедливость? -Что есть добро и зло?
    Зарождение философии - в начале 1-го тыс до нашей эры. Сам термин ввел древнегреч. математик и мыслитель
    Пифагор. Развернутое разъяснение содержания и смысла понятия философии – Платон. Существенную роль в осмыслении содержания понятия философии - Аристотель.
    До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости – повседневного опыта людей. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность.
    Вечные вопросы – мировоззренческие вопросы. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих само общее понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действия человека.
    4 основных компонентов Мировоззрения. 1) Познавательный. Составляет обобщенные знания – повседневные, профессиональные, научные и т.д. Представляет картину мира, систематизирует и обобщает результаты индивидуального и общественного познания. 2) Ценностно-нормативный. Включает ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы.
    Выполняя роль общественного регулятора, обеспечивает связь и целостность человеческого опыта, всей системы ориентации. 3) Морально-волевой. Эмоц-волевое освоение знаний, ценностей и норм, их превращение в личные взгляды, убеждения, верования, выработка определенной психологической установки на готовность действовать. 4) Практический.
    Реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретном состоянии.
    Есть 2 уровня Мировоззрения по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов.
    - Жизненно-практический. Стихийно – складывающаяся форма, сформировавшаяся на основе здравого смысла, обширном и повседневном опыте. “Житейская философия”. Неоднородна, на нее оказывают влияние нац и религиозные традиции, жизненный опыт, характер проф деятельности. Слабо защищена от ошибок. Не отличается системностью, обоснованностью.
    -Теоретический . Принадлежит философия. Это ядро мировоззрение.
    Философия видит свою задачу в том, чтобы сделать Мировоззрение предметом своего теоретического анализа, подвергнуть его критическому суду разума.
    Конкретные люди приходят к философским раздумьям разными путями- формы Мировоззрения:
    Мифология . Историческая первая форма. В форме мифов, сказаний, преданий пытались дать ответы на глобальные вопросы. Значительное место – устройство природы, тайна рождения и смерти людей и т.п. Мудрость и разум не выделяется в качестве особого объекта.
    Религия. Освоение мира осуществляется через его удвоение на мир земной и небесный. Основа – вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их определение роли о мироздании и в жизни людей. Придает смысл и значение, а значит, и устойчивость бытию. В основе-вера. Центр-Бог и человек.
    Философия. Не только дух-практический, но и теоретический характер. Вынесла на первый план интеллектуальные аспекты.
    Объект философии-человек и мир, их отношение.
    Основные компоненты философского знания:
    Онтология – учение о бытие и всеобщих законах его развития
    Антропология – учение о человеке как высшей ценности бытия.
    Гносеология – учение о познании, теория познания.
    Соц философия – учение об обществе
    Этика – учение о морали
    Эстетика – учение о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.
    Аксиология – учение о ценностях
    Логика – раздел философии, исследующий законы и формы отражения в мышлении объективного мира.
    Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
    Философия – свободная и универсальная область человеческого знания. Это постоянный поиск нового.
    Каждая наука – обрывок знания, а все науки – сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний.
    Мировоззрение:
    - Мироощущение (с помощью настроения, чувст)
    -Мировосприятие (с пом наглядных представлений)
    -Миропонимание ( познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения)
    Отличительный признак философии – осмысление мирового целого, единства окруж мира, что крайне важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства и культурной жизни. Частное всегда может быть правильно понять лишь в контексте общего и целого.
    Только философия отличает нас от дикарей и варваров – Декарт

    Опираясь на достижение науки, Философия от имени человека оценивает научные открытия и дает им мировоззренческую и ценностную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами общества, насколько они вписываются в гуманистические идеалы и делают человека более счастливым
    Философия отличается от религиозного способа познания своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
    Философские идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.
    Разум представляет практическую ценность для общества
    Философия-не сама мудрость, а приближение к ней.
    Возникновение Философии – поворот духовной жизни общества. Это поворот к научным исследованиям.
    Философия содействует познанию природы и общества, пробуждая в исследователях любопытство и заинтересованность в истине.
    Философия имеет прямое отношение к теор осмыслению мира ценностей.
    Заслуга совр философии - выдвижение ее представителями новых ценностей – общегуманистические, экологические, ценности качества жизни.
    Философия образует методологическую основу для каждой научной дисциплины.

    2. Взаимосвязь философии и специальных наук. Специфика философского знания.
    Наука – есть сфера человеческой деятельности по изучению и теоретической систематизации знаний о действительности. Состоит из отдельных (частных) наук (естественные, гуманитарные, технические), изучающих свои, конкретные области и законы действительности. Философия не заменяет частные науки в решении их конкретных задач.
    Она не изучает вместо физики строение вещества и законы взаимодействия элементарных частиц, не исследует вместо криминологии причины преступности. Это не ее задача. Философия не может и не претендует на роль «науки наук», на руководство и на господство над другими науками.
    1. Специфика философии (ее отличие от частных наук)
    Философия есть особая, самостоятельная область научного знания.
    Она отличается от частных наук особыми: а) предметом и б) методами исследования действительности, главное особенность которых – предельная всеобщность и универсальность.
    Частные (т.н. конкретные) науки изучают отдельные сферы действительности и соответствующие им частные законы, используя соответствующие частные методы исследования (например, эксперимент). Например: - механика – механические (причины столкновение тел и их последствия);- физика – физические законы.
    Философия, в отличие от частных наук, исследует мир в его совокупности (целостности и взаимосвязи) и открывает (формулирует) всеобщие (универсальные) законы, категории, методы познания, действие которых проявляется во всех или в большинстве сфер действительности:
    Например: 1. Философские законы: закон «перехода количественных изменений в качественные» (сформулирован
    Гегелем). Он гласит о том, что переход какого-либо явления из старого качества в новое качество осуществляется непременно путем определенных количественных изменений. Например: 1. Вода переходит в пар при увеличении температуры до 100 градусов. 2. Стать специалистом можно лишь тогда, когда постигнешь определенное количество материала. И т.п.
    2. Философские категории (главные понятия наук): качество, количество, причина, следствие и др. также используются в любых науках (в отличие от категорий частных наук: товар, деньги, энергия и др.). 3.
    Философские методы познания: диалектика, индукция, дедукция и др. также универсальны.
    А) Предметы частных наук - отдельные стороны действительности, предмет философии - всеобщее: мир и человек в их единстве.
    Б) Не используя эмпирические методы познания частных наук, философия решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, открывает всеобщие закономерности, разрабатывает всеобщие методы познания, систему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук (например, причина и следствие, общее и единичное, необходимость и случайность и т.д.)
    Взаимовлияние философии и частных наук
    А. Философия дает частным наукам:
    - универсальную картину мира в его совокупности;
    - универсальные законы, категории, методы исследования действительности;
    - ценностные ориентации поведения человека (н-р, понимание единства природы и человека, понимания природы как партнера, а не просто как средства для обогащения).
    Б. Частные науки дают философии: конкретные научные данные (факты), частные законы разных сфер действительности. На их основе философия делает обобщения, формулирует общенаучные законы, категории, методы познания.
    На основе интеграции этих знаний, философия строит универсальную картину мира. Частнонаучные знания связывают философию с конкретной действительностью.

    3. Становление и развитие философских идей Древней Индии и Древнего Китая.
    Древневосточная философия имела патриархальный и консервативный характер. На первом месте в ней находились социально-политическая и морально-этическая проблематика. Философия Древнего Востока имела мифологические корни, в ней одушевлялись земля и небо, вся природа как средство существования человека.
    Древневосточные мыслители предполагали, что миром правит некий всеобщий естественный закон, который проявляется во всех вещах и поступках людей.
    Большое место в древневосточной философии занимала идея противоречивости мира, вечной борьбы в нем: света и тьмы; тепла и холода; добра и зла. Мыслителями выдвигалось представление о пяти первоэлементах мира: металл; дерево; земля; вода; огонь.
    Основной идеей древневосточной философии было единство трех реальностей — неба, земли, человека. По мнению философов той эпохи, человек должен ясно представлять себе свое место в мире, соединять, сливать свои и природные силы.
    Древнеиндийская философия человека исследуется в основном по памятнику древнеиндийской литературы —
    Ведам, в которых представлено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.
    В древнеиндийской философии много таких вопросов, как: — откуда мы произошли? — где мы живем? — куда мы движемся?
    Человек в философии Древней Индии представляется как часть мировой души. В учении о переселении душ граница между богами и живыми существами (растениями, животными, человеком) оказывается проходимой и подвижной.
    Но только человек стремится к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары — кармы.
    Философия Древнего Китая представила также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее ярких ее представителей являетсяКонфуций, в литературе часто именуемый Кун-цзы — учитель Кун. Начальной для него считается концепция «неба», означающая не только часть природы, но и высшую духовную силу, которая определяет развитие мира и человека. Но центральной частью его философии является не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т. е. она носит антропоцентристский характер.
    Вместе с учением Конфуция и его последователей в древнекитайской философии можно отметить и другое направление — даосизм. Родоначальником этого направления считается Лао-цзы.
    Главной идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека.
    Человек обязан следовать в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. Если соблюдать принцип дао, то возможно бездействие, недеяние, которое приведет тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.
    Древневосточная философия человека: — ориентирует личность на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру; — ориентирует личность на совершенствование своего внутреннего мира;
    — ориентирует личность на улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д.; — связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.

    4. Наиболее значимые достижения философии Древней Греции.
    Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. три периода: Ранняя греческая философия (до V в. до н. э.); Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.); Философия эллинизма: Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.) и Поздний эллинистический период
    (кон. I в. до н. э.-VI в.)
    Досократовский период. Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали
    Анаксимандр, Диоген Аполлонийский и др. За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия. К ней принадлежали Ксенофан, Парменид и др. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай, врач Алкмеон, теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский.
    Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов.
    Классический период. Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу,
    Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски- теоретическое изучение реального мира.
    Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии; важнейший представитель средней Академии — Аркесилай; новой — Карнеад; за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).
    Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог
    Теофраст, теоретик музыки Аристоксен, историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский.
    Эллинистическая философия. Получили развитие многие школы философии. На античную философию этого времени имели влияние также элементы индийской философии. Самые известные школы: эпикуреизм; скептицизм; стоицизм; неоплатонизм. Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.
    В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости.
    Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.
    Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк
    Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм.
    Позняя эллинистическая фил. приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно- философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм). Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий),
    Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл,
    Дамаский).
    Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.

      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта