Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет

  • 2.Историческая и специальная периодизации первобытной истории. Их взаимосвязь. (стр. 5-12)

  • 3. Источники первобытной истории. (стр. 12-38)

  • 4. Представление о первобытном обществе в античную и средневековые эпохи. (стр. 40-42)

  • 5. Эпоха Великих географических открытий и расширение этнографических знаний о первобытных народах. Первые обобщения по первобытной истории в XVIII веке. (стр. 43-45)

  • 6. Накопление конкретных знаний о первобытном обществе и их обобщение в XIX в. Вклад Л.Моргана и классиков марксизма в развитие науки о первобытном обществе (ПО)

  • Билеты по первобытке 2003. 1. Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 35)


    Скачать 0.49 Mb.
    Название1. Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 35)
    АнкорБилеты по первобытке 2003.doc
    Дата26.10.2017
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБилеты по первобытке 2003.doc
    ТипДокументы
    #9851
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1.Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 3-5)

    История ПО в ряду исторических дисциплин занимает особое место. Во-первых: это самый длительный период (от появления человека до возникновения государства и классовых государств, примерно 2,5 млн. лет до н.э. – 4 тыс. н.э.). Во-вторых, это заря, начальный этап человеческой истории, когда формируются навыки, знания, которыми мы пользуемся до сих пор и которые определяют наши общественные, экономические, идеологические и личностные стереотипы.

    ИПО изучает:

    1. Происхождение человека;

    2. Зарождение и начальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности;

    3. Возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.

    Предмет: изучение древних этапов развития человека и общества в целом.

    Задачи:

    1. Установление основных особенностей первобытного строя;

    2. Выявление общих закономерностей, его становления, расцвета и разложения;

    3. Изучение условий и форм превращения ПО в классы.

    Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Назовем только некоторые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологический представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобытной истории.

    В числе проблем, целиком или частично исследуемых на материалах первобытной истории, немало таких, в решении которых десятилетиями проходил, а подчас и теперь проходит водораздел между разными мировоззренческими позициями. Как появился сам человек: в результате закономерной эволюции органической природы или божественным промыслом? Каково происхождение человеческих рас и дает ли оно основания для расистских идей о их неравноценности? Идеологическая масштабность этих и многих других вопросов очевидна. Таким образом, первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение.

    Еще один аспект первобытно-исторических знаний не лишен непосредственно практического значения. Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе первобытно-историческая, не стоит от этого в стороне.

    2.Историческая и специальная периодизации первобытной истории. Их взаимосвязь. (стр. 5-12)

    Первобытнообщинный строй – самый длительный по времени этап истории (более миллиона лет), поэтому определить его нижнюю грань достаточно точно нелегко. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад.

    Не проще дело обстоит с периодизацией первобытной истории, точнее говоря, ее периодизациями, так как параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

    Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный – получило научную разработку в XVIII – начале XX веков, когда были в основном, типологизированы эпохи и стадии этих веков. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяют эпохи раннего(нижнего), среднего и позднего(верхнего) палеолита. Затем, следует переходная эпоха среднекаменного века(мезолита), который иногда называют «послепалеолитом»(эпилеолитом), или «преднеолитом»(протонеолитом), иногда же, не выделяют вообще. Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век(неолит).

    Большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: плейстоцен и голоцен. В плейстоцене значительные пространства Северной Евразии и Северной Америки периодически подвергались оледенению. Обычно насчитывают четыре наступления и отступления ледников и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эпохи. Применительно к Европе для эпох оледенения применяют «гюнц», «миндель», «рисс» и «вюрм». Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и мезолиту. Неолит – уже время голоцена.

    Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории.

    Более ограничена по своим целям палеоантропологическая периодизация первобытной история, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т.е. архантропа, палеоантропа и неоантропа. Палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

    При всей важности специальных периодизаций первобытной истории, ни одна из них не в состоянии заменить общей(исторической) периодизации.

    Типологический ряд – праобщина(первобытное человеческое стадо), раннепервобытная и позднепервобытная, первобытная соседская(протокрестьянская) общины – и соответствует основным этапам первобытной истории.

    3. Источники первобытной истории. (стр. 12-38)

    Как познается историческое прошлое? С помощью самых разнообразных средств информации, имеющих о нем какие-то сведения. Эти сведения содержат в себе объекты, которые вследствие соприкосновения или взаимодействия с другими объектами несут в себе те или иные следы этого соприкосновения или взаимодействия. Являются ли историческими источниками только письменные документы и другие следы исторического прошлого или в их число входит и обширный круг свидетельств о географических и биологических явлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеогеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.

    История первобытного общества с самого начала складывалась как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в то же время, впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе, связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же и исторические источники, на базе которых история первобытного общества строит свои реконструкции, очень разнообразны и являются компетенцией различных наук как гуманитарного, так и естественноисторического циклов. Науки эти следующие: археология, этнология, антропология, четвертичная геология, палеогеография, археозоология, археоботаника, физика и химия, лингвистика, информатика. Всего 12 предметов.

    Количество письменных источников быстро растет в процессе археологических раскопок и совершенно очевидно – будет также быстро расти в дальнейшем. Но нужно со всей определенностью подчеркнуть – они на долгие годы останутся второстепенным источником информации для истории первобытного общества по сравнению с данными рассмотренных выше дисциплин. Тексты научного содержания, исторические трактаты, географические описания, включающие описание народов, становятся нормой лишь в древней Греции, проходят через Римскую, Византийскую и мусульманскую историю. Для востока Азиатского материка место греческих и римских источников занимают китайские хроники. Этим практически ограничивается круг письменных источников, которые могут быть использованы при восстановлении событий первобытной истории. Но ограничения идут еще дальше – в географических и историко-этнологических текстах содержится часто богатый запас сведений о культуре соседних с греками, римлянами и китайцами народов, их быте и хозяйстве, однако по полноте и точности он далеко не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной наукой о первобытной истории. Часто эти сведения фантастичны и содержат очевидные недоразумения из-за непонимания увиденных обычаев или неосведомленности информаторов. Наконец почти все, без исключения древние тексты дошли до нас в неполном виде, содержат неясного происхождения вставки, позднейшие искажения, темные или совсем непонятные места, интерпретация которых не может быть проведена однозначно.

    4. Представление о первобытном обществе в античную и средневековые эпохи. (стр. 40-42)

    Античный мир предлагает нам такую географию эмпирических наблюдений. Цент цивилизации перемещается в Средиземноморье, и в соответствии с этим, цивилизованными считаются народы этой области, в первую очередь, греки и римляне – народы Апеннинского и Балканского полуостровов. Все остальные – варвары, т.е. народы, находящиеся в диком состоянии, отставшие от греков и римлян, живущие по каким-то странным, непонятным законам и исповедующие какие-то чудные обычаи. Все же, интерес к ним велик и носит не только академический характер, но подогревается в ходе их завоевания или торговли с ними и мирной колонизации. Это не просто любопытно. Это осознанное практическое стремление пополнить эмпирическое знание о соседях и их ни на что разумное не похожих нравах и образе жизни. Взгляд сверху вниз, взгляд цивилизованного человека на дикаря присутствует практически во всех сочинениях античных авторов о соседях, но эти авторы, руководствуясь практическими целями, не теряют интереса к конкретным деталям быта, законов и нравов и стараются быть достаточно достоверными. Именно поэтому современное историческое знание так много почерпнуло из сочинений античных историков и политиков. Эти сочинения обросли многочисленными комментариями и представляют собою неоценимый исторический источник. Таковы сочинения Геродота (V век до н.э.) о скифах, сарматах и народах средней Азии, Ксенофонта(конец V-первая половина IV века до н.э.) о малоазиатских народах Страбона(рубеж нашей эры), о народах Южно Европы и Кавказа. Цезарь(I век до н.э) и Тацит(I век н.э.) оставили прекрасное описание быта германцев, однако взгляд сверху вниз сказался и в другом – никому из этих писателей не пришло в голову, что многое из того, что они описывают, могло иметь место у греков и римлян, что эти странные обычаи – то состояние, через которое когда-то прошли их собственные общества. География эмпирический наблюдений расширялась, а восприятие их оставалось экзотическим и утилитарным. Создатель атомистики Демокрит(V век до н.э.) представлял себе прошлое современного человечества звероподобным, люди, в соответствии с его учением, в древности напоминали зверей, подобно зверям боролись друг с другом за средства к существования, и только эта борьба за существование и вывела их из животного состояния. Многие современные теоретики эволюции, например, замечательный русский биолог и эволюционист, Л.С. Берк, считают Демокрита великим предтечей эволюционного подхода к явлениям природы и рассматривают его как первого предшественника эволюционного учения в биологии, но особенно впечатляющее, хотя и без конкретной аргументации, поэтому натурфилософично и априорно эволюционная идея выражена у Лукреция Кара(I век до н.э.) в дошедшей до нас целиком поэме «О природе вещей». В свободных, плавнотекущих стихах нрисована грандиозная картина мироздания, в которой предвосхищено многое из того, что открыто современной наукой и что стало достоянием европейской мысли не раньше второй половины XIX века.

    Лукреций Кар это потолок античной мысли в сфере истории первобытного общества, и с его умозрительным, но ярким синтезом она вступает в эпоху средневековья.

    В истории европейской науке золотыми буквами вписаны имена путешественников, выезжавших за пределы известного тогда мира и приносивших изумленной Европе сведения о далеких и необычных странах. Западноевропейские путешественники XII века – Плано Карпини, Виллем Рубруквис, Марко Поло привезли в Европу и некоторые фантастические сведения(особенно был повинен в этом последний), но параллельно с этим, они обогатили западноевропейскую науку, неоценимыми географическими сведениями о Средней, Центральной и Восточной Азии. Для нашей темы еще важнее, что они собрали данные об истории и обычаях многих народов и посещенных ими стран. В Восточной Европе в эту эпоху было не до путешествий – феодальная раздробленность и монголо-татарское иго вряд ли создавали какую-то возможность выхода за ее пределы, хотя, может быть, летописная традиция просто не сохранила нам сведений о таких выходах. Зато для XV века письменная традиция сохранила нам драгоценное свидетельство о значительном географическом мероприятии – путешествии тверского купца Афанасия Никитина на Восток: его путешествие продолжалось 6 лет, из них 3 года, он провел в Индии, народный быт которой описан им правдиво и красочно. В совокупности с записками европейских путешественников, все это создало в Европе достаточно полное представление о народах, быте, государственном устройстве стран Азии, за исключением может быть, ее самых глубинных районов. Границы известного мира расширились необъятно. Концепция истории первобытного человечества оставалась ортодоксально христианской, но постоянно расширявшийся диапазон географического, а с ним и этнологического видения сам по себе медленно и неотвратимо подготавливал почву для будущих обобщений.

    5. Эпоха Великих географических открытий и расширение этнографических знаний о первобытных народах. Первые обобщения по первобытной истории в XVIII веке. (стр. 43-45)

    Резкий перелом наступил на рубеже XV – XVI веков, начавшем эру полного открытия ойкумены и в соответствии с этим и получившем приведенное историческое обозначение. На конецXV века с интервалом в 5 лет приходятся два замечательных путешествия, которые ознаменовались огромными географическими результатами – плавание Х. Колумба, открывшего Америку, и плавание Васко да Гама через Южную оконечность Африки в Индию, доказавшего возможность достижения Индии морским путем. К первой половине следующего столетия относится кругосветное плавание Магеллана, завершившее спор о форме нашей планеты. Все эти мероприятия были организованы как походы в поисках богатства вновь открытых стран, в первую очередь золота и пряностей, поэтому за первыми мореплавателями последовали военные экспедиции и походы ради наживы. Средневековая ойкумена после открытия Колумба, Васко да Гама и Магеллана сразу превратилась в арену крови, чудовищных зверств и тех надругательств над человеческой личностью, с которых начался в истории человечества расизм. С лица земли были стерты государственные образования центральной Америки, разрушены и подчинены европейскому господству многие азиатские государства. Но утверждающие свое господство над миром европейские державы, их культура и наука не могли в ходе этих завоеваний еще раз не столкнуться с огромным многообразием народов, не могли не задуматься над историческими причинами этого многообразия и его соотнесения с динамикой исторического процесса.

    6. Накопление конкретных знаний о первобытном обществе и их обобщение в XIX в. Вклад Л.Моргана и классиков марксизма в развитие науки о первобытном обществе (ПО)

    В трудах некоторых представителей этой эпохи – Фергюссона, Кондорсе, Тюро была предпринята попытка периодизации первобытной истории. Фергюссон и Тюро выделили следующие стадии первобытности:

    1. охотники и рыболовы;

    2. скотоводы;

    3. земледельцы.

    Кондорсе выделил их немного по-другому:

    1. охотники и рыболовы;

    2. земледельцы и скотоводы;

    3. развитые земледельцы.

    Фергюссон заметил отсутствие частной собственности на первой стадии и появление её во второй. Именно он дал и ту терминологию этапов первобытности, которую использовали Морган и Энгельс (1-эпоха дикости, 2-варварства, 3-цивилизации).

    С помощью трудов Фергюссона, Тюрго вошёл в науку термин «цивилизация» (как состояние общества, противоположное первобытному).

    19 столетие сыграло особую роль в накоплении знаний о первобытном обществе. Именно с этой эпохой связано становление многих наук: археология, этнография и т.д. Больших успехов достигает этнография, накапливая эмпирические знания о ПО, которые нуждаются в обобщении. Археология превращается из науки о раритетах в науку, которая пыталась бы создавать и реконструировать исторический процесс. С середины 19 в. формируется материалистическое понимание происхождения человека (Ч.Дарвин – «Роль труда в процессе превращения из обезьяны человека»).

    В 1836 г. датский археолог К.Томсен предложил на основе экспонатов Датского музея классифицировать орудия труда по материалу (бронзовые,...). Его последователи увидели в предложенной классификации хороший инструмент археологического исследования, который позволял рассматривать артефакты не только как раритеты, но и как источник исторических знаний. На основе этой классификации можно было строить относительную хронологию истории первобытности.

    С.Нильсон попытался объяснить эту периодизацию с помощью археологических материалов. Яркие археологические и палеоантропологические раскопки и находки были сделаны Д.Мак-Инери, П.Шмерлингом, Ж.де Пертом (открытие ископаемых останков неандертальца, питекантропа яванского). Глубокая древность археологических находок второй половины 19 в. была подтверждена геологами (Ч.Лайелл).

    Дж. Леббок выделил в истории каменного века два этапа: палеолит (древнекаменный) и неолит (новокаменный). Более полную периодизацию каменного века предложил Г.де Мортелье: олдувай, ашель, мустье, ориньян, солютре, мадлен. А Брэйл выделил в мезолите две эпохи: азиль и терденуаз.

    Были заложены основы автономных и миграционных этапов. Изучение ранней первобытности сопровождалось и появлением первых достоверных археологических данных. Принадлежность и достоверность ископаемых гоминид особого вопроса не вызывало.

    Ч.Дарвин обосновал материалистическую теорию происхождения человека («Происхождение человека и половой отбор»-1871 г.). Его последователи К.Фогт и Т.Гёксли показали анатомическое сходство человека с человекообразными обезьянами (наиболее близки по строению к человеку шимпанзе).

    1856 г.– близ Дюссельдорфа были найдены останки неандертальца. Э.Дэбуа нашёл останки питекантропа.

    Самые важные достижения этнографии в 19 в:

    1. благодаря трудам немецких этнографов Бастиана и Вайтца, была сформулирована идея о психологическом единстве человечества. Делался вывод о том, что нет изначальных народов, а их отличия – развитие на разных этапах;

    2. проведение больших исследований по изучению социальных отношений в общинах (Бахофен, Мейн);

    Бахофен сформулировал идею господства материнской семьи. Он предполагал беспорядочные половые отношения в первобытных стадах-гетеризм (был заменён термином промискуитет).

    В 60-годах 19 в. Д.Мак-Леннан (шотландец) выделил в развитии семьи три стадии:

    1.промискуитет

    2.матриархат

    3.патриархат

    Он первым ввёл такие понятия в этнографии как экзогамия и эндогамия и дал обоснование возникновения экзогамии.

    Л.Г.Морган (американский этнограф) остался в истории как специалист североамериканских индейцев, прежде всего племени Сенека. Он «нашёл, по словам Энгельса, ключ к важнейшим неразрешимым загадкам античной истории». Заслуги Моргана в этнографии и археологии настолько велики, что на его теориях была основана марксистская история. Международные конференции и конгрессы (1963, 1973 гг.) были посвящены наследию Моргана. Главное произведение – «Древнее общество» - монументальный труд, ознаменовавший новый этап развития первобытной науки, но из-за тяжёлого стиля изложения оно оказалось не популярным. Также им были написаны «Система родства и свойства человеческой семьи», «Лига ирокезов». Вклад Моргана заключается в следующем:

    1. он собрал значительный этнографический материал о конкретных обществах, на основе которого показал, что в центре общественных отношений стоит род, а не семья. Род всегда экзогамен и первоначально был матрилинейным. Между родами существует чёткая система брачных связей, основанная на принципе экзогамии. Морган обратил внимание на родовую организацию как основу первобытного общества;

    2. он одним из первых обратил внимание на характер собственности в первобытной общине и выявил её общественную, коллективную принадлежность, чем ПО отличалось от классового, основанного на частной собственности. Он отметил, что изменения в отношениях собственности приводили к перестройке материнского рода в отцовский, в ходе которого переход к патрилокальному браку, заменяется патрилинейным счётом родства, родовое имущество начинает передаваться от отца к детям. Происходит смена имущественных отношений, в основе изменений социальных отношений лежали материальные причины;

    3. он охарактеризовал несколько брачных систем, форм семьи, и попытался связать их эволюцию с изменениями форм собственности (Ф.Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

    На основе трудов Моргана в 70-80 годы 19 в. формируется и марксистское понимание первобытной истории (К.Маркс, Ф.Энгельс). Суть марксистского мировоззрения: основа всех процессов жизни общества преломляется в развитии материалистического производства, которое влияет на развитие различных отраслей (прямо или косвенно).

    Можно выделить три основные проблемы, которые решал марксизм:

    1.изучение фактов очеловечивания в процессе антропогенеза (Энгельс показал, что трудовая деятельность отразилась на всём процессе формирования человека);

    2.периодизация истории ПО (Энгельс взял за основу периодизацию Фергюссона, выделив три этапа в первобытной истории: дикость, варварство, цивилизация), заимствовал стадию военной демократии как важный этап перехода от ПО к классовому;

    3.изучение истории ПО как особого начального этапа в первобытной истории человечества (было определено место первобытной истории в историческом процессе, что убедительно показало первичность и всеобщность этого этапа (формации) в истории всех без исключения народов мира, показаны важнейшие черты ПО, которые отличают его от классового (коллективная собственность, равенство, коллективная организация управления, отсутствие эксплуатации, классового деления). В недрах первобытности вызревают новые отношения: социальное и имущественное неравенство, классовое деление, частная собственность. Марксистская теория понимания первобытной истории была венцом развития к.19 – н.20 вв.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта