Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный
Скачать 0.5 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» На правах рукописи Капустина Василиса Юрьевна Историография идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Лямзин М. А. Москва - 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена, в первую очередь, необходимостью качественного совершенствования системы российского непрерывного образования, основанной на идеях его гуманизации и индивидуализации. Современные потребности общества и государства связаны с развитием у обучающихся умственных способностей, умений ориентироваться в меняющемся многогранном окружающем мире; формированием у них гражданской ответственности и самосознания, духовности и культуры; ориентацией школы на гармоничное развитие у подрастающего поколения практических навыков и фундаментальных умений, компетенций, а также способности успешной социализации. Такая постановка вопроса ставит человека как высшую ценность в центр системы общественных отношений. Эту систему с точки зрения педагогики впервые обосновал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) в фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»1. Его идеи столь емко представляют законы и закономерности развития человека, методологические принципы содействия этому процессу путем воспитания и обучения, что до сих пор остаются жизненными и являются почвой для создания новых идей. Поэтому творчество классика, а также освоение и разработка его педагогического наследия в истории отечественной педагогики и образования, требуют отдельного изучения. Во-вторых, введение в систему образования инноваций требует опоры на народные национальные традиции, что позволит им более органично входить в практику и найдет отзыв в убеждениях педагогов и людей, заинтересованных в воспитании подрастающих поколений. Такие традиции отечественной педагогики, как всестороннее изучение человека, приоритет воспитания, принцип народности и другие базируются на основополагающих идеях педагогической антропологии К. Д. Ушинского2, и требуют наполнения новым содержанием и ретроинно- вационного введения в образовательную практику в связи с современными мировоззренческими установками. Например, соблюдение принципа народности особенно актуально в условиях многонационального государства - Российской Федерации. Его реализация способствует сохранению культуры, защите этнокультурных особенностей народов России, воспитанию у граждан патриотических чувств. Однако трактование содержания принципа народности в разное время отличалось, что оказывало влияние не только на понимание идей классика отечественной педагогики, но и на развитие всей педагогической науки и практики образования. Поэтому необходим теоретический анализ как идей К. Д. Ушинского, так и исследование процесса их дальнейшего освоения и разработки его последователями3. В-третьих, в настоящее время исследователями отмечается потребность в получении достоверного знания в области человековедческих наук. В тоже время, незнание молодыми родителями и лицами их заменяющими антропологических основ воспитания порождает множество проблем. В связи с развитием инклюзивного образования, реализацией индивидуального и дифференцированного подходов антропологические знания необходимы каждому педагогу. Поэтому важно популяризировать идеи педагогической антропологии в обществе для научного подхода к делу воспитания, повышения педагогической культуры педагогических работников и психолого-педагогической грамотности общественности. Такой опыт имеется в отечественной истории освоения идей К. Д. Ушинского, его целесообразно обобщить и систематизировать в историографическом исследовании4. В-четвертых, для дальнейшего развития и внедрения в практику образования идей педагогической антропологии актуально понимание того, что послужило их истоками, как классик создавал свое учение, каков был ход его научной мысли. Современное развитие педагогической науки и становление педагогической антропологии как отдельной отрасли знания ставит перед учёными важную задачу уточнения содержания идей К. Д. Ушинского. Это обусловлено тем, что на разных этапах отечественной истории педагогики и образования отдельные идеи были забыты, другие - искажены, третьи не нашли своего раскрытия и не были внедрены в педагогическую практику. Состояние наук о человеке в XXI в. и их движение вперед требуют консолидации и систематизации антропологического знания, направленного на обеспечение права каждого гражданина страны на доступное и качественное образование. Для решения этой задачи имеется возможность черпать идеи из наследия классика русской педагогики. Не менее значимо понимание влияния идей К. Д. Ушинского на развитие отечественной педагогической теории и практики, того, как последователи классика осваивали и разрабатывали далее эти идеи и трансформировали их в новые подходы, теории, технологии в образовательной деятельности. Рефлексия научного знания о становлении и развитии идей К. Д. Ушинского позволяет определить подъемы и спады в проявлении исследовательского интереса к ним, его направленность и то, какие из идей нашли применение в теории и практике образования, а какие нет. Поэтому настоящее историографическое исследование нацелено на продолжение дискуссии о возможности и необходимости углубленного научного познания антропологических проблем воспитания и обучения, функционирования отечественной школы на методологических и научно-методических основах, разработанных Ушинским, с учетом современных социально-политических, экономических, культурных факторов и развития наук о человеке. Степень разработанности темы исследования. Анализ научных источников показал, что с 1995 г. по настоящее время о различных аспектах творчества К. Д. Ушинского защищено более 20-ти диссертаций, две из которых - на соискание ученой степени доктора наук. Многоплановость наследия Ушинского выражается в том, что диссертации защищены не только по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования, но и по специальностям 09.00.03 - История философии, 09.00.13 - Философская антропология, 10.01.01 - Русская литература. В диссертации В. Ю. Бельского (2004) рассматриваются философские вопросы педагогики, раскрывается основополагающий смысл принципа народности в становлении национальной педагогической науки и системы образования. В этом исследовании доказано, что К. Д. Ушинский является основоположником концепции языка как одного из фундаментальных источников национального своеобразия5. Результаты многолетнего освоения наследия К. Д. Ушинского представлены в диссертации Л. Н. Исаева (2001)6, в которой с точки зрения разнообразия методологических подходов к изучению наследия классика показано значение общей и частной дидактики. В исследовании выявлено, что в идеях К. Д. Ушинского принят, суммирован и переосмыслен мировой педагогический опыт, его наследие способствовало созданию новых дидактических теорий и методов обучения. Наряду с этим раскрывается необходимость изучения в общеобразовательной школе «живого» русского языка, его влияние на становление и развитие личности обучающегося, формирование его культуры. В диссертации Т. А. Петруниной (2004)7 доказано, что антропологические основания педагогики К. Д. Ушинского сформулированы с опорой на философию, что им заложены принципиальные положения деятельностного подхода в развитии человека в образовательной теории и практике. В диссертациях на соискание ученой степени кандидата наук8 исследованы философские основания теории Ушинского (А. В. Зацепин, 2007). «Педагогическая антропология» Ушинского в контексте его мировоззренческой парадигмы стала предметом научного поиска А. В. Шашкова (2007). Лю Сяофань (2006) сравнила педагогические идеи Ушинского и китайского мыслителя Тао Синджи, повлиявшие на становление образования в России и Китае. Методологические основания наследия Ушинского показаны в работе М. Н. Дементьевой (2002). Развитие идеи и принципа народности в образовании стали предметом исследований М. Ю. Гвоздецкого (2011) и Н. М. Дадеркиной (2002). Анализ проблем воспитания в наследии К. Д. Ушинского проведен по следующим направлениям: нравственное - В. Ю. Бельским (1995); трудовое - Ю. А. Бороздиным (2001); правовое - М. В. Грищенко (1995); эстетическое - Л. А. Терещенко (2001); православное - С. В. Шевчуком (2006); природоохранное (экологическое) - Е. Ю. Кулиниче- вой (2002); формирование целостной картины мира у младших школьников - Н. Г. Медведевой (2009). Проблемы развивающего обучения в наследии К. Д. Ушинского и его последователей стали предметом исследований Е. В. Тюковой (2005) и Н. А. Дац- ковской (2007). Идеи классика об учебной книге как источнике познания окружающего мира рассмотрены в работе Н. И. Харисовой (2004). Требования Ушинского к учителю, его профессиональной деятельности и формированию у него интереса к педагогической науке, представлены в диссертации Е. В. Душиной (2001), проблемы педагогической этики - в работе З. Х. Гунаевой (2012). Исследования, предметом которых стало литературное наследие классика, выполнили Д. А. Емец (2001) и Л. В. Зимина (2003). Проблематика становления и развития педагогической антропологии как науки представлена в диссертациях Е. В. Гентух (2006), И. А. Грешиловой (2005), Е. Г. Ильяшенко (2003), В. К. Пичугиной (2009), И. С. Смирновой (2009). Однако, несмотря на популярность обращения ученых к творческому наследию К. Д. Ушинского, обобщения знаний о становлении и развитии системы его идей педагогической антропологии в период с 1870 г. по настоящее время при проведении данного исследования не найдено. Среди вышеперечисленных работ нами не обнаружено диссертаций, непосредственно посвящённых изучению историографии идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского. Анализу проблем педагогической антропологии и наследия К. Д. Ушинского посвящены научные статьи Л. Н. Беленчук, Б. М. Бим-Бада, М. В. Богуславского, Д. А. Донцова, О. А. Москвитиной, Е. Н. Никулиной, А. А. Романова9 и др. В них ученые показывают значение для науки XXI в. обобщений, анализа, осмысления, накопления педагогического опыта на основе идей классика, важность их изучения и освоения. Авторы отмечают, что дальнейшая разработка творчества основателя отечественной педагогики отвечает актуальным потребностям российского образования. Она стимулирует поиск новых путей повышения качества и эффективности деятельности отечественной школы на всех ее уровнях. Современный этап качественного развития педагогической науки и практики, осмысления антропологического знания в новых условиях, наличие различных научных источников, связанных с именем великого педагога, объективно требуют осуществления историографического изучения наследия К. Д. Ушинского. Закономерно, что в настоящее время целесообразно представить в систематизированном виде истоки возникновения и развития идей основоположника педагогической антропологии, их истоки, развитие и реализацию, основные направления их освоения и разработки в отечественной теории и практике воспитания и обучения. Всеми выше изложенными обстоятельствами обусловлен выбор темы данного диссертационного исследования. Объект исследования - знание о научно-педагогической деятельности и творческом наследии К. Д. Ушинского. Предмет исследования - процесс становления и развития идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского, их трансформации в отечественную педагогическую теорию и практику. Цель исследования - обобщение и систематизация накопленного историко-педагогического знания об истоках, о формировании и развитии идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского, обоснование основных направлений их освоения и разработки в отечественной педагогической теории и практике. Задачи исследования: Установить истоки зарождения идей педагогической антропологии в жизни и деятельности К. Д. Ушинского. Выявить взаимосвязь педагогической и публицистической деятельности К. Д. Ушинского в процессе становления идей педагогической антропологии. Представить идеи педагогической антропологии в труде К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в виде системы. Определить хронологию освоения наследия К. Д. Ушинского его антропологических идей в отечественной педагогической науке и практике и их реализации. Обосновать и обобщить знание о преемственности идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского в теории и практике воспитания и обучения. Научная новизна исследования: установлены и классифицированы внутренние и внешние истоки зарождения педагогической антропологии в жизни и деятельности К. Д. Ушинского; выявлено, что становление, развитие антропологических идей под влиянием знаковых событий в жизни, педагогической и публицистической деятельности К. Д. Ушинского, в связи с насущными проблемами организации и содержания народного просвещения в России; представлены в виде системы идеи педагогической антропологии в фундаментальном труде классика «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»; определена и обоснована авторская хронологическая периодизация освоения и разработки идей педагогической антропологии в образовательной теории и практике, показаны периоды возрастания и угасания исследовательского интереса к педагогическим идеям К. Д. Ушинского, что соответствует теории циклов в па- радигмальном подходе к исследованиям в истории педагогики10; проанализированы и систематизированы пути решения проблем воспитания на основе идей классика; показана преемственность современных теорий, концепций и технологий обучения антропологическим идеям К. Д. Ушинского. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности педагогического процесса в образовательных организациях, педагогической культуры педагогических работников и широкой общественности, на стимулирование дальнейших научных исследований в сфере педагогической историографии. В результате проведенного исследования определены и классифицированы истоки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского; идеи педагогической антропологии классика представлены в виде системы. Представленная в исследовании хронология освоения и разработки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского показывает диалектическое единство в их освоении и разработке на разных этапах в отечественной педагогической теории и практике. Выявление деятельности лидеров, теоретиков, популяризаторов и комментаторов в освоении и разработке наследия К. Д. Ушинского демонстрирует процесс становления научного педагогического знания, дальнейшего развития и трансформации идей классика под влиянием времени, мировоззренческих позиций в российском обществе и среди педагогов11. Полученные результаты историографического исследования идей педагогической антропологии Ушинского направлены на повышение их значения и придания им методологического статуса, на более широкое применение в решении теоретических и прикладных задач в системе российского образования. Они раскрывают новые возможности для наполнения содержания учебных дисциплин «Педагогическая антропология», «Педагогическая психология», «Введение в педагогическую профессию» и других в среднем профессиональном и высшем образовании, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и социальных работников. Идеи Ушинского остаются актуальными для совершенствования патриотического воспитания, гражданственности у подрастающих поколений. Методология и методы исследования. В исследовании применялись антропологический, синергетический, герменевтический, парадигмальный подходы. Антропологический подход позволил представить влияние личности педагога, событий его жизни на становление его теории. На основе синергетического подхода представлена интеграция антропологического знания в творчестве К. Д. Ушинского, его воплощение в работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и трансформация в фундаментальные начала отечественной педагогической науки. Данный подход позволил показать влияние отдельных идей классика на развитие теории и практики образования, начало их повторной интеграции с середины 80-х гг. XX в. в педагогической антропологии как отрасли педагогической науки12. С точки зрения герменевтического подхода выявлены особенности трактования исследователями идей и понятий в истории педагогики. С позиций парадигмального подхода установлена хронологическая периодизация освоения и разработки идей классика. Ее основанием явилось сопоставление периодов смены парадигм в образовании и данных о количестве публикаций об Ушинском и его наследии, что показывает исследовательский интерес к идеям классика. Также этот подход позволил определить и классифицировать деятельность представителей научного сообщества в обращении, развитии, продвижении, применении наследия педагога в новых условиях. Комплекс вышеперечисленных подходов в ходе исследования дополняли такие принципы познания, как объективность, научность, историзм, детерминизм, всесторонность и развитие. С учетом специфики историографического педагогического исследования в работе применялись следующие методы: общенаучные: анализ и синтез, обобщение, систематизация, классификация, описательный и статистический методы, индукция и дедукция, конкретизация, понятийно-терминологический; конкретно-научные исторические: историко-логический, сравнительноисторический, ретроспективный, хронологический, проблемно-хронологический, периодизации, актуализации, историко-системный, сравнительносопоставительный; - историко-педагогические: историко-структурный, историко-генетический, интерпретации и смысловой реконструкции историко-педагогических источников. Теоретической основой исследования явились работы по методологии историографического исследования (А. И. Зевелёв, Э. Д. Днепров, М. В. Нечкина13), особенностям педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, Е. А. Дубицкая, Б. Т. Лихачев, Л. П. Крившенко, Г. М. Коджаспирова, И. П. Подласый, Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин, И. Ф. Харламов, Л. В. Юркина и др.14), исследования историко-педагогических проблем преемственности и новаторства в образовании (В. Г. Безрогов, Б. М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, С. В. Бобрышов, Э. Д. Днепров, Б. Г. Корнетов, З. И. Равкин, А. Н. Шевелев и др.15), историографического педагогического исследования (Э. Д. Днепров, Е. Ю. Илалтдинова, М. А. Лямзин16), труды о наследии К. Д. Ушинского (Н. К. Гончаров, М. Н. Дементьева, Э. Д. Днепров, С. Ф. Егоров, Л. Н. Модзалевский, Д. О. Лордкипанидзе, В. Я. Струминский и др.17), работы о педагогической антропологии (Б. М. Бим-Бад, Е. Г. Ильяшенко, Г. М. Коджаспирова, А. Д. Максаков, И. Максакова, Л. К. Рахлевская и др.18). Эмпирической основой исследования явились группы источников: нормативно-правовые документы в области образования с 1803 г. по настоящее время; работы по методологии исторического и историографического педагогического исследования В. Г. Безрогова, Б. М. Бим-Бада, М. В. Богуславского, В. Бобрышова, Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Е. Ю. Илалтдиновой, Б. Г. Корнетова, А. И. Пискунова, В. Г. Пряниковой, З. И. Равкина и др.; работы К. Д. Ушинского, опубликованные в Собрании сочинений (11 томов, 1948-1952) под редакцией А. М. Еголина, Е. Н. Медынского, В. Я. Струминского; Архив К. Д. Ушинского (4 тома, 1959-1962); Собрание сочинений К. Д. Ушинского (6 томов, 1988-1990) под редакцией С. Ф. Егорова; Избранные собрания сочинений К. Д. Ушинского (2005); издания его отдельных трудов, опубликованные в разные годы; биографические работы о К. Д. Ушинском Н. К. Гончарова, Е. Н. Водовозовой, Л. Н. Модзалевского, М. Л. Песковского, Ю. С. Рехневского, В. Я. Струминского, М. К. Чалого и др.; библиографические перечни, справочники и обзоры об изучении наследия К. Д. Ушинского Н. Н. Аблова, Э. Д. Днепрова, О. В. Кабашевой, А. И. Пискунова, В. Я. Струминского, В. А. Хрусталевой и др.; труды предшественников К. Д. Ушинского, послужившие истоками идей педагогической антропологии: В. Г. Белинского, И. Дизраэли, Ф. А. В. Дистервега, И. Канта, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, П. Г. Редкина, К. Шмидта и др.; труды современников К. Д. Ушинского И. И. Паульсона, П. Д. Юркевича и других, его соратников В. И. Водовозова, Л. Н. Модзалевского, К. К. Сент-Илера, Д. Д. Семенова, Ю. С. Рехневского и других, его ученицы Е. Н. Водовозовой, последователей - отечественных педагогов М. И. Демкова, Н. Ф. Корфа и др.; труды философов В. А. Волкович, В. В. Зеньковского и других, общественных деятелей советского периода истории А. В. Луначарского, М. И. Калинина, Н. К. Крупской и др.; сочинения классиков отечественной педагогики и психологии с 1917 г. по настоящее время: Ш. А. Амонашвили, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, М. А. Данилова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина и др.; монографии, статьи в журналах и газетах, материалы конференций и сборников статей, в которых раскрываются идеи творчества К. Д. Ушинского и его педагогической антропологии В. Г. Безрогова, Л. Н. Беленчук, Б. М. Бим-Бада, М. В. Богуславского, Н. К. Гончарова, А. Я. Данилюка, Д. А. Донцова, Э. Д. Днепрова, С. З. Занаева, Е. Г. Ильяшенко, Г. Б. Корнетова, Д. О. Лордкипанидзе, О. М. Москвитиной, Е. Н. Никулиной, В. Я. Струминского и др.; учебники и учебные пособия по истории педагогики К. В. Ельницко- го, П. Ф. Каптерева, Н. А. Константинова и Е. Н. Медынского, А. Н. Джуринского, Д. И. Латышиной, М. А. Лямзина, А. И. Пискунова, М. Ф. Шабаевой и др.; диссертационные работы по педагогике, психологии, философии, посвященные исследованию жизни и творчества К. Д. Ушинского; учебные пособия по общей педагогике С. П. Баранова, П. П. Блонского, Н. К. Гончарова, В. Г. Иоффе, И. А. Каирова, Л. П. Крившенко, Б. Т. Лихачёва, И. Т. Огородникова, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластёнина и других; по педагогической антропологии Б. М. Бим-Бада, Е. И. Исаева и В. И. Слободчикова, Г. М. Коджаспировой, В. Б. Куликова, В. И. Максаковой и А. Д. Максакова и др. Хронологические рамки исследования составляли период с 1824 г. по 2018 г. При этом годы жизни К. Д. Ушинского (1824-1871) рассматриваются как период зарождения, развития и воплощения идей педагогической антропологии в творчестве классика. Остальное время связано с исследованием освоения и разработки, реализации и трансформации идей педагогической антропологии в отечественной образовательной теории и практике. Положения, выносимые на защиту. идеи педагогической антропологии К. Д. Ушинского имеют внутренние и внешние истоки. Внутренние истоки включают личностные характеристики ученого-исследователя, его мировоззренческие позиции, жизненный и педагогический опыт. К внешним истокам относятся: влияние близкого окружения (семьи, учителей, преподавателей, соратников и единомышленников); идеи, изложенные в трудах отечественных и зарубежных предшественников К. Д. Ушинского; достижения мировой и отечественной философской и педагогической мысли, отвечающие объективным потребностям реорганизации системы просвещения в России середины XIX в. и обоснования педагогической практики на научной основе; идея всестороннего изучения человека с целью содействия его развитию является краеугольной в педагогической антропологии К. Д. Ушинского и прослеживается во всем его творческом наследии. Наряду с ней, в обобщенном виде смысловое ядро педагогической антропологии Ушинского составляют идеи о единстве теории и практики; о том, что есть педагогика: наука или искусство; о предмете воспитания; о педагогике как социальной практике и педагоге- практике; о необходимости обмена профессиональным опытом и популяризации педагогики путем распространения педагогической литературы, создания педагогических и антропологических факультетов; о воспитательной деятельности, критериях воспитанности, методах воспитания и др. Они нашли теоретическое воплощение в фундаментальном труде К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», а в качестве примера их прикладного применения - в учебниках для первоначального обучения «Детский мир» и «Родное слово», в «Книгах для учащих»; собранные воедино идеи педагогической антропологии в фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К. Д. Ушинского являются открытой педагогической системой, включающей четыре взаимосвязанных блока идей: 1) методологические основы педагогической науки; 2) учение о человеке, его природе, законах и принципах развития; 3) применение знаний о человеке к искусству воспитания; 4) подготовка «преднамеренных воспитателей» - учителей, наставников, родителей к содействию развития человека. Педагогическая система К. Д. Ушинского является антропологической, потому что она основана на требованиях изучения человека и глубокого знания его биологической, психической и социальной природы, законов, принципов развития и воспитания. Структурные элементы этой системы находятся во взаимодействии, оказывают взаимное влияние; на основе результатов анализа библиографических списков выявлена динамика интереса исследователей к жизнедеятельности К. Д. Ушинского. Это позволило выделить шесть этапов освоения и разработки творческого наследия классика: 1 этап: 1870-1917 гг.: осмысление наследия классика, накопление антропологических знаний, становление новых направлений научных исследований; 2 этап: 1917 г.- середина 1930-х гг.: установление методологических основ и традиций развития педагогической науки; 3 этап: середина 1930-х - середина 1960-х гг.: сбор, накопление источников о жизнедеятельности К. Д. Ушинского, популяризация его идей среди педагогов; начало теоретического осмысления его опыта и педагогической системы.; 4 этап: середина 1960-х - середина 1980-х гг.: введение идей классика в образовательную практику; 5 этап: середина 1980-х - 2000 гг.: обращение научно-педагогического сообщества к антропологической составляющей учения Ушинского для поиска новых методологических подходов в педагогике, началом становления педагогической антропологии как учебной дисциплины и специфической отрасли педагогического знания; 6 этап: 2000 г. - по настоящее время: развитие педагогической антропологии как отдельной отрасли знания; придание педагогической антропологии роли методологического знания для теории и практики педагогики, основания деятельности педагогических работников; популяризация антропологического знания в решении проблем воспитания детей среди родителей и широкой общественности. Каждый из этапов имеет свои характерные черты и особенности, обусловленные социальнополитической и экономической ситуацией в стране и развитием наук о человеке. При этом последующий этап имеет диалектическую связь с предыдущим. Авторская периодизация подтверждается теорией циклов развития научнопедагогического знания в парадигмальном подходе к исследованию историкопедагогических явлений; идеи педагогической антропологии К. Д. Ушинского не потеряли своей актуальности на всех этапах их освоения и разработки теоретиками и практиками отечественной педагогики. При этом они подвергались цензуре в связи с несоответствием ведущим идеологическим установкам. Так, в Российской империи (1870-1917) идеи классика обвиняли в недостаточной религиозности и склонности антропологического учения к материализму. В Советской России и СССР с 1917 г. до середины 1980-х гг. имело место критическое отношение к дворянскому происхождению К. Д. Ушинского, популярности его идей в «старой, изжившей себя» дореволюционной школе, излишней религиозности его учения и идеалистическому мировоззрению. Эти факторы стали причиной разрозненного применения идей педагогической антропологии и препятствовали их системному введению в образовательную теорию и практику. Однако трудами научно-педагогического сообщества антропологические идеи Ушинского оказали основополагающее влияние на становление и развитие методологии отечественной педагогики, были реализованы в теориях и на практике воспитания и обучения, послужили отправной точкой и катализатором создания новых теорий, концепций, подходов и технологий в педагогической науке и в системе образования страны. Степень достоверности и апробация результатов исследования. Достоверность проведенного исследования обеспечивалась методологически обоснованной последовательной реализацией принципа историзма в единстве его эвристической, прогностической и педагогической функций; опорой на комплекс методов, продиктованный применением антропологического, синергетического, герменевтического и парадигмального подходов в историко-педагогическом исследовании; выбором репрезентативного объема историографических источников соответствующих требованиям историографии, цели и задачам исследования. В ходе работы изучено более 470 источников, из них 7 на иностранных языках (английский, украинский). Основные положения исследования представлены в рецензируемых научных изданиях, включенных в Перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации; в докладе на тему «Антропологические идеи развития духовности в творчестве К. Д. Ушинского» на Международной научнопрактической конференции «Духовная культура и современное образование» (1921 марта 2018 г., ФГБОУ ВО МГЛУ); в выступлении на XXIII международном симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» в ФГБНУ «Психологический институт РАО» (11-12 апреля 2018 г.); на семинаре «Воспитание - метафора или эффективная практика в критических ситуациях?» (14 февраля 2018 г.) в Центре исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ; на лекциях по дисциплинам «История педагогики и образования» и «Введение в профессию» для бакалавров ФГБОУ ВО МГЛУ по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; «История педагогики и образования» для аспирантов ФГБОУ ВО МГЛУ по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки; на аспирантских семинарах на кафедре психологии и педагогической антропологии ФГБОУ ВО МГЛУ. Ход и результаты исследования регулярно обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогической антропологии ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет». Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. |