Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки

  • Экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск ТетраЛит 2018
    Дата25.11.2022
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаBarkovskaja.Khomich.pdf
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #811818
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    А.В. БАРКОВСКАЯ, Е.В. ХОМИЧ ФИЛОСОФИЯ Ответы на экзаменационные вопросы е переработанное и дополненное издание Минск
    «ТетраЛит»
    2018
    ВВЕДЕНИЕ Плюрализм и вариативность содержательных и методических подходов, столь ярко проявляющиеся сегодня в гуманитарном образовании, приводят к появлению широкого спектра авторских курсов, учебников и учебных пособий. Сложность усвоения философии непрофессиональной аудиторией оправдывает их существование, так как при наличии корректной интерпретации основных проблем классического и постклассического этапов ее функционирования, языки манера изложения всегда будут разными, что позволит студентам найти свой учебник, адекватный его личностному пониманию. Данное учебное пособие преследует цель по возможности кратко, не разрушая целостности предмета философии, ее основных историко-философских и содержательно-проблемных блоков, дать ответы на вопросы, которые традиционно включаются в экзаменационные билеты. Для реализации этой цели учебное пособие структурировано в соответствии с основными разделами типовой учебной программы по курсу Философия для студентов высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Учебное пособие представлено 10 темами, в которых отражается историческая динамика типов философствования и дается проблемно-содержательная развертка основных подсистем философского знания. Базовое содержание каждого вопроса представлено в сжатом виде, поскольку ответ на него предполагает лаконичную фиксацию положений, обязательных для усвоения, которые, в свою очередь, опираются на оригинальные источники ведущих мыслителей (названия их работ указываются в скобках. Разумеется, учебное пособие не исчерпывает все содержание философского знания, поэтому читателям рекомендуется обращаться к более фундаментальным учебным текстам (не столько констатирующим, сколько подробно раскрывающих историю и характер философских проблем) и оригинальным философским источникам. Пособие подготовлено авторским коллективом в составе кандидат философских наук, доцент А.В. Барковская – 1; 2 (2.1, 2.5, 2.6, 2.7); 3 (3.3, 3.4,
    3.5, 3.6); 4 (4.2); 5; 8; 9 (9.1, 9.5, 9.6, 9.7); 10 (10.2, 10.3). кандидат философских наук, доцент Е.В. Хомич – 2 (2.2, 2.3, 2.4, 2.8, 2.9, 2.10); 3 (3.1; 3.2,
    3.7, 3.8); 4 (4.1); 6; 7; 9 (9.2, 9.3, 9.4, 9.8, 9.9); 10 (10.1).

    ____________________________________________________________________ ТЕМА 1 Философия как феномен культуры

    1.1. Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
    1.2. Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии мифологии, религии, искусства и науки.
    1.3. Предмет философии. Структура философского знания.
    1.4. Философские категории и универсалии культуры. Функции философии
    1.1. Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мири свое место в нем. Различают мировоззрение в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов философских, религиозных, научных, этических, эстетических и т. д. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы культуры мифологией, религией, наукой и т.д.). Термин мировоззрение" появился в философии в конце XVIII в, а широкое распространение получил лишь в XIX в. Для мировоззрения характерны следующие черты
    1) активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека
    2) целостность, увязывающая три базовых элемента человек – мир – отношения между ними
    3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеятельности формируется тот или иной тип мировоззрения под влиянием повседневного мира и общекультурного материала (прессы, религиозной проповеди, художественной литературы, научной информации и т. п. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности и характере отношений в системе человек мир. Схематически это выглядит так Человек- мировоззрение ------------ мир Роль мировоззрения заключается в том, чтобы управлять жизнедеятельностью людей в целом, что конкретизируется в двухосновных функциях 1) аксиологической (ценностной) – задает в системе деятельности исходные ценности и отвечает наряд вопросов во имя чего осуществляется эта деятельность Какие цели преследуются Какими мотивами руководствуются) ориентационной – определяет стратегию движения к цели и выясняет, каким путем ее можно достичь. Главная суть мировоззрения, как полагал И. Кант, состоит в том, чтобы научить человека как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком (Критика практического разума. Структура мировоззрения представлена следующими уровнями
    1) обыденно-практическим – здесь формируется повседневное мировоззрение в форме мироощущения, представляющего эмоционально-психическую сторону отношения человека к миру, и мировосприятия, фиксирующего его чувственно-познавательную сторону и задающего целостное видение объекта. На этом уровне мир предстает эмоционально окрашенным, чувственное отношение к нему может быть оптимистичным или пессимистичным
    2) рационально-теоретическим – создается обобщенная и концептуально оформленная модель мировоззрения в форме миропонимания, выражающего интеллектуальную сторону отношений человека к миру и раскрывающего их сущность в виде понятий, категорий, теорий, концепций и т. п.
    Структурными элементами мировоззрения являются знания, ценности, идеалы, программы практических действий, убеждения и др. В качестве основных элементов выступают знания – более или менее достоверная информация о реальности (как внешней по отношению к человеку, таки внутренней ценности – система норм и правил деятельности человека, субъективно значимых для него убеждения – личностная форма знаний, принимаемых человеком в качестве истинных и определяющих его позицию. Исторические типы мировоззрения – мифологическое, религиозное, философское. Мифология греч. м – предание, сказание logos– рассказ) – исторически первая формами- ровосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком. Она предстает в качестве специфической системы фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной реальности. Вместе стем мифотворчество является значимым явлением в культурной истории человечества, поскольку воспроизводит коллективный практический опыт и посредством традиции транслирует его от поколения к поколению. Мифологическое мировоззрение отличают следующие признаки
    1) синкретизм – неразрывное единство человека и природы, когда люди не стремились выделиться из окружающего их мира
    2) антропоморфизм – перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир природы) вера во множество сверхъестественных существ, олицетворяющих разнообразный природный мир доминирование чувственно-эмоционального восприятия окружающего мира над рациональным познанием. Первобытная мифология явилась первой попыткой абстрактного объяснения генезиса всего существующего, что стало предпосылкой для возникновения философского стиля мышления (об этом свидетельствует поэма Гесиода Теогония. Религиозное мировоззрение связано с оформлением монотеистических (единобожие) Бо- гооткровенных ( Бог – творец) религий (иудаизм, христианство, ислам. Структура религиозного мировоззрения включает два уровня
    1) психологический, отражающий взгляды, чувства, настроения, характер поведения и специфику действий (культовую практику) верующих людей
    2) идеологический, представляющий систему догматических знаний о божественной реальности, на базе которых формируется религиозные ценности, убеждения и разрабатываются нравственные нормы поведения людей. Специфика религиозного мировоззрения проявляется в том, что
    1) мир удваивается наряду с реальным выделяется сакральный (священный) как прообраз и цель деятельности человека и между ними устанавливается граница.
    2) сущность Бога духовна, он Творец мира и находится вне него
    3) источником знаний выступает Священное Писание (Талмуд, Библия или Коран) и вера, которая выше разума
    4) религиозная картина мира строится по принципу нисходящей иерархии Бог – человек
    – животные – растения – неживой мир. Философское мировоззрение принципиально отличается от мифологического и религиозного своей ориентацией на свободный интеллектуальный поиск истины, что предполагает
    1) осмысление предельных оснований бытия и мышления
    2) обоснование ценностного отношения людей к действительности
    3) стремление к систематической целостности знания о мире, человеке и характере их взаимоотношений
    4) логическую аргументацию выдвигаемых положений
    5) опору на разум и внутренний опыт человека.
    Философия рассматривается, как правило, в качестве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий (предельно общих понятий.
    1.2. Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки
    Философия оказывает влияние на людей непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободомыслие, таки опосредовано через науку, религию, искусство и т. д. (совместно вырабатываются духовные ориентации человеческих действий. Своеобразие философии раскрывается в процессе ее сравнительного анализа с наиболее важными формами духовной культуры, что позволяет выявить общее и особенное между ними в соответствии с общезначимыми критериями Философия Мифология Религия Наука Искусство Предметная направленность Целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры Целостное знание как синтез повседневного опыта и сверхъестественного объяснениями- ра Постижение божественной сферы через духовное откровение Объективное познание законов и принципов действительности Воспроизведение мира в художественных образах Характер знания Рационально- теоретическое Чувственно- фантастическое Интуитивно- рациональное Рационально- теоретическое и эмпирическое Чувственно- эмоциональное Языковые средства
    Категориально- понятийные Конкретно- образные
    Символиче- ско- аллегорические
    Понятийно- формализованные Образно- метафорические Природа текста и статус автора Авторские концепции, учения, идеи и т. д. Анонимные предания, сказания и т. д.
    Богооткро- венные сакральные тексты Общезначимые утверждения (законы, теории, формулы и т. д) Авторские художественные произведения Специфика рефлексии
    *
    Проблемно- критическая Некритическая Догматическая
    Критико-ана- литическая Ассоциативная Изданной таблицы следует, что
    – по предметной направленности философия сближается с религиозным знанием, поскольку представляют собой ценностно-ориентированные формы знания и выводят за пределы эмпирической реальности, В некотором смысле философию объединяет с мифологией ориентация на целостное воспроизведение мира и человека. В тоже время этот критерий четко отделяет философию от науки 1) научное мышление предметно, формирует теорети-
    *
    Рефлексия (от поздне лат. reflexion – обращение назад) в широком смысле слова – процесс мышления субъекта, направленный на осмысление собственной деятельности и ее результатов.
    ческий мир 2) научное знание фрагментарно (задано узкой предметной областью исследования) и интерсубъективно (истины науки общезначимы и всеобщи); 3) наука определяет профессиональную и во многом повседневно-практическую жизнь людей, ее ценности не затрагивают фундаментальных смыслов человеческого бытия
    – по характеру знания языковым средствами специфике рефлексии философия ближе к науке, т. к. для них характерно построение знания в теоретической форме, использование отвлеченных понятий, опора на критерии разума и логическую доказательность выводов
    – по критерию природы текста и статуса автора философию можно сравнивать с искусством, т. к. и для философского, и художественного текста принципиальное значение имеет авторский стиль произведения и позиция самого автора.
    1.3. Предмет философии. Структура философского знания. Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано стем, что
    1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры) философия вначале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т. ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук – о Вселенной, строении вещества, природе человека и др, что предельно расширяло ее предмет
    3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии. Вместе стем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука, и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром – природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно – принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры. Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т. д. Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы следующие основные разделы


    онтология – философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего гносеология – философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;

    эпистемология – философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

    философская антропология – философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

    аксиология – философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии iпраксеологияi – философия деятельности, учение об активном практико- преобразующем отношении человека к миру;

    социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития. Данные разделы философского знания – при всей их автономности – связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.
    1.4. Философские категории и универсалии культуры. Функции философии Философия пользуется особыми понятиями – категориями (от греч. к – высказывание признак, те. наиболее общими (часто предельно общими) и фундаментальными понятиями, которые фиксируют существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности. Так, уже Аристотель (Категории) выделял такие категории, как сущность (субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Категории выступают основным интеллектуальным средством философского познания, они отражают весь мирно под особым углом зрения – лишь в плоскости наиболее общих свойств, отношений и закономерностей, присущих предметами явлениям этого мира. Категориальная структура мышления, с одной стороны, относительно устойчива, нос другой стороны, и изменчива, конкретно-исторична, т. к. откликается на новые достижения человеческого познания. Кроме того, то или иное философское направление может отдавать предпочтение своему, специфическому набору категорий – так, экзистенциализм пользуется такими категориями, как экзистенция (способ бытия человека в мире, тоска, страх, ужас и др. (эти понятия, как правило, не рассматриваются в иных философских системах. Как возникают философские категории По мнению В. С. Степина, они появляются в сознании человечества в результате рефлексии над другими весьма общими понятиями – мировоззренческими универсалиями (от лат. universalis – общий, всеобщий, или универсалиями культуры. Это – такие понятия, которые возникают в культуре раньше философских категорий и фиксируют жизненные смыслы (осознанные или неосознанные, которыми руководствуется человек в своей деятельности (бытие, время, человек, свобода и т. д. Именно они определяют шкалу человеческих ценностей, обеспечивают понимание мира , его переживание и осмысление. В них можно выделить три уровня смыслов
    1) общечеловеческий, фиксирующий отличие человека от остального мира
    2) особенный – выражающий специфику смыслов конкретно-исторической эпохи
    3) групповой и личностный – соответствующие смыслам индивидуального опыта или социальной группы. Очевидно, что эти уровни связаны между собой, не существуют независимо друг от друга.
    Универсалии культуры выполняют в обществе следующие основные функции
    1) задают способы селекции человеческого опыта, отбора того, что достойно включения в культурный багаж
    2) образуют категориальную структуру сознания людей определенной эпохи
    3) создают в своей взаимосвязи целостный образ мира, выражающий отношение человека к природе, обществу, духовному миру. Понятно, что эти функции взаимосвязаны в жизни человека, в его деятельности. Философия в своих размышлениях о мире обращается не столько к самим реальным предметами явлениям, сколько к их обобщенным образам в сознании человечества, тек универсалиям культуры. В своем анализе философия рационализирует эти универсалии, превращая их в особые идеальные объекты, в философские категории (поэтому те и другие могут обозначаться одинаковыми понятиями. Кроме того, философия схематизирует универсалии культуры, она включает в содержание своих категорий не все жизненные смыслы скажем, личностного или группового опыта, сосредотачиваясь преимущественно на общечеловеческих смыслах и наиболее существенных свойствах и связях явлений. При этом она может предложить культуре такие смыслы, которых нет в сознании данной эпохи например, культурная универсалия движение всегда отражала изменения лишь тех объектов, которые были известны культуре, а философская категория движение, понимаемая как любое изменение, обозначает свойство и тех объектов, которые станут известны или могут возникнуть в будущем. В этом смысле философия выступает наукой о возможных мирах (В. С. Степин). Новые смыслы, открываемые философией, воплощаются в инновационные универсалии культуры и начинают транслироваться в ней, пока не найдут своего применения в различных формах культурного творчества. Философия, таким образом, готовит нас к переменам в обществе и культуре, сама участвует в них, выдвигая новые идеи и категориальные смыслы. Поэтому сегодня, в эпоху кризисов техногенной культуры, так важно выработать новые ценности и смыслы развития современной цивилизации, новое понимание целей человеческой деятельности. Статус и роль философии в современном обществе и его культуре конкретизируется в следующих основных функциях мировоззренческой – задает интегральный образ мира, формирует предельные основания теоретические мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества методологической – выступает всеобщим методом мышления, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теоретической деятельности, предлагает научному познанию и социальной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегрирует новое знание в духовную культуру

    оценочно-критической – подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оценивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта