Главная страница
Навигация по странице:

  • Ишим 2013

  • Составитель: Болтунова Г.М.

  • Содержание Предисловие……………………………………………………………………....5Раздел І. Воспитание в первобытном обществе

  • Раздел ІІІ. Воспитание и педагогическая мысль Средневековья

  • Раздел IV. Школа и педагогика в Новое Время

  • Раздел V. Школа и педагогика в Новейшее время

  • Раздел VI. Основные направления развития школы и педагогики в Западной Европе и США в XX веке и советской педагогики и школы……………………………………………………..…………………..209

  • Раздел VII История образования в Тобольской губернии (XVІIІ нач. XX веков), Тюменской области…………..…………………………………….

  • РАЗДЕЛ I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

  • Семейное воспитание

  • Вопросы для самоконтроля

  • РАЗДЕЛ II. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ И АНТИЧНОМ МИРЕ Педагогика древнейших цивилизаций Ближнего Востока.

  • Памятники педагогической мысли

  • Педагогика Южноазиатской цивилизации Древнейшие памятники индийской религиозной литературы – Веды

  • Педагогика Дальневосточной цивилизации

  • Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья

  • Образование и воспитание в Древнем Риме

  • Задания и вопросы для самоконтроля

  • Уч. пособие История педагогики и образования (1). Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013


    Скачать 1.78 Mb.
    НазваниеПедагогическое образование, профиль Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование Начальное образование Ишим 2013
    АнкорУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
    Дата22.12.2017
    Размер1.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУч. пособие История педагогики и образования (1).doc
    ТипУчебное пособие
    #12571
    страница1 из 22
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»

    История педагогики (общей и дошкольной) и образования


    Учебное пособие для студентов (специальность 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования) и бакалавров (направление 050100 Педагогическое образование, профиль – Дошкольное образование, направление 050100 Педагогическое образование, профиль – Дошкольное образование Начальное образование)


    Ишим

    2013
    УДК

    ББК

    Д
    Печатается по решению редакционно-издательского совета ИГПИ им. П.П.Ершова
    Ответственность за аутентичность цитат, имен, названий, иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллктуальной собственности несут составители публикуемых материалов
    Составитель:

    Болтунова Г.М., канд. пед. наук;
    Рецензенты:

    Загвязинский В.И., д-р пед. наук, профессор, академик РАН

    Полищук В.И., д-р философских наук, профессор


    Д .717 История педагогики (общей и дошкольной) и образования [Текст]; учебное пособие для бакалавров - сост. Г.М. Болтунова. – Ишим: Изд. ИГПИ им. П.П.Ершова, 2013. – с.
    Пособие представляет собой конспект-справочник с элементами хрестоматии, содержащий обширный материал по зарубежной истории педагогики и образования, в т.ч. Восточной цивилизации и истории отечественной педагогической мысли и образования. Изучение материала, имеющего связь с сегодняшними проблемами развития российского образования, позволит студенту углубить и расширить представления о направлениях истории образования и педагогики за рубежом, выявить истоки возникающих проблем отечественного образования и возможности использования прошлого опыта в их решении.

    Пособие адресовано студентам, преподавателям педагогических учебных заведений.

    УДК

    ББК

    ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», 2013
    Содержание
    Предисловие……………………………………………………………………....5

    Раздел І. Воспитание в первобытном обществе……………………………...7

    Раздел ІІ. Воспитание и педагогическая мысль в древних

    восточных цивилизациях и античном мире………………………………....9

    Педагогика древнейших цивилизаций Ближнего Востока…………………...9

    Педагогика Южноазиатской цивилизации………………………………….…12

    Педагогика Дальневосточной цивилизации……………………………….…..13

    Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья…………………....16

    Образование и воспитание в Древнем Риме…………………………………...24

    Раздел ІІІ. Воспитание и педагогическая мысль Средневековья………..30

    Воспитание и школа в Византии……………………………………………..…30

    Образование и воспитание в исламском мире……………………………..…..33

    Воспитание и школа в странах Западной Европы……………………………39

    Педагогика эпохи Возрождения (Ренессанса)……………………………….44

    Воспитание у восточных славян (VI – ІX вв)………………………………….52

    Воспитание и школа в Древней Руси и русском государстве (X-XVІI вв)......54

    Раздел IV. Школа и педагогика в Новое Время……………………………67

    Ян Амос Коменский – педагог нового времени…………………………….…67

    Педагогические взгляды Джона Локка………………………………………...72

    Школа и педагогическая мысль эпохи Просвещения…………………………74

    Российское Просвещение……………………………………………………….83

    Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XІX веке……...109

    Развитие педагогики и школы в России (XIXв.)……………………………..117

    Педагогические взгляды революционных демократов………………………123

    Педагогические взгляды Н.И.Пирогова……………………………………....125

    Просветительская деятельность В.Ф.Одоевского…………………………....126

    К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики в России………….128

    Л.Н.Толстой…………………………………………………………………….140

    Школьные реформы 60-70-х годов XІX века в России…………………...…143

    Раздел V. Школа и педагогика в Новейшее время………………………147

    Зарубежная школа и педагогика в конце XІX-началеXX века…………………………………..…………………………………...........148

    Мария Монтессори……………………………………………………….........150

    Эрнст Мейман………………………………………………………….........…154

    Пауль Наторп……………………………………………………………….…156

    Георг Кершенштейнер…………………………………………………………157

    Джон Дьюи………………………………………………………………..........158

    Школа и педагогика в России в конце XІX века (до 1917 г.)………………………………………………………………..………………162

    Структура образования и типы учебных заведений………………………....162

    Педагогические течения в России конца XІX начала XX века………..........176

    П.Ф.Лесгафт…………………………………………………………………….187

    В.П.Вахтеров……………………………………………………………………190

    С.И.Гессен……………………………………………………………………....193

    В.В.Розанов………………………………………………………………........195

    Школа и педагогическая мысль народов Востока в Новое и Новейшее время (XVIII-XX в.в.)………………………………………………………………….197

    Школа и педагогическая мысль в Китае……………………………………...197

    Образование и прогрессивные мыслители Индии в Новое и Новейшее время………………………………………………..…………………………...201

    Особенности развития школы и педагогической мысли в Арабских странах в Новое и Новейшее время……………………………………………………...207

    Раздел VI. Основные направления развития школы и педагогики в Западной Европе и США в XX веке и советской педагогики и школы……………………………………………………..…………………..209

    Педагогическая наука в странах Западной Европы и США в XX веке............……………………………………………………………………..209

    Практика обучения и воспитания в странах Западной Европы и США……………………………………………………………..…………….216

    Преобразование в области просвещения и воспитания 1917 – 20 гг в России………………………………………………………………………..…221

    Обучение и воспитание в период 1921 – 1930 гг…………………………….238

    Педагогические идеи П.П. Блонского…………………………………….…..243

    Педагогические идеи С.Т. Шацкого…………………………………………..248

    Школа и педагогика в период 1931-1941 гг………………………………..252

    Педагогическое наследие А.С. Макаренко………………………………….258

    Школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны……………….262

    Период восстановления дошкольного образования после войны и до 80х годов XX века…………………………………………………………............264

    Школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства (1845 – 1958 гг)………………………………………………………….…………..…267

    Педагогические идеи В.А. Сухомлинского…………………………………269

    Советская школа и педагогика в 1960 – 1980-е годы………………….......276

    Народное образование и общественно-педагогическое движение в 1985 – 1995 гг…………………………………………………………………………..278

    Раздел VII История образования в Тобольской губернии (XVІIІ нач. XX веков), Тюменской области…………..…………………………………….294

    Начало Светского профессионального образования в Тобольской губернии во второй половине XVIIIв……………………………………………………….296

    Просветительская деятельность декабристов……………………………….299

    Образование в Тобольской губернии конца XIX – нач. XXв……………..301

    Развитие образования в советский период (1917-1980г.г.)………………..306

    Таблицы………………………………………………………………………...311

    Рекомендуемая литература………………………………………………..…314
    Предисловие

    Учебные курсы «История педагогики (общая и дошкольная)», «История образования и педагогической мысли» в системе подготовки будущего педагога – это фундаментальные гуманитарные дисциплины, которые интегрируют знания студентов из философского, культурологического и педагогического блоков, т.к. позволяют раскрыть процесс последовательного восстановления и развития различных систем образования и воспитания, освоить все богатство культурного педагогического наследия. В процессе изучения этих дисциплин происходит формирование у будущих педагогов понятий о социальной природе образования, его конкретно-историческом характере. Данные курсы, как учебные дисциплины, играют важную роль в профессиональной подготовке педагогов на ступени бакалавриата:

    • Вносят вклад в курс общей педагогики и в перспективную практику;

    • Расширяют общий культурный кругозор;

    • Способствуют формированию системы историко-педагогических знаний с позиций цивилизационно - антропологического подхода;

    • Формирует готовность к систематическому самообразованию.

    Учебная дисциплина «История образования и педагогической мысли» изучается по ГОС ВПО 2005г. студентами очной и заочной форм обучения. Курс рассчитан на 1 семестр. Количество аудиторных часов – 58. Объем самостоятельной работы соответственно составляет 58 часов.

    Цель данного пособия – помочь студентам очной и заочной форм обучения в организации собственной учебной деятельности при изучении данных учебных дисциплин. Пособие позволит решать следующие задачи:

    • Формировать историко-педагогическую культуру студентов;

    • Знакомить с выдающимися мыслителями и педагогами различных исторических эпох и народов;

    • Вызвать интерес к историко-педагогическому наследию и осознание ценности мирового историко-педагогического опыта;

    • Выработать первоначальные умения работы с историко-педагогической литературой и развить творческое педагогическое мышление;

    • Определить и оценить степень своего понимания историко-педагогического наследия и своих умений осуществлять анализ и синтез; выделять главное; структурировать изученную информацию.

    Предлагаемое пособие представляет собой конспект - справочник, позволяющий проследить как складывались общие тенденции мировой педагогической мысли и ее национальные инварианты, детерминируемые особенностями культуры великих и локальных цивилизаций; снять искусственное разделение при изучении зарубежной и отечественной, дореволюционной и советской педагогики. Пособие ориентирует какими учебниками пользоваться при самостоятельной подготовке к аудиторным занятиям.

    Данное пособие представляет сжатую информацию периодизации на основе общепризнанной и предназначено как для преподавателей, так и для студентов бакалавров при подготовке к семинарам и планировании самостоятельной творческой работы во внеаудиторное время.

    РАЗДЕЛ I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
    Источники изучения первобытного воспитания: памятники материальной и духовной культуры, язык, фольклор. Этнографические данные о жизни племен, сохранивших черты первобытности.

    1. Дородовое общество

    2. Ранняя родовая община

    Субъект воспитания – родовая община. Система практического включения детей в коллективную, бытовую и трудовую жизнь сообщества. К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь. Отсутствие физических наказаний. Средства обучения и воспитания: практические действия совместно со взрослыми; игра; наблюдение; упражнение. Словесное воздействие: одобрение и порицание.

    1. Позднепервобытная община

    Зарождение семьи. Зародыш домашне-семейной формы воспитания. Девочки воспитывались матерью и другими женщинами рода, мальчики – братьями со стороны матери, к 5 годам – воспитание в общине, в группах сверстников.

    Первая в истории человечества форма воспитания и обучения – инициации, т.е. испытания, которые предварялись специальной подготовкой. Инициацию проходили подростки 10-15-летнего возраста.

    Мальчики Девочки

    охота, земледелие, ремесло, домоводство, плетение,

    изготовление оружия ткачество, гончарные работы

    Общинные центры – специальные «Дома» или лагеря молодежи – мужские и женские – прообраз школы.




    Физическая, ритуальная и социально-нравственная подготовка к инициации.

    1. Период разложения первобытно-общинного строя

    Семейное воспитание: ужесточили наказания - часто применялись физические наказания.

    Дома молодежи: по мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и состоятельных членов общины.

    Содержание обучения и воспитания подрастающих поколений включало трудовую, военно-физическую, социально-нравственную и начатки специальных знаний.

    Разделение умственного и физического труда.
    Вопросы для самоконтроля:

    1. Ознакомьтесь по учебнику А.Н Джуринского «История педагогики» с 1-м разделом и расскажите, откуда черпает историко-педагогическая наука сведения о воспитании в первобытном обществе?

    2. Каковы особенности воспитания в дородовом, родовом обществе и в период разложения первобытного общества?

    3. Как менялось содержание в формах воспитания в первобытном обществе?

    4. Когда возникли зачатки педагогической мысли?

    5. Изучите дополнительную литературу по теме:

    • Алексеев В.П. Становление человечества. М, 1984.

    • Корнетов Г.Б. Становление и развитие воспитания в доклассовом обществе. М, 1988.

    • Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М, 1989.

    • Дополните сами список литературы по данной теме.


    РАЗДЕЛ II. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ И АНТИЧНОМ МИРЕ
    Педагогика древнейших цивилизаций Ближнего Востока.

    Семейное воспитание: воспитание детей есть дом родителей.

    Памятники педагогической мысли:

    1. «Книга Притчи» царя Иудеи Соломона.

    • «Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам»;

    • «Слушай сын мой наставления от отца твоего, и не отвергай завета матери твоей»;

    • «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою»;

    • «Когда мудрость войдет в сердце тебе; знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя»;

    • «Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение» и т.д.

    Способы воспитания: упрек, запрет, телесные наказания (3-е тыс. до н.э.).

    2. «Писец и его непутевый сын» - нравоучительный рассказ. «Послушай, будь же мужчиной. Не стой на площадях, не разгуливай по садам. Когда идешь по улицам, не гляди по сторонам. Будь почтителен… Ты, бродящий без дела по людным площадям, хотел бы ты достигнуть успеха? Тогда взгляни на поколения, которые были до тебя. Ступай в школу, это принесет тебе благо. Сын мой, взгляни на предшествующие поколения, спроси у них совета… Другие подобные тебе работают, помогают родителям….Ночью и днем я терзаюсь из-за тебя!»

    Древнейшие школы в Месопотамии возникли не позднее III тыс. до н.э. – «дома табличек» - эдуббы при храмах.

    Конец III – нач. II тыс.до н.э. – эдуббы – «академические центры».

    Содержание обучения и воспитания: грамматика, математика, астрономия, география, зоология, ботаника, медицина, музыка, пение, литература и др. Светский характер обучения. Обучение мальчиков.

    I этап – научить считать, читать и быстро писать. «Только тот настоящий песец, чья рука не отстает от уст» - древнее изречение.

    II этап – изучали




    Стилистика, грамматика, литература, музыка и т.д.;

    Становились в будущем авторами поэм, хроник, гимнов, притч и т.п.

    Математика, основы наук, география, астрономия, и т.д.;

    Становились строителями и специалистами в технике и т.д.

    Законодательство, основы ведения хозяйства и впоследствии занимали административно-хозяйственные должности.

    Занимались ученики 24 дня в месяц, по 12 часов в день. По окончании сдавали экзамены.
    Древний Египет (III тыс. до н.э.) идеал воспитания: немногословный, стойкий к ударам судьбы человек

    Двухступенчатая система школьного образования.

    1 ступень 2 ступень

    Элементарная школа («место, где учат») Канцелярия («те, кто ходит под навыки чтения и письма рукой» - подручные –

    Учитель – «отец»; помощники разных

    ученик – «сын» чиновников)

    Важная добродетель – умение слушать: «тот, кто умеет слушать, умеет хорошо говорить».

    Послушание – важное условие успешности обучения. «Ухо мальчика на спине его. Он слышит, когда его бьют» - широкое распространение побоев как естественное и необходимое средство воспитания.

    В I тыс.до н.э. целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи.

    Ко II тыс. до н.э. - три типа школ:



    Жреческие при храмах



    Дворцовые

    Школы писцов-чиновников административно-хозяйственного управления

    Готовили служителей культа.

    Содержание образования было широким и многопредметным: астрономия, математика, основы общей грамотности, право, астрология, медицина, нравственно-религиозное воспитание

    Для обучения детей рабовладельческой знати.

    Содержание образования: чтение и письмо иероглифов, физические и военные упражнения, правила поведения и дворцовый этикет

    Содержание –

    1) Элементарная школа (чтение, письмо, арифметика, геометрия (с 5 до 12 лет))

    2) Канцелярия (с 12 до 16 лет) – различные типы письма и разновидности египетского языка, заучивание географических названий, технических терминов и пр.


    Особенности историко-педагогического процесса цивилизации Ближнего Востока (III – I тыс.до н.э.).

    1 – дифференциация воспитания и образования, появление специальных учебных заведений – школ;

    2 – усиление авторитарных начал в воспитании, широкое распространение наказаний;

    3 – развитие педагогической мысли на эмпирическом уровне.


    Педагогика Южноазиатской цивилизации

    Древнейшие памятники индийской религиозной литературы – Веды – конец II – нач. I тыс.до н.э.;

    Упанишады – сочинения VIII – VI в.в.до н.э.

    Образование и Воспитание – важнейшая обязанность семейства (Веды).

    Принцип «трех обязанностей» для каждого человека:

    во-первых, обязанность перед Богом, которая может быть исполнена только в том случае, если человек изучит священные обряды и будет соблюдать их;

    во – вторых, обязанность перед мудрецами прошлого, которую он может исполнить, изучив их труд и продолжая их «научные» и профессиональные традиции;

    в – третьих, это обязанность перед предками, которая может быть исполнена, если человек родит детей и даст им достойное воспитание (Упанишады).

    II – I тыс.до н.э. четыре касты: брахманы (жрецы), кштарии (воины), вайшьи (земледельцы – общинники, ремесленники, торговцы), шудры (слуги, рабы, наемные работники) – это наложило отпечаток на развитие воспитания и обучения, шудры (неприкасаемые – к образованию не допускались).


    Школа брахманов

    Школа для кштариев (воинов, правителей)

    Обучение от 6-12 лет до 22-24 лет; религиозное образование (изучение Вед). Готовили детей высшей касты жрецов (брахманов).


    Предметы: грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка, философия и красноречие; заучивание стихов и гимнов. Готовили будущих военачальников, сборщиков налогов, казначеев и др. чиновников. Могли учиться вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники).

    Воспитание и обучение – две неразрывные стороны одного процесса: умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Середина I тыс.до н.э. – семейно-общественное воспитание в Индии.

    I ступень семейное воспитание

    II школьное обучение брахманы с 8 лет; кштарии – 11 лет; вайшьи – 12 лет.

    VI – V в.в. до н.э. – буддуизм. Буддиские школы при храмах.

    Цель: постижение духовного просветления как высшего состояния человека.
    Педагогика Дальневосточной цивилизации

    Вторая половина I тыс.до н.э. – Древний Китай. Основные философские школы: даосизм, буддизм и конфуцианство. Конфуцианство оказало решающее влияние на образование и воспитание.

    Конфуций – Учитель Кун Фу Цзы (551-479 г.г до н.э.) - основоположник этико-политического и педагогического учения, «учитель 10 тысяч поколений». Цель образования, согласно учению Конфуция – воспитать «благородного мужа», «совершенного человека», знающего и соблюдающего принципы морали.

    Основные принципы

    Заповеди

    Жень - гуманность

    Не делай другим того, чего не желаешь себе

    Ли - этикет

    Почитание родителей, старших в семье, покорность государю

    И – чувство дома

    Умения подчинять долгу себя и окружающих

    Чжи - знание

    Постоянное самосовершенствование

    Синь - верность

    Строгое соблюдение традиций, норм и правил

    СЯО – сыновья почтительность

    Должное подчинение старшему (по возрасту, должности)


    Конфуций предложил классификацию по способностям.

    Группы

    Характеристика

    Первая – «сыны неба»

    Люди, обладающие высшей врожденной мудростью, из их числа надо выбирать правителей.

    Вторая – «благородные мужи»

    Идеал совершенного человека. он должен обладать высокими нравственными качествами – человеколюбием, добротой, правдивостью, почтительностью, а также высокой духовной культурой. он учится, несмотря на трудности, преодолевая все на пути к мудрости. его главная обязанность – карьера. Его образованность неотделима от нравственности. Благородный муж – опора государства.

    Третья – «простолюдины»

    Люди, которые встретившись с трудностями, не учатся или не способны к приобретению знаний. Они бесхарактерны, ленивы, слабы духом, им не дано быть мудрыми


    Конфуций - основатель первой частной школы в Китае (около 3 тысяч учеников и последователей).

    Две ступени обучения.

    1 ступень – основы умственного, физического, морального и художественного воспитания;

    2 ступень – изучение наук: безупречное поведение (добродетель); политика и управление, литература и язык, поэзия и музыка.
    Требования к учителю:

    • успешно совершенствует себя постоянно;

    • обучает лишь тех, кто стремится к достижению знаний; помогает тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей;

    • между ним и учениками тесный контакт, основанный на уважении и любви, признании авторитета учителя;

    • знает индивидуальные особенности своих воспитанников;

    • является хорошим примером для воспитанников.

    Направленность воспитательно-образовательной деятельности носила ярко выраженный традиционный характер. Традиция была объявлена высшей социальной и культурной ценностью. Человеческая индивидуальность воспринималось в соответствии с установленным эталоном. Воспитание и образование основывалось на освоении человеком ритуалов и текстов старинных книг: Книги песен, Книги истории, Книги Перемен.

    Труды Конфуция: «Луньюй» («Суждения и беседы»); «Чжунюн» («Учение о середине»).
    Вопросы для самоконтроля:

    1. Прочитайте в учебнике А.Н.Джуринского «История педагогики» раздел II главу 2 «О воспитании и обучении в условиях цивилизации Древнего Востока»; в учебном пособии «История педагогики и образования» / под ред. А.И.Пискунова – М., 2007; глава 2. Изложите и объясните сходство и различие в древнейших формах воспитания и образования.

      1. Какие особенности культуры Древнего Египта нашли выражение в образовании?

      2. Расскажите об особенностях культуры Древней Индии, составивших основу образования.

      3. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей? Как они отразились на характере и направленности образования в Китае?

    2. Что нового для себя вы узнали?

    3. Какие вопросы возникли у вас в ходе изучения этой темы? На какие вопросы не дает ответа материал учебников? Какая дополнительная литература требуется для ответа на эти вопросы?

    4. Что бы вы добавили к информации в учебниках по данной теме? Подготовьте самостоятельно выступление на семинар.


    Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья
    Античность – это эпоха Древней Греции, Древнего Рима и период эллинизма с конца IVв. до н.э. - Iв.до н.э. Наивысшее развитие культуры Античности – период VI – IV в. до н.э. в городах – государствах – полисах Афины и Спарта.

    Система воспитания

    Спарта (Лакония)

    Афины (Аттика)

    Цель: подготовка членов военной общины

    0-7 лет – семейное воспитание под руководством матери и нянек – кормилец. Детям позволяли бегать на свободе, не одевали их, оставляли одних в темноте, пищи давали мало, по возможности удерживали от крика и плача.

    7-18 – агеллы – «школы послушания». Минимальные навыки чтения и письма; военно-гимнастическое воспитание. Учитель – педоном, его помощник из числа старших юношей – «эйрен». С 13 лет – участие в учебных сражениях и походах. Беседы с учениками: приучали их к краткости и ясности речи; учили быть смелыми, преданными гражданами и гордыми за свой образ жизни.

    18-20 лет – Эфебия - военная подготовка и до 30 лет и военная служба.

    Средства воспитания: железная дисциплина и телесные наказания.

    Женское воспитание ничем не отличалось от мужского. Девушки выходили с гимнастических курсов сильными, рослыми, не уступая мужчине ни в мужестве, ни в чувстве чести. Женщины пользовались большим авторитетом. Спартанка сама вскармливала и воспитывала детей, умно управляла домом, обсуждала общественные дела, влияла на мужа и детей.

    Цель: гармоническое развитие личности («калокагатия»)

    0-7 лет – семейное воспитание.

    Цель – развитие физических сил, чувства красоты, формирование нравственных установок.

    С 7 лет отдавали детей в «дидаскалейоны»

    • общественные учебные заведения;

    • частные, платные.


    7-15 лет. Мальчики – мусическая школа. Учитель – грамматист и учитель – кифарист. Чтение, письмо, счет, поэзия, музыка, танцы. С 13-14 лет параллельно – Палестра – школа, где мальчики занимались гимнастикой (бег, борьба, прыжки, метание диска, копья, фехтование). Цель: развитие культуры тела. Учитель – педотрий.

    16-18 лет – Гимнасий (Академия, Ликей, Киносарг). Философия, политика, красноречие, гимнастика, мифология, история и др.

    18-20 лет. Эфебия – (военная подготовка и политическое воспитание). Верховая езда, стрельба из лука, катапульты, метание дротика и др.

    Форма одежды – широкополая шляпа и черный плащ (эсламида).

    20-30 лет- воинская служба.

    Государство требовало, чтобы родители давали детям образование (музыкальное и грамотность, и какое – либо ремесло).

    В V в. до н.э. – школы софистов и философские школы. Обучали философов астрономии, геометрии, естественным наукам и др.

    Принцип соревнования в обучении – агон (состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах и др.).

    Для девочек до замужества – домашнее воспитание. Элементарные навыки чтения, письма, музыки, женское рукоделие.


    Философские школы – развивали и реализовывали концепцию воспитания гармонически развитой личности – физически, умственно, художественно, морально совершенной – идеал пайдейи (воспитанности).

    Основа образования – «семь свободных искусств» - арифметика, геометрия, астрономия, музыка, грамматика, риторика, диалектика.

    В истории педагогики наследие античных философов занимает особое место. Со второй половины IV в. до н.э. ни одной серьезной попытки осмыслить вопросы образования не предпринималось без опоры на идеи философов или без полемики с ними. Основателями школ были крупнейшие «любители мудрости» (так переводится слово «философ», введенное Пифагором) – Протогор, Сократ, Платон, Аристотель.

    Философские школы в VI-IVв.в. до н.э.

    Ф.И.педагога

    Цели и задачи, содержание

    Формы организации обучения

    Средства обучения и воспитания

    1. Пифагорийская школа (VI в. до н.э.)

    Пифагор (580 – 500 г. до н.э.)

    «В здоровом теле – здоровый дух»

    2. Педагоги – софисты: Горгий- риторик;

    Продикт – моралист и педагог;

    Гиппий – мудрец и др.

    Протогор (около 485 – 410г до н.э.) «Человек есть мера всех вещей».

    Задачи:

    Нравственное воспитание. Путь к нравственному совершенству, к согласию с природой.

    Цель:

    гармонизация и совершенствование общества и человека.

    (от греч. «София» - мудрость)

    Главная идея: приоритет человека и любого знания.

    Идеал: способный и сильный человек, ориентированный на практическую целесообразность, личный успех и удачу. Обучение красноречию и логике.

    Прогулки в священной роще; учение и исправление в храме; гимнастика; прогулка с друзьями – повторение новых знаний.

    Диалектика – искусство спорить; риторика – искусство говорить. Лекции по риторике, грамматике, поэзии, практической этике и политике.
    «Словесная борьба», «гимнастика ума»; беседа; дискуссия.

    Упражнение; наставление учителя; усвоение правил нравственного поведения; совместные чтения с комментарием.

    Наука, искусство, музыка, физическая культура как средство обучения и воспитания.

    Рассказ, развернутое доказательство, следование образцам поведения великих людей.


    3. Сократ (469-399гг до н.э.) «Я знаю только то, что ничего не знаю». «Познай себя, и ты познаешь весь мир».

    Главная цель: нравственное самосовершенствование человека.

    Задачи: 1 – самопознание («Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и что он не может»;

    2 - познание Истины;

    3 - воспитание стремления к добродетели.

    Философские беседы; споры и диалоги; самостоятельное осмысление проблемы. Беседы Сократа на площадях, в палестрах и гимназиях.

    Метод майевтики («искусство родовспоможения» как средство гармонизации личности и общества. Живое общение с учащимися, совместный поиск решения проблемы на начальном этапе обучения.

    4. Платон (427-347гг до н.э.)- ученик Сократа; основатель в Афинах учебного заведения - Академия (около 385г до н.э.). Труды: «Государство», «Законы». Под именем Платон («платос»-ширина) вошел в историю Аристокл, сын греческого знатного афинянина Аристона.

    Задача образования – готовить людей с самого раннего возраста к определенным общественным ролям и соответствующему им образу жизни. Идея калокогатии – здоровый дух способствует совершенствованию тела, а не наоборот. Цель общества – гармоничный и образованный человек; подготовка гражданина для идеального общества.

    Цель начального уровня образования: развитие любви к красоте и воспитание умеренности;

    Цель среднего уровня – развитие интеллектуальных способностей.

    Цель высшего уровня – воспитание настоящих философов, в ком сочетается любовь к мудрости, высокий дух; способности и энергия.

    Воспитание и обучение детей под контролем государства:

    0-3 лет общественные кормилицы в государственных воспитательных домах;

    3-6 лет под руководством «нянь» на специально оборудованных площадках вблизи храмов;

    С 7 лет – государственные школы - 12-16 лет – палестра и гимнасий.

    17-20 лет – Эфебия для детей элиты.

    20-30 лет – те, кто проявил способности, глубоко изучают науки и готовятся к государственным должностям.

    30-35 лет – те, кто проявил исключительное дарование, еще продолжают образование и становятся правителями государства.

    Сократические беседы; диалоги; наука; образование как средство улучшить свои природные способности.

    Три уровня образования:

    1) начальный – основы общего образования;

    2) средний – физическая и интеллектуальная подготовка к военной, гражданской, исследовательской работе;

    3) высший уровень – подготовка ученых, педагогов, юристов.

    Аристотель (384-322гг до н.э.) – ученик и оппонент Платона. Родился в семье врача Никомаха, рос при дворе царя Македонии. В возрасте 15 лет, потеряв родителей, отправился в Афины для получения философского образования. 20 лет провел в Академии Платона (сначала – ученик, затем – преподаватель). С 347г до н.э., после смерти Платона, покинул Академию. С 343 до 336гг до н.э. был наставником Александра Македонского, - знакомил своего ученика с этикой и политикой, естествознанием, географией, медициной, философией и литературой. В 335г. до н.э. приехал в Афины и открыл знаменитый Ликей.

    Цель образования – развитие тела, устремлений и разума; развитие и проявление всех добродетелей, моральных и интеллектуальных; воспитание человека, который способен последовательно и успешно играть различные роли в жизни идеального государства (сначала – солдата, затем – руководителя или судьи, или философа).

    Воспитание гармонически развитой личности – результат многолетней работы, начиная с семейных устоев.

    Основа познания – сенсорное восприятие. Инструмент познания – дедукция и индукция в их соединении. Главная задача обучения: сообщение ученикам знаний из различных областей и выработка способностей самостоятельного суждения.

    Трактат «О душе» Три рода души: I Растительная (питание и размножение)

    II Животная или волевая (растительная + ощущения и желания)

    III Разумная (включает 2 первые + мышление)

    Три стороны воспитания:

    I Физическое воспитание;

    II Нравственное;

    III Умственное воспитание.

    Основа воспитания в семье.

    Труды: «Метафизика»,

    «Политика» кн.7;8.

    Возрастная периодизация:

    0-7 лет – воспитание в семье – период детства. Учет индивидуальных особенностей, закаливание, игры, сказки.

    7-14 лет – половая зрелость – обучение в школе письму, чтению, музыке, рисованию и другим предметам. – Развитие интеллекта.

    Гимнастика – развитие мужества, телесных сил и укрепление здоровья.

    14-21 год – юность – обучение грамматике, гимнастике, музыке, риторике, поэтике и философии. Самоутверждение себя в познании, философствовании и созерцании.

    Средства и методы обучения: повторение, следование примеру, образцу; упражнение, убеждение; сообщение знаний; катарсис или очищение духа в процессе переживания; обучение добродетели. Духовный труд выше физического.

    Три группы факторов, влияющих на развитие человека:

    I внешний – окружающий человека мир;

    II внутренние силы – задатки;

    III целенаправленное воспитание, развивающее три части души.

    Основное средство убеждения – риторика (соединение логического и нелогического; рационального и иррациционального).


    При всех различиях школ, их целей, принципов, методов и приемов, философские школы развивали и реализовывали на практике концепцию воспитания гармонически развитой личности.

    Эпоха эллинизма (III – I вв. до н.э.)

    Распространение греческой культуры на территории Средиземноморья, Ближнего Востока, Закавказья, Северной Африки. Подчинение эллинистических государств Риму и Парфии.

    Идеал воспитания: самостоятельная, независимая, сильная личность мудреца. Образование признавалось государственным делом. Начало образования с 7 лет до 12 лет (мальчиков и девочек). В школе обучали навыкам письма, чтения и арифметики. Мальчики переходили в среднюю грамматическую школу; обучались риторике, грамматике; в Гимнассии обучались юноши из зажиточных семей. Занятия велись в форме свободных бесед о литературе, философии, музыке; обучали математике, географии, риторике.

    В 18-20 лет – Эфебий – атлетическая и военная подготовка.

    Венцом греческой науки стал Мусеум, основанный в Александрии египетским царем Пталомеем II (308-246 г.г до н.э.). Педагогами Мусеума являлись Архимед, Эвклид и др. Главная форма обучения – лекция.

    Афины оставались базой для всех философских школ:

    • Стоическая философская школа – основатель Зенон – собирала учеников на агоре, месте народных собраний, в Пестром портике («стойя»). В основу умственного образования стоиков положена «Логика» Аристотеля.

    • Эпикурейская философская школа – основатель Эпикур (341 – 270гг до н.э.) - последователь Демокрита и его атомистического учения.

    Главная задача – освободить человека от невежества, обучить правильно мыслить «…когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувствительности ….. мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души». Школа существовала до 51г. до н.э. Эпикурейское учение получило широкое распространение в Риме. Эпикурейцами были римские поэты – философы Лукреций и Гораций.

    • Школа скептиков – основоположник Пиррон (360-270г.г до н.э.). Путь человека к счастью не в организованном познании, а в отказе от него, что позволяет воспитывать невозмутимого и безмятежного человека.

    Главное – научить умело вести спор. Пиррон отстаивал принцип релятивизма, утверждая, что «одно и то же для одних справедливо, для других несправедливо для одних добро, для других зло».

    Философские школы занимались, прежде всего, поиском образа жизни, освобождающего человека от внешнего угнетения, дающего внутренний душевный покой и делающего человека хозяином своей судьбы.

    Образование и воспитание в Древнем Риме
    В VIII – VI в до н.э. сложились традиции домашнего обучения и воспитания.

    Религиозное воспитание детей в семье выполнял отец – он неограниченный властелин. Мальчики до 16 лет под наблюдением отца изучали домашние и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Девочки и девушки под надзором матери воспитывались в строгости, скромности, почитании старших.

    IV – I в.до н.э. начало и развитие влияния на организацию школьного обучения в Риме оказала традиция эллинистических центров Античного мира. С 31 г. до н. э. Рим – столица огромной империи с полумиллионным населением.
    Система образования в Древнем Риме

    Элементарные школы

    Грамматические школы

    Риторические школы

    С 7лет

    элементарное – обучение 2 года – для небогатых, незнатных, для девочек и мальчиков. Обучение чтению, письму, счету, законам страны, преданности. Учителя, открывая школы сами искали учеников и получали плату с родителей

    С 12-16 лет

    грамматические (для привилегированных) обучались мальчики. После домашней подготовки изучали латинский, греческий, риторику, основы римского права, уроки физической подготовки. Учителя состояли на государственной службе и оплачивалось государством.

    Школы ораторов для молодежи аристократического происхождения. Изучались философия, правоведение, греческий, математика, музыка, астрономия; упражнения по составлению речей на заданную тему.

    Учителя, как правило, состоятельные люди, иногда занимали государственные посты


    В первые века нашей эры в римской империи сложился единообразный канон системы образования.

    С 7 лет тривиальные школы –Латинская (иногда греческая) грамота, начатки чтения и счета. Счетная доска – абак и счет по пальцам. Практиковались физические наказания. Неопределенный срок обучения, различные программы. Учитель занимался с каждым учеником отдельно.

    С 12-16 лет – грамматические школы после домашней подготовки.

    К V в н.э. программа семи свободных искусств с делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Обучение индивидуальное. Эту классификацию создал римский философ Боэций Военная подготовка – легионы.



    Философская мысль Рима и образование

    Марк Тулий Цицерон (106 -43г.г до н.э.) – политический деятель, философ, педагог, блестящий оратор, разделял философские идеи стоиков. Утверждал, что человека толкает к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Задача воспитания – развить всепобеждающий разум и чувство благоразумия – начало воспитания в семье. Создатель учебного пособия по риторике, сочинений: «Брут», «Оратор», «О природе Добра и Зла», «Лелий, или О дружбе», «Тускуланские беседы» и др.

    Сенека Луций Анней (4г до н.э – 65 г н.э.)- политический деятель, философ и писатель, представитель римского стоицизма. Труды: «Нравственные письма к Луцию»; «Утешения»; «Вопросы естествознания»; автор девяти трагедий «Медея», «Федра», «Эдип» и др.

    Наставник, затем советник императора Нерона; впоследствии обвинен в заговоре против него.

    Цель образования, по мнению Сенеки, формировать самостоятельную личность («пусть говорит он (ученик) сам, а не его память..»). Главная задача: моральные совершенствование человека.

    Главное средство нравственного совершенствования человека – философия. Программа нравственного совершенствования в его трудах «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцию».

    Основное средство воспитания – назидательные беседы – проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

    Л.А.Сенека – сторонник энциклопедического образования – подверг критике все дисциплины тривиума и квадривиума; в основу – должно быть положено освоение учащимися нравственных начал.

    Плутарх (ок. 45г – ок. 127г.н.э.) – историк. Труд: «Сравнительные жизнеописания» - исторические личности с точки зрения их воздействия на формирование нравственности людей его времени. Сторонник воспитания ребенка без жестоких наказаний. По его мнению, бить ребенка означало «подымать руки на святыню». С особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье.

    Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118гг н.э.) – теоретик ораторского искусства, педагог, первый римский учитель на государственном содержании, создатель Римской школы риторов. Труд: «О воспитании оратора» (12 книг). Цель – подготовка публичных ораторов и защитников в судебных процессах. Цель воспитания – подготовка к выполнению гражданских обязанностей, формирование свободного человека.

    Книга первая, главы I; II; III. «О воспитании оратора» посвящена первоначальному воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и размышлению о школе, учителях:

    - ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно;

    - семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать детей в «неблагопристойные места»;

    - развивать речь ребенка, внутренние силы и нравственность;

    - учение должно быть забавою; поощрять ребенка то просьбами, то похвалами; чтобы он радовался и соперничал в успехах со своими сверстниками;

    - нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость. развивает рабские качества;

    - преимущество школьного обучения в том, что оно приучает учеников не смущаться и не бояться людей, свободно говорить, легко ориентироваться в различных жизненных положениях, умело общаться с другими.

    • Первая ступень – домашнее обучение до 7 лет; вторая – первоначальное школьное обучение (грамматика, стиль, мораль, начала математики, музыка). Риторская школа – высшая ступень – (грамматика, риторика и др.).

    • Принципы обучения: от простого к сложному; учет индивидуальных особенностей; чередование умственных занятий.

    • Методы обучения: подражание, теоретические наставления, упражнения.

    Требования к учителю:

    - должен служить примером и образцом;

    - изучать индивидуальные особенности питомца;

    - должен любить учеников;

    - должен быть терпелив в работе, на похвалы не слишком скуп, но и не слишком расточителен;

    - должен сначала преподавать в элементарной школе, потом – в школе повышенного типа.
    Задания и вопросы для самоконтроля:

    1. Задание: Прочитайте материал о воспитании в Античном мире по учебнику «История педагогики» А.Н.Джуринского – М.: 1999 – раздел II глава 3: учебное пособие «История образования и педагогической мысли за рубежом и в России» /под ред. З.И.Васильевой – М.6 2001; Раздел I, глава 2: по книге Жураковского Г.Е. «Очерки по истории античной педагогики» М.,1983; Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т.1. Античность. Средневековье /Под ред. А.И.Пискунова – М.; 2006.

    Оцените степень своего понимания учебного материала:

    • понятно все; легко использую изученное во взаимодействии с другими при группой работе на семинаре;

    • материал недостаточно понятен (из-за множества специальных терминов; сложности изложения каким-либо из авторов учебных пособий и т.д.);

    • материал в основном понятен, но вызвали затруднения (усвоение отдельных направлений философских школ и др.).

    1. Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции и Древнего Рима.

    2. Определите общее и различное в практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах и Древнем Риме, в чем видите приемственность?

    Заполните таблицу:

    Цель и задачи образования

    Возрастные периоды

    Типы школ

    Содержание образования




    1. Раскройте основные особенности различных философских школ античности. Оцените степень своего понимания сущности каждой философской школы и свои умения структурировать информацию в ходе заполнения таблицы:

    Ф.И. педагога возглавлявшего философскую школу

    Дата жизни; Труды.

    Цель и задачи воспитания и обучения. Основные принципы взаимоотношений между человеком и обществом

    Содержание воспитательно-образовательного процесса.


    5. Проанализируйте сходство и различие в подходах к воспитанию и образованию римских мыслителей.

    Используйте дополнительную литературу.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта