Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Мировоззрение
Скачать 211.33 Kb.
|
Мировоззрение - это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. В структура мировоззрения: знания (отражение объективных характеристик действительности в сознании человека; задают обобщенную модель мира и места в нем человека); ценности (выполняют нормативно-регулирующие функции, они определяют правила и принципы социальной жизни человека); убеждения, чувства, эмоции (придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением). По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно выделить следующие виды мировоззрения, которые являются историческими типами: Обыденные - простейший тип мировоззрения, формируется за счет наблюдения за природой, трудовой деятельностью, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующий материальной и духовной культуры. Недостатки - неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний, входящих в состав мир-ния. Обыденное м – является основой формирования более сложных видов мировоззрения; на основе обыденного исторически первым стихийно рождается миф – творческое отображение мира сознанием, гл. отлич. особенностью является логические обобщения. Мифологическое - не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Основано на вере в истинность мифов - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев, незыблемость ритуала. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические, профанные и сакральные одновременно. С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре. Религиозное - предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом; Р.М. представлено 3 формами мировых религий: буддизм – 6-5 в. до н.э. в буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории; христианство – 1 век н.э. Иисус Христос, Библия (три ветви: католицизм, православие, протестантизм); ислам – 7 в. н.э. Мухаммед, Коран, поклонение Аллаху(Махаммед – посланник Аллаха), ветви- суннизм, шиннизм. Философско-теоретическое. Философия — это понимание мира и человека с позиции разума и знаний. Цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев; рамках философии впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление. В философии выделяются две сферы деятельности: сфера материального, объективная реальность, то есть предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя); сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).
Предмет философии постоянно изменялся. Первые философские концепции чаще всего формулировались как учения о природе или натурфилософия. Философское познание космоса, при этом формируется новая область компетенции философии, и в ее предмет входит теоретико-познавательная проблематика. Развитие этой проблематики было связано со становлением логики. Зарождается антропология(греч. агйпгороа - человек, 1одоа - учение) - учение о человеке, в котором вопросы его сущности и форм бытия в мире рассматриваются как центральная мировоззренческая проблема. Инвариантная составляющая философской проблематики всегда интегрировалась вокруг основных мировоззренческих тем: «мир», «человек», «бытие человека в мире». Структура (разделы или философские дисциплины): теоретическая философия, включающая в свой состав логику, онтологию, аксиологию, гносеологию и эпистемологию, философию науки; практическая философия, представленная социальной философией, философией культуры, философией права, философской антропологией, философией техники и др. Специфика. Философское мышление направлено на выявление самого существенного в мире и поэтому самого важного для человека и его жизни. Вся проблематика философского мышления строится вокруг феномена человеческого существования в мире, обществе. Три мировоззренческие проблемы. Проблема универсума (философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др). Проблема человека (Осмысление комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека, как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека). Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними (познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира). Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины. Философское мышление ориентировано не только на раскрытие общих принципов и законов познавательного и практического взаимодействия человека с миром, но и на постижение смысла жизни человека, ценностей и перспектив его существования в изменяемом им мире. Это способ самоанализа человеком своего внутреннего мира, средство духовного развития, самоочищения и формирования идеалов. Методы: философский - представляет собой совокупность приемов и правил философского мышления, применение которых позволяет достичь искомого достоверного знания. Зависит: 1. от исходных данных (сложившихся принципов/категорий, на которые опираются мыслители и содержание которых выражает особенности исторического опыта решения философских проблем; 2. От предмета исследования, образуемого в системе «человек – мир», эти зависимости накладывают отпечаток на образовании различных традиций философского мышления и познания, проявляется в разработке различных методов в философии. Особенностью метода состоит в использовании различных приемов: универсализация (установление всеобщих форм бытия и мышления), идеализация (мысленное построение несуществующих объектов), рефлексия (осознанное упорядочение и регулирование процесса мыслей об изучаемой реальности), тотализация (широта мышления в системе «человек-мир»), абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных связей и свойств изучаемых объектов при одновременном сосредоточении на познании их существенных свойств и связей), анализ (разложение изучаемого объекта на части) и синтез (соединение в единое целое частей объекта и изучение свойств целого). Диалектический – возник в классический период античной философии (Сократ - развивал искусство философского диалога в качестве основного пути формулирования философских идей и соответствующего раскрытия сущности обсуждаемых явлений и вещей). Путь совершенствования (Аристотель, Гегель, Маркс) в наст.вр. - метод познания рассматривает действительность в ее движении, развитии, раскрывает противоречия, являющиеся основанием подобных изменений. Метафизический - складывается в Новое время (XVI–XVII вв.) в результате влияния на философское мышление экспериментального естествознания, в особенности законов, принципов и методов классической механики. С этой позиции Вселенная - огромный механизм, состоящий из простых тел, которые связаны между собой и перемещаются в пространстве по законам механики.
Н, Р, И, Ф входят в систему духовной культуры общества, важнейшие формы общественного сознания. Их отличие состоит в предмете, способу проявления, функционированию и роли в обществе. Ф возникла и исторически развивалась под влиянием мифологии, Р, обыденного и научного знания. Ф рационально осмысливает проблемы бытия – о происхождении, устройстве, развитии, гармонии, перспективах мира и человека, связях между ними, ценностях и смысле человеческой жизни. Различные стороны этих проблем находят решение в современной Н, И, Р. Формирование проблемного поля Ф вырабатывается при помощи философской рефлексии (осмысление своих действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека) над основаниями всех сфер человеческой деятельности. Фундамент всех сфер культуры составляют как знания, так и ценности, они выступают предметом критического философского анализа, выявления общезначимых и непреходящих свойств бытия, смысложизненных ориентаций, поддерживающих стабильность человеческого существования в различные исторические эпохи, с учетом меняющегося мира и условий жизни. Т.Е, Ф зависит от других форм культур, но благодаря такой связи Ф находит теоретическое обоснование всем процессам. Ф и Н. Ф развивается во взаимодействии с Н, имеющей первостепенное значение в сохранении жизнеспособности современного общества. Древнегреческая Ф представляла поле объединения существующих в то время научных знаний. В античности сформировались три тенденции взаимосвязи Н и Ф. 1. Натурфилософский подход, основа – догадки и предположения, не подверженные опытными исследованиями, знания – умозрительны характер. 2. Процесс дифференциации наук, отделение Н от Ф. Процесс разграничения сфер исследований частных Н (эмпирические знания – полученные опытным путем) и Ф (теоретические знания). Дифференциация областей научных исследований и разрывы в эмпирических и теоретических знаниях обусловили в 30-е годы 19в. – позитивистского способа решения проблемы взаимодействия Ф и Н. - Позитивное знание – полученной естественными науками, истинность можно подтвердить опытом. Философское знание – помеха для нормального развития Н, получения истинного знания, т.о. Ф исключалось из Н, по позитив теории. Полем проверки истинности философских положений и выводов является историческая практика и культура в целом. Ф и Н имеют сходство, что выстраивают знания, свои выводы в логически доказательной теоретической форме. Отличие в масштабе обобщения и глубине сущностных характеристик. Н –на отдельном изучении предметов, Ф –стремится в обобщению процессов. Хотя Ф и опирается на Н, ищет в ней подтверждение своих принципов, законов и категориальных обобщений, она не сводится к совокупности научных знаний, а выражает в своих общих теоретических конструкциях, которые исследуются различными науками. 3. Дифференциация знания, отделение от Ф Н стимулировали процессы уточнения их предметных областей, акцентировали внимание на познании единых принципов существования различных областей мира - изучаемых Н, способствовали поиску новых направлений взаимодействия Ф и Н, разработке теории и методологии научного познания, соединению эмпирического и теоретического направлений научных поисков, осмыслению философских оснований развития науки. Ф и И. Ф опирается и воздействует на И, как форму художественно-эстетического познания и представления сущностных связей, гармонии и красоты мира в художественных образах. Общие: темы, основные проблемы (посвящены человеку). Отличие: язык. И-худ образ, обращение к чувствам человека. Ф – выражается в форме понятия, обращения к разуму. Ф и Р. Общие: объединяет универсализм. Воздействуют на сознание. Отличие: Р – опирается на веру, догматическая. Ф – рациональна, критична (утверждения обосновываются). Социокультурный статус – определяется функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их разностороннюю предметную деятельность (влияние на мысли и поведение человека, их обоснование, стимулирование, регулирование и ориентацию). Функции: мировоззренческая – универсалии культуры – фундамент мировоззрения, общие базовые понятия, представить мир как единое целое. Методологическая - разрабатывая всеобщие, обосновывая частные и общенаучные методы познания. Социально-практическая – выявляет недостатки, проблемы в жизни об-ва и предлагает способы его совершенствования. Согласование - всех форм человеческого опят – практического, познавательного и ценностного. Онтологическую - вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии. Гносеологическая - создании обобщенной картины познания, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления. Аксиологическая - критический анализ ценностных ориентаций людей, нравственно-эстетических идеалов, духовных регуляторов поведения человека в мире культуры. Праксеологическая – опосредованное воздействие на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.
Возникновение философии относится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах древнего мира - Китае, Индии и Греции - шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю. Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах древнего Востока и Эллады в VI-V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции. Проблема генезиса философии. Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Мифогенный подход - принципиально разделявшего мифологию и религию и считавшего, что философия возникает из безрелигиозного мифа путем дальнейшей абстрактизациии общих представлений, действительно содержащихся в развитой мифологии. Философия оказывается попыткой прочитать зашифрованное в образах мифа знание и перевести его на язык понятий. В рамках такого подхода философия часто мыслится неспособной открыть некое новое знание по сравнению с тем, что уже скрыто содержится в мифе. Гносеогенный подход - основной предпосылкой возникновения Ф развитие протонаучного знания, в первую очередь математического и астрономического, для которого характерны высокая степень абстрактности, доказательность, стремление к выявлению объективных законов, а также высокая способность к постановке проблем. В отечественной традиции сложился мифогенно-гносеогенный подход, в рамках которого базой генезиса философии считается развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Важно, что эти два источника философии полагаются равно необходимыми и друг без друга процесс генезиса философии не порождают. Переходные от мифа к философии формы называют предфилософией (терминология А.Н.Чанышева). Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Прежде всего это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., символом которой можно считать наступление «железного века». В результате распространения железных орудий труда развитие земледельческих цивилизаций стало более стабильным, выросло благосостояние древних царств, сложилась дифференцированная система общественного разделения труда. Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости - денег (первоначально в виде монетной формы) - развивало абстрактное мышление, в социальной структуре древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства привело к возникновению классов. Возникло множество социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней мифологической традиции, разрушалось изнутри. Отделение умственного труда от физического стало причиной появления интеллектуальных элит, основным занятием которых было производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей рационального светского мировоззрения. Социально-классовая дифференциация общества привела к возникновению государства. Такие характерные для него признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих общую территорию проживания, институт подданства, а также право, превращали население в формально-юридическую общность - совокупность граждан государства. К этому времени появилась система школьного образования, поддерживаемая государством. Быстрое развитие письменности изменило тип культурной трансляции знаний и опыта, что способствовало развитию категориально-понятийной культуры мышления, логики, эристики, диалектики. Абстрактное мышление. В духовной культуре древних цивилизаций появилась и утвердилась философия, предложившая новую картину мира, новое понимание человека и общества.
Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии - Ведами. Веды (букв. - знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы. В процессе размышлений над главным сборником Вед - Ригведой - сложились первые философские тексты – Упанишады. Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости. Образование первых философских школ относится к VI-II вв. до н. э. В этот исторический период сложилось шесть ортодоксальных философских учений (даршан), составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, сан-кхья, йога. Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы:буддизм, джайнизм, локаята, адживика.Они не признавали авторитета Вед, выступали против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре. Традиционализмявлялся специфической особенностью индийского философствования. Философское познание мыслилось как триединство ступеней восхождения к истине: освоение Вед; их рационально-философское осмысление в сутрах; интуитивное прозрение истины посредством интеллектуального сосредоточения и медитации. Другой специфической чертой древнеиндийской философии является ее глубинная связь с религией. Многие исследователи считают возможным говорить о едином религиозно-философском комплексев духовной культуре Индии. Одни и те же тексты в рамках индийской традиции можно рассматривать и как философские, и как религиозные. В развитии индийской философской традиции можно выделить два комплекса идей, выражаемых различными системами категорий. Ортодоксальные философские школы (астика) разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша. Неортодоксальные школы (настика) вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхармы, сансары, нирваны. Для философии брахманизма характерна идея безличного и абсолютного духовного начала - Брахмана. Весь материально-чувственный космос древнеиндийские мыслители рассматривали как его самоосуществление в пространстве и времени. Особое значение имел принцип тождества Брахмана и Атмана. Тело понималось как внешняя оболочка души, являющейся индивидуализированным, субстанциальным воплощением Брахмана. Человеку надлежит сосредоточенно размышлять о своей подлинной природе, о внутреннем тождестве Атмана и Брахмана. По мере отказа от заботы о внешнем, материальном существовании душа перестает быть связанной кармой и получает возможность восстановить единство с Абсолютом. Учение об освобождении (мокша) составляет кульминацию философских концепций брахманизма. Основным оппонентом веданты являлся буддизм. Во-1-х, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте). Во-вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм). В-третьих, видимый мир - иллюзия омраченного неведением сознания, возникающая вследствие непрерывного вращения дхарм (учение о ежемгновенной изменяемости всего сущего). Своими действиями индивид включается в поток бытия и становится частью причинно-следственных зависимостей, чем обрекает себя на постоянное страдание (учение о сансаре). В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к успокоению дхарм и достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване).Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации. |