Главная страница
Навигация по странице:

  • Логика

  • К читателю

  • Глава V. Индукция

  • Глава L Предмет логики 1. Специфика логики как науки

  • Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
    АнкорИванов Е.А., Логика.doc
    Дата18.05.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
    ТипУчебник
    #7816
    страница1 из 37
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    Е. А. Иванов

    Логика

    Учебник




    Москва Издательство БЕК, 199

    8И 20 Е. А, Иванов. Логика. Учебник. — М.: Издательство БЕК, 1998. — 309 с.

    ISBN 5-85639-137-3 ISBN 3-406-40989-Х

    Учебник написан в соответствии с учебной программой по курсу логики в юридических вузах и на юридических факультетах.

    В основу учебника положены лекции, прочитанные автором в Ака­демии труда и социальных отношений.

    Излагается общая логика, а также элементы математической (сим­волической) и диалектической логики.

    Освещаются основные положения логики, которые необходимо знать будущим юристам. Иллюстративный материал подобран с учетом спе­цифики юридической аудитории.

    © Е. А. Иванов, 1996 © Издательство БЕК, 1998

    ISBN 5-85639-137-3 ISBN 3-406-40989-Х

    и 0301060000-137 ОБ4(03)-96

    Славной моей дочери Марине, родившейся дважды, с любовью посвящаю.

    Автор

    Sapienti sat

    К читателю

    Логика выступает одной из обязательных учебных дисцип­лин во всех юридических вузах страны и на юридических факультетах университетов и академий.

    Необходимость изучения логики будущими юристами обус­ловлена тем, что вся правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность в обществе связана с са­мыми насущными потребностями и интересами масс людей, а нередко и с их судьбами. Поэтому здесь требуется особая точ­ность мышления. Даже малейшая логическая ошибка чревата серьезными негативными, а иногда и драматическими или даже трагическими последствиями.

    Вспомним классический пример с Катюшей Масловой из ро­мана Льва Толстого «Воскресение». В связи с убийством (отрав­лением) купца Смелькова Маслова была приговорена к каторж­ным работам. И сделано это было вследствие не только судеб­ной, но и логической ошибки. Присяжные желали оправдать Маслову, однако в решении записали: «Виновна, но без умысла ограбления». И никто не догадался добавить к ответу: «и без намерения лишить жизни». Получалась явная нелогичность: не грабила, не воровала, а убила бесцельно, отравила. Председа­тель суда хотел разъяснить присяжным, что их ответ: «Да, ви­новна», без отрицания умысла убийства, утверждает убийство с умыслом, но, торопясь кончить дело, не сделал этого. В резуль­тате жизнь молодой женщины была загублена.

    Другой, современный пример. В 1992 г. на протяжении не­скольких месяцев в Конституционном Суде Российской Феде­рации рассматривался вопрос о конституционности указов Президента России Б. Ельцина относительно КПСС и сопут­ствующий ему вопрос о конституционности самой партии. Глав­ное, конечно, заключалось в исчерпывающей и точной юриди­ческой оценке существа дела. Но и от логической безупречности юридических доказательств спорящих сторон в немалой степе­ни зависело, будет ли справедливым решение суда. Нечего и говорить, что от этого решения в свою очередь зависели судьбы миллионов коммунистов и даже судьбы их семей. В известной степени от него зависели и судьбы демократии в стране.

    В основу настоящего учебника положены лекции, прочитан­ные автором на факультетах Академии труда и социальных от­ношений. В нем предпринята попытка выделить главное, что требуется знать впервые приступающему к изучению логики, особенно будущему юристу. Этим обусловлен и подбор иллюс­тративного материала. В то же время — из-за ограниченного объема учебника — многие частности сознательно опущены.

    Из педагогических соображений здесь излагается в основном так называемая общая логика и даются лишь элементы матема­тической (символической) логики и логики диалектической.

    Автор стремился к известной полноте изложения постав­ленных проблем и в то же время к его максимальной краткос­ти. Вот почему девизом избрано латинское выражение «Sapi- enti sat» («Умному достаточно»).

    Содержание

    Стр.

    К читателю


    Стр

    Раздел второй. Суждение

    Глава I. Общая характеристика суждения


    Стр.

    Глава V. Индукция


    Вводный раздел. Логика как наука

    Прежде чем непосредственно приступить к проблематике логики, необходимо иметь хотя бы общее представление о са­мой этой науке — уяснить себе ее предмет, познакомиться с историей ее возникновения и развития вплоть до наших дней, осмыслить ее принципиальное значение для научного позна­ния и практической деятельности вообще, для юристов — в частности и особенности.

    Без такого общего представления о логике в целом трудно понять отбор самих логических проблем, оценить место и зна­чение каждой из них в ряду других.

    Глава L Предмет логики 1. Специфика логики как науки

    Логика — сложный, многогранный феномен духовной жиз­ни человечества. Поэтому естественно, что в разные истори­ческие периоды у разных мыслителей она получала различ­ную оценку. Одни говорили о ней как о некоем практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней осо­бое «искусство» — искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» — совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Ка­нон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину» — средство оздоровления рассудка.

    Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но — лишь доля. Главное, что характеризует логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука весьма строгая, развитая и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, а следовательно, обретать разнообразные «лики».

    Какое же место занимает логика в системе наук?

    В настоящее время существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно, делятся прежде всего на на­уки о природе — естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т. д.) и науки об обществе — обществен­ные науки (история, социология, юридические науки и др.).

    В сравнении с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышле­нии. Но если мы дадим логике такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения не только логики, но и ряда других наук — философии, психологии, физиологии высшей нервной деятель­ности человека, кибернетики, лингвистики.

    В чем же специфика логики именно по сравнению с други­ми науками, изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее собственный предмет исследования?

    Философия, важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундамен­тальный философский вопрос, связанный с отношением челове­ка, а следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в наших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

    Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической дея­тельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет осо­бенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

    Физиология высшей нервной деятельности человека рас­крывает материальные, именно физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга че­ловека, исследует закономерности этих процессов, их физи­ко-химические и биологические механизмы.

    Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве, а следо­вательно, и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управленческой деятельностью.

    Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

    Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т. е.

    роли и значения в познании и практической деятельности, и в то же время с точки зрения составляющих его элементов, а также связей и отношений между ними. Это и есть собствен­ный, специфический предмет логики.

    Поэтому она определяется как наука о формах и законах пра­вильного мышления, ведущего к истине. Однако такое опреде­ление, будучи удобным для запоминания, но слишком кратким, требует дополнительных пояснений каждого из его компонентов.

    1. Мышление как объект логики

    Прежде всего необходимо дать хотя бы общую характерис­тику мышления, поскольку оно выступает объектом логики.

    Мышление в собственном смысле этого слова есть достоя­ние только человека. Даже высшие животные обладают лишь зачатками, проблесками мышления.

    Биологическая предпосылка возникновения этого явления — довольно сильно развитые психические способности живот­ных, основанные на функционировании органов чувств. Объ­ективная же необходимость его возникновения связана с пе­реходом предков человека от приспособления к природе к принципиально иному, более высокому типу деятельности — воздействию на нее, труду. А такая деятельность может быть успешной лишь в том случае, если она основывается не толь­ко на данных органов чувств — ощущениях, восприятиях, представлениях, но и на знании самой сущности предметов и явлений, их общих и существенных свойств, их внутренних, необходимых, закономерных связей и отношений-

    В своем более или менее развитом виде мышление есть опосредованное и обобщенное отражение действительности в мозгу человека, осуществляющееся в процессе его практи­ческой деятельности.

    Это определение, во-первых, означает, что «царство мыслей» рождается в голове человека не самопроизвольно и существует не само по себе, а имеет в качестве своей непременной предпо­сылки «царство вещей», реальный мир — действительность, за­висит от нее, определяется ею.

    Во-вторых, в этом определении раскрывается специфичес­кий характер зависимости мышления от действительности. Как отмечалось, мышление — это отражение ее, т. е. воспроизве­дение материального в идеальном, в виде мыслей. И если сама действительность носит системный характер, т. е. состоит из бесконечного множества самых разнообразных систем, то мыш­ление — это универсальная отражательная система, в кото­рой есть свои элементы, определенным образом связанные между собой и взаимодействующие друг с другом.

    В-третьих, в определении показывается самый способ от­ражения — не прямой, с помощью органов чувств, а опосре­дованный, на основе уже имеющихся знаний. Это отражение не отдельно взятого предмета или явления, а отражение, име­ющее обобщенный характер, охватывающее сразу множество предметов и явлений.

    И наконец, в-четвертых, в определении отмечается ближай­шая и непосредственная основа мышления: ею служит не сама действительность как таковая, а ее изменение, преобразова­ние человеком во время труда — общественная практика.

    Будучи отражением действительности, мышление в то же время обладает громадной активностью. Оно служит средст­вом ориентирования человека в окружающем мире, предпо­сылкой и условием его существования. Возникая на базе тру­довой, материально-производственной деятельности людей, оно оказывает на нее обратное и притом мощное воздействие. В этом процессе мышление из идеального вновь превращается в материальное, воплощаясь во все более сложные и разнооб­разные орудия труда, во все более многочисленные его про­дукты. Оно как бы творит вторую природу. И если человечес­тво за все время своего обитания на Земле смогло коренным образом изменить облик планеты, освоить ее поверхность и недра, водные и воздушные просторы, наконец, вырваться в космос, то решающая роль в этом принадлежит именно чело­веческому мышлению.

    В то же время мышление — не раз и навсегда данная, за­стывшая способность отражения, не простое «зеркало мира». Оно непрерывно изменяется и развивается само. В этом про­является его включенность в универсальное взаимодействие как источник эволюции Вселенной. Из первоначально нераз­витого, предметно-образного оно превращается во все более опосредованное и обобщенное. «Царство мыслей» все более разрастается и обогащается. Мышление все глубже проника­ет в тайны Вселенной и вовлекает в свою орбиту все более ши­рокий круг предметов и явлений действительности. Ему оказы­ваются подвластны все более мелкие частицы мироздания и все более крупномасштабные образования Вселенной. Его отража­тельные возможности все более усиливаются и возрастают за счет использования все новых технических устройств — прибо­ров (микроскопа, телескопа, земных и космических лаборато­рий и т. д.). На определенной ступени своего развития естес­твенное человеческое мышление как бы перерастает в искус­ственный интеллект, «машинное мышление». Создаются все более сложные технические устройства, способные по зало­женной в них программе выполнять все более разнообразные мыслитёльные функции: считать, решать шахматные задачи, переводить с одного языка на другой.

    С мышлением человека как отражательной системой не­разрывно связан язык. Это непосредственная действительность мышления, его материализация в устной и письменной речи. Вне мышления нет языка, как и наоборот — вне языка нет мышления. Они находятся в органическом единстве. И это подмечали уже древние мыслители. Так, выдающийся оратор Древнего Рима Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) подчеркивал: «...слова от мыслей, как тело от души, нельзя отделить, не отняв жизни и у того, и у другого»1.

    Язык возникает вместе с обществом в процессе труда и мышления. Его биологическая предпосылка — это звуковые средства общения, свойственные высшим животным. А вы­зван он к жизни насущной практической потребностью людей в познании окружающего мира и общении их между собой.

    Наиболее глубокая сущность языка сводится к тому, что это универсальная знаковая система для выражения мыслей — сначала в виде звуковых, а затем и графических комплексов.

    Назначение языка состоит в том, что он служит средством получения и закрепления знаний, их хранения и передачи дру­гим людям. Облекая мысль, существующую в идеальной форме

    и, значит, недосягаемую для органов чувств, в материальную, чувственно воспринимаемую словесную форму, он открывает возможность для специального анализа мышления логикой.

    Единство мышления и языка не исключает, однако, сущес­твенных различий между ними. Мышление носит общечело­веческий характер. Оно едино для всех людей независимо от уровня их общественного развития, места проживания, расы, национальности, социального положения. Она имеет , единую структуру, в нем действуют единые закономерности. Языков же на Земле — великое множество: порядка 8 тысяч. И каж­дый из них имеет свой особый словарный запас, свои специ­фические закономерности строения, свою грамматику. На это обращал внимание еще аль-Фараби, выдающийся философ Востока (870 — 950). Говоря о законах, изучаемых логикой и грамматикой, он подчеркивал, что «грамматика дает их для слов, свойственных только какому-либо народу, а логика дает общие правила, годные для слов всех народов»2.

    Но эти различия носят относительный характер. Единство мышления у всех людей обусловливает и определенное един­ство всех языков мира. В них тоже есть некоторые общие мо­менты строения и функционирования: внутренняя расчленен­ность — прежде всего на слова и словосочетания, их способ­ность к самым различным комбинациям в соответствии с определенными правилами для выражения мыслей.

    С развитием общества, труда и мышления происходит и развитие языка. От элементарных, нечленораздельных зву­ков ко все более сложным знаковым комплексам, воплощаю­щим все большее богатство и глубину мыслей, — такова на­иболее общая тенденция этого развития. В итоге многообраз­ных процессов — нарождения новых языков и отмирания старых, обособления о^них и сближения или слияния других, совершенствования и преобразования третьих — сложились современные языки. Как и их носители — народы, они нахо­дятся на разных уровнях развития.

    V Наряду с естественными языками и на их основе рождают­ся искусственные языки. Это особые знаковые Системы, кото­рые не возникают стихийно, а создаются специально, напри­мер математикой. Некоторые из этих систем связаны с «ма­шинным мышлением».

    Логика, как будет показано ниже, также использует помимо обычного, естественного языка искусственный язык — в виде логических символов (формул, геометрических фигур, таблиц, буквенных и других знаков) для сокращенного и однозначного выражения мыслей, их многообразных связей и отношений.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта