Главная страница
Навигация по странице:

  • 49 билет . Послеоктябрьская литературная ситуация.

  • 50 . Три волны русской эмиграции. Литература первой волны (обзор).

  • 51 билет. Литература о гражданской войне

  • 52 билет. «Конармия» И.Э. Бабеля

  • 53 билет. Роман Шмелева «Солнце Мертвых»

  • 54 билет. Ранее творчество Булгакова.

  • Литра. литра. 1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина


    Скачать 466 Kb.
    Название1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
    АнкорЛитра
    Дата17.10.2019
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалитра.doc
    ТипДокументы
    #90592
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    48 билет. Неореализм в культуре начала XX века. Иван Бунин до 1917 г.

    Неореализм - течение в литературе второй половины ХХ века, ориентированное на традиции классики и обращенное к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности.На рубеже веков произошли примечательные события в сфере европейской интеллектуальной и духовной жизни. Новые идеи, проникшие в философию, религию, социологию, спровоцировали новые дискуссии. Переосмыслению подверглись давние парадигмы, ценности, казавшиеся несомненными, сакральными. Тенденции в искусстве и явления интеллектуальной жизни воспринимались художниками-современниками как явления взаимосвязанные. Литература, в частности неореалистическая, ответила требованиям Новейшего времени, эстетическим, познавательным запросам человека эпохи "кризиса сознания". Писателей-неореалистов, выросших на достижениях мастеров зарубежной и отечественной классики, в полной мере можно назвать преодолевшими реализм. Первые неореалисты: И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн - начинали публиковаться в конце уходившего столетия и в критических статьях их нередко называли "реалистами". Дело в том, что многие их произведения печатались в популярных сборниках книгоиздательского товарищества "Знание", соседствуя с сочинениями большого числа вышеупомянутых прозаиков, не выходивших за рамки этического реализма. Неореалисты осознавали свою несхожесть с предшественниками-реалистами.И. А. Бунин говорил: "Называть меня "реалистом" - значит или не знать меня, или ничего не понимать в моих крайне разнообразных писания. Ивану Бунину принадлежит особое место в ряду писателей, переосмысливших коллизии прошлого и настоящего. И как художник, и как историк-философ он говорил о перманентной девальвации общественных и духовных ценностей жизни. Писатель почти исключил будущее из координат своего художественного пространства. По сути, Бунин, за годы до публикации работ теоретиков "заката" (Европы) жизни, указывал на действенность в ней "теории регресса". В "Антоновских яблоках" (1900), а затем и в других произведениях он, точнее его автор-повествователь, ностальгически переживает безвозвратно ушедшее, утрату "правого пути", оборачивается назад и в прошлом открывает жизнь, по его мнению, иную, более достойную. Это драматическое убеждение пребудет в писателе до конца его дней. В еще светлом, хотя и грустном повествовании в "Антоновских яблоках" есть упоминание о красивой и деловой старостихе, "важной, как холмогорская корова". "Хозяйственная бабочка! - говорит о ней мещанин, покачивая головою. - Переводятся теперь такие..." Эта старостиха стоит в большом ряду статных, будто вышедших из прошлого, бунинских персонажей, причем как крестьянских, так и дворянских, противопоставленных характерам Новейшего времени, скрыто или явно конфликтующих с ними. В этом смысле можно указать на такие произведения, как "Последнее свидание" (1912), "Грамматика любви" (1915), "Последняя весна", "Последняя осень" (оба - 1916). Сохранившие "душу живу" старец Иванушка, Молодая ("Деревня", 1910), шорник Сверчок из одноименного рассказа (1911), учитель, старец Таганок ("Древний человек", 1911), старуха Анисья ("Веселый двор", 1911), Наталья ("Суходол", 1911), Захар Воробьев из одноименного рассказа (1912), а задолго до него Кастрюк и Мелитон, чьи имена также озаглавили типологически схожие произведения (1892, 1901), - герои архаические. Колоритны бунинские старцы, словно заблудившиеся в лабиринтах истории. В уста одного из них, обаятельного Арсенича ("Святые", 1914), автор вкладывает примечательную фразу: "Душа у меня, правда, не нонешнего веку..." В целом неореализм выразил недоверие идеологии. Это недоверие сказалось в творчестве и тех прозаиков, которые начинали как остросоциальные писатели. Неореализм - мост между классикой и новейшей литературой; он соединил быт и бытие, сблизил прозу и лирику, искания реалистические и модернистские, вербальное и другие виды искусства. Творчество неореалистов, как правило, отличает исключительный лаконизм: их рассказ нередко обладает емкостью повести, а повесть - емкостью романа. Школа неореализма начала века во многом предопределила и предопределяет дальнейшее развитие изящной словесности.

    49 билет . Послеоктябрьская литературная ситуация. Новые условия литературного процесса. Октябрьская революция и судьбы русской литературы. В этот период проблемой всей старой писательской интеллигенции была необходимость политически самоопределиться, занять определённую позицию по отношению к советской власти. Из-за грандиозного Октябрьской революции 1917 года - единая национальная литература была разделена на три ветви: литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. Приоритетные темы и проблемы в литературе первых пореволюционных лет. В этот период проблемой всей старой писательской интеллигенции была необходимость политически самоопределиться, занять определённую позицию по отношению к советской власти. Оставшаяся в пределах СССР, однако, чуждая пролетарской революции буржуазно-дворянская писательская интеллигенция стояла в изображая в своём творчестве революционную современность, на первый план выдвигали мотивы хаоса, смерти, гибели и опустошения;усиленно разрабатывается тема кризиса и крушения культуры как единственного итога революции (социальный переворот осмысляется как распад и уничтожение культурных и моральных ценностей вообще) В творчестве Есенина –сначала мотивы сочувствия революции, приветствие Октября как наступления «мужицкого рая», которые в результате осознания неизбежной гибели старой Руси, сменяются резкими выпадами против пролетарского города. Лучших представители старой интеллигенции - Брюсов, Блок, Андрей Белый, возглавлявшие самые основные тенденции русского символизма сумели порвать со старым миром и приветствовали пролетарскую революцию: Все брюсовские пооктябрьские сборники стихов («Миг», «Дали» и др.) пронизаны мыслью о наследовании пролетарской революцией всей мировой культуры прошлых эпох.Поэма Блока «Двенадцать» - проклятье старому миру, гимн в честь революции, которую поэт оправдывал как разрушительную и очистительную силу.В произведениях А. Белого - тема рабства научной мысли в буржуазном обществе, кризиса индивидуалистического сознания. В творчестве Маяковского появилась тема интернационализма, классовой ненависти, которая сочетается с острая политической сатирой на буржуазный строй («Мистерия Буфф» ,1918), буржуазную науку и искусство. Основная тема в творчестве молодых поэтов (Кириллов, Герасимов, Гастев, Садофьев, Казин ,Крайский, Князев, Обрадович, Александровский, Полетаев и др.). - тема революции, абстрактно-романтические гимны и оды в честь революции. В творчестве Горького была борьба за освобожденное прекрасное человечество против капитализма, уничтожающего человеческую личность. В эти годы он пишет свои замечательные воспоминания о Толстом (1919), в журнале «Коммунистический интернационал» он печатает ряд статей.«Три потока» русской литературы в пооктябрьскую эпоху(1917 -1921год) Советские писатели мечтали переделать весь мир, писатели русского зарубежья - сохранить и восстановить былые культурные ценности. Но утопистами были и те и другие.«задержанная» литература - нет устойчивой закономерности. Тоталитарная власть отторгала и преданных ей и оппозиционеров. Многое зависело от случайностей. «! Практическое воссоединение трех ветвей литературы состоялось к концу века. Единство заключалось в высочайших художественных ценностях, которые были во всех трех ветвях.

    50 . Три волны русской эмиграции. Литература первой волны (обзор).

    Литература русского зарубежья — ветвь русской литературы, возникшая после 1917 года за пределами Советской России и СССР. Литература русского зарубежья делится на три периода, соответствующие трём волнам в истории русской эмиграции: 1918—1940 годы — первая волна, 1940—1950-е (или середина 1960-х) годы — вторая волна, 1960 (или середина 1960-х) — 1980-е годы — третья волна. Социальные и культурные обстоятельства каждой волны оказывали непосредственное влияние на развитие литературы русского зарубежья и её жанров Первая волна эмиграции (1918—1940) После революции 1917 года в связи со сложившейся политической обстановкой из страны отъезжало большое количество граждан, которые стали создавать за рубежом «вторую Россию». Начавшаяся в 1918 году первая волна русской эмиграции была массовым явлением (более двух миллионов эмигрантов) и продолжалась до начала Второй мировой войны и оккупации Парижа. Несмотря на отсутствие массового читателя и непростое материальное положение большинства писателей, русская зарубежная литература активно развивалась. Выделялось старшее поколение, которое придерживалось направления «сохранения заветов» (И. Бунин, Д. Мережковский, Ходасевич, И. Шмелев), младшее поколение, ценившее драматический опыт эмиграции (Г. Иванов, «Парижская нота», Г. Адамович), «незамеченное поколение», писатели, осваивавшие западные традиции (В. Набоков, Г. Газданов. Основная тема творчества в самом начале эмиграции (1918-1920 гг.) — это «взрыв антисоветских страстей». Одна из важнейших тенденций развития русской литературы за рубежом в период между двумя войнами - стремление сохранить традиции отечественной литературы, культуры, которые в новой, социалистической России подвергались если не полному уничтожению, то тщательной идеологической отсортировке и "чистке". Оторванность русской эмиграции от родины порождала стремление утвердить свою национальную принадлежность, сохранить национальные черты в культуре. Вторая волна эмиграции (1940—1950-е годы)В конце Второй мировой войны началась вторая волна эмиграции, которая уже не отличалась такой массовостью, как первая. Значительная её часть состояла из так называемых «перемещённых лиц». Большая часть эмигрировала в Германию и США. Оказавшиеся в тяжёлых условиях эмиграции поэты и писатели посвящали немалую часть своего творчества теме войны, плена, большевистского террора. Среди эмигрировавших авторов — Д. Кленовский, В. Синкевич, Б. Ширяев, Н. Моршен, Н. Нароков, одним из наиболее видных поэтов второй волны считается И. Елагин. Третья волна эмиграции (1960—1980-е годы) Третья волна связана в большей степени с поколением «шестидесятников» и их не оправдавшимися надеждами на перемены после хрущёвской оттепели. После посещения Н. С. Хрущёвым в 1962 году выставки художников-авангардистов начался период гонений на творческую интеллигенцию и ограничений свобод. В 1966 году был выслан первый писатель — В. Тарсис. Многие деятели науки и культуры стали выезжать из страны после изгнания А. Солженицына в 1974 году, эмигрируя в основном в США, Францию, Германию, Израиль. Представители третьей волны отличались от «старой эмиграции», часто были склонны к авангарду, постмодернизму, находясь под впечатлением не русской классики.

    51 билет. Литература о гражданской войне

    Тема революции и гражданской войны - одна из главных тем литературы XX века.Из произведений Булгакова, Фадеева, Шолохова, Бабеля: ненависть сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим впроизведенияхписателей. Это осознание прозвучалов романе А.Фадеева «Разгром". Философски осмыслил суть событий в России начала века Б.Пастернак в романе "Доктор Живаго". Во многом близок к поэзии Б.Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом, - М.Булгаков, произведения которого («Дни Турбиных» и «Белая гвардия») стали живой легендой ХХ века и отразили впечатления автора от жизни в Киеве в страшные 1918-19 годы. Заслуга Фадеева, Шолохова, Булгакова, Бабеля заключается в том, что они дали читательскому миру образцы личностей, мятущихся, сомневающихся, колеблющихся, для которых прежниймир рушиться, и их захватывает волна стремительных сверхновых событий, которые ставят героев в ситуации нравственного, политического выбора своего пути. В произведениях вышеперечисленных писателей с особой наглядностью видно, как история врывается в жизни реальных людей.Как и эпоха, так и человек оказывается перед проблемой нравственного выбора в литературе этого времени. Это и Левинсон, и Мелехов, и Мышлаевский. Художественная литература о революции и гражданской войне стала одним из наиболее глубоких художественных постижений трагической сущности человека. Эти произведения во многом автобиографичны либо связаны с их близкими, родными, соратниками по боевым действиям. Всех без исключения писателей захватывают рассуждения об осознанных ценностях нашего мира – долг перед Родиной, друзьями, семьей. Авторам и самим в то время было трудно разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. Лучшие книги о революции и гражданской войнеявляются “Разгром”, “ Тихий Дон”, “Конармия”, “Дни Турбиных”, “Белая Гвардия”

    52 билет. «Конармия» И.Э. Бабеля

    «Конармия» (первое издание 1926 год) - цикл рассказов, объединённых образом героя-повествователя Кирилла Васильевича Лютова. Композиция цикла — единое лирико-эпическое повествование о Гражданской войне. Рассказы очень сложно построены. В них намеренно не высказывается авторская позиция, и это допускает множество толкований, допускает несколько точек зрения. Конармейцы в изображении Бабеля предстают людьми с противоречивыми и непредсказуемымихарактерами.

    В центре «Конармии» — проблема человека в революции, вступившего в борьбу за новое, справедливое устройство общества.Жестокость некоторых нарисованных Бабелем сцен, натуралистичность картин быта красноармейцев вызваны необходимостью показать достоверность того, что происходило ежедневно. Писателя упрекали в цинизме, так как описание страшных сцен у него исполнено философского спокойствия.Герои Бабеля поступают жестоко, потому что этого требует логика времени. «Конармия» — произведение, показывающее революцию как стихию, хаос, порыв. Этому соответствует «мозаичный» принцип изображения: последовательность эпизодов в рассказах чаще всего непредсказуема. Восприятие автором Гражданской войны было противоречиво, так как он видел и величие её, и невероятную жестокость. Во многом эта книга была попыткой интеллигента найти себя в революции.

    Повествователь, странный и смешной для бойцов очкарик Лютов, превращается в солдата. Но душа его всё равно не принимает войну, ради каких бы светлых идеалов она ни велась. В новелле «Эскадронный Трунов» герой не даёт убивать пленных поляков, но не может он убивать и в бою («После боя»). Акинфиев, бывший повозочный Ревтрибунала, обвиняет рассказчика: «...виноватить я желаю тех, кто в драке путается, а патронов в наган не загаживает...» То, что не дано понять Акинфиеву, понятно читателю: Лютов не может убить человека, хотя сам может погибнуть в любую минуту. В трусости его никто не упрекнёт, но и эго раздражает бойцов: раздражает именно непонимание, почему он так поступает.

    53 билет. Роман Шмелева «Солнце Мертвых»

    Эпопея "Солнце мертвых"– одна из самых трагических книг за всю историю человечества. Не случайно назвал «Солнце мертвых» эпопеей: все происходящее осмысливается им не просто в общероссийском – но в мировом масштабе. Драма превращается в трагедию. История одичания людей в братоубийственной Гражданской войне. «Солнце мертвых» — это плач по России, трагический эпос о гражданской войне.

    Шмелев рисует голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние. На фоне крымской природы страдает и гибнет все живое — птицы, животные, люди. Жестокая в своей правде, повесть написана с поэтической, дантовской мощью и наполнена глубоким гуманистическим смыслом. Она ставит вопрос о ценности личности в пору великих социальных катастроф. Вересаеву в 1921 г. он признался, что все, прежде написанное, – «балаганная музычонка», что Бога он потерял.

    Эпопея создавалась в марте-сентябре 1923 г. в Париже и у Буниных, в Грассе. На калейдоскоп страшных впечатлений должна была лечь траурная тень личной трагедии.Глубокая человеческая боль (расстрел сына) придает всему повествованию огромную масштабность. Многие знаменитые писатели, среди которых Томас Манн, Герхард Гауптман, Сельма Лагерлеф, считали "Солнце мертвых"самым сильным из всего, созданного Шмелевым. Эмигрантская критика – Николай Кульман, Петр Пильский, Юлий Айхенвальд, Владимир Ладыженский, Александр Амфитеатров – встретили шмелевскую эпопею восторженными откликами.

    Шмелев повторил слова Иова: «Ты все можешь!» Страшный, киммерийский, смысл «Солнца мертвых» потеснен библейским. В эпопее зазвучала мысль о спасении».

    Иова надо бы вспомнить не только в связи со страданиями главного героя эпопеи, сколько в связи с тем, что он, как библейский герой, испытал ужас, но от Бога все-таки не отступил. И если в Крыму Шмелев решил, что Бога нет, то когда писал свою эпопею, думал уже иначе. Он писал это произведение и утверждался в мысли о силе человека и помощи Бога.

    Важно, что, несмотря на ужас пережитого, Шмелев против русского человека не озлобился, хотя жизнь "новую"проклял.

    54 билет. Ранее творчество Булгакова. Роман «Белая Гвардия» Средиранних произведений, написанных «журналистом поневоле», выделяетсярассказ «Ханский огонь» (Красный журнал для всех. 1924. №2). Это был период становления Булгакова как писателя, который проходил уже в зрелом возрасте. В творчестве той поры менее ощутимо влияние различных течений современной литературы от А.Белого до Б.Пильняка, воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым. Ему чужды были и популярные тогда концепции «левого» искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда — сатирические колкости в его произведениях по адресу В.Шкловского, Вс.Мейерхольда, В.Маяковского). Культурные корни Булгакова уходят в XIX в. Любимыми его авторами с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа «Похождения Чичикова» и кончая инсценировкой «Мертвых душ» (1930) и киносценарием «Ревизор» (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем.Наследуемый им творческий опыт русской литературы включает в себятрадиции Пушкина, Достоевского, Чехова и других. Многое соединяет писателя с западноевропейской литературной традицией: Мольер, Гофман, Гете и т.д. Великие русские сатирики оказали на него наибольшее влияние, особенно в начале творческого пути. Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман «Белая гвардия», две части которого были опубликованы И.Г.Лежневым в журнале «Россия» (1925. №4-5; полностью роман вышел за границей и лишь в 1966 — на родине). В основе романа лежат подлинные исторические события в Киеве 1918-19, изображенные благодаря авторским воспоминаниям. Кровавый фон этих событийсмягчен светлыми думами о юности автора. В романе доминирует ощущение боли и утрат вследствие суровых испытаний революции и Гражданской войны, выпавших на долю его героев: братьев и сестры Турбиных, Най-Турса, полковника Малышева и др. Главная отличительная черта романа - события революции в нем максимально очеловечены.Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение, вызвать жалость и симпатию к нему. При этом игнорировалось своеобразие таланта и позиции автора. Существенное значение в романе имеет понятие «дома», родного очага. Дом Турбиных для Булгакова — это воплощение в миниатюре той России, которая ему дорога. И хотяреволюционная стихия грозит этому дому разрушением, семейные узы в романе оказываются все же прочнее классовых.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта