Главная страница
Навигация по странице:

  • 56 вопрос. Тема вождя в советской литературе. Поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

  • 57. Новый человек в рассказах М.М. Зощенко. Эволюция творчества Зощенко в 1920-1930 гг.

  • 58 билет. ОБЭРИУ. Участники объединения и творческие принципы. Творчество Д.Хармса.

  • 59 билет. И.А. Бунин в эмиграции. Тема Памяти в рассказах 1920-1930-х годов.

  • 61 билет. «Темные аллеи» как итоговое произведение И. Бунина

  • 62 билет. Поэтика романа В.В. Набокова

  • Литра. литра. 1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина


    Скачать 466 Kb.
    Название1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
    АнкорЛитра
    Дата17.10.2019
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалитра.doc
    ТипДокументы
    #90592
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    55 билет. Соцреалестический роман как художественная система. Классическая литература соц. реализма (30-е – 50-е годы) рассчитана на широкую массовую аудиторию и призваны выполнять пропагандистскую и воспитательную функции.

    Главная черта- последовательность частей произведения соответствует последовательности излагаемых событий. Это вписывается в требования ясности изложения и прозрачности идеи, что характерно для соц. культуры вообще.Соцреалист. роман не был призван раскрывать проблемы, поскольку считалось, что в новом обществе серьезных проблем не было. Его цель была в другом - иллюстрировать «правильность административных идей».Важной составляющей композиции литературного произведения является точка видения, с которой ведется изложение, – автора, рассказчика или персонажа. Точка видения в романах совпадает с точкой зрения партии.В соцреалист литературе реализуются убеждения в величии советского государства. Советский человек должен был ощутить превосходство советской родины над остальным миром. Чувство гордости за достижения советского народа во главе с коммунистической партией читается в каждой строке художественного произведения. Подобным образом разворачиваются сюжетные линии в романах «Жатва», «Кавалер Золотой Звезды», «Водители», «Далеко от Москвы», все события которых связаны с главной целью строительством.Сюжетные ходы соц. романов однотипны. Мотив пути в соцреалистической литературе – это непременное условие начала действия героя соцреалистического романа. Он либо отправляется в далекий край, либо возвращается на родину.Во многих мифопоэтических и религиозных моделях мира путь используется для обозначения нормы нравственного поведения.

    56 вопрос. Тема вождя в советской литературе. Поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

    Первое стихотворение о вожде «Владимир Ильич!» было написано Маяковским в апреле 1920 г., когда Коммунистическая партия отмечала 50-летие со дня рождения В. И. Ленина. Идеи и образы первого стихотворения Маяковского о Ленине нашли свое развитие в другом произведении поэта о вожде — «Мы не верим!», написанном в 1923 г., Газета «Рабочая Москва»писала: «Зал был переполнен. Поэма была встречена дружными аплодисментами всего зала. В открывшихся прениях... ряд товарищей говорили, что это сильнейшее из того, что было написано о Ленине!» Пафос безымянности («миллионы пою») в творчестве поэта уступал место более гармоничной концепции личности. Как и М. Горький, Маяковский стоит у истоков советской ленинианы. В поэме «Владимир Ильич Ленин» деятельность вождяхудожественно воссоздана на широком историческом фоне. Поэма явилась гимном «атакующему классу» - пролетариату и его партии. Маяковский рассматривал устремлённость к коммунистическому будущему как критерий всей созидательной деятельности, в том числе и поэтической. «...Великое чувство по имени класс» было основной движущей силой творчества Маяковского советского времени.Время становится самостоятельным образом в поэме Маяковского. В произведении «Владимир Ильич Ленин» это время народных движений и революционных теорий в России и во всем мире.

    57. Новый человек в рассказах М.М. Зощенко. Эволюция творчества Зощенко в 1920-1930 гг.

    Автор создал новый тип героя – советского человека, не получившего образования, не имеющегодуховной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося сравняться с «остальным человечеством». Из героев Зощенко складывается отдельный класс. В дальнейшем они получили нарицательное понятие «зощенковский герой».В рассказах злость не выходит на первый план. Она находится между строками, описывающимибытовую ситуацию — например, драку за ёжик для чистки примусов («Нервные люди»). Он смотрит на драку глазами человека, для которого этоестественный эпизод повседневной жизни. Куда бы ни пришел «маленький человек» Зощенко - он везде чувствует себя униженным. Зощенко ненавидел страдание, поэтому он всеми силами старался высмеять его, чтобы через литературу помочь «маленьким людям» преодолеть свое рабское положение и почувствовать уважение к самим себе. Приём, которым пользуется автор — абсурд. Смешным делается то, над чем смеяться не стоит.Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он продолжил традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова.В его творчестве можно выделить три основных этапа: Первый это 20-е годы - расцвет таланта писателя, работал в журналах как «Бегемот», «Бузотер», «Красный ворон», «Ревизор», «Чудак», «Смехач». В это время происходит становление и кристаллизация зощенковской новеллы и повести.В 30-е годы Зощенко работает в области крупных прозаических и драматических жанров, ищет пути к «оптимистической сатире» («Возвращенная молодость» - 1933, «История одной жизни» - 1934 и «Голубая книга» - 1935). Искусство Зощенко-новеллиста также претерпевает в эти годы значительные перемены (цикл детских рассказов и рассказов для детей о Ленине).Заключительный период приходится на военные и послевоенные годы.

    58 билет. ОБЭРИУ. Участники объединения и творческие принципы. Творчество Д.Хармса.

    «Объединение реального искусства», группа писателей и деятелей культуры. Дата образования 24 января 1928-1931 год. В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск,алогизм, поэтику абсурда.Основная идея ОБЭРИУ отражена в самом названии группы – обэриуты утверждали, что искусство должно быть таким же реальным, как и сама жизнь. При этом эстетика объединения не представляет собой единой системы – каждый представитель группы придерживался своих собственных взглядов на мир и искусство, но их творчество имело общую направленность: все обэриуты считали, что автоматизм, косность мышления, неправильное понимание времени ограничивают наше восприятие и понимание мира, помочь достигнуть истинного видения может лишь создание «реального искусства».Исследователи отмечают у ОБЭРИУ такие характерные творческие принципы как: абсурд, алогичность, несоответствие, важнейшим принципом в поэтике обэриутов является релятивность. Этот принцип состоит в том, что когда последующий фрагмент текста опровергает предыдущий, опровергаемый элемент из текста не изымается.Даниил Хармс был практически лидером объединения. Именно его взгляды лежали в основе эстетики ОБЭРИУ. Он разработал и сформулировал принципы, объединяющие творчество всех обэриутов. По Хармсу искусство имеет свою логику, отличную от логики бытовой. Творчество Д. Хармса: Центральное место в творчестве Хармса занимают циклы «Случаи» и «Старуха», в которых фантастичность действия и персонажей переплетается с условностью пространства и времени. Так, главным героем «Случаев» является безыдейный и лишенный каких-либо моральных принципов городской потребитель.Повесть «Старуха» - это бесконечный страшный сон, в котором главный герой, так похожий на самого Даниила Хармса, пытается вырваться, убежать от преследующих его кошмаров.Эти произведения были написаны поэтом уже в 30-х годах, после того, как ОБЭРИУ официально прекратило свое существование, а бывшие члены объединения были подвергнуты репрессиям. И «Случаи», и «Старуха» писались Хармсом «в стол» - обвиненный в антисоветчине поэт не мог рассчитывать на то, что когда-либо его творчество будет опубликовано. Тем откровеннее, циничнее, отточеннее становились его тексты.Мир Хармса дисгармоничен, кошмарен, холоден, проникнут чувством неотвратимой беды и необъяснимым страхом. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что таким образом умный и чуткий Хармс отразил в своем творчестве обстановку и настроения тех лет.

    59 билет. И.А. Бунин в эмиграции. Тема Памяти в рассказах 1920-1930-х годов.

    И.Бунин оставил Россию в феврале 1920 г. и через Одессу, Константинополь, Белград приехал в Париж. Он не принял февральскую революцию,говорил, что силы, творящие историю, бессмысленно жестоки. Таковыми были и русская, и французская революции (рассказы «Богиня разума», «Несрочная весна», «Безумный художник»). Вне России он переживает трагедию своей страны, её «конец», как трагедию личную. Это обострило главный мотив его творчества: ощущение вечности и могущества природы и обреченности всего, что связано с человеком: красоты, славы, счастья, В его памяти возникал образ России в её давно прошедших временах, недавнем прошлом и современности. Такое совмещение разновременных планов было для него спасительным. Оно позволило Бунину, не принимая по-прежнему российскую современность, найти то родное, светлое, вечное, что давало ему надежду: березовый лес на Орловщине, песни, которые поют косцы («Косцы», 1921), Чехов («Пингвины», 1929). Память позволил.» ему связать современную Россию, где «настал конец, предел Божьему прощению», с вневременными, вечными ценностями. Помимо вечной природы, такой вечной ценностью для Бунина оставалась любовь, которую он воспел в рассказе «Солнечный удар» (1925), повести «Митина любовь» (1925), книге рассказов «Темные аллеи» (1943), любовь всегда трагическая, «прекрасная» и обреченная. Все эти темы - жизни, смерти, природы, любви - к концу 20-х гг. легли в основу его рассказов о России, какой она ему помнилась и какая ему была кровно дорога. В 1927 г. Бунин начал писать роман «Жизнь Арсеньева», ставшийхудожественной автобиографией из жизни русского дворянства наряду с такимипроизведениями, как «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Толстого. События детства, отрочества, жизнь в деревне, учеба в гимназии (80-90-е годы XIX в.) увидены в нем двойным зрением: глазами гимназиста Алексея Арсеньева и глазами Бунина, создававшего роман в 20-30-е гг. XX в. Говоря о России,Бунин художественным строем своего романа преодолевает мысль о конце и смерти. Такое преодоление - в бунин-ских пейзажах, в той любви к России и ее культуре, которая чувствуется в каждом эпизоде и ситуации романа: даже отца героя Бунин назвал Александром Сергеевичем. Ужас конца и смерти преодолевается авторской лирической исповедью, из которой становится ясно, как происходило становление писателя. И, конечно, победой над «концом» стала пятая, последняя глава «Жизни Арсеньева», которая называется «Лика» и в которой Бунин вспоминает, как еще в 1889 г., когда он работал в «Орловском вестнике».Сила любви, преодолевающая мрак и хаос жизни, стала основным содержанием книги «Темные аллеи», написанной в годы второй мировой войны. Все составившие её 38 новелл - о любви, чаще всего неразделенной и трагической. Здесь отразилось бунинское понимание любви: «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена». В книгу «Темные аллеи» входит и рассказ «Чистый понедельник», который Бунин считал лучшим из всего, что им было написано.Фабула рассказа - символически выраженная мысль об историческом пути России. Поэтому столь загадочна героиня рассказа, воплощающая тоску по нравственному идеалу, столь значимо в ней сочетание восточного и западного начал как отражение этого сочетания в жизни России. Её неожиданный,уход в монастырь символизирует «третий путь», который избрал Бунин для России. Он отдает предпочтение пути смиренияи видит в этом возможность выйти за пределы западной и восточной обреченности, в которых Россия искупит свой грех и выйдет на свой путь.

    60 билет. Роман Бунина «Жизнь Арсеньева»

    Роман в пяти книгах, написанный во Франции. Бо́льшая часть произведения была завершена в 1929 году. Первые публикации отдельных глав начались в 1927 году в парижской газете «Россия». Через три года автор приступил к заключительной части «Лика». Отдельной книгой «Жизнь Арсеньева» вышла в 1930 году (Париж, издательство «Современные записки»). Первое полное издание романа выпустило нью-йоркское издательство имени Чехова (1952).В основе произведения лежит не воспоминание, а «воссоздание своего восприятия жизни».«Жизнь Арсеньева» посвящена путешествию души героя, остро воспринимающего мир. Главное в романе — расцвет человеческой личности, расширение её до тех пределов, когда она оказывается способной вобрать в себя огромное количество впечатлений.Алексей Арсеньев – главный герой романа «Жизнь Арсеньева». Персонаж автобиографичный, так как писатель наделил его в некоторой степени своим жизненным опытом. В произведении мы видим, как герой проходит несколько этапов развития – от ребенка до молодого мужчины. Параллельно с этим Алексей осмысливает и окружающий его мир. Кульминация внутренней борьбы Алексея происходит, когда он влюбляется в Лику. Чтобы быть с этой женщиной, ему необходимо перебороть собственный эгоизм и желания. Однако это ему не удается, что приводит к гибели любимой. Что касается остальных персонажей, то все они видятся читателю глазами главного героя. Поэтому не удивительно, что члены его семьи, в детстве представлявшиеся ему идеальными, постепенно «тускнеют» и деградируют под воздействием обстоятельств.Цвет также важен для Бунина,с его помощью он повествует о самых сокровенных чувствах. Когда Арсеньев спустя годы видит Лику во сне, она облачена в чёрно-траурные одежды; эмоциональный подъём, испытанный рассказчиком в момент появления девушки, сочетается с «символикой цвета», знаменующего собой «трагический конец любви». Столь же важны для Бунина и звуки. Лексика рассказчика позволяет услышать любые движения мира: лёгкий плеск ключевой воды, трели пернатых, пение во время церковной службы. Говоря о музыкальных аналогиях, прозаик Николай Смирнов сравнивает «Жизнь Арсеньева» с Третьей симфонией Рахманинова; эти произведения объединяют светлые воспоминания о детстве и юности, ностальгия по усадебной, ушедшей России.

    61 билет. «Темные аллеи» как итоговое произведение И. Бунина

    Книга рассказов "Темные аллеи"собиралась восемь лет, с 1937 по 1945 год. Шесть из восьми лет, отведенных ему жизнью для написания цикла, пришлись на вторую мировую войну.

    Бунин работал над книгой запоем. Эта работа спасала его душу и сознание от хаоса и ужаса мира. Обитатели виллы, где жил писатель были свидетелями тому, сколь одержим был Бунин своей книгой. Случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола, по нескольку раз переписывал рассказы, собирая имена и фамилии героев, придумывал заглавия.

    Мотив любви в произведениях И.А. Бунина является одним из ведущих в творчестве художника. Идея принадлежности любви к иному миру раскрывается с точки зрения её Божественной природы.Особая связь любви и смерти, мистическую близость которой ощущали все творцы серебряного века раскрывается в оппозиции Божественного/земного, которая определяет трагичность конфликта любви с миром обыденным.В каждом из рассказов ("Темные аллеи", "Руся", "Антигона", "Таня", "В Париже", "Галя Ганская", "Натали", "Чистый понедельник"; сюда же можно отнести написанный до "Темных аллей"рассказ "Солнечный удар") показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все вызваны состоянием души автора.

    Для И.А. Бунина характерно раскрытие в женском образе черт близких идеальному воплощению женственности эпохи серебряного века. Расширяя рамки реализма, И.А. Бунин широко использует художественные средства других родов искусств. Использование приемов «словесной живописи» и музыки в структуре текста формируют особый настрой, что близко по своим задачам принципу лейтмотивности в музыкальном произведении.

    62 билет. Поэтика романа В.В. Набокова

    «Приглашение на казнь» Роман «Приглашение на казнь» является наиболее зашифрованнымпроизведением Набокова 30-ых годов. Сюжет романа - картины воспоминаний, проходящие перед взором главного героя Цинцинната Ц. Этот человек приговорен к смертной казни и свои последние дни проводит в камере смертников. Учитель, оказавшийся на пороге смерти, пишет свой дневник. Набоков в своем произведении показывает непохожего на остальных человека. Затронутая в романе проблема не отличалась новизной, но привлекла художественным решением. «Приглашение на казнь» оказалось пророческой книгой, предугадав ужасные исторические факты прошлого века. Это произведение Набокова – антиутопия, предупреждение о будущем, страх перед тоталитарными режимами.Почти все главы в романе (всего их 20) выдержаны в едином композиционном плане. Каждая глава повествует об одном дне из жизни заключенного. Главы начинаются с пробуждения героя и завершаются, когда Цинциннат засыпает. Эта кольцевая композиция, подчеркивающая безысходность положения героя. Действие 17 главы происходит в ночь перед запланированной казнью. Затем казнь откладывается еще на сутки. На протяжении всего романа герой находится в предельном состоянии.Рассматривая характер главного героя, выясняется, что система в немалой степени поработила Цинцинната. Но, помимо внешнего воздействия, в его характере сказывается и двойственность человеческой природы. На всем протяжении романа Цинциннат балансирует на зыбкой границе. В окружении других людей герой, повинуясь инстинкту самосохранения, приспосабливается к общественному мнению. Но стоит ему остаться одному, даже в камере, как наступает преображение. Дух творчества, дух искусства оказывается присущ герою. Недаром, еще с детства, Цинциннат ощущает себя в окружении великих: «Тут были и маленький волосатый Пушкин в бекеше, похожий на крысу Гоголь в цветистом жилете, и старичок Толстой в зипуне» «Дар» ”Дар”, более чем какая-либо другая вещь Набокова, является романом-ребусом,загадкой. Темой ”Дара” является трагедия постоянного соединения с дорогим, родным, любимым — это идеальноесоединение в сознании, между тем как физически, материально он обречен на соединение с чуждым. Эта ностальгическая тема является инвариантом всего творчества Набокова.В. В. Ерофеев рассматривал ”Дар” как книгу о поисках земного рая, — с идеальным детством, идеальным отцом, идеальной возлюбленной.Сам Набоков непосредственно в тексте романа предлагает на выбор три версии: 1) ”Дар” — это книга о писательском даре и труде (такая интерпретация предполагается самим названием романа); 2) ”Дар” — это книга о работе судьбы, на протяжении двух лет старательно сводившей героев романа — молодого писателя и поэта Федора Константиновича Годунова-Чердынцева и его возлюбленную Зину Мерц; 3) ”Дар” — это книга о самом ”Даре” — о том, как был задуман, писался и был написан этот роман.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта