Литра. литра. 1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
Скачать 466 Kb.
|
34. Новеллы и Повести Чехова. Палата №6.повесть, написанная в 1892 году, с незамысловатым названием «Палата № 6», которое выбрано автором в связи с местом происхождения основных событий. Доктор Андрей ЕфимычРагин, глава больницы в небольшом городке, – умная и культурная личность, но без яркой, упорной воли. Считая себя бессильным изжить окружающие пороки, Рагин умывает руки и удовлетворяет свои духовные интересы лишь чтением книг на гуманитарные темы. В оправдание себе Андрей Ефимыч разрабатывает особую философию вроде стоических идей о равнодушии к превратностям судьбы.Но бесцельность существования исподволь тяготит Рагина. Среди городского общества нет людей, способных его понять. Однажды доктор случайно заходит в палату № 6 – больничный флигель для содержания сумасшедших – и разговаривается с Иваном Дмитричем Громовым, который страдает манией преследования. Некогда человек очень образованный, Иван Дмитрич высмеивает философию Рагина, утверждая, что живое чувство и сопереживание надо развивать в себе, а не подавлять.Доктор поначалу пытается спорить, но инстинкт справедливости заставляет его признать правоту сумасшедшего. Крушение прежнего удобного мировоззрения приводит Андрея Ефимыча к душевному кризису. Поведение доктора так поражает пошлое, равнодушное городское общество, что его самого запирают в палату № 6. ДОМ С МЕЗАНИНОМ Художник, приехавший на отдых в деревню, познакомился с обитателями соседнего поместья, где стоял дом с мезонином. Это были пожилая дворянка Екатерина Павловна и две её незамужние дочери, старшая Лидия и младшая Женя. Властная, строгая и сухая Лидия держалась «передовых» взглядов и с такой настойчивостью отдавалась «общественной деятельности», что пренебрегала собственным счастьем, заодно обращая мало внимания и на личные заботы своих родных. Юная Женя, по прозвищу Мисюсь, совсем не походила на сестру. Очень добрая, душевная и искренняя, она относилась к окружающему с доверчивой открытостью и сердечным участием. Незаметно для самого себя художник влюбился в Мисюсь. Но постоянно росла неприязнь между ним и Лидией, которая распоряжалась в доме с мезонином как семейный тиран. Заметив, что художник относится к ней иронически, Лида воспротивилась сближению между ним и Мисюсь и не задумалась обречь их обоих на одиночество. 35 билет. Драматургия Чехова. Чехов был уже известным писателем, когда заявил себя еще и как драматург. Писатель обратился к темам серьезным и животрепещущим.Новаторство Чехова-драматурга заключалось в том, что он создает свое произведение, обращаясь к нравственным вопросам человеческой жизни. Что есть правда и любовь? Можно ли, преодолев все испытания судьбы, сохранить веру в людей? Что такое искусство? Человек, занимающейся творчеством, должен бескорыстно служить искусству или для него возможно ублажать собственное самолюбие?При этом автор не предлагал своим зрителям готовые ответы на все вопросы. Он просто показывал жизнь такой, какая она есть, предоставляя ему право делать свой выбор самостоятельно. Пьеса «Чайка» поразила современников своей уникальностью. При этом пьесу приняли далеко не все критики и не вся публика. Впервые пьеса была поставлена в Александрийском театре, но там ее ждал полный провал. Однако новую драму поставили в МХАТе. И здесь пьеса была встречена восторженно. Публика рукоплескала таланту автора, а критики писали о создании нового драматического жанра. Все его пьесы, написанные после «Чайки», еще глубже погружали зрителей в мир человеческих чувств и переживаний. Причем от пьесы к пьесе эти переживания становились все более трагическими.Такова пьеса «Дядя Ваня» (1897), которая рассказывает о судьбе провинциального дворянина, создавшего себе кумира из своего родственника – профессора Серебрякова. Дядя Ваня, воспитывая дочь профессора – свою племянницу Соню и помогая своему родственнику морально и материально, всегда считал, что жизнь его наполнена высоким смыслом. Когда же профессор приехал к нему погостить со своей второй женой, главному герою стало понятно, как глубоко он заблуждался. Войницкий («дядя Ваня») не смог перенести постигшего его разочарования.Авторское же понимание смысла человеческой жизни выражено в словах доктора Астрова, человека, в которого Соня безнадежно влюблена: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Новаторство драматургии Чехова в полной степени проявилось в его последней и самой необычной пьесе «Вишневый сад». Эта пьеса только внешне рассказывает о судьбе одной обедневшей дворянской семьи, а, на самом деле, она передает оттиск всей русской жизни того периода. Разрушение вишневого сада – это предчувствие Чеховым будущего разрушения царской России в страшном вихре 1917-1918 гг. Все пьесы Чехова были поставлены еще при его жизни на сцене МХАТа. Именно творчество писателя принесло этому театру всероссийскую славу на долгие годы. Таким образом, драматургия Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской культуры. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл своего бытия и пойти по пути нравственного совершенствования. 36 билет. Символизм как худ.течение СИМВОЛИЗМ – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век». Каждый символ есть образ; Русский символизм как литературное направление характеризуется противоречивостью, писатели-символисты отвергали обыденное слово, стремились выражаться аллегориями и символами.Главным принципом ранних русских символистов становится эстетизация жизни и стремление к различным формам замещения эстетикой логики и морали. Писателей символизма принято подразделять на старших (до 1970 года) и младших (с 1990-х). У истоков символима стояли Валерий Брюсов (Мск), супруги Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус (Пб). К «младосимволистам» относят Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова. Младшие символисты пытались преодолеть крайний субъективизм и индивидуализм творчества старших. Если, по мысли Брюсова и Бальмонта, поэт - это прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей, то А. Белый и Вяч. Иванов выступают в защиту преображения мира по законам искусства, в защиту соединения творчества и религии, искусства и мистики. Вглядываясь в окружающую жизнь в поисках таинственных знаков, многие символисты (и в первую очередь - Блок) интуитивно чувствовали тектонические процессы внутри русской культуры, русского общества, всего человечества в целом. Предчувствие грядущей катастрофы буквально пронизывает всю лирику зрелого Блока и А. Белого. В «Петербурге» появляется признак революции - красное домино, зловещий знак надвигающейся катастрофы. Символизм умирает в -1907-1908 гг. После 1907 г начинается реакция, самое страшное время, время социальной депрессии, которая способствовала перерождению символизма, в мрачный модернизм. 37. Трилогия Д.С. Мережковского«Христос и Антихрист». «Христос и Антихрист» — трилогия Дмитрия Сергеевича Мережковского, в которую вошли три романа: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895), «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) и «Антихрист. Пётр и Алексей» роман (1904—1905). Для символистского романа характерно двойное название. Однако автор рассматривал все три романа как единое целое. В романах трилогии писатель выразил свою философию истории и взгляд на будущее человечества, сформулировал основные идеи, легшие в основу «нового религиозного сознания» и церкви «Третьего завета».Все три романа трилогии «Христос и Антихрист» были объединены главной идеей: борьбой и слиянием двух принципов, языческого и христианского, призывом к утверждению нового христианства, где «земля небесная, а небо земное Первый роман трилогии, «Смерть богов. Юлиан Отступник», был опубликован в журнале «Северный вестник». Идея примирения христианства и древнегреческого многобожия. Это история жизни римского императора IV в. Юлиана перед лицом наступающего христианства, который пытается повернуть историю вспять и возродить реформированное язычество под знаком культа Солнца. Второй роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», печатавшийся в журнал «Мир божий» (1900) и вышедший отдельным изданием в 1901 году.В миросозерцании и искусстве великого итальянца, проницательности и мудрости его дневников Мережковский нашел историческое подтверждение своим прозрениям о творческом родстве язычества и христианства, образующих соседние звенья в единой эволюции духовной культуры. По мысли Мережковского, "всеобъемлющее" творческое миропонимание и всеединство сущего были осмыслены и изображены Леонардо более четырех столетий назад. В третьем романе трилогии, «Антихрист. Пётр и Алексей» (1904—1905), Пётр Первый был изображён «воплощённым антихристом», носителем веры представал царевич Алексей. В романе два плана и также сквозные сюжеты, перетекающие из романа в роман. Например, христиане выступают против обнаженных древнегреческих скульптур и их закапывают (1 роман). В эпоху Возрождения их откапывают, Леонардо да Винчи присутствует при этом и восхищается (2 роман). В Летнем саду стоят скульптуры и статую античности, привезенным Петром I. Высшее общество воспринимает их как бесовские деяния (3 роман).В ходе работы над трилогией Мережковский, как отмечалось, выработал особый тип «романной поэтики», техники его построения, особый упор сделав на символических лейтмотивах и игре цитатами, перемешав реальные исторические источники и собственные стилизации под таковые. 38. Роман Федора Кузьмича Сологуба «Мелкий бес»1907 году публикуют роман «Мелкий бес». Эта книга нового для русской литературы жанра. Новый роман представляет собой готическое произведение, в котором так же уживается и элемент сказочности.Реализм переходит в готическую прозу. Это история о том, как сходит с ума обычный гимназический учитель Передонов. Это первый в русской литературе образ учителя, который расходится с устоявшимся стереотипом. Передонов – уже норма, на время политической реакции таких большинство. Он доносчик, который доносит на всех и не просто так это делает, не просто для самозащиты. Это злобный стукач, который клевещет на всех. Передонов – тупое злое животное и злится он из-за того, что у него нет ума. Сологуб в романе показал, что дураки сходят с ума намного легче, потому что не с чего сходить: сделал шаг – и ты уже не в уме. Передонов сходит с ума на двух вещах: 1)Ему кажется, что все вокруг его обсуждают и доносят на него; 2) он сожительствует с Варварой, которая хочет его женить. У нее есть родственница княгиня, которая может дать Передонову высокий чин. Есть у него приятель Володин, похожий на барана (ближе к концу истории он в барана и превращается в больном пьяном мозгу Передонова. В финале он убивает Володина. Последнее предложение романа: «Передонов сидел, уставившись глазами в пол и говорил невнятное»). Передонов не просто образ русской провинциальной тупости, он еще и образ ненасытной злости. Персонаж Сологуба агрессивный. Не только от водки, но и от бесконечной ограниченности и страха, что его обойдут Он считает, что тотально весь мир враждебен по отношению к нему. В этом смысле Россия 1907 года, как, собственно, и нынешняя, похожа на мозг Передонова: больное сознание, в которое со всех сторон нацелились конкуренты. Недотыкомка–Это странное существо, мелкий бесеныш вроде домового, похожий на клок дыма.. Это извод русского духа. Недотыкомка – воплощение незаконченности всего, неряшливости, рассеянности. Передонова она томит, но он не может ее извести. «Мелкий бес» и есть символ роковой непорядочности, неупорядоченности, неуютности. Передоновщина – зеркало русской провинции. Есть мнение, что провинция – это золотой запас и хранилище ценных идей национальности. Но Сологуб показывает, что провинция спивается, теряет чувство будущего, это мир мелких бесов. 39 билет. Три книги стихотворений А. Блока как «Роман вочеловечения» Свою жизнь Блок всегда представлял себе в образе пути, а творчество - как отражение этого пути, пройденного человеком и поэтом. Именно по этой причине он относился к своим стихотворениям как к единому целому, целостному произведению. Подготавливая к изданию свое первое "Собрание стихотворений" в 1910-1911 годах, Блок распределил все написанное им по трем книгам. Каждый из томов включает в себя стихотворения определенного хронологического периода, объединенные в циклы (всего в трех томах 18 циклов) Этапы биографии своей души он определил в письме к поэту А. Белому: "мгновения слишком яркого света", "болотистый лес", "отчаяния, проклятия, "возмездие", "рождение человека "общественного", художника, мужественно глядящего в лицо миру". В том же письме к Белому Блок весь свой творческий путь называет "трилогией вочеловечения". Сам поэт нигде точно не объяснял, какой определенный смысл он вкладывал в эти слова. Однозначного понимания этого сложного образа нет, но можно предположить,что, "трилогия вочеловечения" - это путь постижения мира, не рационального, "академического" постижения, а постижения, идущего через страдания, разочарования, сомнения и боль. «Вочеловечение» — слово из богословского лексикона: в христианской традиции оно обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике. Герой блоковской лирики может представать иноком или безымянным воином из стана Дмитрия Донского, Гамлетом или посетителем пригородного ресторана, но всякий раз это воплощения одной души — одного мироощущения, одного способа мышления. Введение нового термина было вызвано тем, что «самой большой лирической темой» Блока, по словам Ю. Тынянова, стала сама личность поэта. Вот почему при всем разнообразии тематического материала, составляющего «предметный» фон блоковского «романа», лирическая трилогия от начала до конца остается моноцентричной.Через страдания и боль поэт становится "честным художником, мужественно глядящим в лицо миру", завоевывает право говорить от лица поколения. В своем творчестве Блок проходит этот путь - путь от "я" к "мы". В стихотворениях первого тома он весь углублен в свои переживания, мистические и прекрасные образы волнуют душу поэта. Но, пройдя темные вихри страстей второго тома, "страшный мир" третьего, поэт мужественно скажет: "…И все уж не мое, а наше, / И с миром укрепилась связь". И ценой собственной судьбы обретет право говорить от лица поколения: "Мы - дети страшных лет России"… Вывод: Путь вочеловечения –это путь лирического героя от мистического мировосприятия к стремлению понять и разделить беды и чаяния народа; от любви , преклонения перед Вечной Женственностью, Прекрасной Дамой к реальной, действенной любви к Родине, России. 40 билет.1 книга стихотворений А.А.Блока
ANTELUCEM В стихах этого цикла еще видна неопытность молодого поэта, но в нем уже формируются многие темы творчества А. Блока. Первая — это тема, связанная с образом Гамлета. А. Блок уподобляет себя герою В. Шекспира и говорит о непонимании поэта людьми. Вторая тема - противопоставления земного и потустороннего начал в жизни, воспевание бесконечности, пространства . Третьей является тема упоения смертью. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» Все стихи, написанные после встречи с Л. Менделеевой, Блок называет «Post lucem» — «После света». Многие произведения являются откликом на реальные события в жизни поэта, например, стихотворение «Медленно в двери церковные...» связано с встречей Любови Менделеевой в Казанском соборе. Любовь к реальной женщине воспринимается как момент соприкосновения с великим мистическим образом. Приход Прекрасной Дамы связан с верой в Бога. «Она» у Блока иногда отождествляется с Богородицей, потому что именно Прекрасная Дама дала жизнь Христу. Прекрасная Дама — образ вечный, она соединяет вечным огнем прошлое и будущее, она — высший идеал стремлений художника. Цикл «Распутья» Основные темы — непонятость поэта миром, враждебность мира. Если первый цикл — это выход лирического героя в путь, второй — поиск Прекрасной Дамы, то третий — это продолжение пути, но движется герой уже не к, а от идеала.Мистический мир постепенно снижается до реального, поэт оказывается противопоставлен дьявольскому миру людей. 41 вопрос .2 том стихотворений А.А.Блока
Во втором томе поэт в значительной мере отходит от мистицизма, от идеала мировой гармонии.. Период, когда создавался второй том, совпал с революционными событиями. Их он воспринимал подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости («Шли на приступ.Прямо в грудь…», «Поднимались из тьмы погребов…», «Митинг», «Сытые», «Барка жизни стала…»). Размышления, на которые наводят Блока происходящие события, вызывают к жизни тему "народ и интеллигенция". Своеобразный пролог ко второму тому – цикл «Пузыри земли», признаёт закономерность существования стихийного мира низменной природы. Следующие 2 цикла – «Разные стихотворения» и «Город». Поэт погружается в тревожный, остро конфликтный мир, ощущая себя сопричастным ему. Немаловажен во втором томе и созданный блоком образ Родины. Русь всегда была для поэта разноликой. Часто для поэта Родина приобретала образ женщины. Иногда — представала таинственной, сказочной страной: "и в тай не ты почиешь, Русь". Несмотря на неоднозначное восприятие поэтом своей страны, Родина для него не есть нечто раздробленное. Неодинаковость образа Родины в разных стихотворениях — особенность восприятия; на самом деле Русь для поэта — одно гармоничное целое. Два следующих цикла 2-ого тома – «Снежная маска» и «Фаина» отражают внезапно вспыхнувшее чувство поэта к актрисе Н.Н.Волоховой. Стихия природы , стихия повседневной жизни , теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти («О весна, без конца и без края…»). Кончает 2-ой том цикл с многозначительным названием «Вольные мысли». Для Блока был нелегок период, когда создавался второй том. Но в любом случае это было его существенное достижение, большой шаг вперед. Сам поэт утверждал, что все, что он оставляет за спиной — "равно великое". |