Главная страница
Навигация по странице:

  • 11 Билет. Записки охотника в генезисе тургеневского романа

  • 12 Билет. «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • 13. Развитие тургеневского романа. От «Дворянского гнезда» к «отцам и детям».

  • 14 Билет. «Дым» и «Новь». Изменение структуры тургеневского романа

  • 15 билет. ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО ТУРГЕНЕВА.

  • 16 Билет. Роман А.Ф. Писемского «Тысяча душ» и романы И.С. Тургенева. Сходства и различия.

  • 17 билет. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать» и революционная традиция 1860-х

  • Для ответа на вопрос «Что делать» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы

  • 18 билет. Полемика Достоевского с социалистической идеей.

  • Литра. литра. 1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина


    Скачать 466 Kb.
    Название1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
    АнкорЛитра
    Дата17.10.2019
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалитра.doc
    ТипДокументы
    #90592
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    10 Билет. «Бедные люди». Традиции Гоголя и преодоление натуральной школы.


    Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли»). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.

    Гоголь «Шинель»

    Достоевский «Бедные люди»

    рассказ

    Роман в письмах(выбирает этот жанр, т.к. хочет передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя )

    Герой просто выживает

    Герой живет идеей осознания и утверждения собственной личности

    Гоголь изображает героя в круге соц.проблем

    Так же

    Гл.герой производит впечатление забитого, жалкого, недалекого человека

    чувство собственного достоинства гл.героя больше, чем у людей с положением

    Призывает заметить самого героя

    Призывает заметить внутренний мир героя

    Герой лишен внутреннего голоса, развернутой самооценки

    наоборот




    расширились горизонты сознания маленького человека

    Автор хотел вызвать сочувствие к герою

    Автор хотел вызвать не только сочувствие, но и отнесся критически к герою

    В данном романе Натуральная школа увидела следующие черты:
    • Историю полунищего петербургского чиновника (параллель с Гоголем);
    • Детали в духе физиологического
    • Разнообразие типов(от уличного нищего до его превосходительства). Даётся социальный анализ действительности.
    Значительно расширились горизонты сознания маленького человека. Так подспудно изживался опыт «натуральной школы», обогащался новыми художественными возможностями реализм.Достаевский изобразил «живого» человека со своим своеволием, амбициями, т.е. по природе своей очень противоречивого. Это не совпадало с рационализмом Натуральной школы. Достоевский перенёс акцент с социального анализа на психологический. Его маленький человек оказался ответственен за свою неустроенность.
    Таким образом, Достоевский обогатил тему маленького человека глубоким психологизмом, показал «живого человека». Физическое сострадание – это ничто по сравнению с душевными. Бедность – это психологическое, болезненное состояние, превращающее человека в ветошку. А уязвленное сознание превращается в амбиции, и возникает замкнутый круг.

    11 Билет. Записки охотника в генезисе тургеневского романа

    В 1847 году вышел первый номер журнала «Современник», которому предстояло играть ведущую роль в литературной и общественной жизни России. Тургенев полагал, что для первого номера у него нет в запасе ничего хорошего. Но он дал небольшое произведение, которое до тех пор и не думал печатать. Это был «Хорь и Калиныч». Произведение определили как очерк и поместили в отделе «Смесь». И. И. Панаев, один из основателей журнала, дал ему подзаголовок «Из записок охотника», хотя никаких дальнейших «Записок» у Тургенева в наличии не было. Успех «Хоря и Калиныча» превзошёл все ожидания. В редакцию «Современника» приходили письма с просьбами печатать дальше «Записки охотника». Публику покорило незаурядное мастерство автора, его небывалое доселе изображение русского крестьянина. Тургенев взялся за перо. Работу над «Записками охотника» он продолжил за границей, куда уехал надолго в том же 1847 году. Об этом периоде своей жизни Тургенев писал: «Записки охотника»… были записаны мною за границей; некоторые из них – в тяжёлые минуты раздумья о том, вернуться ли мне на родину, или нет? …знаю только, что я, конечно, не написал бы «Записок охотника», если бы оставался в России». В разлуке с Родиной крепла любовь писателя к ней, пробуждались воспоминания, связанные со светлыми сторонами русской жизни.

    На протяжении трех лет в «Современнике» был напечатан двадцать один рассказ из «Записок охотника». Отдельное издание было осуществлено в 1852 году с прибавлением двадцать второго рассказа – «Два помещика». Позже были написаны еще три рассказа: «Конец Чертопханова», «Стучит», «Живые мощи». В 1880 году изданная книга состояла уже из 25 рассказов «Записки охотника» – это художественная летопись русской крепостной деревни. Впервые в этой книге крестьянин выступил как человек огромного духовного богатства, стал литературным героем большого масштаба.
    12 Билет. «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

    В романе «Рудин» (1855) И.С.Тургенев пытается осмыслить свою эпоху, выделив в ней самое важное. Самая важная общественная проблема- проблема «лишнего человека». Но раскрыта она по-новому: «лишний человек» оказывается предметом дискуссии, в ходе которой сталкиваются различные точки зрения. Возникает образ противоречивый и многозначный.

    В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк, ореолом пророческой исключительности окружены идеи и сами человеческие качества героя. Речи Рудина - влияют на окружающих людей. Но очень скоро становится заметно, что ему не чужды рисовка, тщеславие и кокетство.

    Будет сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, звучит тема человеческой ущербности героя, что он не способен любить, сделать счастливым другого человека, страдать обычными человеческими муками, не способен к повседневному труду, к радостям. Очевидно, что все качества, составляющие его исключительность, неотделимы от его слабостей и недостатков. Характер Рудина предстает своеобразной загадкой русской общественной жизни — явлением удивительным и странным, ускользающим от любых окончательных суждений о нем.

    В эпилоге романа изображения героя резко меняются. Все мелкое в Рудине отходит на второй план. Перед читателем — трагический герой, который стремится служить истине и добру. Но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современной ему России. Герой терпит неудачи, но не хочет и не может приспособиться или отступить.

    В образе Рудина соединяются приметы общественно-психологических типов, ранее Тургеневым противопоставлявшихся. Черты «лишнего человека» переплетаются с чертами пылкого романтика-энтузиаста, сливаются характерные свойства дворянина и разночинца. По мере приближения романа к финалу фигура Рудина все определеннее становится воплощением родовых черт русской интеллигенции в целом и всё определённее утверждается мысль о высшем назначении лучших её представителей

    13. Развитие тургеневского романа. От «Дворянского гнезда» к «отцам и детям».

    Л.В. Пумпянский в своих исследованиях связывает романы Тургенева с Пушкинской школой. Исследователь отнес их к типу романа «культурно-героического» (наряду с романами «герой нашего времени», «Обломов», «Кто виноват?» и др.) имея в виду централизующую роль проблемы поиска героя, подавляющей все остальное и превращающей весь бытовой материал в жизненный и литературный арьер-план, а так же обусловленность сюжетных действий героя типом культуры к которой о принадлежит. При этом четыре тургеневских текста, вписывающихся в строгую форму дворянского культурно-героического романа, исследователь всё же разделяет на две под-группы: первая: «Рудин» и «Дворянское гнездо», как наиболее близкие Пушкинской школе, вторая - «Накануне» и «Отцы и Дети», где происходит переход от «социально-непродуктивного» героя -дворянина (лишнего человека) к герою-революционеру.

    Исследователь Маркович В.М. выводит главный с его точки зрения закона структуры «классического» тургеневское романа - сбалансированное «равновесие противоположностей», которое проявляется на всех уровнях: равновесие повествователя и героя, в сюжет о строении, в трагическом противоречии. Установка на сдержанность, стремление к поддержанию равновесия говорит о том, что Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, не видит разрешения противоречий, открыть его романами, а отсутствие перспектив реальной гармонии призвана компенсировать гармоническая закругленность романной структуры.

    14 Билет. «Дым» и «Новь». Изменение структуры тургеневского романа.

    Романы Тургенева представляют собой особую разновидность. Они наделённы устойчивыми чертами.

    1) устойчивая композиция

    2)в центре сюжета всегда девушка, для которой характерна неброская красота, развитость

    3)нравственная сила).

    4)Типичный герой.

    Герой и героиня, как положено, влюбляются друг в друга, но обязательно на пути к их счастью есть какое-то препятствие, которое не даёт им возможности сразу броситься в объятия друг друга. В ходе развития сюжета эти препятствия снимаются, но в тот момент, когда, казалось, уже всё хорошо, возникает ещё одно препятствие, из-за которого они быть вместе не могут. «Дым» во многом отличается от тургеневских романов. Прежде всего в нем отсутствует типичный герой, вокруг которого организуется сюжет. Это человек не выдающийся, не претендующий на роль общественного деятеля первой величины. Он стремится к скромной и тихой хозяйственной деятельности в одном из отдаленных уголков России. Мы встречаем его за границей, где он совершенствовал свои знания, готовясь стать грамотным землевладельцем. Очень многих этот роман задел. В романе отсутствует и типичная тургеневская героиня, способная на глубокую и сильную любовь, склонная к самоотвержению и самопожертвованию. Ирина развращена светским обществом и глубоко несчастна: жизнь людей своего круга она презирает, но в то же время не может сама от нее освободиться. Роман необычен и в основной своей тональности. В нем играют существенную роль не очень свойственные Тургеневу сатирические мотивы. В «Дыме»рисуется широкая картина жизни русской революционной эмиграции Непривычен и сюжет романа «Дым». Разросшиеся в нем сатирические картины, на первый взгляд, сбиваются на отступления, слабо связанные с сюжетной линией Литвинова. Да и потугинские эпизоды как будто бы выпадают из основного сюжетного русла романа .В романе действительно ослаблена единая сюжетная линия. От нее в разные стороны разбегается несколько художественных ответвлений: кружок Губарева, пикник генералов, история Потугина и его «западнические» монологи. Но эта сюжетная рыхлость по-своему содержательна. Вроде бы уходя в сторону, Тургенев добивается широкого охвата жизни в романе. Единство же книги держится не на фабуле, а на внутренних перекличках разных сюжетных мотивов. Везде проявляется ключевой образ «дыма», образ жизни, потерявшей смысл. «Новь». Здесь центральными типами стали народники. От других романов отличается тем, что главный герой кончает жизнь самоубийством. Действие «Нови» отнесено к самому началу «хождения в народ». Тургенев показывает, что народническое движение возникло не случайно. Крестьянская реформа обманула ожидания, положение народа после 19 февраля 1861 года не только не улучшилось, но резко ухудшилось. В центре романа «Новь» оказываются не столько индивидуальные судьбы отдельных представителей эпохи, сколько судьба целого общественного движения — народничества. Нарастает широта охвата действительности, заостряется общественное звучание романа. Любовная тема уже не занимает центрального положения и не является ключевой в раскрытии характера Нежданова.
    15 билет. ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО ТУРГЕНЕВА. В 1847 году Тургенев с Белинским уехал за границу и в 1848 году жил в Париже, где стал свидетелем революционных событий. Будучи очевидцем убийства заложников, множества атак, строительства и падения баррикад февральской французской революции, он навсегда вынес глубокое отвращение к революциям вообще.Повести «Степной король Лир»,«Клара Милич», рассказ «Конец Чертопханова» относятся как раз к позднему периоду творчества классика. Это ещё одна попытка писателя найти своего героя. Тургенев пы-ается раскрыть загадку русской души. Он ставит героев в необычные ситуации и таким образом заставляет их действовать согласно велению сердца. В повести «Клара Милич» разворачивается мистический сюжет, совершенно нехарактерный для Тургенева с его репутацией острого социального обличителя и реалиста. Это произведение связано с рядом более ранних творений классика. В поздних произведениях герои не лишены возможности распоряжаться своей судьбой. Фантастические ситуации необходимы писателям для того, чтобы более глубоко обнажить психологические мотивы тех или иных поступков. «Конец Чертопханова» - это попытка Тургенева продолжить «Записки охотника», в которых писатель с позиций либерального дворянина рассматривает проблемы русской деревни в пореформенную эпоху. Тургенев во многих своих произведениях дает описание природы. Пейзажные зарисовки выполняют различные функции: обрамляют повествование, помогают раскрыть характер героев, выступают в качестве морально-нравственного комментария, оттеняют переживания. Тургеневские пейзажи отличаются точностью рисунка, глубокой лиричностью, жизненной одухотворенностью. Найденные Тургеневым особые способы сочетания прозы и поэзии многому научили позднейших писателей.
    16 Билет. Роман А.Ф. Писемского «Тысяча душ» и романы И.С. Тургенева. Сходства и различия.

    Романы Тургенева представляют собой особую разновидность. Они наделённы устойчивыми чертами.

    1) устойчивая композиция

    2)в центре сюжета всегда девушка, для которой характерна неброская красота, развитость 3)нравственная сила)

    .4)Типичный герой. Герой и героиня, как положено, влюбляются друг в друга, но обязательно на пути к их счастью есть какое-то препятствие, которое не даёт им возможности сразу броситься в объятия друг друга. В ходе развития сюжета эти препятствия снимаются, но в тот момент, когда, казалось, уже всё хорошо, возникает ещё одно препятствие, из-за которого они быть вместе не могут. В романе Писсемского так же в цетре сюжета Девушка. Герой в романе Писемского не типичный,он мечтает о блестящей карьере и выше всего он ставит довольство и комфорт. В него беззаветно влюбляется Настенька Годнева, однако честолюбивый карьерист не спешит связать себя с девушкой узами брака. Ему удаётся влюбить в себя немолодую дочь генеральши Шеваловой — Полину, наследницу самого крупного в губернии состояния, пресловутой «тысячи душ». После брака с обладательницей «тысячи душ» быстро делает карьеру, становится вице-губернатором, а затем некоторое время исполняет обязанности губернатора. Окончательно разочаровавшись в своих идеалах, постаревший и овдовевший Калинович берёт в жёны верную ему Настеньку, которая стала актрисой.(Для Тургеневской любви воссоединение не характерно) «Тысяча душ» — необычный для русской классики пример «делового» романа карьеры.

    17 билет. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и революционная традиция 1860-х

    Роман был закончен в 1863 г. и разделил читателей на два лагеря.

    Основным пафосом книги является страстная увлеченная пропаганда идеи революционного преобразования мира.

    Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности.

    Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы:

    -Социально-политическая проблема переустройства общества революционным путем, т. е. через физическое столкновение двух миров.

    -Нравственно-психологическая. Это вопрос о внутренней перестройке человека, который в процессе борьбы со старым силой своего разума может воспитать в себе новые моральные качества.

    -Проблема эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали.

    -Социально-утопическая. Проблема будущего социалистического общества.

    Основным желанием автора было стремление убедить читателя, что каждый при условии работы над собой может стать «новым человеком», стремление расширить круг своих единомышленников.

    Роман обращен к широким слоям разночинно-демократической интеллигенции, ставшей в 60-е годы ведущей силой освободительного движения в России.Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.

    Появление демократической прозы было вызвано изменившимися историческими и социальными обстоятельствами.

    Писатели-демократы отразили дух эпохи, её стремления и надежды.

    Свои впечатления шестидесятники черпали из глубины народной жизни. Крестьянство- общественная сила России, стала основной темой их творчества. Писатели-демократы создали в своих очерках и рассказах обобщенный образ народной России.
    18 билет. Полемика Достоевского с социалистической идеей.

    Социалистические идеи оказали большое влияние на творчество писателя, они же сыграли драматическую роль и в самой его жизни. Участие Достоевского в кружке петрашевцев, арест, ожидание расстрела, четырехлетняя каторга и последующая ссылка – это общеизвестные факты его биографии. Каторга, пережитые душевные потрясения во многом изменили взгляды Ф.М.Достоевского; произошла определенная «переоценка ценностей», был проведен критический анализ собственных его прежних социалистических воззрений.

    По убеждению Ф.М.Достоевского, все попытки усовершенствовать государство не смогут привести к гармоничным отношениям между людьми, к подлинной свободе и счастью. Именно поэтому он относится критично к революционным методам улучшения государства

    В романе «Бесы» Ф.М.Достоевский рисует либералов легкомысленными, недальновидными, равнодушными к судьбе России. Более всего опасаясь прослыть не достаточно либеральными, они заигрывают с политическими авантюристами и в какой-то степени оказываются зараженными их идеями. И революция, и социальные реформы предполагают первоочередное изменение все той же социальной среды. По мнению Ф.М.Достоевского, человек должен быть озабочен не преображением мира и других людей,а собственным преображением. Ф.М.Достоевский был глубоко убежден в том, что духовное руководство и истинную свободу люди должны искать в Евангелии.. По Достоевскому, религия, вера в свое бессмертие есть основание нравственности человека: «Если Бога нет, то всё дозволено». Мораль у Достоевского означает живое ощущение Бога.

    Замысел построить общество без нравственного обоснования, опираясь только на науку и на мнимо научные аксиомы вроде «борьбы за существование» Достоевский сравнивает с построением Вавилонской башни; пытаясь устроить нечто вроде муравейника, люди не создадут богатств, наоборот, они придут к такому разорению, которое закончится антропофагиею. В «Бесах» Шигалев выработал программу муравейного строя: «выходя из безграничной свободы, я заключаю, — говорит он, — безграничным деспотизмом». «Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а, главное, равенство». Шигалевщина казалась шаржем, созданным ненавистью Достоевского к атеистическому социализму.

    Нeобходимость опрeдeлeнного идeала справeдливой общeствeнной организации Достоeвский нe отрицал. Бeзсомнeния, он eгоимeл или, вeрнee, искал, в направлeнии социализма, но нeрeволюционного, а христианского.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта