Главная страница
Навигация по странице:

  • 43 билет. Поэма «Возмездие»А.А.Блок.

  • 44 билет. Драматургия Блока

  • 45. Творчество Андрея Белого. Роман «Петербург».

  • 46 вопрос . Акмеизм

  • 47 вопрос. Футуризм. Поэма "Облако в штанах"

  • Литра. литра. 1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина


    Скачать 466 Kb.
    Название1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
    АнкорЛитра
    Дата17.10.2019
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалитра.doc
    ТипДокументы
    #90592
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    42.3 том стихов А. А. Блока

    Третий том (1907-1916) — вершина "трилогии вочеловечения". Не всегда поэт шел к ней по восходящей. Иногда он отклонялся с пути, делал ошибки, но все же, пусть медленно, двигался к вершине Он открывается циклом «Страшный мир» (1909-1916). Надо сказать, что эта тема присутствовала и в первом, и во втором томе. С одной стороны, "страшный мир" для поэта — это обличение буржуазного существования, с другой — окружающая действительность, которая терзает блоковского лирического героя своей дисгармонией. Душа героя греховна, пуста, лишена веры. Часто он раздваивается сам в себе. Это еще одна тема третьего тома — тема двойника.. Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства. («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Чёрная кровь», «Демон», «Двойник»). "Страшный мир" замкнут, из него нет выхода. Он пугает своей цикличностью. Вспомним знаменитое "Ночь, улица, фонарь, аптека...". Это стихотворение совершенно неожиданно заканчивается теми же словами, но в другом порядке, — "аптека, улица, фонарь..." Замкнутость времени и пространства пугают Блока. И все же он верит в победу света, жизни. Тему «страшного мира» продолжает два небольших цикла - «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. В «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом. И звучит вера в добро и свет. 1909 год – цикл «Итальянские стихи» кажется несколько чужеродным, но он определяет «чистое искусство» как творческую ложь. Раздел «Разные стихотворения» определяется знаменитым. Цикл «Арфы и скрипки». Название связано с блоковской концепцией музыки, как внутренней сущности мира, его организующей силы. Следующий цикл – «Кармен» (1914) посвящён Л.А. Дельмас, оперной певице, тема всепоглощающей любви. Является своеобразным прологом к поэме «Соловьиный сад». Поэма эта – новый шаг Блока в поисках смысла жизни и места человека в ней. Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает широкий и суровый мир, заключающей в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он стремился на протяжении всего творческого пути. Так возник цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только 3-его тома, но и всей поэзии Блока. Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. Среди самых знаменитых – цикл «На поле Куликовом» и стихотворение «Россия». Казалось бы, цикл «Родина» мог бы достойно завершить последний том «трилогии вочеловечения». Однако поэт посчитал необходимым поместить в конце книги небольшой цикл «О чём поёт ветер», исполненный грустных, элегических настроений, раздумий. Заключительный цикл чем-то перекликается со «Страшным миром» и, таким образом, 3- ий том тяготеет к кольцевому построению, что соответствует спиралеобразному характеру пути поэта. Надо заметить, что третий том посвящен в немалой степени и так называемой "чистой поэзии", то есть поэзии музыки, природы, красоты
    43 билет. Поэма «Возмездие»А.А.Блок. В 1909 году умирает в Варшаве Александр Львович Блок, отец поэта, с которым, по сути, сам Александр почти не общался, в силу сложившихся семейных обстоятельств. Но вернувшись с похорон, поэт задумывает поэму «Возмездие». Взяв за основу судьбу своего рода, Блок стремился создать грандиозное произведение, своеобразный роман в стихах, новую «энциклопедию русской жизни». Блок читал в присутствии друзей-символистов пролог и первую главу «Возмездия Андрей Белый, Вяч. Иванов и другие апологеты этого течения увидели разложение, результат богоотступничества, преступление и гибель. Блок не умел защищаться, он был подавлен, и поэма, оставшись незавершенной, легла в стол, где и пролежала почти до самой смерти. Только в 1921 году Блок вновь обращается к незаконченной поэме, чтобы если не закончить, то хотя бы привести в порядок. В «Предисловии», написанном перед смертью, Блок объяснил замысел поэмы и ее название.Он написал, что в 1921 году, когда революция уже произошла, нет смысла заканчивать поэму, «полную революционных предчувствий». Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога, а каждая глава должна быть «обрамлена описанием событий мирового значения», чтобы «они составляли её фон».Пролог начинается с обращения к художнику, который должен верить в «начала и концы», ведь ему «дано бесстрастной мерой измерить все», что он видит. Он призывает :Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен.В конце пролога звучит мысль о роде, о том, что это единая цепь, что каждое звено цепи — отражение в сыне отца, а два-три звена — это «новая порода». Конечно, он имел в виду и своего отца, которого почти не знал и полюбил, увидев мертвым в гробу.Первая глава поэмы, описывает события 70-х годов, когда развивалось народовольчество и в одной из либеральных семей появился молодой красавец, похожий на Байрона и демона одновременно.( Всем современникам было ясно, что это отец Блока, Александр Львович).Этот «демон» постепенно обосновался в интеллигентной семье, а потом «скромно руку предложил» младшей дочери и «в даль увез ее с собой» — в Варшаву, где после защиты диссертации принял кафедру. Через два года дочь вернулась без него, но с сыном на руках. Вторая глава поэтому посвящена сыну «демона» — «бесчувственному сыну нашего века».Третья глава описывает, как закончил жизнь отец, как изменился этот яркий «демон». Действие разворачивается в Варшаве, где действительно жил и умер Александр Львович. По замыслу поэта, над свежей могилой отца его сын должен был бы восстановить утраченное звено родовой цепи — уступить место уже своему сыну В поэме «Возмездие» Блок выступил прямым наследником пушкинского реализма: он описал конец русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед, а «мир всегда прекрасен»..
    44 билет. Драматургия Блока Свои пьесы Блок называл "лирическими сценами", подчеркивая их отрывочность, фрагментарность, сближавшую его драматургию с лирикой. Пьесы эти предназначались для постановки на сцене. Но у них было мало общего с привычным русским или зарубежным театральным репертуаром. Особую природу своих драматических произведений не до конца понимал и сам Блок, мечтавший увидеть их на сцене Художественного театра. Именно туда отдал он сначала "Песню судьбы", а затем - "Розу и Крест". Однако К. С. Станиславский так и не осуществил их постановку. При жизни Блока единственным успешным спектаклем был "Балаганчик", поставленный режиссером В. Э. Мейерхольдом в 1906 г. в театре В. Ф. Комиссаржевской.Содержание "Балаганчика" отражало разочарование в возвышенных ожиданиях, запечатленных в "Стихах о Прекрасной Даме". В героине пьесы - Коломбине автор хочет видеть "девушку с простым и тихим лицом". "Балаганчик" был написан как развитие одноименного стихотворения Блока. Другие драмы также связаны со стихами. "Песня судьбы" - с циклами "Снежная маска" и "Фаина", драма "Незнакомка" - со стихотворением под тем же названием. В каждом случае сюжет получал новые смысловые оттенки. Например, героиней драмы "Незнакомка" становится звезда, которая в ответ на призыв поэта упала с небес и приняла облик земной женщины - Марии. К драматургии Блок пришел уже как зрелый поэт-лирик. Первые свои три пьесы Блок написал в 1906 году. Балаганчик

    Блоковский балаганчик предстает символом театрального двоемирия, в котором соединяются игра и действительность, где чувства подлинны, а образы искусственны . Это восприятие сцены выражено в ставшей крылатой реплике паяца: «Помогите! Истекаю я клюквенным соком!»

    В пьесе эпизоды неожиданно сменяют друг друга,поэтому невозможно остановиться на каком-либо истолковании одного из них. Поэт как будто решительно над всем иронизирует и ни на один из возможных вопросов не отвечает.

    Блок едва ли не первый из русских драматургов воспользовался образами масок старой комедии импровизаций (в ее французском варианте) - Коломбины,Пьеро, Арлекина. Премьера «Балаганчика» состоялась 30 декабря 1906 г. «Балаганчик» стал первой частью трилогии лирических драм Блока (две другие пьесы трилогии — «Король на площади» и «Незнакомка» — были написаны также в 1906 году.) «Балаганчик» отразил внутренний спор между разными течениями, существовавшими в русле символизма. Объектом пародии у Блока становятся мистические настроения.В «Балаганчике» сохраняет значение главная эстетическая идея - «теургии», преображения и пересоздания жизни посредством искусства.
    45. Творчество Андрея Белого. Роман «Петербург».

    Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских символистов. Особое влияние на Бориса в последних классах гимназии оказывали Достоевский, Ибсен, Ницше. В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родственниками — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, и с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым, под влиянием которых сформировались мировоззренческие взгляды А. Белого. Во время учебы в университете, Белый ежедневно посещал семью Соловьева, где бывали философ Сергей Николаевич Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, а также «старшие символисты» В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, с которыми он познакомился в декабре 1901 года. Именно здесь были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Войдя в круг символистов, участвовал в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал». Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм. Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты» В 1903 году он с отличием окончил университет и познакомился с Блоком. С момента основания журнала «Весы» в январе 1904 года Андрей Белый стал тесно сотрудничать с ним. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построенных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. В 1904 выходит первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» . Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочно гротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы, по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы и России. Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Некрасова, тяжелому положению России и социальной проблематике. Стихотворения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на философскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. Отношение автора к революции отражено в очерке «Революция и культура» и поэме «Христос воскрес» (1918 ), созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. В 1914—1915 вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В романе «Петербург» Белый показывает символизированное и сатирическое изображение российской государственности. В 1922 году автор пересмотрел книгу, сократив текст примерно на треть. В «Петербурге» Белый стремился показать обречённый на гибель островок западного рационализма на Востоке (в России). Царская столица прекрасна красотой умирающего, отсюда — рассеянные по роману апокалиптические мотивы: предчувствие войны, переселений народов, революции. В русле учений русских символистов внутренним источником действия в романе выступает извечное противостояние сил аполлонических (Аполлон Аполлонович и другие сановники) и сил дионисийских (Липпанченко и революционеры).Центральный для романа конфликт отцов и детей подсвечен многочисленными упоминаниями Сатурна (глотал детей), Кроноса (оскопил отца), Петра Первого (порвал с предками и уничтожил единственного сына). В качестве эмблемы этого конфликта преподносится дворянский герб Аблеуховых: единорог, пронзающий рыцаря. В роли единорога и рыцаря, убийцы и жертвы поочерёдно выступают отец и сын Аблеуховы, Дудкин и Липпанченко. В определённом смысле все они являются двойниками друг друга.
    46 вопрос . Акмеизм

    Акмеизм- модернистское течение, появившееся в 1910-е гг. и получившее большое распространение среди всех поэтов, которые творили свои шедевры в этот период времени.  Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.Наиболее активные участники течения: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Занкевич. Ахматова любила повторять: "Седьмого акмеиста не было". Других поэтов, зачастую причисляемых к данному направлению, главным образом учеников и соратников Гумилева, следует считать поэтами акмеистической ориентации или младшими акмеистами. Среди них наиболее заметные фигуры – Г.В. Иванов, Г.В. Адамович, Н.А. Оцуп.Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов. Несмотря на многочисленные манифесты, акмеизм все же остался слабо выраженным как целостное направление. Основная его заслуга в том, что он смог объединить многих талантливых поэтов. Со временем все они, начиная с основоположника школы Николая Гумилева, «переросли» акмеизм, создали свой особенный, уникальный стиль. Однако это литературное направление так или иначе помогло их таланту развиться. И уже по этому можно отвести акмеизму почетное место в истории русской литературы начала XX века.


    Особенности течения

    Эстетика течения

    Основные принципы

    Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.

    Мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;

    Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

    Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы.

    Надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу

    Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

    Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.

    Источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;

    Стремление придать слову определенное, точное значение;

    Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм.

    В поэзии должно быть слито воедино 4 начала:


    Предметность и четкость образов, отточенность деталей;

    Идеализация чувств первозданного человека (Адама).

    1) традиции Шекспира в изображении;

    2) традиции Рабле в воспевании тела;

    Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

    Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).

    3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;

    Поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

    Изображение предметного мира, земной красоты.

    4) традиции Готье в воспевании силы искусства

    Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».


    47 вопрос. Футуризм. Поэма "Облако в штанах"

    Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Идеи футуризмабыли заимствованы из европейской философии, но отлично прижились на российской земле в начале ХХ века. Футуристы, увлеченные ницшеанством, считали, что все в мире несовершенно, все нужно менять, то есть исповедовали нигилизм, отрицая нравственные устои общества, политическое устройство страны и, как следствие, культуру этого общества и страны. Знаменитый «Манифест футуризма»,предлагал отказаться от классических размеров стиха, ритма, рифмы, уйти в мир ощущений, эмоций, забыть о литературных течениях. Идея борьбы с несовершенным миром предполагала и борьбу с устаревшим искусством.Именно в поэме «Облако в штанах» Маяковский обосновывает свою концепцию искусства и воплощает ее в жизнь на живом примере: 1.Потому футуристами приветствовались словотворчество,создание новых словоформ, невозможные лексические сочетания, намеренно ошибочные речевые обороты сниженного или, наоборот, высокого стиля. 2. Сюжет произведения тоже должен идти из древнего прошлого, языческих мифов и легенд. Бессюжетность, передача только ощущений, эмоций через цвет, звук также были основными чертами футуризма в литературе, живописи, музыке. 3. Отвергалась традиционная стихотворная рифма, традиционные жанры. Акцентный стих раёшника зазвучал в строчках Маяковского по-новому. Противопоставление обществу в прологе поэмы развивается до противопоставления всему мирозданию в конце. А противостоять всему и вся под силу только мощной личности. Поэтому образ лирического героя гиперболизирован и сливается в сознании каждого читателя с двухметровой фигурой самого Маяковского: "Мир огромив мощью голоса, Иду – красивый, двадцатидвухлетний. …не мужчина, а – облако в штанах!". Так объясняется смысл этого необычного названия поэмы. Анализ первой части позволяет сразу оценить строфику поэмы. Мучительность ожидания своей возлюбленной героем выражена вынесением каждого слова в отдельную строку, что передает медлительность течения времени. И как итог страданий - казнь: «Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного». Как всегда, у Маяковского метафоры воспринимаются в прямом смысле, создавая абсурдную картину.В итоге все-таки пришедшая героиня лишает героя последней надежды на любовь: катастрофа, постигшая героя, сравнима только с мировыми катастрофами. Его внутреннее горе по силе может сравниться только с Везувием, который, извергнувшись, погубил Помпею. У героя «пожар сердца», но внешне он спокоен, «как пульс покойника». Поэтому вполне объяснимо, почему герой считает: "долой вашу любовь." Трагедия любви, пережитая поэтом, порождает отрицание всего прежнего. Так возникает основная проблема второй части поэмы: «отверженные» прежним искусством актуальные темы должны теперь найти свое место, однако старые средства выразительности не могут решить эту задачу, поэтому «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать.Третья часть поэмы насыщена библейскими образами. Более того, герой себя мнит чуть ли не самим Богом, ведь он готов на самопожертвование: «душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя». Именно такая высокая цель достойна «громады» личности главного героя. Но кого вести за собой под этим знаменем? Ведь вокруг царит пошлость и бездарность, следовательно, такой мир нужно разрушить. Только вот идеалу «Царствия Небесного» противопоставлен «рай земной», построенный самими людьми на обломках старого, несовершенного мира. Таким образом, несовершенство мира для героя проявляется, прежде всего, в том, что существует несчастливая любовь. Нигилистическое отрицание все-таки не является самоцелью, наоборот, оно пронизано пафосом утверждения ценностей другого миропорядка и мироустройства, что впоследствии проявится в полной мере в революционном творчестве Владимира Маяковского.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта