Литра. литра. 1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
Скачать 466 Kb.
|
1 билет. 1. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина Романтическая лирика Пушкина это стихотворения созданные в период Южной Ссылки. (1820-1824) Романтизм Пушкина вырастал из его отношения к русской действительности, это отношение определялось движением дворянских революционеров. Романтическое настроение Пушкина сказалось уже в первом стихотворении написанным в ссылке. (Погасло дневное светило). Романтическое настроение в лирике Пушкина это сердечные переживания, разочарования во всем что прежде очаровывало. Характерной чертой лирики Пушкина является преклонение пред настоящей дружбой. (стихотворение к Чаадаеву, в котором Пушкин благодарит за верность Чаадаева своим позициям). Создание «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина» констатирует переход Пушкина к реалистической системе. Путь Пушкина к реализму начинался с размышлений над проблемами современной истории. Реализм начинал появляется еще в раннем творчестве (стих «Анчар» - ода декабристам). Например в своих произведениях он осуждает крепостнический строй, называя его пережитком прошлого. Многие произведения Пушкина насыщены элементами борьбы за свободу, поисками нравственного политического идеала, ярким примером является стихотворение «Вольность». В нём автор показывает не только свою позицию, но и убеждения всего народа. 2 билет . Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. «Борис Годунов». «Капитанская дочка». Годунов. Зимой 1824-1825г Пушкин усиленно работает над исторической темой.(изучает русские летописи, Карамзина ,материалы о жизни Пугачева.) А максимальная заинтересованность к истории у него проявляется во время обострения крестьянских волнений. И в последствии пишет трагедию «Борис Годунов» В этом произведении поэт ставит перед собой задачу показать «Судьбу народную, судьбу человеческую». Пушкин показывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в произведении мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа. В содержании произведения лежит подлинный исторический конфликт, который Пушкин интерпретировал с помощью множества художественных «образов», и сделал акцент на судьбе народа. Так же как и в трагедии «Борис Годунов», в произведении «Капитанская Дочка» Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа показывается Пушкиным в её национально-историческом своеобразии, в ее социально-сословных противоречиях. Рисуя деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает в этой деятельности отражение «духа времени». Замечательно, что в последние годы творчества Пушкина его реализм приобретает социологическую заостренность. Поэт начинает изображать борьбу классов, противоречия и столкновения крестьянства и дворянства. «Капитанская дочка» положила начало русскому историческому 3 билет . «Медный всадник» и петербургский текст в русской литературе. «Медный всадник»/ 1824 г.- наводнение в Санкт-Петербурге. Данный факт стал центром событий в произведении «Медный всадник». Романтизм и сумасшествие главного героя усиливает реализм в произведении. Как и всякий другой город, Петербург имеет свой «язык». Он говорит нам своими улицами, площадями, водами, островами, садами, зданиями, памятниками, людьми, историей, идеями и может быть понят как своего рода гетерогенный текст, которому приписывается некий общий смысл и на основании которого может быть реконструирована определенная система знаков, реализуемая в тексте. Как некоторые другие значительные города, Петербург имеет и свои мифы, в частности аллегории и мифы об основании города. С этим мифом своими корнями связан миф о «Медном Всаднике». В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» выявляется устойчивый комплекс образов и мотивов, имеющих отношение к петербургскому тексту русской литературы. Прежде всего произведение актуализирует генетически восходящую к древним мифам о «граде Петра» семантику непрочности городского пространства. Поэма состоит из введения и двух частей. В образах Петра и Петербурга, созданных А. С. Пушкиным, две взаимоисключающие концепции дополнили друг друга. Поэтический миф об основании города развёрнут во вступлении, ориентированном на литературную традицию, а миф о его разрушении, затоплении — в І и во ІІ частях поэмы. 4 билет. 1. Лирика М. Ю.Лермонтова. Понимание лирических творений поэта - это залог осознания всего его творческого мира. Если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения .Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Основная особенность лермонтовской лирики — её протестующий, бунтарский и одновременно трагический характер. Лирический герой высказывает резкое отрицание существующей действительности.В ранней лирике это отрицание направлено ко всему человечеству, а в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание. Равнодушие толпы рождает ответную реакцию у лирического героя - он вынужден скрывать свои чувства. Так появляется тема гордого одиночества. («Жалобы турка», 1829; «Умирающий гладиатор», 1835; «Прощай, немытая Россия...», 1840). Темы: 1. Отрицания: находит широкое воплощение в сильном поэтическом символе - образе маски. («Исповедь», 1831; «Как часто, пестрою толпою окружен...», 1840; «Из-под таинственной, холодной полумаски...», 1841). 2. Тема одиночества и мотив отчуждённости связаны с темой природы. Желая уйти от действительности, лирический герой пытается найти утешение в природе. Он любуется и восхищается красотой пейзажей, которые оттеняют его душевное состояние. 3. Тема любви в лирике Лермонтова приобретает пессимистическое звучание. В любовной лирике Лермонтова сама любовь никогда не бывает взаимной. 5 билет. 1. Проза М.Ю. Лермонтова: соединение романтизма и реализма. Вопрос о соотношении романтизма и реализма в твоpчестве Лермонтова не является окончательно решенным. Лермонтов - продолжатель традиций poмантизма Дж. г. Байрона, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, декабристской поэзии. В сознании романтического героя лермонтовских произведений идет борьба добра и зла, земного и небесного начал, возникает двоемирие. В 1835-1841 годах поэт стремится к конкретному изображению социальной среды, быта индивидуального человека - это уже движение к реализму. («Сашка», «Герой нашего вpeмени», «княгиня Лиговская»). В то же время Происходит утверждение в поэзии и прозе таких духовно-нравственных ценностей, как любовь к родине, народу («Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.), «Родина», «Бородино» ). Лирический герой приобретает суровую сдержанность, становится волевой личностью («Валерик.»). Eгo трагедия - это судьба мыслящей личности в условиях современной ему российской действительности («Прощай, немытая Россия...», «Дума».) и др.). Нарастание реализма затронуло все жанры творчества Лермонтова в целом. Особенно ярко это литературное направление проявилось в «гepoe нашего времени». В поздних произведениях поэта произошло соединение paннeгo реализма и зрелого романтизма в органическое единство. 6 билет. Петербургский текст в творчестве Гоголя Николай Васильевич Гоголь, в 19 лет переехал в Петербург, скромные средства оказались в большом городе совершенно недостаточными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Поэтому образ Петербурга не мог не отразиться на его произведениях, Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. В каждом произведении это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины, здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят и разговаривают сами с собой. Петербург у Гоголя — это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где «маленькие люди» исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти. Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшая в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы. Он ошеломлен его сиянием и громыханием. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист, крики— просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Совсем другим выглядит город в комедии «Ревизор», он уже гораздо более реален.» Это настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге — Осина и Хлестакова. В первом случае это рассказ, который видит слуга мелкого чиновника. Он говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков: это уже Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в «Мертвых душах». Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли, шторы и гардины кусаются. Петербург «Мертвых душ» — это странный призрак настоящего города, это город на костях. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург необыкновенный город: с одной стороны, он холодный, мрачный каменный , но с другой — это центр культуры. 7 Билет. «Натуралистический гротеск» в «Ревизоре» и в « Мертвых душах» Ревизор. Желанием автора было показать глубокие социальные пороки в среде чиновников: взяточничество, коррупцию, беззастенчивое самоуправство. Все эти грехи Гоголь изображает при помощи различных художественных деталей; он прибегает к использованию приемов гротеска и гиперболы, чтобы раскрыть всю глубину невежества чиновничьего мира. В «Ревизоре» гиперболой и гротеском является весь сюжет; это действительно смешно, если обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают за ревизора из столицы, да еще дают взятки. Гоголь использует приемы гротеска, иронизируя над героями, показывает, что чиновники, по сути, никчемные, неумные, завистливые, а подчас и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство. Автор смеется над своими героями в сценах вручения взяток и пишет, что поведение чиновников основано на страхе. « Мертвые души» Гротеск присущ художественному миру Гоголя как литературный прием, при котором преувеличивается какая-то его деталь, черта. В каждом из героев поэмы "Мертвые души" высшего кульминационного развития достигает определенная сторона характера. У Чичикова это стяжательство. Он стремится к наживе и даже совершает мошенничество. У Ноздрева гротескно преувеличена страсть к исключительным историям, которые он любит рассказывать и в которые попадает сам. У Коробочки, – это ее "дубинноголовость". У нее нет абстрактного мышления, она может мыслить только конкретно, по-бытовому . Манилов отличается своей чрезмерной сладостностью. В лице Собакевича предстает образ "совершеннейшего медведя", прожорливого, неуклюжего; даже массивная мебель его дома похожа на своего хозяина; У Плюшкина Гоголь использует гротеск в изображении его жадности, с помощью чего этот помещик оказывается метафорической "прорехой на человечестве". В образах помещиков, чиновников и самого Чичикова Гоголь изображает образ мертвых душ. Эти люди живы физически, но духовно мертвы, так как не имеют никакого внутреннего душевного наполнения. В художественном мире поэмы образам мертвых душ противопоставляются образы живых душ. В этом заключается гротескный конфликт поэмы: живые люди обладают мертвыми душами, и наоборот, умершие крестьяне оказываются "живыми", воплощают в себе образ великого русского народа. 8 Билет. Натуральная школа. Участники. Идеи. Произведения. Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.Она представляла собой неформальное объединение молодых прозаиков, собравшихся под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки».К «натуральной школе» причисляли Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и др. Основной доктриной «натуральной школы» провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности. Общие признаки, на основании которых писатель считался принадлежащим к Натуральной школе: общественно-значимая тематика, критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности. Важнейшая особенность Нат.шк.- «истину», а не «ложь» изображения; Реализм натуральной школы в трактовке Белинского демократичен. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям — «приятным исключениям из правил», а к «толпе», к «массе», к людям обыкновенным и чаще всего к людям «низкого звания».С развитием «Н.ш.» в литературе начинают господствовать прозаические жанры.Стремление к фактам, к точности и достоверности выдвинуло и новые принципы сюжетосложения – не новеллистические, а очерковые. Важное место начинает занимать и социально-психологический роман, расцвет которого во второй половине 19 века предопределил славу русской реалистической прозы. Печатаются произведения Достоевский Ф.М.Достоевского («Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи»), Некрасова, Герцена («Кто виноват?»), Гончарова («Обыкновенная история»), альманахи с «физиологическими очерками», литературные обзоры Белинского. 9 Билет .Роман Натуральной школы. Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.К «натуральной школе» причисляли Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и др. Задача нат школы: «сближение искусства с действительностью, на изображение жизни во всех ее будничных и типических процессах». Традиции: 1. Создание образа Петербурга – города социальных контрастов – с его обителями «чердаков» и «подвалов 2. Изображение маленького человека. Новаторство: 1. Первостепенное внимание к личности. Сосредоточенность на изображении внутреннего мира героев во всей его сложности. 2. Новая трактовка образа маленького человека. (Например: Достоевский раскрывает самосознание маленького человека, способного чувствовать, мыслить, говорить. В пример можно привести такие романы: Ф.М.Достоевского «Бедные люди», Герцена «Кто виноват?», Гончарова «Обыкновенная история». |