Литра. литра. 1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
Скачать 466 Kb.
|
27 билет. Некрасовская школа и Поэзия "Чистого искусства" НЕКРАСОВСКАЯ ШКОЛА В поэзии 1860-х годов сформировалось такое понятие, как «Некрасовская школа». Это была группа поэтов, которые противопоставляли себя поэтам «чистого искусства» как поэты реального и гражданского направления, — Дмитрий Минаев, Николай Добролюбов, Иван Никитин, Василий Курочкин и другие. Само понятие «Некрасовская школа» вовсе не означало, что они являлись учениками Некрасова в прямом смысле. Скорее, Николаю Некрасову удалось наиболее полно выразить совокупность тех тенденций гражданской поэзии 1840—60-х годов, которые были значимы в их творчестве: Добролюбов и Минаев были поэты по преимуществу сатирические, Никитин — крестьянский, так же и с другими поэтами.Некрасов является создателем нового периода в русской литературе.. Под этой школой можно понимать систему художественных принципов, которые сложились в русской (прежде всего демократической) поэзии к середине XIX века. Школа оказывала своё влияние на русскую поэзию. Обычно под школой Некрасова подразумевают поэтов 1850—70-х годов, которые идеологически и художественно наиболее были ему близки и испытывали на себе прямое его влияние. Большинство из них формировалось вокруг немногочисленных демократических изданий: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры». Сама некрасовская поэзия характеризовалась народностью. Некрасов не просто писал о народе, но и говорил его языком.«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Некрасовской школе характерна гражданская направленность: непосредственное участия в общественно- политической борьбе, отражение наиболее наболевших вопросов времени. ПОЭЗИЯ ЧИСТОГО ИСКУССТВАВ русской литературе XIX-го века все больше получала популярность концепция «чистого искусства» или «искусства ради искусства». В середине XIX столетия в русской культуре определились два различных отношения к искусству вообще. Революционные демократы ждали от искусства прежде всего гражданской направленности: непосредственного участия в общественно- политической борьбе, отражения наиболее наболевших вопросов времени. Все, что находилось вне сферы общественных интересов, считалось пошлостью.В противоположность теории искусства общественного служения сложилась теория «чистого искусства». Согласно этой теории, искусство должно быть свободным («чистым») от общественной жизни: поэту нужно создавать чистые возвышенные образы, отражающие мир интимных переживаний. Защитники чистого искусства противостоят популярности революционно-демократического движения и «утилитарным» подходам к поэзии. Это было наиболее распространено среди последователей романтизма. Сторонники этого движения склонялись к художественной форме произведений, и избегали политики и противопоставляли свои произведения, произведениям революционно-демократической направленности, авторами которых были: Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин. Особенности :1)Поэзия намеков,догадок,умолчаний.2)стихи не имеют сюжета.(лир.миниатюры передают не мысли и чувства,а настроение поэта)3)Искусство не олжно быть связанно с жизнью.4)Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.5)Эта поэзия для избранных. Основные темы: Любовь(лирику отличает богатство отенков:нежность и душевная теплота),природа(образность, нетрадиционность сравнений, эпититов, очеловечевание ),искусств(певучесть музыкальность) 28 билет. ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА. (28 ноября 182127 декабря 1877 г) Талантливый русский писатель Н.А.Некрасов в возрасте 10 лет поступил в Ярославскую гимназию и уже начал писать свои первые произведения.Однако из-за низкой успеваемости, конфликтов с руководством гимназии, которому не нравились сатирические стихи поэта, а также из-за желания отца отдать сына в военное училище мальчик проучился всего пять лет.По воле отца в 1838 г. Некрасов приезжает в Петербург для вступления в местный полк. Но под влиянием своего товарища по гимназии, он идет против воли отца и подает документы на поступление в Петербургский университет. Однако из-за постоянных поисков источников заработка( дает уроки и пишет стихи на заказ) Некрасов не сдает успешно вступительные экзамены. В результате он стал посещать занятия на филологическом факультете, где проучился с 1839 по 1841 г.г. В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала «Современник»,работая там он выпускает несколько сборников стихотворений, произведения «Крестьянские дети»и «Коробейники»,которые приносят ему широкую известность. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.(Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.)После закрытие журнала,берет в аренду журнал «Отечественные записки».С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875). В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом. 29 билет .Лирика Тючева Ф. И. Тютчев — гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека. Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок — природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризуется”. Не случайно излюбленный прием поэта — антитеза: “дольный мир” противостоит “высям ледяным”, тусклая земля — блистающему грозой небу, свет — тени, “юг блаженный” — “северу роковому”.Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена. Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. ОН писал с удивительной художественной наблюдательностью и любовью. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Психологическое мастерство Тютчева, глубина постижения сокровенных тайн человеческого сердца определяют движение всей последующей литературы, все больше погружающейся в тончайшие проявления человеческого духа. Печать раздвоенности лежит на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и ее “очарованье” — это “жизни ключ”, “чудесный плен”, “чистый огонь”, “союз души с душой родной”; с другой — любовь представляется ему “буйной слепотой”, “борьбой неравной двух сердец”, “поединком роковым”. Любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого противоречия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга. Поэт делает потрясающий вывод: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Лирика Тютчева исполнена тревоги и драматизма, но это реальная драма человеческой жизни. В стремлении запечатлеть ее, претворить в красоту — тоже “победа бессмертных сил”. О поэзии Тютчева можно сказать его же стихами: Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льет примирительный елей. 30 билет. Творчество Афанасия Фета в оценке русской критики Поэзию Фета по праву можно считать одной из вершин русской лирикиА.Фет – талантливый поэт-лирик. Но круг тем поэзии Фета , как справедливо отмечала критика , несколько ограничен. Его основные темы – природа, красота, любовь, искусство. Поэзию Фета пронизывает жизнерадостность; даже несмотря на мотивы грусти, огорчений, печали, в его стихах господствует светлое настроение. Фет твердо стоял на позиции «чистого искусства». Он полагал, что искусство независимо от общественной жизни, что «художнику дорога только одна сторона предметов – их красота».Он хотел оградить искусство от многих житейских проблем, в том числе и гражданских. Чернышевский писал, что Фет «хороший поэт», но «пишет пустяки. Он характеризует Фета как идиота, но идиота с поэтическим талантом. Добролюбов в своей статье «Темное царство» (1859) писал, что у Фета несомненно есть талант, но этот талант проявляется во всей силе лишь в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы и отсюда не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе. М. Е. Салтыков-Щедрин. Он пишет, что Фет должен довольствоваться скромной долей второстепенного поэта, потому что мир, поэтическому воспроизведению которого он посвятил себя, довольно тесен, однообразен и ограничен. Толстой говорил, что чтение стихов Фета о природе учит чувствовать саму природу. Он же дал такую оценку творчеству Фета , которая стала венцом его поэтической славы: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» Символисты ставят Фета на одно из первых мест в русской поэзии. Так, например, К. Д. Бальмонт объявил Фета и Тютчева поэтами, «царящими над современной литературной молодежью». В. Брюсов в 1895 г. писал, что Фет произвёл на него такое сильное впечатление, что он смотрел на Фета как на божество.. «Вслед за Фетом я прочел Майкова, Лермонтова и Апухтина и их стихи показались мне более слабыми, по сравнению с моим богом Фетом » - писал Брюсов. Фет занимает в русской поэзии особое место. С одной стороны он продолжатель Жуковского и Тютчева, а с другой – один из предшественников таких поэтов, как Блок. Его поэзия служит как бы соединительным звеном между романтизмом и символизмом. 31 билет. Творчество Алексея Константиновича Толстого (5 сентября 1817-10 октября 1875г.г.) А.К.Толстой-русский прозаик, поэт, драматург. Детство провел в Черниговской губернии в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевд. Антона Погорельского), поощрявшего рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы. Писать Толстой начал на французском языке, именно на нём были написаны два его 2 фантастических рассказа в конце 1830-х – начале 1840-х годов – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В 1840-е годы Алексей Константинович начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», который завершил только в 1861 году. В это же время он писал лирические стихотворенья и баллады. Впервые в печати Толстой выступил с фантастической повестью “Упырь”. В мае 1841 года под псевдонимом «Краснорогский» книга была издана. Её заметил сам В. Г. Белинский и отозвался о ней весьма благосклонно, увидев в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования». . В 1850-е Толстой вместе с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает образ Козьмы Пруткова, от имени которого они выступают с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в “Современнике” лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя. Творчество Толстого многожанрово. В 1867 вышел первый сборник его стихотворений. В 60-е им написан роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр. В последние годы Толстой писал много стихотворений и баллад, печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и других. В 1867 году он выпустил в свет сборник стихотворений. Творчество Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний, в сатирическом обличении крепостничества. 32. Творчество В. Г. Короленко. Беллетристика и публицистика.(1853-) Владимир Галактионович родился в г. Житомир в семье уездного судьи. Отец писателя, Галактион Афанасьевич, суровый и справедливый оказал большое влияние на формирование мировоззрения сына. Образ отца будет запечатлен впоследствии в одном из самых знаменитых рассказов «В дурном обществе». Большое влияние на творчество Владимира Галактионовича окажут политические взгляды, репрессии и ссылки. Революционные взгляды Короленко разделял с юности. Участие в народнических кружках закончилось исключением из реального училища и высылкой в Кронштадт, где писатель находился под контролем властей и зарабатывал на жизнь изготовлением чертежей. Творческая карьера Короленко началась лишь спустя шесть лет ссылок и переездов в Нижнем Новгороде. Годы с 1885 по 1895 считаются самыми плодотворными в творческой жизни писателя. В 1886 году свет увидела первая книга под названием «Очерки и рассказы», включающая несколько сибирских новелл. Но литературный дебют произошел за семь лет до выхода книги. В 1879 году в петербургском журнале «Слово» вышла первая новелла Короленко «Эпизоды из жизни “искателя”». Изначально произведение предназначалось для журнала «Отечественные записки», но редактор, М. Е. Салтыков-Щедрин, отметил: «Оно бы и ничего, да зелено, зелено очень». Сибирские рассказы» Короленко исследователи традиционно делят на два цикла. К первому относятся те, что писались в 80-е гг. XIX в. в период ссылки («Чудная», «Яшка», «Убивец», «Сон Макара», «Соколинец», «Федор Бесприютный», «Черкес»).Второй цикл создавался уже в 90-е гг. XIX в. К нему относятся рассказы «Искушение», «Ат-Даван», «Марусина заимка», «Огоньки», «Последний луч», «Мороз», «Государевы ямщики» и «Феодалы». Вся публицистика обличала царских карателей, жестоко расправлявшихся с малороссийскими крестьянами, борющимися за свои права. В 1911—1913 годахКороленко выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев. Именно В. Г. Короленко был автором обращения «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев», которое было опубликовано 30 ноября 1911 года в газете «Речь», и перепечатано другими печатными органами и вышло отдельным изданием в 1912 г.) и художественное творчество Короленко проникнуты темой, образами и мотивами пути. Короленко открыто осудил методы, которыми большевики осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко-гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому» (1920) и «Письмах из Полтавы» (1921). До последнего дня писатель боролся за правду и справедливость. Современники называли Короленко «совестью России». 33 билет. Раннее творчество Чехова. Юмористические рассказы. «Степь» Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма. Чехов рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда он был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать. Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета, жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и поэтому начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и другими забавными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи». Раннее творчество Чехова датируется 1880-1888гг. и включает в себя, в основном, юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Жених» и др.В этих произведениях автор высмеивает многие человеческие пороки и, в первую очередь, лицемерие, скупость и чинопоклонство. Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения. В середине 80-х его имя становится известным, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью. Повесть «Степь» Чехов написал в конце 1880-х, когда автор анализировал свои жизненные ценности, стремился отыскать новые способы повествования, что отразилось на содержании «Степи» — в ней встречаются совершенно новые, не встречавшиеся ранее у Чехова принципы строения повествования. Произведение «Степь» является как бы экспериментом, в ходе которого ищутся новые стилистические пути. Образ степи соединяет в себе два противоположных друг другу настроения: тоска, одиночество и жажда красоты, предвкушение скорой счастливой жизни. В завершение поездки Егорушка вступает на новый этап своей жизни, он становится совсем другим, более взрослым. Он будто пережил важный этап своей жизни, почувствовав, что вместе с этими людьми для него навсегда исчезло всё то, что было пережито до настоящего момента. |