Главная страница
Навигация по странице:

  • 20 билет. «Братья Карамазовы» как итоговый роман Ф.М. Достоевского Роман „Братья Карамазовы“

  • 21 Билет. Раннее творчество Л.Н.Толстого.

  • 22 Билет. Романы Толстого

  • 23 билет. Духовный перелом Толстого и толстовство.

  • 24 билет .Позднее творчество Л.Н.Толстого

  • 25 билет. Драматургия А.Н.Островского

  • 26 билет. Творчество Все́волода Миха́йловича Га́ршина

  • Литра. литра. 1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина


    Скачать 466 Kb.
    Название1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
    АнкорЛитра
    Дата17.10.2019
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалитра.doc
    ТипДокументы
    #90592
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    19 билет. Эволюция романа Достоевского: от «Преступления и наказания» к «Подростку».

    Д. изображает не просто человека, а его самосознание, герой его интересует как одна из точек зрения на мир и на самого себя. У Д. герой сам все говорит о себе.

    Излюбленной формой Достоевского была форма исповеди.

    Достоевский никогда не объясняет своих персонажей полностью, и его герои всегда поражают тем, что они творят или делают, и таят в себе до конца вечную тайну бытия». Это как раз соотносится с тем, что Д. называл «реализмом в высшей степени».

    Особый тип романа возник у молодого писателя еще в 1840-е гг., «когда русская критика стала углубленно разрабатывать теорию повествовательных жанров».

    Описание «нищеты безнадежной» в «Преступлении и наказании» выдержано в характерном стиле натуральной школы. Обрисована столичная статистика: титулярный советник, которого прогнали из департамента за постоянные запои; дочь, проживающая по желтому билету; малые дети, чахнущие в темном углу; жена, больная туберкулезом. Такова новейшая физиология пореформенного Петербурга 1860-х гг.

    Кажется, романист достиг вершин своего трагического искусства, но он стремится выше – к завершающему обобщению. Из повседневных мук и горестей столичных углов вырастает видение мировой справедливости, утопия премудрого суда, иллюзия окончательного оправдания человека.

    В любом романе Д. мы найдем такие же принципы оформления целого на основе контраста падения человека и его духовной красоты. Не отступает Д. от этого композиционного закона и в романе-памфлете «Бесы». Но здесь проза жизни, её трагизм и поэзия сопоставлены не в органическом слиянии, а в резком противопоставлении. Установив связь эпоса с поэзией и драмой во внутренней структуре романов Д., Гроссман определяет жанр романов писателя как «философская поэма».

    Определение не ново, т.к. сам Д. подчеркивал связь художественной идеи с поэтической, в «Дневнике писателя » и «Записных книжках» Д. не раз называл свои романы поэмами.

    По мнению Гроссмана в романах Д. проглядывает двуплановость композиции. Романы Д. - «огромные обобщения его больших романов, в которых суровый суд над страшной буржуазной современностью переходит в своеобразные этические системы и парадоксальные утопии грядущей гармонии человечества». Романам Д. присуща множественность действия.

    В «Прест. и нак.» сюжетные линии Раскольникова и Сони Мармеладовой, Лужина и Свидригайлова; в «Бесах» - сюжетные лини Ставрогина, Петра Верхованского и его отца Степана Трофимовича, Шатова, Кириллова Развитие каждой темы движется по музыкальному закону контрапункта(противопоставление нескольких сюжетных линий).

    Такая конструктивная система была названа Бахтиным многоголосьем и отсюда предложенный им термин – полифонический роман. Графически композиция представляет собой горизонталь развивающегося сюжета , которая пересекается вертикалями бурных эпизодов, взметающий действие ввысь и переносящих его в новый план, где сюжетная параллель к первой горизонтали вскоре вновь взрывается. Получается ступенчатая линия композиции, которая возносит замысел до его разрешения в финальной катастрофе. По мнению Гроссмана. Д. присущ и композиционный прием конклава. Этим латинским термином обозначали в Ватикане пленарный совет кардиналов, собравшихся для избрания папы. В романах Д. это исключительные собрания с важными задачами и непредвиденными осложнениями. Касаясь философских взглядов писателя, следует отметить, что Достоевский видел два пути совершенствования человека:1) кровавый революционный (Раскольников, Пётр Верховенский). Это путь бездны, атеизма, Достоевский его отвергает. Каждый из этих героев – человекобог, он присваивает себе функцию Бога, они возомнили себя Наполеонами. Это разрушительный путь. 2) путь любви. Для изменения мира нужно отказаться изменить мир. Нужно изменять не общество, а человека. Люди должны стать братьями. В мир нельзя вторгаться мечом и кровью, человек должен сам прийти к необходимости любви, но это непростой путь. Люди должны преклониться перед Богом, стать Богочеловеком (а не человекобогом) через смирение и терпение.

    Первое «открытие» Достоевского произошло в 40-е гг. XIX в., когда писатель разрабатывал тему «маленького человека». Белинский тогда сказал, что в литературу пришел второй Гоголь. В 80-е гг. XIX в. Михайловский замечал, что у Д. «жестокий талант», он гениальный психопатолог. В нач. 20-х гг. XX в. (в 1921 г. было 100 лет со дня рождения Д.) Достоевского исследовали Булгаков, Бердяев, Струев, Мережковский, Волынский, Розанов, Вяч. Иванов, Блок, Белый. Именно тогда были открыты глубинные процессы психологии в творчестве Д. О нем стали говорить как о религиозном писателе, которому удалось проникнуть в глубины человеческой психологии. Комарович, Гроссман. Чулков, Виноградов, Тынянов изучали Д. как художника в историко-литературном аспекте. Эти многочисленные исследования помогли прояснить генезис (происхождение) и закон построения романов Достоевского, была изучена поэтика, техника и стиль повествования писателя, читатель был введен в эстетический мир романов.
    20 билет. «Братья Карамазовы» как итоговый роман Ф.М. Достоевского Роман „Братья Карамазовы“ — итог творческого пути Достоевского. Его сложное построение и жанр — результат длительных размышлений автора над проблемами современной литературы и искусства, а многие идеи, характеры, эпизоды романа либо подготовлены предшествующими произведениями писателя, либо возникли в его творческом воображении задолго до начала писания «Братьев Карамазовых» В «Карамазовых» в отличие от предшествующих произведений Достоевского высокие, поэтические и трагические, «вечные» образы не только служат для романиста символическими ориентирами, призванными осветить для читателя глубинный смысл рисуемых романистом ситуаций. Им отведено также специальное — обширное — место в кульминационных книгах и главах романа, образующих особую философско-символическую «надстройку» над главами, которые посвящены социально-бытовым коллизиям и типам «текущей» действительности. Так же как в «Бесах», Достоевский переносит действие «Братьев Карамазовых» из Петербурга в провинцию, Он избирает местом действия, русскую провинцию не для того, чтобы противопоставить крепость и яркость сохранившегося здесь патриархального бытового уклада. Писатель ведет своего читателя из Петербурга в провинцию с тем, чтобы показать, что болезненные социально-психологические процессы, которые он рисовал в романах 60-х гг., перестали быть «привилегией» Петербурга, что они охватили в большей или меньшей степени всю страну.«Братья Карамазовы» — вершина всего предшествующего творчества писателя и синтез всего пережитого, передуманного и созданного».

    21 Билет. Раннее творчество Л.Н.Толстого. Лев Николаевич Толстой – выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Когда Толстому шел девятый год, он первый раз посетил Москву. (Первые впечатления московской жизни послужили основой для многих картин, сцен и эпизодов жизни в Москве героя толстовской трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность».) После смерти отца и бабушки,спустя несколько лет умерла 1 опекунша Толстого. Его с братьями и сестрой отправили к тетки в Казань. Толстой прожил в Казани более шести лет. Это была пора формирования его характера и выбора жизненного пути. Толстой два года готовился к поступлению в Казанский университет; провалил экзамены,затем поступил на следующий год. На 3 курсе уходит из университета;строит свою педагогическую систему(школа в ясной поляне)Поселяется в своей деревне и устраивает жизнь крестьян.Уезжает служить на Кавказ(Впесатление от войны отражены в его рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный»и в повести «казаки») !Толстой не имеет отношения к Натуральной школе !Был слишком самостоятелен и не принимал участия ни в каких организациях !Первые произведения «Детство»(1852), «Севастопольские рассказы»(1855)(Чернышевский пишет о них критическую статью и впервые употребляет термин «диалектика души»; Толстой в своих произведениях не стесняется открывать то, что считается неприличным, некрасивым.) Генезис Толстовского творчества-дневники 1851 – написан рассказ «История вчерашнего дня».(Литературный дневник, очерк) 1859- первая редакция романа «Семейное счастье» (первый роман) Первый этап творчества Толстого заканчивается повестью «Казаки»(1853-1862)- рассказ о кавказской службе( главный герой- Оленин).
    22 Билет. Романы Толстого 1860-1870-х годов Второй этап творчества связан с написанием романа «Война и мир» Роман-Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытии. Конструкцию романа выстраивают 2 главных героя- Андрей Балконский и Пьер Безухов (поиски смысла жизни )Семейный роман,Исторический роман,Философский роман . После «Войны и мира» Толстой становится общепризнанным писателем. Третий этап творчества- роман «Анна Каренина» По окончании эпопеи "Война и мир" Толстой решил написать новое произведение – роман об эпохе Петра I. Однако общественные события в России, вызванные отменой крепостного права, настолько захватили писателя, что он оставил работу над историческим романом и приступил к созданию нового произведения, в котором отразилась пореформенная жизнь России. Так появился роман «Анна Каренина», работе над которым Толстой посвятил четыре года. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский).

    · Анна Каренина и Константин Левин - главные герои.

    · Эпиграф к роману взят из Библии

    · Смерть Анны- логическая закономерность

    · Старик Фоканыч ( простым высказыванием открывает истину для Левина ); « Есть жизнь для духа, есть жизнь для брюха.»
    23 билет. Духовный перелом Толстого и толстовство. С конца 1870-х годов переживает духовный кризис. Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов". "Война и мир" имела большой успех, и доход Толстого резко вырос. Однако после "Анны Карениной" произошел срыв. Толстой уперся в стену – он исписался. Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - начале 1880 годов, завершился переломом в его мировоззрении. Тогда он обратился к Евангелию, в первую очередь к Нагорной проповеди, и решил, что нужно полностью следовать ее учению. Это означало жить по-крестьянски, отказываться от богатства (и от гонораров), отрицать любое насилие, исповедовать пацифизм и вегетарианство, самостоятельно косить траву (плохо) и тачать себе сапоги (с чудовищными результатами). Стремление к «чистой, простой жизни» и идея о непротивлении злу насилием стали ядром системы Толстого.Итоги духовного перелома Толстого:1)Выпускает собственный перевод 4 Евангелие.2)Человек не должен противиться судьбе и совершать зло.3)После смерти его жена , Софья , опубликует трехтомник Толстого. Толстовство — религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX — начала XX вв. Возникло в период политической реакции 1880-х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства изложены Толстым в «Исповеди» , «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности. В 1897 г. в России толстовство было объявлено вредной сектой. В 1901 г. Толстой был отлучён от церкви, его сторонники подвергались арестам и высылке. Толстовцы активно занимались просвещением.В период расцвета толстовства численность толстовцев достигала 30 тыс. человек. В СССР в 1920—1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев ликвидированы, их участники репрессированы. Некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны.
    24 билет .Позднее творчество Л.Н.Толстого Состав литературного наследия Толстого 1880 – 1900-х гг. весьма разнообразен. От романистики писатель переходит к эпическим формам(кроме последнего романа «Воскресенье»),обращается к драматургии, работает над богословскими и религиозно-философскими трактатами(тракт должен был являться проповедью для современников Толстого.)«Религиозно-философские сочинения Л.Н.Толстого… возникают на фоне глубокого духовного кризиса русского общества, главными проявлениями которого были падение авторитета Церкви и поиск новых типов религиозности». В 1886 году Толстой написал драму «Власть тьмы» ( первоначальное название пьесы «Коготок увяз, всей птичке пропасть ), в которой изображена гибель старых устоев патриархально-крестьянской России, «Зараженное семейство»- неоконченная пьесаиповесть «Смерть Ивана Ильича»( работал с 1882 по 1886 годы) , посвященную судьбе человека, только перед смертью осознавшего пустоту и бессмысленность своей жизни. В 1890 году Толстой написал комедию «Плоды просвещения», в которой показано истинное положение крестьянства после отмены крепостного права. А в 1899-1900 гг. был создан роман «Воскресенье», над которым писатель работал с перерывами десять лет. Сюжет будущего романа Толстому рассказал его друг, А.Ф.Конн, адвокат по профессии ). Роман «Воскресенье» больше других произведений Толстого подвергся цензуре. Большинство глав романа было выпущено или сокращено. Правящие круги развернули активную политику против писателя. Опасаясь народного возмущения, власти не решались применять против Толстого открытые репрессии. С согласия царя синод принял постановление об отлучении Толстого от церкви. За писателем была установлена полицейская слежка. Мировая общественность была возмущена преследованиями Льва Николаевича. Крестьянство, передовая интеллигенция и простой народ были на стороне писателя, стремились выразить ему свое уважение и поддержку. Любовь и сочувствие народа служили надежной поддержкой писателю в годы, когда реакция стремилась заставить его замолчать. Произведения этого периода («После бала», «За что?», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»1900г.) проникнуты глубокой ненавистью к царской власти, ограниченному и честолюбивому правителю. В публицистических статьях, относящихся к этому времени, писатель резко осуждал зачинщиков войн, призывал к мирному разрешению всех споров и конфликтов.Пьеса «Живой труп»- продолжение тематики «Анны Карениной». Во всех произведениях, относящихся к данному периоду творчества, Толстой открыто показывает, кому он симпатизирует, а кого – осуждает; изображает лицемерие и ничтожество «хозяев жизни».
    25 билет. Драматургия А.Н.Островского А. Н. Островский считал, что драматургия сильно воздействует на общество, текст — часть спектакля, но без постановки пьеса не живет. Народность — главная черта драматургии 1860-х годов: герои из народа, описание быта низших слоев населения, поиски положительного народного характера. В первой большой комедии «Свои люди — сочтемся» (1850) именно через внутрисемейные конфликты показаны противоречия общественные. Именно с этой пьесы начался театр Островского, именно в ней впервые появились новые принципы сценического действия, поведения актера, театральной зрелищности. !для произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов( его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов)Присутствует не только внешний конфликт,но и внутрении. Особенности стиля:Говорящие фамилии, специфические ремарки, своеобразные название пьес ,комедии на фольклорных мотивах, конфликт строится на несовместимости героя со средой. Новый герой драм — простой человек — определяет своеобразие содержания, и Островский создает «народную драму». Он выполнил огромную задачу — сделал «маленького человека» трагическим героем. Островский хотел сделать главным содержанием драмы анализ происходящего. 1.Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России. 2.Островский никогда не пользовался определением «трагедия», обозначая свои пьесы как «комедии» и «драмы». 3.Спор старины с новизной составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского.Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе, самоотверженность.
    26 билет. Творчество Все́волода Миха́йловича Га́ршина (2 февраля 1855-24 марта 1888г.г.) В.М.Гаршин-русский писатель, поэт, художественный критик. На литературное поприще Гаршин выступил в 1876 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность.(в рассказе ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком) Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус».(Гл.герой рассказа «Трус» до последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью) Гаршин написал ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где гаршинская тема о зле и несправедливости наполнена грустным юмором; Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу.(сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости) Особенности творчества:1)Отсутствие действия,сложных коллизий.2)Большинство произведений написаны в форме дневников,писем,исповедей(Трус,Происществие,Надежда Николаевна и др.)3)Колличество действующих лиц в произведении ограничено.4)Драматизм действия заменен Драматизмом мысли.5)Точность наблюдений и определенность выражений мысли.(У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов.)6) Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Он не мог изображать большой внешний мир, ему удавалось глубок и точно описать внутренний мир человека.Этоопределяло все особенности его художественной манеры. Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта