Главная страница
Навигация по странице:

  • 69 билет. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

  • 70 билет. Литература 60х.Общие тенденции.

  • 72 билет. «Лагерная проза» в советской литературе.

  • 73 билет. Роман В.П. Аксенова как выражение новой литературы.

  • 74 билет .«Колымские рассказы» Варлаама Шаламова

  • Литра. литра. 1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина


    Скачать 466 Kb.
    Название1 билет. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина
    АнкорЛитра
    Дата17.10.2019
    Размер466 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалитра.doc
    ТипДокументы
    #90592
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    68 билет. Роман великой отечественной войны. «В окопах Сталинграда». (В. Некрасов)

    «В окопах Сталинграда» - написанно на основе личных наблюдений и ощущений В. Некрасова.

    По совету доктора, Некрасов стал разрабатывать правую раненную руку: помногу писал. Это были воспоминания об обороне города на Волге в 1942-1943 годах.Так появились первые страницы повести, в оригинале напоминающей дневник главного героя, Юрия Керженцева. Позже Некрасов передал произведение с другомв Москву. Спустя какое-то время в "Знамени"было напечатано произведение «Сталинград». У многих содержание "В окопах Сталинграда"вызвали недовольство - в ней не было привычных хвалебных речей в адрес вождя и высшего командного состава. Между тем сам И. Сталин одобрил произведение, и вручил его автору в 1947 году Сталинской премии второй степени.

    Особенность повествования - написано от лица молодого лейтенанта, двадцативосьмилетнего военного инженера Юрия Керженцева. Это подробныйрассказ о массовом отступлении советских войск от Оскола к Волге, о неделях жизни в Сталинграде, сначала мирной, затем военной - в период ожесточенных боев за Мамаев курган и подходы к городу. При этом, повестьне содержит объемных описаний боев иподвигов. Автор показал реальных защитников страны глазами такого же, как они, воина, испытывавшего во время войны естественные человеческие чувства: тоску по мирной жизни и родным, гордость за своих товарищей, стыд за отступления и неудачи, страх перед взрывами и непрекращающимся огнем в окопах Сталинграда. Произведение переносит читателя на поле битвы, и он вслед за главным героем пытается переосмыслить произошедшее, понять, какой ценой далась народу победа. Роль лирических отступлений и размышлений героя, описания действительности часто прерываются ретроспективой в прошлое. В первой части их больше, по сравнению со во второй, где событийный ряд развивается быстрее.

    Описание осеннего пейзажа, спокойного и величавого, на фоне которого разворачиваются страшные события, помогает острее почувствовать трагедийный масштаб происходящего.

    Авторговорит о том, как быстротечна жизнь: минуту назад человек говорил, дышал, а теперь лежит с потухшим взглядом и изуродованным телом. При этом все происходит буднично, а описание различных ликов смерти и человеческих страданий позволяет понять истинный масштаб народной трагедии.

    Автор не идеализирует своего героя, что подтверждают поступки Керженцева: «В окопах Сталинграда» - пример того, как ведет себя на войне обычный человек, в нем отсутствуют ложный героизм, высокомерие. Главный герой - обычный человек, ценой своей жизни защитивший Сталинград и всю страну.

    Десятилетие спустя из "некрасовских окопов"вышло целое поколение писателей-фронтовиков, писавших о том, что они сами выстрадали и пережили.
    69 билет. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

    Солдатская поэма, заключила в себе энциклопедию жизни бойца на фронте. Главная её задача - показ борьбы людей ради мира, ради жизни.

    Твардовскийсоздал типичный образ русского солдата, который любит свою Родину. Он не жалеет своей крови для нее. Теркин может найти выход из самого трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности.Теркин — русский, узнаваемый характер, товарищ по работе, сосед по квартире. Сейчас же он — товарищ по войне и окопу.В любой ситуации он старается оставаться человеком, хочет сохранить в себе людское, ане ожесточиться. Работая, поэт старался не навязывать своих взглядов и симпатий. Поэма удивительно не идеологизирована.

    По меркам того времени,человек только и ждал того, чтобы отдать жизнь за Сталина, за Родину. Теркин смотрит на все это проще. Он использует нормальный народный язык, на котором разговаривали все солдаты. В поэме нет единой композиционной основы. Она собрана из отдельных главок. Каждая глава — это законченное произведение.Единство поэме придает общая тематика — жизнь воюющего человека, обычного, земного, но не теряющего веры в себя, в товарищей, в грядущую победу.

    В поэме нет громких фраз, из ряда вон выходящих поступков. Твардовский намеренно снижает героичность и самоотверженность Теркина.

    Поэма писалась для бойцов и о бойцах. В нее вошла и глава, где автор рассказывает читателю о смерти (“Смерть и воин”). Теркин в ней героически переносит приход смерти. Спасает его необыкновенная сила духа и смекалка. Он побеждает смерть.

    Твардовский привел читателя к осознанию величия русского воина.
    70 билет. Литература 60х.Общие тенденции.

    Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.В начале 50-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий, несла важное понимание правды о прошедшей войне – мысль о том, что выиграли её не маршалы и генералы, а простой солдат с его ежедневным негромким героизмом.Вырабатывалась самоцензура, которая сосуществовала наряду с внешним идеологическим контролем. Внутренний цензор подсказывал автору, где можно позволить себе смелость, а где лучше промолчать, какие темы можно поднимать, а какие не стоит.

    Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов – об отношении к сталинскому прошлому, о пересмотре роли личности в государстве.

    Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 50–60х, Владимир Некрасов в повести В окопах Сталинграда, вышедшей в 1946.

    Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии Живые и мертвые (1959–1979).

    В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова Пядь земли (1959) и Мертвые сраму не имут (1961),

    Юрия Бондарева Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959),

    Константина Воробьева Убиты под Москвой (1963).

    Знание фронтовой жизни и опыт выживания в сталинских лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего наиболее последовательной критике сталинско-коммунистический режим.

    Антисталинские настроения пронизывали вышедшие в 1956 роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым и повести Павла Нилина Жестокость, Сергея Антонова Дело было в Пенькове. В романе Дудинцева прослеживается трагический путь изобретателя в условиях интриг и безразличия бюрократической системы.

    В 1960-е многое изменилось даже для революционной драмы. Она стала прибегать к возможностям документализма, что во многом объясняется желанием авторов быть достоверными до самых мелочей. Столкновение различных взглядов на нравственные обязанности личности в обществесоставляет основное движущее начало большинства пьес 1960-х. Обращая содержание произведенийк вопросам морали, личного поведения, драматурги расширили диапазон художественных решений и жанров.

    71. Роман В.П. Аксенова как выражение новой литературы.

    В «советский» период творчества В.Аксенова идейное и художественное содержание его произведений эволюционирует от социалистического реализма к утверждению абсурдности советской действительности, выражаемой с помощью гротеска и фантастики. Писатель начинает использовать принцип литературной игры, заключающийся в пародировании сюжетных схем и типов героев литературы социалистического реализма. Кроме того, он, как уже сформировавшийся «западник», использует компоненты западной массовой культуры, которыми являются типичные сюжеты и образы героев; это следует понимать как форму освоения нового культурного контекста с целью внедрения его в отечественную литературную среду.

    К концу 1960-х годов и до момента эмиграции писателя в 1980-м году определяющим фактором специфики прозы В.Аксенова становится критика тоталитаризма советской государственно-общественной системы.

    Исходными были идеи политического характера - сначала о враждебности для общества сталинизма, а затем - более широкий вывод о губительном воздействии на человека и общество советской власти, которая чаще всего была представлена в его произведениях карательными органами.

    Аксенов начинал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе - со всем, что противостояло выработанным старшим поколением духовным ориентирам. К середине 60-х гг. усиливается философская насыщенность прозы Аксенова, размышляющего о причинах неудачи "оттепели", о неустойчивости психологии человека, именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Обращение к такой личности способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы соединяются в программном для того времени произведении Аксенова романе "Ожог"- наиболее удачной попытке писателя полномасштабно изобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 60-70-х гг. Герои романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении. Гипотетическую ситуацию рассматривает Аксенов в романе - явно обладающем признаками антиутопии -"Остров Крым", где подвергается проверке модная идея о мессианской роли России: идея эта доводится здесь до логического завершения, обнажающего ее чудовищный смысл. Произведения, написанные им в эмиграции (и более всего - "Московская сага"), убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает оставаться в центре его внимания: уехав из России, Аксенов остается писателем истинно русским.
    72 билет. «Лагерная проза» в советской литературе. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие. Одним из первых произведений - «Колымские рассказы» В. Шаламова. Свой творческий путь он начинал как поэт, а в конце 50-х-60-е годы он обратился к прозе. В рассказах воссозданы страшные лагерные ситуации — голода, дистрофии, унижения людей озверелыми уголовниками. Он умел дать яркие зарисовки тех лет, показать образы не только зэков, но и их охранников, начальников лагерей, где ему пришлось сидеть. Но главное в его рассказах — изображение людей, которые в то время сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества, готовность прийти на помощь. Представителем мемуарного направления «лагерной прозы» был А. Жигулин. Повесть Жигулина «Черные камни» — это документально-художественное повествование о деятельности КПМ (Коммунистической партии молодежи), в которую входили тридцать мальчишек, в романтическом порыве объединившиеся для сознательной борьбы с обожествлением Сталина. Она построена как воспоминания автора о своей молодости. С документальной достоверностью писатель пишет о том, как зарождалась организация, как проводилось следствие. Следователи неизменно придавали ответам совсем иную окраску. Например, если автор говорил: «Коммунистическая партия молодежи», — следователь записывал: «Антисоветская организация КПМ». Если говорил: «собрание», — следователь писал «сборище». За игру в организацию, игру полудетскую, но смертельно опасную для обеих сторон (о чем обе стороны знали) — десять лет тюремно-лагерного кошмара. Так функционирует тоталитарная система. Еще одним ярким произведением на эту тему стала повесть «Верный Руслан» Г. Владимова. Это произведение написано по следам и от имени собаки, специально обученной, натасканной на то, чтобы водить под конвоем заключенных, «делать выборку» из той же толпы и настигать за сотни верст рискнувших на побег сумасшедших. Собака - доброе, умное, любящее человека больше, чем сам человек любит своих сородичей и самого себя существо, предназначенное велениями судьбы, условиями рождения и воспитания, выпавшей на долю ему лагерной цивилизации нести обязанности охранника, и если понадобится, палача. Классиком «лагерной прозы» является А. Солженицын. Его произведения на эту тему появились на исходе оттепели, первым из которых была повесть «Один день Ивана Денисовича». Первоначально повесть даже и называлась на лагерном языке: «Щ-854.(Один день зэка)». В небольшом «времени-пространстве» повести сочетаются многие человеческие судьбы. Это прежде всего кавторанг, Иван Денисович и кинорежиссер Цезарь Маркович. Время (один день) как бы вливается в пространство лагеря, в нем писатель сфокусировал все проблемы своего времени, всю сущность лагерной системы. Теме ГУЛАГА он посвятил также свои романы «В круге первом», «Раковый корпус» и большое документально-художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», в котором предложил свою концепцию и периодизацию развернувшегося в стране после революции террора. Эта книга основана не только на личных впечатлениях автора, но и на многочисленных документах и письмах-воспоминаниях самих заключенных.
    73 билет. Роман В.П. Аксенова как выражение новой литературы.

    В «советский» период творчества В.Аксенова идейное и художественное содержание его произведений эволюционирует от социалистического реализма к утверждению абсурдности советской действительности, выражаемой с помощью гротеска и фантастики. Писатель начинает использовать принцип литературной игры, заключающийся в пародировании сюжетных схем и типов героев литературы социалистического реализма. Кроме того, он, как уже сформировавшийся «западник», использует компоненты западной массовой культуры, которыми являются типичные сюжеты и образы героев; это следует понимать как форму освоения нового культурного контекста с целью внедрения его в отечественную литературную среду.

    К концу 1960-х годов и до момента эмиграции писателя в 1980-м году определяющим фактором специфики прозы В.Аксенова становится критика тоталитаризма советской государственно-общественной системы.

    Исходными были идеи политического характера - сначала о враждебности для общества сталинизма, а затем - более широкий вывод о губительном воздействии на человека и общество советской власти, которая чаще всего была представлена в его произведениях карательными органами.

    Аксенов начинал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе - со всем, что противостояло выработанным старшим поколением духовным ориентирам. К середине 60-х гг. усиливается философская насыщенность прозы Аксенова, размышляющего о причинах неудачи "оттепели", о неустойчивости психологии человека, именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Обращение к такой личности способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы соединяются в программном для того времени произведении Аксенова романе "Ожог"- наиболее удачной попытке писателя полномасштабно изобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 60-70-х гг. Герои романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении. Гипотетическую ситуацию рассматривает Аксенов в романе - явно обладающем признаками антиутопии -"Остров Крым", где подвергается проверке модная идея о мессианской роли России: идея эта доводится здесь до логического завершения, обнажающего ее чудовищный смысл. Произведения, написанные им в эмиграции (и более всего - "Московская сага"), убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает оставаться в центре его внимания: уехав из России, Аксенов остается писателем истинно русским.

    74 билет .«Колымские рассказы» Варлаама Шаламова

    «Колымские рассказы» — первый сборник рассказов писателя, в котором отражена жизнь заключённых ГУЛага, создавался с 1954 по 1962 г. Является художественным осмыслением всего увиденного и пережитого Шаламовым за 17 лет проведённых им в заключении c 1929 г. по 1931 г. и Колыме (1937—1951).

    Шаламовутвердил новый жанр - документальное свидетельство. Результат — «Колымские рассказы» — не выдумка, не отсев чего-то случайного.Не документальная проза, а проза, пережитая как документ.В «Колымских рассказах» нет ничего от реализма, романтизма, модернизма. «Колымские рассказы» — вне искусства, и всё же они обладают художественной и документальной силой одновременно.

    «Колымские рассказы» посвящены той жизни, которую пришлось пережить невероятному количеству людей, прошедшихсталинские лагеря.Шаламов поднимает основной нравственный вопрос той эпохи, раскрывает ключевую проблему того времени – противостояние личности человека и тоталитарного государства.Делает это Шаламов через изображение жизни людей, сосланных в лагеря. Шаламов делает акцент на том, в кого вынужден превращаться человек впоследствии лагерей. Особенно ярко выделена это тема в рассказе «Сухим пайком».Он показывает насколько воля и гнет государства подавляет личностное начало в человеке, насколько растворят его душу в злостной государственной машине.

    Критики выделяюткомпозицию всей книги, которая состоит из 33 рассказов - они расположены не в хронологическом порядке, но этот порядок позволяет увидеть жизнь людей в лагерях полноценно, ощутить её, как единый организм.

    Художественные приемы: Шаламов использует лаконизм в описании кошмара, которые люди переживают в подобныхусловиях. Рассказ «Надгробное слово» пропитан невыносимой горечью и безысходностью, а рассказ «Шерри-бренди» показывает насколько человек выше обстоятельств и чтолюбая жизнь наполнена смыслом и истиной. А рассказ «По снегу» и вовсе посвящен писательской деятельности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта