Главная страница

1. Этапы становления и развития отечественной лингводидактики


Скачать 4.1 Mb.
Название1. Этапы становления и развития отечественной лингводидактики
Дата02.05.2023
Размер4.1 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_Po_Metodike_1.docx
ТипДокументы
#1102803
страница8 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

14.Аксиологический подход к обучению иностранного языка


Аксиологический подход применительно к предмету «Иностранный язык» представляет собой педагогическую и методическую стратегию, направленную на формирование и развитие ценностных ориентаций обучающихся, их нравственный и духовный рост и становление системы общечеловеческих ценностей.

В процессе обучения иностранному языку на основе аксиологического подхода осуществляется целенаправленное формирование и последовательное развитие социокультурной компетенции, которая является «неотъемлемым компонентом иноязычной коммуникативной компетенции» и определяется как способность и готовность оперировать системой социокультурных знаний, умений, навыков и способностей при осуществлении диалога культур.

На всех уровнях непрерывного образования ценность лингвистического образования (как личностная, так и общественная) определяется тем, что оно составляет основу общего, профильного и профессионального образования и развития личности. В современных условиях изменяются функции изучения иностранных языков – инструмент коммуникации и средство общения он становится также и средством образования и самообразования, инструментом познания и социализации, средством, обеспечивающим креативную деятельность и жизнедеятельность выпускников образовательных учреждений. В связи с этим в ФГОС последнего поколения особый акцент сделан на предпрофильной и профильной подготовке на уровне средней и старшей школы и профессиональной ориентации изучения иностранного языка в вузе, включая его использование в целях учебной / академической деятельности.

аксиологический аспект лингвистического образования определяет приоритетные ценности и целевые ориентиры непрерывного лингвистического образования в целом и в разных звеньях системы, как социальные, так и личностные.

С точки зрения социальных ценностей следует подчеркнуть роль изучения иностранного языка, расширения поля изучаемых языков и формирование полиязычной и поликультурной личности на разных уровнях системы образования как фактора устойчивого развития общества.

Личностная ценность лингвистического образования определяется мотивированным отношением человека к изучению языков и культур в различных целях социальной деятельности, к уровню и качеству овладения ими.

  • Аксиологический подход в области лингвистического образования реализуется на всех уровнях образовательной системы: целеполагания, содержания, организации, средств и технологий, оценки качества.

На уровне целеполагания это прогностическое моделирование «профиля выпускника» с учетом системообразующих ценностно-целевых ориентиров и их преемственности на последовательных уровнях системы.

На уровне содержания образования, организации и технологий — создание условий для максимальной самореализации и самоопределения личности, самопознания собственных способностей, желаний, интересов, реальных возможностей, прежде всего за счет включения в виды конструктивной творческой деятельности и свободы выбора индивидуальной образовательной траектории. Безусловно, это предполагает и оценку качества образования с позиции реализации обучающегося в социально и личностно значимой деятельности и с учетом потенциала его дальнейшего развития.

Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Он позволяет изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей и решать задачи гуманизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения, использования учений прошлого, возможности духовного открытия в настоящем и будущем, необходимости взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;

экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Ценности сами по себе, по крайней мере основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т. п., привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку временем на протяжении всей истории человечества. В условиях демократических преобразований российского общества речь должна идти только об их переосмыслении и переоценке.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека – значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

* Таким образом, основу лингводидактической концепции лингвистического образования можно обобщить в следующих ключевых положениях.

1. В современных условиях расширения поля межкультурной коммуникации лингвистическое образование является важным средством устойчивого развития личности, социализации, интеллектуального, культурного и профессионального роста человека и устойчивого развития общества.

2. Межкультурная парадигма лингвистического образования, основанная на понимании социальной и когнитивной природы языка как средства межкультурной коммуникации, ориентирована на многоязычную и поликультурную личность и формирование у обучающегося многоязычной и поликультурной коммуникативной компетенции разных уровней на преемственных этапах системы непрерывного лингвистического образования.

3. Содержание лингвистического образования отражает социолингвокогнитивное содержание вторичной языковой личности в единстве и взаимосвязи его компонентов (потребностно-мотивационного, когнитивно-тезаурусного, вербально-семантического), что определяет социокогнитивный подход к построению целостной лингводидактической модели обучения иностранному языку и культуре в русле межкультурной парадигмы.

4. Реализация социокогнитивного подхода к обучению иностранному языку и культуре, как условие формирования вторичной языковой личности, в рамках методической системы предполагает моделирование аутентичного содержания сопряженных контекстов использования изучаемого языка — социального, культурного и когнитивно-личностного в иноязычной текстовой деятельности.

5. Условием устойчивого развития вторичной языковой личности и способности к непрерывному изучению языков и культур является целенаправленное формирование когнитивной деятельности «освоение иностранного языка и культуры», в основе которой взаимосвязанные лингвокогнитивные механизмы овладения и изучения языка и культуры.

Сказанное имеет самое прямое отношение и к иноязычному образованию как составной части отечественного образования в целом. Более того, в лингвообразовании в настоящее время развивается аксиологический подход, в рамках которого личность обучающегося рассматривается как наивысшая ценность образовательного процесса по иностранному языку. Этот подход, как уже подчеркивалось, выстраивается в структуре антропоцентрической парадигмы, в соответствии с которой этот процесс связан не только с “присвоением” учащимся определенной совокупности знаний, навыков и умений, но и с изменением его (учащегося) ценностей, мотивов, отношений, личностных позиций. Именно в этом смысле обучение предмету сопрягается с такими категориями, как «личность обучающегося» и ее «эмоционально-оценочный опыт».

Таким образом, ценности иноязычного образования – это социальный феномен, проявляющий себя в диалектическом субъект-объектном отношении и представляющий собой связующее звено между личностью обучающегося, ее внутренним миром и средой лингвообразования.

Социальная сущность этого феномена проявляется в том, что лингвообразовательные ценностные отношения всегда формируются и трансформируются в ходе исторического развития общества, они связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни: в широком социальном контексте и в недрах собственно межкультурного образования.

В заключение необходимо отметить следующее. Аксиологические аспекты теории обучения иностранным языкам относятся сегодня к разряду наиболее актуальных. Без преувеличения можно сказать, что они находятся в центре современной антропологической научной парадигмы, усиливая «человеческий фактор» образования в области иностранных языков. В связи с этим особую перспективность имеют проблемы, связанные с обоснованием идеалов, норм, целей этого образования, методологии его ценностного осмысления, его влияния на формирование человека как личности.




1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта