Главная страница

контрольные вопросы. Экзаменационный билет. 1. Философия как интегральная форма научных знаний


Скачать 1.15 Mb.
Название1. Философия как интегральная форма научных знаний
Анкорконтрольные вопросы
Дата09.06.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭкзаменационный билет.doc
ТипДокументы
#582217
страница2 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Экзаменационный билет № 2



1. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

В научном познании как особого вида духовной деятельности принципиальное значение имеет определение объекта научного познания, ибо без определения объекта познания научное знание утрачивает своё конкретное содержание. Традиционно под объектом понимается всё то, что, во-первых, противостоит познающему субъекту, во- вторых, всё то, что существует независимо от познающего субъекта [Чистов, 2014, с. 6].

В естественных науках под объектом научного познания понимается любой фрагмент природной реальности, на который направлены познавательные способности познающего субъекта. В социально-гуманитарных науках под объектом познания понимается бытие человека и общества, постижение их сущности, развития, функционирования и самореализации. Специфической особенностью объекта познания в социально-гуманитарных науках является то обстоятельство, что объект познания является результатом деятельности людей, которые приобретают событийный характер.

Призванием субъекта познания становится выявление подлинных причин и характера событий, которые происходят с человеком и обществом (социумом) в реальной действительности, на самом деле. Это и значит достигнуть истинного знания, что является целью социально-гуманитарных наук. Субъект познания является одновременно и объектом познания, в чём и состоит одна из особенностей социально-гуманитарного познания.

В сферу объекта в социально-гуманитарном познании входят и различные социально культурные процессы, протекающие в социуме, которые, так или иначе, влияют на бытие конкретных индивидов и социума в целом, принципов его функционирования. Предметом социальных наук становятся законы функционирования конкретных обществ в многообразии его сфер и их взаимосвязи, а также выявление специфических законов становления и развития конкретных социумов в их конкретной многомерности [Чистов, 2014, с. 7].

В сфере гуманитарного знания объектом познания является человек не только как индивид, как социально духовное существо, но и как уникальная, неповторимая индивидуальность и личность, как абсолютная ценность, утверждающая себя в социуме и реализующая себя в нём. Поскольку человек является не только многомерной, но и целостной реальностью, поэтому формируется комплекс гуманитарных дисциплин, решающих эту познавательную проблему. В сфере социально- гуманитарного познания объектом познания становится конкретное общество, социум, с присущими ему особыми социальными, духовными, культурными отношениями и законами функционирования, который и становится непосредственной сферой реализации человеком своей природной, социальной, духовной, творческой неповторимости. Для решения этой задачи также формируется комплекс научных социальных дисциплин.

Философским аспектом социально-гуманитарного познания выступает определение предмета познавательной деятельности. В гуманитарном познании таким предметом познания выступает человек с присущими ему потребностями, интересами и побудительными мотивами его деятельности, которые так или иначе связаны с ценностями и ценностными ориентациями, которые исповедует конкретный индивид и посредством которых он реализует и утверждает свою уникальность.

В сфере гуманитарного познания предметом познания выступает выявление законов проявления человека как уникальности, что является чрезвычайно трудной задачей. Определение предмета познания в социально-гуманитарных науках приобретает принципиальное значение, поскольку от этого зависит состояние и утверждение его статуса и его суверенности.

Важной предметной областью социально-гуманитарного познания являются отношения и связи между человеком и обществом (социумом), поскольку нельзя представить бытие человека вне конкретного общества, также и функционирование социума без человека. Отношения между человеком и обществом носят всегда сложный и противоречивый характер. Эти противоречия связаны с тем, что человек в реальной повседневной жизни с одной стороны стремится сохранить и реализовать свою уникальность, прожить собственную жизнь и в тоже время он вынужден социализироваться, сформировать такие личностные, социально значимые качества, которые становятся востребованными в конкретном социуме. Поэтому востребованность человека, конкретного индивида как уникальной, неповторимой личности является всегда актуальной проблемой как для экзистенции человека, так и для функционирования конкретного социума, его качества, его гуманистичности [Чистов, 2014, с 8].

Эта противоречивость носит экзистенциальный характер, связанный с конкретной ситуацией наличия в социуме благоприятных условий для проявления и утверждения человеком своей уникальности. В тоже время социум стремится «навязать» индивиду такие стандарты, нормы, эталоны, модели поведения, которые способствуют стабилизации социума как целостной, устойчивой системы. Здесь и возникает проблема свободы бытия человека как уникальной, неповторимой личности и в тоже время как социально ответственного существа. Свобода человека является необходимым условием его экзистенции. Она проистекает из глубинной, внутренней, эгоистической природы человека, его потребности реализовать данную ему жизнь и сохранить свою жизнь во всей своей уникальной неповторимости без какой либо внешней регламентации, на что в своё время указывал Ф. Ницше.

Особой предметной областью познания в социально-гуманитарных науках становится выявление мотивов деятельности людей, позволяющие человеку проявляться как активной личности. Мотив является внутренним побуждением конкретного индивида к самореализации своей жизни, своих потребностей и интересов, который в действительности также реализуется посредством свободы выбора деятельности. Мотив к деятельности несомненно является также социально- культурным явлением, сложным по своей структуре. Поэтому выявление состояний мотивов в деятельности людей в конкретном социуме приобретает особое содержательное значение для характеристики конкретного общества. Какие мотивы в том или ином конкретном социуме доминируют в данный исторический момент его функционирования и развития позволяют выявить характер самого социума, его состояния и перспективы. Необходимо подчеркнуть, что фундаментальным основанием внутреннего мотива деятельности человека является реализация своей жизни, поскольку она ему дана. Можно сказать, что этот мотив изначально носит инстинктивный, бессознательный характер. Но поскольку, человек реализует свою жизнь, лишь становясь социальным, общественным существом, вынужденным вступать в отношения с другими людьми, он сталкивается с необходимостью считаться с наличными мотивами других индивидов [Чистов, 2014,с. 9].

Особой предметной областью социально-гуманитарного познания являются отношения между личностью и обществом, приобретающие объективно необходимый характер как для конкретной личности, так и для общества, поскольку в действительности любой индивид нуждается в социуме как сфере его бытия, в которой он на деле, а не воображении утверждает и свою уникальность, свою многомерность и целостность. Так же и общество нельзя представить без человека. Поэтому общество, чтобы быть богатой реальностью нуждается в наличии многообразия индивидуальностей. Для выявления полноты атмосферы диалектики отношений между личностью и конкретным обществом как многомерной системой необходимым становится для решения этой познавательной задачи привлечение целого комплекса отдельных дисциплин социально-гуманитарных наук. Используя при этом принцип их взаимодополнения и взаимодействия.
2. Младограмматический этап в развитии языкознания.

Младограмматизм – направление в европейском языкознании, возникшее в Германии в 70‑х гг. 19 в. В Германии предста­ви­те­лями младо­грам­ма­тиз­ма были А. Лескин, Г. Остхоф, К. Бругман, Б. Дельбрюк, Г. Пауль (лейпциг­ская школа), А. Фик, А. Бецценбергер, Г. Коллиц, Ф. Бехтель (геттингенская школа), И. Шмидт, В. Шульце (берлинская школа), в скандинав­ских странах — С. Бугге, К. Вернер. Термин «младо­грам­ма­тизм» был впервые употреблён Ф. Царнке в применении к лейпцигской школе.

Младограмматизм стало ведущим направлением в мировой лингвистике в конце 19 в. В представлении младограмматиков языкознание – это историческая наука о сравнении родственных языков. Они специализировались на сравнительно-историческом изучении индо-европейских языков. Они отказались от обобщений, не опирающихся на факты. Поэтому отказались от изучения происхождения языка, общих закономерностей языкового строя. Единственно научной классификацией языков признавали генетическую.

Теоретическим стержнем младограмматизма является воззрение на язык как на индиви­ду­аль­но-психо­ло­ги­че­ское явление: понятия, выража­е­мые языком, возникают «в недрах души индивида» и «нигде больше» (Пауль). Общение с помощью языка возможно только потому, что психическая жизнь людей одинакова и звуки языка говорящего вызывают в душе слушателя один и тот же для обоих комплекс представлений. Поэтому язык является не природным, а общественным установлением и наука о языке принадлежит к кругу культуроведческих наук, базой которых является психология индивида. Однако конкретный круг внутренних законо­мер­но­стей, определяющих функцио­ни­ро­ва­ние и измен­чи­вость языка (его звуков и форм) был сведён младо­грам­ма­тиз­мом лишь к двум постоянным процес­сам — регулярным звуковым изменениям и изме­не­ни­ям по аналогии.

Отличительной чертой младограмматизма был историзм, который рассматривался как основа методо­ло­гии науки о языке. Однако и в сравнительно-исторических исследованиях, и в описаниях развития конкретных языков историзм сторонников младо­грам­ма­тиз­ма ограничивался обычно констата­ци­ей фонетических и морфологических изменений.

В практике исследовательской работы младограмматизм достиг больших результатов и оказал значи­тель­ное влияние на дальнейшее развитие науки. В результате постоянного интереса к живому произно­ше­нию и к изучению физиологии и акустики звуков речи младо­грам­ма­тизм выделил фонетику как самостоятельный раздел языкознания. Фоне­ти­че­ское осмысление орфографии памятников древней письмен­но­сти помогло преодолеть фетишизм письма и выявить реальное звуковое значение букв. Большой вклад младо­грам­ма­тизм внёс также в грамматику, выделив наряду с флексией ряд других морфологических явлений, которые определили историю развития строя индоевропейских языков. Младо­грам­ма­тизм уточнил также понятие корня, показав, что его структура исторически менялась. Установив строгие фонетические соответствия между индо­евро­пей­ски­ми языками, младо­грам­ма­тизм поднял этимологию и сравнительно-историческую грамматику индоевропейских языков до уровня точной науки. Лингви­сти­че­ские реконструкции стали достоверными, и наука получила ясное представ­ле­ние о звуковом составе и морфологической структуре индо­евро­пей­ско­го праязыка, а также о законо­мер­но­стях изменений языков в историческую эпоху.

К началу 20 в. обнаружились слабые стороны младограмматизма: несостоятельность субъективно-психо­ло­ги­че­ско­го понимания природы языка и недооценка изучения его связей с обществом, поверх­ност­ный характер историзма, ограничивающегося констатацией изменения звуков и форм без учёта реаль­ных общественных условий, в которых эти изменения происходили, неумение выявить общую направленность процессов развития языка. С течением времени всё более становился неприемлемым также так называемый атомизм младо­грам­ма­тиз­ма, т. е. изучение отдельных явления языка незави­си­мо от других, вне истории других явлений, без учёта его системных связей в структуре языка. С крити­кой младо­грам­ма­тиз­ма с разных позиций выступали А. Мейе и другие представители социологического направления, Г. Шухардт, И. А. Бодуэн де Куртенэ и другие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Краткая история языкознания. – StudFiles : файловый архив студентов. – URL: https://studfile.net/preview/3543760/ (дата обращения: 10.12.2021).

2. Чистов, А. Философские проблемы социально – гуманитарных наук. Учебное пособие для аспирантов и соискателей / Г.А. Чистов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 27 с.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта