Главная страница
Навигация по странице:

  • Синкретический характер философии, сочетание несовместимых взглядов с целью выработки обобщенной системы знаний о мире.

  • Объект и предмет философского познания, основные проблемы и разделы философии.

  • Философия и становление социально-гуманитарных наук, специфика философского и социально-гуманитарного мышления.

  • Философия и наука, философское и научное знание.

  • Китайская лингвистическая традиция.

  • Основные направления структурализма, функционализм.

  • контрольные вопросы. Экзаменационный билет. 1. Философия как интегральная форма научных знаний


    Скачать 1.15 Mb.
    Название1. Философия как интегральная форма научных знаний
    Анкорконтрольные вопросы
    Дата09.06.2022
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭкзаменационный билет.doc
    ТипДокументы
    #582217
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Экзаменационный билет № 1



    1. Философия как интегральная форма научных знаний.

    Возникновение философии, восприятие философии как знаний об обществе, культуре, истории и человеке до 18 в.

    Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века [Фролов, 2003]. Учёные склоняются к мысли, что только в Древней Греции были специфические условия, которые способствовали появлению философии [Хаврак, с. 29].

    Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в самом начале III тысячелетия [Фролов, 2003].

    Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до н.э. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению [Мукин, 2017, с. 4]. Формируется особый подход к миропониманию суть которого – ничего не принимай на веру, думай сам, все подвергай сомнению [Хаврак, с. 29].

    Синкретический характер философии, сочетание несовместимых взглядов с целью выработки обобщенной системы знаний о мире. Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой. В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Хотя понятно, что на первых порах она еще очень тесно и непосредственно связана с мифом. Да это и не может быть иначе, поскольку сама философия зарождается в лоне мифологии и ее образы и язык во многом почерпнуты из мифологии [Мукин, 2017, с. 4].

    Объект и предмет философского познания, основные проблемы и разделы философии.

    Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство [Предмет, структура и цели философии].

    Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

    • Онтология – учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).

    – Гносеология – учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.

    • Аксиология – учение о ценностях.

    • Философская антропология – учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.

    • Логика – учение о законах и формах человеческого мышления.

    • Этика – учение о законах и принципах морали.

    • Эстетика – учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.

    Назначение философииформирование теоретически обогащенных умов, способных к творческому «прочтению» природной и социальной действительности, к постановке и анализу смысложизненных вопросов, к поиску самостоятельного ответа на важнейшие проблемы человеческого бытия. По сути дела философия есть знание, направленное на сохранение в себе человеческого начала, а не знание ради господства. Она формирует идеалы, служащие критериями разграничения добра и зла, прекрасного и безобразного, истинного и ложного. Такое знание обеспечивает дисциплину духа и самостоятельность личности [Ванян, 2020, с. 3].

    Философия и становление социально-гуманитарных наук, специфика философского и социально-гуманитарного мышления.

    Поскольку в социально-гуманитарном познании главной проблемой становится человек в непосредственном проявлении, который сам творит, реализует себя как уникальное, неповторимое существо и сам же творит условия своего бытия, свою жизнь, совместные условия жизни с другими людьми (социум), методологическим принципом для всего комплекса социально-гуманитарных наук выступает философская антропология, которая утверждает, что сам человек «формирует своё бытие, его типологию и сущностные формы». [Крянева, 2012, с.263, цит. по: Чистов, 2014, с. 14].

    Философия и наука, философское и научное знание.

    Уже на ранних стадиях существования философии дифференцировались отдельные области философского знания, связанные с рассмотрением природы бытия, познания, нравственности и другие [Философия]. С развитием философии эти стороны становятся относительно обособленными её компонентами, находящимися между собой в определённых взаимоотношениях, которые в значительной мере определяют характер различных философских систем на разных этапах их истории. Достаточно чёткая дифференциация компонентов философии и осознание этой дифференциации как неотъемлемого принципа построения философских систем возникают в философии Нового времени. Именно здесь складывается ставшее каноническим разделение философии на учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о душе (психология), учение о нравственности (этика), учение о прекрасном (эстетика), учение о мышлении (логика). Хотя само это разделение в дальнейшей истории философии подвергается модификациям и критике с различных позиций, в целом оно сохраняется и закрепляется всем последующим развитием.
    2. История языкознания как смена научных парадигм. Логическая парадигма (Античность, Средневековье, Новое время).

    Логическое направление – совокупность различных лингвистических течений и концепций, которые изучают язык в его отношении к мышлению и знанию. Ориентиром служили школы в логике и философии [Быконя, 2008, с. 22].

    Первой по времени высокоразвитой лингвистической традицией стала индийская (начала складывается в первой половине I тысячелетия до н.э.). Первым великим лингвистом Индии считается Яска, создатель первой в мире классификации частей речи. Другим достижением индийской традиции является грамматика Панини, представляющая собой описание фонетики, морфологии и синтаксиса санскрита [Краткая история…].

    Китайская лингвистическая традиция. Изучались иероглифы и составлялись иероглифические словари. Первым классиком китайского языкознания стал Сю Шень, который предложил классификацию иероглифов. Китайская традиция отмечена также интересом к описанию фонетики.

    В 5 веке до н.э. в Древней Греции сложилась античная европейская традиция. Развивалась в рамках философии. Древний этап языкознания характеризуется господством логического направления. Анализ языка – лишь подсобное средство логики. Язык рассматривался как средство формирования и выражения мысли.

    Средневековые лингвистические традиции

    Арабская. Первые арабские грамматики появились в 8 веке. Классиком арабской лингвистической традиции стал Сибавейхи. В его грамматике описаны фонетика, морфология и синтаксис классического арабского языка.

    Основой мировой лингвистики стала именно европейская традиция.

    В 13-14 вв. европейскими учеными писались философские грамматики с целью объяснения явлений языка.

    С 15-16 вв. единая европейская традиция, основанная на латыни, начинает дробиться на национальные варианты, что приводит к появлению идеи о множественности языков. Появляются сопоставительные исследования языков, ставится вопрос об общих свойствах языка вообще.

    В 17 в. появляется грамматика Пор-Рояля. Её авторы исходили из существования общей логической основы языков. Они написали свою универсальную грамматику, применимую к разным языкам: латынь, французский, испанский, итальянский, древнегреческий и древнееврейский, изредка идет речь и о германских языках.

    В 18 веке складывается идея об историческом развитии языков, которая в 19 веке привела к формированию строго научного лингвистического метода – сравнительно-исторического. Именно с этого момента европейская лингвистическая традиция окончательно превращается в науку о языке.

    Далее в истории языкознания можно выделить следующие основные школы и направления:

    Создание типологии языков, которая основана на выявлении специфических и универсальных особенностей в строении языка. В. фон Гумбольдт считается основоположником лингвистической типологии. В работах В. фон Гумбольдта и братьев Шлегелей появляются первые типологические классификации языков.

    Психологическое направление (19 в.). Основатель психологического направления – Штейнталь. Язык рассматривается как деятельность индивида и отражение психологии народа.

    Младограмматизм стало ведущим направлением в мировой лингвистике в конце 19 в. В представлении младограмматиков языкознание – это историческая наука о сравнении родственных языков. Они специализировались на сравнительно-историческом изучении индо-европейских языков. Они отказались от обобщений, не опирающихся на факты. Поэтому отказались от изучения происхождения языка, общих закономерностей языкового строя. Единственно научной классификацией языков признавали генетическую.

    XIX век связан с самой значительной в истории науки о языке революции – становлением структурного подхода к изучению языка. Второе столетие в истории лингвистики – это вполне органично вычленяющийся период в её развитии. По всеобщему мнению, с середины 70-х годов процесс преобразований в науке о языке обрёл некую новую динамику, описываемую как выход за пределы предложения, формирование «прагматической парадигмы», «когнитивная революция» и т.п.

    Два этапа в развитии лингвистики XX века обусловили связи с другими науками. Для первой половины века главным процессом была разработка научного языка лингвистики. К концу века на первый план выходит проблема связей лингвистики с другими науками, поскольку в отличие от вопроса «Как устроен язык?» вопрос «Как функционирует язык?» не может быть решён средствами только одной лингвистики.

    Мнения о господстве новой лингвистической парадигмы языкознания конца XX – начала XXI века разделились. В большинстве аналитических работ этого периода подчеркивается идея смены парадигм и становления новой парадигмы языкознания. С.Г. Воркачев, в частности, отмечает: «…уже с конца прошлого века в рамках изменения научной парадигмы гуманитарного знания маятник начинает двигаться в обратную сторону, и на место системно-структурной и статической парадигме приходит парадигма антропоцентрическая, функциональная, когнитивная и динамическая, возвратившая человеку статус «меры всех вещей» и вернувшая его в центр мироздания».

    Одной из наиболее эффективных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней трети XX века является когнитивная лингвистика, иногда называемая также когнитивной грамматикой. Когнитивное направление возникло в Америке в 70-х – 80-х годах XX века и вскоре получило положительные отклики во многих странах и, в частности, в России. Когнитивизм – взгляд, согласно которому человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека должно описываться и объясняться в терминах внутренних состояний человека.

    Представителями российской школы когнитологии являются Е.С. Кубрякова, Н.А. Болдырев, И.А. Стернин и другие. Е.С. Кубрякова к ряду основных относит проблемы, связанные с получением, обработкой, хранением, извлечением и оперированием знаниями, относящимися к их накоплению и систематизации, к тому, что характеризует использование знания в поведении человека, мышлении и процессах коммуникации. Она особо подчеркивает роль языка в познавательных процессах.

    В последние десятилетия XX века получило развитие лингвокультурологическое направление. Обращение к проблеме национально-культурной специфики картин мира и подходам к её исследованию подчёркивает осознание необходимости изучения «культурной» семантики языковых знаков. Представители лингвокультурологического направления – А. Вежбицкая, Н.Д. Арутюнова, Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, Л.О. Чернейко, С.Г. Воркачев ставят перед собой задачу целостного, системного представления единиц языка и культуры в их корреляции и взаимодействии. В общем плане лингвокультурология определяется как «комплексная научная дисциплина, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании».

    Основные направления структурализма, функционализм. Далее в недрах структурализма складывается новое направление – функциональная лингвистика (пражский лингвистический кружок и Московская фонологическая школа). Язык понимается как функциональная система средств выражения, служащих определенной цели. Любое языковое явление рассматривается с точки зрения той функции, которую оно выполняет.

    В рамках структурализма выделяется его течение – дескриптивная лингвистика – направление, господствующее в американском языкознании в 30-х-50х гг.20 века. Основоположником считается Леонард Блумфилд. Внимание сконцентрировано на изучение речи, т.к. язык рассматривается как форма поведения человека. Основной объект исследования – речевой отрезок, в котором выделяются элементы и описывается их расположение относительно друг друга.
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    1. Быконя, В.В. Конспект лекций по истории языкознания. Учебное пособие. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 66 с. – URL: http://www.tspu.edu.ru/oldfiles/fia/files/file/pip/isoriya_yasikoznaniya.pdf (дата обращения: 17.05.2022).

    2. Ванян, Н. В. Основы философии : методические указания для практических занятий / Н. В. Ванян. – Пятигорск, 2020. – 15 с. – URL: https://www.ncfu.ru/NCFU_PYATIGORSK/.doc/obrazovanie/OP/2020/SPO/08.02.01/MD/PD/Metod_Osnovy-filosofii_PZ_08.02.01_2020.pdf (дата обращения: 17.0.2022).

    3. Мукин, В. А. История философии : учебное пособие для студентов медицинских специальностей / В. А. Мукин, Л.Ю. Соколова, О.Ю. Ефремов. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 160 с.

    4. Краткая история языкознания. – StudFiles : файловый архив студентов. – URL: https://studfile.net/preview/3543760/ (дата обращения: 10.12.2021).

    5. Предмет, структура и цели философии. – Grandars.ru : справочно-информафционный портал. – URL: https://www.grandars.ru/college/filosofiya/predmet-filosofii.html (дата обращения: 17.05.2022).

    6. Фролов, И. Т. Введение в философию : Учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. – 623 с.

    7. Хаврак, А. П. Философия (конспекты лекций) : учебное пособие / А. П. Хаврак. – М., 2005. – 391 с.

    8. Чистов, А. Философские проблемы социально – гуманитарных наук. Учебное пособие для аспирантов и соискателей / Г.А. Чистов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 27 с.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта