Главная страница

контрольные вопросы. Экзаменационный билет. 1. Философия как интегральная форма научных знаний


Скачать 1.15 Mb.
Название1. Философия как интегральная форма научных знаний
Анкорконтрольные вопросы
Дата09.06.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭкзаменационный билет.doc
ТипДокументы
#582217
страница9 из 19
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

Экзаменационный билет № 9



1. Этапы научно-исследовательской работы. Подготовительный этап, его специфика.

Процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов [Бубенчиков, 2019]:

выбор направления исследований;

– определение оптимального направления исследований (проводится на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам. Необходимо отметить, что в ходе более глубокого ознакомления с состоянием исследований по проблеме часто корректируются и окончательно формулируются тема и цели исследования. Параллельно с этим формируются задачи исследования, а именно вопросы, которые требуют получения ответов для достижения цели исследования. В большинстве случаев ставятся следующие задачи: 1) определение сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления и на его основе объяснение, характеристика; 2) исследование главных путей (методов, средств) решения проблемы);

‒ теоретические и экспериментальные исследования – проводятся с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов исследований, необходимых для решения поставленных перед НИР задач;

‒ обобщение и оценка результатов исследований – оценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научнотехническим уровнем (в том числе оценка возможности создания конкурентоспособной продукции и услуг) [Бубенчиков, 2019].

Важнейшей чертой научного познания является его деятельностный характер [Махова, 2013]. И для научной деятельности характерны черты, присущие как деятельности вообще, так и познавательной деятельности, в частности. Структура научной познавательной деятельности (научного исследования) такова:

– субъект научного исследования;

– объект научного исследования;

– средства научного исследования.

Субъект научного исследования можно анализировать в трёх аспектах:

  1. субъект – это учёные;

  2. субъект – это научные сообщества;

  3. субъект – это общество в целом.

Научное сообщество – объединение группы специалистов в конкретной области знания, изучающих определенную научную проблему. Учёные, вступая в научное сообщество, разделяют его ценностные принципы, основополагающие идеи, общие критерии оценки результатов исследований. Научные сообщества выполняют исследовательскую и образовательную функции [Махова, 2013].

Глубоко продуманный и отработанный во всех составных частях подготовительный этап обеспечивает высокую ценность информации, которая будет получена в результате исследования. На этом этапе уточняется тема, составляется программа исследования, определяется выборка, разрабатывается инструментарий, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим оснащением исследования.

Для того, чтобы правильно провести исследование, необходимо разработать программу, в которой должна быть изложена общая концепция исследования. Программа включает следующие этапы [Научные исследования]:

– определение проблемы. Непосредственным поводом к проведению практически ориентированного исследования служит реально возникшее противоречие в развитии социального организма (в нашем случае – библиотеки). Описание проблемной ситуации может выглядеть, например, как определение противоречий в развитии библиотеки; противоречий в требованиях, которые предъявляются к библиотеке со стороны пользователей и реальными возможностями библиотеки; противоречий между функциями библиотек в понимании библиотекарей и современными потребностями общества. Определить научную проблему исследования – не всегда простая задача. Очень важно обдуманно подходить к формулировке темы исследования, чтобы заявленная тема действительно отражала существующую проблему.

– выявление объекта исследования. Объект – это та область социальной действительности, которая содержит определенные социальные противоречия (т.е. является носителем проблемной ситуации) и на которую направлен процесс познания. Иными словами, то, на что направлено исследование.

– выявление предмета исследования. Предмет – это свойства, стороны, особенности объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

– обозначение цели исследования. Цель исследования должна ориентировать на конечный результат исследования.

– определение задач. Задачи исследования – необходимые средства реализации поставленной цели. Невозможно в одном исследовании решить далеко разнесенные задачи. Они должны конкретизировать цель исследования, задавать рамки.

– выдвижение гипотез. Гипотеза – научное предположение о состоянии объекта, о структуре связей между составляющими его элементами. Если цель исследования – это вопрос, то гипотеза – предполагаемый ответ на этот вопрос. В процессе исследования гипотеза может подтвердиться, а может опровергнуться. Главные требования к гипотезе – научная обоснованность,соответствие ранее установленным фактам, принципиальная проверяемость.

– интерпретация понятий. Интерпретация понятий – процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.

В социологических исследованиях на подготовительном этапе определяется также выборка исследования.

После того, как разработана программа, определена выборка исследования (если необходимо), следует приступить к разработке инструментария исследования, соответствующего выбранному методу сбора информации [Научные исследования].

2. Основы лингвориторической интерпретации литературного произведения. Теория литературной личности.

Лингвориторическая парадигма является системой научных координат, позволяющей осуществлять на новом уровне социокультурно значимую рече-мыслительную деятельность и предложить современную концепцию интеграции языкового и речевого образования [Бушев, 2014].

Лингвориторическая модель литературного произведения представляет собой комплексную исследовательскую программу поэтики и герменевтики, пропущенных сквозь призму лингвориторики. Иными словами, этот то, как текст, созданный языковой личностью (ЯЛ) автора, воспринимается языковой личностью читателя, интерпретация которого с разной степенью вероятности программируется авторским замыслом.

Художественный текст есть овеществленный процесс мыслеречевой деятельности автора как сильной ЯЛ, ритора, вдохновленного мощным художественно-этическим порывом [Ворожбитова, 2018]. Этот процесс объективно проходит универсальные этапы идеоречевого цикла «от мысли к слову» – инвенцию (нахождение, изобретение мысли), диспозицию (расположение), элокуцию (языковое выражение), обрамляемые ориентировочным и контрольно-рефлексивным этапами. Соответственно, в художественном тексте застывают, как в кусочке янтаря, экспликаторы пересечений уровней ЯЛ автора, этапов идеоречевого цикла, стихий Этоса, Логоса, Пафоса и Софийного синтеза. При рецепции читателя в сложное взаимодействие вступают два встречных процесса: свернуто-конденсированная «имитация» авторской мыслеречевой деятельности и зеркальное отражение этапов идеоречевого цикла. Поэтому прогрессивно-регрессивным является и ход анализа, шаг за шагом проникающего в «пламенеющее ядро» произведения, его движитель, одушевляющую силу – авторскую интенцию, которая сквозит в каждой детали, формируя художественный текст в фокусе единой иллокутивной силы. Осуществив общую ориентировку – автор, эпоха, тема, объем, жанр, стиль, доминирующий тип речи, общая архитектоника произведения, – мы начинаем с элокутивного анализа языковых средств, особенно содержащих авторские коннотации, эксплицирующих на вербально-семантическом уровне своеобразие лингвокогнитивного (тезауруса) и мотивационного (прагматикона) уровней ЯЛ1. Далее переходим к уяснению диспозитивного членения художественного текста как программирования автором восприятия реципиента и, наконец, достигаем глубинного уровня инвенции – заложенных в произведение мыслей и чувств, его идеи как квинтэссенции авторской интенции; читаем между строк, проникаем в подтекст, реконструируем образ автора-собеседника.

А.А. Ворожбитова предлагает следующий термин для обозначения языковой личности «применительно к сфере литературно-художественной коммуникации» – литературная личность, которая определяется как «художник слова», являющийся «сильной языковой личностью, то есть обладающей – интуитивно или осознанно – высокой лингвориторической компетенцией» [Ворожбитова, 2005, с. 299, 300].

Согласно концепции литературной личности в разработке Сочинской лингвориторической (ЛР) школы, в структуре литературной личности, помимо трёх уровней языковой личности, «слоя интегральной лингвориторической компетенции и типа идеоречецикла», выделяются также «риторский статус» и «литературный (художественно-эстетический) статус», т. е. компоненты, обеспечивающие ориентацию языковой личности, во-первых, на социально значимый, этически ответственный речевой поступок и, во-вторых, на художественно-эстетическую значимость его результата [Ворожбитова, 2005].

Феномен литературной личности характеризуют: многомерный синтез индивидуализированной структуры языковой личности писателей (различное, зачастую полярное наполнение их мотивационных уровней, специфика тезаурусов, особенности ассоциативно-вербальных сетей); присущий (врождённый) каждому способ творческой мыслеречевой деятельности, т. е. тип идеоречецикла как метода по­стижения и художественного отражения действительности; личный «удельный вес» этосного, логосного, пафосного начал идеологии дискурсивного процесса [Там же].

Создание адекватной теории литературной личности пред­ставляется одной из важнейших задач филологической науки [Ворожбитова, 2005, с. 300]. При этом наряду с традиционным литературоведческим подхо­дом особую актуальность приобретает лингвориторический, по­зволяющий углубиться под внешний слой литературной лично­сти, непосредственно выраженный в художественной ткани её произведений (концептуальное богатство, стилевое своеобразие, языковое мастерство и т. д.), в её сокровенную ноуменологию – те сущностные силы, которые выступают антрополингвистическими носителями феномена литературности. Лингвориторическая теория литературной личности является концепцией, которая исходит из того, что изучение продукта речемыслительной деятельности автора – художника слова, должно опираться на весь дискурсивно-текстообразующий процесс [Субботина, Ворожбитова, 2018, с. 15].

В сфере литературно-художественной коммуникации языковая личность приобретает статус литературной личности [Субботина, Ворожбитова, 2018, с. 16]. Это означает, что языковая личность выступает в качестве ядра литературной личности, однако в силу своей специфики обладает профессиональным уровнем лингвориторической компетенции, риторским и литературным статусом. В целом ЛР теория позволяет квалифицировать любой тип литературной личности, опираясь на идиостиль как её объективацию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Бубенчиков, А. А. Основы научных исследований : учеб. пособие / [А. А. Бубенчиков и др.] ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2019.

  2. Бушев, А. Б. Ворожбитова А. А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. - М. : Флинта: Наука, 2014. – 376 с / А. Б. Бушев // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: Реферативный журнал, 2014. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2014-03-001-vorozhbitova-a-a-lingvoritoricheskaya-paradigma-teoreticheskie-i-prikladnye-aspekty-m-flinta-nauka-2014-376-s (дата обращения: 18.05.2022).

  3. Ворожбитова, А. А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: Учеб. пособие / А. А. Ворожбитова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – 367 с. – ISBN 5-06-004942-6. – Текст : непосредственный.

  4. Ворожбитова, А. А. Лингвориторические основы интерпретации литературного произведенияв образовательном процессе / А. А. Ворожбитова, Е. А. Русакова // Научный взягляд в будущее, 2018. – С. 41. – URL: https://www.scilook.eu/index.php/slif/article/view/slif08-02-046/pdf08-02-046 (дата обращения: 18.05.2022).

  5. Махова, Н. П. История и философия науки: учеб.пособие / [Н.П. Махова и др.] – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013.

Научные исследования: методика проведения. – Электронный ресурс. – Национальная библиотека Беларуси : сайт электронной библиотеки. – URL: https://www.nlb.by/content/bibliotekaryam/nauchnye-issledovaniya-metodika-provedeniya/podgotovitelnyy-etap/ (дата обращения: 18.05.2022).

  1. Субботина, И. К. Языковая и литературная личность Аркадия Гайдара в лингвориторических параметрах советского дискурса : моногр. / И. К. Субботина, А. А. Ворожбитова. – Сочи : РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2018. – 176 с. – Текст : непосредственный.


1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19


написать администратору сайта