ТКОРИЯ СКД. 1. Объект и предмет скд
Скачать 243.66 Kb.
|
5. Психолого-педагогические основы СКД. Социально-культурная деятельность представляет собой исторически сложившийся педагогически направленный социально обусловленный процесс взаимодействия людей по созданию, использованию, распространению культурных ценностей. Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть социально-культурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность – общественное явление, которое характеризуется как совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфических формами, методами, принципами и средствами на основе интересов, проявленных личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время. Она рассматривается как накопленный в обществе опыт социальной деятельности, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении. В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых. Не менее важна роль психолого-педагогических основ в организации досуга населения. В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг - это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил. Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями. Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время - это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ С точки зрения психологии и педагогики, исходной для человекоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек - главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимозаменяемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек - источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например, семья. Результат, качество и прибыль в реализации продукции индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности в конечном счете зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициативу и творчество. В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых. Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности. Существует широкая система психологических методов - приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики. В практике социально-культурной деятельности достаточно ощутима роль такого психологического феномена, как внушение. На многосторонность и неоднозначность влияния механизма внушения - восприятия объектом информации без ее осмысления - обращали внимание В.М. Вахтеров, ИП. Павлов, К.И. Платонов и другие отечественные психологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода психологического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе людей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (создания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтированного восторга и т.п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы - от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения замешана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практика продвижения и утверждения её «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его организации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в толпе нездорового ажиотажа, массовых психологических «вывихов» и вспышек агрессивности. Эффективность каждого из психологических методов зависит от того, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности -точности измерения получаемого результата, действенности и степени адекватности исследуемой проблеме; надежности - постоянству и устойчивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом, В процессе социально-культурной деятельности получили большое распространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента. Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактеризовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентации. В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников социально-культурных процессов - особое место занимает подсистема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Она, в частности, предполагает индивидуальный выбор, проектирование и реализацию не только традиционных, но и нетрадиционных, альтернативных форм самоорганизации собственного досуга. | ||
7. Реализация государственной политики Республику Беларусь в социокультурной сфере. культурный политика государство Культурная политика государства - отражение его взгляда на духовный мир граждан, каким он должен быть, что его будет формировать. На данный момент основным документом для анализа культурной политики Беларуси можно считать план на будущее в виде государственной программы «Культура Беларуси» на 2011-2015 годы, которая представляет собой стратегию по развитию и эффективному использованию культурного потенциала страны, поддержке инноваций в сфере культуры. Стратегической целью государственной политики в сфере культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, поддержка культурных инноваций. «Цель Государственной программы - повышение социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры.» Культура Беларуси как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов. Основы законодательства Республики Беларусь о культуре определяют правовые, экономические, социальные, организационные начала развития культуры в Республике Беларусь, регулируют общественные отношения в области создания, распространения, сохранения и использования культурных ценностей и направлены на: реализацию суверенных прав Республики Беларусь в области культуры; возрождение и развитие культуры нации и культур национальных меньшинств, которые проживают на территории Республики Беларусь; обеспечение свободы творчества, свободного развития культурно-творческих процессов, профессионального и самодеятельного художественного творчества; реализацию прав граждан на доступ к культурным ценностям; социальную защиту работников культуры; создание материальных и финансовых условий развития культуры. Органы исполнительной власти обеспечивают реализацию политики в области культуры; осуществляют с участием общественных объединений разработку государственных программ развития культуры и их финансирование; создают условия для возрождения и развития культуры нации, культур национальных меньшинств, которые проживают на территории Республики Беларусь и др. Управленческая деятельность в области культуры осуществляется системой органов исполнительной власти, каждый из которых реализует свою компетенцию на отдельных участках культурного строительства: непосредственно культура, телевидение и радиовещание, кинематография, издательское дело и др. Систему органов управления культурой составляют: Министерство культуры Республики Беларусь, управления культуры областных городских государственных администраций, отделы культуры районной государственной администрации. В Республике Беларусь право граждан на пользование достижениями культуры, так же как и другие социальные права, гарантировано Конституцией. Потребности в культуре удовлетворяются благодаря развитию многообразных культурно-просветительных учреждений: библиотек, театров и кинотеатров, клубных учреждений, домов культуры, музеев и др. Главные принципы нашей государственной политики в культуре: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность. В сфере культуры и общественной жизни нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах. Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие. Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства. Анализируя государственную программу «Культура Беларуси» на 2011-2015 годы, законодательные акты РБ в области культуры и искусства, можно сделать вывод, что в Беларуси прослеживается колебание от модели культурной политики государства всеобщего благосостояния к модели культурной политики рыночного типа. | 8. Формы СКД и их классификация и тенденции развития. Государство перестало выделять на СК сферу достаточное количество средств. Пострадала вся сфера. Выходы из сложившейся ситуации: - соединение бюджетных и хозрасчетных форм работы, привлечение спонсорской помощи на взаимовыгодных условиях; - государство должно поощрять спонсорскую помощь снижением налогов; -гос-во должно разработать специальную программу вовлечения финансовых средств в различные социокультурные проекты: а) объединение финансовых средств государственных, общественных и частных предприятий, б) создание совместных социокультурных или культурно-досуговых предприятий; в) вовлечение финансовых средств на основе добровольного объединения финансовых средств для восстановления историко-культурных памятников, организаций благотворительных акций. Сейчас гос-во обязывает бюджетные СКУ заботиться о малоимущих и др. незащищенных слоях населения. Гос-во поддерживает работу СКУ с населением, прежде всего незащищенным Тенденция: поиск средств различных источников (фандрайзинг: объединение трудовых и материальных ресурсов, создание совместных социокультурных и досуговых мероприятий, добровольчество, спонсорство, гранты, аренда, оказание коммерческих услуг…) b. Проблема возрождения традиционной культуры –появилась потребность в национальных религиозных праздниках. Тенденция: возрождение традиций определенных эпох 1. проблема возрождения средневековых традиций и ценностей. Этот период особенно важен, так как в нем зарождались особенности нашего менталитета. Праздничная культура в Средние века отличалась удивительным синтезом христианских и языческих ценностей. 2. проблема возрождения традиций петровской эпохи – те формы и направления СКД были забыты Петр выступает как организатор новых направление СКД (система гос. Праздников, Петр – основатель театральной культуры России, основатель библиотечного дела, основатель музейного дела, основатель новых досуговых форм для дворянства – ассамблеи, гуляния в садах, катание по Неве. 3. Эпоха дворцовых переворотов. В советское время эта эпоха мало рассматривалась как эпоха застоя . Е.Анисимов «Россия без Петра» «Россия середины 18 века». В эту эпоху заложена и развита основная инфраструктура культурных, образовательных, просветительских учреждений. 4. Эпоха Екатерины 2. При ней закладываются культур. Традиции русского дворянства, основанные на синтезе эстетич., нравств, физического воспитания c. Проблема взаимоотношений с зарубежными странами. Проблема появилась в связи с попытками РФ стать членом мирового сообщества. Проблема глобального общества. Есть свои +: многие проблемы невозможно решить силами одного гос-ва. Но существ. Проблема сохранения традиций, проблема интеграции и дифференцации. Уровень развития гос-ва зависит от сохр. Традиций. Глобализация и информационное общ-во- влияние информации на личность, особенно на подростков, влияние медиакультуры на личность Массовая культура Проблема засилия западной псевдокультуры (бульварная пресса, сериалы) русские создали также свою псевдокультуру (донцлва и пр.) западная стимулир. Создание русской. СКС оказалась неподготовлена к засилью псевдокультурой. Существ проблема материальн. Финансирования и отсутствия профессионалов. Тенденция: Формирование информационной культуры. Создание условий для информационной безопасности; Медиаобразование d. Проблема взаимоотношений между церковью и государством Изменилась религиозная ситуация в стране: у церкви появились огромные права и свободы, она приступает к возрождению. Изменилось отношение государства и народа к церкви. Госуд-во заявляет что нуждается в поддержке церкви. Люди потянулись к церкви :от истинной религиозности до моде духу времени.. возрождаются монастыви, традиции. Интерес к религии сопровождается активизацией всяких сект, котр. Негативно влияют на духовное и физич. Состояние человека. Церковь и гос-во должны сотрудничать. Церковный собор в 2004 году обсуждал вопросы взаимодействия церкви и гос-ва. Выделено более 15 направлений: забота о нравственном, творческом состоянии общ-ва, восстановление церквей, монастырей, создание совместных СК проектов (Исаакиевский собор, Воскресенский собор в Смольном,перенос музея религии), сотрудничество в СМИ, совместные проекты нацеленные на поддержку незащищенных слоев общества. Сущ опасность огусадарствления церкви, о ней предупреждал Георгий Петрович Федотов, он говорит о синодальном периоде, когда ей было отказано во всех функциях. Петр называл себя Отцом Отечества, а священники вступали в должность. В 1917 году – церковь отделилась от гос-ва, с 1917 уничтожение церкви, наше культурное достояние было практически потеряно. Огусадорствление- это когда гос-во из церкви делает полит. Требуну. e. Проблема формирования демократических принципов руководства культуры Тоталитаризм связан с регламентацией, манипулированием сознанием масс с помощью культуры. Цель культуры при СССР – воздействие на личность в целях коммунистического воспитания. Гл. цель демократич. Принципов руоводства – предоставление условий для удовлетворения и развития творч. Потребностей. В СССР организаторы сначала ждали дерективы сверху. Сейчас сначала изучаются потребности публики и организуются постоянные культурные об Объединения подготовить основательную рекламную базу, организационную базу. В условиях демокр. Развития требуются другие организаторские средства, тем более в условиях конкурентной рыночной средв Тенденция: педагогика сотворчества f. Коммерциализация культуры Тенденция: привлечение спонсоров, меценатов, фандрайзинг |