Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. Семья, как первоначальный социокультурный институт.

  • 34. Межкультурное сотрудничество как одно из направлений СКД .

  • 33. Сущность и содержание КДД.

  • 31. Функции технологий СКД.

  • 32. Классификация технологий СКД.

  • 25. Планирование в учреждениях культуры.

  • ТКОРИЯ СКД. 1. Объект и предмет скд


    Скачать 243.66 Kb.
    Название1. Объект и предмет скд
    Дата12.06.2018
    Размер243.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТКОРИЯ СКД.docx
    ТипДокументы
    #46686
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    3. Принципы СКД и их характеристика. К общим принципам социально-культурной деятельности прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип нацелен на учет такого важного фактора,

    как понятие «педагогическая закономерность». В социально-культурной

    практике с такими закономерностями мы сталкиваемся буквально на каждом шагу.

    К числу таких закономерностей относится сочетание продуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании социально

    -культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир

    человека, на получение удовольствия от процесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творческого продукта, изделия, услуги.

    Отсюда следует еще одна закономерность

    - аккумулирование в этой

    деятельности необходимого заряда творческой э

    нергетики, позволяющего

    реализовать внутренние потенции человека. Творческая энергетика людей,

    особенно в детском и подростковом возрасте, обычно несовершенна,

    нестабилизированна. Однако личностная энергетика очень часто

    инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой

    культуры и может привести к негативным последствиям.Наконец, как любая педагогическая деятельность, связанная с духовным миром, социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как «зеркальность» и универсальность. Не только досуг, но и все другие её сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.

    Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подростка,

    взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности,

    признание прав и свобод людей в социально -культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

    Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих

    субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу стран.

    Принцип ориентации на культурно

    -ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных

    отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего

    воспитательного потенциала социально

    -культурной деятельности.

    Среди современных принципов социально

    -культурной деятельности

    перечислим принципы:

    культуросообразности технологического процесса, опоры в используемых социально

    -культурныхтехнологиях на национальные

    традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора,

    национальных промыслов и ремесел и т.д.;

    принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально

    -культурных проектов и программ;

    принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально

    -этнического опыта, традиций и инноваций;

    принцип общественно-государственного соуправления, обеспечения

    децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

    Таким образом, в опыте различных научно

    -педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных принципиальных подходов к

    содержанию и организации социально

    -культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поисках и интересных находках,направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей,

    подростков и взрослых.

    19. Семья, как первоначальный социокультурный институт.Исторически семья была и остается начальной структурной

    единицей общества и одновременно ведущим социально

    -культурным

    институтом. Она представляет собой первичный социально-кул ьтурный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития.Типология современных семей разнообразна: полные и неполные,

    многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные»

    (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические.

    Круг социально-педагогических проблем современной семьи

    чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее социально-культурном уровне. Это, прежде всего,проблемы количественного и

    качественного дефицита общения родителей и детей внутри и вне семьи.

    Это отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуального, физического и психического развития детей в семье. Это нехватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного

    досуга и культурного сотворчества. Это недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного недопонимания.Результаты исследований расширяют представления о досуговой

    деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации

    внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создания благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга.

    При этом, опыт организации семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах не стандартной, а многовариантной модели

    отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления

    индивидуальных особенностей личности.

    Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреационной,

    воспитательной функции этого с

    оциального института, является уровень

    организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.

    Каждая семья отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз

    больше, чем отцы. В досуговой деятельности преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды.

    Общесемейный досуг, таким образом, еще не стал устойчивой привычкой.

    Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные

    клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием,

    опираются на интересы семьи. Большое распространение получила

    организация традиционных форм семейного досуга в белорусском народном стиле: ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для

    детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы

    семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры. Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов,

    педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них

    активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети- дети, дети - подростки -

    взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу

    эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту.Эффективность использования социального потенциала семьи во

    многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба,библиотеки и других центров. В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи.

    34. Межкультурное сотрудничество как одно из направлений СКД.

    К одной из наиболее динамичных и перспективных сфер реализации

    социально-культурной деятельности относятся международное культурное

    сотрудничество и межкультурный обмен.

    Впервые термин «общее культурное наследие человечества» стал

    общепринятым в середине XX века. Конференция ООН в 1945г. предложила рассматривать культуру как общее наследие человечества и

    приняла решение о создании в рамках ООН специального органа - ЮНЕСКО, на который были возложены координация и руководство

    вопросами интеллектуального сотрудничества на международном уровне. В Уставе ЮНЕСКО записано, что эта организация прежде всего заботится о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества - книг, произведений искусства и других памятников исторического и

    культурного значения. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.27),

    каждый человек имеет право на пользование достижениями мировой культуры, а не только культуры в рамках одного государства. Для

    обеспечения этого права государства обязаны сотрудничать в области культуры, создавать для своих граждан самые благоприятные возможности и необходимые условия.

    Социально-культурная деятельность является эффективным инструментом осуществления межрегиональных и международных связей

    в области культуры. Эта деятельность реализуется

    сегодня по определенным направлениям и формам. Среди них - культурные обмены

    как продуктами социально-культурной деятельности (фильмами, спектаклями, предметами живописи и скульптуры и т.д.), так и

    художественными коллективами, делегациями, отдельными исполнителями; защита культурных ценностей с помощью различных

    форм и способов как в мирное время, так и в периоды военных конфликтов; совместная деятельность представителей различных стран по

    созданию культурных ценностей, по проведению научных исследований в библиотеках, архивах, музеях, на раскопках историко-культурных

    памятников; организация разномасштабных фестивалей, конкурсов, традиционных праздников в честь знаменательных дат и юбилеев; экспортно-импортная деятельность, связанная с покупкой и продажей

    произведений искусства и литературы через аукционы или на основе межгосударственных договоров.Большинство исследователей приходит к выводу о необходимости

    следования трем главным принципам

    , обеспечивающим благоприятное

    течение и результативность межкультурного взаимодействия и взаимопонимания:

    •равный статус участников,

    •их действительно тесное, а не формальное и не поверхностное,

    взаимодействие,

    •наличие у них общей цели.

    Формируя общемировую межнациональную культуру, необходимо

    иметь в виду, что основополагающую роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья и школа.Культура мира начинается с культуры в собственном доме. Семейная

    политика становится неотъемлемой частью политики государств мира, а

    культура брачно-семейных отношений

    - частью мировой культуры.

    Не менее важная роль в обеспечении гармонизации национальных

    культур с идеей общемировой культуры принадлежит современной школе,

    социально-культурному институту образования. Необходим такой тип образования и такая школа, которые бы учитывали и использовали

    этнокультурные особенности учащихся: этнически различные структуры восприятия, этническое начало эмоций, памяти, внимания,

    пространственной ориентировки, мышления. Стержнем воспитания в

    такой школе является патриотизм, основанный на национальной идентичности каждого, диалоге и взаимопроникновении культур народов,

    их взаимном обогащении.

    Педагоги в школах США, Англии и ряда других западных стран на собственном опыте убеждаются в эффективности поликультурного

    образования в уменьшении разногласий между учащимися разных национальностей и в устранении проблем в общении. Например, во многих американских школах появились учебные классы африканской и

    индонезийской музыки, накапливается обширный дидактический материал

    в виде литературы, магнито записей и видеофильмов.

    Многочисленная сеть социально

    -культурных институтов

    представляет собой фундаментальную базу для разработки и расширения

    контактов в информационном и образовательном пространстве (телевидение, радио, пресса, международный книгообмен,

    Интернет, школы, средние специальные и высшие учебные заведения и др.).

    Кампании и программы, как правило, базируются на использовании

    многочисленных социально

    -культурных институтов: национально-

    культурных центров и центров культуры мира на местах, кафедр

    по преподаванию культуры мира как учебной дисциплины в образовательных

    и академических учреждениях. Они опираются на центральную и местную прессу, радио

    - и телеканалы, специальные веб-сайты в сети Интернет, библиотеки, культурные и творческие ассоциации, музеи и выставочные комплексы, национально-культурные центры, издательства,

    многочисленные неправительственные, общественные организации и др.

    В качестве субъектов и партнеров в сфере международного

    культурного сотрудничества выступают международные организации и

    прежде всего Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1945 году, множество международных, межгосударственных, межрегиональных ассоциаций, союзов, советов, обществ и других организаций, работающих

    в области культуры, науки, образования, туризма, спорта, искусства, а также правительственные и неправительственные учреждения и

    организации в каждой из стран.

    33. Сущность и содержание КДД. Понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых,

    развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т д.В условиях расширения международных контактов в области

    культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает

    духовное самочувствие нации. Опираясь на данные современной науки,

    можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих

    элементов, моделей и форм бессчетное количество. При этом, хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально

    -демографических групп населения

    преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досугового поведения. Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

    В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально

    -культурной категории в жизни общества.

    Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится сферой социально-культурной деятельности, где

    происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

    Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его специфические дефиниции. В настоящее время большинство ученых не

    разделяют, а, наоборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и

    «свободное время». Практически они слились.

    Являясь основной сферой социально

    -культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека,

    которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.

    Величина свободного времени далеко не однородна у различных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хозяйству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют свободного времени на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп (работающие женщины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свободного времени, особенно в нынешней экономической ситуации, оказывается меньше социально

    необходимого, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом. Значительное свободное время есть у пенсионеров, женщин с взрослыми детьми, подростков,

    бездетной молодежи, одиноких людей. Досуговый потенциал этих групп значительно превосходит их досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить это время,

    многие представители этих групп прибегают к деструктивным - в социальном, психологическом и личностном плане - формам его освоения.

    Таким образом, досуг, досуговое время

    - это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется

    для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

    Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

    Досуговая деятельность имеет и рядсущественных особенностей

    Во-первых, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.

    Во-вторых, в процессе досуговой деятельности конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он

    испытывает во время того или иного досугового занятия.

    В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие

    человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

    Досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.Если обратиться к типологизации досуга, то выделяют:Первый тип, характеризующий отношение личности к своему

    досугу, классифицируется как инертный,

    Второй- потребительский, Третий(высший) -

    творческий.Среди объективных и субъективных

    факторов, формирующих эти

    типы, назовем социально

    -экономические, политические, духовные,

    бытовые, ситуационные, личностно

    -психологические и др.

    Досуг

    - это сфера, где социальная (классовая, сословная)

    принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь

    происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному

    принципу. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно

    отнести: учащихся т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную

    производственную и общественную жизнь),

    самодеятельное население

    (производительная сила общества),

    поколение, по возрасту вышедшее

    «на заслуженный отдых».

    Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются

    материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп,

    местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.


    31. Функции технологий СКД. В педагогической литературе термин «технология» появился совсем

    недавно, но уже прочно вошел не только в педагогический лексикон, но

    и в терминологию социально

    -культурной сферы.На сегодняшний день

    существуют разные трактовки определения технологии. Изначально

    понятие «технология» (от греч. techne

    – искусство, мастерство, умение +

    logos – мысль, разум, знание) относилось к произ

    водственной сфере.

    Обычно технологией называют процесс переработки исходного материала

    с целью получения качественно нового продукта с заранее заданными

    свойствами. Само же слово techne возникло еще в V в. до н. э. и ассоциировалось с техникой создания афинянами корабля особой

    конструкции – триремы – для противостояния морскому нашествию огромного флота персов во главе с Ксерксом I (479 г. до н. э.). Трирема –

    это морской корабль, обладающий прочностью и маневренностью,позволивший одержать победу над персами вдвое меньшей численностью

    кораблей. В строительстве афинянами целого отряда судов единого образца и были реализованы принцип и система технологии в ее

    современном понимании. Во второй половине ХХ в., когда компьютеры стали неотъемлемой частью образовательных систем и самого процесса

    образования, понятие «технология» входит в новые сферы деятельности – образовательную, культурную, социальную. Активно начинают

    развиваться такие технологии, как педагогические, культурно-досуговые, социально

    -культурные и др. Появляется значительное число

    специальных работ, анализирующих

    педагогические технологии – от определения понятия до рассмотрения всего технологического процесса в целом или отдельных его компонентов. Однако и сегодня

    продолжаются дискуссии ученых о самой категории «технология», ее

    критериях и особенностях. Рассмотрим некоторые подходы к пониманию понятия «социально

    -культурная технология». Основываясь на достаточно длительном опыте изучения сущности социально-культурной деятельности, Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников предлагают

    рассматривать технологию социально

    -культурной деятельности как

    совокупность общей, функциональной и социально-дифференцированной методик, постоянно пополняющихся за счет

    исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры,

    просвещения, быта, досуга народ

    ами разных стран и континентов .

    По мнению А. Д. Жаркова, который рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности,

    организация и методика наиболее полно характеризуют производное

    понятие технологии как профессиональную деятельность, направленную на объекты (личность, группу, коллектив) и обусловленную влиянием социально-экономических и культурных факторов. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности», согласно данной позиции, идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный

    единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, взаимодействием с педагогической технологией, основанным на

    взаимопроникновении их друг в друга.

    Согласно подходу Г. Н. Новиковой, социально

    -культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационноуправленческих

    действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых

    результатов. По определению Е. И. Григорьевой, социально-культурная технология – это средства, формы и методы социальнокультурной

    деятельности, которые используются в учебном

    процессе и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

    Данное определение основано на понимании социально-культурной деятельности как совокупности педагогических технологий, вбирающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до

    осуществления. В нем отражено понимание системности и последовательности технологических процессов.

    32. Классификация технологий СКД. Существует несколько подходов к классификации социально-

    культурных технологий. Так, самый распространенный – это разделение

    технологий на два больших вида: нормативные и институциональные. К нормативным относятся социально-культурные технологии,

    представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. При этом масса нормативных социально-культурных технологий ассоциируется с такими явлениями культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д. К

    институциональным относятся технологии, которые обязаны своим появлением тому или иному социально-культурному институту,

    учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником для возникновения, расширения

    и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные

    институты – искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и др. В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно

    выделить крупномасштабные (на уровне страны, республики, региона), макротехнологии (в отдельных городах, трудовых

    объединениях, социальных и общественных институтах и т. д.), микротехнологии

    (направлены на конкретные общественные процессы и рассчитаны на

    небольшие группы людей). Однако данные классификации представляются довольно обобщенными и не отражают

    всю специфику и многообразие социально-

    культурных технологий. В связи с этим

    современные исследователи в области социально

    -культурной деятельности предлагают свои подходы к их систематизации. Е. И.

    Григорьева придерживается традиционного подхода и в основу классификации кладет методический признак. В предложенной ею

    классификации социально

    -культурные технологии подразделяются на три группы. Общие технологии – это группа технологий, ориентированных на процессы, характерные для всей социально

    -культурной деятельности, и охватывающих основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов

    в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы

    социально-культурной деятельности (например, процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга).

    Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления социально-культурной деятельности, т. е.

    совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга. К данной группе автор относит

    технологию информационно-

    познавательной и просветительной

    деятельности, технологию организации самодеятельного творчества и

    любительских объединений и рек

    реативно-оздоровительные технологии

    социально-культурной деятельности. Дифференцированные (частные)

    технологии представляют собой систему мер, направленных на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами, и подразделяются на:

    – технологии организации досуга детей и подростков;

    – технологии организации молодежного досуга;

    – технологии организации досуга;

    – технологии организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

    Г. Н. Новикова, творчески переосмыслив

    систему упорядоченных образовательных технологий, разработанную Г. К. Селевко, предложила классифицировать социально

    -культурные технологии по уровню применения.

    Группа 1

    – крупные методико-технологические структуры. К ним относят структуру целостного технологического процесса, последовательно реализуемые структурные блоки организации

    коллектива, структурные звенья организации различных видов деятельности. К этой группе также можно отнести структуры целостных

    региональных проектов и программ, в которых реализуются структурные блоки и звенья одного из направлений деятельности или

    отрасли знания, например: отраслевая программа «Культура против наркотиков».

    Группа 2

    – технологические микроструктуры. Они используются в разнообразных формах социально-культурной работы. Подобные

    микроструктуры представляют собой своеобразный организационный

    каркас, определяя путь к достижению намеченной цели. Пример – каркасные сценарии в разговорных шоу, презентациях

    и других формах, имеющих жесткую структуру.

    Группа 3

    – технологические системные формообразования. В эту группу входят социально-культурные технологии, основанные на передовой, новаторской практике, их используют при разработке какой-нибудь комплексной темы. Например, празднование Дня Победы

    предполагает устойчивую, последовательную систему форм деятельности (встречи с ветеранами, походы по местам боевой славы, праздничные концерты и др.). Таким образом, можно сказать, что технологические

    системы данной группы представляют собой подборку взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих форм, направленных на формирование общественно значимых идеалов, свойств личности, черт характера.

    Группа 4

    – технологические приемы,

    которые входят в состав той или иной технологической системы и являются частными способами решения конкретных социально

    -культурных задач. Так, при организации культурно-досуговой программы, используя приемы драматургии, можно поставить программу как сказку, мюзикл, театрализованный суд или др.

    Группа 5

    – технологические звенья. Все технологические

    структуры состоят из отдельных частей

    – звеньев (целей, диагностики, методов и др.), которые тесно взаимосвязаны. Несмотря на то, что каждое звено может иметь самостоятельное педагогическое значение, нужно помнить, что при потере хотя бы одного звена вся деятельность

    может стать неуправляемой.

    Группа 6 – методико-технологические цепочки, представляющие собой сумму взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих

    приемов, методов, способов, заданий, которые обеспечивают закрепление различных знаний, умений, навыков, социально-значимых форм и

    привычек поведения через творческие работы (постановку спектаклей на актуальную тему, организацию выставки творческих работ,

    отражающих острые, конфликтные ситуации). Подобные действия (задания) выстраиваются в своеобразную методико-технологическую

    цепочку, формирующую определенный стиль деятельности. Режим работы кружков,

    работа с активом, система поручений и др. также могут быть выстроены в технологическую цепочку, отрабатывающую алгоритм

    активной общественной жизни.

    Группа 7 – технологизированные формы учета результатов деятельности: анкеты, листки отчетности, тесты, опросы, наблюдения,

    самоанализ выполненной работы и оценка ее качества. Подобный учет дает возможность при необходимости проводить коррекцию работы.

    Группа 8 – технологические средства. Они могут быть включены в процесс как отдельные

    звенья (компьютеры, принтеры, сканеры,

    приборы и аппараты), так и в качестве самостоятельной технологической цепочки (компьютерные клубы, интернет

    -кафе и др.). Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников в качестве оснований для классификации вы

    двинули три наиболее общих, характерных признака социально-культурных технологий. Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие

    подгруппы:

    – оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические,

    спортивно-оздоровительные;

    – культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования

    кул ьтурных ценностей в современной среде;

    – культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, творческого развития детей,

    подростков и взрослых;

    – экологические или природоориентированные технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга; – технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие,

    маркетинговые и рекламные,

    благотворительные и социально

    -защитные. По функциональному или процессуальному признаку можно

    выделить: – образовательные, обучающие и просветительные технологии; – информационно

    -рекламные и коммуникативные технологии;

    – творчески развивающие и формирующие технологии; – рекреационные, развлекательно

    -игровые, художественно-зрелищные технологии;

    – компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные;

    – технологии социального прогнозирования, программирования,

    проектирования, творческого моделирования.

    Согласно социально-демографическому признаку выделяют следующие подгруппы технологий:

    – индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде; – специализированные или групповые технологии, ориентированные

    на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические); – массовые, общедоступные технологии социально-культурной

    деятельности и технологии общественных связей.

    В отдельную группу авторы выделяют технологии, которые объединяются по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения:

    – традиционные и нетрадиционные или альтернативные инновационные технологии;

    – технологии, построенные с учетом распространенности нововведений: единичные, осуществляемые на одном из объектов;

    распространенные более широко и охватывающие ряд объектов; распространенные на весь процесс деятельности; – завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные

    нововведения. Таким образом, нами было рассмотрено несколько вариантов

    классификаций социально

    -культурных технологий. Несмотря наих

    многообразие, они не охватывают всю палитру современных технологий социально

    -культурной деятельности. Сегодня наряду с

    предложенными существуют и другие варианты классификаций социально

    -культурных технологий: по основным видам деятельности инаправлениям формирования личности, сферам общественной жизни и др.

    25. Планирование в учреждениях культуры. План работы учреждения культуры– это методический документ, в котором изложены стратегические и тактические задачи. Поэтому без плана клубное учреждение не может работать эффективно.Планами работыучреждений культуры можем назвать документы,в которых с учетом объективных условий ( наличие квалифицированных кадров, актива, материальных возможностей) и всех возможных резервов (привлечение материальных средств колхозов, совхозов, профсоюзов,

    привлечение к своей деятельности других организаций и учреждений) намечаются содержание, объем, сроки и порядок проведения в течение определенного периода различных программ, направленных на развитие

    народного творчества, организацию культурного досуга населения.В планы включаются также мероприятия по организационному и

    материальному обеспечению работы учреждений культуры, т.е. финансовая, хозяйственная, учебно

    -отчетная и другие виды деятельности.

    Для того, чтобы разрабатываемые в учреждениях культуры планы соответствовали требованиям сегодняшнего дня, необходимо соблюдать

    следующие условия:

    •активно участвовать в решении социально

    -культурных задач

    своего района, колхоза, совхоза, предприятия, используя для этого средства, формы, методы;

    •оперативно реагировать на события жизни и отражать их в своих планах, в конкретных формах работы;

    •включать в планы работы программы, посвященные предстоящим праздникам, памятным датам, очередным политическим

    кампаниям;

    •использовать все многообразие содержания, средств, форм и методов работы, передовой опыт учреждений культуры своего района,

    области, знакомясь с ним по специальной литературе или изучая опыт

    других специалистов;

    •учитывать интересы, запросы, предложения населения, дифференцировано подходить к его обслуживанию в соответствии с возрастными, профессиональными и другими местными

    особенностями;

    •привлекать широкий актив, и особенно молодежь, к разработке и реализации планов;

    •учитывать реальные возможности своего учреждения культуры, изыскивать резервы улучшения работы, привлекать

    организации различных учреждений;

    •знать порядок и сроки составления планов, особенности и структуру каждого вида плана.

    При разработке планов работы учреждений культуры необходимо использовать различные материалы и сведения, которые принято называть

    источниками планирования.Все источники планирования в зависимости от их назначения и

    содержания подразделяются на следующие категории (виды):

    1.Ведомственная информация вышестоящих государственных органов культуры.

    2.Производственная информация о трудовых коллективах, обслуживаемых учреждениями культуры.

    3.Информации о населении, проживающем в зоне действия учреждения культуры.

    4.Аналитическая информация о состоянии работы

    учреждения культуры.

    5.Справочная информация – материалы, помещенные в различных по содержанию календарях, справочниках и других

    источниках справочно-информационного характера.

    6.Информация, полученная в результате анкетирования и опросов посетителей, а также анализ материалов научных

    конференций, отчетов учреждений культуры перед населением.

    Существуют два основных метода планирования в зависимости от

    сроков действия планов: перспективное и текущее планирование.Под перспективным планированием понимается разработка планов

    на продолжительный период (от года и более), определяющих основные направления деятельности учреждений культуры.

    Текущее планирование имеет своей целью разработку планов на более короткий период, в течение которого можно наметить конкретные

    мероприятия и организовать их проведение. Следовательно, текущим планом можно считать квартальные, месячные, оперативные (на декаду,

    неделю), рабочие (на одну программу). В перспективных планах такая конкретность для многих программ нужна прежде всего потому, что

    работа, в которой участвуют учреждения культуры, должна быть гибкой, оперативной, конкретной, отражающей интересы людей.

    К перспективным планам относится годовой план работы учреждения культуры.

    Текущие планы: квартальный план работы учреждения культуры; месячный (календарный) план работы; планы работы учреждения

    культуры на период политических кампаний.

    Сроки действия планов на период кампаний различные: политические кампании, посвященные памятным датам, праздникам,

    важным событиям, могут продолжаться от нескольких месяцев до года и более, но планы на период политических кампаний относятся к текущим планам, потому что предусматриваемые в них программы имеют конкретные темы, определенные сроки и место их проведения,

    исполнителей. После вводной части ("Цели и задачи") план составляется с

    указанием следующих разделов:



    информационно

    -просветительская деятельность;



    художественно

    -публицистическая;



    культурно

    -развлекательная;



    управленческая деятельность клуба, СЦКС;

    и подразделы:



    руководство



    планирование

    и отчетность в клубе;



    финансовая и хозяйственная деятельность;



    организация массово

    -зрелищной работы и

    кинообслуживания;



    методическая

    В учреждениях культуры могут быть и, как правило, существуют

    другие виды планов: планы работы Совета (Правления) учреждения

    культуры; репертуарные планы коллективов, кружков и планы

    любительских объединений по интересам; рабочие планы руководителя

    учреждения культуры на очередную неделю и даже на очередной день;

    планы

    подготовки и проведения культурно

    -досуговых программ.

    Каждый вид плана работы учреждения культуры имеет свои

    особенности, которые будут раскрыты при рассмотрении основных видов

    плана.

    Разрабатываются планы работы учреждения его руководителем, а в

    СЦКС – к

    оллективно, с участием всех руководителей клубов и ДК

    филиалов. Руководитель изучает источники планирования, обобщает

    предложения специалистов секторов (комиссий) Совета учреждения,

    активистов, населения и разработанный проект плана представляет на

    обсуждение Совета (Правления).

    В перспективных планах социально

    -культурного развития села,

    поселка на очередной год к концу ноября текущего года должна быть

    завершена разработка плана работы учреждения культуры СЦКС на

    предстоящий год.

    Планы работы на очередной к

    вартал составляются к 15 числу

    последнего месяца текущего квартала; месячный (календарный) план

    – не

    позднее 25 числа каждого месяца.

    Сроки разработки и представления к утверждению планов работы на

    период политических кампаний устанавливаются вышестоящими

    государственными органами в зависимости от значимости данной

    кампании и ее продолжительности

    конкретные темы, определенные сроки и место их проведения,

    исполнителей.

    В учреждениях культуры могут быть и, как правило, существуют

    другие виды планов: планы работы Совета (Правления) учреждения

    культуры; репертуарные планы коллективов, кружков и планы

    любительских объединений по интересам; рабочие планы руководителя

    учреждения культуры на очередную неделю и даже на очередной день;

    планы

    подготовки и проведения культурно

    -досуговых программ.

    Каждый вид плана работы учреждения культуры имеет свои

    особенности, которые будут раскрыты при рассмотрении основных видов

    плана.

    Разрабатываются планы работы учреждения его руководителем, а в СЦКС – коллективно, с участием всех руководителей клубов и ДК

    филиалов. Руководитель изучает источники планирования, обобщает предложения специалистов секторов (комиссий) Совета учреждения, активистов, населения и разработанный проект плана представляет на

    обсуждение Совета (Правления).

    В перспективных планах социально

    -культурного развития села, поселка на очередной год к концу ноября текущего года должна быть

    завершена разработка плана работы учреждения культуры СЦКС на предстоящий год.

    Планы работы на очередной квартал составляются к 15 числу последнего месяца текущего квартала; месячный (календарный) план

    – не позднее 25 числа каждого месяца.

    Сроки разработки и представления к утверждению планов работы на

    период политических кампаний устанавливаются вышестоящими государственными органами в зависимости от значимости данной

    кампании и ее продолжительности.

    После вводной части ("Цели и задачи") план составляется с

    указанием следующих разделов:



    информационно

    -просветительская деятельность;

    •художественно-публицистическая;

    •культурно-развлекательная;

    •управленческая деятельность клуба, СЦКС;

    и подразделы:

    •руководство

    •планированиеи отчетность в клубе;

    •финансовая и хозяйственная деятельность;

    •организация массово-зрелищной работы и

    кинообслуживания;

    •методическая работа. При расстановке мероприятий внутри раздела и по подразделам

    нужно придерживаться следующего правила: наиболее крупные и важные по значению выносятся на первые места.



    написать администратору сайта