ТКОРИЯ СКД. 1. Объект и предмет скд
Скачать 243.66 Kb.
|
Раздел "Управленческая деятельность в клубе СЦКС" состоит из четырех подразделов, отражающих различные виды управленческой деятельности клубов ДК, СЦКС. В первом из подразделов "Руководство, планированиеи отчетность клуба" намечаются даты заседания Совета ДК, СЦКС и вопросы, которые предстоит обсудить на них (повестка заседаний берется из плана работы Совета ДК), совещаний актива, сроки разработки различных видов планов работы клуба, СЦКС, проведение отчетов перед населением и составление годового статистического отчета, отчетов текстовых и информационных.Во втором подразделе нужно предусмотреть составление бюджетной сметы и приходно-расходной сметы по спецсредствам на предстоящий год, сроки проведения ремонта помещений, организацию благоустройства приклубной территории, строительство спортивных игровых площадок, приобретение и ремонт инвентаря, оборудования, изготовление стендов и другие работы.Подраздел "Организация кинообслуживания" отражает работу учреждений культуры по договорам с кинопрокатом, филармонией, театрами на массово-зрелищное обслуживание. Дома культуры, клубы государственной системы не только сдают помещения в аренду для демонстрации кинофильмов, но и принимают самое активное участие в организации кинообслуживания. Это выражается в совместной работе над репертуарными планами на очередной месяц, составлении плана заявок на кинофильмы, используемые в массовых программах, кинолекториях, программ кинофестивалей, проведении конференций кинозрителей.Последний подраздел – "Методическая работа" – включается в планы районных и городских домов культуры, центральных сельских домов культуры централизованных клубных систем и тех домов культуры, в зоне которых имеются сельские клубы и красные уголки. Формы методической работы разнообразны: индивидуальные и групповые консультации по вопросам методики клубных мероприятий, помощь в разработке сценариев, постановке концертов, спектаклей, проведении репетиций клубных коллективов, рекомендации по составлению репертуара, участие в разработке планов, оформление методических уголков в помощь работникам учреждений культуры, консультации по использованию технических средств культурно-досуговой деятельности, создание методических кабинетов (для РДК, ГДК), организация показательных мероприятий и другая работа. Квартальный план работы Теория и практика планирования подтверждает, что квартальные планы являются основными планами работы. Они позволяют учитывать изменения, произошедшие в политической обстановке, новые проблемы, возникающие в жизни, реальные возможности и резервы учреждений культуры, оперативно отражать все это в плане на предстоящий квартал. Для сельских учреждений культуры распределение работы по кварталам удобно еще и потому, что каждый из четырех кварталов года соответствует определенным видам сельскохозяйственных работ.Квартальные планы составляются на основе годового плана. Из каждого раздела годового плана выбираются запланированные на данный квартал мероприятия и с необходимыми изменениями включаются в квартальный план. Структура квартального плана идентична структуре годового плана – в нем используются те же разделы. Отличие состоит лишь в том, что в квартальном плане устанавливаются конкретные сроки и место проведения мероприятий, уточняются их тематика и название, закрепляются ответственные за подготовку и проведение, согласовывается участие в них других учреждений и организаций, что далеко не всегда возможно сделать в годовом плане.Для разработки квартального плана используется форма No2 годового плана. В квартальных планах СЦКС графа "Место проведения" служит для указания, в каком клубе (ДК), филиале или производственном участке проводится мерроприятие, или оно запланировано в ЦСДК, центральной усадьбе. При разработке квартального плана уточняются сроки проведения всенародных праздников, массовых гуляний, трудовых праздников и обрядов, график выступлений концертных бригад, даты концертов и спектаклей профессиональных коллективов.Месячный календарный план работы учреждения культуры, СЦКС на очередной месяц называется календарным потому, что все планируемые программы располагаются в порядке чисел календаря с первого по последнее. Составляется месячный план на основе квартального, из которого выбираются все программы, запланированные на данный месяц, независимо от того, в каком разделе квартального плана они находятся. Эти мероприятия составляют основу месячного плана. Но было бы неверно ограничиваться включением в месячный план только тех программ, которые предусмотрены в квартальном плане. Ведь даже в течение месяца могут произойти события, которые учреждения культуры должны обязательно учесть и отразить в формах своей работы. Кроме того, известно, что в учреждениях культуры проводятся собрания, конфепенции, митинги и другие мероприятия. К этим мероприятиям надо подготовить и оформить помещение, сцену, организовать концерт, спектакль, демонстрацию кинофильма. Все это дает большие финансовые поступления на расчетный счет. Поэтому, составляя месячный план, руководитель должен предусмотреть возможность возникновения подобных обстоятельств и учесть их в плане. Следует также иметь в виду, что ряд программ следующего очередного месяца нужно начинать готовить в текущем месяце, на который составляется план. | 28. Ресурсная база социокультурной деятельности. Ресурсная база – совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ресурсов: нормативный ресурс, кадровый (интеллектуальный), финансовый, материально-технический, социально-демографический, информационно-методический, морально-этический. Существует определенная классификация социально-культурных институтов по признаку самодостаточности их ресурсного обеспечения: 1. Объекты социально -культурной сферы государственного, федерального значения (театры, музеи, парки, заповедники, творческие коллективы и др.), я вляющиеся общенациональным культурным достоянием. Эти объекты пользуются финансовой поддержкой не только государства, но и негосударственных - коммерческих и общественных - организаций и имеют потенциальную и реальную возможность предоставлять услуги высокой стоимости, в том числе в валюте. 2. Объекты социально -культурной сферы регионального (муниципального) подчинения, находящиеся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Для них характерны слабая материально- техническая база, неустойчивое хозяйственно-экономическое положение, формальное существование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутствие. 3. Учреждения и организации, требующие больших инвестиций в свои проекты и программы со стороны различных ресурсодержателей (муниципальных органов, спонсоров, доноров, меценатов и др.), ориентированных на внедрение инновационных технологий в социально- культурной сфере. Для этих учреждений характерна свобода выбора видов социально-культурной деятельности, финансирования, использования различных форм собственности, которая обеспечивает возможности безболезненного вхождения в рынок. 4. Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на полной или почти полной самоокупаемости. Для них характерна абсолютная самостоятельность в выборе видов деятельности и досугового обслуживания посетителей, активная хозяйственная позиция и инвестирование своего дальнейшего развития, а также внешних проектов и программ. В зависимости от назначения и характера использования ресурсной базы все социально-культурные институты подразделяются на: •многопрофильные, обеспечивающие одновременное развитие различных направлений социокультурной, просветительской и досуговой деятельности; •однопрофильные, обеспечивающие разнообразие деятельности на основе какого-либо одного конкретного направления, вида, жанра или формы культуры, досуга, искусства, спорта и т.д.; •прокатные(посреднические), предоставляющие свою базу для проведения различных мероприятий культурного и общественно- политического назначения, подготовленных любыми, в том числе и негосударственными, субъектами социально-культурной деятельности. Основная (профильная) деятельность социально -культурных институтов предполагает производство и распространение культурного продукта, образовательных, досуговых и других услуг либо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью привлечения дополнительных ресурсов. В содержание основной деятельности входят: а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на фиксированное производство конечного продукта (услуг); финансируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами местного самоуправления разных уровней; б) создание условий для развития самодеятельной и инициативной, индивидуальной и колле ктивной социокультурной, досуговой деятельности населения и отдельных граждан. В этих целях предоставляются необходимое время и средства обеспечения (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и отдельными физическими лицами, а также осуществляется консультационная и методическая помощь; в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная (нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенклатурой деятельность. Она направлена на производство на платной основе культурного продукта , сервисных (информационных, посреднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с потребностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально -творческого заказа государственных и иных организаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых других имеющих юридический статус организаций. Социально-культурная сфера, обладая собственным ресурсным потенциалом, вынуждена постоянно искать оптимальное сочетание различных способов финансирования - начиная с бюджетной модели и кончая моделью, основанной на рыночных принципах. |
13. Профессиональные качества специалиста СКД. Организация социально-культурной деятельности может носить профессиональный и непрофессиональный характер; реализовывать различные социальные функции; проявляться в профессионально-трудовой, культурно-досуговой и других сферах жизнедеятельности; решать различные культуротворческие, культуроохранительные, воспитательные задачи, но всегда ее сверхзадачей выступает стимулирование процесса формирования высоконравственной, физически развитой, духовно богатой и социально активной личности.Взаимодействие людей в процессе социально-культурной деятельности способно приобретать спонтанный, самодеятельный характер, однако в первую очередь оно осуществляется под педагогическим воздействием, обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и методически инструментованной технологией. Специалист, призванный обеспечить такое взаимодействие и, реализуя культуросозидающие технологии, достичь конструктивный результат, - это организатор социально -культурной деятельности. Предметная область социально-культурной деятельности как профессии – процессы и явления, характерные для культуры общества в целом, культурная жизнь конкретного региона (здесь предметом деятельности специалиста является деятельность учреждений и других субъектов социокультурной жизни, а целью – создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов социально -культурной деятельности имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации различных видов и сфер духовной жизни), культурная жизнедеятельность социальной группы и личности.Ведущая функция организатора социально-культурной деятельности – человекотворческая – направленная на формирование и развитие сущностных сил – способностей и дарований человека. Основные функциональные обязанности организатора социально-культурной сферы: - создание благоприятной культурной среды; - выявление, удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей разных групп населения;- разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных, ведомственных и иных целевых культурных программ и социальных технологий их осуществления;- стимулирование инновационных движений в сфере культуры; - управление экономическими, педагогичес кими и иными механизмами организации социально-культурной деятельности; - вовлечение людей в процесс непрерывного просвещения, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательный досуг; - руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы.Комплекс личностно-профессиональных качеств, позволяющих осуществлять ценностно -ориентационную, коммуникативно- организаторскую, информационно-просветительную, творческо-конструктивную, рекреативно-развлекательную и поисково- исследовательскую функции:- философская, культурологическая, социально-педагогическая эрудиция;- фундаментальность, динамизм и адаптивность профессиональных умений и навыков;- профессиональная устойчивость, мобильность уверенность в своих силах;- способность интегрировать в себе требования культуры, экономики, политики, права, нравственности, экологии, технических возможностей социально-культурной деятельности;- открытость для всего нового, прогрессивного, перспективного. 9.4. Социальные роли специалиста социально -культурной сферы−менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей;− посредничество в двух "ипостасях": в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера); −реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга;− лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное с выполнением функций педагога – корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых.Менеджерство. Под социально -менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в соорганизации, координации действий всех участников социально- культурного процесса. Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально -культурной сферы. По существу, менеджер выступает в качестве созидательного центра, основного персонажа внутри любой инициирующей группы. В практике социально-культурной деятельности пока недостаточно накоплено опытных знаний и навыков в области менеджмента досуга. Уже поэтому в менеджменте открывается неограниченный простор для свободного творческого самопроявления, для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.Посредничество. Роль посредника (в процессе организации концертно-зрелищной, развлекательной деятельности его часто называют администратором или импресарио) в социально -культурной сфере исключительно велика и многогранна. Сущность этой ролевой функции, которая в одинаковой мере может выполняться и социальным работником, и социальным педагогом, и культурологом, и экономистом, - организация взаимодействия между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими структурами – с другой.Особенность этой ролевой функции состоит в умении на основе дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам населения тонко и точно выстроить формы контакта с ними. К сожалению, роль импресарио до последнего времени была практически неразвита в социально-культурной деятельности. Сегодня она сводится лишь к попыткам отдельных предприимчивых организаторов, в частности администраторов, антрепренеров, работников малых и совместных предприятий, создать в соответствии с потребностями талантливых исполнителей, мастеров (певцов, музыкантов, экстрасенсов и т.п.) благоприятные условия для их творческого процесса. Но возможности практического использования ролевой функции импресарио в социально-культурной сфере значительно шире.Реформаторство (инновационная деятельность). В сфере организаторов социально- культурной деятельности за последние десятилетия сложилась довольно распространенная ролевая функция, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Организаторами данного типа являются талантливые руководители и организаторы коллективной инициативы, самодеятельности людей в социокультурной сфере. Наиболее правильно определить реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид социально -культурной деятельности. Именно к этой категории относятся пожвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами демократических инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевой установкой в социально-культурной сфере остается изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых решений культурно-досуговых задач. Лидерство. Как ролевая функция организатора досуга приобретает особую социальную ценность в связи с тем, что в социально-культурной, досуговой сфере центром всеобщего притяжения становятся малые группы, камерные формы познавательной, культурно-творческой, рекреационной деятельности. Именно роль лидера как педагога, мастера, наставника не может не опираться на огромную сумму методических знаний, умений и навыков. Целевой установкой лидера-педагога всегда оказывается развитие у конкретной общности людей (детей, подростков, взрослых) творческих способностей, а также методов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются. Генеральная функция социального педагога, социального работника – создание условий для наиболее полного развития и саморазвития, самоутверждения, самореализации различных слоев населения социума в сфере досуга. Сверхзадачей профессии является развивающая, стимулирующая сущность досуговой деятельности, также в ней заложена компенсаторная природа активности человека в сфере досуга. В рамках социально-культурной деятельности педагог – организатор досуга должен создать такие условия, которые способствовали бы максимальному самоосуществлению личности участника самодеятельного коллектива или разового посетителя клубного учреждения. Причем деятельность такого учреждения должна не дублировать, а дополнять деятельность других социальных институтов (производственного коллектива, семьи и др.). |