Главная страница
Навигация по странице:

  • Система теоретических методов

  • Основные принципы социокультурного исследования.

  • 29. Функции и принципы культурно -досуговой деятельности.

  • 30. Дифференцированный подход к организации социокультурной Деятельности.

  • Дифференциация по способностям

  • Дифференциация по неспособностям

  • Дифференциация по интересам

  • Дифференциация по проектируемой профессии

  • 37. СКД как фундаметальное научно -образовательное направление в системе знаний

  • ТКОРИЯ СКД. 1. Объект и предмет скд


    Скачать 243.66 Kb.
    Название1. Объект и предмет скд
    Дата12.06.2018
    Размер243.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТКОРИЯ СКД.docx
    ТипДокументы
    #46686
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    27. Роль белорусских исследователей в становлении и развитии теории

    социокультурной деятельности.

    Научно-исследовательская paбoта по социально-культурной проблематике как сложная многоуровневая система, включающая в себя практические, теоретические и собственно методологические изыскания, сущность и статус методологии в структуре научных знаний. Общая культурологическая методология как учение о методах социокультурного изыскания, система социально-философских принципов, объясняющих пути и обосновывающих способы наращивания, построения и применения научного знания. Методология конкретного культурологического исследования -учение о методах сбора, обработки и обобщения эмпирической информации. Основные способы функционирования методологического знания. Методология, имплицитно содержащаяся в социокультурной теории, и методология, отрефлексированная на саму себя и являющаяся по отношению к теории метатеоретическим уровнем знания.

    Общее понятие о проблемной ситуации. Проблемная ситуация как противоречие между знанием об определенных социокультурных потребностяхинезнанием путей их реализации. Гносеологический и практический аспекты разрешения противоречий. Методика осмысления поставленной проблемы и ее теоретико-методологическая проработка. Взаимосвязь и единство процессов формирования социально-культурной проблемы, выбора объекта и определения предмета исследования.

    Объект как определенная область социокультурной реальности, включенная в процесс научного познания. Методика выделения объекта на основе анализа проблемы исследования. Основные области и стороны социокультурной реальности, выделяемые в качестве конкретного объекта. Выборочная совокупность при определении объекта и обеспечение репрезентативности выборки. Понятие о реальных и идеализированных объектах в современных социокультурных изысканиях.

    Предмет конкретного социокультурного исследования как существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения теоретической или практической проблемы. Обозначение в предмете границ, в пределах которых объект изучается в данном изыскании. Общее и особенное в предметах исследования на эмпирическом и теоретическом уровнях. Основные условия правильного выбора предмета исследования. Возможности ограничения предмета в пространственном и временном отношении.

    Задачи прикладного социокультурного исследования как совокупность целевых установок, в которых формулируются основные требования к решению проблемы. Цели и задачи изыскания: общее и особенное. Основные и дополнительные задачи.

    Сущность и особенности гипотезы прикладного социокультурного исследования. Гипотеза как методологическое звено между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования. Основные требования к гипотезе. Гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Описательные гипотезы, объяснительные гипотезы и гипотезы-прогнозы.

    Методы как основные способы научного познания социокультурной действительности. Понятие об эмпирических и теоретических методах. Общая характеристика методов, обеспечивающих сбор первичной информации: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ документов, тестирование, метод независимых характеристик и др.

    Система теоретических методов:

    • Метод сравнительно-исторического анализа.

    • Метод причинно-следственного анализа.

    • Метод моделирования.

    • Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

    Основные принципы социокультурного исследования. Характеристика принципов историзма, детерминизма, объективности, системности, построения изысканий на основе анализа противоречий исследуемого процесса.

    Методика и техника разработки программ конкретных социокультурных исследований. Методологические и процедурные предпосылки научного поиска. Отражение в программе последовательности исследования. Методологическая часть программы. Процедурная часть программы и ее основные компоненты.

    Организация и проведение исследований. Изучение литературы по проблеме.Уточнение основных понятий. Методологическая функция понятийв научном исследовании. Анализ существенных отношений, зафиксированных в понятиях. Сопоставление понятий с исследуемой социально-культурной действительностью. Эмпирическая интерпретация понятий через их операциональное определение. Теоретический анализ взаимодействия факторов, влияющих на объект исследования. Различение объективных и субъективных факторов. Учет диалектики взаимосвязи факторов. Определение типа выборки. Проверка пригодности типа выборки. Сбор первичной информации. Характеристика основных эмпирических процедур.

    Методика анализа первичной информации. Основные особенности движения от эмпирических материалов к теоретическим обобщениям. Отсечение случайного и установление устойчивых тенденций в динамике объекта. Переход от менее к более сложным обобщениям. Операции описания, классификации, сопоставления. Характеристика применяемых в процессе анализа информации действий - определение, сравнение, обобщение. Эмпирическое и теоретическое в составе научных знаний.

    Технологии прикладных исследований социально-культурной сферы.

    29. Функции и принципы культурно

    -досуговой деятельности.

    Слово «функция» в переводе означает основное назначение, роль, круг деятельности, отправление. Функции отражают определенные стороны и направления деятельности различных социальных институтов, движений, общностей и людей. Функции подразделяются на постоянные и эпизодические. Самой основной является развивающая функция, которая направлена на саморазвитие личности и ее самоутверждение. Немаловажное значение для культурно-досуговой деятельности играет информационно-просветительная функция, которая направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний. Эта функция характеризуется постоянством и всеобщностью.

    Основные особенности информационно-просветительной функции заключаются в том, что она:

    - основана на добровольности и инициативе и нерегламентирована;

    - ориентирована на удовлетворение многообразных запросов и интересов разновозрастных групп населения;

    - имеет огромный арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навыков;

    - дополняет и более обширно развивает знания, полученные ранее.

    Культуротворческая функция рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. К культуротворчеству относятся различные виды самодеятельного творчества. В настоящее время основное внимание обращается на развитие, сохранение и возрождение региональных национально-культурных традиций, фольклора, народных промыслов и ремесел.

    Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и организации всевозможных развлекательных программ для разных групп населения. Эта функция рассчитана на досуг в любых его проявлениях. Главная задача - обеспечение психологической разрядки и отдыха. Тесно переплетается с рекреативно-оздоровительной функцией - гедонистическая (наслаждение, удовольствие), т.е. формы работы, проводимые социально-культурными учреждениями, должны быть не только полезными, но и привлекательными. Помимо этих основных существует ряд других функций. Это стимулирование социальной активности, духовной реабилитации, адаптации личности. Основные функции культурно-досуговой деятельности носят социально-защитный и реабилитирующий характер.

    Следует отметить, что функции культурно-досуговой деятельности под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, происходящих в обществе, носят подвижный характер и изменяются.

    Различные учреждения культурно-досуговой сферы имеют свои функции, но чаще всего они совпадают или полностью, или частично.

    Принципы культурно-досуговой деятельности – исходные, фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности культурно-досуговой деятельности.

    На трансформацию принципов культурно-досуговойдеятельности оказывают влияние процессы социально-экономического и духовного обновления общества. Среди принципов культурно-досуговойдеятельности выделяют следующие:

    · принцип плюрализма в культурно-досуговойдеятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации.

    · Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей.

    · Принцип всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака.

    · Принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения.

    · Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.

    · Принцип общественно-государственного соуправления культурно-досуговымипроцессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.

    В современных принципах культурно-досуговойдеятельности нашли отражение основы государственной культурной политики, современная социокультурная ситуация, основанная на гласности и демократизации. Демократизация предполагает формирование новой политической психологии человека с ориентацией на терпимость, умение вести диалог, уважать мнения других и самому выслушивать критику.

    В условиях гласности и научно-технического прогресса общества, развития средств массовой коммуникации особую роль приобретают процессы возрождения национальных культур, народных традиций и обрядов, праздников и ремесел.


    30. Дифференцированный подход к организации социокультурной

    Деятельности. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся в социокультурной сфере.

    Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разную группу усвоения изучаемого материала, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Все это выражается в многообразных концепциях дифференциации обучения.

    Дифференцированное обучение, согласно энциклопедии, - это "разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы" [9, с.760], а индивидуализация обучения - это "организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению [10, с.201].

    Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени, тогда применительно к процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие, задача которого - разделение учеников в процессе обучения для достижения главной цели обучения и учета особенностей каждого учащегося. Попытки дать толкования понятию "дифференциация обучения" предпринимаются учеными давно.

    А если речь идет о дифференцированном подходе, то говорится о технологии индивидуального подхода к учащимся с целью определения уровня их способностей и возможностей, их профильной ориентации, максимального развития каждой личности на всех этапах обучения. Если дифференциацию рассмотреть как систему, то, дифференцированный подход немыслим без дифференцированного обучения, т.е. от организации учебно-воспитательного процесса во всех его звеньях непосредственно зависит результативность технологии индивидуального подхода к учащимся.

    Дифференциация по способностям

    Происходит на основе учета общего уровня обученности (успеваемости) и развития учащихся, особенностей развития познавательных процессов (мышления, памяти и др.). Другие индивидуальные особенности учащихся учитываются в рамках внутренней дифференциации, то есть непосредственно в классе. Дифференциация по способностям требует наличия более или менее объективных методик выявления способностей человека. Данный вид дифференциации отчасти помогает решать проблему одаренных детей, для обучения которых необходимы особые учебные программы. За рубежом распространена дифференциация по коэффициенту умственного развития (IQ). В педагогике советского периода дифференциация по способностям считалась неприемлемой, так как она якобы подчеркивала неравенство детей

    Дифференциация по неспособностям

    Результатом дифференциации по неспособностям является создание классов коррекции, обычно предназначенных для детей, неуспевающих по тем или иным предметам. Некоторые педагоги считают, что создание таких классов не самый лучший путь преодоления неуспеваемости, так как если ученик, отстающий по отдельным предметам, попадает в класс коррекции, то он должен осваивать все дисциплины на таком же «корректирующем» уровне. Морально-психологический климат, складывающийся вокруг класса коррекции и в самом этом классе, также нельзя считать благоприятным для развития учащихся

    Дифференциация по интересам

    Предназначена для школьников, особенно интересующихся тем или иным предметом, областью знания или видом деятельности. Осуществляется как в классах с углубленным изучением предметов, профильных классах, так и во внеурочной работе с учащимися в предметных кружках, клубах, познава-тельно-творческих или научных объединениях и т. п.

    Дифференциация по проектируемой профессии

    Предназначена для учащихся, уже определившихся со своей профессиональ-ной ориентацией. Осуществляется, например, в музыкальных, художест-венных, хореографических школах или в школах с углубленным изучением предметов. Этот вид дифференциации может реализоваться также в результате профильного обучения в средней общеобразовательной школе различных типов (гимназии, лицеи и т. д.), в ходе групповых занятий в школе по подготовке в вуз

    Различают также дифференциацию по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп:

    □ по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

    □ по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

    □ по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

    □ по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы)

    Дифференцированным в дидактике называют такое обучение, для которого характерен учет типологических возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. При дифференцированном обучении реализуется тот или иной вид дифференциации. Целевыми ориентациями дифференцированного обучения являются: обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. В ходе дифференцированного обучения применяются разнообразные методы, приемы, формы обучения и специальный дидактический материал, позволяющий осуществлять развитие учащихся в соответствии с их возможностями.

    Вариантом дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, при котором: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (учебные пособия, компьютер и т. п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям; следить за его продвижением от незнания к знанию, вовремя корректировать деятельность обучающегося и учителя. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе ограниченно (например, для занятий с одаренными детьми, с девиантными детьми).

    Наиболее полно идеи дифференцированного обучения реализуются в школах с уровневой дифференциацией, организационная модель которых включает следующие виды дифференциации:

    1) комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики тех или иных характеристик личности и уровня овладения общеучебными учениями; 2) внутриклассная дифференциация обычно в среднем звене (V—IX классы) проводится посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном); зачисление в группы производится на добровольной основе с учетом познавательного интересов учащихся; 3) профильное обучение в основной школе и старших классах организуется на основе психолого-педагогической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, а также самоопределения школьников.

    Дифференцированное обучение предполагает не только дифференциацию содержания, но и дифференциацию организации обучения с выделением методов, форм работы (фронтальная, групповая формы, индивидуальные занятия), темпов изучения материала и т. д. В настоящее время в средней общеобразовательной школе Беларуси уровневая дифференциация осуществляется в форме кружковых или факультативных занятий по предметам, а профильная дифференциация сохраняется в X—XI классах некоторых типов средней школы (гимназии, лицеи). Актуальной в связи с этим остается внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация, которая осуществляется на всех ступенях общеобразовательной школы.

    37. СКД как фундаметальное научно

    -образовательное направление в

    системе знаний. Феномен культуры, начинает осмысливаться как явление, пронизывающее все элементы человеческого бытия. Культура становится формой бытия и общения людей различных культур прошлого, настоящего и предвидимого будущего, формой диалога культур. Культура предстает также и формой самодетерминации индивида, способом свободного решения своей судьбы.

    Понятие «культура» многомерно и сегодня рассматривается не только как совокупность материальных и духовных ценностей, социально значимых результатов созидательной деятельности личности, но и как форма личностного самовыражения, как пространство для проявления инициативы и творческой активности, как способ включения личности в социальные контакты. В этом случае мы имеем дело с так называемым феноменом социально-культурной деятельности. Всепоглощающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегрирует понятие «социально-культурная деятельность».

    Это понятие чрезвычайно широко и охватывает самые разнообразные явления культуры, но вместе с тем имеет свои границы. В структуре культурологического знания сегодня заметно выделяется сфера представлений, связанных с закономерностями развития и саморазвития человека путем включения в разнообразные виды культуроформирующей деятельности в сфере производственно-бытовых, семейно-бытовых, художественно-творческих, культурно-досуговых отношений; в системе непрерывного образования. Эти виды деятельности получили название социокультурных.

    Виды социально-культурной деятельности складывались исторически, постепенно оформлялись в систему, выполняющую посреднические функции между личностью и миром культуры. Цель этих видов деятельности — приобщение личности к миру культурных ценностей, включение ее в развивающий и культуроформирующий процесс. В.В. Туев: «Определенная сфера социальной деятельности, ориентированная на приобщение (адаптацию) человека к культуре». Особенность этой деятельности состоит в том, что она мотивируется потребностями личности в свободной, нерегламентироваиной деятельности, которая диктуется не принуждением извне, а внутренней потребностью в духовном развитии. Вместе с тем социально-культурная деятельность представляет собой сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны жизнедеятельности общества, результаты которой имеют как личностный, так и общественный смысл. Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.

    В российской педагогической традиции с конца XIX века по настоящее время данная научная теория была представлена в виде следующих научных концептов:

    - внешкольное образование,

    - политико-просветительная деятельность,

    - клубное дело,

    - культурно-просветительная работа,

    - культурно-досуговая деятельность,

    - социально-культурная деятельность.

    Современная социально-культурная деятельность является частью культурологического знания; развиваясь, она имеет собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Прежде чем определить объект и предмет исследования, обратим внимание на сам термин «социально-культурная деятельность». Он состоит из трех основных понятий: «социальная», «культурная» и «деятельность», как бы объединяющих их значения. Такое объединение этих понятий не случайно - оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке.

    По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т.е. разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся

    самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции — объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения.


    написать администратору сайта