Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Характеристика периодических изданий по проблемам культуры и досуга.

  • ТКОРИЯ СКД. 1. Объект и предмет скд


    Скачать 243.66 Kb.
    Название1. Объект и предмет скд
    Дата12.06.2018
    Размер243.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТКОРИЯ СКД.docx
    ТипДокументы
    #46686
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    24. Особенности

    использования традиционной культуры белорусского

    народа в социально

    -культурной деятельности.

    Любая идеология способна стать интегративным фактором общественной жизни только в том случае, если она обогащается духовным опытом народа. Она становится действенной в той мере, в какой соответствует особенностям исторического опыта народа, его традициям, обычаем, социально-нравственным ценностям, формам жизни, которые выработаны на протяжении десятилетий и столетий. Вместе с тем, она должна нести в себе единство национального и общечеловеческого (мирового) содержания.

    В формировании и функционировании идеологии белорусского государства важнейшим исходным и интегративным началом являются социокультурные истоки, сформированные и воплощенные в жизнь белорусским народом.

    Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа (его чувства, верование, обряды, традиции) начали формироваться издавна – с возникновением этнических общностей дреговичей, кривичей, радимичей (IX–Xвв.). Они позднее вXIII–XIVвв. положили начало формирования белорусского этноса, белорусского языка, белорусской культуры – общности, получившей название «Белая Русь». Именно в этот период сформировалась своеобразная старобелорусская культура, которая утверждала и распространяла идеи христианского гуманизма. Его ядро составляли принцип духовно-нравственной самоценности человека и идея добра. Эти принципы пронизывали творчество Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского, которого еще при жизни прозвали «Златоустом».

    Европейское Возрождение XV–XVIв.в. представлено в Белоруссии книгопечатанием (на белорусском языке) книги Библии Ф.Скорины. В своих предисловиях и аннотациях к разделам Библии осуществления церковно-религиозной и политической толерантности, что совпадало со стремлениями белорусского народа. Последователь Скориновской культуры Симон Будный (1530-1593) активно содействовал развитию письменности и книгопечатания на белорусском языке. Знаменитая поэма Николая Гуссовского «Песня про зубра» описывает отечественную природу признается могучий зубр. ВXVIIв. Симеон Полоцкий выступал за расширение светского и церковно-религиозного просвещения народа.

    Эпоха Просвещения и социокультурное развитие белорусского народа в XIX– н.XXв. представлены в трудах В. Дунина-Марцинкевича, К. Калиновского, Ф. Богушевича, А. Пашкевича, Я. Купалы и Я. Коласа, М. Богдановича. В их работах отражены самостоятельность белорусского этноса, самобытность белорусского языка, становление белорусского национального самосознания, жизненных ценностей белорусского народа.

    Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненно приоритетной является ценность Родины (Отечества). «Айчына», «Родны кут» – тема и идейно-патриотическая традиция белорусского народного фольклора и всей национальной культуры и искусства.

    Широкое распространение и народное признание в Беларуси приобрели «громада» и «толока», вызванные необходимостью совместного коллективного труда, добровольной взаимопомощи.

    Коллективистские сущность сельской общины в ценностных проявлениях белорусского национального самоопределения переплетается с трудолюбием.

    И в народных сказаниях, пословицах поговорках, песнях и в художественной поэзии и прозе – везде созидательный труд представлен как источник всех ценностей жизни. Это имеет принципиальную значимость для национально-этнического самосознания, что именно трудовая деятельность составляет социально-экономическую первооснову существования и развития этноса, его жизни и культуры.

    Одной из важнейших традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявления участия, расположения, поддержки другим людям (в семье, на работе, в общении).

    В традиционной для белорусского народа ценности доброжелательности есть немало общих черт с толерантностью. Толерантность – это такое социальное качество личности, которое характеризует уважительное отношение к другому человеку, к другой культуре или религии, понимание и терпимость к другой точке зрения, иным политическим, религиозным, научным убеждениям. Причем это не предполагает отказа от собственных убеждений и жизненных позиций. Толерантность ориентирует людей на выбор и реализацию не конфликтных, а компромиссных способов решения спорных проблем. В самосознании белорусского народа закреплено убеждение, что, каждый народ имеет неотъемлемое право сохранять и развивать свой родной язык, культуру, своеобразие религиозных верований.

    В народном менталитете белорусов приоритетом обладают такие ценности как самоуважение и независимость личности (по выражению Я. Купалы «стремление людзьми звацца»). В обычном понимании самоуважения - осознание личности своего собственного достоинства и стремление к восприятию этого достоинства другими людьми. Самоуважение неразрывно связано с такой общесоциальной ценностью, как свобода. Она представляет одну из основополагающих идеей современной культуры и идеологии, базирующихся на европейской системе ценностей. В настоящее время свобода понимается как возможность беспрепятственного и всестороннего развития личности, свободной от угнетении властей и ориентированной на служение добру, социальной справедливости, материальному и духовному благосостоянию народа. Одним из традиционных качеств, присущих белорусу, является терпение, терпеливость. Под терпением понимают такое душевное качество человека как способность стойко и безропотно переносить что либо неприятное – страдания, лишения, боль и т.п., способность мириться с чем-то неприятным. В то же время терпение у белорусов взаимосвязано с решительным неприятием, нетерпением ко всякому гнету. Особенно активно белорусы выступали против социального и национального угнетения (восстание 1863–1864 гг. под руководством К. Калиновского, героизм белорусов во время Великой Отечественной войны).

    Среди традиционных ценностей, высоко ценимых белорусским народом, очень важное место занимает справедливость. Это понятие по своему содержанию многообразно и многогранно. Самое главное в нем заключается в понимании нравственного и правового соответствия между социальным положением личности и их практической ролью в обществе. Справедливость – это общий принцип, в соответствии с которым индивиды и социальные группы должны получать то, что они заслуживают. Проблема справедливости в практическом решении оказалась проблемой сочетания равенства и неравенства. Поэтому равенство в понимании бедных слоев населения состоит в том, чтобы использовать свои гражданские права для улучшения своего социально-экономического положения, а в понимании богатых, наоборот, означает сохранение и приумножение имущественных, политических и иных социально-экономических преимуществ.

    Современное понимание равенства воплощено в Конституции Республики Беларусь, в которой каждому гарантированы широкий набор прав и свобод, утверждено равенство всех граждан Республики перед законом. Эта же идея составляет один из фундаментальных принципов идеологии белорусского государства.

    Важное ценностное значение в развитии духовных традиций нашего народа имеют христианские принципы. На протяжении веков белорусские земли находились на перекрестках противоборства восточных и западных религиозных и культурных ориентаций. Это обусловило развитие культуры, соединяющей фундаментальные принципы православия и католицизма. Именно на мировоззренческом фундаменте христианства сформировались главные черты белорусского национального характера. Признание духовно-нравственной самоценности человека, идея добра и милосердия, душевность, терпимость, решительное неприятие деспотизма, принуждения и гнета, любовь к родному краю как предпосылка существования и единения общественного целого народа. Эти качества белорусов помогают им жить в дружбе с соседями, помогать им добросовестно трудиться, занимать достойное место среди народов. Они составляют неотъемлемую часть исторических, культурных, государственных традиций. Поэтому в идеологии белорусского государства находят воплощение традиционные ценности нашего народа. Только опираясь на них, развивая их в современных условиях, идеология белорусского государства сможет консолидировать и объединить народ вокруг идеи и цели – построить сильную и процветающую Беларусь.


    26. Характеристика периодических изданий по проблемам культуры и

    досуга.

    В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типологические характеристики периодических изданий, причем нередко среди специалистов разгораются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизации, какие из них важнее - то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п.

    В своей работе я буду использовать наиболее распространенные взгляды и, разумеется, те, которые будут наиболее удовлетворять моей точке зрения по данной теме.

    Начало формированию взглядов на классификацию периодических изданий было положено известным книговедом Н.М.Лисовским. В изданном им в 1915 году труде, посвященном русской периодической печати 1703-1900 гг., он отмечал, что, поскольку периодические издания имеют некоторые особенности, относящиеся к их изготовлению, распространению и описанию, их рассмотрение и изучение можно было бы выделить в особый раздел книговедения.

    В последующем толкование используемых понятий, связанных с периодическими изданиями, прошло через ряд модификаций. Так, предполагалось называть эту группу «повременные издания», из чего можно видеть, что один из основных признаков был обусловлен сроками подготовки и выхода изданий в свет. Точнее говоря, повременное издание по замыслу должно было быть непрекращающимся. Были предложения в понятие периодических изданий включать также продолжающиеся издания. К настоящему времени главным типологическим признаком обсуждаемых изданий принято считать все-таки периодичность. Это зафиксировано и в статье 14 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 года «О средствах массовой информации» [1] в соответствии с которой печатное средство массовой информации - газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев. В последних словах как раз и подчеркивается отличительная характеристика данного вида издания - их регулярность, периодичность выхода в свет. Еще более определенно на данный признак указывается в стандарте СТБ ГОСТ 7.60-2005 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», где отражен отечественный и зарубежный опыт, хотя он не однозначен.

    Согласно стандарту, периодическим называется сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия [2].

    Чтобы представление о периодических изданиях было более ясным, данное определение нуждается в некоторых дополнениях, уточнениях и пояснениях. При этом важно указать на единство функциональных признаков рассматриваемых изданий.

    Прежде всего следует отметить, что у периодических изданий много общего в их функциональном назначении. Их цель - оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную разнообразному читателю. Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятся к различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента. Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления.

    Информационная связь касается не только отдельных выпусков одного и того же периодического издания. Некоторые черты общности характера информации присущи периодическим изданиям в целом. Это ее разнообразие, обширность, неограниченность кругом текущих, обыденных событий, явлений. С учетом требований текущего момента периодическое издание может содержать историческую информацию, сведения, относящиеся к производственной, научной, культурной деятельности и вообще ко всему тому, что касается интересов читателя. Наряду с отмеченными особенностями характера информации могут быть и другие, которые обуславливаются, в частности, жанровой спецификой публикуемых материалов.

    Характер информации, имея общие признаки и определяемый вместе с тем рамками тематического профиля того или иного периодического издания, связан и с читательским адресом последнего. Целевая направленность каждого определенного периодического издания предполагает выход на соответствующие категории читателей. Для одних изданий - это самый массовый читатель, не связанный профессиональными потребностями в информации; для других - круг основных читателей может определяться политическим, социальным, ведомственным профилем издания, и вместе с тем оно может представлять более широкий, общий интерес. Читателями третьих являются специалисты, это - издания, которые принято считать специальными.

    Целевая направленность, характер информации, читательский адрес влияют на выбор названия, характер оформления и периодичность издания. Нужно лишь отметить, что издание должно иметь свою внешнюю форму, позволяющую распознать и выделить его из числа других, ему подобных, без каких-либо затруднений. Возвращаясь к периодичности, нужно сказать о том, что в практике существуют минимальные и допустимо максимальные периоды времени для выпуска издания. В соответствии с этим выделяют издания, которые могут выходить в свет ежедневно, несколько раз в неделю, еженедельники, ежемесячники, ежеквартальные издания, ежегодники. Пол года считается максимально допустимым периодом. Некоторые издания выпускаются с интервалом в две недели, в полгода, в два месяца. Кроме трех выше названных признаков, на периодичность могут влиять организационные и материально-технические возможности, причем в настоящее время от них может зависеть не только периодичность, но само существование издания.

    Тщательно разработанные типологические параметры обеспечивают выживаемость на рынке СМИ [3].

    С осени 1997 г. известная российская газета «Коммерсант-daily» стала называться просто «Коммерсант», вместо еженедельника «Коммерсант» появился «Коммерсант - Власть», экономический журнал «Деньги» переименовался в «Коммерсант - Деньги». Слово «Коммерсант» ввели во все три издания, чтобы было видно, что речь идет о едином информационном продукте. Проект предполагал, что любая существенная новость, появившаяся в газете, будет подробно разработана еженедельниками. Таким образом, они стали взаимодополнять друг друга, создавая объемный образ информационной картины страны и мира в целом. Издательский дом включает в пакетную подписку «Коммерсант-плюс» также свои ежемесячные журналы «Домовой» и «Автопилот», рассчитанные на разные интересы членов семьи.

    По этому же пути пошел и издательский дом «Крестьянка», известный своими журналами для женщин («Мода в доме», «Наша усадьба»). Но в данном случае он пытался быть не только незаменимым для своих читательниц и охватывать все их интересы, но и решил распространить свое внимание на мужскую аудиторию. Ей был предложен ежемесячный иллюстрированный журнал «Обыватель», который предназначен «для мужчин, не помешанных на политике, умеющих зарабатывать, желающих обустроить быт и хозяйство, быть молодым в любом возрасте, уметь защитить себя и свою семью».

    Но периодика разделяется на типы не только на основе тематической насыщенности.

    Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков [4].

    Так какие же признаки помогут нам определить принадлежность того или иного издания к определенному типу?

    Типология периодических изданий находится пока еще в стадии разработки и поэтому не имеет четкой трактовки. Однако анализ немногочисленных работ, посвященных данной проблеме, создает подходы к ее решению [5].

    Основными типообразующими признаками СМИ можно считать: характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность [6].

    По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий:

    международные;

    республиканские;

    межрегиональные;

    территориальные (областные, городские, районные);

    этнических общностей;

    профессиональных групп;

    возрастных групп;

    для женщин и мужчин;

    для верующих.

    По предметно-тематической направленности:

    универсальные;

    специализированные.

    По целевому назначению:

    художественные;

    публицистические;

    развлекательные;

    научные;

    рекламные;

    информационные.

    С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики:

    по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);

    по учредителю (государственная и негосударственная пресса);

    по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);

    по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);

    по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);

    по содержательному наполнению (качественная и массовая) [2].

    Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.

    Универсальные реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели:

    «для всех не обо всем» (тематическая );

    «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики - профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).

    Помимо этого Л. Реснянская выделяет издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных: «обо всем для единомышленников» [7].

    Итак, как мы выяснили, классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. Однако существует еще и «внутреннее» разделение определенных типов журналов. Объясним это на примере женских журналов.

    Журнальная периодика для женщин - один из сегментов рынка СМИ, отличающихся многочисленностью и разнообразием изданий. Типологические аспекты его функционирования долгое время находились за пределами исследовательского интереса. Впервые этот вопрос нашел отражение в работах Р.М. Ямпольской. В них охарактеризованы периодические издания для женщин первой половины 90-х годов. В основу классификации Ямпольской положены шесть типообразующих признаков:

    тип издания (газета, журнал, дайджест, бюллетень);

    характер изложения;

    аудитория;

    объем;

    формат;

    целевое назначение.

    По характеру изложения и типу аудитории женские издания делятся на:

    элитарные;

    массово-популярные;

    литературно-художественные;

    По объему на:

    «тонкие»;

    «толстые»;

    По формату на:

    журналы большого формата;

    уменьшенного .

    Таким образом мы рассмотрели наиболее распространенные типологические характеристики прессы.

    Так почему же типология, по мнению абсолютного большинства экспертов, имеет такое колоссальное значение для СМИ?

    Во-первых, это существенно облегчает жизнь читателю, на которого ежедневно обрушивается огромный поток подчас совершенно ненужной информации. Он получает возможность среди информационного хаоса гораздо быстрее найти именно то, что ему нужно, что в свою очередь немало экономит время.

    Во-вторых, разделение на типы позволяет издательствам концентрироваться на какой-либо конкретной тематике, а следовательно, давать более качественный материал, более подробный и с большим количеством комментариев.



    написать администратору сайта