Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. Любительское художественное творчество как форма организации досуга и социокультурной активности.

  • ТКОРИЯ СКД. 1. Объект и предмет скд


    Скачать 243.66 Kb.
    Название1. Объект и предмет скд
    Дата12.06.2018
    Размер243.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТКОРИЯ СКД.docx
    ТипДокументы
    #46686
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    9. Средства эмоционального воздействия на личность. Одним из средств влияния при межличностном общении является уровень, выражения его участниками своего эмоционального состояния, то есть своих чувств, переживаний, своего отношения к происходящему и к лицам, принимающим в нем участие.Чтобы оказывать на других эмоциональное воздействие, общающимся самим не следует быть равнодушными. Им нужно более или менее эмоционально реагировать на содержание и участников коммуникации. А их речь для этого должна быть образной и эмоциональной.

    Однако в этом отношении не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Нельзя не учитывать и того, что слишком эмоциональное восприятие происходящего одним из общающихся может негативно сказаться на его объективности.

    Эмоциональность в процессе коммуникации достигается различными средствами. Существуют и универсальные, которые могут широко применяться.

    Одно из них заключается в рассогласовании содержащейся в высказываниях информации с устоявшимися взглядами и мнениями слушателей. К примеру, когда нерадивому студенту говорят о необходимости посещения всех учебных занятий, это пробуждает у него эмоции негативного характера.

    Другим средством эмоционального воздействия на слушателей является использование говорящим произведений искусства, ярких иллюстраций, красочных примеров, резкого цифрового сопоставления или противопоставления. Это стимулирующе действует на воображение, может вызвать у них цепь представлений или ассоциаций, невольно затрагивающих их чувства.

    Экспрессивной силой воздействия обладает и градация, то есть такое расположение в высказывании слов и предложений, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по степени качества или интенсивности.

    Пробуждению эмоций у участников коммуникации способствует использование говорящим риторических вопросов, то есть утверждений или отрицаний, облеченных в форму вопроса. Своеобразие их в том, что на них не требуется ответ, а слушатели сами на них отвечают.

    Вопросно-ответная форма речи повышает степень эмоционального воздействия на слушателей. Она также помогает выделить главное и донести идею до любого человека, в том числе до такого, у которого обычно трудно пробудить эмоции.

    Эмоциональное влияние высказываний можно значительно повысить и путем соответствующего их голосового оформления. Для. этого нужно чаще менять тональность, звучание, скорость произнесения слов и предложений.

    Эмоциональное воздействие коммуникативной речи увеличивает и использование говорящим соответствующей мимики и жестикуляции. Поскольку люди не только вслушиваются и вдумываются в то, о чем им «повествуют», но также следят за изменениями на его лице, за выражением его взгляда, за каждым его жестом, и делают из этого свои выводы. Поэтому экономить на внесловесных средствах выразительности в процессе общения, видимо, не стоит.

    Имеются и различные языковые средства, которые могут оказать на слушателей то или иное эмоциональное воздействие. Иногда для этого говорящим применяется пара-другая «крепких» слов, которые ранее не использовали в печатных изданиях и на эстраде. Однако брать пример с такого человека вряд ли стоит.

    Можно для усиления экспрессивности высказываний включать в них больше эмоционально насыщенных слов и выражений, определенных терминов, придающих изложению красочность, образность или определенный колорит.

    В каждом из общающихся в той или иной степени заложена способность к образному мышлению. Это полезно использовать для эмоционального воздействия путем придания своим, высказываниям большей личностной, окраски.

    Поэтому не следует в них увлекаться абстрактными рассуждениями, простым перечислением фактов, что современных слушателей нередко оставляет равнодушными, а стараться шире привлекать материалы из собственной биографии и личного опыта.

    Иногда эмоциональное воздействие коммуникативной речи повышается с помощью применения в ней контраста. Например, это можно использовать, когда в судебном заседании характеризуются преступник, и его жертва.

    Эмоциональность речи может придать и применение в ней приемов стилистического синтаксиса. К ним, в частности, относится повтор, то есть неоднократное употребление слова, словосочетания или предложения. Этим преследуется цель привлечь внимание слушателей, подчеркнуть значение того или иного положения, возбудить у них те или иные эмоции.

    Но повтор не должен быть слишком продолжительным, так как он создает только временный подъем и напряжение чувств. При многократном повторении того или иного положения начинается спад внимания и эмоционального восприятия у слушателей.

    Для эмоционального воздействия на них можно применять преднамеренную инверсию или нарушение привычного порядка расположения слов в предложении. К. примеру, поставить сказуемое впереди подлежащего. Это «режет слух» и невольно побуждает более заинтересовано прислушиваться к тому, о чем идет речь.

    Этой же цели служит намеренное придание говорящим своей речи или отдельным ее частям какого-нибудь колоритного акцепта (эстонского, грузинского, еврейского или иного).

    Эмоциональное воздействие речи можно усилить и посредством использования в ней прямой речи, цитирования высказываний других участников, серьезного или шутливого приписывания их тому или иному слушателю. Это оживляет речь, помогает лучше, чем описание или косвенная речь, передать чужие мысли и чувства, что не остается без отклика у слушателей.

    Прямую речь полезно использовать и для своеобразных речевых характеристик, что тоже не оставляет слушателей равнодушными. При этом цитируются высказывания и весьма известных личностей.

    Для усиления эмоционального воздействия могут быть использованы также различные эмоциональные восклицания. Это позволяет своевременно обратить внимание слушателей на определенное положение, выразить к нему отношение говорящего, а также побудить слушателей воспринимать его мнение или его призыв к определенному действию.

    Для эмоционального воздействия коммуникативной речи можно использовать в ней и отступления, прямо не относящиеся к теме, но в той или иной ситуации соответствующие той цели, которую выступающий перед собой поставил.

    Однако эмоциональные отступления должны быть достаточно краткими и главное выразительными, так как длинные и скучные не только отвлекают внимание, но и утомляют слушателей.

    11. Любительское художественное творчество как форма организации

    досуга и социокультурной активности.

    Любительское художественное творчество как специально организованная деятельность, осуществляемая в условиях свободного времени, развивается в соответствии с эстетическими потребностями различных розных категорий населения, в силу чего приобретает особую социально-культурную значимость. Социальная база любительского художественного творчества в Беларуси представлена самой широкой аудиторией (по возрастному, образовательному, профессиональному и др.признакам).

    Как социально-педагогическая система любительское художественное творчество обладает значительным воспитательным потенциалом, в его организации органично сочетаются культурно--образовательные и креативно развивающие технологии, индивидуальное и коллективное начало, организационные и воспитательные подходы. Это творчество активно способствует инкультурации и социализации личности средствами художественного искусства. Оно является активным средством самореализации творческих способностей личности, ее самоактуализации, содействует содержательной организации художественного досуга значительной части населения.

    Сегодня при государственных клубных учреждениях функционирует более чем 25 тысяч различных клубных формирований, которые объединяют около 300 тысяч участников. Две трети этих формирований и участников – потенциал художественного творчества. Ежегодно в республике с их участиям проводится более чем 80 тысяч концертов и спектаклей, 25 тысяч театрализованных праздников, 20 тысяч выставок произведений народного декоративно-прикладного искусство.

    Существенную роль в развитии художественного любительского творчества выполняют клубные учреждения Беларуси (системы Министерства культуры Республики Беларусь, системы Федерации профсоюзов Беларуси и др.) как общедоступные гуманистически сориентированные социальные институты регулируют социально–культурными процессами в сфере любительского творчества, обеспечивают его организованный характер и социально-воспитательную направленность деятельности любительских коллективов.

    Художественное любительство в Беларуси представлено значительным количеством вокально-хоровых коллективов (хоры, ансамбли с академической, народной и эстрадно--джазовой манерой исполнения и др.).

    Богатыми традициями отличается жанр инструментальной музыки (оркестры, ансамбли народных инструментов, духовой, эстрадной, джазовой музыки и др.).

    Достаточное развитие получило любительское творчество в сфере хореографического искусства (народный, классический, бальный, эстрадный, спортивный танец и др.).

    Активно развиваются коллективы малых форм любительского творчества (бардовская песня, студии эстрадного пения, рок-группы, эстрадные ансамбли, дискотеатр и др.).

    В городе Минске функционирует около 4400 коллективов художественного любительского творчества. Вокально--хоровых -- 341; хореографических -- 493; инструментальной музыки --244.

    Деятельность любительских коллективов в Беларуси регулируется законом “О культуре в Республике Беларусь" (2004 г.), “Положением о самодеятельном коллективе художественного творчества Республики Беларусь”, “Положением о народном (образцовом) самодеятельном коллективе художественного творчества Республики Беларусь” (оба 1999 года). “Положением о заслуженном любительском коллективе Республики Беларусь” (с 2001 года). Государственное законодательство обеспечивает достаточно высокую степень свободы культурно-творческой деятельности любительским коллективам, дает возможность нововведений и экспериментирования в сфере любительского творчества, проявления творческой инициативы, действительной самодеятельности населения.

    Об общественном признании уровня исполнительского мастерства коллективовлюбительского художественного творчества говорит количество “народных ” и “образцовых" коллективов. В целом по республике насчитывается более 1600 таких любительских формирований. В государственных клубных учреждениях работает 1500.

    Около 250 любительских коллективов системы Федерации профсоюзов Беларуси и 200 любительских формирований системы Министерства образования также имеют почетные звания ( на 01.01.2005 г.).

    Большое внимание в стране уделяется развитию национальных культур. В Беларуси проживают представители 123 национальностей. Многие из них имеют свои общественно-культурные объединения.. Традиционным стал республиканский фестиваль национальных культур, в котором принимают участие лучшие художественные коллективы и исполнители самых разных жанров народного творчества.

    Наиболее самобытным любительским коллективам, имеющим почетное звание “народный” и “образцовый”, присвоено звание “Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь”(с 2001 года): народному ансамблю танца “Радость” Брестского городского Дома культуры; народному вокально-хореографическому ансамблю “Гомий” Гомельского городского центра культуры; народному фольклорному гурту “Журавинка” Слободского сельского Дома культуры Лельчицкого района Гомельской области; народному фольклорному ансамблю “Крупицкие музыки ” Крупицкого центра культуры Минского района; народному ансамблю белорусской песни “Терница” Минского Дворца культуры и спорта железнодорожников; народному фольклорному ансамблю “Поозерье” Поставской детской музыкальной Витебской области; народному ансамблю белорусской песни “Медуница” Дворца культуры и техники унитарного предприятия “Могилёвское производственное объединение “Химволокно”; народной хоровой капелле Республиканского Дворца культуры профсаюзов; народному ансамблю народной музыки и песни "Полешуки" Ивановского центра культуры и народных традиций Брестской области;, народному ансамблю песни и танца "Спадчына" Дворца культуры города Молодечно" Минской области; народному камерному оркестру "Ричеркар" Республиканского Дворца культуры профсоюзов, народному любительскому ансамблю народной музыки "Выцінанка" Столинского городского Дома культуры; любительскому симфоническому оркестру Молодечненского художественного училища им. М.К. Огинского; образцовому ансамблю танца "Ровесник" республиканского Дворца культуры профсоюзов ( на 2005 год).

    Система подготовки профессиональных руководителей для любительских коллективов включает Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белорусскую академию музыки, училища культуры и искусств и др. В 3800 государственных клубных учреждениях руководство любительскими музыкальными коллективами осуществляют специалисты с образованием в области культуры и искусств ( с высшим образованием --2155 чел., со средним специальным -- 4920 чел.)

    Научно-исследовательскую деятельность в сфере любительского художественного творчества осуществляют Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белорусский государственный институт проблем культуры, областные научно-методические центры народного творчества. Изучаются проблемы бытования разных видов и жанров любительского творчества, исследуется его жанровая проблематика, вопросы концертно-фестивальной деятельности, подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов, информационно-методические аспекты поддержки любительского художественного творчества, вопросы фестивальных технологий и репертуара.

    Позитивные сдвиги, что наблюдаются в развития народного творчества, непосредственно связаны с активизацией в регионах концертно-творческой деятельности. Почти в каждом районе силами любительских коллективов осуществляется концертно-филармоническая деятельность. Поддержка норм концертно-филармонической жизни в районах требует как жанрового разнообразия художественных объединений, да и достаточно высокого уровню их исполнительского мастерства.

    14. Профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы в

    учебных заведениях Беларуси. Высшая школа Республики Беларусь перешла на подготовку кадров по новым образовательным стандартам второго поколения. Особенности внедрения нового поколения стандартов заключается в том, что образо- вательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной дея- тельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реали- зации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника. В настоящее время на факультете культурологии и социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств разработаны, утверждены и внедрены образовательные стандар- ты высшего образования (первая ступень) по специальностям «Культуро- логия», «Социально-культурная деятельность», «Искусствоведение». Стандарт «Культурология» включает направление «Культурология фун- даментальная», квалификация «Культуролог-исследователь. Преподава- тель» по следующим специализациям: «Теория и история культуры», «Мировая и отечественная художественная культура», и направления «Культурология прикладная», квалификация «Культуролог-менеджер», по специализациям «Менеджмент социальной и культурной сферы», «Менеджмент международных культурных связей», «Менеджмент рек- ламы и общественных связей», «Информационные системы в культуре». Стандарт по специальности «Социально-культурная деятельность» включает следующие специализации: «Организация и методика социаль- но-культурной деятельности в культурно-досуговых учреждениях», «Ор- ганизация и методика социально-культурной деятельности в театрально- зрелищных учреждениях», «Организация и методика социально- культурной деятельности в санаторно-оздоровительных и туристско- спортивных учреждениях» с присвоением квалификации «Специалист социально-культурной деятельности, преподаватель». Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обу- чения составляет 4 года; 240 зачетных единиц (кредитов). Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обуче- ния увеличивается соответственно на 1 год. 81 Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование сле- дующих групп компетенций: – академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения учиться; – социально-личностных компетенций, включающих культурно- ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценно- стей общества и государства и умение следовать им; – профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обес- печивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятель- ности. Требования к академическим компетенциям Специалист должен обладать следующими академическими компе- тенциями: • владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для решения теоретических и практических задач; • владеть системным и сравнительным анализом; • владеть исследовательскими навыками; • уметь работать самостоятельно; • быть способным порождать новые идеи (креативность); • владеть междисциплинарным подходом при решении проблем; • иметь навыки, связанные с использованием технических уст- ройств, управлением информацией и работой с компьютером; • иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуника- ция); • уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Требования к социально-личностным компетенциям Специалист должен иметь следующие социально-личностные ком- петенции: • обладать качествами гражданственности; • быть способным к социальному взаимодействию; • обладать способностью к межличностным коммуникациям; • владеть навыками здоровьесбережения; • быть способным к критике и самокритике (критическое мышление); • уметь работать в команде. Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен пре- вышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудитор- ной работы. Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного про- цесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учеб- но-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 24- 36 часов. 82 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисцип- лине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам. Срок реализации образовательной программы при дневной форме обуче- ния составляет 203 недели. Отличительной особенностью образовательных стандартов является большой перечень курсов и дисциплин по выбору студентов, который пересматривается перед каждым учебным годом. Система высшего учебного образования в Республике Беларусь не предусматривает бакалавриата. Подготовка специалистов для социально- культурной сферы производится на уровне специалитета и магистратуры. Магистратура имеет как научно-педагогическую направленность, так и практико-ориентированную. Студенты второй ступени научно- педагогической магистратуры сдают кандидатские экзамены по филосо- фии, иностранному языку, кандидатский зачет по информационным тех- нологиям и после успешной защиты магистерской диссертации им при- сваивается степень магистра культурологии, искусств, педагогических наук. Студенты практико-ориентированной магистратуры по специаль- ности «Арт-менеджмент» с присвоением степени «магистр- менеджмента» кандидатские экзамены и зачеты сдают по выбору (фа- культатив). В качестве эксперимента абитуриенты, поступающие на творческие специальности в БГУКИ зачисляются по одной средней оценке, которая включает два централизованных теста (аналог ЕГЭ) по языку (русский или белорусский), истории и среднему баллу документа об образовании и три оценки по экзамену «Творчество». Отличительной особенностью системы подготовки специалистов со- циально-культурной сферы в Республике Беларусь является обязательное распределение студентов очной формы обучения, обучающихся за счет бюджета. Сроки отработки 2 года, а обучающихся по целевому набору – 5 лет. Итоги трудоустройства выпускников свидетельствуют о большой востребованности на специалистов. Выпускники БГУКИ затребованы самыми разнообразными учреждениями культуры, театрами и клубными учреждениями, центрами народного творчества, органами государственного управления.

    15. Возможности СКД в профилактике и коррекции личности. Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) Марков А.П., Бирженюк Г.М.Основы социокультурного проектирования.Учебное пособие СПб.,1997 с 46. так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

    Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения - познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

    В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

    Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием "звезд" (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

    Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха - 1 апреля, Новый год, Рождество и др.) Игры и развлекательные элементы на вечерах старших школьников. Л.,1980. С. - 32-33..

    Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение людьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

    И если данному обществу требуется формирование у людей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм социально-культурной деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. Грубость в воспитании должна быть осуждена Рерих Н.К. Избранное / Рерих Н.К. - М., 1972. С. - 317..

    Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы социально-культурной деятельности, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития общества в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

    Следовательно, важно так строить социально-культурный процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью посетителя, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов СК деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации человека на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

    Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Естественно, такая практика может быть выражена в СКД соответствующего учреждения.

    Такой подход в СКД к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

    Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе социально-культурной деятельности происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

    Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной социально-культурной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

    Просветительская ориентация в СКД уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

    Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позиция человека возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен.

    Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

    Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

    Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

    17. Социокультурная среда. Культурологический термин «среда», который служит объектом многих научных исследований и практической деятельности, означает совокупность условий жизнедеятельности индивида, включающая личностные и вещественные элементы, с которыми взаимодействует индивид. Эти элементы оказывают непосредственное воздействие на ценностные ориентиры, нравственную и культурную основу личности, на духовные потребности. В этой связи с уточнением специфики планомерно можно ввести понятие - «социокультурная среда». Итак, социокультурная среда - это система культурных ориентиров, духовных ценностей общепринятых норм, законов, правил общества, с которыми взаимодействует индивид, и которые в этом взаимодействии оказывают влияние на развитие личности. В данной системе «среда-личность» имеется взаимосвязь условий и деятельности. Таким образом, именно в социально-культурной среде могут реализовываться общественные функции культуры, направленные на социально-культурную адаптацию личности в обществе и влияющие на формирование духовных качеств индивида.

    Вещественную сторону социально-культурной среды следует рассматривать как совокупность определённых культурных ценностей в данном социуме и их использование в деятельности индивида, включённого в данную среду. Следовательно, сюда следует отнести также характер организации и механизм функционирования духовных ценностей. В перечень общечеловеческих ценностей среды необходимым составляющим включается и толерантность, как принцип построения взаимоотношений между членами социума.И от того, как будет сформулирована ценностная модель толерантного отношения между субъектами, зависит уровень результативности.

    Разделы «личность» и «социокультурная среда» непосредственно объединены друг с другом. Человек без среды не существует, однако представление социально-культурной среды становится бесполезным, в случае, если мы его не сопоставим с личностью.

    Принято рассматривать то, что развитая среда формируется высококлассными сотрудниками культуры, дизайнерами, живописцами и иными представителями творческих профессий, специализированными негосударственными и муниципальными организациями. Они показывают людям некоторое цивилизованное пространство, которое им предстоит осваивать. Но, в практике подобное освоение сводится к осуществлению мыслей и планов рекомендованных кем-то снаружи.

    Среда - это по существу испытательная «площадка», внутри которой отрабатываются и осваиваются разные по предназначению и показаниям общественно-цивилизованные и реабилитационные методы и процессы. В сущность данного термина входит целый ряд значимых частей.

    Информационно-познавательная, просветительская составная часть определяет получение лицами определений и познаний о настоящих явлениях находящихся вокруг их общества, понимание ими необходимости выделиться со своим непосредственным окружением, потребности познаний в практической деятельности с целью преобразования своего образа существования.

    Досугово-творческая составная часть связана с системой досуга для удовлетворения внутренних и материальных потребностей лиц: предоставление им книг, журналов, газет, создание специальных телевизионных и радиопередач, игр; содействие в организации оздоровительных мероприятий, уроков физкультуры и спорта, посещении театров, выставок, разных цивилизованно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

    Укрепляющей базой для формирования и сохранения и развития социально-культурной среды является присутствие в имеющейся инфраструктуре района или города довольно распространенных современных нетрадиционных и классических досуговых центров, в которых доминирует досуговая активность жителей, независимое культурно-творческое начало.

    Социально-культурная среда - это конкретное данное каждому человеку социальное пространство, в котором он стремительно включается в культурные общественные взаимосвязи. Это комплекс различных обстоятельств его жизнедеятельности и общественного поведения.

    Социум можно представить в виде базисных общественных субъектов (социальных групп, сообществ и учреждений), которые считаются универсальными устойчивыми социальными образованиями.

    Культура как результат человеческой деятельности представляет собой совокупность норм, традиций, идей, ценностей, смыслов, характерных для социальной общности, обеспечивающей социальную принадлежность, индивидуальное самоопределение личности.

    «Культурное» и «социальное» тесно связаны, потому что в любом общественном явлении всегда существует человек как носитель культурных ценностей и социальных ролей. Именно люди являются первичным элементом общественных структур, взаимоотношений и культурных процессов.

    Суть социума - делать жителей нашей планеты публичными, обеспечивать их набором нужных ролей и способами их выполнения. Суть культуры - содействовать формированию духовной личности, преодолению её социально-ролевой однонаправленности в ходе ценностно-ориентированной активности. Рассматривая различия между общественной и культурной системами, можно рассматривать их не только как взаимозависимые, но и как взаимопроникающие системы. Культурная и социальная системы не в состоянии быть разделенными между собой, хоть и имеют все шансы истолковываться как аналитически свободные.



    написать администратору сайта