Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции: 1. Познавательная

  • 3. Организационно–технологическая

  • 4. Идеологическая (ценностно – ориентированная)

  • 3.Огюст Конт - родоначальник социологии как науки. Понятие позитивизма.

  • 5. Классический период в развитии социологии. Его специфика и основные представители

  • соперничество научных школ, борьба и плюрализм мнений.

  • секуляризация религии.

  • Основные направления и представители классической социологии Натурализм: Герберт Спенсер

  • Исторический материализм: Карл Маркс

  • Социологизм: Эмиль Дюркгейм

  • СОЦИОЛОГИЯ экзамен. 1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе


    Скачать 229.59 Kb.
    Название1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе
    АнкорСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    Дата01.02.2017
    Размер229.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    ТипДокументы
    #1625
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    1.Объект, предмет, структура и функции социологи

    Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает «наука об обществе»

    Объектом соц-гии явл-ся об-во, его строение, изменение и функционирование.

    Социологическое изучение об-ва специфично: в отличие от др. наук, исследующих либо отдельные стороны обществ. жизни, либо опред. этап развития, соц-гия, как и философия исследует об-во в целостности и взаимосвязи его сторон, но, в отличие от философии, при изучении об-ва опирается на знание соц фактов, полученных в ходе прикладных исследований. В отличие от психологии безличностна.

    Соц-гия как наука сформировалась с середины 19 века. Предметом социологии является изучение человека в системе сложных общественных отношений порождаемых различными видами социальных взаимодействий между индивидами, индивидами и группой, а так же исследование того как люди создают и изменяют общество и каким образом общество в свою очередь влияет на поведение людей и их представлением о себе.

    Соц-гия подразделяется на :

    • Общую соц-гию

    • соц-гию среднего уровня (частные соц-гич. теории)

    • прикладные соц. исследования

    Общая соц-гия дает общие методологические представлеия об об-ве как таковом, его строении, эл-тах, процессах, происходящих в нем, механизмах изменения и развития, в этом состоит ее задача.

    Общая соц-гия делится на:

    - статическую

    - динамическую

    Функции:

    1. Познавательная, познание законов и закономерностей становления, развития и функционирования социальных явлений и процессов.

    2. Управленческая – т.е. использование социологического знания в управлении (целенаправленное воздействие) социальными объектами.

    3. Организационно–технологическая – создание и внедрение на практике социальных технологий, социальных проектов. Проект – это комплекс мероприятий, реализуемых в определенный период времени и на определенной территории. (Преобразовывающая).

    4. Идеологическая (ценностно – ориентированная) – влияние социологического знания на восприятие событий людьми, их поведения.

    2. Интеллектуальные и социально-исторические предпосылки возникновения социологии как науки.

    Социология как наука оформляется лишь к 19 веку, однако она имеет глубокие интеллектуальные корни.

    Уже Аристотель и Платон рассуждают о возможности построения идеального общества, о формах его правильного устройства и правления, о собственности, группах, из которых состоит общество.

    По Платону (в его работе «Государство») главным орудием строительства идеального общества является нравственное совершенствование его граждан. Ответственность за этот процесс должна нести правящая элита (философы) . Ответственность за этот процесс должна нести правящая элита( философы). Он утверждал, что «рыба гниет с головы, а общество сверху» и добавлял, что не власть силы,  авторитет знаний должен стать орудием управления общества.

    Аристотель рассуждал об ответственности законодателя за выравнивание жизненных шансов своих подданных.  Утверждал, что собственность сама по себе нейтральна и не вредит правам человека, все зависит от того, как ее используют. Отдавая первенство частной собственности, он говорит о  приоритете общественных интересов над  личными, а также необходимости ограничения корыстных интересов богатых и привлечения к управлению бедных.

    В средние века Фома Аквинский сконструировал «Град Божий»(идеальную модель общества). Считал, что человек стремится к объединению, для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей. Только общество может обеспечить безопасность и полного удовлетворения материальных и духовных запросов, т.к. оно объединяет людей разных способностей, занятий, которые взаимодополняют друг друга. Создание государства, с одной стороны, результат естественной склонности людей к общественной жизни; с другой стороны, его появление предопределено волей Бога и опосредовано разумом человека.

    В эпоху Возрождения Томас Мор в работе «Утопия» нарисовал модель утопического общества. Сущность философских идей "Утопии" определяет идея социального преобразования, поиск наиболее совершенной общественной системы, способной обеспечить счастье любому человеку, идея социального равенства, преобразования,   способные обеспечить счастье человеку труда и навсегда покончить с эксплуатацией. 

    Никколо Макиавелли разрабатывает и формирует законы поведения людей. Один из которых гласит: «Зло надо творить сразу, а добро постепенно. В основе политического поведения лежат выгода и силы. Считал, что в политике нужно опираться на силу, а не на мораль, которой можно пренебречь для благой цели.

    Т. Гоббс создал первую договорную теорию происхождения государства, согласно которой оно возникает по договоренности между всеми членами общества для того чтобы защитить каждого отдельного человека от стихийного состояния «войны всех против всех» и тем самым реализовать естественную потребность в порядке и защите.

    О естественном праве человека на жизнь, свободу и собственность писал также Дж. Локк (1632-1704), а представители шотландской школы «моральной философии», в частности А. Смит, оперировали понятием «гражданское общество», означавшим общество, в котором обеспечивается равенство прав индивидов и сословий. Такое общество складывается постепенно, естественно-исторически, самопроизвольно и отдельно от государства, которое может лишь замедлять или ускорять своим вмешательством этот процесс.

     Также Исторические предпосылки возникновения социологии сводятся к формированию капиталистических рыночных отношений, буржуазии как базисного социального класса и гражданского общества, т.е. такого, в котором реальное экономическое неравенство маскируется формальным политическим равенством.

    Обобщая взгляды вышеперечисленных мыслителей, можно выделить осн. идеи, на которые они опираются. Это идеи эсхатологизма (представления о конечных целях историч. процесса), телеологии (учение о целесообразности), этатизма (учение о верховенстве государства), холизма (концепция о приоритете системы над ее составляющими), гегемонизма (во главе всех стоит одна соц. группа), прогресса и тд.

    3.Огюст Конт - родоначальник социологии как науки. Понятие позитивизма.

    Родоначальником социологии считается Огюст Конт.

    Он предположил, что общество как особая сфера бытия (как природа) имеет свои внутренние объективные закономерности, а это значит, что для преодоления общественного кризиса необходимо познать эти законы и внедрить в сознание общества. Он предлагал вместо всех мировых религий создать единую религию позитивизм.

    Позитивизм – это социльно-философское учение, опирающееся в познании общества на универсальный критерий научности, отражающий, по мнению позитивизма, на всеобщие принципы мироздания.

    Также О.Конт сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума: теологическая. метафизическая. позитивная.

    Примитивная (теологическая) стадия (с древнейших времен до 1300 г.) характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов, дающая сверхъестественное объяснение природным явлениям
    Промежуточная (метафизическая) стадия (1300 — 1800 гг.) характеризуется разрушением католицизма, старых верований и связанного с ними общественного порядка. 
    Позитивная стадия (XIX в.) характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни; на смену аристократии приходит социократия — правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место старой, традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству.
    Социология приобрела научный статус и начала формировать свой предмет исследования. Конт создал классификацию наук, в которой социология заняла достаточно высокое место. Однако Конт так и не смог исчерпывающе определить предмет изучения социологии, наметить основные теоретические направления исследования и начать разработку специфического понятийного аппарата социологии. Этому помешали два основных обстоятельства.

    1) Конт находился под значительным влиянием естественных наук, особенно физики и
    биологии. Социологию он называл социальной физикой, а общество отождествлял с биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что социология не должна изучать отдельных индивидов, а только общество или социальные группы.

    2) Конт признавал только так называемые позитивные стороны социологии. По его мнению, социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения, не создавая при этом крупных теоретических построений.
    Конт признавал только так называемые позитивные стороны социологии. По его мнению, социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения, не создавая при этом крупных теоретических построений. Такой подход способен сделать социологию позитивной наукой, которой присущи реальность, полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт приходит к выводу, что социологи в своей деятельности должны ориентироваться только на изучение отдельных полезных фактов проявления социальной реальности, проводить их первичное обобщение без глубокого теоретизирования. Такой взгляд получил название научного позитивизма.
    Позитивный, по ему мнению, означал реально, полезное, достоверное, точное и положительное знание.
    4. Закон Конта о 3 состояниях ума и его влияние на дальнейшее развитие социологии

    Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

    Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех состояниях ума. Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

    • В первом — теологическом — господствует религиозное мировоззрение, человек, в силу преобладающего здесь воображения, представляет весь мир явлений по аналогии со своей собственной деятельностью (антропоморфно). Он олицетворяет предметы и явления природы, видит в них произвольные действия индивидуальных существ или богов (населяет мир богами, духами и т.д.[1]).

    • Во втором состоянии — метафизическом, объясняются явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций, якобы скрывающихся за явлениями[1]).

    • Третье, позитивное состояние ума выражается в научном мышлении. Здесь вымыслы теологии и метафизические отвлеченности заменяются познанием действительных законов природы, то есть постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности (отказ от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей, переход к научному познанию на основе опыта, наблюдению, описанию явлений

    Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий.

    Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории.

    5. Классический период в развитии социологии. Его специфика и основные представители

    В эволюции представлений об обществе можно выделить три периода: донаучный, классический и современный. Донаучный :первое и достаточно полное представление о строении общества (Платон и Аристотель)

    Далее: постепенное наращивание знаний.

    Наконец, в Х1Х в. рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе . В ряду творцов научной социологии выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

    Для классической социологии характерны соперничество научных школ, борьба и плюрализм мнений. В частности, Вебер негативно относился к функционализму Дюркгейма. В то же время он отрицал и марксизм. Другая характеристика этого времени - секуляризация религии. Если Конт и Сен-Симон саму социологию считали новой религией человечества, то Дюркгейм и Вебер анализировали религию как самостоятельный социальный феномен, положив начало социологии религии как научному направлению.

    Основные направления и представители классической социологии


    • Натурализм: Герберт Спенсер

    Считал, что главной причиной изменения общества является эволюция, то есть постепенное развитие человечества, переход от несвязного однородного к социальному целому (обществу), но при этом целое не может и не должно поглощать отдельную личность. Спенсер является основателем органицизма, т.к. сравнивал с общество с биологическим организмом, а отдельные части общества с частями организма. Под давлением идей Дарвина считал, что естественный отбор есть и в человеческом обществе. Являлся сторонником индивидуализма и либерализма, т.к. по его мнению на основе свободного взаимодействия будет достигнуто естественное и устойчивое равновесие интересов членов общества.

    • Позитивизм: Огюст Конт

    Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. societas - общество и греч. logos – учение. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта - отделение «науки» от «метафизики» и теологии.

    В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения.

    Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.

    На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.


    • Исторический материализм: Карл Маркс

    Выдающимся социологом XIX века являлся К. Маркс (1818 – 1883 гг

    По теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь общества.

    Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы. Эти этапы были им названы «общественно-экономические формации». Основу общественно-экономической формации составляет способ производства, характеризуемый определённым уровнем развития производительных сил и отношений. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и т.п. системы, которым соответствуют определённые формы общественного сознания: мораль, религия, искусство и т.п.

    К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию свергнуть старую систему и заменить её новой.

     

    • Социологизм: Эмиль Дюркгейм


    Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Наиболее значительные труды Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и т.д. Им разработаны методология и методы социологических исследований. К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их институтами.

    Также Э. Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

     


    написать администратору сайта