Главная страница
Навигация по странице:

  • М. Вебер делит идеальный тип на исторический и социологический. Исторический «идеальный тип»

  • 11.Социологический анализ М.Вебера и Ф.Тённиса традиционного и современного типов общества. Учение о бюрократии.

  • 12.Вклад в развитие социологии Ф.Тенниса, Г.Зиммеля и В.Паретто

  • Фердинанд Теннис

  • Теннис выделял три таких социальные формы

  • Социолог также классифицировал их на три категории

  • Георг Зиммель

  • Вильфредо Парето

  • СОЦИОЛОГИЯ экзамен. 1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе


    Скачать 229.59 Kb.
    Название1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе
    АнкорСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    Дата01.02.2017
    Размер229.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    ТипДокументы
    #1625
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    10.Понимающая социология М.Вебера. Понятие идеального типа.

    Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «чувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.

    Важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера является понятие идеального типа. Идеальный тип - это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности (эталон). Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

    Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «ценностно-независимого» исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал необходимость разработки социологии, свободной от оценочных суждений.

    М. Вебер делит идеальный тип на исторический и социологический.
    Исторический «идеальный тип» – это отражение естественного исторического процесса.

    Социологический тип сконструирован социологом и играет роль инструмента в познании окружающей действительности. М. Вебер считает, что в своей деятельности человек руководствуется определенными целями. Таким образом, действия человека или группы главным образом носят осмысленный характер.

    Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий:

    1) целерациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели),

    2) ценностнорациональное (побуждается ка кой-либо ценностью),

    3) традиционное (ориентировано на обычай),

    4) аффективное (под влиянием чувств).

    Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального отличия от естественных наук. Если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми. Люди совершают свои действия под влиянием каких-то сознательных побуждений и ориентируясь на других. Социология может предлагать вероятностные сценарии развития обществ.
    11.Социологический анализ М.Вебера и Ф.Тённиса традиционного и современного типов общества. Учение о бюрократии.

    Ф. Теннис использует термины община и общество, чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) - к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем:

    1) Община предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество основано на стремлении к личной выгоде;

    2) община придает основное значение обычаям, в то время, как общество основано на формальных законах;

    3) община предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в общество проявляют специализированные профессиональные роли;

    4) община опирается на религиозные, а общество - на светские ценности;

    5) в основе общины лежит семья и община, а в основе общества - крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

    Община – нечто естественное, общество – искусственное.

    Общность может строиться по следующим основаниям: 1) на географической близости (село, коммуна, приход, нация), 2) на психологической близости, 3) на кровнородственной близости (семья), 4) на духовной близости (круг друзей и единомышленников).

    Термин "Gemeinschaft" применяется у Тенниса по отношению к таким разным социальным единствам, какими выступают семья, корпорация, церковь, сельское товарищество, родовая, деревенская, политическая, христианская и городская общины. Все они - сплоченные совокупности, социальные солидарности, образованные на основе естественных человеческих отношений. В общность, строго говоря, не вступают - в ней оказываются автоматически, хотят того или нет. С общностью люди связаны родовыми узами, избегнуть которых они не могут. Индивид естественно принадлежит к своей семье, своей деревне, своей родине, своей расе - и принадлежность эта природная, непроизвольная.

    Gemeinschaft и Gesellschaft - полярные типы, чистые оппозиции двух начал социального бытия: личного и безличного (персонального и имперсонального), чувственного и бесчувственного, индивидуального и коллективного. Теннис предложил ставшую позже классической типологию социальности: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты. Субъектами отношений родства выступает семейная ячейка: мать и дети, братья и сестры, отец (различные виды отношений и позиций в семье).
    Общество представляет собой сознательное социальное объединение, основанное на договоре и вступлении членов. В него входят свободно, по собственной воле - но могут и не входить. Общество - продукт целиком и полностью искусственный. В природе оно естественным образом не возникает и не существует. Его намеренно создают, затем часто изменяют, модифицируют, подправляют, переделывают.
    Вебер: Традиционными Вебер называет все прежде существующие типы обществ. Важнейший признак традиционных обществ — отсутствие в них господства формально-рационального хозяйства. Хозяйство руководствуется не только экономическими, но и внеэкономическими критериями — традицией, ценностями. При таком функционировании экономики удовлетворяются потребности общества в целом и вместе с тем не нарушаются некие общепризнанные этические нормы. Формально-рациональное хозяйство, в свою очередь, ориентируется только на рентабельность и не признает внеэкономических регуляторов. Формально-рациональный характер капиталистической экономики означает ее автономию по отношению к человеческим потребностям, удовлетворение которых составляет цель хозяйственной деятельности в традиционных обществах.
    Наивысшей стадией развития современного общества Вебер считал капитализм, как рациональность в наиболее конкретизированном виде. Здесь капитализм выступает как «идея капиталистической культуры» , то есть культуры, где господствуют только интересы реализации частных капиталов. Основными факторами генезиса капитализма, по Веберу, являются не материальные, а духовные явления, из которых главное — протестантская религия, проповедующая неустанный труд, аскетическое поведение, благоразумие. «Аскеза действия находит свое выражение в миру, преобразуя его рационально, с помощью какой-либо профессии» . Лишь аскетический протестантизм, по мнению Вебера, создал религиозные мотивы именно в сфере мирской профессии, так как ищет религиозного спасения в рационализированном осуществлении своего призвания. Все это в совокупности ведет к накоплению капитала, развитию торговли и предпринимательской деятельности, основанной на доверии и честности.
    Учение о бюрократии

    Понятие «бюрократия» имеет два смысла:

    1) определенный способ управления;

    2) особая социальная группа, осуществляющая этот процесс управления. М. Вебер выделял рациональность в качестве основной характерной черты любой бюрократической организации. Бюрократическую рациональность, по М. Веберу, следует рассматривать как воплощение капитализма; поэтому решающую роль в бюрократической организации должны играть технические специалисты, получившие специальную подготовку и пользующиеся в своей работе научными методами.
    Бюрократическая организация характеризуется целым рядом важных черт, среди которых М. Вебер выделяет следующие:

    1) эффективность, достигаемую главным образом благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата, что дает возможность использовать на каждой из позиций узкоспециализированных и высококвалифицированных специалистов;

    2) строгую иерархизацию власти, которая позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящего;

    3) формально установленную и четко зафиксированную систему правил, обеспечивающую единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям, а также не допускающую неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений; сотрудники бюрократической организации подчиняются прежде всего этим правилам, а не конкретной личности, которая их выражает;

    4) безличность административной деятельности и эмоциональную нейтральность отношений: каждый функционер выступает как формальный носитель социальной власти определенного уровня, представитель занимаемой им должности.
    К другим характерным чертам бюрократии относятся также следующие: администрирование, основанное на письменных документах; рекрутирование персонала на основе способностей, полученных с помощью специального образования; долгосрочная служба; продвижение на основе старшинства или заслуг; разделение приватного и официального дохода.
    Современный научный анализ позиции М. Вебера утверждает, что его идея о рациональности бюрократии содержит в себе два несколько различающихся момента. В одном смысле рациональность бюрократии состоит в том, что она максимизирует техническую эффективность. В другом смысле бюрократия представляет собой систему социального контроля или власти, которая принимается членами организации или социальной общности, поскольку они рассматривают правила как рациональные и справедливые – «легально-рациональная» система ценностей. Основная цель М. Вебера состояла в широком историческом сравнительном анализе способов политического администрирования и их воздействия на общество, он стремился выявить бюрократический идеальный тип. Реальные бюрократические организации достаточно часто оказываются неэффективными: они несут в себе наряду с рациональными чертами немало нерациональных, наряду с формальными отношениями – неформальные. Не говоря уже о том, что повиновение здесь нередко превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.
    12.Вклад в развитие социологии Ф.Тенниса, Г.Зиммеля и В.Паретто

    Георг Зиммель, Фердинанд Теннис, Вильфредо Парето – ученые, которые во многом способствовали окончательному оформлению социологии как науки. Хотя каждый из них выдвигал свои научные построения, вместе они пополнили методологическую базу и понятийный аппарат социологии. Эти ученые акцентировали свое внимание на изучении общества, его структуре и функционировании.

    Фердинанд Теннис (1855-1936) – основатель формально-аналитической школы немецкой социологии, видевшей главную задачу социологии в разработке абстрактно-теоретических схем, на основе которых можно анализировать все общественные явления и процессы. По мнению Тенниса, социология изучает те явления общественной жизни, которые образуются межличностными отношениями людей и их волеизъявлением. Эти отношения не только субъективны по своей природе, но и объективны, предопределены условиями жизнедеятельности людей.

    В основу своей теоретической конструкции Теннис положил понятия "община" и "общество", которыми он обозначил два условных полюса, между которыми располагаются все интересующие социологию явления. Отношения типа "община" характеризуются доверительностью, интимностью, взаимной привязанностью и т.п., а отношения типа "общество" – расчетливостью, ориентацией на выгоду. В "общине" господствует "естественная воля", а в "обществе" – рациональная. Регуляторами отношений в "общине" выступают обычаи, традиции, религии, а в "обществе" – государственные учреждения, правовые нормы и общественное мнение. Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.

    Теннис выделял три таких социальные формы:

    1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;

    2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;

    3) корпорации – социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.
    Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также классифицировал их на три категории:

    1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;

    2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;

    3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

    Социальные явления прошлого и настоящего должно, по Теннису, изучать путем эмпирической фиксации в них признаков либо "общины", либо "общества". В этом он усматривал специфику основного метода социологии. Предложенная им понятийная конструкция была отвергнута последующими теоретиками, но сам принцип дихотомического противопоставления, названный впоследствии методологией идеальных типов, получил развитие в исследованиях М. Вебера, Р. Редфилда, Г. Беккера, Т. Парсонса и многих других социологов.

    Георг Зиммель (1868-1918) предложил свой вариант истолкования предмета, основного метода и базовой теоретической конструкции социологии. Объектом социологии, по его мнению, выступает общество, которое он понимал как процесс социальных взаимодействий и итог этих взаимодействий. Предметная область социологии, по Зиммелю, ограничена изучением "социаций" – устойчивых форм социальной жизни, придающих обществу целостность и стабильность. Речь идет о таких известных формах человеческого общежития, как господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, социальный контроль, мода и т.п.

    Исследование "социаций", установление степени устойчивости "чистых" форм социальности, предполагает применение историко-сравнительного метода. Именно этот метод, по Зиммелю, есть основной способ социологического анализа. Он не исключал других методов социологии (в т.ч. наблюдений, опросов, экспериментов), сам использовал их при изучении городского образа жизни, социальных типов личности, межличностных и других социальных конфликтов, но расценивал их в качестве дополнительных к сравнительно-историческому анализу. Чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических аспектов. Понятие «чистой формы» позволяет социологу исключить из процесса исследования человеческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания.
    Вильфредо Парето (1848-1923) – итальянский социолог и экономист, предложивший иной вариант осмысления научных атрибутов социологии. По его мнению, главная цель социологии – изучение общества как целостной системы, постоянно находящуюся в состоянии постепенного нарушения и восстановления равновесия. Вторым основополагающим звеном социологической концепции исследователя стала эмоциональная сфера человека, рассматриваемая автором как основа социальной системы.

    Согласно его теории, общество становится системной целостностью благодаря действенности пяти факторов: 1) бессознательных импульсов поведения людей, имеющих врожденный характер (инстинктов); 2) "дериватов", т.е. идеологий, "псевдологических теорий и аргументов", придумываемых людьми для того, чтобы "скрыть истинные побуждающие мотивы действий, корень которых в иррациональных пластах человеческой психики"  ; 3) экономических факторов; 4) неравенства человеческих существ и социальных групп; 5) социальной мобильности и циркуляции элит.

    В отличие от К. Маркса, считавшего экономику первостепенно значимой в общественной жизни, Парето настаивает на важности двух первых факторов, ставит экономические факторы лишь на третье место в ряду образующих общественную систему причин. Он выдвинул и отстаивал положение о том, что в основе общественной жизни лежат бессознательные и нелогичные действия людей, не поддающиеся пониманию в веберовском контексте.

    Парето полагал, что социология может справиться с исследованием общества как целостной системы при условии ее объединения с теми науками, которые ныне называют психологией, политологией, религиоведением (теологией), правом, политической экономией и историей. Эта синтетическая социальная наука (по терминологии Парето – "общая социология") имеет свой метод – "логико-эмпирический анализ", составляющими которого выступают наблюдение, эксперимент и способы математической обработки

    Другим важным элементом учения Парето была классификация социального действия. Социолог выделял два типа социального действия в зависимости от мотивации факторов:

    1) логическое социальное действие осуществляется на основе разума и регулируемых норм;

    2) нелогическое социальное действие характеризуется незнанием людей их совершающих истинных объектов связей между явлениями.
    Другим феноменом общественной жизни, изученным Парето, стала элита. Сам мыслитель определил ее как избранную часть населения, принимающую участие в управлении обществом. Парето указывал, что элита не является постоянной и в обществе происходит процесс ее смены – круговорот элит.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта