СОЦИОЛОГИЯ экзамен. 1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе
Скачать 229.59 Kb.
|
Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа
Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт: 1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль; 2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно; 3) внутригрупповые конфликты; 4) между социальными группами; 5) конфликты на уровне общества в целом; 6) межгосударственные конфликты. Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия– от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества. Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого творения. Последователем идей Гусреля стал его ученик Альфред Шюц. Феноменологическая социология Шюца. Построена на основе понимающей социологии вебера. Считал, что объективный мир строится на субъективных представлений человека о нем. Поэтому для социологии важен не систематизированный научный позитивный мир, а жизненный мир человека, построенный на совокупности его переживаний. Не все переживаемые субъектом явления имеют для него «значение», не все они осмыслены, отрефлексированы. Осмысляются, главным образом прошлые явления, вошедшие уже в субъективный опыт, но не настоящие, не актуальные. Таким образом мы приходим к «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена» — объекта нашего осознания — через чувственное восприятие. Наше восприятие объекта, основанное на пяти чувствах, может только сказать нам, что он есть, определить его цвет, звук, форму и т. д. Однако этот объект ничто для нас, он лишь существует рядом с нами. «Обозначивая» объект, именуя его, придавая ему значение, мы входим с ним в определенное отношение, поскольку он начинает быть выражением каких-то наших черт и признаков, становится значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый нашим сознанием. Этот переход от чувственного опыта к логическому упорядочению и определению, который производится вначале в сознании отдельного индивида, а затем — во взаимодействии между индивидами и является стержнем феноменологической социологии. Если другие теоретические подходы к человеческой деятельности рассматривают ее, прежде всего как отношение к внешним объектам и другим людям, то здесь действие — это в первую очередь воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания, это внутренний процесс осознания. Правда, перенесение деятельности внутрь, в наше сознание, затрудняет построение теории общества, но зато позволяет построить теорию личности и индивидуального поведения. Феноменологическая социология полагает:
|