Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.Современные макросоциологические теории и их основные представители Структурный функционализм

  • Толкотт Парсонс

  • Ральф Дарендорф

  • Льюис Козер

  • Теория социальных изменений. Герберт Спенсер

  • 14.Микросоциологический подход к рассмотрению взаимодействия человека и общества.

  • СимволическийинтеракционизмМида

  • Теория коммуникативных действий Хабермаса.

  • Жизненномумиру

  • Феноменологическая социология Шюца.

  • Третьей

  • 16.Основные представители российской социологии. Петр Чаадаев

  • Николай Данилевский.

  • Михаил Бакунин

  • Петр Кропоткин

  • СОЦИОЛОГИЯ экзамен. 1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе


    Скачать 229.59 Kb.
    Название1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе
    АнкорСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    Дата01.02.2017
    Размер229.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    ТипДокументы
    #1625
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Круговорот элит – это процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, в результате которого происходит изменение состава избранной части населения путем вхождения в нее членов из низшей системы общества, которые соответствуют двум основным требованиям к элите: умению убеждать и умению применять силу там, где это необходимо. Механизмом, посредством которого происходит обновление правящей элиты в мирное время, является социальная мобильность.

    13.Современные макросоциологические теории и их основные представители

    Структурный функционализм. Концептуальные основы данной теории разработал американский социолог Толкотт Парсонс (1902 — 1979 г.г.). Суть состоит в идее консенсуса. Согласие и консенсус доминируют над конфликтом. Он рассматривал общество, как целостный организм (систему), отдельные части (элементы) которого выполняют специализированные функции. В качестве элементов общества могут выступать индивиды, группы, общности, институты, внутри которых устанавливаются функциональные отношения.

    Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы социальных систем. По его мнению, для сохранения своего равновесия любая социальная система должна выполнять четыре функции:

    ·     адаптацию (приспособление к окружающей среде);

    ·     целедостижение (постановка и достижение целей);

    ·     интеграцию (поддержание внутреннего единства и координация функций);

    ·     латентность (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).

    В обществе эти функции выполняют следующие структурные элементы: экономика (функция адаптации), политика (функция целедостижения); правовые и социокультурные институты (функция интеграции), институты семьи, образования, религии (функция латентная).

    По мнению Т. Парсонса, развитие общества - это эволюционный процесс, для которого характерен высокий уровень организации системных отношений, повышение сложности системы.

    Он считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя во многом равновесие определяет ее жизнеспособность. Поэтому процесс социального изменения можно представить как “подвижное равновесие”.

    В противовес структурно-функциональному подходу, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление.

    Теория социальных конфликтов. Яркими представителями конфликтологического направления являются Ральф Дарендорф и Льюис Козер.

    Ральф Дарендорф (р. в 1929 г.) — немецкий социолог, публицист, идеолог современного либерализма. Конфликт – двигатель общества. Он разработал концепцию конфликтной модели общества, суть которой заключается в следующем:

    ·  каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;

    ·  в каждом обществе есть несогласие и конфликт;

    ·  каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;

    ·  каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

    Дарендорф считал конфликт неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Причины возникновения конфликта он объяснял, преимущественно, политическими факторами (борьба за власть, престиж, авторитет, ресурсы).
    Он верил в возможность снижения уровня социальной напряженности и предлагал регулировать конфликты. По его мнению, процесс регулирования конфликтов может быть успешным только в открытых демократических обществах.

    Льюис Козер (р. в 1913 г.) — американский социолог, автор теории позитивно-функционального конфликта, основной тезис которой заключается в следующем:
          стабильность социальной системы не исключает, а напротив, предполагает борьбу интересов и столкновений.

    Козер считал, что конфликт неотъемлемая черта социальных отношений. Он выполняет в обществе такие позитивные функции, как:

    ·         интеграция социальной системы;

    ·         поддержание солидарности внутри группы;

    ·         укрепление межличностных отношений;

    ·         эмоциональная разрядка напряженности.

    Конфликт играет важную роль в обновлении общества: порождает новые социальные нормы и институты, стимулирует экономический и технологический прогресс.

    В рамках макросоциологических теорий изучается общество в целом, а также процессы, происходящие в нем.

    Карл Маркс проанализировал современное ему состояние общества. Он впервые рассмотрел общественное развитие как результат длительного исторического процесса. Он провел тщательный анализ причин социального неравенства и конфликтов в обществе. Жизнь людей и отчасти их внутренний мир, по его теории, определяются способом общественного производства. Для изменения этой ситуации необходимы радикальные преобразования общества. На определенной стадии общественного развития возникает противоречие по поводу присвоения факторов и результатов производства. В это время должна произойти социалистическая революция, с помощью которой это противоречие будет устранено. Впоследствии эта теория была взята за основу коммунистами.
    Теория социальных изменений. Герберт Спенсер пытался объяснить функционирование общества через проведение параллелей с биологическим организмом. Общество тоже является единым целым, но при этом оно не должно поглощать человека как личность подобно тому, как в живом организме взаимосвязаны органы и их системы, которые функционируют слаженно.

    Сравнивая исторические события разных эпох и прослеживая этапы развития общества, Спенсер уподоблял общество организму по ряду признаков: рост общества; усложнение структуры и состава общества в процессе эволюции; разделение функций между индивидами (подобно разделению функций в организме).

    Спенсер считал естественным существующий ход развития и потому не считал нужным вмешиваться в этот процесс. Спенсер выступал против революций, реформ, государственной поддержки общества, так как не видел в этом необходимости. С его точки зрения, общество — лишь совокупность индивидов. Их способности и таланты — часть общей эволюции.

    14.Микросоциологический подход к рассмотрению взаимодействия человека и общества.

    Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.

    СимволическийинтеракционизмМида:
    Мид считал, что все формы взаимодействия людей подразумевают общение, базирующееся на чтении определенных социальных символов. Поведение человека рассматривается в социально-ориентированной позиции как внешнее проявление внутреннего мира в практической жизни.
    Общество – это сумма межличностных взаимодействий Я и ТЫ, Я и ДРУГИЕ.
    Личность воспринимает себя косвенно через точки зрения других индивидов.


    Мид рассматривал личность как социальный продукт, формирующийся в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения. «Принятие роли другого» обеспечивает превращение внешнего социального контроля во внутренний самоконтроль и формирование человеческого Я. ( Через процесс принятия роли индивиды развивают свою самость, так как каждый раз в процессе общения принимают роль общающегося. ) Сознательная регуляция поведения описывается как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлениями о самом себе. Я как то,что может быть объектом для самого себя, является социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта.
    Действующий может обдумать, как может отреагировать другой человек, и подготовить свою реакцию на его реакцию. Например, жена упрекает мужа и, зная, что это вызовет у него агрессивную реакцию, готова к «боевым действиям».


    Теория коммуникативных действий Хабермаса.
    Исходным и центральным пунктом этой концепции является категория «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется как горизонт значений, который составляет основание жизненного опыта индивида.
    В понятии «жизненный мир» существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненномумиру противостоит Системныймир, состоящий из анонимных и деловых отношений, которые имеют место на экономическом рынке и в гос. Ииститутах. Эти 2 мира обладают качественными признаками различия, которые сводятся к понятию рациональности.


    Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, а системному миру- инструментальная.

    Коммуникативная рациональность–цель: производство процедурного знания, теоретического и практического знания вообще на основе рациональности, согласованности (консенсуса) и понимания. Инструментальная рациональность- подчинения деятельности критерию одной лишь эффективности.
    Изменение типов рац-типроисходит на фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей, которые включают как когнитивную (способность к восприятию и переработке информацииии), так и производственную деятельность.
    Теория является синтезом рациональностисоц.действия и интеракции(взаимного влияния). Особое значение в этой модели принадлежит языку, с которым зарождается действие, ориентированное на взаимопонимание.

    Феноменологическая социология Шюца.

    Построена на основе понимающей социологии вебера. Считал, что объективный мир строится на субъективных представлений человека о нем. Поэтому для социологии важен не систематизированный научный позитивный мир, а жизненный мир человека, построенный на совокупности его переживаний. Не все переживаемые субъектом явления имеют для него «значение», не все они осмыслены, отрефлексированы. Осмысляются, главным образом прошлые явления, вошедшие уже в субъективный опыт, но не настоящие, не актуальные. Таким образом мы приходим к «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена» — объекта нашего осознания — через чувственное восприятие. Наше восприятие объекта, основанное на пяти чувствах, может только сказать нам, что он есть, определить его цвет, звук, форму и т. д. Однако этот объект ничто для нас, он лишь существует рядом с нами.
    «Обозначивая» объект, именуя его, придавая ему значение, мы входим с ним в определенное отношение, поскольку он начинает быть выражением каких-то наших черт и признаков, становится значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый нашим сознанием. Этот переход от чувственного опыта к логическому упорядочению и определению, который производится вначале в сознании отдельного индивида, а затем — во взаимодействии между индивидами и является стержнем феноменологической социологии.
    Если другие теоретические подходы к человеческой деятельности рассматривают ее, прежде всего как отношение к внешним объектам и другим людям, то здесь действие — это в первую очередь воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания, это внутренний процесс осознания. Правда, перенесение деятельности внутрь, в наше сознание, затрудняет построение теории общества, но зато позволяет построить теорию личности и индивидуального

    поведения.

    15.Предпосылки и своеобразие российской социологической мысли. 

    Становление и эволюция социологии России были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, масштабностью, обычаями, традициями, и пр.

    Общественная жизнь России во многом определила своеобразие ее мировоззренческих теорий по сравнению с социальными теориями Запада и США. Основные из них заключаются в следующем.

    Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.). Не случайно Плеханов, говоря о великом русском критике Белинском, охарактеризовал его как «великого социолога». Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Крижанича, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева, с идеологией славянофилов, а также с трудами русского религиозного философа, поэта и критика B.C. Соловьева. В своих работах они показали блистательные образцы социологического анализа российского общества и личности, доказали, что в понимании многих вопросов государственного устройства и общественных отношений российские мыслители не уступают своим коллегам из других стран, а в чем-то и значительно их превосходят.

    Во-вторых, возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской. Первое направление было ориентировано на усвоение и развитие уже на российской почве идей великих европейских философов — Канта, Гегеля, Фихте и т.д. Славянофильство же предполагало в первую очередь осмысление исторической судьбы России, се культуры и места в мировой цивилизации. По большому счету, обществоведы России не придержи вались узких рамок, а стремились к синтезу идей, полемике с западной наукой.

    Третьей и, пожалуй, главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух течений, складывающихся на основе идей Запада, — позитивизма и марксизма. И это не случайно, так как при всей самобытности русской социологии ее развитие в основе своей протекало в общем русле мирового движения.

    Реформа 1861 г., положившая водораздел между до- и послереформенным этапами русской истории, заострила проблемы экономической, социальной и духовной жизни. Разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений имели своим следствием: а) ослабление позиций общинного социализма; б) рост буржуазно-либеральных взглядов: в) усиление влияния марксистской теории на основе активного роста социальной базы. Четко проявляется также потребность в осмыслении традиций и новаторства в условиях быстро меняющегося общественного уклада.

    Таким образом, развитию социологии в России способствовали следующие факторы:

    • все возрастающий интерес интеллигентных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества;

    • бурное развитие капиталистических отношений, усложнение социальной структуры общества и рост социальной мобильности населения;

    • развитие теорий гуманистической направленности, стремящихся помочь угнетенным людям.


    16.Основные представители российской социологии.

    Петр Чаадаев – один из основоположников социологии. Считал, что Россия не развивается внутренне. Выдвигал задачи поисков новых способов осмысления социальных фактов, моделируя единство истории человечества и ее логико-закономерного характера, подавая свой неординарный анализ русской истории уклада, в котором все нормы, традиции, убеждения и правила признавал в большей степени заимствованными.

    Идеи П Чаадаева, в дальнейшем их развитии, проявились в формировании двух оригинальных направлений русской социально-философской мысли - славянофильство и западничество Фактически это были разные по характеру модели чаадаевской программы русской философско-социальной мысли.

    Представителями западнического направления выступали такие известные общественные и литературе деятели, как В Белинский, О Герцен, М Чернышевский Основными принципами, они пропагандировали, были: революционый прогрессизм, единство мировой истории и ее закономерный характер, роль социальных конфликтов в общественных переменах.

    Николай Данилевский. Он считается создателем первой в истории социологии антиэволюционной модели общественного прогресса. Подверг анализу российскую самобытность, культурно-исторические типы, проблему смысла и направленности истории. Общество он представлял как сумму национальных организмов, развивающихся по собственным законам. Каждый общественный организм он рассматривал как целостность, считал, что человечество не представляет никакой единой целостности, а скорее - подобно стихии, которое в различных точках приобретает определенных форм, конструкций. Наиболее крупные из этих форм, он назвал их культурно-историческими типами, - те в которых самых контрастных и четче сформировались определяющие элементы культуры, - язык, формы быта, культура и т др. Согласно своей классификации, Данилевский выделял положительные культурно-исторические типы, строящие цивилизацию (египетская), и разрушительные типы (татаро-монголы), которые разрушали отжившие цивилизации. Вывел и законы эволюции культурно-исторических типов: общность языка, необходимость независимости, непродолжительность периода расцвета, зависимость полноты расцвета от уровней интегрированности народов. Сущность прогресса Данилевский видел в том, что все не должно идти в одном направлении, а должна развиваться в широком порядке По его мнению, ни одна цивилизация не может гордиться высшей точкой развития по сравнению с другими, наоборот - каждый культурный тип вносит свой вклад, свою особенность и специфичность в общую многообразную сокровищницу человечества.

    Михаил Бакунин – яркий представитель влиятельного направления анархизма. Человек вступает в противоречия с социальными институтами, которые ограничивают его свободу, государство - это всегда власть, сила, которая противостоит народу. Бакунин отмечал, что социализм как общественный строй должен основываться на личностной и коллективной свободе, деятельности свободных ассоциаций. По его мнению, не должно быть никакой правительственной регламентации человеческой деятельности и никакого покровительства со стороны государства.

    Петр Кропоткин – продолжил идеи анархизма. Анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или идеал общества – это философия от природы. Считал, что трудящиеся и крестьяне сами в состоянии построить устройство на основе личностной и коллективной свободы, союза, на основе общины, артелей и ассоциаций людей по интересам. Равенство при этом отождествлялось со справедливостью. Социология Кропоткина ценная прежде учением о взаимопомощи и солидарности как приоритетные факторы социального прогресса, верой в реализацию творческого потенциала человека..
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта